Главная
страница 1


Урок – семинар «Этот мир очарований, этот мир из серебра». Русская культура Серебряного века.

Почанин Михаил Семенович
учитель русского языка и литературы


МБОУ СОШ д. Золотоношка

Стерлитамакский район РБ
Цель: ввести учащихся в удивительный мир русской культуры начала XX века; знакомство с понятием «Серебряный век», с литературой и культурой этого периода; постичь характер этой эпохи, эпохи всплеска, подъема в науке и искусстве; помочь ребятам понять, что «Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов»; знакомство с основными модернистскими течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом и их представителями: Н.С.Гумилевым, В. Хлебниковым и их творчеством; анализ стихотворений поэтов «Серебряного века».

Оборудование: репродукции полотен М.Врубеля, В.Серова, А.Бенуа, Н.Рериха, Б.Кустодиева, К.Коровина, К.Малевича, В. Кандинского; литературные издания, проиллюстрированные художниками этого времени, фотоматериалы, записи музыкальных произведений С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского; презентация.


Урок – семинар

Тема: «Этот мир очарований, этот мир из серебра». Русская культура Серебряного века.

Цель: ввести учащихся в удивительный мир русской культуры начала XX века; знакомство с понятием «Серебряный век», с литературой и культурой этого периода; постичь характер этой эпохи, эпохи всплеска, подъема в науке и искусстве; помочь ребятам понять, что «Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов»; знакомство с основными модернистскими течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом и их представителями: Н.С.Гумилевым, В.Хлебниковым и их творчеством; анализ стихотворений поэтов «Серебряного века».

Оборудование: репродукции полотен М.Врубеля,В.Серова,А.Бенуа,Н.Рериха,Б.Кустодиева,К.Коровина,К.Малевича, В.Кандинского;литературные издания, проиллюстрированные художниками этого времени, фотоматериалы,записи музыкальных произведений С.Рахманинова,А.Скрябина,И.Стравинского;презентация.

Ход урока:

  1. Новая тема

  1. Вступительное слово учителя.

Посмотрите вокруг себя…Так необычно все, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на вас свои взгляды людей, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры. На протяжении трех уроков – семинаров мы будем говорить о русской культуре Серебряного века.

Я произношу слова: «Серебряный век» . И повторяю снова: «Серебряный век».

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век – (блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражение, блики, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза…)

Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

В искусствознании и литературоведении эта метафора обрела терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX – XX веков, отмеченных необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии»(1933г.), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века»(1962г) вышло в культурный обиход окончательно.

Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. Ученые, критики обосновывают самые разные точки зрения. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы XX века и закончился «с революцией или, вернее, с I мировой войной». Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: «Серебряный век робко начался в 90-х годах XIX века…1915 год – высокий подъем Серебряного века и, в то же время, конец его».Татьяна Бек, полагающая, что «исходная граница Серебряного века…более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий, в оценке финала этого явления «абсолютно солидарна» с Вадимом Крейдом: «Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого Серебряного века после этого не было…В 20-е годы еще продолжалась интервенция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш Серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться. Еще живы были большинство поэтов, критиков, философов, художников, режиссеров, композиторов, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был Серебряный век, но сама эпоха кончилась».

Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века? Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

Эти и другие вопросы мы с вами сегодня решим. А в этом нам помогут наши ассистенты: историк, искусствовед и литературовед .



Историк: На смену литературному застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX века пришел период социальных, политических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи.

1890 – начало эпохи экономического роста, реформа Витте.

1894 – начало царствования Николая I.

С 1902 – массовое создание политических партий: социалистических, националистических.

1903 – второй съезд РСДРП.

1904-1905 – русско-японская война.

1905-1907 – первая русская революция.

1906 – создание I Государственной Думы;

- аграрная реформа Столыпина.

1914 – начало Первой мировой войны.

1917 – Февральская революция; свержение самодержавия;

- Октябрьская революция.

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декаденство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

Декаденство (лат. decadentia- упадок) – явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Модернизм (фр. moderne – новейший, современный) – художественно – эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско - эпатирующим мировосприятием, преобладание мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.

Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир.



Искусствовед: На фоне музыки («Вокализ» С.Рахманинова) ученик представляет полотна, ставшие символами эпохи.

Настроение Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов этой эпохи…

М.Врубель. Демон поверженный.

А.Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине – лиловые горы. Это только наше названье трех преобладающих цветов, которым еще «нет названия» и которые служат знаком лишь знаком (символом) того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему».Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля.

…Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное…

Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он – вестник, весть его о том, что в сине – лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.

Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.

В.Борисов – Мусатов. Призраки.

В красочных симфониях Борисова – Мусатова нашла выражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зябки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом – полуреальностью, полусном – полуявью не умел, не хотел провести сам поэт – живописец – о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…



К.Петров – Водкин. Купание красного коня.

Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества…Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса, возвышенным искусством А.Иванова, чувственной красочностью холстов Матисса…



Литературовед: Русский поэтический Серебряный век истоками своими уходит в столетие ХIХ и всеми корнями прорастает в «век золотой», в гениальное творчество Пушкина, в наследие пушкинской плеяды (прежде всего – в чувственно – интеллектуальную лирику Е.Баратынского)…

«Золотой век» в истории русской литературы был порою господства поэзии; длился он недолго, до конца двадцатых годов, то есть полтора десятилетия. Уже в 1827 году Пушкин чувствовал наступление иной, прозаической, эпохи – ссылка на возраст была скорее всего шуткой: «Лета к суровой прозе клонят». В 1836 году, в журнале «Современник» №1, в конце раздела «Новые книги» (написанного Гоголем), отмечено: «Из сего реестра книг ощутительно заметно преобладание романа и повести, этих властелинов современной литературы. Их почти вдвое больше против числа других книг. Беспрерывным появлением в свет они … свидетельствуют о всеобщей потребности». Началась новая – эпоха позы, продержавшаяся лет шестьдесят – шестьдесят пять. Гоголь, Тургенев, Гончаров, Толстой, Салтыков – Щедрин, Лесков, Герцен, Достоевский, Чехов, Короленко, Куприн – таковы главные деятели этой полосы в истории русской литературы. Ее сменила новая, поэтическая эпоха…Намечается известная периодичность литературного процесса: краткий период господства поэзии сменяется гораздо более длительным прозаическим, после чего на такой же краткий период снова воцаряется поэзия.

-Что такое поэзия?

(Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия…и всегда потрясения. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери. А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…)

Вслушаемся в голоса поэтов начала века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.

Под музыку А.Скрябина «Поэма экстаза» группа учеников рассказывает о поэтах (презентация)

Поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери… А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален… ( слайд2)

Вслушаемся в голоса поэтов начала века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.

(Группа, предварительно познакомившихся с историями жизни и стихотворениями поэтов Серебряного века, представляет композицию «Я каждый миг исполнен откровения». Музыкальное сопровождение – «Поэма экстаза» А. Скрябина. Класс записывает имена поэтов и строки произведений, в которых отразилось их понимание своего предназначения.)

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – философ, богослов, публицист и поэт. Сын знаменитого историка С. М. Соловьева. Окончил Московский университет, где позже читал лекции по философии; был вольнослушателем духовной академии. Оставил много статей, посвященных русской литературе. Был кумиром для молодых поэтов начала века.

Хоть мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам,

Но и в цепях должны свершить мы сами

Тот круг, что боги очертили нам.

Все, что на волю высшую согласно,

Своей волей чуждую творит,

И под личиной вещества бесстрастной

Везде огонь божественный горит.(слайд4-5)

Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая (1869 - 1905) родилась в Петербурге, в семье адвоката, профессора права. В семье проявляли горячий интерес к литературе; младшая сестра поэтессы стала впоследствии известной писательницей Н. А. Тэффи. Образование получила в Московском Александровском институте. Впервые напечаталась в 1888 году. Известность приобрела к 1892 году. За первый сборник стихотворений (1896 год) была удостоена Пушкинской премии Академии наук. К ней пришла слава. Ее публичные выступления имели шумный успех.

В кудрях каштановых моих

Есть много прядей золотистых-

Ведений девственных и чистых

В моих мечтаньях огневых.

Слилось во мне сияние дня

Со мраком ночи беспросветной, -

Мне мил и солнца луч приветный,

И шорох тайн манит меня.

И суждено мне до конца

Стремиться вверх, скользя над бездной,

В тумане свет провидя звездный

Из звезд сплетенного венца. (слайд6-8)

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) родился в дворянской семье. Был исключен с юридического факультета Московского университета за участие в студенческом движении. Первый сборник его стихов вышел в 1890 году. В десятилетие 1895 – 1905 был самым известным из русских поэтов. С конца 1905 до 1913 жил за границей как политический эмигрант, после амнистии политэмигрантам вернулся в Россию. Вновь эмигрировал в 1921 году, жил, сильно нуждаясь, во Франции, где и умер.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создал мечту свою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь… Я буду петь о солнце

В предсмертный час! (слайд9-11)

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941) родился в Петербурге в семье придворного чиновника. Окончил историко-философский факультет Петербургского университета. Первый сборник его стихотворений вышел в 1888 году. Является автором историко-философских романов, пьес, литературоведческих трудов. В январе 1920 года эмигрировал в Польшу. Умер в Париже.

Поэт

Сладок мне венец забвенья темный,

Посреди ликующих глупцов

Я иду отверженный, бездомный

И бедней последних бедняков.

Но душа не хочет примиренья

И не знает, что такое страх;

К людям в ней – великое прозрение,

И любовь, любовь в моих очах:

Я люблю безумную свободу!

Выше храмов, тюрем и дворцов

Мчится дух мой к дальнему восходу,

В царство ветра, солнца и орлов!

А внизу, меж тем, как призрак темный,

Посреди ликующих глупцов,

Я иду отверженный, бездомный

И бедней последних бедняков. (слайд 12-14)

Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) (1863-1927). Сын портного, с четырех лишился отца и воспитывался матерью, работавшей прислугой. Учился в уездном училище и Петербургском учительском институте. Двадцать пять лет, до 1907 года, преподавал математику в глухих северных городках. Начал широко печататься в 90-х годах.

Я- бог таинственного мира,

Весь мир в одних моих мечтах.

Не сотворю себе кумира

Ни на земле, ни в небесах.

Моей божественной природы

Я не открою никому.

Тружусь, как раб, а для свободы

Зову я ночь, покой и тьму. (слайд15-17)

Михаил Алексеевич Кузмин (1875-1936). Родился в Ярославле в дворянской семье. Гимназию заканчивал в Петербурге, затем три года учился в консерватории по классу композиции – у Лядова и Римского – Корсакова. До тридцати лет писал лишь вокальные тексты к своим композициям. В 1906 году выступил в журнале «Весы» замечательным циклом стихов «Александрийские песни», в 1908 году появилась его первая книга стихов «Сети». Выступал и как прозаик, критик, драматург, автор балетов, переводчик.

Мы в слепоте как будто не знаем,

Как тот родник, что бьется в нас, -

Божественно неисчерпаем,

Свежий и нежнее каждый раз.

Печально взвившись спадает весельем…

Глубже и чище родной исток…

Ведь каждый день – душе новоселье,

И каждый час – светлее чертог.

Из сердца пригоршней беру я радость,

К высоким брошу небесам

Беспечной бедности святую сладость

И все, что сделал, любя, я сам.

Все тоньше, тоньше в эфирном горниле

Синеют тучи над купами рощ, -

И вдруг, как благость, к земле опустили

Любовь, и радугу, и дождь. (слайд 18-20)

Максимилиан Александрович Кириенко – Волошин (1877-1932) родился в Киеве, в дворянской семье. Детство провел на юге, в Феодосии, юношеские годы – в Москве. В 1900 году исключен из Московского университета за участие в студенческих беспорядках и сослан в Ташкент. В 1901 году поступил в Берлинский университет, но скоро уехал в Париж и жил там до 1916 года, занимаясь живописью и наезжая на время в Россию. В печати выступил в 1903 году. После революции постоянно жил и умер в Коктебеле, близ Феодосии.

Рождение стиха

Бальмонту

В душе моей мрак грозовой и пахучий…

Там вьются зарницы, как синие птицы…

Горят освещенные окна…

И тянутся длинны,

Протяжно-певучи

Во мраке волокна…

О, запах цветов, доходящий до крика!

Вот молния в белом излучье…

Как ночь лучезарна!

Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно

В любовном созвучье.

Из недра сознания, со дна лабиринта

Теснятся виденья толпой оробелой…

И стих расцветает цветком гиацинта,

Холодный, душистый и белый. (слайд21-23)

Марина Ивановна Цветаева (1892 - 1941) родилась в Москве. Дочь профессора искусствоведения И. В. Цветаева, основателя Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В 1908 году окончила гимназию, слушала лекции по истории литературы в Сорбонне. Печатала свои стихи с шестнадцати лет. Первой ее книгой был «Вечерний альбом». Молодую поэтессу поддержали В. Брюсов и М. Волошин, с последним у Цветаевой завязалась крепкая дружба на долгие годы. В 1922 году эмигрировала, уехав к мужу, С. Эфрону. Жила в Чехии, во Франции, в Париже. Возвратилась на родину в 1939 г. В 1941 г., в первые месяцы Великой Отечественной войны, будучи в эвакуации в Елабуге, покончила жизнь самоубийством.

Душа и имя

Пока огнями смеется бал,

Душа не уснет в покое.

Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не могу тоски я.

Мечты иные мне подарил Бог:

Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,

Поет и зовет, сверкая.

Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская! (слайд24-26)

Владислав Фелицианович Ходасевич (1886 - 1939) родился в Москве. После окончания гимназии учился в Московском университете, сначала на юридическом, потом на историко-филологическом факультетах. Рано начал писать стихи; был мастером старых форм и отказывался от каких-либо крайних новшеств. В 1922 году эмигрировал. Умер в Париже, в больнице для бедных.

Я угасну… Я угасну…

Все равно… Умру, уйду,

Я скитаюсь здесь напрасно.

Путь далек мне. Я пойду.

Небо низко. Ветер злобен.

Травы вялы. Пал туман.

Призрак счастья тускл и дробен.

Жизнь – томительный обман.

Вы – останьтесь. Вам за мною

Не идти. Туман – глубок.

Я уйду, закроюсь мглою…

Путь неведом и далек…( слайд27-29)

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885 - 1922) родился в Астраханской губернии, сын ученого-натуралиста. Учился в Казанском и Петербургском университетах, курса не закончил. В печати дебютировал в 1908 году. Был бессеребреником, вел страннический образ жизни, редко завершал свои работы и мало заботился об их сохранности. В печать его стихи обычно готовили и сдавали друзья. Скончался от тифа в Новгородской губернии, куда приехал в голодное время по приглашению художника П. Митурича.

Еще раз, еще раз

Я для вас

Звезда.


Горе моряку, взявшему

Неверный угол своей ладьи

И звезды:

Он разобьется о камни,

О подводные мели.

Горе вам, взявшим

Неверный угол сердца ко мне:

Вы разобьетесь о камни,

И камни будут насмехаться

Над вами,

Как вы насмехались

Надо мной. (слайд30-32)



Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1885-1941) родился в Петербурге, сын офицера. Учился в череповецком реальном училище. Начал печататься в 1905 г. В провинциальных газетах. В феврале 1918 года на поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве был провозглашен публикой «королем поэтов». Вторым был Маяковский. В марте того же года уехал в Эстонию и оказался отрезанным от родины. В Россию не возвратился, хотя и тосковал по ней. Умер в Таллинне.

Эгополонез

Живи, Живое! Под солнца бубны

Смелее, люди, в свой полонез!

Как плодоносны: как златотрубны

Снопы ржаные моих поэз!

В них водопадит Любовь и Нега,

И Наслажденье, и Красота!

Все жертвы мира во имя Эго!

Живи, Живое! – поют уста.

Во всей вселенной нас только двое,

И эти двое – всегда одно:

Я и Желанье! Живи, Живое! –

Тебе бессмертье предрешено!(слайд 33-35)

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) родился в Грузии. Учился в кутаисской гимназии. В 1906 году переехал в Москву, стал заниматься революционной работой. Дважды был арестован. Был в числе авторов первых футуристических манифестов…

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы


Ноктюрн сыграть

Могли бы


На флейте водосточных труб? (слайд37-37)

-Так что же сближало и что разделяло поэтов начала века?

(Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремиться вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэты стремятся защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желают во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.)

Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Самыми влиятельными были символизм, акмеизм и футуризм.



Выступление учеников.

Так что же такое символизм? Об этом нам расскажет ученик … . Выводы запишем в тетрадях. (слайд38)

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нем множество дополнительных оттенков и смыслов.Поэзия символистов необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.

Ярким представителем символистов является Валерий Яковлевич Брюсов. С его биографией и творчеством нас познакомит … . (слайд39-40)

Декларацией, раскрывающей понимание Брюсовым сути и задач поэзии, является стихотворение «Кинжал»(1903г).

Чтение стихотворения наизусть.

Анализ стихотворения «Кинжал».

(уже само чтение стихотворения помогает нам воспринять стилевую систему Брюсова. Стих представляет собой поэтический монолог, призванный убедить слушателя, что герой выбрал верный путь. Лирический герой не доверят чужим призывам, полагается на свой разум. Он гордый, мыслями уходит в прошлое. Мещанской робости Брюсов противопоставляет высокую героику. Мы видим, что автор использует эпиграф из стихотворения Лермонтова «Поэт». Тем самым Брюсов опирается на освященную временем традицию – отношения искусства к жизни (т.е. тема поэта и поэзии).

В I строфе мы видим, что герой находится в родстве с поэтическим и социальным слоем.

Во II и III строфах дан анализ причины собственного разрыва между творчеством и современной жизнью.

В IV строфе поэт вновь возвращается к народу, современной жизни.

В последней строфе в сравнении заключается символика завершения.

Стихотворение имеет кольцевую композицию.

Убедительность показана словами (как прежде, снова). Лексика стиха торжественная, звучная, близкая к высокой ораторской речи. Мы наблюдаем перифразы. Брюсов не говорит «все смирились с насилием», а пишет «Когда все под ярмом клонили молча выи». Вместо «Я обращался к истории» - «Я уходил в страну молчанья и могил»

Характерно тяготение поэта к архаизмам «былые дни», «песенник борьбы».

Стих написан шестистопным ямбом, в конце – 4-х стопный ямб.

В двух последних строфах наблюдается аллитерация. Это говорит о звоне, о знамении, о борьбе.

Домашнее задание.

1.Подготовить сообщения о поэтах – символистах (А.Белый, Д.С.Мережковский, В.С.Соловьев)



2. Выучить наизусть стихотворение того поэта, о котором будете рассказывать,и проанализировать его.



Смотрите также:
Семинар «Этот мир очарований, этот мир из серебра». Русская культура Серебряного века. Почанин Михаил Семенович учитель русского языка и литературы мбоу сош д. Золотоношка
184.9kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Урок по культуре народов Ямала «Звучащая книга поэта»
79.84kb.
1 стр.
Влияние творчества М. Лермонтова на творчество М. Врубеля. Интегрированный урок 9 класс. Учитель: Васильева Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы моу «Среднекибечская сош»
307.44kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Языкознание. Русский язык Слово не воробей…
63.38kb.
1 стр.
Конкурс детского творчества 2012 года «Мир воображаемый, мир реальный, мир искусства»
40.67kb.
1 стр.
Информация о результатах открытой предметной олимпиады «Эрудит» по русскому языку, математике и окружающему миру для учащихся начальных классов 2
309.26kb.
3 стр.
Художественный вымысел и историческая реальность в драме А. С. Пушкина Борис Годунов
69.15kb.
1 стр.
Мбоу уршельская сош гусь-Хрустального района Владимирской области
250.95kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
100.46kb.
1 стр.
Маркова И. К., директор моу есаульская сош, учитель русского языка и литературы
77.84kb.
1 стр.