Главная
страница 1
Знаковая природа произведения искусства «Танцкласс» Эдгара Дега

Саймова Валерия Сергеевна

Студент

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»,

Гуманитарный институт, Красноярск, Россия

E-mail: lerusik.89@mail.ru
Произведение искусства возможно проанализировать как текст, а его персонажей, их суммы – как знаки, слагаемые данного текста. Результатом такого анализа является не только выявление чувственно-явленной сущности произведения, но и постижение аспектов бытия, проявленных в нем.

Картина «Танцкласс» написана между 1871-1874 гг., размеры 85х75 с; художественный материал - холст, масло; хранится в Париже, музей Орсе.

Произведение на каждом уровне построения художественного образа демонстрирует определенные структурированные знаки - материальные знаки-символы, индексы, иконы и на конечном этапе – интеграл, чувственно-явленную сущность.

Красочную поверхность произведения «Танцкласс» можно охарактеризовать как дымчатую, воздушную.

Композиционный строй произведения организован пересечением вертикальных и горизонтальных линий, что позволяет охарактеризовать его как «сетку». Материальный знак «сетка» демонстрирует такие понятия как «упорядоченность», «структурность» процесса, происходящего в произведении. Таким образом, создается организованная по определенным правилам система, в которую включены все персонажи.

В процессе становления индексного статуса художественного образа произведения «Танцкласс» можно выявить несколько знаков-индексов, каждый из которых является указателем на узнаваемую вещь, представителем которой он является в данном произведении.



  1. Танцевальный зал. Анализ знаков, составляющих персонаж «танцкласс» позволяет выявить следующие, характеризующие его, визуальные понятия: «опора», «платформа» - для занятий балетом, для становления девушек в качестве танцовщиц; «рефлексия» - свойство зеркала, необходимого элемента танцкласса.

  2. Балерины. При анализе знаков-индексов персонажа «балерины» можно выявить следующие визуальные понятия «движение», «напряжение», «сосредоточенность», «отточенность». Танцующим девушкам свойственны именно такие характеристики – они сосредоточены на каждом своем движении, доводя его до совершенства и автоматизма. «Расслабленность», «естественность» - свойства, определяющие отдыхающих танцовщиц. Их тела расслаблены, а позы естественны.

  3. Балетмейстер. Фигура балетмейстера имеет четкий контур, он обращен вглубь произведения, к репетирующим балеринам, представая в качестве наставника. Он, и его трость, задают вертикаль, вокруг которой сгруппированы все девушки-балерины. К персонажу балетмейстер можно применить такое визуальное понятие как «стержень» - вокруг его фигуры происходит движение балерин по кругу, кроме того, именно от него и исходит посыл к этому движению.

Таким образом, в процессе анализа знаков-индексов – балерин и их атрибутов, составляющих репетиционного зала, балетмейстера, были выявлены следующие визуальные понятия, характеризующие художественный образ живописного произведения «Танцкласс»: «опора», «стержень», «движение», «напряжение», «сосредоточенность», «отточенность», «расслабленность», «естественность».

В процессе становления иконически-суммативного статуса художественного образа отдельные знаки-индексы образуют суммы, знаки-иконы и рассматриваются с позиции целого, что дает новые визуальные понятия.



  1. Сумма «балетмейстер + танцкласс».

Метод «Аналогия» позволяет соотнести этих персонажей и выявить такую их характеристику, как опорная функция. Данную сумму характеризует такое визуальное понятие как «порядок», «дисциплина». Педагог и пространство класса выступают источником этих двух неотъемлемых составляющих репетиции.

  1. Сумма «танцовщицы + репетиционный зал».

Девушки, в своем качестве танцовщиц, неразрывно взаимосвязаны с пространством танцкласса. Для Дега балет вообще предстает как тяжелая, длительная, изнурительная работа над собой. Большая часть его произведений балетного цикла посвящена именно процессу репетиций. Ключевым является движение как физическое действие, изначально не наполненное одухотворенностью, эмоциями, чувствами. Но именно в процессе репетиции и раскрывается истинная суть балета и танцовщиц.

Данная сумма демонстрирует визуальное понятие «самовоспитание», «труд» как процесс напряженной работы над своим телом и результат – выступление на сцене.



  1. Сумма «балетмейстер + танцовщицы».

Следует отметить, что лицом педагог обращен именно к репетирующим балеринам, он контролирует процесс их деятельности. В связи с этим возникает такое визуальное понятие как «муштра» - система обучения, основанная на физической (строевой) подготовке, многократном повторении определенных движений и строгой дисциплине. Таким образом, путем аналогии выявляется визуальное понятие, характеризующее данную сумму – «муштра» или «дрессура».

В процессе становления иконически-суммативного статуса художественного образа, при анализе знаков-икон были выявлены следующие визуальные понятия: «порядок», «дисциплина», «самовоспитание», «труд», «дрессура»

При анализе становления иконически-интегрального статуса художественного образа произведения выявляется особое интегральное качество художественного образа, снимающее в себе все визуальные понятия, выявленные в процессе становления предыдущих статусов.

Само название произведения – «Танцкласс» подчеркивает системность и строгую выверенность изображенного процесса. Пространство класса задает определенные правила находящимся здесь девушкам, предстает как место постоянной работы над собой, тяжелого труда, который и составляет основу прекрасного балетного искусства.



Произведение Эдгара Дега «Танцкласс» представляет строго выверенный, подчиняющийся определенным правилам процесс репетиции балерин, их сложный многочасовой труд по физическому самовоспитанию, тренировку выносливости. Результат этого процесса – выступление на сцене, красота и изящество движений танцовщиц. В произведении явлена сущность балета - это, прежде всего, тяжелый труд, это долгая изнурительная работа, предвосхищающая грандиозное действо. Девушки отчасти не самостоятельны, порядок задается педагогом и самим пространством танцевального класса; и достижение совершенства, гармонии, красоты возможно лишь благодаря следованию данным правилам. Класс предстает как ячейка, в которой происходит формирование каждой из балерин. Здесь демонстрируется идея того, что достижение определенного результата, который будет одобрен окружающими, возможно только благодаря труду, дисциплине и самоконтролю, следованию заданным правилам. Преодоление собственных слабостей и развитие своих способностей – ключ к успешному результату любого дела.

Литература

  1. Гров Б. Эдгар Дега. М.: АРТ-Родник. 2004.

  2. Вентури Л. От Мане до Лотрека. С-П.: Азбука-классика. 2007.


Смотрите также:
Знаковая природа произведения искусства «Танцкласс» Эдгара Дега Саймова Валерия Сергеевна
46.77kb.
1 стр.
Знаковая природа абсурда в творчестве а. И. Введенского
320.44kb.
1 стр.
Аввакумова Валерия Сергеевна
31.78kb.
1 стр.
Перспективы развития педагогических технологий
134.03kb.
1 стр.
Море может занять все ваше время…
13.19kb.
1 стр.
Важенина Валерия Сергеевна — журналист Предмет этологии Термин
126.46kb.
1 стр.
Дифференциально диагностический опросник (ддо; Е. А. Климов) Шкалы
35.09kb.
1 стр.
Занятие для детей средне-старшей подгруппы «Путешествие в мир искусства»
61.38kb.
1 стр.
От лат compositio составление, сочинение, 1 построение художественного произведения, обусловленное его
112.42kb.
1 стр.
Татарстанские художники на уральской земле
19.17kb.
1 стр.
Ольшанский Борис Михайлович (за цикл живописных произведений) в номинации «За произведения живописи и скульптуры» признан
36.17kb.
1 стр.
Тезисы по использованию презентации «Картина М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
26.46kb.
1 стр.