Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

Оценка размежевания электорального пространства и построение математической модели выбора избирателя.

Захаров А.В. Центральный экономико-математический институт РАН; ГУ ВШЭ; 3ax@mail.ru


Проведен факторный анализ выборки российского электората, получена двумерная карта идеологических предпочтений россиян. Показано, что электорат различных партий имеет разные идеологические предпочтения. Регионом с наиболее поляризованным электоратом является Москва. На основе полученных данных оценена модель множественного выбора, в которой полезность респондента при голосовании за ту или иную партию зависит от расстояния от его позиции на идеологической карте до позиции политической партии. Показано, что идеологические предпочтения значимо влияют на намерение голосовать за ту или иную партию. При этом наблюдаемое различие между голосованием в городе и сельской местности можно объяснить различиями в идеологических предпочтениях избирателей.


Введение.

Парламентские выборы при многопартийной политической системе являются явлением, на протяжении последних нескольких десятилетий интересовавших многих политологов и экономистов. Одним из наиболее важных, как с научной, так и с практической точки зрения, вопросов касается причин мотивации избирателя. Существует несколько гипотез, объясняющих, почему избиратель голосует за ту или иную политическую партию.


С точки зрения формального экономического моделирования, наибольший интерес представляет теория рационального выбора при голосовании, впервые предложенная американским политологом Э. Даунсом в работе «Экономическая теория демократии» [Downs, (1957)]. Фундаментальное предположение этой теории состоит в том, что избиратель голосует за ту партию, «которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая». Несмотря на очевидную формулировку данной гипотезы, практически отсутствуют количественные исследования, подтверждающие или опровергающие ее верность в отношении российского электората при помощи современных эконометрических методов.
Помимо теории рационального голосования Даунса, существуют еще две теории, проверка которых доступна при наличии необходимых данных. Во-первых, это теория «валентности» Д. Стокса [Stokes, (1963)]. Согласно этой теории, избиратель реагирует не только на соответствие партийной идеологии собственным идеологическим предпочтениям, но также и на такие свойства партий, как их репутация, узнаваемость или авторитет. Набор таких характеристик, делающих партию более привлекательной в глазах всех без исключения избирателей, называется валентностью партии или valence в англоязычной литературе. Источником валентности может служить медийный или административный ресурс партии или продолжительность ее пребывания у власти, наличие в партии популярных политиков, и т.п. Для современной России такая теория наиболее актуальна, так как одна из партий – «Единая Россия» - очевидно имеет значительно большую валентность, чем другие партии.
Третья теория голосования – «социологическая». Согласно ее основной предпосылке, выбор избирателя обусловлен его принадлежностью к той или иной социальной группе. Такие группа формируются в результате существования так называемых расколов (cleavage в англоязычной литературе) - деления общества по доходу, месту проживания (город/село или центр/периферия), вероисповеданию, национальности, и т.п. Каждая партия ассоциируется с одной или несколькими такими группами, которые формируют ее основную базу поддержки.1
Основные вопросы, на которые пытается ответить данная работа, можно сформулировать следующим образом:

  1. Существуют ли идеологические расколы в российском электорате? Если да, то носят ли эти расколы экономико-идеологический характер?

  2. Влияют ли идеологические предпочтения избирателя на его электоральное поведение. Иными словами, выполняется ли в рамках России основное предположение теории рационального голосования Э. Даунса?

  3. Влияет ли валентность политических партий на электоральное поведение избирателей?

  4. Влияют ли неидеологические факторы, такие как доход, образование, или размер населенного пункта проживания, на выбор избирателя?

Попытки построить карты идеологических предпочтений российских избирателей предпринимались в ряде работ отечественных авторов. Следует выделить две группы работ. Работы первой группы, например, [Ахременко (2008)] и [Овчинников (2000)],



анализируют результаты президентских и парламентских выборов за новейшую российскую историю. Используя данные, агрегированные на уровне регионов или территориальных избирательных комиссий, при помощи метода главных компонент были получены два фактора, влияющие на долю голосов, отданных в регионе за того или иного кандидата или партию. Согласно С. Ахременко, полученные результаты свидетельствуют в пользу устойчивости идеологических предпочтений избирателей. Основной недостаток такого подхода – «загрубленность» результатов, связанная с агрегированием данных, трудность интерпретации полученных главных компонент, и невозможность построить прогноз электорального поведения на индивидуальном уровне.
Второй подход, используемый отечественными авторами, связан с анализом голосования депутатов Государственной Думы - см, например, работу [Алескеров, Благовещенский и др. (2003)]. С помощью методов снижения размерности авторы получили двумерные карты предпочтений депутатов. В мировой литературе пионерами являются К. Пул и Г. Розенталь [Poole and Rosenthal, (1997)]. К сожалению, такой подход мало говорит о предпочтениях индивидуальных избирателей.
В данной работе карта идеологических предпочтений избирателей впервые была получена на основе анализа опросных данных. Применение методов факторного анализа показало, что один из двух идеологических факторов, по которым разделяются предпочтения российского электората, можно интерпретировать как экономический. Этот фактор характеризуется отношением к таким ценностям, как свобода, бизнес, успех, и противоположным отношением к символам, характеризующим советскую экономическую систему. Использование эконометрических методов оценки пространственной модели голосования показало, что электоральное поведение избирателя определяется как валентностью политических партий, так и предпочтениями избирателя в отношении «экономического» идеологического фактора. В частности, «правый» электорат более склонен поддерживать ЛДПР, «левые» - КПРФ и «Справедливую Россию». При этом «Единая Россия» в силу высокой валентности, обусловленной высоким административным и медийным ресурсом, имеет преимущество в глазах избирателя с практически любыми идеологическими предпочтениями. Показано, что ни доход, ни образование не влияют на электоральное поведение.
Результаты работы подтверждают релеватность использования современных теоретико-игровых политико-экономических моделей для анализа эволюции российской экономики и политической системы. Полученные в этой работе результаты дают материал для проведения дальнейших исследований по крайней мере двум направлениям. Например, можно будет получить дополнительные выводы позитивного характера. В частности, возможна проверка гипотезы о рациональности политических партий при формировании ими идеологических программ. Подобное исследование может включать в себя два этапа: оценку позиций политических партий в идеологическои пространстве, исходя из анализа их партийных манифестов, и оценка долей голосов, которые каждая из партий могла бы получить, наиболее оптимальным для себя способом, изменив свою политическую платформу. Формально, речь идет о проверке гипотезы, являются ли наблюдаемые идеологические программы равновесием Нэша при наблюдаемом распределении идеологических предпочтений среди избирателей2.


следующая страница >>
Смотрите также:
Оценка размежевания электорального пространства и построение математической модели выбора избирателя
450.7kb.
5 стр.
Моделирование распределения средств на благотворительные
76.14kb.
1 стр.
Кинематика движения конструктивных элементов обтяжного пресса fekd
27.57kb.
1 стр.
Разработка математической модели торможения предохранительным барьером оборвавшегося состава
47.17kb.
1 стр.
Программа дисциплины "Основы регионального и электорального анализа"
212.27kb.
1 стр.
Картографического сегмента единого геоинформационного пространства германии в рамках новой модели геоданных afis-alkis-atkis 25. 00. 33 «Картография»
244.24kb.
1 стр.
Лабораторная работа №5 Построение модели перцептрона Цель работы: Разработка модели перцептрона Розенблатта
63.86kb.
1 стр.
Лабораторная работа №3 Построение модели перцептрона Цель работы: Разработка модели перцептрона Розенблатта
65.69kb.
1 стр.
Тренинг: «Витамины продаж» 200 человек
55.19kb.
1 стр.
Построение трехмерной модели земной коры по гравитационным данным
9.97kb.
1 стр.
Принципы выбора хирургических технологий для коррекции осложненных форм пролапса гениталий и оценка их эффективности 14. 00. 01 Акушерство и гинекология
205.05kb.
1 стр.
Построение интерактивных средств обучения на основе сетевых книг
73.71kb.
1 стр.