Главная
страница 1

Интеллектуальная игра

«Потомки Ломоносова»

посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова


Цель: вызвать у детей старшего дошкольного возраста чувство гордости и патриотизма за богатое духовное и историческое наследие родного края через знакомство с жизнью, творчеством и достижениями великого земляка М.В.Ломоносова.

Задачи: Развивать интеллектуально – творческие способности детей, познавательный интерес к истории родного края, формировать систему знаний об истории Поморья, жизни и творчестве М.В.Ломоносова. Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы, ответственности и коллективизма.

Материал. Наборы репродукций картин разных жанров. Эмблемы для каждой команды. Табло с изображением облаков с прорезями для вставки бумажных силуэтов кубков. Силуэты кубков. Костюм Незнайки. Музыкальное сопровождение из классических произведений. Призы. Художественный материал: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, листы бумаги.

Предварительная работа. Беседы о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, об интересных природных явлениях, которые изучал наш земляк, ознакомление с художественной литературой, просмотр клипов, слайдов и иллюстраций об истории Поморского края. Рассматривание репродукций картин Ломоносова, мозаичных работ, изделий народных промыслов Архангельской области, репродукций картин разных жанров. Проведение художественно – развивающих игр.

Ход игры. Звучит торжественная музыка. Жюри из трёх человек проходит на свои места (на столе у жюри силуэты кубков, три табло – облака, призы). Участники игры заходят в зал, оформленный к юбилею М.В.Ломоносова.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычный и знаменательный день! Здесь в этом зале собрались ребята из трёх детских садов, чтобы принять участие в интеллектуальной игре, которая называется “Потомки Ломоносова»”. Эту игру мы с вами посвящаем 300-летию со дня рождения великого русского учёного, нашего земляка М.В. Ломоносова. Они приготовили друг другу приветствия:

Команда ДОУ № 39 «УМНИКИ И УМНИЦЫ»: (приветствие)

Команда ДОУ № 84 «ПОМОРЫ»: (приветствие)

Команда «ДОУ № 187 «УМНАЯ ВОРОНА»: (приветствие)

Ведущий: Перед вами, ребята, строгое и справедливое жюри (представить членов жюри). Оценкой за правильный ответ будут кубки для интеллектуалов, которые члены жюри будут выставлять на ваши облака. Чья команда наберет больше кубков, та и будет считаться победителем. А теперь послушайте правила игры:

  1. Ведущий задает вопрос по очереди каждой команде. Остальные команды при этом молчат.

  2. Отвечать на вопрос может любой участник, но при этом нужно поднять руку.

  3. Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать.

  4. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде.

  5. Ответ должен быть краткий, четкий и понятный.

Ведущий: Итак, начинаем 1 тур интеллектуальной игры “Потомки Ломоносова”.

(в зал забегает Незнайка.)



Незнайка: Подождите, как это начинаем? А я? Как же без меня? Игра, да еще без меня! Здравствуйте! Это детский сад “Незнайка”?

Дети: Нет, это детский сад “Сказка”!

Незнайка: Как “Сказка”? Ой! Правильно! Это же я Незнайка! А искал я как раз детский сад “Сказка”. Меня прислали к вам мои друзья, как самого умного, самого умелого, самого…

Ведущий: Погоди, погоди, по-моему, ты хвастаешь. Правда, ребята?

Дети: Конечно, он хвастает.

Ведущий: Ребята, а почему у него такое странное имя?

Дети: (он ничего не умеет делать правильно, он ничего не знает, поэтому и зовут его Незнайка!)

Незнайка: Ничего я не хвастаю, вот, я принёс письмо от моих друзей. Они узнали про вашу игру и решили послать меня, чтобы я научил вас всему – всему, что знаю про Ломоносова.

(Ведущий берет письмо у Незнайки.)



Ведущий: Ребята, послушайте, что пишут друзья Незнайки: “Дорогие ребята! Посылаем к вам Незнайку и хотим, чтобы вы сделали его самым умным, самым разумным”

Незнайка: Я умею отгадывать загадки, просто всем моим друзьям почему-то не нравится, как я это делаю. А мне нравится, давайте попробуем, загадывайте мне любую загадку. (Дети загадывают Незнайке загадки, он отгадывает их неправильно. Дети смеются, высказывают свое мнение.)

Ведущий: Знаете ребята, я думаю, это очень хорошо, что Незнайка именно сегодня попал к нам на интеллектуальную игру. Если ты, Незнайка, будешь сейчас внимательно слушать и запоминать, что будут говорить и делать дети, ты обязательно станешь умным, научишься многому, в том числе и отгадывать правильно загадки. Устраивайся рядом и внимательно слушай.

Итак, первый вопрос:



  1. Как называется деревня, в которой родился Ломоносов? (Мишанинская)

  2. Имя отца М.В.Ломоносова? (Василий)

  3. На каком острове находится деревня Мишанинская? (Куростров)

  4. Как называется оптический прибор, созданный Ломоносовым? (ночезрительная труба, или прибор для «сгущения света»)

  5. Какое природное явление изучал Ломоносов? (полярное сияние)

  6. Какое образовательное учреждение было основано по инициативе Ломоносова? (Московский государственный университет - МГУ)

Незнайка: А на каком языке Ломоносов учил студентов в России? (На русском)

Ведущий: Это и будет седьмой вопрос для всех команд.

Ведущий: А теперь поговорим о народно-художественных промыслах Поморья. Итак, второе задание:

  1. Символом какого старинного промысла является северный олень, бегущий между елей? (резьба по кости).

  2. В каком виде искусства раскрылся подлинный талант Ломоносова – художника? (мозаичное).

  3. Какие народные куклы выступали надёжными помощниками человека? (куклы – обереги).

Ведущий: переходим к третьему заданию.

  1. Ребята, я обращаюсь к команде «…»: у северян есть такое выражение: «сполохи играют». О каком замечательном явлении так можно сказать? (О северном сиянии). Да, правильно. На темном небе полярной ночи загораются разноцветные переливающиеся дуги, красные, оранжевые, розовые.

  2. А теперь я обращаюсь к команде «…»: следующий вопрос: как называется атмосферное оптическое явление, которое наблюдается обычно после дождя? (Радуга). Да ребята, вы совершенно правы. Радуга - это блестящая дугообразная полоса, которая появляется на небе после дождя. Солнце посылает свои лучи, которые, попадая на капельки дождя, создают спектр, состоящий из семи цветов - КОЖЗГСФ...(каждый охотни к желает знать где сидит фазан).

  3. Вспышка этого природного явления - вдалеке похожа на вспышку от большого взрыва. Что это за явление? Отвечает команда «…» (Молния). Да, ребята, молния - это сильный электрический разряд, который исходит из одного облака к другому или в направлении земли.

Мы с вами поговорили о явлениях, так или иначе связанных с ярким цветом и светом. Что бы случилось, если бы вдруг все стало бесцветным?
Ответы детей: (мир вокруг стал бы серым, нерадостным: грустная природа, некрасивая одежда на людях, вещи, игрушки, книги станут неинтересными, люди печальными)

Ведущий: Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле.

Пока жюри подводит итоги 1 тура я объявляю “Веселую разминку”.

Знаете ли вы, что рисовать можно не только красками и карандашами? Создавать рисунки можно ещё и из самих себя.

Команды рисуют: «северное сияние», «радугу», молнию. Можно «рисовать» сидя, стоя и даже лежа, но главное – дружно договориться между собой, как это сделать.

(Дети изображают заданные фигуры)

Ведущий: Жюри оценивает “Веселую разминку” за дружное исполнение.

А мы начинаем 2 тур интеллектуальной игры «Потомки Ломоносова». 1-е задание: Вы знаете, что Ломоносов был талантливым художником и хорошо знал все жанры живописи. Перед вами наборы репродукций. Их нужно разложить по жанрам, а затем объяснить на какие группы вы их разложили. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и даст правильный ответ.

(Дети выполняют задание, отвечают на вопрос – жанры: портрет, пейзаж, натюрморт)

Ведущий: поскольку сегодня собрались интеллектуалы, второе задание второго тура - на смекалку:


  1. Почему не идёт дождь никогда два дня подряд? (Потому что между ними бывает ночь.)

  2. Какие обычно бывают камни в ручье? (Мокрые.)

  3. Что, не причиняя ни боли, ни печали, приводит людей в слёзы? (Лук.)

  4. Что никто не видит, а всякий слышит? (Гром.)

  5. Для чего петух, когда поёт, зажмуривает глаза? (Для того, чтобы куры были уверены, что он наизусть может петь.)

  6. В какие сосуды нельзя налить воды? (В полные.)


Незнайка: А можно, я опять задам ребятам свой вопрос?

Ведущий: Ну конечно, Незнайка, задавай свой вопрос, и он опять будет общим для всех команд. Отвечать команды будут по очереди. Выигрывает та команда, которая озвучит последнее определение.


  1. Кем, в своей жизни, был Михаил Васильевич Ломоносов? (Учёный, профессор, физик, химик, историк, поэт, географ, геолог, астроном, металлург, художник, энциклопедист)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги второго тура, я объявляю последний 3 тур интеллектуальной игры «Потомки Ломоносова».

Первое задание: Имя М.В.Ломоносова на карте мира.

Ребята, ваши команды по очереди должны назвать объекты и места, где увековечено имя великого земляка (отвечают команды по очереди, выигрывает команда, у которой больше ответов)

Незнайка: Я тоже знаю, я тоже знаю…

Ведущий: Неужели? Ну, говори, какие места, носящие имя Ломоносова знаешь ты. (Незнайка называет места, о которых не сказали команды). Молодец, Незнайка! Я уже начинаю сомневаться, Незнайка ты или уже Знайка?

Второе задание: Теперь ребята, вы будете настоящими художниками.



Незнайка: Меня нарисуйте, меня!

Ведущий: Хорошая идея, но немножко нескромная! Все дети будут рисовать только тебя?

Незнайка: Но ведь все будут рисовать меня по – разному! Кто-то нарисует мое доброе и веселое лицо – получится портрет. Кто-то может нарисовать меня в лодке на Двине, на прогулке в осеннем лесу или на Луне – получится пейзаж. А кто-то, возможно, нарисует меня в виде игрушки с мячом, с букетом цветов или с карандашами и красками – тогда это будет натюрморт. Вот и получится, что рисунки будут разные, но везде со мной.

Ведущий: Ну и что мы решим, ребята? Принимаем предложение Незнайки? (Дети соглашаются)

Ведущий: Можно использовать любой материал, который вы найдете за столом: краски, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки.

(Дети выбирают художественный материал по желанию. Самостоятельная деятельность. Звучит спокойная, тихая музыка. Работы выставляются перед жюри, а потом дарятся Незнайке.



Подведение итогов. Слово жюри. Поздравление победителей. Вручение призов.)

Ведущий: Ну, вот и закончилась наша игра.

Незнайка: До свидания, мои дорогие друзья. Спасибо за хороший урок и ваши рисунки. Я у вас многому научился. А самое главное понял, какой великий учёный родился на русском Севере, и какие вы все умныё! До новых встреч!


Смотрите также:
Интеллектуальная игра «Потомки Ломоносова» посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова
70.28kb.
1 стр.
В. Ломоносова. С какими трудностями столкнулся М. В. Ломоносов во время учёбы в Москве?
54.69kb.
1 стр.
«300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова»
71.2kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 300 – летию со дня рождения М. В. Ломоносова Человек, каков не слыхан был от века…” Цели мероприятия: Образовательные
135.71kb.
1 стр.
Урок усвоения новых знаний, посвящённый 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова
131.23kb.
1 стр.
Юбилейная конференция
43.59kb.
1 стр.
Знание сила Литературная газета к 300-летию со Дня рождения М. В. Ломоносова
98.03kb.
1 стр.
Информационный отчет Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческого районного Дома культуры Сараевского муниципального района»
234.7kb.
1 стр.
Информация о мероприятиях исторического факультета, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения М. В. Ломоносова
29.6kb.
1 стр.
М. В. Ломоносов Нижний Новгород, 2011 год
78.93kb.
1 стр.
Арктические рубежи
50.73kb.
1 стр.
Республиканская литературная викторина, посвященная 125-летию со дня рождения Галимджана Ибрагимова Екатерина Гусева, методист гбук рт «Республиканская юношеская библиотека»
75.6kb.
1 стр.