Главная
страница 1страница 2страница 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт гуманитарных наук



Кафедра коми и финно-угорской филологии

УТВЕЖДАЮ

Директор Института гуманитарных наук

Д.И. Пинаевский

______________ 2012

ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

032700.62 «ФИЛОЛОГИЯ»

магистерской программы

АКТИВНЫЙ БИЛИНГВИЗМ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Сыктывкар 2012

Содержание


Введение…………………………………………………………………………........




1 Научно-исследовательская практика……………………………………………




1.1

Цель и задачи научно-исследовательской практики………………………….




1.2

Место и сроки проведения научно-исследовательской практики……………




1.3

Содержание научно-исследовательской практики…………………………….

8

1.4

Руководство и контроль за прохождением практики…………………………

8

1.5

Подведение итогов научно-исследовательской практики…………………….

9

2 Научно-педагогическая практика………………………………………………

11

2.1

Цель и задачи научно-педагогической практики……………………………...

11

2.2

Требования к организации научно-педагогической практики………………..

12

2.3

Содержание научно-педагогической практики………………………………..

12

2.4

Руководство и контроль за прохождением научно-педагогической практики…………………………………………………..………………………

13


2.5

Подведение итогов научно-педагогической практики………………………..

14

Список использованных источников………………………………………………..

15

Приложение А Договор о базах практик студентов………………………………..

16

Приложение Б Договор на проведение практик студентов………………………...

19

Приложение В Титульный лист отчета о прохождении практики………………...

22

Приложение Г Пример графика прохождение научно-исследовательской практики на предприятии…………………………………………………………….

23


Приложение Д План-конспект фрагмента занятия…………………………………

24

Приложение Ж План-конспект занятия………………………………………….....

25

Приложение И Анализ занятия………………………………………………………

26

Приложение К Отчет магистранта о прохождении научно-педагогической практики……………………………………………………………………………….

27



1.Общие положения
Программа практики разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.1996 №12-ФЗ, Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 15-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 г. № 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации", Приказом Министерства образования РФ от 25 марта 2003 г. № 1154 "Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования", Положением о практике студентов, обучающихся магистерским программам, утвержденным решением Ученого совета СыктГУ от 25.05.2011 г., Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700.62 «Филология» (магистерская программа: «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»).

Программа определяет понятие практики, порядок ее организации и руководства, раскрывает содержание и структуру программы практики, требования к отчетной документации.

Практика магистрантов направления подготовки 032700.62 «Филология» по магистерской программе «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» является обязательным разделом образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматривается следующие виды практик:

- производственно-прикладная;

- научно-исследовательская.

Практики могут проводиться в сторонних организациях (средних общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведениях, в администрациях сельских и городских поселений, учреждениях культуры, ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, фирмах) или на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Объемы и виды практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлению подготовки 032700.62 «Филология».

Цели и задачи практики определяются соответствующими ГОС ВПО, примерными программами практики, рекомендуемыми соответствующими учебно-методическими объединениями (УМО).

Места прохождения практики должны подбираться в соответствии с выбранной темой исследования и предусматривать возможность получения магистрантом необходимой информации для анализа текущей ситуации и написания в последующем магистерской диссертации. Аттестация по итогам практики производится на выпускающей кафедре комиссией в составе руководителей практики от кафедры и предприятия и представителей выпускающей кафедры. По результатам практики магистрантом должен быть составлен отчет в соответствующей форме.


  1. Научно-исследовательская практика

Научно-исследовательская практика магистрантов – вид учебной деятельности, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной магистерской программе, подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская практика магистрантов осуществляется в следующих формах:

- работа с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой магистерской диссертации (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач эмпирического исследования, определение объекта исследования, выбор методики эмпирического исследования, изучение методов сбора и анализа эмпирических данных);

- проведение статистических и социолингвистических исследований, связанных с темой выпускной квалификационной работой магистранта; освоение методик анкетирования и интервьюирования (составление анкеты, опрос, анализ и обобщение результатов);

- рассмотрение вопросов по теме магистерской диссертации;

- подготовка аргументации для проведения научной дискуссии;

-изучение справочно-библиографических систем, способов поиска информации;

- приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, составления научно-библиографических списков, использования библиографического описания в научных работах;

- работа с электронными базами данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов;

- обобщение и подготовка результатов научно-исследовательской деятельности магистранта для продолжения научных исследований в рамках системы послевузовского образования.




2. Цель и задачи научно-исследовательской практики

1. Цель научно-исследовательской практики (далее - НИП) магистрантов – формирование и развитие у выпускников магистратуры научно-исследовательской компетентности, системы профессиональных компетенций, подготовки магистранта к выполнению функций преподавателя, научного сотрудника научно-исследовательского учреждения,

Основные задачи научно-исследовательской практики магистрантов:

- закрепление, углубление и дополнение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; расширение профессиональных знаний, полученных ими в процессе обучения, и формирование практических умений и навыков ведения самостоятельной научной работы;

- формирование умения правильно формулировать задачи исследования в ходе выполнения научно-исследовательской работы в соответствии с ее целью, умения инициативно избирать (модифицировать существующие, разрабатывать новые) методы исследования, соответствующие его цели, формировать методику исследования;

-усвоение навыков выполнения самостоятельного проведения библиографической работы с привлечением современных электронных технологий;

-ознакомление с основными направлениями деятельности ведущего научного учреждения РК;

-ознакомление с фондами научной библиотеки КНЦ УрО РАН и работа с этими фондами;

-ознакомление с работой архива КНЦ УрО РАН;

-применение современных информационных технологий при проведении научных исследований;


-выработка способности и умения анализировать и представлять полученные в ходе исследования результаты в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчет о научно-исследовательской работе, научные статьи, тезисы докладов научных конференций, научные доклады, магистерская диссертация);

- сбор материала для выполнения научно-исследовательской работы магистранта (НИРС);

- сбор материала - для написания выпускной магистерской работы.

задачами НИП также является приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации. Кроме того задачи НИП могут быть следующими:

а) организационно-управленческая:

- управление организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами.

Б) аналитическая:

- поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия научных решений.

В) научно-исследовательская:

- выявление и формулирование актуальных научных проблем;

- разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения:

- разработка методов проведения исследований и анализа их результатов:

- поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования:


2.Формы проведения научно-исследовательской практики

Работа в научной библиотеке и архиве Коми научного центра УрО РАН, в словарном кабинете Отделе языка ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, научной библиотеке СыктГУ, подготовка научных статей и докладов, выступления с научными докладами, сбор материала для магистерской выпускной работы.


Основные виды работ, выполняемых магистрантами в период практики:

- Организационная работа. Участие в установочной и итоговой конференции по практике и консультациях по практике, подготовка отчетной документации по итогам практики.

-Теоретическая работа предполагает ознакомление с научной литературой по заявленной и утвержденной теме исследования с целью обоснованного выбора теоретической базы предстоящей работы, методического и практического инструментария исследования, постановке целей и задач исследования, разработки плана проведения исследования.

-Практическая работа заключается в сборе лингвистического материала, их классификации, систематизации, анализе.

-Обобщение полученных результатов включает научную интерпретацию полученных данных, их обобщение, полный анализ проделанной исследовательской работы, оформление теоретических и практических материалов в виде научного отчета по научно-исследовательской практике.


4.Место научно-исследовательской практики в структуре ООП магистратуры

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки магистра. Она представляет собой вид учебных занятий непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Научно-исследовательская практика основывается на освоении как учебных дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, так и дисциплин, непосредственно направленных на освоение профессиональной деятельности магистра (теория текста и дискурса, стилистика и литературное редактирование, межкультурная коммуникация, социолингвистика и билингвология, научный семинар).

5. Место и время проведения научно-исследовательской практики


Практика проводится в отделе языка Коми научного центра УрО РАН.

Сроки проведения практики – 11 и 12 семестры,

17.11. по 17.12 и с 12.01. по 19.04.

Практика осуществляется в виде непрерывного цикла во время, свободное от теоретического обучения.


6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики.

В процессе научно-исследовательской практики у магистрантов формируются следующие компетенции:

Способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4); владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5); владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6); владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовке и редактирования научных публикаций; владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7).

В процессе научно-исследовательской практики у студентов-магистрантов на уровне умений формируются следующие компетенции :

-умение практически использовать теоретические знания, полученные при изучении специальных дисциплин;

-умение правильно формулировать задачи исследования в ходе выполнения научно-исследовательской работы в соответствии с ее целью, умение инициативно избирать (модифицировать существующие, разрабатывать новые) методы исследования, соответствующие его цели, формировать методику исследования;

- уметь самостоятельно проводить библиографическую работу с привлечением современных электронных технологий;

- уметь применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;


- уметь анализировать и представлять полученные в ходе исследования результаты в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчет о научно-исследовательской работе, научные статьи, тезисы докладов научных конференций, научные доклады, магистерская диссертация);

- собирать материал для выполнения научно-исследовательской работы магистранта (НИРС);

- собирать материал для написания выпускной магистерской работы.

Во время научно-исследовательской практики студент-магистрант должен овладеть:

основами научно-исследовательской работы, сбора и систематизации фактического материала по филологии, участия в работе научных коллективов, навыками самостоятельного пополнения и критического применения теоретических и практических знаний в сфере филологии, навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования литературы в диахроническом и синхроническом аспектах, изучения устной и письменной коммуникации, квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения научных результатов, использования современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта.
7. Структура и содержание производственной практики

№п/п


Разделы (этапы) практики.

Содержание практики



Трудоемкость в зач. ед.

Формы текущего контроля

1

Научно-исследовательская практика

Организационная работа.

Теоретическая работа Практическая работа

Обобщение полученных результатов

Подведение итогов

12

Собеседование, Отчетная документация, подготовленные доклады, статьи, тезисы докладов

зачет



Содержание научно-исследовательской практики

1. Содержание НИП определяется требованиями ГОС ВПО с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится. В процессе прохождения научно-исследовательской практики магистранту необходимо овладеть:

- методами лингвистического исследования;

- методами анализа и обработки лингвистических литературоведческих, социолингвистических данных;

- научно-теоретическими подходами отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме, методами анализа данных, накопленных в научной отрасли по теме исследования;

- способами организации, планирования, и реализации научных работ, знаниями по оформлению результатов научно-исследовательской работы.



Виды работ

Сроки выполнения

Изучение литературы по теме научно-исследовательской работы, поиск литературы в научной библиотеке КНЦ УрО РАН,

в течение всего периода практики.

Знакомство с научными консультантами. Получение консультации по теме магистерской диссертации.

1-я неделя

Изучение тематики научных исследований по избранному направлению филологии

в течение всего периода практики.

Участие в научных семинарах кафедры

в течение всего периода практики.

Подготовка к выступлениям по исследуемой теме на заседаниях исследовательской группы, научном семинаре кафедры, конференциях магистрантов, аспирантов, молодых ученых, проводимых в КНЦ, СыктГУ

в течение всего периода практики.

Обсуждение с руководителем и консультантом концепции магистерской диссертации.

в течение всего периода практики

Составление плана магистерской диссертации


в течение всего периода практики

Составление научной библиографии, сбор лингвистического (литературного) материала

в течение всего периода практики

Составление и представление отчета

март


Научно-исследовательская практика студентов, обучающихся по магистерским программам, предусматривает следующие виды деятельности:
- Организационная работа. Участие в установочной и итоговой конференции по практике и консультациях по практике, подготовка отчетной документации по итогам практики.

Разработка индивидуальной учебной программы прохождения научно-исследовательской практики;

Знакомство с отделом языка Коми научного Центра УрО РАН, словарным кабинетом отдела языка КНЦ, научной библиотекой Коми научного Центра УрО РАН, с его фондами, знакомство с другими научными и научно-образовательными учреждениями г.Сыктывкара, в которых будут проходить практику магистранты.
-Теоретическая работа предполагает ознакомление с научной литературой по проблемам билингвизма, межкультурной коммуникации, по заявленной и утвержденной теме исследования с целью обоснованного выбора теоретической базы предстоящей работы, методического и практического инструментария исследования, постановке целей и задач исследования, разработки плана проведения исследования, выполнение научно-исследовательских видов деятельности в рамках научной темы кафедры, участие в решении научно-исследовательских работ, выполняемых кафедрой в рамках договоров с научными, научно-образовательными учреждениями, исследовательскими коллективами, участие в конкурсах научно-исследовательских работ, подготовка и защита научной работы, представление промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара кафедры, который проводится совместно с аспирантами, преподавателями, научными сотрудниками отдела языка Коми НЦ УрО РАН, приглашенных практикантов, представителей работадателей.
-Практическая работа заключается в сборе лингвистического материала, их классификации, систематизации, анализе, в составлении анкет, проведении социолингвистического анкетирования, в поиске необходимой литературы, проведении круглых столов, диспутов, дискуссий, семинаров по актуальной проблематике, в планировании своей научно-исследовательской деятельности.
-Обобщение полученных результатов включает научную интерпретацию полученных данных, их обобщение, полный анализ проделанной исследовательской работы, оформление теоретических и практических материалов в виде научного отчета по научно-исследовательской практике, магистерской диссертации.
6. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-исследовательской практике.

Подбор научной литературы по теме исследования, для подготовки научных докладов, статей, сбор лингвистического материала, составление и проведение анкетирования, написание статей, докладов.

7.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на научно-исследовательской практике, учебно-методическое и информационное обеспечение научно-исследовательской практики

Сбор и систематизация, изучение научной литературы по теме магистерской работы, для подготовки научных докладов, статей, разработка цели исследования, разработка плана исследования, составление конспектов по монографии по теме исследования, составление тезауруса магистерской работы, для этого выписать все используемые научные термины, сгруппировать их в смысловые блоки, расставить их по степени значимости, выделить в каждом блоке ключевые слова. Осуществить компьютерное проектирование исследования. Сделать статистический анализ материала исследования.


Самостоятельная работа обеспечена литературой:

Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: уч. пос. 3-е изд. – М.Дашков иК, 2009.

Основы научных исследований:доп УМО /Герасимов Б.И. и др. – М.:Форум, 2009.

Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. Изд.5-е. – М.:Изд-во УРСС, 2012.

Кузнецов Н.И. Основы научных исследований: Уч. пос.- М.: Дашков и Ко, 2012 (электронно-библиотечная система). 283с.

Хроленко А.Т., Денисов А.В. Современные информационные технологии для гуманитария:практическое руководство. – 3-еизд.М.:Флинта:Наука, 2010.

Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию письменной речи. 6-е изд., М.:Флинта:Наука, 2011.

Караулов Ю.Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности: моделирование состояния и функционирования / Караулов Ю.Н., Филиппович Ю.Н. – М., 2009.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. –М.Либроком, 2010. 284с. (Электронно- библиотечная система).

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. –М.:Синтег, 2007. 662с. (Электронно- библиотечная система).

Умнов В.С., Самойлик Н.А. Научное исследование: теория и практика. – Новокузнецк: Кузбасская педагогическая академия, 2010. 99с.

(Электронно- библиотечная система).

Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: уч. пос. 3-е изд. – М.Дашков иК, 2012. 244с. (электронно-библиотечная система).

8. Материально-техническое обеспечение научно-исследовательской практики

На кафедрах Сыктывкарского госуниверситета и Отделе языка ИЯЛИ КНЦ УрО РАН имеется соответствующее материально-техническое обеспечение:

Персональные компьютеры;

Возможность выхода в сеть Интернет для поиска по профильным сайтам и порталам;

Притер, копировальная техника, бумага.
9.Формы промежуточной аттестации (по итогам научно-исследовательской практики)

Дифференцированный зачет. Время проведения зачета – после преставления отчетной документации о проделанной работе, проведения конференции по итогам практики.



10. Организация практики

Организационные основы научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика магистрантов, обучающихся по программе «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация», проводится в свободное от занятий время.

Сроки и продолжительность практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком, согласно которого научно-исследовательская практика предусмотрена 6 курсе, в первом и во втором семестре, продолжительностью 16 недель.(с 17.11. по14.12. и с 12.01. по 19.04).

Место прохождения научно-исследовательской практики. НИП проводится на выпускающих кафедрах русской и общей филологии, коми и финно-угорской филологии, лингвистики и межкультурных коммуникаций, в научных подразделениях СыктГУ, а также на договорных началах в ИЯЛИ КНЦ УрО РАН и других организациях, предприятиях и учреждениях, ведущих научно-исследовательскую деятельность.

Местом прохождения практики могут быть предприятия различных форм собственности, осуществляющих свою деятельность в областях, связанных с направлением (профилем) обучения магистрантов.

Обеспечение базы для прохождения практики и общее руководство практикой осуществляют руководители магистрантов, руководитель практики от кафедры.

Отдел магистратуры и аспирантуры на основании представления заведующего кафедрой готовит приказ о сроках, месте прохождения и руководителях научно-исследовательской практики магистрантов от выпускающей кафедры.

Перед началом прохождения научно-исследовательской практики выпускающая кафедра проводит установочную конференцию, на которой знакомят магистрантов с программой практики и формами отчетности.

По итогам практики и анализа отчетной документации за прохождение научно-исследовательской практики предусмотрен дифференцированный зачет

Оформление студента на практику происходит на основе следующих документов:

- приказа о направлении на практику, договор с предприятием о подготовке магистра;

- договора о прохождении практики или письма с предприятия, подтверждающего согласие руководства принять магистранта на практику и обеспечить условия для прохождения практики.

Места для практики, исходя из условий ее прохождения магистрам, подбираются, как правило, на предприятиях и в организациях, расположенных в г.Сыктывкаре и РК. При наличии мотивированных аргументов допускается проведение практики в других областях Российской федерации.

При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.

Практика в организациях осуществляется на основе долгосрочных договоров (Приложение А), в соответствии с которыми указанные организации обязаны предоставить места для прохождения практики студентами университета. В договоре университет и организация оговаривают все вопросы, касающиеся проведения практики. Договор предусматривает назначение, двух руководителей практики от организации (как правило, руководителя организации, его заместителя или одного из ведущих специалистов), а также руководителя практики от университета.


5.Отчетная документация по научно-исследовательской практике

По итогам прохождения научно-исследовательской практики магистранты предоставляют на кафедру коми и финно-угорской филологии отчет. По завершении практики проводится итоговая конференция.


6. Права и обязанности практиканта

6.1.Практикант самостоятельно составляет план своей научно-исследовательской деятельности, который согласовывается с научным руководителем;

6.2.Практикант имеет право обращаться к своему научному руководителю по всем вопросам, возникающим в процессе научно-исследовательской практики; пользоваться научной литературой, имеющейся в библиотеках, на выпускающих кафедрах, методкабинете Института Гуманитарных наук СыктГУ, Коми научного центра УрО РАН;

6.3. Практикант подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка университета, научных учреждений, в которых проходит практика. –

6.4. изучает и строго соблюдает правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

6.5. Должен представить своевременно руководителю практики, письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать зачет по практике.

В течение недели после окончания практики магистрант обязан представить на кафедру отчет о прохождении практики.

6.6. Полностью выполняет задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным заданиям;

6.7.Несет ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
7.Руководство и контроль за прохождением научно-исследовательской практики

1. Общее руководство и контроль за прохождением НИП магистрантами осуществляет руководитель магистерской программы « Активный билингвизм и межкультурная коммуникация» (направление 032700.68 «Филология»).

2. Непосредственное руководство и контроль за выполнением плана практики студента осуществляет научный руководитель.

3. Научный руководитель магистранта:

- согласовывает программу НИП и календарные сроки ее проведения с научным руководителем программы подготовки магистров;

- проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы практики;

- осуществляет постановку задач по самостоятельной работе магистрантов в период практики, оказывает консультационную помощь;

- организует защиту отчетов магистрантов по практике на кафедре.

4. Руководитель практики магистрантов от предприятия:

- подбирает опытных специалистов в качестве руководителей практики магистрантов;

- совместно с руководителем практики от университета организует и контролирует организацию практики магистрантов;

-проводит установочную и итоговую конференции;

- организует совместно с руководителем практики от университета чтение лекций, докладов, проведение семинаров и консультаций ведущими специалистами научного учреждения по новым направлениям науки и культуры, проводит экскурсии внутри научного учреждения, предприятия;

-контролирует соблюдение практикантами производственной дисциплины и сообщает в университет о всех случаях нарушения магистрами правил внутреннего трудового распорядка и наложенных на них дисциплинарных взысканий;

- осуществляет учет работы магистров-практикантов;

- отчитывается перед руководством предприятия за организацию и проведение практики.

6. Отзыв руководителя практики от предприятия должен отражать следующие моменты:

- характеристика магистранта, как специалиста, овладевшего определенным набором профессиональных компетенций; способность к организаторской и управленческой деятельности, к творческому мышлению, инициативность и дисциплинированность;

- характеристика магистранта, как специалиста, овладевшего определенным набором профессиональных компетенций; способность к организаторской, управленческой, научно-исследовательской деятельности, к творческому мышлению, инициативность и дисциплинированность;

- отражены направления дальнейшего совершенствования, недостатки и пробелы в подготовке магистранта;

- дается оценка выполнения магистрантом программы практики в баллах.

Подведение итогов научно-исследовательской практики
По итогам практики магистрант получает оценку, прировненную к экзаменационной.

По окончании практики представляется отчет.


1. По окончании НИП магистрант заполняет индивидуальный план магистранта в соответствующем разделе.

2 Аттестация по итогам НИП проводится на выпускающей кафедре и по итогам аттестации магистранту выставляется оценка.

По окончании практики проводится итоговая конференция.

При оценке итогов работы студента принимается во внимание характеристика, данная ему руководителем практики от предприятия.

3 Магистранты, не выполнившие программы практики без уважительных причин или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и действующим Положением.

4. В случае невыполнения магистрантом программы практики по уважительным причинам решением руководителя магистерской программы определяется индивидуальная программа ее прохождения.

5. В качестве основной формы и вида отчетности устанавливается письменный отчет. Форма, примерное содержание и структура графика прохождения практики и письменного отчета представлены в Приложениях В и Г. Форма контроля прохождения практики - дифференцированный зачет. Оценка по научно-исследовательской практике приравниваются к оценкам по теоретическому обучению и выставляется магистранту комиссией, созданной на кафедре коми и финно-угорской филологии, русской и общей филологии, по итогам рассмотрения отчета по практике. Состав комиссии указан в п.2 данного раздела.

6. Отчет - это учебно-исследовательская работа, главная цель которой развитие умения практически осмыслить свою научно-исследовательскую деятельность. В отчете приводятся общие данные о практике: сроки практики, фамилия, имя, отчество консультанта, с которым работал студент, число проведенных консультаций, описание работы с научной литературой, содержание семинаров.

Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом, обучающимся по магистерской программе, научно-исследовательской работе в период практики. Он может содержать следующие разделы:

- цель научной работы;

- предмет исследования;

- методика получения научной информации;

- анализ полученных результатов;

- выводы в предложения;

- список использованных источников и литературы.

В содержании отчета должны быть отражены следующие вопросы:

-Что нового в ходе практики приобрел студент;

-Какие конкретные задачи научно-исследовательской работы удалось решить;

-Что получилось не совсем удачно и по каким причинам;

Каковы общие впечатления и суждения о работе научно-исследовательского учреждения; -Укажите, чему научились за время практики? Что следовало бы внести в организацию и содержание практики?

К отчету приложите перечень подготовленных материалов, тексты статей; аннотированный указатель изученной во время практики литературы по теме магистерской диссертации.

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ

Дисциплины «Научно-исследовательская практика»

По направлению 032700.68 Филология

Магистерской программы «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»

Институт гуманитарных наук

Форма обучения очная



Число студентов

Список литературы

Кол-во

экземп.


Кол-во

экземп.


на 1студента

6


Основная литература

Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: уч. пос. 3-е изд. – М.Дашков иК, 2009.

Основы научных исследований:доп УМО /Герасимов Б.И. и др. – М.:Форум, 2009.

Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. Изд.5-е. – М.:Изд-во УРСС, 2012.

Кузнецов Н.И. Основы научных исследований: Уч. пос.- М.: Дашков и Ко, 2012 (электронно-библиотечная система). 283с.

Хроленко А.Т., Денисов А.В. Современные информационные технологии для гуманитария:практическое руководство. – 3-еизд.М.:Флинта:Наука, 2010.



Дополнительная литература

Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию письменной речи. 6-е изд., М.:Флинта:Наука, 2011.

Караулов Ю.Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности: моделирование состояния и функционирования / Караулов Ю.Н., Филиппович Ю.Н. – М., 2009.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. –М.Либроком, 2010. 284с. (Электронно- библиотечная система).

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. –М.:Синтег, 2007. 662с. (Электронно- библиотечная система).

Умнов В.С., Самойлик Н.А. Научное исследование: теория и практика. – Новокузнецк: Кузбасская педагогическая академия, 2010. 99с. (Электронно-библиотечная система).

Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: уч. пос. 3-е изд. – М.Дашков ИК, 2012. 244с. (электронно-библиотечная система).


10

10

10



10

10

10



10

10

10



10

10


Не ниже 0,25 по каждому названию в соответствии с ФГОС ВПО

1,8


1,8

1,8


1,8

1,8


1,8

1,8


1,8

1,8


1,8

1,8


Составитель, преподаватель ----------------- В.М. Лудыкова

Зав. кафедрой коми и финно-угорской филологии____________ В.М. Лудыкова

Дата составления карты «___»_________2012 г.

СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ___________Ф.И.О.

«___»________2012… г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООп по направлению подготовки Филология

Магистерская программа «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»

Автор В.М. Лудыкова

Рецензенты- отдел языка КНЦ УрО РАН



2 Научно-педагогическая практика

2.1 Цель и задачи научно-педагогической практики

1. Научно-педагогическая практика (далее - НПП) является важнейшим компонентом и составной частью учебного процесса магистрантов. Данный вид практики выполняет функции общепрофессиональной подготовки в части подготовки магистрантов к преподавательской деятельности в вузе.

2. Программа НПП магистрантов разрабатывается на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700.68 «Филология»;

3. НПП магистрантов, обучающихся по магистерской программе «Межкультурная коммуникация и активный билингвизм» , имеет целью подготовку магистранта к следующим видам деятельности:

- реализация профессиональных образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым образовательным стандартам высшего профессионального образования;

- проектирование, разработка и проведение типовых мероприятий,


связанных с преподаванием;

- создание творческой атмосферы образовательного процесса;

- выявление взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе;

- использование собственной научной работы в качестве средства образовательного процесса;

- воспитание гражданственности, развитие творческого мышления, системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности студента.

4. Основными задачами НПП магистрантов являются:

-  закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;

-  овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм проведения занятий;

-  овладение методикой анализа учебных занятий;

-  формирование представления о современных образовательных информационных технологиях;

-  привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научно-педагогической деятельности магистров.

2.2 Требования к организации научно-педагогической практики

1 В период практики магистранты подчиняются правилам внутреннего распорядка университета.

2 Практика проводится в средних общеобразовательных учебных заведениях, на выпускающей кафедре коми и финно-угорской филологии, лингвистики и межкультурной коммуникации, русской и общей филологии, осуществляющих подготовку магистров или других кафедрах Института гуманитарных наук. Сроки и продолжительность проведения практики устанавливаются в соответствии с учебными планами и календарным графиком учебного процесса. Практика проводится в первом семестре 5 курса, продолжительность практики – 8 недель.

3. В ходе прохождения практики магистрант должен овладеть навыками самостоятельной научно-педагогической деятельности в профессиональной области на основе:

- отбора содержания и построения занятий в различных типах образовательных учреждений с учетом закономерностей педагогики и психологии, современных требований дидактики (научность);

- актуализации и стимулирования творческого подхода магистрантов к проведению занятий с опорой на развитие обучающихся как субъектов образовательного процесса (креативность);

- учета научных интересов магистрантов (практика предусматривает проведение занятий по предметам и дисциплинам, соответствующим научно-исследовательским интересам магистрантов).

2.3 Содержание научно-педагогической практики

1 Содержание практики требованиями ГОС ВПО с учетом интересов и возможностей выпускающей кафедры экономики и организации производства. Программа НПП для каждого магистранта конкретизируется и дополняется в зависимости от специфики и характера выполняемой работы и отражается в Индивидуальном плане магистранта.

2 НПП включает в себя проведение следующих работ:

- ознакомление со структурой образовательного процесса в среднем общеобразовательном учебном заведении, высшем образовательном учреждении и правилами ведения преподавателем отчетной документации;

- ознакомление с программой и содержанием проводимых учебных занятий, читаемых курсов;

- ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий;

- самостоятельную подготовку планов и конспектов занятий по учебным дисциплинам;

- подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;

- разработку содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне;

- методически правильное проведение различных видов учебных занятий (лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия);

- осуществление научно-методического анализа проведенных занятий.

3. В процессе практики студенты участвуют во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений факультета вуза.

4 Конкретное содержание НПП планируется научным руководителем студента-магистранта, согласовывается с руководителем программы подготовки магистров и отражается в отчете магистранта по НПП и в индивидуальном плане магистранта.

5. Примерное понедельное распределение деятельности магистранта в период научно-педагогической практики:

- 1 неделя: ознакомление с задачами и содержанием научно-педагогической практики; знакомство с коллективом общеобразовательной школы, кафедры, составление индивидуального плана практики руководителем и утверждение его на кафедре, посещение занятий учителей школы, преподавателей кафедры.

- 2 неделя: изучение принципов организации учебного процесса по дисциплине, знакомство с образовательным стандартом, учебной программой и учебным планом по преподаваемой дисциплине; изучение познавательной деятельности студентов; анализ форм и методов обучения; анализ уроков ведущего преподавателя; изучение дидактических материалов, наглядных пособий школы, кафедры, а также возможности использования информационных технологий в процессе преподавания, планирование и подготовка дидактических материалов к зачетным занятиям: лекции, семинарам, практическим занятиям; проведение занятий со студентами;



- последующие недели: проведение зачетных занятий с учащимися средней школы, со студентами, их анализ и обсуждение с учителем школы, на кафедре; посещение зачетных занятий других магистрантов и их обсуждение; составление отчетной документации о прохождении научно-педагогической практики.

2.4 Руководство и контроль за прохождением научно-педагогической практики

1 Общее руководство и контроль за прохождением НПП магистрантов осуществляет руководитель магистерской программы «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация».

2. Непосредственное руководство и контроль за выполнением плана практики студента осуществляется научным руководителем магистранта.

Научный руководитель магистранта:

- согласовывает программу научно-педагогической практики и календарные сроки ее проведения с руководителем программы подготовки магистрантов;

- проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы НПП;

- осуществляет постановку задач по самостоятельной работе магистрантов в период НПП;

- оказывает консультационную помощь.

3. Приказ о направлении магистрантов на научно-педагогическую практику издается не позднее, чем за 2 недели до ее начала.
2.5 Подведение итогов научно-исследовательской практики

1 По окончании НПП магистрант заполняет индивидуальный план магистранта в соответствующем разделе.

2 Аттестация по итогам НИП проводится на выпускающей кафедре и по итогам аттестации магистранту выставляется оценка.

По окончании практики магистрант, не позднее 10 дней после завершения практики, сдает зачет комиссии, назначенной выпускающей кафедрой. В состав комиссии входят научный руководитель магистранта, руководитель магистерской программы, ведущие преподаватели кафедры.

3 Магистранты, не выполнившие программы практики без уважительных причин или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом СыктГУ и действующим Положением.

4. В случае невыполнения магистрантом программы практики по уважительным причинам решением руководителя магистерской программы определяется индивидуальная программа ее прохождения.

5. В качестве основной формы и вида отчетности устанавливается письменный отчет. Форма контроля прохождения практики - дифференцированный зачет. Оценка по научно-педагогической практике приравниваются к оценкам по теоретическому обучению и выставляется магистранту комиссией, созданной на кафедре экономики и организации производства, по итогам рассмотрения отчета по практике. Состав комиссии указан в п.5.2 настоящего Положения.

6 Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом-магистрантом научно-педагогической работе в период практики. Он должен содержать следующие материалы:

- планы-конспекты проведенных занятий или фрагментов проведённых занятий (Приложение Д и Е);

- методический анализ одного из занятий, проведенного другим магистрантом (Приложение Ж);

- отчёт магистранта по научно-педагогической практике (Приложение И).

Список использованных источников

1 Российская Федерации. Законы. Об образовании : федер. закон : [принят Гос. Думой 10 июля 1992 г N 3266-1 (ред. от 28.09.2010)]. – М. , 1992. – 50 с.

2 Российская Федерации. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон : [принят Гос. Думой от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 27.27.2010) : одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года]. – М. , 1996. – 50 с.

3 Трудовой кодекс Российской Федерации : офиц.текст : по состоянию на 30 декабря 2001 № 197-ФЗ [принят Гос. Думой 21 декабря 2001 г.] (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010).- М. : Ось-89, 2010. - 256 с.

4 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264 // Консультант Плюс: Высшая школа : правовые док. lля студентов юрид., финансовых и экон. специальностей / ген. директор компании Д.Б. Новиков. - [М.] : КонсультантПлюс, 2006. – Вып. 2 : Осень 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

5 Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования : приказ Министерства образования РФ от 25 марта 2003 № 1154

6 Положение о практике студентов : утверждено решением Ученого совета от 25.05.2011. Протокол №10 (398).

Приложение А

ДОГОВОР


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа научно-исследовательской практики по направлению подготовки 032700. 62 «филология» магистерской программы
468.67kb.
3 стр.
Программа научно-педагогической практики по направлению подготовки 032700. 62 «филология» магистерской программы
405.18kb.
3 стр.
Программа производственно-прикладной практики по направлению подготовки 032700. 62 «филология» магистерской программы
812.52kb.
5 стр.
1 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 032700 Филология
7655.67kb.
33 стр.
Рабочая программа дисциплины
226.21kb.
1 стр.
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 032700 «Филология» Образовательные программы
50.21kb.
1 стр.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп по направлению подготовки 320700. 68 «Филология» профилю подготовки «Отечественная филология», программе «Активный билингвизм и межкультурная коммуникация»
3173.85kb.
14 стр.
Рабочей программы дисциплины «этнопсихология» Место дисциплины в структуре ооп
17.35kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины
380.7kb.
3 стр.
Программа дисциплины «Герменевтические аспекты методики преподавания литературы»
265.48kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания по общему языкознанию
99.01kb.
1 стр.
Программа переводческой производственной практики направление подготовки 032700 Филология Профиль подготовки
125.44kb.
1 стр.