Главная
страница 1
Ханты-Мансийский автономный округ -Югра

Кондинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Морткинская средняя общеобразовательная школа

Программа элективного курса по истории

«Все войны России»


9 класс

34 часа


Автор

Терентьева Г. Г.,

учитель истории.
2005г
Пояснительная записка

Война — явление социальное. Она порождена человеческим обществом и существует с незапамятных первобытных времен. Она эволюционирует вместе с развитием общества, приобретая новые формы, иные масштабы. Но суть войны в основном остается прежней. Сегодняшним молодым людям трудно понять ве­личие своего народа, а наше непростое время зас­тавляет их взглянуть на прошлое страны через приз­му современной жизни. В условиях “информационного беспредела”, откровенной фальсификации событий определенная часть общества, особенно молодежь, теряет социальные ориентиры, уважение к отечественной истории и традициями народа, к гражданскому долгу - защите Отечества.


Допущенные послабления, а порой и отказ от воспитательной работы, привели к тому, что молодое поколение растет в среде, где такие понятия, как долг перед Родиной, честь, лю­бовь к своему народу и своей истории, стали не пре­стижными. Все это накладывает на педагогов огром­ную ответственность: ведь духовно-нравственное воспитание направлено на формирование и разви­тие личности ребенка, будущего гражданина - пат­риота своей страны.

К сожалению, в последние годы наблюдалась тенденция резкого снижения воспитательного воз­действия культуры, искусства, образования как важ­нейших факторов формирования патриотизма. Только героические исторические события, отдель­ные достижения нашей огромной державы в облас­ти науки, техники, спорта еще сохранили качества нравственных идеалов.



В период существования СССР ход многих исторических событий был иска­жен, чтобы скрыть истинные мотивы тех или иных действий советского руковод­ства. Долгие годы устоявшиеся оценки и выводы о многих событиях советской истории не подвергались сомнению и перекочевывали из одного учебного посо­бия в другое. Во второй половине XXв. в. национальными историческими школами различных стран и различных идеологических направлений существенно продвинуто изучение вопроса о происхождении войны, конкретного механизма ее развязывания. Существенно расширилась источниковая база проблемы, появились более или менее разумные концепции, главное достоинство которых состоит в преодолении синдрома узко-националистического недалекого подхода .Поэтому учащиеся должны знать существующие варианты причин, следствий и оценок исторических собы­тий, один вариант — общепринятый, другие— основанные на анализе отечествен­ных и зарубежных исторических исследований последнего десятилетия.
Данный курс призван расширить зна­ния учащихся по истории и пробудить интерес к более глубокому изучению прошлого на­шей Родины.

Цели данного курса:

  • освоение учащимися комплекса систематизированных знаний о войнах как глубоко специ­фических явлений, характеризующихся широким набором разнообразных пара­метров. Среди таких параметров могут быть выделены:

  • масштаб войны {локальные, регио­нальные, мировые);

-- ее мотивы (оборонительные и агрессивные войны);

  • юридическое оформление (офици­альные и необъявленные);

  • состав участников, союзников и про­тивников (двусторонние и многосторон­ние, коалиционные);

  • тип ведения боевых действий (на­ступательные, оборонительные, сме­шанные — оборонительно-наступатель­ные, наступательно-оборонительные);

  • —характер боевых действий (войны позиционные, мобильные, смешанные);

  • место, театр боевых действий (на своей, чужой территории, смешанные);

  • использование техники и техноло­гий (в частности, средств уничтожения и средств передвижения);

  • особенности использовавшихся ви­дов вооруженных сил;

  • особенности стратегии и тактики;

  • итоги войны (победа, поражение, соотношение потерь и приобретений).

  • осмысление учащимися роли войн в истории России на основе проблемного подхода и исследовательских методов учебно-познавательной деятельности;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации как основы решения исследовательских задач, комплексной работы с различ­ными типами исторических источников, методами проектной учебно-познавательной деятельности (индивидуальный и групповой);

  • развитие у учащихся исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной истори­ческой эпохе; формирование умения выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории; усиление моти­вации учащихся к самостоятельному познанию и творчеству как основе освоения исторического прошлого;

  • воспитание у учащихся чувства национальной идентичности, демократизма и толе­рантности, уважения к историческому пути своего и других народов, обогащение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

  • формирование историко-познавательной информационно-коммуникативной и соци­ально-мировоззренческой компетентности учащихся.

  • формирование основных концепций изучения истории войны на основе всестороннего обмена мнениями определить основные направления формирования у граждан высокого патриотического сознания, активной жизненной позиции.

Данный курс состоит из 6 разделов, где речь пойдёт о войнах разных эпох, включая время с ХY до ХХ века. Значительное место отведено знакомству с различными документами разных эпох. Из 34 часов учебного времени 18 часов отводится на выполнение практических, творческих работ. Широкое применение найдут уроки с применением видеома­териалов, практикумы с использованием документов различных эпох, семинары, круглые сто­лы. В ходе учебных занятий предполагается шире использовать групповые и индивидуальные формы учебной деятельности учащихся, элементы технологий личностно-ориентированного обучения, направленные на развитие способностей, интересов конкретной личности.

Требования к знаниям и умениям школьников

В результате изучения данного курса ученик должен:



Уметь (владеть способами познавательной деятельности);

проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

классифицировать исторические источники по типу информации;

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и объяснения, суждения и интерпретации;

- реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-


следственных связей и динамики развития исторического явления;

систематизировать разнообразную историческую информацию на основе представлений об


общих принципах и логике всемирно-исторического процесса;

участвовать в обсуждении исторических проблем и в групповой работе, формулировать
собственную позицию по обсуждаемым вопросам.




Тема

Кол-во часов

Формы проведения

Образова­тельный продукт





все­го

лек­ций

практ.








1.

Войны 15 века


2

1

1

Лекция Практическое занятие

Конспект Характери­стика Оценка




11.


Войны 16 века

5

2

3

Лекция Лабораторное занятие (работа с документами)

Конспект Оценка




III.

Войны 17 века


7

3

4

Лекция Лабораторное занятие Семинар

Конспект Характери­стика Оценка




IV.

Войны 18 века

6

3

3

Видеолекция Консультация Выступление с сообщениями в 7 классах

Конспект Сообщение




V.

Войны 19 века

5

2

3

Лекция (видеолекция)

Конспекты Таблица Оценка




VI.

Войны 20 века

8

4

4

Лекция Круглый стол по итогам Великой Отчественно войны

Конспекты Оценка Сообщения




Итоги курса

34часа

15

18



Создание компьютерной презентации,

или создание веб-сайта по теме курса





2.Учебно-тематический план

З. Содержание программы курса


Содержание данного раздела раскрывается через систему параметров ,указанных в целях данного курса, прописанных в пояснительной записке.

  • Войны 15 века.

Русско-литовская(Пограничная ) война(1487-1494гг).

Русско-шведская война (1496-1497гг) .Русско-литовская война (1499-1503гг) .



  • Войны 16 века.

Война с Ливонским орденом(1501-1503гг). Русско-литовская война(1507-1508гг)

Русско-литовская война(1512-1522гг). Война с Казанским ханством(1523-1524гг)

Война с Казанским ханством(1530г). Русско-литовская война(1534-1536гг)

Война с Казанским ханством(1545г). Война с Казанским ханством(1548-1550гг)

Война с Казанским ханством(1552г). Война с Крымским ханством(1555-1559гг)

Завоевание Астраханского ханства(1556г). Ливонская война (1558-1583гг)

Война с Крымским ханством(1571-1572гг). Русско-шведская война (1590-1593гг)


  • Войны 17 века .

Польская и шведская интервенция в Россию(1609-1618гг). Русско-польская (Смоленская ) война(1632-1634гг). Русско-польская война(1654-1667гг)

Русско-шведская война( 1656-661гг). Русско-турецкая война(1676-1681гг)

Война с Крымским ханством (1687-1689гг). Русско-турецкая война(Азовские походы)(1695-1700гг)


  • Войны 18 века.

Северная война (1700-1721гг). Русско-турецкая война (Прутский поход) (1710-1711). Русско-иранская война (Персидские походы) (1722-1724гг). Русско-польская война (война за польское наследство)(1733-1735гг). Русско-турецкая война(1735-1739гг). Русско-шведская война (1741-1743). Семилетняя война(1756-1763гг).Русско-польская война 1768-1772гг). Русско-турецкая война(1768-1774гг) .Русско-турецкая война(1787-1791гг)

Русско-шведская война (1788-1790гг).Русско-польская война(1792).Русско-французская война (1798-1800гг)



Войны 19 века.

Русско-иранская война (1804-1813гг). Участие России в войне против Франции в составе 3й коалиции (1805г). Участие России в войне против Франции в составе 4й коалиции. Русско-прусско-французская война (1806-1807гг). Русско-турецкая война (1806-1812гг). Русско-шведская война (1808-1809гг) Русско-французская война (1812—1814 гг.) Заграничный поход русской армии (1813—1814 гг.)

Завоевание Кавказа. Кавказская война (1817-1864 гг). Русско-иранская война (1826-1828гг Русско-турецкая война (1828—1829 гг.) Крымская война (1853-1856 гг.). Завоевание Средней Азии (1864—1885 гг.). Русско-турецкая война (1877-1878 гг.


  • Войны 20 века.

Русско-японская война (1904—1905 гг.) .Россия в Первой мировой войне (1914-1918 гг.

Иностранная интервенция в Россию (1918—1922 гг.) Советско-польская война (1920 год) Советско-финская (Зимняя) война (1939-1940 гг.Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) .Война с Японией (1945 год).



4. Список литературы

  1. Бодер Д.И.Все войны России.Справочное пособие.М.2001г.

  2. Великие государственные деятели России / Под редакцией Киселёва Д. - М., 1996

  3. Каргалов В.В., Сахаров А.Н. Полководцы Древней Руси (серия Ж.З.Л.). - М., 1986.

  4. Канва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII - XV вв. Учебное пособие.

  5. Кацва Л.А., Юрганов А.П. История России XVI - Х\ГШ вв. Учебное пособие.

  6. Сенявская Е.Войны 20столетия.История.(еженедельное приложение к газете «Первое сентября»)1999г,№31,42,43,47

  7. Энциклопедии и справочники

5. Приложение

Конечная цель курса - создание компьютерной презентации, или создание веб-сайта по теме курса.


Ханты-Мансийский автономный округ -Югра

Кондинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Морткинская средняя общеобразовательная школа

Программа элективного курса по истории

«Все войны России»


Автор


Терентьева Г. Г.,

учитель истории.


2005г


Смотрите также:
Программа элективного курса по истории «Все войны России»
110.28kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Энергия будущего»
302.6kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
749.63kb.
4 стр.
Программа элективного курса «Учебная практика по истории»
394.88kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа элективного курса «награды в истории России»
25.77kb.
1 стр.
Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения»
181.08kb.
1 стр.
Программа элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
2031.32kb.
11 стр.
Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке Программа элективного курса по обществознанию
245.43kb.
1 стр.
Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии»
74.8kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
60.17kb.
1 стр.
Программа элективного предмета в 11 классе. «Русская литература конца ХХ начала ХХI века.»
206.5kb.
1 стр.
Программа элективного курса " Английский язык: деловая и межкультурная сфера общения"
103.13kb.
1 стр.