Главная
страница 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОГНОЗУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАСПИЙСК»

на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов

Прогноз социально-экономического развития городского округа «город Каспийск» на 2013 год и на период до 2015 года разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", на основе Основных направлений социально-экономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Постановления Правительства РД № 325 от 28 сентября 2012г. «О прогнозе социально-экономического развития РД на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, а также на основе итогов социально-экономического развития городского округа за 2011 год и 9 месяцев 2012 года, обобщения данных структурных подразделений администрации городского округа, организаций, предприятий зарегистрированных на территории города. Прогнозный сценарий функционирования экономики города на 2013 год и на период до 2015 года исходит из необходимости решения существующих проблем и имеющихся ресурсов и разработан с учетом прогнозируемых условий и факторов.

Динамичное развитие всех сфер жизнедеятельности муниципального образования городской округ «город Каспийск» в 2010-2012 гг. обусловлено привлечением инвестиций, развитием малого предпринимательства и др. Однако, наметившиеся темпы развития в отдельных направлениях сохранить не удалось.

Дальнейшее наращивание темпов экономического роста невозможно без использования новых резервов диверсификации и развития экономической базы.

Основной целью Программы, по-прежнему, остается повышение финансово-экономической самодостаточности города, расширение собственной экономической базы, рост благосостояния жителей г. Каспийска, решение проблем занятости населения, удовлетворение их материальных и культурных потребностей, создание комфортной среды для их проживания.

Для достижения этой цели необходимо, в первую очередь, укреплять и развивать сферу материального производства путем технического перевооружения предприятий, внедрения передовых технологий, освоения новых изделий, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.


Промышленность
В отчетном году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних предприятий по всем видам экономической деятельности составил в действующих ценах 1236,5 млн. рублей, в том числе крупными и средними предприятиями – 1141,2 млн. рублей.

Основным видом экономической деятельности в городе является промышленность разных отраслей, где лидирующую роль занимает производство машин и оборудования. Промышленное производство города представлено в основном двумя крупными предприятиями – ОАО «завод Дагдизель» и ОАО «Каспийский завод точной механики». В целом темпы роста промышленной продукции в значительной мере зависят от положения дел на заводе «Дагдизель», на долю которого в 2011 году пришлось 76,6 % объема промышленной продукции.

По итогам шести месяцев 2012 года наблюдается снижение темпов промышленного производства в 3,8 раз по сравнению с тем же периодом 2011 года.

На период до 2015 года прогнозируются следующие объемы производства промышленной продукции: 2013 год- 3027,3 млн. руб., 2014 год – 1789,3 млн. руб., 2015 год – 1806,0 млн. руб.

ООО «Каспий хлеб» за январь-декабрь 2011 года произвело 5,6 тонн кондитерских изделий, что в 9,4 раза выше аналогичного показателя 2010 года.

В 2012 году по оценке будет произведено хлеба и хлебобулочных изделий на 8,5 млн. руб.

Промышленная политика в период с 2013 по 2015 годы должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:

- повышение инвестиционной привлекательности предприятий;

- рост конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции;

- повышение финансовой устойчивости предприятий;

- сохранение и создание новых рабочих мест.

В декабре 2011 года решением Министерства регионального развития России городской округ «город Каспийск» был включен в перечень моногородов России, в связи, с чем городской администрацией был разработан комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации моногорода и представлен в Министерство регионального развития России. 5 ноября 2012 года КИП по моногороду была полностью доработана ООО «Финансовый и инвестиционный консалтинг» и представлена в городскую администрацию, однако вопрос о финансировании города по плану моногорода пока остается открытым.

КИП предусматривает внедрение ряда инвестиционных проектов на промышленных предприятиях города и в социальной сфере, которые будут способствовать экономическому росту, росту благосостояния жителей города при соответствующей государственной поддержке.

Инвестиции
Целью инвестиционной деятельности является создание условий для привлечения инвестиций в экономику города.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

- улучшение инвестиционного климата;

- развитие рыночных стимулов для повышения инновационно-инвестиционной активности субъектов хозяйствования;

- увеличение объемов инвестиций в основной капитал при одновременном росте экономической эффективности их использования и сокращении сроков реализации проектов.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил за январь – декабрь 2011 года 2460,0 млн. рублей.

Темпы роста (или снижения) инвестиций по всем отраслям экономики обосновываются, исходя из спроса на инвестиции, а также прогноза источников финансирования инвестиций.

Особое внимание следует уделить источникам инвестиций. В структуре инвестиций по источникам финансирования на долю бюджетных инвестиций приходится 6,4 %, средства населения на индивидуальное жилищное строительство составляют 25,0 %, остальное – собственные средства предприятий и организаций.

Приоритетным направлением вложения инвестиций остается жилищное строительство.

За счет всех источников финансирования за январь – декабрь 2011 года введено 94,8 тыс. кв. метров общей площади новых жилых домов, в том числе 43,9 тыс. кв. метров за счет средств населения; за 9 месяцев 2012 года введено 26,2 тыс. кв. м. общей площади, что на 22,5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Предполагается сохранение положительной динамики инвестиционной составляющей.

В 2013-2015 годах среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составят 5-10 %.

Бюджетные инвестиции в 2012 году оцениваются в 232,3 млн. рублей или 8,7 % в общем объеме инвестиций. По-прежнему бюджетные средства сохраняют социальную направленность и направлены на строительство социального жилья; на строительство и капитальный ремонт объектов соцкультбыта и производственного назначения; строительство и реконструкцию объектов коммунального хозяйства новых МКР.

По оценке в 2012 году ожидается ввод около 97,0 тыс. В. м общей площади жилых домов. В прогнозируемом периоде предусматривается увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования.

По капитальному строительству был выполнен определенный объем работ. Введена в строй школа № 9 на 1296 мест, проведены работы по очистке и углублению озера «Рыбье» за счет средств республиканского и местного бюджетов на 10 млн. руб., на строительство лечебно-терапевтического корпуса выделено 6 млн. рублей.

Будет продолжено строительство лечебно-терапевтического корпуса, также планируется разработать проектно-сметную документацию на строительство двух детских садов в МКР № 7 за счет средств бюджета и в МКР № 8 за счет средств инвестора и на строительство школы на 1200 ученических мест в МКР № 6. В 2014 году начнется строительство детского сада в МКР № 7 на 250 мест.


Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство
Жилищно-коммунальное хозяйство города Каспийска представляет собой сложную в инженерном отношении и разнообразную по видам услуг отрасль жизнеобеспечения города. В системе жилищного хозяйства функционируют более 50 предприятий и организаций. Этими предприятиями и организациями обслуживаются 1511,4 тыс. В. м. общей площади жилых помещений. Кроме того, обслуживаемые площади из года в год увеличиваются также за счет ввода нового жилья в эксплуатацию.

Основным направлением деятельности жилищных предприятий являлось повышение качества и своевременное предоставление услуг, реализация мероприятий по капитальному и текущему ремонту жилищного фонда и оборудования, модернизации хозяйства.

Источниками финансирования расходов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг являются платежи населения, средства городского бюджета, выделяемые на капитальный ремонт жилищного фонда, средства «Фонда реформирования ЖКХ». В 2011 году на капремонт многоквартирных домов потрачено 11,0 млн. руб. По предварительной оценке, в 2012 году расходы местного бюджета по данной статье составят около 8 млн. рублей.

Городское коммунальное хозяйство представляет собой совокупность услуг и работ, направленных на обеспечение бесперебойной работы инженерных коммуникаций, жизнеобеспечения, совершенствование и развитие транспортных сетей, содержание и обслуживание объектов внешнего благоустройства.

По развитию и модернизации коммунального хозяйства в городе проводится определенная работа. За 2011 год в новых МКР проложены линии водоснабжения, газоснабжения, канализационная сеть, проведены воздушные линии электропередачи на сумму 17 млн. руб.

По благоустройству города также проделана определенная работа. За 2011 год капитально отремонтировано дорог общей площадью 62,1 тыс. кв. м. на сумму более 28 млн. рублей. В 2012 году на эти цели предусмотрено в бюджете 25,5 млн. руб.

Предстоит большая работа по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ для повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства.

В условиях наличия ограниченных энергетических ресурсов динамичное развитие муниципальной экономики невозможно без проведения взвешенной и результативной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности их использования. Поэтому меры, направленные на улучшение энергетической эффективности, должны стать важнейшим элементом новой энергетической политики города в структуре приоритетов его социально-экономического развития.



ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК.

Торговля и общественное питание

За последние годы в городе сложилась благоприятная экономическая конъюнктура, рост реальной заработной платы и пенсий, что способствовало дальнейшему увеличению потребительского спроса населения и ускорению оборота розничной торговли.

Весь 2011 год отмечалась положительная динамика оборота розничной торговли, который составил 9357,7 млн. рублей, с темпом роста к уровню 2010 года 120,7 % в сопоставимых ценах. На потребительском рынке города сохранялась высокая насыщенность основными продовольственными и непродовольственными товарами, которая полностью соответствовала спросу населения.

Динамика развития торговой сети также носила положительный характер. Подтверждением тому явился рост объектов розничной торговли (магазины, палатки, киоски).

На территории города сформировалась сеть из крупных универсальных магазинов, торговых центров – это «Арадеш», «Океан»,»Океан Сити», «Морозко», «Луна», «Меридиан», «Вавилон», «Зенден» и т.д. Особая роль в торговле отводилась внедрению прогрессивных форм обслуживания покупателей – это самообслуживание с применением автоматизированной системы учета товародвижения и электронной защиты товаров.

В розничной торговле, общественном питании в 2011 году осуществляли деятельность 350 объектов торговли, общественного питания. Оборот розничной торговли субъектов малого предпринимательства составил в 2011 году 4029,2 млн. руб.

Рост товарооборота в ряде прошлых лет сформировал положительную тенденцию на прогнозируемый период. По оценке, в 2012 году рост товарооборота в сопоставимых ценах 2011 года составит 7-8 %, в 2013 году – 8% к оценке товарооборота 2012 года.

Наибольшую роль в структуре товарооборота играют субъекты малого предпринимательства и вещевые и продовольственные рынки, их доля в общем обороте в 2011 году составила 43,1 и 37,8 % соответственно.

На развитие сферы торговли значительное влияние в прогнозируемом периоде будут оказывать следующие факторы: совершенствование форм торгового обслуживания, расширение товарного ассортимента, увеличение торговых площадей, специализация магазинов. На повышение культуры обслуживания в предприятиях торговли особое влияние оказывает работа по защите прав потребителей. На территории города пропагандируются правовые знания в области защиты прав потребителей, что дисциплинирует потребителей и продавцов товаров и делает рынок торговли и услуг цивилизованным.

На 01.01.2012 в городе функционируют 47 предприятий общественного питания, площадь зала обслуживания посетителей составляет 1200 кв.м.

Оборот общественного питания в 2011 году составил 3296 млн. руб. и увеличился по сравнению с 2010 годом на 25,2 %.

Положительные тенденции позволят сохранить позитивное развитие данной отрасли и спрогнозировать рост оборота общественного питания в 2013 – 2015 годах в среднем на 10-12 % ежегодно.



Малое предпринимательство
Предпринимательство играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнительным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса – основы стабильности в обществе.

В связи с этим должна быть продолжена целенаправленная и широкомасштабная работа по созданию позитивного имиджа предпринимательства в обществе.

Основной целью государственной политики поддержки предпринимательства является создание наиболее благоприятных условий для его развития.

Для достижения поставленной цели необходимо:

- создание дополнительных стимулов для роста деловой активности и предпринимательской деятельности в производственной и инновационной сферах;

- устранение административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса;

- снижение налоговой нагрузки и повышение доступности кредитно-финансовых, материально-технических, земельных ресурсов и недвижимости;

- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Малый бизнес из года в год увеличивает и объемы налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Так, поступления в местный бюджет от предпринимательской деятельности за 2011 год составили более 52,1 млн. рублей, или 16,2 % от собственных доходов местного бюджета.

Отраслевая структура малого предпринимательства в городском округе на протяжении ряда лет остается неизменной. По-прежнему более половины малых предприятий приходится на предприятия сферы торговли и общественного питания. Но, несмотря на это, в последнее время наметилась положительная тенденция увеличения количества малых предприятий, занимающихся производством товаров и услуг, востребованных потребителями.

По оценке в 2011 году на территории города осуществляют свою деятельность 640 предприятий малого бизнеса. Среднесписочная численность работников на предприятиях малого бизнеса по оценке в 2011 году составит 3373 человек. В 2011 году количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей оценивается 2555 человек, из них действующих -1090 человек.

Наиболее популярными для малых предприятий остаются в 2011 году такие виды экономической деятельности как промышленность, строительство, оптовая, розничная торговля, общепит, коммунальное хозяйство. На тысячу человек населения города в 2011 году приходится 6 малых предприятий.

В целях формирования благоприятной экономической среды, стимулирующей создание и устойчивое развития предпринимательства; создания системы подготовки кадров, повышения уровня профессионального мастерства; формирования благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве; расширении деловых связей через выставочную и рекламную деятельность Решением собрания депутатов ГО «город Каспийск» в 2011 году принята Программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства города Каспийск на 2012-2014 годы. На реализацию программных мероприятий из бюджета городского округа «город Каспийск» в 2011 году выделены средства в размере 1000,0 тыс. руб. В 2011 году город Каспийск участвовал в конкурсе по отбору муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. По итогам конкурса на развитие малого бизнеса из республиканского бюджета получено дополнительно 976 тыс. руб.

В бюджете города на 2012 год также предусмотрены средства в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства в сумме 1100 тыс. руб., по состоянию на 1.10.2012 года на развитие малого бизнеса из фонда микрофинансирования выделены кредиты 12 предпринимателям на общую сумму 1,8 млн. рублей.

Прогнозируя основные показатели деятельности малых предприятий города на период 2013-2015 годы, можно сказать, что малое предпринимательство будет развиваться устойчиво с тенденцией стабильного роста основных показателей экономического развития.


Финансы
По состоянию на 1 января 2012 года в бюджет города Каспийска поступило доходов в объеме 1119,4 млн. рублей (100,6 % годового задания), в том числе собственных – 321,2 млн. рублей (107,9 годового задания).

Сумма расходов бюджета за 2011 год составила 1023 млн. рублей или 89,3 % от годового плана.

Объем собственных доходов городского бюджета в 2011 году вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,9 %.

По-прежнему, главным источником наполнения бюджета города остается налог с доходов физических лиц, который составляет около 56,4 % собственных доходов городского бюджета.

Вторым по величине источником доходов бюджета городского округа является земельный налог, который составляет около 12 % собственных доходов бюджета города, а также доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (неналоговые доходы) – почти 11 %, к которым относятся платежи за землю, арендная плата, часть прибыли муниципальных предприятий, эти доходы составили 30,6 млн. рублей.

Администрацией городского округа «город Каспийск» проводится постоянная работа по пополнению и рациональному расходованию бюджетных средств. Средства, направляемые на приобретение товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, размещаются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

Дальнейшая деятельность по формированию городского бюджета в необходимом объеме для успешного развития города и городской инфраструктуры предусматривает, прежде всего, уточнение налогооблагаемой базы, постановке на учет всех субъектов налогообложения, привлечение инвестиций в экономику городского округа и эффективное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Темпы роста характеризуются следующим образом:



(тыс. руб.)

Показатели

Годы




2010

факт

2011

факт

2012

оценка

2013

прогноз

2014

прогноз

2015

прогноз

Доходы – всего

976434,5

1119382,1

840931,7

935871

1091362

1177824

рост к предыдущему году

95,6

114,6

75,1

111,3

116,6

107,9

Собственные доходы

295000,4

321167,1

293939

361743

378783

395453

рост к предыдущему году

132,0

108,9

91,5

123,1

104,7

104,4

в т.ч. без учета дох., перед-х

в республ. бюджет с 2012 г.

244733,7

268307,5

280279

361743

378783

395453

рост к предыдущему году

119,6

109,6

104,5

129,1

104,7

104,4

Удельный вес собственных доходов

30,2

28,7

35,0

38,7

34,7

33,6

в т.ч.



















Налоговые доходы

230354,8

261686,8

267579

323143

338583

354753

рост к предыдущему году

119,5

113,6

102,3

120,8

104,8

104,8

в т.ч. без учета дох., перед-х

в республ. бюджет с 2012 г.

197423,1

231278,3

254579

323143

338583

354753

рост к предыдущему году

113,6

117,1

110,1

126,9

104,8

104,8

Неналоговые доходы

65032,5

59480,3

26360

38600

40200

40700

рост к предыдущему году

в 2,1 р.

91,4

44,3

146,4

104,1

101,2

в т.ч. без учета род. платы, остающейся у бюдж.учрежд.

47310,6

37029,2

26000

38200

39800

40300

рост к предыдущему году

153,5

78,3

70,2

146,9

103,1

101,3



Демографическая ситуация
В 2013-2015 годах прогнозируется рост постоянного населения города за счет естественного прироста и миграции населения.

Принятые Правительством РФ меры по улучшению демографической ситуации в стране (увеличение выплат по рождению детей, пособий по уходу за ребенком, единовременных выплат) положительно повлияли на ситуацию с рождаемостью. Рождаемость на 1000 человек населения в 2011 году составила 15,8.

Демографическая ситуация характеризуется следующими данными:


Демографические показатели

Ед. изм.

Отчет

2010 год


Отчет

2011 год


Оценка

2012 год


Прогноз

2013 год

2014 год

2015

год


1.Среднегодовая численность постоянного населения)

2.в % к прошлому году



Тыс. чел.

%


99,6

118,4


101,0

101,4


102,1

101,1


102,9

100,8


103,7

100,8


104,5

100,8



Труд и занятость
Основными задачами политики занятости и рынка труда являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Ситуация на рынке труда формируется под влиянием демографических процессов, зависит от эффективности реализации программ занятости и снижения напряженности на рынке труда, загрузки имеющихся мощностей и создания новых рабочих мест.

В течение 2011 года на предприятиях, организациях и учреждениях города создано 142 рабочих места. Реализация мероприятий по снижению напряженности на рынке труда и содействию занятости населения позволила снизить уровень безработицы: в соответствии с методологией Международной организации труда – с 16,4% экономически активного населения за 2010 год до 15,2 % в 2011 году и зарегистрированной безработицы с 1,38 % до 1%.

В 2011 году численность трудовых ресурсов составила 61,9 тыс. человек (61,3 % от среднегодовой численности постоянного населения города), а численность занятых в экономике к 2011 году составила 37,5 тыс. человек.

В прогнозируемом периоде будет прослеживаться рост среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и в организациях города, чем будут обусловлены положительные значения темпов роста занятого в экономике населения.

В 2013-2015 годах ожидается увеличение числа работающих в частном секторе экономики. Произойдет рост числа лиц, занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан.

Для обеспечения занятости молодежи необходимо реализовать программы профориентации на основе интенсивных технологий обучения по профессиям, востребованным на рынке труда, сформировать банк вакантных должностей для трудоустройства выпускников высших и средних специальных учебных заведений.

Для реализации поставленных задач и сдерживания уровня безработицы в городе в экономически и социально допустимых пределах разработана «Программа содействия занятости населения города Каспийска на 2011-2015 годы, утвержденная Министерством труда и социального развития Республики Дагестан в 2010 году, которая определяет основные направления и приоритеты политики занятости в городе и составляется с учетом анализа и прогноза ситуации на рынке труда, социально-экономических процессов, предложений республиканских, городских организаций, учреждений и ведомств, городской администрации и является составной частью общегородских целевых программ, направленных на реализацию экономической и социальной политики города.

Программа должна быть рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий Администрации городского округа «город Каспийск» и службы занятости, работодателей в реализации государственной политики занятости населения, в социальной защите безработных граждан.

Для реализации поставленных задач также необходимо:

- организация общественных работ;

- организация стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

- содействие трудоустройству инвалидов;

- адресная поддержка граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характер;

- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

- обеспечение самостоятельного доступа к электронной базе вакансий гражданам, ищущим работу;

- организация общественных работ на предприятиях, в том числе на социально значимых объектах для работников, находящихся под угрозой увольнения.


Денежные доходы и расходы населения
Главными целями мероприятий в области доходов являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.

В этой связи первоочередными задачами являются:

- повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;

- дальнейшее развитие и оптимизацию адресной социальной помощи.

Среднемесячная начисленная заработная плата в 2011 году составила 10283 рубля, увеличившись на 23,2 % по сравнению с 2010 годом. За 9 месяцев 2012 года начисленная среднемесячная заработная плата составила 14000 рублей, что на 21,3 % больше, чем за соответствующий период 2011 года. Данный темп роста обеспечивают организации, занятые в материальном производстве, а также увеличился фонд за счет работников бюджетной сферы. В современных условиях заработная плата должна в полной мере выполнять свою стимулирующую функцию.

На прогнозируемый период ежегодный темп роста среднемесячной заработной платы в среднем будет составлять в 2013 году – 9,7%, в 2014 году – 9,6%, в 2015 году – 8,0%.




СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.

Образование
Первоочередными задачами в сфере образования являются повышение его качества, развитие системы образования на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечения каждого учреждения образования широкополосным доступом в глобальную компьютерную сеть, оснащения всех общеобразовательных учреждений программными средствами.

В городе функционируют 9 дневных общеобразовательных школ, 1 спецкоррекционная школа для детей, воспитанников с отклонениями в развитии, 2 школы-интерната, Кадетская морская школа-интернат и вечерняя сменная школа с очно-заочной формой обучения. Общеобразовательные школы находятся в типовых зданиях.

Развитие системы общего среднего образования будет направлено на повышение его качественного уровня. Необходимо продолжить оптимизацию сети общеобразовательных учреждений в соответствии с демографической ситуацией и потребностью города.

Дети обучаются в некоторых школах в две смены, а с учетом тех требований, которые стоят перед образовательными учреждениями в связи с внедрением президентского проекта «Наша новая школа» дети должны обучаться в одну смену. Сегодня недостает 4,2 тыс. ученических мест или 4 типовых школы на 1000 мест на строительство которых потребуется порядка 700 млн. руб.

Учреждения дополнительного образования детей в городе представлены 8 муниципальными учреждениями: «Дом детского творчества»; две детско-юношеские спортивные школы, «Центр детского технического творчества», «Станция юных натуралистов», «Детская школа эстрадной песни», «Детская музыкальная школа» и «Детская художественная школа».

В системе дошкольного образования необходимо развивать новые его формы, группы различных направлений деятельности с детьми, частные дошкольные учреждения, активизировать строительство детских садов в соответствии с установленными нормативами их строительства, особенно в микрорайонах жилой застройки.

В городе работают 20 дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день существует проблема обеспечения государственных гарантий доступности дошкольного образования из-за нехватки мест в детских садах.

Сегодня очередь во всех детских дошкольных учреждениях составляет 2100 человек.

Для решения этой проблемы требуется строительство более 11 типовых ДДУ на 200 мест.

Кроме того, имеющиеся из 20 ДДУ - 11 детских садов построены в 60-70 годы и подлежат реконструкции и капитальному ремонту.


Культура
Главной целью в сфере культуры и искусства города в прогнозируемом периоде остается сохранение и развитие культурного наследия города, обеспечение доступа к культурным ценностям и доступности услуг культуры для всех слоев населения, улучшение материально-технической учреждений культуры.

Библиотечное обслуживание жителей города осуществляет муниципальное учреждение культуры “Централизованная библиотечная система”, которое состоит из центральной библиотеки и 5 филиалов. Услугами библиотечной системы пользуются около 30 тысяч человек. В целом библиотечный фонд составляет 218,0 тыс. экземпляров.

В расчете на 104 тыс. чел. населения города необходимо для взрослого населения (84000: 12000) = 7 библиотек, детского населения (16000: 5,5) = 3 библиотеки. Следовательно, в расчете на имеющееся население города необходимо строительство новых типовых зданий библиотек в количестве 4, в т.ч. 2 библиотеки для взрослого населения и 2 библиотеки для детского населения.

В городе работает ДК завода Дагдизель на 750 мест. В 2011 году открылся культурно – развлекательный центр «Москва» с двумя залами для просмотра кинофильмов.

Функционирует краеведческий музей, народный театр. В фонде музея хранится 8000 предметов материальной и духовной культуры.

С 2012 года на базе Детской музыкальной школы открыта Каспийская городская школа искусств, а народный театр стал одним из отделений школы. Также в городе работает Детская художественная школа.


Физкультура и спорт
В городе Каспийске серьезное внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения, расширению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в дошкольных учреждениях, учебных заведениях всех типов по сохранению и укреплению здоровья, формированию у детей и учащихся потребности в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни, профилактике правонарушений и негативных явлений среди несовершеннолетних, а также обеспечению для этих целей необходимых условий.

Особое внимание должно быть уделено обеспечению доступности этих занятий для малообеспеченных категорий граждан, внедрению новых форм и методов физического воспитания населения и проведения спортивно-массовых мероприятий, что позволит привлечь к регулярным занятиям физкультурой и спортом детей, молодежь и работников трудовых коллективов.

Количество спортивных объектов и сооружений, спортзалов составляет 56 единиц. Специализированные спортивные занятия проводятся в 5 учреждениях города физкультурно-спортивной направленности.

1. ДЮСШ по вольной борьбе

2. ДЮСШ Управления образования.

3. ДЮСШ «Олимп» Министерства образования РД.

4. КДЮСШ Министерства спорта РД.

5. СДЮСШ Министерства спорта РД.

Реализация программных мероприятий в области физической культуры и спорта направлена на дальнейшее формирование здорового образа жизни населения. Основной целью являются снижение уровня заболеваемости, улучшение физической подготовленности юношей допризывного и призывного возраста. Численность занимающихся в 2011 году составила 4820 человек.

В 2010 году завершилось строительство нового Дворца спорта на 5 тыс. посадочных мест, где проводятся соревнования республиканского и всероссийского масштаба. Также во Дворце проходят концерты, юбилейные вечера и другие мероприятия.

В то же время уровень фактической обеспеченности от норматива в объектах физической культуры и спорта оставляет желать лучшего.

Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями составляет в 2010 году 14,4 %; плавательными бассейнами- 3,8 %; спортивными залами- 21 %.

Остро стоит вопрос в строительстве спортивного центра с универсальным игровым залом, где могли бы проводить городские спортивные мероприятия.

Постановлением Правительства РД от 25.04.2011г. № 125 утверждена республиканская целевая программа « Развитие физической культуры и спорта в Республике Дагестан на 2011-2015 годы». Согласно этой программе в Каспийске планируется построить два физкультурно-оздоровительных комплекса (ФОК-1) на средства федерального, республиканского и местного бюджетов и планируется приобрести два футбольных поля для открытых площадок.


Здравоохранение

Главной составляющей развития человеческого потенциала является здоровье. Поставленная задача укрепления здоровья населения будет решена на основе повышения качества медицинских услуг, гарантированного обеспечения единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства.

В этих целях предусматривается:

- создание единой системы мониторинга здоровья населения на основе информационных технологий;

- развитие современной инфраструктуры медицинских услуг;

- организация дифференцированной диспансеризации населения с учетом возраста и факторов риска;

- обеспечение доступности медицинской помощи;

- внедрение в медицинскую практику новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний на основе передовых отечественных и зарубежных научных медицинских разработок, системы консультирования с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- укомплектование медицинскими кадрами первичного звена, повышение уровня укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом до 100 процентов.

Достижение намеченных целей в области здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности населения, увеличению ожидаемой продолжительности жизни.

В системе здравоохранения города функционирует муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница».

Вместе с тем коечный фонд больницы составляет 479 коек, обеспеченность составляет 50 %. Таким образом, для полноценного оказания квалифицированной медицинской помощи необходимо строительство лечебно терапевтического корпуса на 120 койко-мест. В 2012 году на эти цели из республиканского бюджета выделено всего 6 млн. руб.

В составе ЦГБ имеется противотуберкулезный диспансер со стационарным отделением на 45 коек.

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений города составляет 575,3 посещения в смену. В расчете на 100 тыс. населения по нормативу необходимо 1815 посещений в смену, обеспеченность по данному показателю составляет 31,7 %.

В условиях рыночной экономики учреждения здравоохранения предоставляют широкий комплекс платных услуг, из них наибольшую долю занимают такие как зубопротезирование и профилактические осмотры.
Заключение
Программа социально-экономического развития города Каспийск до 2015 года разработана с целью повышения финансово-экономической самодостаточности города, расширения собственной экономической базы, повышения благосостояния горожан, удовлетворения их материальных потребностей и духовно-нравственных ценностей.

Реализация мероприятий Программы позволит увеличить к 2015 году объем промышленного производства в 2 раза относительно уровня 2010 года и довести его до 1806 млн. руб.; объем инвестиций за счет всех источников финансирования увеличить на 33 %, довести ввод жилья до 110-115 тыс. кв.м. в год и т.д.

Средства федерального и республиканского бюджетов предполагается направить, преимущественно, в социальную сферу. За счет централизованных источников финансирования будут осуществлены строительство объектов образования, здравоохранения, и отдельных объектов инженерной инфраструктуры.

Финансовые ресурсы городского бюджета будут направлены на содержание объектов городского хозяйства, на капитальный и текущий ремонт жилого фонда города, объектов внешнего благоустройства, объектов здравоохранения, народного образования, культуры и искусства, на социальную поддержку населения и развитие малого предпринимательства.

Привлеченные средства будут направлены на строительство городских инженерных сетей и на жилищное строительство; средства предприятий и организаций - на развитие производства и строительство жилья; средства населения - на капитальный ремонт жилого фонда, строительство жилья.

Реализация Программы будет осуществляться по следующим основным направлениям:

- привлечение инвестиций в экономику города;

- повышение целевого и эффективного использования бюджетных средств;

- осуществление постоянного контроля по сокращению задолженности по платежам в бюджет, своевременной выплате заработной платы и доведение ее до уровня не ниже прожиточного минимума;

- повышение эффективности использования городской собственности.





Смотрите также:
Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития Ирбейского района
593.26kb.
3 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
480.02kb.
2 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2030 годы
191.5kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
46.99kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Волжского района в 2009-2011 годах
374.89kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Кинель-Черкасского района на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов
308.51kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
370.09kb.
2 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
444.58kb.
3 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития мо «Лихославльский район»
230.48kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
258.02kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Чувашской Республики
107.61kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
479.54kb.
3 стр.