Главная
страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12страница 13

Как видно из этих данных, заболеваемость учащихся незначительно уменьшилась. И хотя трудно увидеть корреляцию этого процесса с проводимой в школе учебно-воспитательной работой, следует отметить, что необходимы меры по совершенствованию организации учебно-воспитательного процесса. Эти меры должны быть направлены, в первую очередь, на устранение перегрузки школьников, на привлечение их к занятиям физкультурой и спортом, на обеспечение здоровых и безопасных условий обучения. В соответствии с идеологией программы « Здоровье» рекомендовать учителям физической культуры овладеть системой оценки кардионагрузки урока физкультуры. Такая работа в школе ведется, в частности, ежегодно дети проходят диспансеризацию, проводятся прививки против ряда заболеваний, ежегодно дети проходят осмотр врачей-специалистов по болезням опорно-двигательного аппарата. В школе ведется большая работа по вовлечению учащихся в занятия физкультурой и спортом. Эта деятельность, конечно, приносит свои положительные результаты, однако эффективность её пока еще явно недостаточна.



8.3 Создание здоровьесберегающей среды в МБОУ Ангеловской СОШ

В школе создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, имеется спортивный зал, медицинский кабинет, кабинет педагога-психолога, социального педагога, школьная столовая на 90 мест, 13 учебных кабинетов, конференц-зал, библиотека.

Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов.

В школе действует полностью соответствующее СанПиН, 2.4.2.1178-02, «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса». Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учётом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Для координации деятельности педагогического коллектива, обучающихся, родителей по Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе создан совет (или команда) «Здоровье», в состав которой входят администрация, учителя ФК, социальный педагог, медицинский работник, представители родительского совета, старшеклассники.


8.4 Реализация возможностей используемых УМК в образовательном процессе

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью УМК системы Л. В. Занкова.

Учебно-методический комплект системы Л. В. Занкова способствует созданию здоровосберегающей среды обучения; формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.

В целях создания здоровьесберегающей среды УМК системы Л. В. Занкова обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение 2-х первых месяцев. Это способствует благоприятному вхождению ребёнка в школьную жизнь, позволяет провести необходимую коррекционную работу для подведения детей к единому стартовому уровню.

Учебники разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения, в том числе для так называемых правополушарных детей. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым способствуя созданию психологического комфорта при обучении. Создание ситуаций выбора, разноуровневые задания позволяют каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимают излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

УМК системы Л. В. Занкова формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания учащимися начальных классов основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребёнка. Учебники ориентируют педагога на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, психологического, нравственного и духовного здоровья. Каждый из учебных предметов вносит свой вклад в решение этой задачи.

Учебники курса «Русский язык» содержат задания, мотивирующие учащихся на здоровый образ жизни. Ряд заданий акцентируют внимание на физическом здоровье. Они даются на материале пословиц, текстов о спорте, занятиях физической культурой, режиме дня. При выполнении заданий на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Учебники русского языка несут особое отношение к слову, к языку своего народа, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию. Задания помогают детям осваивать этикетные формы обращения и поведения. Обучение вежливому обращению, решению коммуникативных задач (в том числе отказ, просьба) способствует бесконфликтному выходу из ситуаций, нацеливает учащихся на выстраивание добрых отношений с людьми, на сохранение нравственного и психологического здоровья.

Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине.

В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит не только интеллектуальное познание, но и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос нравственных открытий в жизненный опыт. Возможность выбора заданий для реализации творческих способностей учащихся способствует созданию комфортной атмосферы и сохранению психологического здоровья учащихся. (Например: «Если захочешь, можешь нарисовать иллюстрации к произведению», «Сочини рассказ. Запиши его или нарисуй иллюстрации к нему», ««Выучи стихотворение, которое тебе понравилось» и др.).

В курсе «Окружающий мир» выделяется раздел «Человек», где рассматриваются различные аспекты здоровья человека: «Человеку важно быть здоровым», «Основные условия здорового образа жизни», «Правила личной гигиены», «Эмоциональное состояние человека» и т.д. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребёнка в природном и социальном окружении (например, темы: «Основные правила безопасного поведения на улице», «Отдых в семье», «Основные правила безопасного поведения дома», «Этика и культура поведения в обществе» и т.д.). Знакомство с организмом человека и функционированием основных систем органов позволяет акцентировать внимание учащихся на факторах, создающих угрозу здоровью (солнечные ожоги, курение, шум), вопросах личной гигиены и способах поддержания и укрепления здоровья (темы «Как нужно купаться и загорать», «Осанка и здоровье», «Как укрепить сердце», «Береги органы дыхания» «Береги зубы», и др.).

Курс «Математика» включает адаптационный период, обеспечивающий условия для развития каждого первоклассника. В учебнике для 1 класса этот период представлен системой развивающих заданий: часть заданий ориентирована на учащихся, плохо подготовленных к школе, часть заданий предназначена для сильных учащихся. Адаптационный период дает учителю возможность выстроить индивидуальные траектории развития первоклассников с учётом их подготовки и особенностей развития, выровнять уровень дошкольной подготовки учащихся и подготовить их к дальнейшему обучению, интенсивной учебной нагрузке.

Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и обеспечивает дифференцированный подход в обучении, что позволяет каждому учащемуся обучаться на уровне, соответствующим его способностям, особенностям развития и склонностям. Ряд заданий по математике задает образцы здорового образа жизни и имеет прикладной характер (например, подготовься к походу, что возьмёшь, сколько будет весить твой рюкзак; составь диаграмму своего распорядка дня; выбери безопасный маршрут и рассчитай его и др.)

В курсе «Английский язык» широко представлены задания, направленные на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе, на воспитание толерантного отношения к другим народам и культурным традициям.

В курсе «Технология» формируются первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; навыки самообслуживания; первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. На уроках технологии особое значение уделяется освоению учащимися правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

Учебники музыки и изобразительного искусства помогают решать задачи духовно-нравственного здоровья учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально- культурных традиций народов России.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся; способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом. В учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Система заданий на создание ситуаций предлагает учащимся сделать свой нравственный выбор, проанализировать согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе и дома.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебников способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. Особое внимание уделяется освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приёма пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Вопросы и задания УМК системы Л. В. Занкова помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Учебно-методический комплект даёт возможность пропагандировать здоровый образ жизни и нацеливать учащихся на укрепление собственного физического, психологического, нравственного и духовного здоровья.

Особое значение в реализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» имеют социальные проекты. В комплекте учебников системы Л. В. Занкова проектная деятельность учащихся выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реальной самостоятельной деятельности учащихся, в которой только и может происходить самоопределение, осуществляться морально-нравственный выбор не на словах, а на деле. Проектная деятельность влияет на формирование личностных результатов учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др. Учебники предлагают детям для выбора различные социально значимые проекты: спектакль для детей детского сада (детского дома), поздравление ветеранам, праздник для родителей и многое другое.

8.5 Организация физкультурно-оздоровительной работы

Физкультурно-оздоровительная работа в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Система физкультурно-оздоровительной ра­боты школы включает:



- проведение уроков физической культуры — 3 часа в неделю;

- организацию динамических перемен;

- организацию физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;



- организацию работы спортивных кружков;

- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий:

  • «Дни здоровья»;

  • «Весёлые старты»;

  • соревнования по футболу, шахматам, лыжам;

  • праздник «Папа, мама и я — спортивная семья».


8.6 Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.



Суть воспитательного процесса состоит в совместной деятельности учеников школы и педагогов по реализации поставленных задач. В реализации задач важную роль играет организация внеурочной деятельности, направленная на:

  1. Развитие интеллекта учащихся, развитие их творческих способностей и формирование основных направлений развития личности.

  2. Превращение процесса познания в путь понимания себя и окружающего мира.

  3. Воспитание школьников через совместную творческую деятельность детей и взрослых по изучению, возрождению, сохранению и развитию культурных традиций России.

  4. Обеспечения активного участия каждого учащегося в различных видах деятельности.

  5. Обеспечение возможности работы на общество.

  6. Совмещение системы внеурочной деятельности школы, внеучебных мероприятий, разнообразной внеклассной деятельности по предмету.

  7. Организацию работы по овладению учащимися навыками самооценки личности для различных возрастных групп.




Внеурочная деятельность обучающихся

МБОУ Ангеловской средней общеобразовательной школы


































Направления

Наименование

Форма организации

Количество часов в неделю

Всего

 

 

 

1 класс

2а класс

2б класс

 

Спортивно - оздоровительное

" Формирование спортивного мастерства"

кружок

1

1

1

3

"Ритмика"

кружок

1

1

1

3

Общекультурное

"Смотрю на мир глазами художника"

кружок

1

1

1

3

"Звонкие голоса"

кружок

2

1

1

4

Общеинтеллектуальное

Занимательный английский

кружок

2

1

1

4

"Мир растений"

кружок

 

1

1

2

"Азбука содержания животных"

кружок

1

1

1

3

Социальное

Социальная адаптация первоклассников

кружок

1

 

 

1

"Я и мы"

кружок

 

1

1

2

Отряд инспекторов дорожного движения

кружок

1

1

1

3

Духовно- нравственное

Краеведение родного края

кружок

 

1

1

2

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

10

10

10

30

В центре воспитания находится личность каждого ученика, его защита и его развитие. Именно с этих позиций реализованы функции воспитателей и учителей в начальной школе.

Для реализации учебного плана МБОУ Ангеловская СОШ имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение. Учебный план даёт возможность расширить содержание образования, увеличивает его вариативность, предполагает удовлетворение образовательных потребностей учащихся и родителей. Обеспечивает возможность выбора собственной образовательной траектории, способствует повышению качества образовательной подготовки, создаёт необходимые условия для социализации и развития творческих способностей учащихся.
8.7 Работа с родителями (законными представителями учащихся) по программе «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»

Школа стремится привлечь родителей (законных представителей) к вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

1. Ведётся просветительская работа:

- Лекции специалистов: социального педагога, психологов, врачей;

- Уроки духовно-нравственного содержания для родителей (проводит учитель по материалам учебников, приглашённый священник);

- Круглые столы, посвящённые проблемам охраны и укрепления здоровья детей;

- Родительские собрания по темам здорового и безопасного образа жизни.

2. Проводятся дела с активным привлечением родителей (законных представителей) к совместной работе:



  • «День здоровья» (родители помогают организовать поход, различные соревнования и активно участвуют в них);

  • «Весёлые старты» (кроме команд детей, выступает команда родителей и учителей);

  • «Папа, мама, я — спортивная семья» (соревнуются семейные команды);

  • выставка творческих работ (наряду с работами детей, представлены работы родителей);

  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей;


8.8 Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п. Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста; самооценочные суждения детей. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьёй ученика.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу ангеловской средней общеобразовательной школы красногорского муниципального района Московской области
3079.22kb.
13 стр.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного
6503.01kb.
31 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №77
83.29kb.
1 стр.
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №19
2020.31kb.
9 стр.
Основная образовательная программа основного общего образования на период 2012 2013 г. 2012 год
1990.03kb.
10 стр.
Управление образованием администрации Бельского района
1922.9kb.
10 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №8
1614.07kb.
8 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
10602.18kb.
41 стр.
Основная образовательная программа Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на период 2011-2015 гг
1524.1kb.
6 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
765.46kb.
5 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
989.34kb.
7 стр.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования
310.37kb.
1 стр.