Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13 Ангеловская средняя общеобразовательная школа Московская область, Красногорский район, с. Ангелово, тел/факс 561-55-40 УТВЕРЖДЕНО Директором МБОУ Ангеловской СОШ __________________ О.А.Савина Приказ № ___ СОГЛАСОВАНО Управляющим Советом Протокол № __ от _____________г.
Рег. № ____ от ________________г. Красногорский район село Ангелово 2012 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Актуальность программы Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением ФГОС второго поколения, призванного обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:
1.2 Общая характеристика основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ангеловской средней общеобразовательной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 № 373), на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учётом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в МБОУ Ангеловской СОШ. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определённое направление деятельности МБОУ Ангеловской СОШ. Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОУ Ангеловской СОШ в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно: - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; - обеспечение условий для самоопределения личности, для её самореализации, творческого развития; - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Программа составлена на основе нормативно-правовых документов федерального уровня, официальных документов Министерства образования и науки РФ, документов и материалов по ФГОС, изданных и размещённых на сайтах Министерства образования и науки РФ, издательства «Просвещение», ФМНЦ им. Л. В. Занкова, В соответствии с требованиями ФГОС Образовательная программа МБОУ Ангеловской СОШ содержит следующие разделы: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ; - примерный учебный план на основе БОП; - программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учётом реализуемых педагогических технологий; - программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учётом содержания УМК, используемых на начальной ступени образования: УМК по системе Л. В. Занкова, УМК «Планета знаний»
Задачи реализации образовательной программы МБОУ Ангеловской СОШ:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению и познанию; - осмысление и принятие основных базовых ценностей.
- освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира. 1.3 Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ангеловской СОШ Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы: Группа принципов, сформулированных на основе требований ФГОС и Примерной основной образовательной программы: - Принцип использования системно-деятельностного подхода, лежащего в основе реализации основной образовательной программы; - Принцип самостоятельности – проектирование основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением самостоятельно с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением; - Принцип взаимного дополнения обязательной и вариативной составляющих программы. Обе части дополняют и раскрывают особенности содержания и организации образовательного процесса в начальной школе. Группа дидактических принципов системы развивающего обучения: - дидактический принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; - дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний; - дидактический принцип быстрого темпа прохождения учебного материала; - дидактический принцип осознания процесса учения; - дидактический принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся класса, включая слабых; При отборе содержания УМК учитывались как устоявшиеся в дидактике принципы, так и современные, нашедшие отражение в Концепции содержания непрерывного образования принципы: - принцип единства образовательного пространства обусловливает значимость четкой реализации Федерального образовательного стандарта, комплекса других федеральных требований и норм, гарантирующих обязательный для всех обучающихся (воспитанников) и достаточный уровень образования на территории страны; - принцип системности определяет последовательность, преемственность на уровне целей и содержания образования на всех ступенях и уровнях регионального образования; - принцип вариативности обеспечивает возможность (в установленных рамках) выбора содержания образования, форм и методов обучения, воспитания и развития, мониторинга результатов качества образования, с учетом региональных особенностей, направленности образовательного учреждения, интересов и способностей обучающихся; - принцип открытости подчеркивает возможность взаимного влияния и обогащения друг друга окружающей среды и системы образования. 1.4. Состав участников образовательного процесса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ангеловская средняя общеобразовательная школа действует в соответствии с Уставом МБОУ Ангеловской СОШ (утверждённого постановлением Главы Красногорского муниципального района от 17.08.2011 №1733/8); лицензией на право ведения образовательной деятельности РО МО № 001852 от 28.02.2012.; свидетельства о государственной аккедитации АА № 149430 от 10 марта 2009 г. Сведения об учащихся Начальная школа представлена 5 классами, в которых обучается 98 учеников. Обучение ведётся в первую смену. Во второй половине дня работают три группы продлённого дня. Уровень обученности школьников Для успешного обучения школьников необходимо, чтобы перед ними была перспектива, была бы задача, в ходе достижения которой повышаются знания, умения и навыки школьника. Формальные данные об успеваемости учащихся начальной школы приведены в следующей таблице:
Возросла заинтересованность учеников в получении качественного образования, возрос уровень знаний. Об этом можно судить на основании тестирований, срезов знаний, участии школьников в различных олимпиадах. Уровень воспитанности школьников В своей воспитательной работе школа ставит перед собой задачу формирования у учащихся активной жизненной позиции, качеств лидера, усиления гражданско-патриотического воспитания, привитие школьникам навыков культурного и безопасного поведения как в школе, так и во вне ее стен. Педагогический коллектив стремится к раскрытию, развитию и реализации способностей учащихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса, что достижимо лишь на путях развития механизма самоуправления. В настоящее время перед педагогическим коллективом школы стоят следующие воспитательные задачи:
- развитие познавательных способностей, формирование целостной и научно обоснованной картины мира; - формирование у учащихся трудолюбия, нравственного отношения друг к другу, уважения к старшим, милосердия; - формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни; - формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию, саморазвитию.
- формирование благоприятного психологического микроклимата в классе, в школе; - гармонизация отношений в общешкольном коллективе; - вовлечение родителей в воспитательный процесс.
- от воспитания любви к родной школе, отчему краю к формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма; - формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, усвоение этих ценностей; - формирование чувства долга, ответственности, формирование знаний своих прав и обязанностей.
Микрорайон школы является достаточно сложным в плане социального статуса тех семей, дети из которых являются учениками школы, поэтому работа по социальной защите учащихся весьма актуальна для нашего педагогического коллектива, что может быть проиллюстрировано следующей таблицей:
Необходимо отметить, что школа делает практически все, что в ее силах, для обеспечения процесса обучения и воспитания детей из социально неблагополучных семей. Так, в частности, в школе организовано бесплатное питание для учеников из этих семей, выделяется материальная помощь. Характеристика педагогических кадров В 2011 – 2012 учебном году в начальной школе на постоянной работе (без воспитателей ГПД) работают 10 педагогов. Все они являются членами методического объединения учителей начальных классов. Из них учителей: - начальной школы – 5 человек; - иностранного языка – 2 человека; - ИЗО – 1 человек; - музыки – 1 человек; - физкультуры – 1 человек. Учителя начальных классов имеют следующие квалификационные категории (2011 – 2012 учебный год):
Педагоги систематически проходят курсы повышения квалификации и владеют современными образовательными технологиями. Так, прошли курсовую подготовку в 2011г. – 6 чел., из них по ФГОС – 5 чел.; в 2012 г. – 3 чел., из них по ФГОС – 3 чел. Анализ педагогического состава по педагогическому стажу:
Высшее образование имеют 9 человек (90 %) . 1 человек имеет среднее-специальное образование. Психолого-педагогическая служба – 2 человека.
В МБОУ Ангеловской СОШ имеется 5 учебных кабинетов для начальных классов. Все кабинеты соответствуют нормам СанПиН, оснащены наглядными пособиями, дидактическим материалом, аудио и видеотехникой, компьютерами, Интернетом, в трёх кабинетах имеются проекторы мультимедиа, и экраны вытяжного типа, в двух – интерактивные доски. Кроме того, два кабинета оснащены лабораторным оборудованием в соответствии с ФГОС. В школе имеются медицинский кабинет, библиотека, компьютерный класс. Школа имеет один конференц-зал и один спортивный зал. Фонд библиотеки в 2011/2012 году составил: - Книги –6008: - Учебники –2392; 1.5. Краткая характеристика УМК УМК построены таким образом, что все важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями к её структуре и содержанию ФГОС и способствуют: - формированию основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; - эффективному личностному и познавательному развитию учащегося на основе формирования умения учиться; - подготовке учащихся к успешному обучению в средней школе; - сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей путём включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для учащегося индивидуальных траекторий развития; - реализации личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок — субъект учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности; - формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению; - ориентации учебного процесса на воспитание нравственности ребёнка, патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил. Системообразующими свойствами в структурировании и содержании учебных курсов являются целостность и интегрированность. Целостность курсов, обеспечивающих обучение по системе Л. В. Занкова, проявляется в двух аспектах: «горизонтальной целостности» и «вертикальной целостности».
Вертикальная целостность проявляется в системности курса каждого учебного предмета, т. е. в таком его структурировании, при котором программный материал, методические подходы, система оценивания и пр. едины на протяжении всего периода изучения данного предмета (с 1-го по 4-й классы). Интегрированность учебных курсов проявляется в том, что в них последовательно реализуются связи разного уровня: метапредметные, межпредметные и внутрипредметные. Интеграция учебных курсов позволяет достичь основной задачи обучения в системе Л. В. Занкова – представить обучающимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Кроме того, интегрированные курсы в наибольшей степени соответствуют и особенностям современного информационного потока, не членящегося на отдельные области знания, и возрастным особенностям младших школьников, которым характерен сенкритизм (слитность, нерасчленённость) мышления. При интегрированном подходе к структурированию содержания новой учебной темы актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что позволяет формулировать многоаспектные задания. В таких заданиях, сочетающих разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом. При таком широком поле возможностей нишу для развития найдёт каждый ребёнок, в том числе и одарённый, и нуждающийся в педагогической поддержке. Общей чертой всей системы учебников является то, что одно и то же учебное содержание может быть представлено в форме наглядных и/или словесных (и иных) образов, в виде теории, в виде подборки эмпирических фактов и т. п. Разнообразие представления учебного содержания позволяет активизировать разные типы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логическое (теоретическое); разные типы восприятия и переработки информации – аудиальный, визуальный и кинестетический, а в целом создаёт предпосылки для индивидуализации обучения и прочности усвоения знаний. Один и тот же объект (явление) рассматривается с возможно большего числа сторон, знание о нём естественным образом закрепляется в сознании ребёнка благодаря включению его во всё большее количество взаимосвязей как с другим учебным материалом, так и с личным опытом школьника. Знание становится ценностным, приобретает личную значимость и практический смысл. Это даёт каждому школьнику проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные. Кроме того, вариативны способы приобретения знания – каждый ребёнок действует оптимальным для себя способом в зависимости от учебной ситуации: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; посредством слова, рисунка, схемы … Интерпретируемое знание, поиск способа решения учебной проблемы рождают эмоциональное переживание, которое также наполняет процесс познания личностными смыслами, открывает возможности для воспитания эмоциональной и волевой сферы, нравственных представлений, уровня притязаний. Интеграция учебных курсов создаёт, таким образом, и предпосылки для духовно-нравственного развития, что находит воплощение в отборе материала, в системе заданий, в организации содержательного общения детей на уроке, в стимулировании продуктивной внеурочной деятельности и в создании атмосферы, в которой протекает жизнь ребёнка в школе. Задачи духовно-нравственного развития решаются в теснейшей взаимозависимости с развитием у обучающихся их личностных качеств, метапредметных и предметных действий. Спокойное и уверенное самочувствие ребёнка в классе является основным условием для его продуктивной деятельности и одним из показателей здоровьесберегающего характера обучения. Это его качество обеспечивается здоровьесберегающим потенциалом учебных программ, разработанной на их основе системы учебников в целом и каждого учебника в отдельности, и воплощается: - в разнообразии форм и сущности заданий; - единстве требований к учащимся и результатам их деятельности с учётом возможностей каждого, его индивидуального темпа развития; - общей стилистике представления учебных проблем и формулировок заданий; близкой по смыслу рубрикации; - в высоком санитарном, техническом и художественном качестве учебной литературы. Кроме того, учебные программы предусматривают содержание, специально направленное на понимание необходимости бережного отношения человека к своему здоровью, грамотную организацию жизнедеятельности, внимание к экологическим проблемам и т.д. Ориентация при разработке предметных линий на глобальные процессы, происходящие в мире и России, на психологические и физиологические особенности младших школьников является решающим фактором при достижении планируемых образовательных результатов каждым ребёнком, для продвижения в развитии одарённых детей и детей, требующих специально организованной коррекционной работы. Кроме того, требования к освоению программ предусматривают два уровня: «обучающийся научится» и «обучающийся получит возможность научиться». Это предполагает, с одной стороны, гарантированность достижения описанных результатов всеми учащимися, а с другой стороны – возможность обеспечения потребностей учащихся, имеющих более высокий образовательный потенциал. Чрезвычайное значение приобретает своевременное выявление детей, имеющих разные уровни развития, и создание условий для оптимизации развития каждого ребёнка. С этой целью разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения учебных программ. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 2.1 Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
2.2 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Смотрите также: Основная образовательная программа начального общего образования мбоу ангеловской средней общеобразовательной школы красногорского муниципального района Московской области
3079.22kb.
13 стр.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного
6503.01kb.
31 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №77
83.29kb.
1 стр.
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №19
2020.31kb.
9 стр.
Основная образовательная программа основного общего образования на период 2012 2013 г. 2012 год
1990.03kb.
10 стр.
Управление образованием администрации Бельского района
1922.9kb.
10 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №8
1614.07kb.
8 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
10602.18kb.
41 стр.
Основная образовательная программа Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на период 2011-2015 гг
1524.1kb.
6 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
765.46kb.
5 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
989.34kb.
7 стр.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования 310.37kb.
1 стр.
|