Главная
страница 1
Приложение

Работа в группах, её итоги



Проблема равнодушия взрослых.

1. Что важнее всего для ребёнка в семье? Наверное, внимание со стороны родителей и окружающих людей, их любовь, забота. А если эта любовь и забота отсутствуют?

Именно проблему безразличного, равнодушного отношения взрослых к жизни ребёнка поднимает автор данного текста.

Рассматривая эту нравственную проблему, Тэффи использует интересный приём: мы видим события глазами девочки Кати. В начале рассказа смену настроения девочки писательница подчёркивает с помощью антитезы: веселье на ёлке и безрадостная, «какая-то ненастоящая» жизнь девочки дома, где ей «вообще стало невесело». Родители, занятые своими проблемами, совершенно не обращали внимания на ребёнка. Как говорит автор, «никто даже не оборачивался», когда Катя пыталась вести себя умно и воспитанно, а затем на несколько дней просто не появлялись дома. Так же равнодушны, как и родители девочки, нянька и «лисьи бабы», приходившие к ней. Они распускали сплетни, делая жизнь девочки невыносимой. Самые близкие люди отвернулись от Кати, не чувствовали её боли, они потеряли душу, способность сопереживать, поэтому автор и показал их омертвение, сравнивая с животными и птицами, и только «неживой зверь» «смотрел на Катю кротко и ласково» и «всё понимал».

Позиция автора явно не выражена, но мы, читатели, понимаем, что автор осуждает поведение взрослых и сочувственно изображает девочку, жаждущую любви, ласки, понимания.

2. Прочитав текст Тэффи, я ощутил грусть, боль и тоску маленькой девочки. Катя стала сиротой при живых родителях.

Автор мастерски раскрывает проблему равнодушного отношения взрослых к жизни и чувствам ребёнка.

Маме с папой нет дела до переживаний своей дочки, они слишком заняты ссорами и разногласиями, а прислуга увлечена активным обсуждением их проблем. С помощью зоологических мотивов («птичье личико» матери, «лисьи морды» баб)автор показывает омертвение души во всех окружающих Катю людях, а «неживой зверь», наоборот, одушевляется и становится единственным дорогим существом для Кати.



Проблема одиночества.

1. Прочитав рассказ Тэффи, я испытала боль за всех детей, которые часто становятся жертвами разногласий родителей. Как страшно и тяжело жить маленькой девочке, оказавшейся в полном одиночестве дома, где было так много людей.

Известная писательница поднимает в тексте сложную нравственно –психологическую проблему одиночества, пытается поведать читателю о страданиях девочки Кати.

Оказавшись в ситуации полного безразличия окружающих, занятых выяснением отношений, Катя чувствует себя совершенно несчастной, брошенной. Маме «всё было некогда» выслушать девочку, за обедом «папа молчал, мама молчала», а потом они совсем не появлялись в доме несколько дней, оставив девочку одну. Кате было «страшно» и тоскливо, но никто из окружающих не мог и не хотел дать ей душевного тепла, ведь недаром девочка очень точно подметила (а события и героев мы видим в её восприятии) «птичье личико» мамы и «лисьи морды» баб, приходящих к няньке. Мне кажется, она отстранённо говорит о своих родителях, желая защититься от тех зловещих людей и слов, окруживших её в доме.

Всем ходом повествования автор даёт читателям понять, что одиночество невыносимо для Кати, а от безысходности она замкнулась в себе, и только «неживой» баран – её друг, который, в отличие от взрослых, всё понимал.

2. Что же такое истинное одиночество? Возможно ли оно, когда человек живёт среди людей?

Именно проблему одиночества поднимает Тэффи в этом тексте, рассказывая о судьбе маленькой девочки.

Девочка Катя, чью жизнь подробно описывает автор, не чувствует тепла матери, которой «все было некогда». Состояние девочки описывается с помощью повторов («Папа молчал. Мама молчала»; «шептали, шуршали»), оценочных слов («бабы с лисьими мордами», «птичье личико» мамы), яркого эпитета («ненастоящая жизнь»). Девочку часто бросала и нянька, а чужие люди раздражали девочку, пугали бесцеремонностью: лисьи бабы « забирались в детскую», «шарили по углам», грозили «корявым пальцем», но без них было просто «страшно». Удивительно, но девочка уже не мечтает о веселье, о котором велась речь вначале, ей хочется жить «тихо».

Анализируя изобразительные средства, понимаешь, что Катя мечтает, чтобы на неё кто-то смотрел «кротко и ласково» и «всё понимал». Авторская позиция понятна: в одиночестве девочки виноваты взрослые и, заставляя читателей так сильно переживать за судьбу Кати, Тэффи взывает к чувству сострадания, призывая задуматься об ответственности тех, кто должен был окружить девочку любовью и вниманием.

Проблема роли игрушки в жизни детей.

1. Игрушка… Нужна ли она ребёнку или это пустая трата времени? Может ли игрушка сыграть какую-то роль в судьбе маленького человека?

Писательница Тэффи пытается рассказать о судьбе девочки Кати и рассматривает проблему роли игрушки в жизни ребёнка.

Игрушечный баран, или «неживой зверь», как его называла Катя, являлся её единственным утешением в холодном и мрачном доме, где взрослые отвернулись от неё и никто не уделял должного внимания. Он смотрел на неё «кротко и ласково», «не перечил ей» и «всё понимал», а в этом Катя нуждалась очень остро. Все свои невысказанные чувства девочка направила на «неживого зверя», и от её любви зверь делался «грязнее и хохлатее», но это не остановило девочку, она устроила ему жильё за сундуком, где ей и игрушке «жилось тихо». Как понимает читатель, игрушка одушевляется девочкой, баран способен был и смеяться, и хворать, и терпеть слёзы подружки, а взрослые с «птичьим личиком» и «лисьими мордами» уподобились животным. «Неживой зверь» с «человеческими» глазами скрасил существование девочки, и, «когда она чувствовала его, родного, неживого, близко, засыпала спокойно.

Автор всем ходом повествования, рассказывая о неуютном существовании девочки в доме, где родители ссорились, утверждает, что игрушка может не только развлекать, но и стать единственным другом, игра способна заменить человеческие чувства и отношения.

Проблема дома, гнетущей атмосферы, царящей в доме

Что такое дом? Просто место, где живёт человек, или то место, где он чувствует себя комфортно, хорошо?



Именно проблему дома рассматривает Н.Тэффи в данном тексте, подчёркивает, какое негативное влияние обстановка, царящая в доме, может оказать влияние на человека.

Несмотря на то что у главной героини рассказа, девочки Кати, был большой и далеко не бедный дом, ей было в нём неуютно. Всё дело в том, что стены этого дома впитали в себя столько грязи и ссор, что уже не могли быть надежным и спасительным убежищем, а несли в себе один негатив. В этом доме всё агрессивно по отношению к девочке. Эту агрессию подчёркивают эпитеты («злющая печка», «красные зубы»), метафоры (печка «скалила» зубы и «жрала дрова»), олицетворения(«укусила» Катю за палец), но самое страшное – это зловещий шёпот по углам: «А он ей… В-вон! А она ему…». «Это» было для Кати невыносимо. Ей было невесело, холодно, страшно. Крысы, появившиеся в доме – ещё один верный признак неблагополучия семейных отношений, обстановки дома. Был, впрочем, лишь один светлый и тёплый уголок. Уголок, в котором жил лучший друг этой девочки – игрушечный баран. Только там она могла успокоиться и забыться в детских играх.


Смотрите также:
Проблема равнодушия взрослых
44.28kb.
1 стр.
Сказка для не взрослых взрослых и для маленьких немаленьких
141.45kb.
1 стр.
Орлята Великой Отечественной Черепановой Татьяны
43.97kb.
1 стр.
Дети и война
229.79kb.
1 стр.
Проблема идеального в философии И. Канта
114.82kb.
1 стр.
Звезды под дождем
371.13kb.
3 стр.
Сказка для взрослых по одноименной повести Н. Гоголя
72.83kb.
1 стр.
Юлия Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так?
86.92kb.
1 стр.
Реферат по expressive arts how do the arts provide the disciplined range of play?
269.17kb.
1 стр.
О великой отчественной войне Война
65.68kb.
1 стр.
Дорогой скорби и надежды
40.21kb.
1 стр.
А. Б. Зыкова Проблема общения в философии М. де Унамуно
244.98kb.
1 стр.