Главная
страница 1страница 2страница 3

На правах рукописи


Судоргин Олег Анатольевич


СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА:

МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук
Специальность 23.00.02 – политические институты,

процессы и технологии




Москва – 2011

Диссертация выполнена на кафедре гуманитарных дисциплин Государственного специализированного института искусств


Научный консультант:

доктор политических наук, профессор

Ницевич Виктор Францевич


Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Герасимов Анатолий Васильевич






доктор политических наук, доцент

Брега Александр Васильевич





доктор политических наук, доцент

Тимофеев Владимир Иванович


Ведущая организация:

Московский государственный

лингвистический университет

Защита диссертации состоится 25 октября 2011 г. в 15


час. 00 мин на заседании диссертационного совета Д 212.155.14. при Московском государственном областном университете по адресу: Москва, ул. Фридриха Энгельса, 21 а, ауд.305.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета (Москва, ул. Радио, д. 10а)

Автореферат разослан «_______» _____________________ 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат политических наук,

доцент Абрамов А.В.
I. Общая характеристика работы
Актуальность обращения к анализу информационно-политической проблематики вызвана рядом обстоятельств:

1. Во многих современных социумах произошли кардинальные изменения в области информационных технологий, совершился качественный скачок в производстве, хранении, накоплении, переработке и передаче информации. Но на практике это означает, что информационное пространство как объективно, так и субъективно используется для реализации общественных и политических целей, влияет на политику, ускоряя процесс принятия социально значимых решений и во многом трансформируя политический процесс. Фактически в современных информационных социумах постоянно ускоряются процессы принятия политических решений, повышается транспарентность функционирования власти, а граждане и их организации получают больше возможностей участвовать в управлении обществом. Граждане за счет создания социальных сетей всё активнее общаются друг с другом, минуя и государственное участие, и государственный контроль.

2. Информационная сфера все в большей степени становится системо-образующим фактором жизни социума, а Интернет все активнее влияет на состояние политической, экономической, социальной и других сфер общественной жизни. При этом во всех ее сферах появляется и расширяется виртуальный сегмент, в который включаются все больше и больше людей, органов, организаций и институтов. Вместе с тем в различных государственных институтах и органах власти пока не сформировались корпоративные сети, подобные Интернету (хотя в бизнес-структурах такие сети созданы и успешно функционируют). Сетевой принцип управления пока не стал основой формирования и реализации государственной политики в современной Российской Федерации.

3. На рубеже веков и тысячелетий в современных государствах значительной степени изменилась структурная доминанта сферы и средств массовой информации. В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века мир масс-медиа представляла, прежде всего, печать – газеты и журналы. В настоящее же время наиболее содержательно и функционально разносторонним средством взаимодействия и распространения информации является Интернет и другие информационные технологии (мобильная связь). Но и эти информационные средства быстро устаревают. Прогнозируется, что развитие беспроводных сетей стандарта 802.11 и технологии VoiceOverIP в ближайшие 10-20 лет приведет к окончательной интеграции традиционных коммуникативных каналов и Интернета, создав глобальную информационную среду, удовлетворяющую критерию «любая информация в любом месте в любое время».

4. Отечественная политическая элита и руководство российского государства стремятся быть адекватными складывающимся реалиям информационного общества. В начале третьего тысячелетия в нашей стране была принята и реализовывалась федеральная целевая программа «Электронная Россия», многие государственные услуги переводятся в электронный вариант, была осуществлена компьютеризация и интернетизация средних и высших учебных заведений и т.д. На федеральном уровне в настоящее время создан президентский Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации, подготовлен проект долгосрочной федеральной целевой программы «Информационное общество (2011-2018 годы)». В то же время многие политики, ученые и эксперты отмечают отсутствие системного подхода в действиях всех ветвей и органов государственной и муниципальной власти.

5. На сегодняшний момент информационная политика российского государства законодательно не оформлена и носит во многом фрагментарный и ситуативный характер. Сама дефиниция «информационная политика» разработана недостаточно глубоко, что отмечается многими учеными и экспертами. В связи с этим в нашей стране продолжается поиск эффективных путей, способов и механизмов реализации отечественных национальных и политических интересов в информационном пространстве. Одновременно в федеральных и региональных органах государственной власти продолжается поиск места и роли информационного пространства в политике. Но пока Интернет, средства массовой информации и пиар-структуры являются скорее своего рода «информационной витриной» деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

6. Во многих государствах мира к началу ХХI столетия уже был накоплен немалый опыт функционирования власти в условиях постиндустри-ального/информационного общества. Государственные органы во многих странах активно формируют специализированные институты (например, электронное правительство, пресс-службы), используют возможности сетевого бизнеса и оказывают все большее количество услуг через информационные сети. Данная тенденция осознана отечественной политической элитой и руководством российского государства, но пока медленно реализуется государственным аппаратом в Российской Федерации. Причиной этого является сложившееся в настоящее время достаточно негативное отношение российского государственного аппарата к любому зарубежному опыту, в т.ч. и к опыту формирования и реализации информационной политики.

7. В настоящее время всё сильнее обостряется конкуренция между различными социально-политическими акторами в информационном пространстве. Результатом конкуренции между государствами и негосударственными структурами стало неизбежное перемещение политики из социальной реальности в информационное пространство, что, в свою очередь, способствует постоянному возрастанию политической роли СМИ и институтов по связям с общественностью. Одновременно всё острее обозначилась проблема соперничества не только реальных государств и социумов, сколько их образов, имиджей, брендов. При этом события августа 2008 года (вооруженный конфликт между Россией и Грузией), случаи с судном «Arctic Sea» и майором А.А. Дымовским, убеждают в том, что давно назрела необходимость формирования эффективных институтов в целях улучшения имиджа нашего государства.


Степень научной разработанности проблемы.

Вся изученная профильная литература была предварительно разделена на несколько групп.

Первая группа научных источников, изученных автором, связана с социальными перспективами развития нового информационного общества. Среди ведущих зарубежных специалистов рассмотрены труды Д. Белла, Л. Бриллюэна, И. Валлерстайна, Н. Винера, Э. Гидденса, Дж. Гэлбрейта, П. Дракера, Э. Дюркгейма, М. Кастельса, П.-Ф. Лазарсфельда, Г.-Д. Лассуэл ла, Г. Лебона, Э. Люттвака, А.-Х. Маслоу, Дж. Несбитта, Э. Тоффлера, Л. Туроу, А. Этциони, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, Й. Хейзинга, У. Штанке1 и др. Определенный вклад в развитие представлений об информационной стадии общественного развития внесли отечественные ученые, среди которых наиболее значимых результатов в советский и постсоветский период достигли В.Г. Афанасьев, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, В.С. Егоров, А.П. Ершов, И.А. Ильин, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, Ю.А. Нисневич, В.Ф. Ницевич, Г.Л. Смолян, Г.Г. Почепцов, А.Д. Урсул, В.Н. Цыгичко, Д.С. Черешкин, И.И. Юзвишин2 и другие исследователи. Их работы посвящены проблемам становления и развития информационного общества и информационной цивилизации.

Среди современных отечественных авторов наиболее обстоятельно информационно-политическую проблематику и полито-коммуникационные аспекты власти в современном обществе исследовали А.Н. Аверин, М.С. Вершинин, Б.А. Грушин, Э.Д. Дагбаев, Е.Г. Дьякова, Т.С. Илларионова, Е.В. Карасева, В.З. Коган, В.И. Кравченко, Г.С. Мельник, И.В. Мелюхин,Т.В. Науменко, Ю.А. Твирова, О.В. Титоренко, А.Д. Урсул, И.П. Цапенко, А.В.Шевченко 3 и ряд других. В научных трудах М.С. Вершинина, Э.А. Галумова, Е.Н. Голубковой, В.П. Конецкой, Г.Г. Почепцова, А.И. Соловьева4 также рассмотрены различные аспекты социальных коммуникаций, предложены достаточно новые методологические подходы их анализа.

Значение Интернета для общества и для политики проанализировано во многих современных работах. На сегодняшний момент таких работ появляется все больше и больше: исследования проводятся в широком спектре науки, от естественно-технического до социально-гуманитарного. Среди исследований такого рода рассмотрены выполненные в контексте «политика-Интернет» труды В.В. Иванова, Е.Ю. Журавлевой, О.Н. Забузова, К.Н. Кеннета, С.Л. Липатова, С.В. Малахова, И.А. Пенькова, Д.Н. Пескова, Ю.Г. Савостицкого, С.Г. Туронка, А.В. Чугунова, А.Н. Шеремета5.

Информационная политика как механизм регулирования информационных процессов и отношений рассматриваются в трудах В.А. Анниковой, В.О. Богомолова, О.Н. Забузова, Е.П. Прохорова, Е.В. Карасёвой, А.Г. Киселева, С.С. Комиссарова, С.В. Коновченко, Ю.А. Нисневича, В.Ф. Ницевича, Д.П. Прудникова6. В большинстве этих работ осуществлена достаточно плодотворная попытка сформулировать свой собственный взгляд на сущность и социальные функции информационной политики.

В последние годы вышло немало научных трудов, специально посвященных анализу института связи с общественностью. Среди них отмечены труды И.В. Алёшиной, Н.Ю. Балакиревой, А.А. Белова, Э. Бернейза, Е.В. Блажнова, С. Блэка, О.В. Безгодовой, Дж. Брума, С.А. Варакуты, Е. Грюнинга, Э.Б. Жарниковой, А.Б. Зверинцева, Д.И. Игнатьева, С. Катлипа, И.А. Колотий, В.Г. Королько, В.А. Моисеева, Ф. Сейтела, О.Ю. Станововой, Н. Стоуна, Г.Л. Тульчинского, Т. Ханта, А.Н. Чумикова, М.А. Шишкиной и др.7

Отдельным блоком в рамках исследования были изучены научные труды, в которых специально рассмотрены проблемы генезиса и развития электронного государства и электронного правительства. Среди них были изучены исследования А.Н. Авдулова, В.А. Алексунина, К. Барроу, Б. Берковича, Т.А. Бурениной, Н. Вулкан, М.М. Вирина, В. Йордона, В.Ж. Келле, Н. Керстинга, М. Китсинга, О.А. Кобелева, М.В. Кузнецова, А.Н. Кулика, А.М. Кулькина, В.А. Лисичкина, К. Макната, Р. Миллера, Б.З. Мильнера, В. Михалски, И.В. Павлова, З.В. Родигиной, В.Н. Садовского, В.И. Сарафанова, Л.В. Сморгунова, Дж.Е. Фонтэйна, Ц. Чжана, Ю. Шибалова, В. Яковец8. В большинстве научных трудов этих и многих других авторов рассматриваются проблемы становления информационного общества и трансформации власти, современные проблемы и противоречия электронного государства, электронного правительства и электронной демократии, перевода процесса выборов власти в Интернет и т.д.

При этом диссертантом обращено внимание на наличие теоретических пробелов в определении дефиниции «информационная политика», ее институциональной структуры, а также механизмов ее формирования и реализации. Фактически пока в отечественных научных изысканиях не удалось соединить достаточно глубокий теоретический анализ с практической политикой государства, не удалось предложить целостную концепцию и модель развития государственной информационной политики. Также пока не удалось в отечественном научном дискурсе четко прояснить и описать ведущую роль политической элиты в формировании и реализации в нашей стране информационной политики. Исходя из этого, диссертантом были сформулированы объект, предмет, цели, задачи и гипотеза научного исследования.

Цель исследования – выявить истоки, сущность, содержание и особенности информационной политики современных государств и обосновать применение зарубежного опыта к совершенствованию информационной политики российского государства.

Задачи исследования:

– сформулировать и обосновать институциональную обусловленность информационного развития общества;

– рассмотреть современные социально-политические трансформации в качестве катализатора генезиса информационной политики;

– осмыслить политическую роль информационного пространства в современном обществе и государственной политике;

– уточнить основные функции и структуру государственной информационной политики в современном обществе и государстве;

– выработать авторское видение содержания и базовых институтов информационной политики;

– систематизировать и осмыслить мировой опыт формирования и реализации государственной информационной политики;

– проанализировать практику реализации концепции электронного государства в обществе сетевого типа;

– рассмотреть связи с общественностью как средство и институт информационной политики;

– проанализировать эффективность использования информационных технологий в государственной информационной политике Российской Федерации;

– сформулировать и раскрыть основные направления и перспективы формирования коммуникативной компетентности современной российской политической элиты и органов государственной власти;

– предложить механизм формирования и реализации государственной информационной политики в Российской Федерации;

– в авторском варианте выработать оптимальный вариант моделирования отечественной государственной информационной политики.

Объект исследования – информационная политика современного государства.

Предмет исследования – национально-государственная специфика информационной политики государства.

Диссертантом предложена научная гипотеза. Ее суть заключается в предположении о том, что обеспечить социально-политическое развитие нашей страны в XXI столетии и занятие Россией достойного места на международной арене будет крайне сложно без качественно иной политики. Принципиально новое качество российской политике могут придать активное использование всеми акторами информационного пространства, вовлечение в дела государства и общества всех социально-политических субъектов, гражданского общества и граждан, расширение в нашей стране негосударственного пространства. Чтобы добиться этой цели, экспертному сообществу и гражданскому обществу еще предстоит выработать программу развития государственной информационной политики, а затем предложить политической элите и органам власти оптимальную работоспособную модель этой политики.



Теоретическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных исследователей – политологов, философов, социологов, правоведов, а также материалы дискуссий, международных и отечественных научно-практических конференций, теоретические труды, авторефераты диссертаций и диссертации, реферативные сборники, статьи в научных журналах и публицистические статьи, материалы многочисленных сайтов Интернета (текущие материалы аналитических, информационных, социологических, новостных сайтов и официальных сайтов органов государственной власти.) Исследование опирается на положения, выводы и категориальный аппарат политологии, философии, юриспруденции, социологии, информатики. Особое внимание в работе уделено научному анализу соответствующих положений международного и российского законодательства в информационной области.

Методологическая основа рассмотрения проблем диссертации базируется на методах системного, структурно-функционального и институционального анализа. В третьей главе диссертации применен метод моделирования. Для решения поставленных задач также использовались социологические методы, методы прогнозирования, моделирования и экстраполяции. В работе информационная политика рассмотрена как сложное и неоднозначное социальное явление, тесно связанное с информационном пространством, политической и технической сферами общественной жизни. Ее основными детерминирующими характеристиками, отличающими от других видов политики, является гарантированная полисубъектность, высокая степень публичности, объективное развитие за счет расширения и вовлечения всё новых и новых субъектов и акторов.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических и политологических исследований, проведенных как государственными органами и учреждениями, так и профессиональными социологическими центрами (ВЦИОМ, ROMIR-Monitoring, Фонд «Общественное мнение», «Левада-центр»), а также средствами массовой информации (журналы «Власть», «Профиль», «Итоги», «Cnews», «Chief Information Officer», «Connect! Мир связи», «Сети и системы связи» и др.). Достаточно активно диссертантом использовались результаты исследований, проведенных ИНИОН РАН.

Диссертация состоит из введения, четырех глав (12 параграфов), заключения, тезауруса, 16 приложений и библиографии.



Научная новизна исследования заключается в следующем:

– в рамках институционализма сформулирована и обоснована институциональная обусловленность информационного развития общества. Сделан вывод о максимальной зависимости развития современных обществ от неформальных правил, институтов и норм;

– современные социально-политические трансформации (снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, изменения типов вовлекаемых в производство ресурсов, модификация традиционной социальной структуры) рассмотрены в качестве катализатора генезиса постиндустриального общества и информационной политики;

– пересмыслена политическая роль информационного пространства в современном обществе и государственной политике. Эта роль заключается в способности информационного пространства отражать и впоследствии изменять общественные процессы (в том числе, процессы политические), а также интересы акторов, доминирующих в политическом процессе;

– уточнены основные функции и структура государственной информационной политики в современном обществе и государстве;

– выработано авторское видение содержания и базовых институтов информационной политики. В качестве основного объекта рассмотрено общественное мнение, субъекты информационной политики классифицированы по различным основаниям;

– систематизирован и переосмыслен мировой опыт формирования и реализации государственной информационной политики на примерах европейских стран и США;

– проанализирована практика реализации концепции электронного государства в обществе сетевого типа в тесной связи с необходимостью увеличения степени публичности действий органов государственной власти;

– связи с общественностью рассмотрены как средство и институт информационной политики (проанализирована эффективность реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а также структура и содержание официального сайта Президента России www.kremlin.ru; официального сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации www.duma.gov.ru; официального сайта Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации www.council.gov.ru);

– проанализирована эффективность использования информационных технологий в государственной информационной политике Российской Федерации. Доказано, что информационные технологии обеспечивают устойчивость системы властных институтов и способствуют их демократическому характеру;

– сформулированы и раскрыты основные направления и перспективы формирования коммуникативной компетентности современной российской политической элиты и органов государственной власти;

– предложен механизм формирования и реализации государственной информационной политики в Российской Федерации;

– в авторском варианте выработать оптимальный вариант моделирования отечественной государственной информационной политики. Сформирована модель в виде матрицы, охватывающей четыре составляющих информационной политики и четыре модуля социальной коммуникации.

На защиту автор выносит следующие положения:

1. Современная информационная политика формируется и реализуется в трех сферах общественной жизни: социальной, информационной и технической. Основной средой для этого вида политики является информационное пространство, которое составляет невидимую, нематериальную часть жизни социума. Основными институтами современного общества демократического (гражданского) выступили: реальная возможность безграничной эксплуатации природы; институт частной собственности; урбанизация; развитая форма демократии; гражданское общество; национальный тип государственности.

2. Снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существующая модификация традиционной социальной структуры – являются социально-политическими трансформациями, детерминирующий изменения информационной политики. Ускорение социального развития постепенно стало сопрягаться с повышением роли технологического фактора, науки и образования, качественным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве.

3. Политическое значение и роль информационного пространства в современном социуме постоянно объективно возрастает, т.к. это пространство постоянно расширяется, вовлекая в себя все новые и новые субъекты, институты, сети, т.е. структура информационного пространства также постоянно усложняется. По объективным причинам информационное пространство современного общества все в большей степени интересует власть и все в большей степени становится ее объектом. Политическая роль современного информационного пространства изменяется за счет его способности изменять политическую систему и менять власть (Твиттер-технологии, мобильная связь и т.д.).

4. Основное содержание государственной информационной политики в современном социуме составляют несколько взаимосвязанных процессов. Это формирования информационного законодательства и информатизация деятельности власти и общества, повсеместное создание института связей с общественностью, разработка, создание и внедрение в политический и управленческий процессы информационно-коммуникационных технологий. Функциями информационной политики являются: стимулирование информационными средствами гармоничного развития личности, общества и государства, регулирование общественных отношений и взаимоотношений личности, общества и государства со стороны высшей власти информационными средствами, упрощение и облегчение информационных взаимоотношений между личностью, обществом и государством, обеспечение личности, общественности и органов госвласти объективной информацией о состоянии и развитии социума, создание максимальных возможностей для эффективных действий личности, общества и государства в информационном пространстве.

5. Основное содержание информационной политики в Российской Федерации составляют планомерные действия политической элиты, органов государственной власти и общественных организаций по регулированию информационных отношений. Среди таких действий основными являются создание электронного правительства и электронного государства, выработка полноценной системы информационного законодательства, формирование системы институтов по связям с общественностью, создание и интеграция многочисленных корпоративных и социальных сетей, постоянное внедрение в политические и управленческие процессы современных информационно-коммуникативных технологий. Информационная политика в нашей стране далека от завершенности, но в целом она формируется по общим тенденциям и принципам, которые уже сформированы в демократических государствах.

6. Специфика государственной политики в европейских государствах и США неоднозначна. Во всех странах власть осуществляет нормативное регулирование информационных отношений и процессов, государственное регулирование деятельности печатных и электронных СМИ. Во многих странах вещание с самого начала своего возникновения развивалось как общественное и независимое (частные каналы появились сравнительно недавно). Развитие Интернета рассматривается в качестве социально-политического ресурса. Во многих странах в качестве политической поставлена задача создания единого информационного пространства. В прикладную плоскость переведено создание электронного правительства (перевод большинства государственных услуг в электронный вариант), реализуется концепция «Нового государственного менеджмента».

7. Формирование электронного государства осуществляется, в первую очередь, путем реализации концепции электронного правительства. При этом достигаются общие (для власти и общества) цели деятельности государства: укрепляются и расширяются формы сотрудничества между обществом и государством; более эффективно осуществляется экономическое и социальное развитие общества; повышается эффективность реагирования власти на социальные проблемы; уменьшается стоимость услуг населению; развивается кадровый потенциал государственного управления; повышается ответственность государственных служащих, поощряется их инициатива и повышается прозрачность государственного управления.

8. Структуры по связям с общественностью в настоящее время являются важнейшим механизмом формирования общественного мнения и институтом информационной политики. С помощью основных методов пиара осуществляется своеобразное «связывание» внутреннего и внешнего информационных пространств в единое целое. Если ранее СМИ являлись основным информационным инструментом, то в последние годы эта роль все в большей степени переходит к Интернету, при этом многие СМИ все активнее действуют в Интернет-пространстве. Основная роль в развитии данного процесса, в его корректировке и регулировании принадлежит политической элите.

9. На примере законодательной власти доказана важность использования информационных технологий в политическом процессе. В настоящее время практически все законодательные органы используют в практике своей работы локальные компьютерные сети, на базе которых применяются правовые автоматизированные информационные системы. В целом ряде законодательных органов нашей страны реализованы автоматизированные системы электронного голосования, делопроизводства и документооборота, компьютерной записи и расшифровки стенограмм заседаний. При этом собственные информационные ресурсы в большинстве регионов объединены в информационные системы, обеспечивающие централизованное накопление и хранение документов с возможностью поиска и просмотра информации на рабочих местах пользователей.

10. Среди основных направлений и перспектив формирования коммуникативной компетентности современной российской политической элиты и органов государственной власти в диссертации выделены информатизация деятельности государственного аппарата и процесса подготовки и принятия важнейших социально значимых решений; развитие у политиков и чиновников компьютерной грамотности; компьютеризация экспертного обеспечения подготовки политических решений; повышение статуса информационной работы в государственном аппарате; повышение статуса действий по формированию позитивного имиджа власти и государства; организация связей с общественностью во всех органах государственной и муниципальной власти; повышение качества медиапланирования в органах государственной власти.

11. Механизм формирования и реализации государственной информационной политики в нашей стране только складывается. Основными компонентами этого механизма являются мировоззренческо-ценностный, нормативно-правовой, функционально-деятельностный и институционально-организационный. В настоящее время основным при формировании информационной политики является мировоззренческо-ценностный компонент, как непосредственно связанный с целеполаганием. Без нормативно-правового компонента, скорее всего, информационная политика не будет проводиться постоянно и целенаправленно в связи с отсутствием четких и обязывающих правовых норм. При реализации информационной политики приоритетным является функционально-деятельностный компонент, поскольку только путем той или иной активности различные социально-политические акторы могут реализовать свои многочисленные интересы.



12. Моделировать государственную информационную модель оказалось достаточно сложно. Авторская модель государственной информационной политики позволяет участникам основных социальных коммуникаций ее оптимизировать. Реализация этой модели на практике не позволит кому-либо монополизировать информационное пространство и, значит, обеспечит динамичное развития современного социума. В прикладном плане эта модель может служить реальной помощью в проведении дальнейших научных изысканий (в том числе комплексных научно-исследовательских работ и диссертаций), выполнении грантов и при подготовке доктринальных документов по тематике государственной информационной политики.

следующая страница >>
Смотрите также:
Современная информационная политика государства: мировой опыт и российская практика
672.78kb.
3 стр.
«венчурное инвестирование в инновации: мировой опыт и российская практика»
384.41kb.
2 стр.
Гречнева Е. Ф. Социальная политика: теория и современная практика. Долгое время в отношениях государства и общества господствовал принцип «анархия + констебль»
323.78kb.
1 стр.
Г. Ю. Ветров; Д. В. Визгалов; А. А. Шанин; Н. И. Шевырова
1587.24kb.
18 стр.
Современная психология: теория и практика
13.59kb.
1 стр.
Программа дисциплины «современная социальная политика»
239.22kb.
1 стр.
Отечественная история. 2006г. №6. С. 171-180
248.65kb.
1 стр.
Венчурное предпринимательство: мировой опыт и отечественная практика
181kb.
1 стр.
Внешняя политика Советского государства накануне Тема и в годы второй мировой войны
428.95kb.
1 стр.
Мировой опыт: практика электронных услуг
56kb.
1 стр.
Программа место проведения: Гостиница Марриотт Тверская, Москва, 1я Тверская-Ямская, 34
45.16kb.
1 стр.
Инвестиции: теоретическое отображение и мировой опыт привлечения
1408.64kb.
6 стр.