Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(подпись) ____________________ (дата утверждения) Регистрационный № УД-___________/баз.
2010
Составитель: Н.В. Суслова — доцент кафедры русской и мировой литературы УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат филологических наук, доцент. Рецензенты: Т.П. Целехович — старший преподаватель кафедры общественно-гуманитарных наук УО «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат филологических наук; И.Ф. Штейнер – заведующий кафедрой белорусской литературы УО «ГГУ им. Ф. Скорины», доктор филологических наук, профессор. РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой русской и мировой литературы УО «ГГУ им. Ф. Скорины» (протокол № __ от ____ _____________ 200__); Методическим советом филологического факультета УО «ГГУ им. Ф. Скорины» (протокол № __ от ____ _____________ 200__); Ответственный за редакцию: Н.В. Суслова Ответственный за выпуск: Н.В. Суслова Пояснительная записка Дисциплина специализации «Актуальные проблемы литературоведения: творческая практика» призвана формировать у магистрантов четкие представления о приоритетности профессионального подхода к исследованию литературных фактов. В литературоведении бытует целый ряд школ и направлений, каждое из которых формирует свою философскую и научно-эстетическую платформу, определяющую специфический метод исследования.Так, в современном литературоведении ведутся исследования на базе представлений мифокритики, культурно-исторической школы, компаративистики, психологической школы, привлекательным остается и формальный метод, и наработки феноменологической школы, особую популярность снискали такие направления как структурализм, постструктурализм, психоаналитическое искусствоведение.Целью спецкурса является ознакомление магистрантов с основными литературоведческими направлениями и школами в их современном состоянии, а также выработанными в их рамках научными методами исследования художественных фактов в том виде, который они обрели на современном этапе функционирования. Концепции, лежащие в основе школ и направлений в литературоведении, рассматривается как результат синтеза мировоззренческих и эстетических приоритетов их представителей, что определяет специфику используемого ими научного метода исследования. Задачи спецкурса: 1. Изучение специфики различных школ и направлений в русском и мировом литературоведении. 2. Осмысление факторов, формирующих разные подходы к анализу и интерпретации художественных фактов. 3. Определение приоритетных подходов к осмыслению художественного текста, сложившихся в современном литературоведении. 4. Углубление знаний магистрантов в области методики проведения научного исследования. 5. Активизация творческих способностей магистрантов. Межпредметные связи: для успешного изучения дисциплины необходимы знания по курсам: «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «История белорусской литературы», «Философия», «Культурология», «Эстетика». Общее количество часов – 20; аудиторное количество часов — 18, из них: лекции — 16, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) — 4. Форма отчётности — зачет (1 час) план
Содержание учебного материалаТема 1 Ситуация понятийной и терминологической полифонии в современной литературоведческой науке Современные дискуссии о разрушении целостности теоретико-литературной сферы. Причины и следствия возникновения разных языков литературоведческой науки. Проблема формирования индивидуальных понятийных и терминологических рядов в современном литературоведении. Тема 2 Проблема применения перспективных исследовательских стратегий в современном литературоведении Понятие школы и направления в литературоведении. Философская/мировоззренческая и научно-эстетическая платформа как необходимые условия для выделения самостоятельной школы/направления. Понятие метода в литературоведении. Проблема игнорирования необходимости факта профессиональной самоидентификации относительно школы/ направления в современном отечественном литературоведении. Специфика осуществления выбора в пользу школы/ направления на современном этапе развития литературоведения. Проблема формирования новых исследовательских стратегий. Тема 3 Семиотическая эпоха и литературоведение Понятие семиотической эпохи. Семиотика как научная дисциплина. Понятие знака в системе понятий семиотики. Знаки как инструмент познания и грань реальности, подлежащая изучению. Три аспекта знаковых систем. Типы знаков. Соотношение понятий «знак» и «образ». Сфера применения теории знаков (семиотика) в современном искусствоведении и литературоведении. Понятия «структуры» и «модели». Расхождения и точки соприкосновения между семиотически ориентированной и классической наукой о литературе. Тема 4 Структурализм: история и современное состояние Структурализм как метод гуманитарного исследования и как направление в литературоведении. Структурализм как метод обнаружения, объяснения, описания структур мышления, являющихся базовыми для развития культур (как древних, так и современных субкультур). Основные школы структурализма: французская (К. Леви-Строс, Р. Барт и др.), московская (В. Иванов, В. Топоров, Б. Успенский и др.), тартуская (Ю. Лотман, З. Минц, Б. Гаспаров и др.), школа Тарановского. Структурное исследование как установление правил перехода от инварианта к вариантам, от одних вариантов к другим. Нахождение механизма порождения текста как конечная задача структурного исследования. Структурализм на современном этапе: третье поколение тартусцев, молодой французкий структурализм, московская школа сегодня. Тема 5 Структурный анализ и его особенности на современном этапе Метод структурного анализа (этапы и операции): аксиоматизация (нахождение основания для деления текста на сегменты); диссоциация (деление текста на сегменты); ассоциация (нахождение связи между элементами структуры); идентификация (определение типа отношений между элементами структуры); интеграция (рассмотрение свей совокупности элементов структуры как единого целого). «Графические», «статистические», «математические» варианты современного структурного анализа. Понятие системного моделирования, его реализация в современном литературоведении. Тема 6 Постстуктурализм: история и современное состояние Постструктурализм как направление философской мысли, возникшее в конце 60-х – 70-е гг. XX в. во Франции и США. Работы Р. Барта, М. Фуко, Ж. Дерриды, Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, Ю. Кристевой и др. Философские категории постструктурализма: постмодернистская чувствительность, деконструкция, шизоанализ, ризома и др. Важнейший тезис постструктурализма - мир как текст. Эстетические приоритеты постструктурализма. Постструктурализм на современном этапе. Тема 7 Деконструкция и специфика ее применения к объекту научного исследования Метод деконструкции в исследовательской практике. Деконструкция как операция, применяемая к структуре для ее разложения на части «для транспортировки и сборки» в другом месте, что позволяет элементам освободившимся от диктата структуры проявить новые множественные значения. Работы Р. Барта, М. Фуко, Ж. Дерриды, Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, Ю. Кристевой и др. Проблема «недоверия» к результатам деконструкции со стороны классического литературоведения. «Метафорическая эссеистика» как одна из наиболее частотных исследовательских стратегий постструктурализма в современном литературоведении. Тема 8 Специфика проявления постмодернистских тенденций в новейшей литературе и проблема их научного описания Проблема квалификации постмодернизма в его современном состоянии (поздний постмодернизм, постпостмодернизм, новый постмодернизм и т.п.) Формирование новых тенденций в литературе постмодернизма: от тенденции к формированию филологического постмодернизма до тенденции возвращения к истокам. Современный постмодернизм и массовая культура. Новые горизонты деконструкции: «действующие модели», «метотексты» и т.п. Тема 9 Специфика проявления миметических тенденций в новейшей литературе и проблема их научного описания Место non fiction в пространстве современной литературы. Массовая культура и специфика мимесиса в данной сфере. Новые жанровые разновидности в формате миметического. Проблема выработки научного описания нового мимесиса и создание парадигмы миметического искусства на современном этапе. Тема 10 Теория литературы как футурология искусства Понятие футурологии в искусствоведении. Принципы создания футурологического прогноза относительно перспектив развития литературного процесса. Специфика исследования «запросов и вызовов времени». Учет внелитературных факторов при прогнозировании. Способы оценки состояния литературного процесса на современном этапе. Проблема анализа читательских приоритетов и предпочтений. Проблема использования метода поиска аналогий при создании футурологического прогноза. Информационно-методическая частьРекомендуемые формы контроля знаний
Рекомендуемые темы исследовательских проектов1. Создание индивидуального алгоритма использования метода той школы или направления, с которым обучающийся в магистратуре соотносит свою исследовательскую деятельность, и демонстрация применения этого метода к анализу/интерпретации интересующей его научной проблемы. 2. Создание футурологического прогноза относительно перспектив развития литературного процесса. Рекомендуемая литератураОсновная 1 Гиршман, М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа / М. М. Гиршман. – М.: Высш. шк., 1991. – 159 с. – (Б-ка преподавателя). 2 Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и преподавателей филолог. фак., учителей-словесников / А. Б. Есин. – М.: Флинта; Наука, 1998. – 248 с. 3 Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996. 4 Козлов А.С. Мифологическое направление в литературоведении США. - М., 1988. 5 Литературный энциклопедический словарь / [подгот. Е. И. Бонч-Бруевич и др.]; под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 750 с. 6 Литературная энциклопедия терминов и понятий / [под ред. А. Н. Николюкина; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по общ. наукам]. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1600 стб. 7 Нефедов Н.Т. История зарубежной критики и литературоведения. - М., 1984. 8 Новейший литературоведческий словарь-справочник для ученика и учителя / Н.В. Суслова, Т.Н. Усольцева. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 152 с. 9 Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник / [под ред. И. П. Ильина; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. общ. наук]. – М.: Интрада, 1996. – 319 с. 10 Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений : В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. 11 Тюпа, В. И. Художественный дискурс: Введение в теорию литературы / В. И. Тюпа. – Тверь: Изд-во ТвГУ, 2002. – 80 с. Дополнительная 1 Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер с. франц., сост., общ. ред. и вступит. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 615 с. 2 Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М. М. Бахтин. – М.: Худож. литература, 1975. – 502 с. 3 Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; [примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. – М.: Искусство, 1986. – 444 с. 4 Бушмин, А. С. Методологические вопросы литературоведческих исследований / А. С. Бушмин; Ин-т рус. литературы АН СССР. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1969. – 228 с. 5 Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; [вступ. ст. П. К. Горского; коммент. В. В. Мочаловой ]. – М.: Высш. шк., 1989. – 404 с. – (Классика литературной науки). 6 Виноградов, В. В. Проблемы содержания и формы литературного произведения / В. В. Виноградов. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 216 с. 7 Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов; АН СССР, Отд. лит. и яз. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 255 с. 8 Волков, И. Ф. Творческие методы и художественные системы. – 2-е изд., доп. / И. Ф. Волков. – М.: Искусство, 1989. – 253 с. 9 Гаспаров, М. Л. Избранные статьи / М. Л. Гаспаров. – М.: Новое литературное обозрение, 1995. – 477 с. – (Новое лит. обозр., Научн. прилож. Вып. II). 10 Жирмунский, В. М. Теория стиха / В. Жирмунский; [послесл. В. Е. Холшевникова]. – Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1975. – 664 с. 11 Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 384 с. – (Семиотические исследования по теории искусства). 12 Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю. М. Лотман; вступ. ст. М. Л. Гаспарова. – СПб.: Искусство-СПб., 1996. – 846 с. 13 Потебня, А. А. Теоретическая поэтика: / А. А. Потебня; [сост., авт. вступ. ст., коммент. А. Б. Муратов]. – М.: Высш. шк., 1990. – 342 с. – (Классика литературной науки). 14 Уэллек, Р., Уоррен, О. Теория литературы / Рене Уэллек, Остин Уоррен; вступ. ст. А. А. Аникста; [пер. с англ. Б. А. Гиленсона]. – М.: Прогресс, 1978. – 325 с. 15 Успенский, Б. Поэтика композиции / Б. Успенский. – СПб.: Азбука, 2000. – 352 с. Смотрите также: Учебная программа для специальности 1-21 80 11 Литературоведение 2010 Составитель
131.46kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-31 04 03 Физическая электроника 2010 Составитель
95.61kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1 03 04 02 02 Социальная педагогика. Практическая психология 2010 Составитель
196.72kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-24 01 01 Международное право 2011г. Составитель
144.71kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-53 01 02 Автоматизированные системы обработки информации 2010 Составитель
101.2kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-02 01 02-04 История. Английский язык. 2011 Составитель
1035.65kb.
5 стр.
Учебная программа для специальности 1 53 01 02 " Автоматизированные системы обработки информации" 2010 Составитель
142.38kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-31 03 01 Математика
156.39kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности: 1-40 01 01 Программное обеспечение информационных технологий 2010 г. Составитель
78.76kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности
194.15kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности
1691.31kb.
7 стр.
Учебная программа для специальности 1-02 03 06 Иностранные языки 1-02 03 06-02 Немецкий язык. Английский язык 114.3kb.
1 стр.
|