Главная
страница 1
Урок по зоологии «Многообразие рыб».

(систематические и экологические группы рыб)
Цели и задачи урока:


  • Дать характеристику классу Хрящевых рыб.

  • Выявить черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды и их значение

  • Продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике животных, заполнять таблицу, узнавать основных изученных рыб.


Оборудование: таблицы, рисунки, видеофрагмент «Рыбы», инструктивные карточки для работы.
Ход урока

I.Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о рыбах – самых древних из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились от самых малых водоемов до великих океанов. Разнообразие местообитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработки ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.
II.Активизация знаний.
Хорошо ли мы знаем рыб? Давайте вспомним хотя бы немного.

Работа в парах с заданием.

Найдите ошибки в предложенном тексте и объясните их.
Текст.

1.Надкласс Рыбы включает классы Хрящевые и Костные рыбы.

2.У большинства рыб обтекаемая форма тела.

3.Акулы и скаты имеют костный скелет.

4.Сложное поведение в процессе размножения рыб называют нерестом.

5.Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию большого количества икринок.

6.Хрящевые рыбы в основном обитают в пресных водоемах.

7.Рыбы – раздельнополые животные.

8.Все рыбы дышат жабрами, которые закрыты жаберными крышками.

9.К хрящевым рыбам относятся осетры, окуни, треска.

10.Все рыбы имеют плавательный пузырь.
Обсуждение выполненной работы.


  • Какие ошибки обнаружены? Как их исправить?

  • Какие из предложенных суждений вызвали у вас затруднения?

  • Почему?

Постановка цели урока.



Изучить особенности хрящевых рыб, их приспособления к среде обитания

III. Изучение нового материала.

Известно, что все живые организмы делятся (классифицируются) на группы.

Предложите классификацию рыб на основании любых выбранных вами признаков.

(По строению, среде обитания, характеру питания…..)



Систематические группы выделяют по следующим признакам:

  1. особенности внешнего и внутреннего строения;

  2. особенности размножения;

  3. особенности поведения



Экологические группы рыб выделяют:

    • по месту и условиям обитания,

    • характеру питания.

По систематическим признакам рыб подразделяют на класс хрящевых и класс костных рыб.


Работа в парах по инструктивной карточке. Используя текст параграфа 32, рисунки, таблицы заполните таблицу, работая в парах.

Инструктивная карточка

Используя таблицы, рисунки учебника, предложенную сравнительную таблицу, выявите особенности хрящевых и костных рыб.


Надкласс Рыбы.


Признаки

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Среда обитания

Моря

Моря, пресные водоемы

Кожа

Голая или с плакоидной чешуей. Чешуя состоит из дентина.

Чешуя чаще костная

Скелет

Хрящевой, хорда сохраняется между позвонками

Костно-хрящевой, хорда в значительной степени редуцирована

Жаберные щели

Открытые

Закрыты жаберными крышками

Плавательный пузырь

Отсутствует

Имеется

Размножение

Оплодотворение внутреннее. Откладка яиц (редко живорождение)

Оплодотворение наружное. Выметывание икры и молоки

Обсуждение результатов работы. Почему хрящевые рыбы более примитивны, чем костные?


Биологическая задача № 1.

Костные рыбы легко меняют плотность тела за счет изменения объема плавательного пузыря и благодаря этому меняют глубину погружения. Однако у хрящевых рыб, например у акул, его нет. Благодаря чему всплывают и погружаются многие виды акул?
(Всплытие и погружение на глубину рыб, не имеющих плавательного пузыря, происходит за счет работы парных плавников; частично функции плавательного пузыря берет на себя наполненная жиром печень. Масса печени у хрящевых рыб составляет 14-25% массы тела, а у костных рыб – всего лишь 1-8%).

Самые интересные хрящевые рыбы – это акулы. Акулы овеяны легендами. Они – герои произведений Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя.

Давайте посмотрим на акулу в естественной для нее среде.

Просмотр видеофрагмента «Акулы».
Какие законы физики вы можете применить, наблюдая за движением акулы?
Законы физики в живой природе.
Спереди рыба шире, сзади уже. Её тело обтекаемой формы, его плавно обтекают струи воды и позади не образуются водные завихрения, от которых теряется скорость. Заостренная форма головы испытывает малое сопротивление воды, это увеличивает скорость движения.

Акулы используют реактивный способ движения. С силой, выталкивая воду из жаберных щелей, они получают реактивный толчок вперед. К такого рода движению прибегают обычно спящие акулы.



Биологическая задача № 2.

Хрящевые рыбы более древние, чем костные рыбы и обладают примитивными признаками. Почему их численность и жизнеспособность не уменьшаются? Почему же они сохранились до сегодняшнего времени?

Обсуждение ответов.
Выживанию и прогрессивному развитию акул способствуют

  • особенности их размножения;

  • невероятная жизнеспособность;

  • острые зубы (сила сжатия челюстей – 18 тонн);

  • острое обоняние (способны почувствовать1 молекулу на 1 м3)

Скаты – соседи акул по систематической группе. Мини-исследование о скатах нам подготовила Маша Пушкова.


Акулы и скаты - близкородственные виды. Они обладают общими признаками. Однако по внешнему виду они значительно отличаются друг от друга. Чем объясняются эти отличия? (выслушиваются предположения учащихся).

Они относятся к разным экологическим группам – акулы живут в толще воды, а скаты – донные рыбы.

Какие приспособления возникли у этих рыб в связи с образом жизни?
Как можно объяснить форму тела ската с точки зрения физики?

(Чем больше площадь тела, тем меньше давление на его поверхность).

IV. Закрепление знаний.

Задание классу:

1.«Третий лишний». Определите, кто из этих рыб лишний и почему?


Скат, камбала, акула
2.Работа с тестом. Выберите один из предложенных вариантов теста.

Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся:

1 – к хрящевым рыбам; 2 – к костным рыбам; 3 – общие для этих классов признаки.

а) сохранены остатки хорды

б) нет жаберных крышек

в) сердце двухкамерное

г) нет плавательного пузыря

д) имеется плавательный пузырь

е) яйцеживорождение

ж) череп костный

з) чешуя с зубцами, покрытыми эмалью

и) тело многих рыб покрыто костными чешуйками

к) рот и ноздри на нижней стороне тела

л) многие обитают в морях и пресных водоемах

м) скелет в течение всей жизни целиком хрящевой.
Ответы: 1 – б г е з к л м; 2 – д, ж, и, л; 3 – а, в.
Подвести итоги урока.

IV. Домашнее задание.

Параграф 32, таблица на странице 137 (только о хрящевых рыбах). Индивидуальное задание.

Подготовить сообщения по рядам:


  • латимерия

  • двоякодышашие рыбы

  • осетровые

Задание № 1.

Составьте характеристики хрящевых и костных рыб на основе предложенных сведений, используя цифры, после которых они приводятся.
Сведения о рыбах:

1.Чешуя костная (чешуйки располагаются черепицеобразно).

2.Чешуя, если имеется, зубоподобная (плакоидная).

3.По бокам головы открываются наружу 5-7 жаберных щелей.

4.По бокам головы находятся жаберные крышки, прикрывающие жабры.

5.Скелет хрящевой.

6.Скелет полностью или частично окостеневший.

7.Хорда сохраняется в течение всей жизни.

8.Хорда у большинства видов рыб сохраняется лишь в виде остатков между позвонками позвоночника.

9.Плавательный пузырь имеется (образуется как вырост кишечника), иногда вторично отсутствует.

10.Плавательный пузырь отсутствует.
Хрящевые рыбы_2 3 5 7 10

Костные рыбы_1 4 6 8 9


10 правильных ответов - 5

8-9 правильных ответов - 4

5-7 правильных ответов - 3
_____________________________________________________________________________
Задание № 2.

Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся:

1 – к хрящевым рыбам; 2 – к костным рыбам; 3 – общие для этих классов признаки.
Признаки:

а) сохранены остатки хорды

б) нет жаберных крышек

в) сердце двухкамерное

г) нет плавательного пузыря

д) имеется плавательный пузырь

е) яйцеживорождение

ж) череп костный

з) чешуя с зубцами, покрытыми эмалью

и) тело многих рыб покрыто костными чешуйками

к) рот на нижней стороне тела

л) многие обитают в морях и пресных водоемах

м) скелет в течение всей жизни целиком хрящевой.
Хрящевые рыбы_ б г е з к л м;

Костные рыбы_ д, ж, и, л

Общие признаки_ а, в.
12-13 правильных ответов - 5

10-11 правильных ответов - 4

7-9 правильных ответов - 3

Инструктивная карточка
Используя таблицы, рисунки учебника, предложенную сравнительную таблицу, выявите особенности хрящевых и костных рыб.



Надкласс Рыбы.


Признаки

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Среда обитания







Кожа







Скелет







Жаберные щели







Плавательный пузырь







Размножение








Найдите ошибки в предложенном тексте и объясните их.
Текст.

1.Надкласс Рыбы включает классы Хрящевые и Костные рыбы.

2.У большинства рыб обтекаемая форма тела.

3.Акулы и скаты имеют костный скелет.

4.Сложное поведение в процессе размножения рыб называют нерестом.

5.Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию большого количества икринок.

6.Хрящевые рыбы в основном обитают в пресных водоемах.

7.Рыбы – раздельнополые животные.

8.Все рыбы дышат жабрами, которые закрыты жаберными крышками.

9.К хрящевым рыбам относятся осетры, окуни, треска.

10.Все рыбы имеют плавательный пузырь.

________________________________________________________________________________
Найдите ошибки в предложенном тексте и объясните их.
Текст.

1.Надкласс Рыбы включает классы Хрящевые и Костные рыбы.

2.У большинства рыб обтекаемая форма тела.

3.Акулы и скаты имеют костный скелет.

4.Сложное поведение в процессе размножения рыб называют нерестом.

5.Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию большого количества икринок.

6.Хрящевые рыбы в основном обитают в пресных водоемах.

7.Рыбы – раздельнополые животные.

8.Все рыбы дышат жабрами, которые закрыты жаберными крышками.

9.К хрящевым рыбам относятся осетры, окуни, треска.

10.Все рыбы имеют плавательный пузырь.


_____________________________________________________________________________
Найдите ошибки в предложенном тексте и объясните их.
Текст.

1.Надкласс Рыбы включает классы Хрящевые и Костные рыбы.

2.У большинства рыб обтекаемая форма тела.

3.Акулы и скаты имеют костный скелет.

4.Сложное поведение в процессе размножения рыб называют нерестом.

5.Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию большого количества икринок.

6.Хрящевые рыбы в основном обитают в пресных водоемах.

7.Рыбы – раздельнополые животные.

8.Все рыбы дышат жабрами, которые закрыты жаберными крышками.

9.К хрящевым рыбам относятся осетры, окуни, треска.



10.Все рыбы имеют плавательный пузырь.


Смотрите также:
Урок по зоологии «Многообразие рыб»
94.21kb.
1 стр.
Многообразие рыб. Класс костные рыбы
59.5kb.
1 стр.
Многообразие надкласса Рыбы
24.66kb.
1 стр.
Урок обобщения и систематизации знаний
391.06kb.
3 стр.
Конспект лекцій. Тема биологические аспекты токсикорезистентности рыб влияние видовых особенностей на резистентность рыб
178.13kb.
1 стр.
Урок для 7 класса. Разработан учителем Купиковой Н. А. Тема урока: Классы рыб. Хрящевые и костные рыбы. Урок в 7 кл
42.46kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по курсу «Зоология позвоночных»
65.92kb.
1 стр.
Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11
2279.47kb.
7 стр.
Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"
100.51kb.
1 стр.
Эколого-фаунистический анализ паразитофауны рыб вислинского залива, рек преголи и прохладной 03. 00. 16 Экология
419.14kb.
3 стр.
Урок 23. Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение
37.76kb.
1 стр.
Урок биологии в 6 классе. Шкварцева В. А. ( высшая категория) Тема урока: «Многообразие и значение грибов» Структура урока. № Этап
48.5kb.
1 стр.