Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Расчеты и аналитические материалы

в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье

населения отмены сезонного перехода на «летнее» и «зимнее» время
В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 14 января 2013 г. № АД-П7-123 Минпромторгом России с участием Минздрава России, Роспотребнадзора, Росстандарта, Росстата, РАН, ВЦИОМ подготовлены расчеты и аналитические материалы, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации, в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье населения отмены сезонного перехода на «летнее» и «зимнее» время.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ

В СИСТЕМЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ
Впервые идея перевода стрелок часов в летнее время возникла в 18 веке у Бенджамина Франклина с целью экономии свечей для освещения, которая была заблокирована производителями свечей.

Первой страной, которая использовала идею перевода времени с целью экономии угля во время войны (с 30 апреля 1916 г.) стала Германия.

В России соответствующий декрет Временного правительства был подписан в 1917 году.

В дальнейшем перевод на летнее время вводили при возникновении кризисных ситуаций, например, в период нефтяного кризиса 1973-1974 гг. (США, ФРГ и др. страны).



В СССР сезонный перевод на летнее время многократно вводился и снова отменялся. Последний раз сезонный перевод на летнее время в СССР был введен в 1980 году (Постановление Совета Министров СССР от 24 октября 1980 Г. № 925 «О порядке исчисления времени на территории СССР»). В феврале 1991 г. Постановлением Кабинета Министров СССР был отменен декретный час, что было эквивалентно установлению «зимнего» времени с марта по октябрь. Это вызвало массовое недовольство населения. В Постановлении Совета Республики Верховного Совета РСФСР от 23 октября 1991 г. № 1790-1 «Об упорядочении исчисления времени на территории РСФСР» было отмечено: «Констатируя, что реализация Постановления Кабинета Министров СССР от 4 февраля 1991 г. № 20 об отмене действия декретного времени и переводе стрелки часов на 1 час назад 29 сентября 1991 года привела к сокращению продолжительности светового дня на значительной части территории РСФСР, вызвала недовольство населения и привела к увеличению расхода электроэнергии, Совет Республики Верховного Совета РСФСР постановил восстановить декретное время на территории РСФСР.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ

СЕЗОННЫХ ПЕРЕВОДОВ ВРЕМЕНИ
В 2011 году в 79 странах использовалось, в том или ином варианте, летнее время (из них в 10 странах оно применялось не во всех регионах), и 159 стран летнее время не использовали (карта представлена в Приложении).

В северном полушарии летнее время используется частично в США, Канаде, Мексике (кроме ряда штатов и провинций), полностью во всех странах Европы, кроме Исландии, России и Белоруссии, а также в Марокко, Турции, Иране, Азербайджане, Сирии, Иордании, Ливане, Израиле, Палестине.

В южном полушарии летнее время используется в Австралии (в ряде штатов), Новой Зеландии, Парагвае, Уругвае, Бразилии (в ряде штатов), Чили, Намибии.

Давно отказались от введения летнего времени Япония, Китай, Индия, Сингапур, а также республики бывшего СССР: Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия, Казахстан, Киргизия. При этом Грузия, Туркменистан, Киргизия и бо́льшая часть Казахстана и Узбекистана сохранили «декретное время». Россия отказалась от перевода стрелок с осени 2011 года. Вскоре за Россией последовала Белоруссия.

Важно отметить, что перевод стрелок часов на летнее и возврат на зимнее время целесообразен не во всех широтах. В тропических широтах продолжительность светового дня практически не меняется на протяжении всего года (на экваторе день и ночь круглогодично длятся около 12 часов и разница между продолжительностью светового дня летом и зимой несущественна). Это объясняет, почему в экваториальных или тропических странах использование летнего времени экономически нецелесообразно. Экономически нецелесообразен перевод стрелок часов и в полярных широтах, где по полгода полярный день и полярная ночь. Эффект от перевода стрелок часов на летнее и зимнее время может иметь место в интервале широт от 30° до 55°.

В некоторых мусульманских странах, использующих летнее время, на протяжении месяца Рамадана летнее время не действует.

В различных странах идёт оживлённая политическая борьба за сохранение или отмену летнего времени. За сохранение обычно ратуют энергетики, производители спортивного инвентаря и сети розничной торговли, за отмену - здравоохранение, транспорт и фермеры.
Опыт регулирования перехода на летнее время

в Европейском союзе и США
В Европейском союзе

В Европейском Союзе переход на летнее время регламентирует директива Европейского Парламента и Совета 2000/84/EG. Директива определяет начало и конец летнего времени во всех странах - членах ЕС. Директива ЕС 2000/84/EG пересматривается (продлевается) каждые пять лет и устанавливает, что летнее время во всех странах - членах ЕС вводится с последнего воскресенья марта до последнего воскресенья октября. Этой директивы также придерживаются многие европейские страны, не входящие в ЕС.


В Соединенных Штатах Америки

В соответствии с законом США 1986 года переход на летнее время начался в 2 часа ночи в первое воскресенье апреля и заканчивался в 2 часа ночи в последнее воскресенье октября. Законом об энергетической политике 2005 года интервал действия летнего времени увеличен на месяц – со второго воскресенья марта до первого воскресенья ноября. Конгресс может принять решение об изменении порядка исчисления времени после получения им доклада профильного ведомства.



Перевод времени не является обязательным для всех американских штатов, владений и территорий. Не соблюдают его Аризона, Гавайи, некоторые районы штата Индиана, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико, Виргинские острова и Американское Самоа.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

СЕЗОННОГО ПЕРЕВОДА ВРЕМЕНИ
Социологические исследования 2010-2012 годов показывают, что существовал и существует достаточно консолидированный общественный запрос на отмену сезонных переводов стрелок часов, но любая практическая реализация этого запроса немедленно раскалывает общество на сторонников постоянного зимнего и постоянного летнего времени, условно на «сов» и «жаворонков».

У сезонного перевода времени, а также постоянного зимнего времени и постоянного летнего времени есть свои преимущества и свои недостатки.



Преимущества сезонного перевода времени:

Экономические: Более эффективное использование светлого времени суток и некоторое снижение затрат на искусственное освещение летом в регионах, расположенных в широтах от 30 до 55 градусов.

Качество жизни: Светлые вечера, спорт, туризм, вечерние прогулки с детьми, ресторанный бизнес

Недостатки сезонного перевода времени:

Медико-биологические: Психоэмоциональные расстройства, ухудшение самочувствия, нарушение сна, обострение хронических заболеваний, необходимость адаптации организма и восстановления нормальных биоритмов, снижение работоспособности, внимания.

Производственные: Ошибки, опоздания, производственный и дорожно-транспортный травматизм, снижение эффективности принятия решений.

Преимущества постоянного летнего времени:

В целом при постоянном летнем времени происходит некоторое увеличение продолжительности светлого времени суток по сравнению с сезонным переводом времени. Увеличение наблюдается на всей территории Российской Федерации как в период дневной активности населения с 7.00 до 23.00 (суммарно за год увеличение светлого времени суток с 7.00 до 23.00в среднем составляет 0,75%) и эффективно используемого населением светлого времени суток после окончания рабочего дня с 18.00 до 23.00 (суммарно за год увеличение светлого времени суток с 18.00 до 23.00 в среднем составляет 7-11%). Поэтому тезис, что при постоянном летнем времени граждане России живут в потемках («Россия во тьме») абсолютно некорректен. Правильнее сказать, что при постоянном летнем времени светлее в течение 10 месяцев с марта по ноябрь после окончания рабочего дня с 18.00 до 23.00 часов, но темнее в течение 2 месяцев в утренние часы с начала декабря по конец января с 7.00 до 9.00 часов. Именно этот период (утренние часы с начала декабря по конец января с 7.00 до 9.00 часов) является наиболее критикуемым недостатком постоянного летнего времени.



В таблицах и картах Приложений к настоящему докладу представлен анализ возможного восстановления сезонного перевода стрелок часов в регионах Российской Федерации, а также анализ продолжительности светлого времени суток при сезонном, летнем, зимнем и поясном времени во всех 83 субъектах Российской Федерации. Анализ проведен по двум критериям: продолжительности светлого времени суток с 7.00 до 23.00 - период дневной активности населения и с 18.00 до 23.00 - эффективно используемое населением светлое время суток после окончания рабочего дня.

Для сравнения представлен анализ вариантов (последствий) возможной отмены сезонного перевода стрелок часов в Европейском Союзе, а также в ряде столиц и городах государств, в которых уже отменён сезонный перевод стрелок часов. С учетом сложившихся традиций ряда государств и их географического расположения анализ проведен по критериям продолжительности светлого времени суток с 7.00 до 23.00 и с 6.00 до 22.00 - период дневной активности населения, а также с 18.00 до 23.00 и с 17.00 до 22.00 - эффективно используемое населением светлое время суток после окончания рабочего дня.


Два основных фактора при выборе постоянного летнего или постоянного зимнего времени.

Первый фактор: при отмене сезонного перевода стрелок часов с установлением постоянного летнего времени увеличение суммарного за год светлого времени с 18.00 до 23.00 незначительно и составляет в среднем 7-11%, а вот при установлении постоянного зимнего времени уменьшение суммарного за год светлого времени с 18.00 до 23.00 на всей территории Российской Федерации весьма значительно и составляет в среднем 25-35%. Это связано с нелинейностью кривой светлого времени в течение года. Такое значительное сокращение суммарного за год светлого времени суток не заметить невозможно и об этом свидетельствует поток жалоб из регионов (Самара, Удмуртия), переведенных в 2010 на зимнее время.

Нелинейность кривой светлого времени и заставила многие страны искать выигрыш в светлом времени летом, а не зимой.

Второй фактор: сложившееся в стране и регионе время начала и окончания рабочего дня – обычно в России с 9.00 до 18.00 или с 8.00 до 17.00. Если приближать время рабочего полдня (середину рабочего дня) к полдню поясному или как некоторые говорят к естественному астрономическому полдню 12.00, то начало рабочего дня в соответствии с рабочим (поясным) полднем должно приходиться на 7.30-8.00 – не позднее, что может вызвать массовое изменение графиков рабочего дня и недовольство значительной части населения. Если переноса начала рабочего дня на более ранние утренние часы не сделать , то произойдёт существенное сокращение суммарного за год светлого времени суток после окончания рабочего дня (эффективно используемое населением светлое время суток после окончания рабочего дня с 18 до 23 часов или свободное время после окончания рабочего дня).

Российская Федерация – самая протяженная по географической долготе страна мира - простирается примерно на 170 градусов. Федеральный закон от 3 июня 2011 г. № 107-ФЗ «Об исчислении времени» даёт возможность регионам самим, исходя из своих интересов, представлять в Правительство Российской Федерации предложения по исчислению времени на своей территории. Регионы должны вести диалог со своим населением, а консолидированное и ответственное мнение законодательной и исполнительной ветвей власти представлять в соответствии с законом «Об исчислении времени» Правительству Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 5 указанного закона решение о переводе территории (части территории) субъекта Российской Федерации из одной часовой зоны в другую часовую зону принимается Правительством Российской Федерации на основании совместного предложения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).


По критериям светлого времени суток с 7.00 до 23.00 и с 18.00 до 23.00 часов варианты сезонного перевода стрелок часов и постоянного летнего времени приблизительно равноценны. В случае установления в регионах России поясного времени (сдвиг на запад на 2 часа относительно действующего исчисления времени) будет наблюдаться чрезвычайно резкое сокращение (24-78% в зависимости от региона) эффективно используемого населением светлого времени суток после окончания рабочего дня с 18 до 23 часов (свободное время после окончания рабочего дня) и необходимость массового изменения графиков рабочего дня представляется неизбежной. По сравнению с поясным временем даже возврат к сезонному переводу стрелок часов представляется более предпочтительным.

Существо общественного восприятия проблемы постоянного летнего и постоянного зимнего времени при отмене сезонных переводов стрелок часов заключается в том, что при такой отмене граждане России должны сделать непростой выбор:

- для них лучше, чтобы было светлее вечером весной, летом и осенью, но темнее утром зимой в декабре-январе;

или

- для них лучше, чтобы было светлее утром зимой в декабре-январе, но темнее вечером всю весну, лето и осень.

Разница между этими вариантами весьма существенна как для граждан, так и для экономики, поскольку световая обстановка в регионах меняется весьма неравномерно при выборе летнего, зимнего или поясного времени.

Общественное восприятие проблемы постоянного летнего и постоянного зимнего обостряется практически полным отсутствием со стороны федеральных органов исполнительной власти активной информационной кампании, направленной на разъяснение населению субъектов Российской Федерации последствий отмены сезонного перевода часов с установлением постоянного летнего времени и преимуществах летнего времени во всех регионах и городах России по критерию продолжительности светлого времени суток.

Возможны четыре варианта решения проблемы зимнего и летнего времени:

- вернуться к сезонному переводу стрелок часов;

- установить постоянное зимнее время;

- установить постоянное поясное время;

- оставить существующее постоянное летнее время.

Ниже представлены возможные нормативно-правовые решения для всех этих четырёх вариантов.
Возможные нормативно-правовые решения,

необходимые для изменения порядка исчисления времени в России
1. Если возвращаются сезонные переводы времени, как было до 31 октября 2011 года

1.1) Требуется внесение изменений в Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени"

Необходимо исключить в статье 4 Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" пункт 4. (Статья 4. Исчисление календарной даты и времени календарного дня: «4. Счет часов, минут и секунд в течение календарного года, календарного месяца и календарной недели не изменяется.»



1.2) Требуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2011 г. № 725 «О составе территорий, образующих каждую часовую зону, и порядке исчисления времени в часовых зонах, а также о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации». В указанном постановлении необходимо вместо «В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об исчислении времени" Правительство Российской Федерации постановляет: Установить, что московское время исчисляется в национальной шкале времени Российской Федерации UTC (SU) плюс 4 часа. Сезонный перевод часов не осуществляется, счет часов и минут в течение календарного дня не изменяется.» установить: «В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об исчислении времени" Правительство Российской Федерации постановляет: Установить, что московское время исчисляется в национальной шкале времени Российской Федерации UTC (SU) плюс 3 часа с дополнительным переводом ежегодно часовой стрелки в последнее воскресенье марта в 2 часа на 1 час вперед и в последнее воскресенье октября в 3 часа на 1 час назад. Для перехода на этот порядок исчисления времени 31 марта 2013 года (P.S. может быть указана любая дата) в 2 часа часовая стрелка переводится на 1 час вперед.»

2. Если сохраняется отмена сезонных переводов времени, но вместо постоянного «летнего» времени в Российской Федерации или московской часовой зоне устанавливается постоянное «зимнее» время или постоянное «поясное» время (смещение шкалы времени на один или два часа).

2.1) Не требуется внесение изменений в Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени "

2.2) Требуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2011 г. № 725 «О составе территорий, образующих каждую часовую зону, и порядке исчисления времени в часовых зонах, а также о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации».

2.2.1) Для установления постоянного «зимнего» времени в Российской Федерации в указанном постановлении вместо UTC (SU) плюс 4 часа необходимо записать: UTC (SU) плюс 3 часа. В настоящее время в указанном постановлении установлено: «В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об исчислении времени" Правительство Российской Федерации постановляет: Установить, что московское время исчисляется в национальной шкале времени Российской Федерации UTC (SU) плюс 4 часа. Сезонный перевод часов не осуществляется, счет часов и минут в течение календарного дня не изменяется.».

2.2.2) Для установления постоянного «поясного» времени в Российской Федерации в указанном постановлении вместо UTC (SU) плюс 4 часа необходимо записать: UTC (SU) плюс 2 часа.
Основные технологические и организационные мероприятия, предшествующие изменению исчисления времени в Российской Федерации
1. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли должна провести необходимые организационно-технические мероприятия по исключению сбоев технических систем единого времени Российской Федерации и служб распространения сигналов точного времени (срок проведения мероприятий около 14 - 30 дней).

2. Минпромторг России и Росстандарт должны уведомить субъекты Российской Федерации о принятии нормативного правового акта по изменению исчисления времени в Российской Федерации. Необходимо изменить и согласовать графики движения транспорта, проинформировать население.

3. МИД России необходимо проинформировать Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии ООН об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области исчисления времени (отмена сезонного перевода часов или установление постоянного зимнего времени).

4. Необходимо изменить расписания сеансов связи и телевещания.

5. На компьютерные системы, связанные с исчислением времени должно быть установлено необходимое программное обеспечение, учитывающее сезонный перевод времени или установление постоянного зимнего времени. Пример: Разнообразные операционные системы, в том числе для критически важных объектов, диспетчерских служб и т.д.

6. Необходимо перепрограммировать все двух и трёх тарифные счетчики учета электрической энергии. Пример: В 2011 году «ОАО «Мосэнергосбыт» принял решение о безвозмездном перепрограммировании приборов учёта. Кроме того, «Мосэнергосбыт» проинформировал о том, что в соответствии с распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области от 12.05.2011 № 20-Р изменились интервалы зон суток действия тарифов в Подмосковье: ночная зона с 23.00 до 7.00, а дневная зона с 7.00 до 23.00». Раньше ночная зона была с 21.00 до 8.00, а дневная зона с 8.00 до 21.00. Не все организации энергосбыта безвозмездно перепрограммировали приборы учёта.




Справка

по вопросу сокращения разницы между центрально-европейским временем и временем в г.Сочи на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи
1. Международный опыт исчисления времени при проведении Олимпиад

Из 17 зимних Олимпиад, проведенных в период после II Мировой войны, 7 Олимпиад проводилось за пределами Европы (3 – в США, 2 – в Канаде, 2 – в Японии). Несмотря на значительную разницу во времени с Европой, ни в одном случае не предпринималось никаких мер по изменению исчисления местного времени для удобства иностранных государств. То же касается и европейских Олимпиад. Нет сведений о наличии подобных намерений и у организаторов Олимпиады 2018 года в Корее.


2. Анализ географических особенностей возможного изменения местного времени в г. Сочи и Краснодарском крае.

Краснодарский край расположен на юге России, в юго-западной части Северного Кавказа и входит в состав Южного федерального округа. На северо-востоке край граничит с Ростовской областью, на востоке — со Ставропольским краем, на юге — с Республикой Абхазия. Внутри региона находится Республика Адыгея. Территория края омывается водами Азовского на северо-западе и Чёрного на юго-западе морей.

Из общей протяжённости границы в 1540 километров — 740 километров проходит вдоль моря. Наибольшая протяженность края с севера на юг — 327 км и с запада на восток — 360 км. Территория Краснодарского края занимает площадь 75,5 тысяч квадратных километров.

При существующей в настоящее время в России системе часовых зон Краснодарский край живет по времени московской часовой зоны МСK = UTC+4. Край располагается в интервале восточной долготы 36º43' – 41º46', что соответствует расположению на его территории двух географических часовых поясов. Граница между поясами (меридиан 37º30') проходит примерно посередине между Анапой и Новороссийском. Западный угол территории (2,3% площади края) находится во втором часовом поясе международной системы часовых поясов (UTC+2), большая часть территории (97,7% площади) – в третьем часовом поясе международной системы часовых поясов (UTC+3). Местное время на территории края опережает среднее солнечное время на время от 1 ч 13 мин (крайний восток) до 1 час 33 мин (крайний запад), в г.Сочи (39º43') – на 1 ч 21 мин.



При переходе на зимнее время большая часть Краснодарского края будет жить по поясному времени UTC+3. При этом по сравнению с сезонным переводом стрелок часов суммарное за год количество светлого времени суток в Краснодаре сократится на 31% в период с 18 до 23 часов (эффективно используемое населением светлое время суток после окончания рабочего дня) и сократится на 4% в период с 7 до 23 часов (период дневной активности населения). При переводе московской часовой зоны на поясное время UTC+2 время Краснодарского края будет опережать пережать поясное время на 1 час. При этом суммарное за год количество светлого времени суток в Краснодаре сократится на 66% в период с 18 до 23 часов и сократится на 12% в период с 7 до 23 часов. Отметим, что перевод московской часовой зоны на поясное время предлагается в рекомендациях парламентских слушаний в Государственной Думе Российской Федерации от 27 сентября 2012 года, где дана рекомендация: представляется обоснованной необходимость возврата к исчислению времени, приближенному к поясным значениям времени в системе всемирного координированного времени.

следующая страница >>
Смотрите также:
Аналитические материалы в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье
628.58kb.
4 стр.
Аналитические материалы в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье
391.85kb.
2 стр.
Аналитические материалы по различным вопросам гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ. В третьем разделе приведены аналитические материалы по вопросам политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом
1066.95kb.
7 стр.
Классный час " Вредные привычки и их влияние на здоровье человека"
145kb.
1 стр.
Санитарно гигиеническая оценка экологического риска влияния деятельности предприятий химической промышленности на состояние водной среды и здоровье населения (на примере белореченского района краснодарского края) 03. 02. 08 экология
315.22kb.
1 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3671.52kb.
16 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3747.43kb.
17 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3981.33kb.
17 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
4241.66kb.
18 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
4069.6kb.
17 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3885.21kb.
17 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3644.52kb.
17 стр.