Главная
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8

Основные концепции Буддизма


Существует и иная версия происхождения Будды: Сиддхартаха Гаутама, известный также как Шакьямуни, жил 2500 лет назад в пограничной области между Индией и Непалом. Он не был Творцом или Богом. Он был просто человеком, сумевшим понять жизнь, являющуюся источником всевозможных внешних и внутренних проблем. Он смог преодолеть все собственные проблемы и ограничения и реализовать все свои возможности, чтобы помогать другим наиболее эффективно. Так он стал известен как Будда, т.е. тот, кто является полностью просветленным. Он учил, что каждый может достичь этого, ибо каждый обладает способностями, возможностями или факторами, позволяющими произойти подобной трансформации, т. е. каждый обладает "природой будды". Каждый обладает умом, а значит способностью понимать и знать. Каждый обладает сердцем, а значит способностью проявлять чувства по отношению к другим. Каждый обладает способностью общения и определенным уровнем энергии - способностью действовать.

Эти способности являются основным рабочим материалом, имеющимся у каждого, включая животных и насекомых, и хотя у отдельных индивидуумов они могут быть ограничены, тем не менее каждый может развить свои способности и преодолеть ограничения с целью наиболее полной реализации собственных возможностей.

Будда понимал, что все люди неодинаковы и обладают разными характерами и склонностями, и поэтому он никогда не выдвигал какую-либо одну догматическую систему, а обучал различным системам и методам в зависимости от индивидуальности обучаемого. Он всегда поощрял людей проверять их на собственном опыте и ничего не принимать на веру. Буддизм развивался в Индии в общем контексте индийской философии и религии, включавшей также индуизм и джайнизм. Хотя буддизм имеет некоторые общие черты с этими религиями, тем не менее, существуют принципиальные различия.

Прежде всего, в буддизме в отличие от индуизма не содержится идея кастовости, но как было отмечено выше, содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями.

Как и индуизм, буддизм говорит о карме, но сама идея кармы здесь совершенно иная. Это не идея судьбы или рока, подобно исламской идее кизмата, или божьей воли. Этого нет ни в классическом индуизме, ни в буддизме, хотя в современном популярном индуизме она иногда приобретает такое значение вследствие влияния ислама. В классическом индуизме идея кармы ближе к идее долга. Люди рождаются в различных жизненных и социальных условиях вследствие принадлежности к разным кастам (к касте воинов, правителей, слуг) или рождаются женщинами. Их карма, или долг, - в специфических жизненных ситуациях следовать классическим образцам поведения, описанным в "Махабхарате" и "Рамаяне", великих эпических произведениях индуистской Индии. Если кто-либо действует, например, как совершенная жена или совершенный слуга, тогда в будущих жизнях его положение, вероятно, будет лучше.

Буддийская идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает "импульсы", которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы.

И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она по-разному. В индуизме мы говорим об атмане, или "я", перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти "я", или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас - иллюзия, ибо в реальности все мы едины.

Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное "я", или атман, переходящее из жизни в жизнь: "я" существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. В буддизме "я" можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов. Здесь неприемлема аналогия "я" со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую.

Как было сказано, все существа равны в том смысле, что все они имеют одинаковые возможности стать Буддой, однако буддизм не провозглашает, что все тождественны или едины в Абсолюте. Буддизм говорит, что каждый индивидуален. Даже став Буддой, он сохраняет свою индивидуальность. Буддизм не утверждает, что все является иллюзией: все подобно иллюзии. Это серьезное отличие. Предметы подобны иллюзии в том смысле, что они кажутся твердыми, постоянными и конкретными, тогда как в действительности они не таковы. Предметы не являются иллюзией, поскольку иллюзорная пища не наполнит наш желудок, а реальная пища наполнит.

Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности, ведущим к освобождению от проблем и трудностей. В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники, например, различные асаны в хатха-йоге, в классическом индуизме - очищение путем омовения в Ганге, а также режим питания.

В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это видно на примере таких выражений, как "развитие доброго сердца", "развитие мудрости для видения реальности" и т. д. Это различие проявляется также в подходе к произнесению мантр - особых санскритских слогов и фраз. В индуистском подходе акцент делается на воспроизведение звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей собственной огромной силой. В противоположность этому в буддийском подходе к медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому.

Заключение


Итак, мы видим, что буддийские учения широко распространились во всех наиболее важных регионах Азии. В каждом из этих регионов буддизм адаптировался к местным обычаям и традициям и, в свою очередь, каждая культура внесла в его развитие свои характерные черты. Все это находится в соответствии с основным буддийским методом обучения с помощью "искусных средств". Существует множество техник и методов, используя которые можно помочь людям преодолеть собственные проблемы и ограничения, реализовать возможности с тем, чтобы наиболее эффективно помогать другим. Таким образом, хотя существует много различных форм буддизма, все они, основываясь на учениях Будды, согласуются друг с другом.

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.


Список литературы по теме:




  1. Кочетов А.И. Буддизм. - М.,1970.

  2. Берзин А. Тибетский буддизм. - М.,1990

  3. Крывелев И.А. История религий. - Т.2 М.,1988.

  4. Мень А. История религии. - М.,1994.


11. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ

Философия – система взглядов на мир в целом и на отношение человека к миру.

Философия возникает в 7 – 6 веке до н.э в Древней Греции. (Китай, Индия). Первый философ – Фалес. Первым употребил термин философия «любовь к мудрости» Пифагор. Основные части философии: 1) онтология – учение о наиболее общих проблемах бытия, 2) гносеология (эпистемология) – учение о познании, 3) историософия – философия истории, 4) этика – наука, изучающая человеческое поведение и совместную жизнь людей, 5)эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения мира, наука о прекрасном, 6) логика – наука о формах и способах мышления. Основной вопрос философии – вопрос о первичности материи и сознания (вторая сторона основного вопроса – вопрос о познаваемости мира). Материализм: первична материя. Идеализм: первично сознание. Материализм – линия Демокрита, идеализм – линия Платона. Объективный идеализм (Платон, Гегель) – материальный мир порождается сознанием, существующим оьхективо. Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Фихте): материальный мир – порождение индивидуального сознания (Беркли: мир есть комплекс моих ощущений).



Поиск первоначал мира: Фалес – вода, Демокрит – атомы, Гераклит – огонь, Анаксимандр – апейрон, Пифагор – числа.

Древнейшая философская школа – милетская (Фалес, Анаксимандр.


Материя – объективная реальность, данная в ощущениях.

Движение – всеобщий способ существования материи. Формы движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Пространство и время – формы существования материи. Пространство трехмерно, однородно, изотропно. Время одномерно, однородно, необратимо.
Сознание – отражение материального мира в идеальных образах.

Уровни отражения:

Ощущение – отражение отдельного свойства предмета при непосредственном контакте с органами чувств.

Восприятие – отражение свойств предмета в целом при непосредственном контакте с органами чувств.

Представление – образ ранее воспринятого контакта с органами чувств.

Понятие – мысль, соотносящаяся с отличительными признаками объекта.

Суждение – связь нескольких понятий.

Умозаключение – вывод нового суждения из нескольких.

Диалектика – учение о развитии и всеобщей связи. Идеалистическую диалектику разрабатывал Г.Гегель, материалистическую – К.Маркс и Ф.Энгельс. Три закона диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей. Указывает на источник движения; 2) закон перехода количественных изменений в качественные. Указывает на то, как происходит изменение; 3) закон отрицания отрицания. Указывает на направление изменении от простого в к сложному по спирали вверх.
Агностицизм - учение о непознаваемости истинного бытия, т.е. о трансцендентности божественного.

Верификация – подтверждение. Гипотеза может быть верифицирована, т.е. ее истинность доказана как с помощью опыта, так и логическим доказательством.

Гедонизм – этическое учение. Аристипп: добро – это то, что приносит наслаждение и избавление от страданий.

Гилозоизм – учение, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (Дж.Бруно Д.Дидро).

Детерминизм - представление о том, что для всякого явления существуют причины, при наличии которых это явление с необходимостью имеет место. Представление об объективной закономерной связи и взаимообусловленности явлений, представление о тотальной причинности ( П.Гольбах: «В вихре пыли нет ни одной молекулы, расположенной случайно»).

Дефиниция – определение.

Имманентный - внутренне присущий чему-либо.

Индетерминизм – методологическая позиция, отрицающая существование причинных связей либо познавательную ценность причинного объяснения в науке. Утверждает случайность мировых явлений.

Креативность – созидательность

Парадигма – совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование. Ведущие представления и методы получения новых данных.

Солипсизм – научное направление, которое отрицает познаваемость бытия; считает реально существующим только субъективное Я и содержание его сознания.

Фальсификация – способ проверки истинности теории посредством ее опровержения путем сопоставления с эмпирическими данными.

Эвдемонизм – этическое учение. Эпикур: счастье – это спокойствие духа. Аристотель: счастье – это жизнь в соответствии с добродетелью. Высшее счастье – созерцательное блаженство. Сократ: смысл жизни в стремлении к счастью, которое не связано однозначно с чувственными удовольствиями.

Эзотерическое знание – тайное знание, только для посвященных

Экзотерическое знание – знание, доступное для всех.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Веды – религиозно-философская литература. Сансара – учение о вечности души., о цепи превращений души в материальном мире. Карма – предопределенность человеческой жизни, обязанность души, закон возмездия. Мокша (нирвана в буддизме) – высшее совершенство, выход из сансары. Атман - душа, сушность каждой вещи. Дхарма – жизненный закон, принципы.

Буддизм (6-5 вв. до н.э.). Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) 563-483 до н.э. – основатель учения. Четыре благородных истины. Восьмеричный путь освобождения от страдания.
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Даосизм (Лао Цзы 6-5 в. до н.э.) Конфуцианство (Конфуций 551-479 до н.э.) Легизм (6-4 век до н.э.).Дао – универсальный мировой закон, путь, первоначало мира.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Сократ 469 -399 до н.э. С именем Сократа связан поворот философии к проблеме человека (этический реализм). Считал, что зло порождается незнанием («Познай самого себя»).

Платон 427-347 до н.э. Мир вещей есть порождение мира идей. Познание – воспоминание души о пребывании в мире идей. Три субстанции, составляющие мир: единое, ум, душа. Проект идеального государства («Государство»). Основал академию.

Аристотель (384-322 до н.э). Выделил философские категории. Три уровня души: растительное, животное, разумное. В «Эстетике» рассмотрел феномен катарсиса. Считал, что счастье – это жизнь в соответствии с добродетелью. Высшее счастье – созерцательное блаженство. Первым разработал основы логики. Основал лицей.

Эпикур 341- 270 до н.э. Счастье – в преодолении страха перед смертью и богами («Пока я жив, смерти нет. Когда я умер, меня нет. А боги к нам равнодушны»).

Гераклит - родоначальник диалектики.

Диоген Синопский 4 век до н.э. Критика всех ценностей античной культуры.

Стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Человек должен героически переносить трудности, зло и несчастье закаляют и укрепляют человека.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (5-16 века)

Философия - служанка теологии», теоцетризм философии.



Номинализм – направление в средневековой философии, считающее, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами, общие понятия – лишь имена, не существующие самостоятельно и даже не отражающие свойств и качеств вещи ( первичность вещи - вторичность понятия).

Аврелий Августин 354- 430. «Исповедь».

Фома Аквинский 1225-1274 Пять доказательств бытия бога. Соединение веры и науки.

Ансельм Кентерберийский 1033-1109

Пьер Абеляр 1079-1142

Уильям Оккам 1285-1349. «Бритва Оккама»: «Не умножай сущностей без необходимости, иди к истине кратчайшим путем».
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ 14-16 ВЕКА.

Основные направления:

Гуманистическое А.Данте, Ф.Петрарка, Лоренцо Вали

Неоплатоническое Н.Кузанский, Пико дела Мирандола, Парацельс. Познание природы с позиций идеализма.

Нутурфилософское Н.Коперник, ДЖ.Бруно, Г.Галилей

Реформационное М.Лютер, Ж.Кальвин, Э.Роттердамский «Похвала глупости».

Политическое Н.Макиавелли «Государь». Цель оправдывает средства. Несоединимость нравственности и политики

Утопически-социалистическое Т.Мор «Утопия», Т.Кампанелла «Город солнца»

М.Монтень 1533-1592 «Опыты».


ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Рационализм.

Декарт 1596-1650 Ведущая роль разума в познании («Я мыслю, следовательно, я существую»). Дуализм Попытка примирить материализм и идеализм. Теория научного рационалистического метода познания. Дедукция.

Г Лейбниц 1646-1716 Теория монад (мир состоит из множества субстанций – монад – неделимых, независимых друг от друга, вечных)

Эмпиризм - направление в гносеологии, которое выводит все познание из чувственного опыта. Основоположники: Ф.Бэкон 1561-1626 метод познания – индукция «Человек способен осуществить то, о чем он знает».

Т.Гоббс 1588-1679 В основе возникновения государства лежит общественный договор.

ДЖ.Локк 1632-1704.

Философия просвещения 18 век

Вольтер 1694-1778 – просвещенный абсолютизм. Деизм примат разума

Ж.-Ж. Руссо 1712-1778 «Новая Элоиза», «Исповедь». Идеализация естественного человека приоритет чувства над разумом, проблема воспитания Идея о частной собственности как причине неравенства и социальной несправедливости.

Г.Гердер 1744-1803

Немецкая классическая философия 18-19 века

Э.Кант 1724-1804 «Критика практического разума» - проблема морали. «Критика способности суждения» - проблема эстетики. «Критика чистого разума» - проблема сознания, агностицизм. Понятие «вещь в себе» - невозможность познания внутренней сущности явлений. Антиномии – противоречивые высказывания об одном предмете. Категорический императив – моральный закон: человек не должен быть средством для другого человека, а только целью. Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.

Ф.Шеллинг 1775-1854 Высшей формой непосредственного разумного созерцания является искусство.

Г.Гегель 1770-1831 «Феноменология духа» «Энциклопедия философских наук». Панлогизм философии Гегеля. Бытие как самосовершенствование мирового разума (абсолютной идеи). Разработка идеалистической диалектики.
ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА

Кризис классической философии связан с именами А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.


Вульгарный материализм. Сознание есть следствие физиологических процессов (мысль выделяется как желудочный сок). К.Фохт, Л.Бюхнер, Я.Молешотт.

Марксизм

К.Маркс 1818-1883 «Капитал»

Ф.Энгельс 1820-1895 «Диалектика природы» «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Разработали теорию исторического материализма. Учение об общественном базисе (экономика)и надстройке (духовная жизнь). Учение об общественно-экономических формациях: рабовладение, феодализм, капитализм, социализм.

Философия жизни 60-70 годы 19 века Германия и Франция

А.Шопенгауэр 1788-1860 «Мир как воля и представление». Является предшественником философии жизни. Считал, что

источник бытия – воля к жизни, бессмысленная и злая.



Ф.Ницше 1844-1900 «Так говорил Заратустра» «Воля к власти» «По ту сторону добра и зла» «Антихристианин». Является родоначальником философии жизни. Считал, что источник бытия – воля к власти. В мире нет единства, смысла, порядка. Жизнь – вечное становление, переход и уничтожение. Переоценка всех ценностей культуры. Идея сверхчеловека. Диониссическое и аполлоническое начала искусства.

А.Бергсон 1859-1941 Иррационалист, антиинтеллектуалист («Подняться над точкой зрения разума»). Жизнь- единственная реальность для человека. Отвлеченные понятия о жизни, интеллектуальные построения не имеют ценностей. Жизнь постигается через «вживание», «переживание».

Позитивизм

Цель науки – описание фактов чувственного восприятия. Тесная связь с методами естественных наук. Каждая наука сама себе философия. Философия как особая наука не имеет права на существование.



О.Конт 1798-1857 – родоначальник позитивизма.

Д.Милль 1806-1873

Ч.Спенсер 1820-1903

Герменевтика – толкование текстов. Основоположники: Ф.Шлейермахер 1768-1834, В.Дильтей 1833-1911

Цель герменевтического понимания – повторить творческий акт создания текста автором, войти в историческую атмосферу, когда творил автор.



М.Хайдеггер 1889-1976 трактует реальность преимущественно как языковую: о бытии говорит сам язык, человек не творец языка, а медиум, посредством которого говорит язык.

Г.Гадамер (20 век) язык – центр бытия человека. Языковая интерпретация мира предшествует любой мысли, любому познанию.

Структурализм

Ф. де Соссюр 1857-1913 «Курс общей лингвистики». Язык является самой простой и универсальной знаковой системой.

К.Леви-Стросс 1908-1990 «Структурная антропология». Познать физическую реальность можно только на базе лингвистического анализа, выявляя устойчивые структурные элементы.

Р.Барт 1915-1960 «Критика и истина» Идея - создать универсальные законы построения литературной формы.

Постмодернизм

Ж.Деррида, М.Фуко, Ю.Кристева, Ж.Делес, Ж.Бодрийар, Ж,-Ф.Лиотар.

Задачи: разрушение, «деконструкция» проекта науки и философии заложенного философией нового времени. Борьба против всех проявлений тоталитаризма. Отождествление языка и мышления. Провозглашение свободы множественности точек зрения. Ирония по отношению ко всему общепринятому и устоявшемуся. Критика культурных ценностей и авторитетов. Доминирование игрового начала.

Американский прагматизм - идеалистическая философия, ставящая главной целью не нахождление абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средст, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике.

Ч.Пирс. У.Джемс - основатели направления. ДЖ.Дьюи 1856-1952 – лидер направления.

Экзистенциализм

С.Кьеркегор 1813-1855. Первым использовал термин «экзистенция».

Основные направления:



Религиозный экзистенциализм К.Ясперс Н.Бердяев.

Атеистический экзистенциализм М.Хайдеггер А.Камю Ж.-П.Сартр.

Основные идеи экзистенциализма: уникальность человеческой личности и человеческой жизни. Одиночество, заброшенность человека в обществе и мире. Абсурдность, бессмысленность жизни (А.Камю). Сущность человека проявляется в бунге против абсурда (А.Камю). Сущность бытия обнаруживается в «пограничном» состоянии (К.Ясперс).



Феноменология

Э.Гуссерль 1859-1938 рассматривает «чистое», надиндивидуальное сознание. Способ достижения этого уровня сознания – феноменологическая редукция – освобождение от всех внешних наслоений сознания.

Персонализм

Н.Бердяев, Н.Лосский, Э.Мунье, Ж.Лакруа.

Личность - первичная творческая реальность и высшая духовная ценность, а весь мир лишь проявление творческой активности личности.


РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Славянофилы: И.В.Кириевский А.С.Хомяков В.И.Даль Ю.Ф.Самарин

Идеализация прошлого. Идея соборности. Особый самобытный путь исторического развития России.



Западники: Т.Н.Грановский К.Д.Кавелин Н.В.Станкевич С.М.Соловьев

За европейский путь развития России. Россия как часть Европы.



Анархизм: М.А.Бакунин П.А.Кропоткин

Религиозная философия:

В.С.Соловьев (идея всеединства и богочеловечества), П.А.Флоренский Н.А.Бердяев (Свобода, личность, творчество), Л.П.Карсавин, С.Л.Франк.



Русский космизм: Н.Ф.Федоров «Философия общего дела» - обретение бессмертия, «научное воскрешение» предков, овладение природными силами внутри человека и в космосе, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский (ноосфера как часть биосферы, преобразованная человеческим разумом).

Марксизм.

Г.В.Плеханов В.И.Ленин Н.И.Бухарин и П.Б.Струве


ПРОВЕРЬТЕ СВОЕ ЗНАНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ

Агностицизм Верификация Философия Основной вопрос философии. Материализм Идеализм. Объективный идеализм Субъективный идеализм Материя Движение Пространство и время Сознание Ощущение Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение Диалектика Гедонизм Гилозоизм Детерминизм Фальсификация Дефиниция Имманентный Индетерминизм Креативность Парадигма Солипсизм Эвдемонизм Эзотерическое знание
КЛЮЧ:
Философия – система взглядов на мир в целом и на отношение человека к миру.

Философия возникает в 7 – 6 веке до н.э в Древней Греции. (Китай, Индия). Первый философ – Фалес. Первым употребил термин философия «любовь к мудрости» Пифагор. Основные части философии: 1) онтология – учение о наиболее общих проблемах бытия, 2) гносеология (эпистемология) – учение о познании, 3) историософия – философия истории, 4) этика – наука, изучающая человеческое поведение и совместную жизнь людей, 5)эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения мира, наука о прекрасном, 6) логика – наука о формах и способах мышления. Основной вопрос философии – вопрос о первичности материи и сознания (вторая сторона основного вопроса – вопрос о познаваемости мира). Материализм: первична материя. Идеализм: первично сознание. Материализм – линия Демокрита, идеализм – линия Платона. Объективный идеализм (Платон, Гегель) – материальный мир порождается сознанием, существующим оьхективо. Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Фихте): материальный мир – порождение индивидуального сознания (Беркли: мир есть комплекс моих ощущений).



Поиск первоначал мира: Фалес – вода, Демокрит – атомы, Гераклит – огонь, Анаксимандр – апейрон, Пифагор – числа.

Древнейшая философская школа – милетская (Фалес, Анаксимандр.


Материя – объективная реальность, данная в ощущениях.

Движение – всеобщий способ существования материи. Формы движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Пространство и время – формы существования материи. Пространство трехмерно, однородно, изотропно. Время одномерно, однородно, необратимо.
Сознание – отражение материального мира в идеальных образах.

Уровни отражения:

Ощущение – отражение отдельного свойства предмета при непосредственном контакте с органами чувств.

Восприятие – отражение свойств предмета в целом при непосредственном контакте с органами чувств.

Представление – образ ранее воспринятого контакта с органами чувств.

Понятие – мысль, соотносящаяся с отличительными признаками объекта.

Суждение – связь нескольких понятий.

Умозаключение – вывод нового суждения из нескольких.

Диалектика – учение о развитии и всеобщей связи. Идеалистическую диалектику разрабатывал Г.Гегель, материалистическую – К.Маркс и Ф.Энгельс. Три закона диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей. Указывает на источник движения; 2) закон перехода количественных изменений в качественные. Указывает на то, как происходит изменение; 3) закон отрицания отрицания. Указывает на направление изменении от простого в к сложному по спирали вверх.
Агностицизм - учение о непознаваемости истинного бытия, т.е. о трансцендентности божественного.

Верификация – подтверждение. Гипотеза может быть верифицирована, т.е. ее истинность доказана как с помощью опыта, так и логическим доказательством.

Гедонизм – этическое учение. Аристипп: добро – это то, что приносит наслаждение и избавление от страданий.

Гилозоизм – учение, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (Дж.Бруно Д.Дидро).

Детерминизм - представление о том, что для всякого явления существуют причины, при наличии которых это явление с необходимостью имеет место. Представление об объективной закономерной связи и взаимообусловленности явлений, представление о тотальной причинности ( П.Гольбах: «В вихре пыли нет ни одной молекулы, расположенной случайно»).

Дефиниция – определение.

Имманентный - внутренне присущий чему-либо.

Индетерминизм – методологическая позиция, отрицающая существование причинных связей либо познавательную ценность причинного объяснения в науке. Утверждает случайность мировых явлений.

Креативность – созидательность

Парадигма – совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование. Ведущие представления и методы получения новых данных.

Солипсизм – научное направление, которое отрицает познаваемость бытия; считает реально существующим только субъективное Я и содержание его сознания.

Фальсификация – способ проверки истинности теории посредством ее опровержения путем сопоставления с эмпирическими данными.

Эвдемонизм – этическое учение. Эпикур: счастье – это спокойствие духа. Аристотель: счастье – это жизнь в соответствии с добродетелью. Высшее счастье – созерцательное блаженство. Сократ: смысл жизни в стремлении к счастью, которое не связано однозначно с чувственными удовольствиями.

Эзотерическое знание – тайное знание, только для посвященных

Экзотерическое знание – знание, доступное для всех.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Веды – религиозно-философская литература. Сансара – учение о вечности души., о цепи превращений души в материальном мире. Карма – предопределенность человеческой жизни, обязанность души, закон возмездия. Мокша (нирвана в буддизме) – высшее совершенство, выход из сансары. Атман - душа, сушность каждой вещи. Дхарма – жизненный закон, принципы.

Буддизм (6-5 вв. до н.э.). Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) 563-483 до н.э. – основатель учения. Четыре благородных истины. Восьмеричный путь освобождения от страдания.
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Даосизм (Лао Цзы 6-5 в. до н.э.) Конфуцианство (Конфуций 551-479 до н.э.) Легизм (6-4 век до н.э.).Дао – универсальный мировой закон, путь, первоначало мира.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Сократ 469 -399 до н.э. С именем Сократа связан поворот философии к проблеме человека (этический реализм). Считал, что зло порождается незнанием («Познай самого себя»).

Платон 427-347 до н.э. Мир вещей есть порождение мира идей. Познание – воспоминание души о пребывании в мире идей. Три субстанции, составляющие мир: единое, ум, душа. Проект идеального государства («Государство»). Основал академию.

Аристотель (384-322 до н.э). Выделил философские категории. Три уровня души: растительное, животное, разумное. В «Эстетике» рассмотрел феномен катарсиса. Считал, что счастье – это жизнь в соответствии с добродетелью. Высшее счастье – созерцательное блаженство. Первым разработал основы логики. Основал лицей.

Эпикур 341- 270 до н.э. Счастье – в преодолении страха перед смертью и богами («Пока я жив, смерти нет. Когда я умер, меня нет. А боги к нам равнодушны»).

Гераклит - родоначальник диалектики.

Диоген Синопский 4 век до н.э. Критика всех ценностей античной культуры.

Стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Человек должен героически переносить трудности, зло и несчастье закаляют и укрепляют человека.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (5-16 века)

Философия - служанка теологии», теоцетризм философии.



Номинализм – направление в средневековой философии, считающее, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами, общие понятия – лишь имена, не существующие самостоятельно и даже не отражающие свойств и качеств вещи ( первичность вещи - вторичность понятия).

Аврелий Августин 354- 430. «Исповедь».

Фома Аквинский 1225-1274 Пять доказательств бытия бога. Соединение веры и науки.

Ансельм Кентерберийский 1033-1109

Пьер Абеляр 1079-1142

Уильям Оккам 1285-1349. «Бритва Оккама»: «Не умножай сущностей без необходимости, иди к истине кратчайшим путем».
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ 14-16 ВЕКА.

Основные направления:

Гуманистическое А.Данте, Ф.Петрарка, Лоренцо Вали

Неоплатоническое Н.Кузанский, Пико дела Мирандола, Парацельс. Познание природы с позиций идеализма.

Нутурфилософское Н.Коперник, ДЖ.Бруно, Г.Галилей

Реформационное М.Лютер, Ж.Кальвин, Э.Роттердамский «Похвала глупости».

Политическое Н.Макиавелли «Государь». Цель оправдывает средства. Несоединимость нравственности и политики

Утопически-социалистическое Т.Мор «Утопия», Т.Кампанелла «Город солнца»

М.Монтень 1533-1592 «Опыты».


ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Рационализм.

Декарт 1596-1650 Ведущая роль разума в познании («Я мыслю, следовательно, я существую»). Дуализм Попытка примирить материализм и идеализм. Теория научного рационалистического метода познания. Дедукция.

Г Лейбниц 1646-1716 Теория монад (мир состоит из множества субстанций – монад – неделимых, независимых друг от друга, вечных)

Эмпиризм - направление в гносеологии, которое выводит все познание из чувственного опыта. Основоположники: Ф.Бэкон 1561-1626 метод познания – индукция «Человек способен осуществить то, о чем он знает».

Т.Гоббс 1588-1679 В основе возникновения государства лежит общественный договор.

ДЖ.Локк 1632-1704.

Философия просвещения 18 век

Вольтер 1694-1778 – просвещенный абсолютизм. Деизм примат разума

Ж.-Ж. Руссо 1712-1778 «Новая Элоиза», «Исповедь». Идеализация естественного человека приоритет чувства над разумом, проблема воспитания Идея о частной собственности как причине неравенства и социальной несправедливости.

Г.Гердер 1744-1803

Немецкая классическая философия 18-19 века

Э.Кант 1724-1804 «Критика практического разума» - проблема морали. «Критика способности суждения» - проблема эстетики. «Критика чистого разума» - проблема сознания, агностицизм. Понятие «вещь в себе» - невозможность познания внутренней сущности явлений. Антиномии – противоречивые высказывания об одном предмете. Категорический императив – моральный закон: человек не должен быть средством для другого человека, а только целью. Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.

Ф.Шеллинг 1775-1854 Высшей формой непосредственного разумного созерцания является искусство.

Г.Гегель 1770-1831 «Феноменология духа» «Энциклопедия философских наук». Панлогизм философии Гегеля. Бытие как самосовершенствование мирового разума (абсолютной идеи). Разработка идеалистической диалектики.
ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА

Кризис классической философии связан с именами А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.


Вульгарный материализм. Сознание есть следствие физиологических процессов (мысль выделяется как желудочный сок). К.Фохт, Л.Бюхнер, Я.Молешотт.

Марксизм

К.Маркс 1818-1883 «Капитал»

Ф.Энгельс 1820-1895 «Диалектика природы» «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Разработали теорию исторического материализма. Учение об общественном базисе (экономика)и надстройке (духовная жизнь). Учение об общественно-экономических формациях: рабовладение, феодализм, капитализм, социализм.

Философия жизни 60-70 годы 19 века Германия и Франция

А.Шопенгауэр 1788-1860 «Мир как воля и представление». Является предшественником философии жизни. Считал, что

источник бытия – воля к жизни, бессмысленная и злая.



Ф.Ницше 1844-1900 «Так говорил Заратустра» «Воля к власти» «По ту сторону добра и зла» «Антихристианин». Является родоначальником философии жизни. Считал, что источник бытия – воля к власти. В мире нет единства, смысла, порядка. Жизнь – вечное становление, переход и уничтожение. Переоценка всех ценностей культуры. Идея сверхчеловека. Диониссическое и аполлоническое начала искусства.

А.Бергсон 1859-1941 Иррационалист, антиинтеллектуалист («Подняться над точкой зрения разума»). Жизнь- единственная реальность для человека. Отвлеченные понятия о жизни, интеллектуальные построения не имеют ценностей. Жизнь постигается через «вживание», «переживание».

Позитивизм

Цель науки – описание фактов чувственного восприятия. Тесная связь с методами естественных наук. Каждая наука сама себе философия. Философия как особая наука не имеет права на существование.



О.Конт 1798-1857 – родоначальник позитивизма.

Д.Милль 1806-1873

Ч.Спенсер 1820-1903

Герменевтика – толкование текстов. Основоположники: Ф.Шлейермахер 1768-1834, В.Дильтей 1833-1911

Цель герменевтического понимания – повторить творческий акт создания текста автором, войти в историческую атмосферу, когда творил автор.



М.Хайдеггер 1889-1976 трактует реальность преимущественно как языковую: о бытии говорит сам язык, человек не творец языка, а медиум, посредством которого говорит язык.

Г.Гадамер (20 век) язык – центр бытия человека. Языковая интерпретация мира предшествует любой мысли, любому познанию.

Структурализм

Ф. де Соссюр 1857-1913 «Курс общей лингвистики». Язык является самой простой и универсальной знаковой системой.

К.Леви-Стросс 1908-1990 «Структурная антропология». Познать физическую реальность можно только на базе лингвистического анализа, выявляя устойчивые структурные элементы.

Р.Барт 1915-1960 «Критика и истина» Идея - создать универсальные законы построения литературной формы.

Постмодернизм

Ж.Деррида, М.Фуко, Ю.Кристева, Ж.Делес, Ж.Бодрийар, Ж,-Ф.Лиотар.

Задачи: разрушение, «деконструкция» проекта науки и философии заложенного философией нового времени. Борьба против всех проявлений тоталитаризма. Отождествление языка и мышления. Провозглашение свободы множественности точек зрения. Ирония по отношению ко всему общепринятому и устоявшемуся. Критика культурных ценностей и авторитетов. Доминирование игрового начала.

Американский прагматизм - идеалистическая философия, ставящая главной целью не нахождление абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средст, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике.

Ч.Пирс. У.Джемс - основатели направления. ДЖ.Дьюи 1856-1952 – лидер направления.

Экзистенциализм

С.Кьеркегор 1813-1855. Первым использовал термин «экзистенция».

Основные направления:



Религиозный экзистенциализм К.Ясперс Н.Бердяев.

Атеистический экзистенциализм М.Хайдеггер А.Камю Ж.-П.Сартр.

Основные идеи экзистенциализма: уникальность человеческой личности и человеческой жизни. Одиночество, заброшенность человека в обществе и мире. Абсурдность, бессмысленность жизни (А.Камю). Сущность человека проявляется в бунге против абсурда (А.Камю). Сущность бытия обнаруживается в «пограничном» состоянии (К.Ясперс).



Феноменология

Э.Гуссерль 1859-1938 рассматривает «чистое», надиндивидуальное сознание. Способ достижения этого уровня сознания – феноменологическая редукция – освобождение от всех внешних наслоений сознания.

Персонализм

Н.Бердяев, Н.Лосский, Э.Мунье, Ж.Лакруа.

Личность - первичная творческая реальность и высшая духовная ценность, а весь мир лишь проявление творческой активности личности.


РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Славянофилы: И.В.Кириевский А.С.Хомяков В.И.Даль Ю.Ф.Самарин

Идеализация прошлого. Идея соборности. Особый самобытный путь исторического развития России.



Западники: Т.Н.Грановский К.Д.Кавелин Н.В.Станкевич С.М.Соловьев

За европейский путь развития России. Россия как часть Европы.



Анархизм: М.А.Бакунин П.А.Кропоткин

Религиозная философия:

В.С.Соловьев (идея всеединства и богочеловечества), П.А.Флоренский Н.А.Бердяев (Свобода, личность, творчество), Л.П.Карсавин, С.Л.Франк.



Русский космизм: Н.Ф.Федоров «Философия общего дела» - обретение бессмертия, «научное воскрешение» предков, овладение природными силами внутри человека и в космосе, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский (ноосфера как часть биосферы, преобразованная человеческим разумом).

Марксизм.

Г.В.Плеханов В.И.Ленин Н.И.Бухарин и П.Б.Струве


Электронаая библиотека:

Философия Древнего Востока. Буддизм.




Россия и мир. Международное положение 3

Вопросы для самоподготовки 3

Литература 5

Методические рекомендации по изучению 9

Список литературы 14



Возникновение буддизма, Сиддхартха Гаутама 35

Основные концепции Буддизма 37

Заключение 38

Возникновение буддизма, Сиддхартха Гаутама 52

Основные концепции Буддизма 54

Заключение 55

Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячелетия н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.

Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну.

Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название северного буддизма.

Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность.

Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности. В качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия - положительный эквивалент угашения желаний - есть освобождение, или нирвана.

В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение "Я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность. Из неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как, безусловно, верховном существе, трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира.

Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошло отождествление высшей реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким образом, высшим объектом религиозных эмоций. Одновременно с космическим аспектом нирваны возникла космическая концепция Будды, сформулированная в доктрине трикаи. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых течениях Махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась сангха - монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная религиозная организация.

Наиболее влиятельная буддийская организация - созданное в 1950 году всемирное братство буддистов. Литература буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках.




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история»
1048.09kb.
8 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины фтд «Радиожурналистика»
96.64kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В студенческое телевидение
83.8kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В ; сд. В студенческое радио
82.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В редакторская подготовка фотоизданий
36.78kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 Бфсв (флорбол) 050720 «Физическая культура»
286.33kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 3 бфсв: Футбол 050720 «Физическая культура»
372.59kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по специальностям «Сварщик», «Мастер по то и ремонту мтп»
777.31kb.
6 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 4 бфсв (настольный теннис) 050720 «Физическая культура»
343.48kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов озо «Введение в педдеятельность» «История педагогики и образования»
840.39kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.