Главная
страница 1

Раздел 1.Особенности экономических воззрений в традиционных обществах




Тема 1. Предмет, метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки





Целью темы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета, раскрытие основных методов исследования и раскрытие структуры курса истории экономических учений. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • определить причины модификации предмета истории экономических учений;

  • выяснить причины смены одной экономической школы на другую;

  • показать студентам преемственность разных школ экономической теории;

  • определить основные этапы развития экономической мысли.

Оглавление


Раздел 1.Особенности экономических воззрений в традиционных обществах 1

Тема 1. Предмет, метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки 1

Основные этапы развития истории экономических учений 4

Выводы 7


Вопросы для самопроверки 8

Библиография 8





Предмет


История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Курс не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; он стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

Изучая эволюцию экономических концепций, мы стремимся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.

Иногда любители быстрых результатов задают вопрос: какая же из многочисленных экономических теорий, предложенных за время существования человечества, правильна? Ответ, возможно, будет неожиданный - никакая. Дело в том, что любая экономическая теория всегда несколько упрощает предмет своего исследования, подходя к нему лишь с определенной точки зрения или, ими словами, используя определенную методологию. При происходит абстрагирование от менее значимых с этой точки зрения элементов данного явления. В результате буквальное применение теории на практике всегда чревато тем, что неучтенные теорией факторы могут оказать неожиданное воздействие на результат эксперимента. Именно в этом смысле и делается вывод, что нет абсолютно правильных теорий. Каждая экономная теория имеет свое рациональное зерно и в то же время не, не учитывает всей сложности изучаемого явления. Конечно, отдельные теории могут дополнять друг друга, но пока следует признать, что достаточно органичного синтеза отдельных теорий в экономической науке не происходит. Поэтому можно сделать вывод, что прогресс экономической науки заключается в накоплении новых теоретических подходов в исследовании экономики и более всестороннем представлении о ее функционировании.

В свою очередь, задачей истории экономических учений является выяснение, что нового внесла очередная теория по сравнению с предшествующими.

Поэтому экономисту полезно, а подчас просто необходимо знакомиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававшимися и имевшими хождение еще сто, двести и более лет тому назад?

Во-первых, история экономических учений представляет собой как бы ступени познания экономической науки. Знакомство с ней помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Изучение истории экономической науки помогает проникнуть в лабораторию экономического мышления. Это своего рода стартовая площадка, вводный курс экономической теории.

Во-вторых, знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов. Важно уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.

В-третьих, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.

Метод истории экономических учений


Как видно из названия нашей дисциплины, здесь применяется исторический метод. Конечно, это не единственно возможный подход. Например, вполне возможен подход проблемный, при котором отбираются все теории по определенной экономической проблеме, и проводится их логическое сопоставление. Исторический же анализ в экономической теории предполагает, кроме того, во-первых, характеристику каждой теории «во времени и пространстве». Каждая экономическая теория возникала в конкретной стране, где в это время существовала определенная экономическая и политическая система, где был, достигнут определенный уровень развития культуры и науки. Все это оказывало свое влияние на автора теории — в народном хозяйстве какие-то проблемы были в это время наиболее острыми. Политическая система давала больше или меньше возможностей для свободных научных исследований; общий уровень культуры, образования и науки стимулировал или тормозил развитие экономической теории; развитие других наук, естественных или общественных, порождало идеи, которые могла использовать экономическая наука.

Во-вторых, помимо воздействия «внешних» факторов у развития каждой науки есть внутренняя природа, обусловленная любознательностью ученых, и своя внутренняя логика. Как уже говорилось, в экономической науке происходит смена одних теоретических подходов другими. Каждый из них проходит сначала стадию зарождения, выработки новых методологических приемов и теоретических идей, затем на их основе исследование идет вширь, данный теоретический подход используется для исследования все большего числа экономических явлений, происходит становление теории. Но со временем применяемый методологический подход себя исчерпывает, т.е. все проблемы вроде бы исследованы, но в то же время выясняется, что существуют факты, которые либо не могут быть объяснены данной теорией, либо эти теоретические объяснения опровергаются практикой. И тогда наступает время поиска новых теоретических подходов, новой точки зрения на предмет исследования. Здесь следует обратить внимание на то, что в новых теориях достаточно часто получают развитие отдельные положения предыдущих теорий, а еще чаще происходит возрождение на новом качественном уровне идей, которые были раскритикованы и отвергнуты. Следует также сказать, что в науке, как правило, не происходит резкой смены одной теории на другую. Старая теория сосуществует какое-то время рядом с новой, и, кроме того, достаточно долго могут развиваться параллельно несколько теоретических направлений. Хронологическое выделение определенных теоретических школ и направлений позволяет говорить об этапах развития науки.


Основные этапы развития истории экономических учений


Возможна различная периодизация экономической науки. Все зависит от критериев, которые мы изберем. В данном учебном пособии мы выделяем три основных этапа развития экономической мысли.

1. Экономическая мысль до появления экономической теории (III тысячелетие до н.э. — вторая половина XVII в.)


Экономическая мысль появилась вместе с хозяйственной деятельностью людей, экономические теории возникли значительно позже. Экономическая теория характеризуется двумя признаками: анализом и систематизацией результатов анализа. Анализ появляется, когда человек начинает сам себе задавать вопросы: что это? почему это происходит? с чем это связано? и т.п. Ответы на эти вопросы, сведенные в логическую систему, т.е. систематизированы, и являются теорией. В экономической мысли могут присутствовать элементы анализа и систематизации, но постоянно эти два признака возникают в экономической мысли лишь во второй: половине XVII в. Начало же первого этапа мы относим примерно к II тысячелетию до н. э. В это время появились первые цивилизации, а с ними и письменные источники, из которых можно получить информацию об экономической мысли того времени. Таким образом, первый этап начинается за 3 тыс. лет до н. э. и заканчивается во второй половине XVII в.

Почти до самого конца этого периода экономическая мысль встречается лишь как составная часть других наук, таких, как юриспруденция, богословие, история, философия и наука об управлении. Правда, название одного из сочинений об управлении домашним хозяйством, включавшего не только экономические проблемы, но и проблемы производства, переработки и хранения: сельскохозяйственной продукции, а также проблемы отношений с членами семьи, слугами и работниками, дало термин «экономика». Это было сочинение древнегреческого писателя Ксенофонта составлено из двух слов: «ойкос» (дом) и «номос» (закон), т.е. «закон дома». По-русски это лучше звучит как «домоводство», а в средневековой Руси именовалось «домострой».

Наиболее типичной методологией экономической мысли на первом этапе был нормативный подход. Нормативный и позитивный подходы различаются тем, что исследователь, применяющий позитивный подход, рассматривает экономические отношения «как они есть», а применяющий нормативный подход изучает их, сравнивая с уже существующей в его голове нормой, т.е. «какими они должны быть» с его точки зрения. Поэтому в таких исследованиях большое место занимают рекомендации, как довести реальную экономику до идеальной нормы. Частным случаем нормативного подхода является, например, концепция «естественного порядка», согласно которой определенный «общественный порядок» (общественные отношения) считается «естественным». То есть. изначально заложенным в природе (естестве) человека. Правда, как мы увидим в последующих темах, «естественными» считались разные формы социально-экономических отношений. Другим примером нормативного подхода является оценка экономических явлений с морально-этических позиций, в частности с позиций «справедливости». И снова мы увидим, что трактовка самой «справедливости» была разной.

Следует сказать, что нормативный подход, хотя и реже, применялся также на втором и третьем этапах развития экономической науки.


2. Классическая политическая экономия (вторая половина XVII в. — конец XIX в.)


Первая экономическая теория получила название «политическая экономия». Этот термин составлен из двух греческих слов — «полис» (государство, общество) и уже известного слова «экономика (экономия)» и означает «общественная экономика». Впервые такое словосочетание употребил французский экономист Монкретьен в названии своего сочинения, изданного в 1615 г. Позже это стало термином и к нему добавилось слово «классическая».

Первые работы, содержание которых можно уже было отнести к «классической политической экономии», стали появляться во второй половине XVII в. Однако, ее окончательное утверждение произошло на рубеже XVIII и XIX вв., после всемирного успеха книги английского экономиста Адама Смита, вышедшей в 1778 г. С начала XIX в. экономическая наука получила официальное признание как самостоятельная наука, а курс "Политической экономия" стал преподаваться в университетах. В первой половине XIX в. классическая политэкономия не только господствовала, но и продолжала развиваться, выдвигая новые теории, но уже в середине XIX в. она в основном выполнила поставленные задачи, о чем прямо писал один из ее завершителей, английский экономист Дж. С. Милль.

Главной задачей классической политэкономии было определение основных экономических понятий (цена, деньги, доходы, капитал и т.д.) и их систематизация. Последняя означала установление причинно-следственных связей между ними. В качестве первопричины» или исходной категории, из которой вырастало голословное древо» всех остальных экономических категорий, была названа «стоимость».

Во второй половине XIX в. классическая политэкономия существовала как бы по инерции — внешне она сохраняла господствующее положение, курс политической экономии читался в университетах, публиковались работы, но принципиально новых положений в них уже не было. В то же время постепенно начали свое развитие новые направления экономической науки, которые окончательно вытеснили классическую политическую экономию на рубеже XIX и XX вв.


3. Современная экономическая наука


Третий этап развития экономической науки, начавшись на рубеже XIX и XX вв., продолжается до настоящего времени. На этом этапе в экономической науке можно выделить два основных, параллельно существующих направления — маржинализм и институционализм. Оформление маржиналистского направления происходило в последнее тридцатилетие XIX в. и получило название - маржиналистская революция». Последнюю точку в «маржиналистской революции» поставила замена курса «политической экономии» на новый курс «экономики» в 1902 г. в Кембриджском университете (Англия), за которым последовали другие университеты. Институционалистское направление, зародившееся в середине XIX в., окончательно оформилось в первой трети XX в. От классической политической экономии оба новых теоретических направления отличает то, что политэкономию, прежде всего, интересовала сущность отдельных экономических явлений, а уже затем — связи между ними. В то время как последующие направления экономической науки основным предметом своих исследований сделали взаимосвязи экономических явлений, только маржинализм рассматривает при этом «чистую» экономику, абстрагируясь от ее социальных форм, а институционализм рассматривает «социальную» экономику. Таким образом, представителей маржинализма и институционализма будет сказано в последующих темах.

И, наконец, одну из самых значительных перемен в экономической теории совершил английский экономист Дж. М. Кейнс, который, по сути, создал новое направление в экономической теории – макроэкономику. И сегодня все востребованные практикой экономические идеи или чисто теоретические изыскания (несмотря на то, что некоторые идеи Кейнса подчас жестко критикуются) в большей или меньшей степени связаны с его учением – кейнсианством.


Выводы


  1. История экономических учений представляет собой как бы ступени познания экономической науки. Знакомство с ней помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

  2. Изучение истории экономической науки помогает проникнуть в лабораторию экономического мышления. Это своего рода стартовая площадка, вводный курс экономической теории.

  3. Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов.

  4. В процессе изучения важно уловить последовательность, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.

  5. Обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы. Важно понять и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования.



Вопросы для самопроверки


  1. Что является предметом истории экономических учений? В чем проявляется исторический подход при изучении развития экономической науки?,

  2. Каковы внешние и внутренние факторы развития экономической науки?

  3. Что дает рассмотрение экономических теорий с учетом предшествующих?

  4. Чем, прежде всего, отличаются экономические теории разных школ и направлений?

  5. Какая связь классификации экономических теорий по школам и направлениям с периодизацией развития экономической науки?

  6. В чем отличие трех основных этапов истории экономических учений?

  7. Чем отличается экономическая мысль и экономическая теория?

  8. Каковы различия между нормативным и позитивным подходами в экономических исследованиях?

  9. Что такое концепция «естественного порядка»?

  10. Почему морально-этический подход к экономическим отношениям является нормативным?

  11. Что означает термин «политическая экономия»?

  12. Чем отличается главная задача классической политэкономии от задач маржиналистской, институционалистской и кейнсианской теорий?



Библиография


    1. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. Учебное пособие.- Ростов-на-Дону: «Феникс»,1999

    2. История экономических учений. Учебное пособие. (Под ред. Шмарловской) – Мн.: ООО «Новое знание», 2000

    3. История экономических учений. Учебное пособие. (под ред. В.Автономова и др.) - М.: Инфра-М, 2000.

    4. Ядгаров Я.С. История экономических учений.- М.: «Экономика»,2005.

    5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1995.

    6. Павлова И.П. История экономических учений. СПб. 2002.








Смотрите также:
Тема Предмет, метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
113.69kb.
1 стр.
Тема Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономических учений
94.04kb.
1 стр.
Урока по теме «Предмет и метод экономической науки. Типы экономических систем». Составьте логическую схему «Проблема выбора в экономике»
60.99kb.
1 стр.
предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12
160.44kb.
1 стр.
Генезис и этапы развития экономической теории
314.1kb.
1 стр.
Предмет, метод и задачи курса. Варианты периодизации экономической истории
484.27kb.
3 стр.
И. В. Карпова История экономических учений Программа курса
355.15kb.
1 стр.
Лекции Предмет экономической теории. Метод экономической науки, ее принципы
162.51kb.
1 стр.
X глава Предмет и метод истории политических и правовых учений
90.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс история экономических учений караганда 2007-2008
1867.41kb.
10 стр.
Вопросы к экзамену (2005 г.) Генетика как наука. Предмет, проблемы, задачи, методы генетики. Основные этапы развития генетики
40.6kb.
1 стр.
Модули ответов Предмет и метод исторической науки. Периодизация отечественной истории. История
626.33kb.
4 стр.