Главная
страница 1страница 2страница 3
Дополнительная образовательная программа

« Основы православной культуры»

«Уроки Жизни»

Срок реализации: 5 лет

Возраст: 7 -12 лет Направленность: культурологическая

( духовно – нравственная культура)

Составитель: учитель начальных классов и курса «Основы православной культуры»

Лукьянова Г.И.

Алексин

2012-2013уч.год

Сегодня созидается будущее России,

а каким оно будет – зависит от нас!

Пояснительная записка.

Программа по курсу «Основы православной культуры» может быть использована для факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях различного типа, поскольку данная проблематика несёт в себе глубокий воспитательный потенциал, предполагает знакомство с национально – религиозным наследием русской культуры, способствует пробуждению национального самосознания личности школьника.

Общероссийская проблема современности - убыль российского населения. Оно деградирует не только численно, но и нравственно. Приходит понимание того, что ни экономические, ни социальные реформы, даже при самом эффективном их проведении, принципиально ничего не изменят, поскольку основная причина современных проблем в другом. Угроза российскому государству исходит не извне, а изнутри, от самого русского «нового человека».

Очевиден факт, что фундаментальная причина, провоцирующая все негативные явления,- это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им духовно-нравственных ориентиров. Как известно, любой человек начинается в семье, истинный смысл жизни в которой на сегодня утрачен, утрачена радость бытия, жертвенной любви, созидательного семейного труда, настоящих семейных праздников, что, в свою очередь, заставляет детей заполнять духовную пустоту порочными удовольствиями. Курс «Основа православной культуры» вбирает в себя сведения о семейных традициях, ценностях, о Боге, Церкви и её развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде, нравственности, познании, искусстве, в межличностных отношениях, в отношениях к себе и миру.

Отсутствие духовности, нравственная распущенность молодого поколения, всего российского населения. Изменились базовые нравственные ценности – на смену главным русским качествам доброте, милосердию, скромности приходят совершенно иные, чуждые истинам православным. А социальные реформы, направленные на повышение рождаемости, принципиально ничего не могут изменить, поскольку основная причина современных проблем в другом. Наше время – время крайних противоречий. С одной стороны во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако с другой, - буквально в наших глазах успехи превращаются в бедствия, а важнейшее достижение последних веков – техносфера, - в технобесие, ибо её совершенствование, превращение в самоцель, требуя неимоверных усилий от человечества, зачастую лишено смысла. И самое страшное в происходящем сегодня – не гонка вооружений, сделавшая реальностью не самоуничтожение человечества, не надвигающаяся экологическая катастрофа (заметим, что экологические бедствия были причиной исчезновения не только многих племён и групп людей и целых цивилизаций), но разложение и извращение самого человека: его воли, мышления, веры, совести… Это резко бросается в сегодняшней России, переживающей самый страшный духовный кризис в своей истории. В этой ситуации всё чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы мира. Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остаётся духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость её изучения в наш прагматический век. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс –« Основы православной культуры».

Курс вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и её развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде, нравственности, познании, искусстве, в межличностных отношениях, в отношениях к себе и миру. Изучение основ Православной культуры формирует жизненную позицию ребёнка. Поэтому педагог должен учить давать оценку происходящему вокруг него с позиции нравственности. Изучение «Основы православной культуры» не может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, более того, это явится самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества и особенно его молодого поколения.

Сегодня мы видим проявление интереса среди детей, молодёжи, родителей к истории нашего народа, его культурным традициям. Стране необходимо, чтобы система образования воспитала у ребёнка чувство национального достоинства и гражданского патриотизма. Ребёнок с детства должен научиться ценить то, что он является гражданином России. Надо знать не только даты, не только цифры – какой протяжённости газопроводы, сколько запасов нефти, но и знать подвиги тех лиц, кто созидал Россию, кто её защищал, кто был носителем духовности, кто создал Великую русскую культуру. Курс «Основы православной культуры» призван научить детей отличать добро от зла, раскрыть перед ними красоту добра и развивать потребность совершать добро, формировать чувство ответственности, воспитывать качества патриотизма.

Основная линия данной программы направлена на выработку у обучающихся понимания значимости сохранения собственного здоровья, как дара нам Божьего, необходимости сбережения его. Важный момент – отношение к близким людям и сохранению их здоровья.

Программа направлена на целенаправленное формирование у детей понимания духовно-нравственных причин возникновения всех болезней, неразрывной связи между телесными и душевными болезненными состояниями людей. Рассматривается влияние образа жизни на здоровье подрастающего поколения, необходимость борьбы с вредными привычками своими и ближайшего окружения, которые являются проявлениями душевной слабости современных людей.

Общечеловеческий смысл христианских заповедей обращён к современному школьнику. Углубление детей в этические основы человеческого бытия и следует воспринимать сегодня как фактор воспитания, который вбирает всё прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром.



Основные направления духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям: 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах ценностях.

6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Человек – это образ Божий. Образование – это не только передача знаний, а воспитания образа Божьего.

Ребёнок не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который надо зажечь.



Главная задача курса « Основы православной культуры» - научить каждого человека следовать указаниям СОВЕСТИ (жить по Заповедям Божьим).

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа «Огонёк» по изучению Основы православной культуры опирается на традиционные источники нравственности такие как:

1) патриотизм- любовь к Родине, своему краю, своему народу, служению Отечеству;

2)гражданственность-долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;

3) семья-любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

4) труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость;

5) наука-ценность знаний, стремление к истине, научная картина мира;

6)искусство и литература-красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое развитие;

7) природа- родная земля, планета Земля, осознание себя частью природного мира; экологическое сознание;

8)дар слова- как возможность получать знания;

9)доброта – проявление высшей человеческой способности – Любви, Сострадания и Милосердия.

10) здоровый образ жизни– стремление учащихся к здоровому, нравственному, психологическому образу, образу жизни;

11) красоты – как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир»;

12) человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, сотрудничество.



13) свобода выбора – возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Цель обучения детей (7 -8 лет)

1

Способствовать духовно-нравственному развитию ребёнка через получение знаний об истинной Православной вере.

2

Формировать жизненную позицию.

3

Развивать и воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

4

Развить в детях - скромность, послушание, искренность, уважения к личности человека, дисциплинированность, ответственность.

5

Способствовать осмыслению понятий, без которых невозможно побуждение совести, оберегающей человека от совершения безнравственных поступков, сознательного выбора добра как естественное поведение в жизни.

Задачи обучения детей ( 7-9 лет)

1

Познакомить детей с Божественным промыслом о Спасении души человека. На примерах жития Святых показать разнообразие путей Спасения

2

Учить каждого ребёнка следовать указаниям совести (жить по Заповедям Божьим), отличать добро от зла, раскрыть перед ними красоту добра и развивать потребность совершать добро, формировать чувство ответственности, воспитывать качества патриотизм.

3

Прививать интерес к истории нашего народа, его культурным и семейным традициям.

4

Заинтересовать детей глубоким духовным смыслом православных праздников.

5

Познакомить с православными книгами и развивать интерес к ним.

6

Прививать желание путешествовать и изучать историю родного края, России.

7

Формировать гордость, что ребёнок является гражданином России.

8

Помочь учащимся в выборе правильной жизненной ориентации.

Цель обучения детей (9 – 12 лет)

1

Сп Способствовать духовно-нравственному воспитанию и развитию детей, изучая жития Святых. ит

2

Формировать жизненной позиции.

3

Познание высших ценностей.

4

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

5

Видимый и невидимый мир.

6

Как появляется зло, рождаются страсти, как влияет невидимый мир на волю и чувства людей.

7

Учить оценивать правильно поступки, последствия опасных пороков, как гордость

8

Учить быть чутким и внимательным к окружающим людям и миру.

9

Улучшение детской души, забота о сердце, как главном

источнике духовной жизни от расположения, которого зависит строй мысли, чувств и действий человека.


Задачи обучения детей (9 – 12 лет)

1

Способствовать активному участию детей изучать житие Святых и на их примерах воспитывать у детей христианские чувства.

2

Через Православные праздники приобщать детей к Радости Горнего мира.

3

Научить каждого ребёнка следовать указаниям совести (жить по Заповедям Божьим), отличать добро от зла, раскрыть перед ними - красоту добра и развивать потребность совершать добро, формировать чувство ответственности, воспитывать качества патриотизм, любить, беречь свою малую Родину.

4

Прививать интерес к истории нашего народа, его культурным и семейным традициям.

5

Показать вред и опасность вредных привычек, учить сохранению собственного здоровья, как дара Божьего.

6

Развивать интерес: к православным книгам; путешествию и изучению истории родного края, России.

7

Учить ценить, что ребёнок - является гражданином России.

Методика преподавания.

«Уроки Жизни»

Данная программа рассчитана на пять лет обучения и состоит из блоков:



1класс – «Тайна успешного ученика - ПОСЛУШАНИЕ»;

2 класс – «КУЛЬТУРНЫЙ человек – человек, который живёт по

СОВЕСТИ, знает историю и традиции своего народа »;

3 класс – «Красота ДОБРА»;

4 класс – «Я – гражданин и ПАТРИОТ России»;

5 класс – «Моя малая РОДИНА»

Занятия по «Основам православной культуры» проводятся один раз в неделю (34 часа в год.)

- педагог должен пройти курсы по изучению «Основы православной культуры»

- искусство преподавания имеет большое значение (если сам педагог далёк от благодатного дара преподавания, то он не сможет что-либо передать детям).

Ребенок должен чувствовать, что педагог сам сопереживает тому, о чем он говорит на занятии.

- у каждого ребёнка имеется тетрадь, словарик.

- по желанию детей можно давать творческое домашнее задание, но домашние задания должны быть не только интересными, но и желаемыми.

Очень хорошо, если дети получат задание – пересказать услышанное на занятии членам своей семьи: пусть «домашние беседы» дадут ребенку побыть в положении не только учащегося, но и учащего; 

- для грамотного и плодотворного преподавания необходимо соблюдать ряд условий: наличие помещения для занятий настраивает детей на определенный лад («высокое занятие»). - оборудование помещения, в частности, освещение, – это здоровье детей.

- важно, как проходит занятие, которое не должно превращаться в лекцию.

Очень важно начало занятия: проверяя присутствие детей (по журналу), надо посмотреть на ребенка, назвать его ИМЯ, - тогда Вас будут слушать.

- принцип соразмерности – один из основных принципов педагогики и психологии – предполагает, в частности, учет возрастных особенностей детей при подготовке к занятиям. Необходимо подведение итогов урока и повторение пройденного материала на последующих уроках.

- преподавателю нужно разъяснять детям, что нельзя кощунственно искажать священные предметы, ЛИКИ. Лучше учить детей изображать окружающий нас мир – Божие творение.

- особое внимание необходимо уделять методике проведении праздников (в сценариях, к сожалению, часто встречается искажение Библейских сюжетов, ошибки догматического и канонического характера).



- Оцениваться работа должна по полученным результатам: изменилось ли отношение детей к своим родителям, учителям, наставникам, сверстникам; благоговейнее ли ведут они себя в школе, на улице, в общественных местах, храме; послушнее ли стали.

Оборудование.



Наличие

1

Видеоаппаратура.

2

Видеофильмы

3

Магнитофон, диски, аудиокассеты.

4

Картографический материал культуры»

4

Рабочая тетрадь, фломастеры.

5

Словарик для непонятных слов.

6.

Иллюстративный материал.

7

Фотографии.

8.

Репродукции картин.

9.

Географическая карта



Тематическое планирование I год обучения.

«Тайна успешного ученика - ПОСЛУШАНИЕ»



Тема занятия

1.

Вводное занятие. Сотворение Богом мира: жителей небесного и духовного мира - ангелов. (1день.-свет, 2д.-небо, 3д.-суша)

2.

Кинолекторий - о Солнышке и его радостном, мирном, послушливом служении.(4д.)

3.

Кинолекторий - о Луне и её качествах: благородстве, стыдливости, умении знать своё место и время. (4д.)

4.

Кинолекторий - о Звёздах и их умении жить вместе и не ссориться, о тайнах расположения созвездий и нравственных уроках, которые они безмолвно преподают внимательным людям.(4д.)

5.

Сотворение Богом мира (5д.-животных, рыб, птиц, 6д. - Человека, 7д. - Выходной)

6.

Бог сотворил человека. Человек - это Дух, Душа и Тело.

7

Совесть. Кто наш предок?

8.

Рай - прекрасный «сад». Жизнь Адама и Евы в раю.

9.

Мир светлых Ангелов.

10.

Мир падших ангелов.

11.

Послушание. Грехопадение. Древо познания добра и зла.

12.

Каин и Авель - дети Адама и Евы

13.

Всемирный потоп.

14.

Ноев ковчег. Где сейчас ковчег?

15.

Вновь грех. Вавилонская башня.

16.

Откуда зло в мире?

17.

Заповеди Божии.Послушание.

18.

Заповеди Божии. Послушание.

19.

Православные праздники.

Рождение и Благовещение Пресвятой Девы Марии. Наша семья.



20.

Рождество Иисуса Христа. Благочинная "Христова Ёлка"

21.

Детство Иисуса Христа.

22.

Крещение и проповедь на горе.

23.

Чудесное насыщение.

24.

Благословение детей. Иисус Христос на море..

25.

Блудный сын.

26.

Исцеление десяти прокажённых. Закхей. Иисус Христос в доме Марии и Марфы.

27.

Злой должник. Милосердный самарянин.

28.

Воскрешение Лазаря.

29.

Вход в Иерусалим. Пасха.

30.

Предание, распятие и смерть Иисуса Христа.

31.

Воскресение Христово. Вознесение.

32.

Святые угодники Божии. Региональный компонент. Экскурсии (практика):

храм Царевича Алексия, Храм Святителя Николая Чудотворца.






монастырь пос. Колюпанова, Святая блаженная старица Евфросиния Алексинская Чудотворица.

33.

Сказка И. Литвак "Старик и мальчик".

34.

Итоговое занятие. Викторина «Послушание – это современно …?».


следующая страница >>
Смотрите также:
Образовательная программа «Основы православной культуры»
414.65kb.
3 стр.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
33.93kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
385.97kb.
1 стр.
Закон божий основы православной культуры церковно-славянский язык основы иконографии
2587.31kb.
15 стр.
Рабочая программа «Основы православной культуры»
410.28kb.
1 стр.
Программа курса «основы православной культуры»
749.32kb.
3 стр.
Молокановой Елены Юрьевны, учителя высшей категории, по основам православной культуры для 10-11х классов 2009 2010 учебный год г. Вольск
191.92kb.
1 стр.
Программа курса «Основы православной культуры»
168.27kb.
1 стр.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество
62.72kb.
1 стр.
Проповедь Христа
75.67kb.
1 стр.
Программа Факультативного курса «Православная культура»
74.28kb.
1 стр.
Урок по предмету «Основы православной культуры» в 5 классе по теме «Православный храм дом Божий»
49.78kb.
1 стр.