Главная
страница 1
Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/баз.


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ: творческая практика
Учебная программа для специальности

1–21 80 11 Литературоведение

2010


Составитель:

Н.В. Суслова — доцент кафедры русской и мировой литературы УО «ГГУ им. Ф. Скорины»,

кандидат филологических наук, доцент.




Рецензенты:

Т.П. Целехович — старший преподаватель кафедры общественно-гуманитарных наук УО «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат филологических наук;

И.Ф. Штейнер – заведующий кафедрой белорусской литературы УО «ГГУ им. Ф. Скорины», доктор филологических наук, профессор.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой русской и мировой литературы УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 200__);
Методическим советом филологического факультета

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 200__);

Ответственный за редакцию: Н.В. Суслова

Ответственный за выпуск: Н.В. Суслова

Пояснительная записка



Дисциплина специализации «Актуальные проблемы литературоведения: творческая практика» призвана формировать у магистрантов четкие представления о приоритетности профессионального подхода к исследованию литературных фактов. В литературоведении бытует целый ряд школ и направлений, каждое из которых формирует свою философскую и научно-эстетическую платформу, определяющую специфический метод исследования.

Так, в современном литературоведении ведутся исследования на базе представлений мифокритики, культурно-исторической школы, компаративистики, психологической школы, привлекательным остается и формальный метод, и наработки феноменологической школы, особую популярность снискали такие направления как структурализм, постструктурализм, психоаналитическое искусствоведение.


Целью спецкурса является ознакомление магистрантов с основными литературоведческими направлениями и школами в их современном состоянии, а также выработанными в их рамках научными методами исследования художественных фактов в том виде, который они обрели на современном этапе функционирования. Концепции, лежащие в основе школ и направлений в литературоведении, рассматривается как результат синтеза мировоззренческих и эстетических приоритетов их представителей, что определяет специфику используемого ими научного метода исследования.

Задачи спецкурса:

1. Изучение специфики различных школ и направлений в русском и мировом литературоведении.

2. Осмысление факторов, формирующих разные подходы к анализу и интерпретации художественных фактов.

3. Определение приоритетных подходов к осмыслению художественного текста, сложившихся в современном литературоведении.

4. Углубление знаний магистрантов в области методики проведения научного исследования.

5. Активизация творческих способностей магистрантов.

Межпредметные связи: для успешного изучения дисциплины необходимы знания по курсам: «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «История белорусской литературы», «Философия», «Культурология», «Эстетика».

Общее количество часов – 20; аудиторное количество часов — 18, из них: лекции — 16, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) — 4. Форма отчётности — зачет (1 час)

план




№ п/п

Название темы

Лекции

Практические

Семинары

Лабораторные занятия

СУРС

Всего

1.

Ситуация понятийной и терминологической полифонии в современной литературоведческой науке

2
















2.

Проблема применения перспективных исследовательских стратегий в современном литературоведении

2















3.

Семиотическая эпоха и литературоведение


2
















4.

Структурализм: история и современное состояние

2
















5.

Структурный анализ и его особенности на современном этапе












2




6.

Постстуктурализм: история и современное состояние

2















7.

Деконструкция и специфика ее применения к объекту научного исследования













2




8.

Специфика проявления постмодернистских тенденций в новейшей литературе и проблема их научного описания

2
















9.

Специфика проявления миметических тенденций в новейшей литературе и проблема их научного описания

2
















10.

Теория литературы как футурология искусства


2



















Итого

16










4

20



Содержание учебного материала


Тема 1 Ситуация понятийной и терминологической полифонии в современной литературоведческой науке

Современные дискуссии о разрушении целостности теоретико-литературной сферы. Причины и следствия возникновения разных языков литературоведческой науки. Проблема формирования индивидуальных понятийных и терминологических рядов в современном литературоведении.



Тема 2 Проблема применения перспективных исследовательских стратегий в современном литературоведении

Понятие школы и направления в литературоведении. Философская/мировоззренческая и научно-эстетическая платформа как необходимые условия для выделения самостоятельной школы/направления. Понятие метода в литературоведении. Проблема игнорирования необходимости факта профессиональной самоидентификации относительно школы/ направления в современном отечественном литературоведении. Специфика осуществления выбора в пользу школы/ направления на современном этапе развития литературоведения. Проблема формирования новых исследовательских стратегий.



Тема 3 Семиотическая эпоха и литературоведение

Понятие семиотической эпохи. Семиотика как научная дисциплина. Понятие знака в системе понятий семиотики. Знаки как инструмент познания и грань реальности, подлежащая изучению. Три аспекта знаковых систем. Типы знаков. Соотношение понятий «знак» и «образ». Сфера применения теории знаков (семиотика) в современном искусствоведении и литературоведении. Понятия «структуры» и «модели». Расхождения и точки соприкосновения между семиотически ориентированной и классической наукой о литературе.


Тема 4 Структурализм: история и современное состояние

Структурализм как метод гуманитарного исследования и как направление в литературоведении. Структурализм как метод обнаружения, объяснения, описания структур мышления, являющихся базовыми для развития культур (как древних, так и современных субкультур). Основные школы структурализма: французская (К. Леви-Строс, Р. Барт и др.), московская (В. Иванов, В. Топоров, Б. Успенский и др.), тартуская (Ю. Лотман, З. Минц, Б. Гаспаров и др.), школа Тарановского. Структурное исследование как установление правил перехода от инварианта к вариантам, от одних вариантов к другим. Нахождение механизма порождения текста как конечная задача структурного исследования. Структурализм на современном этапе: третье поколение тартусцев, молодой французкий структурализм, московская школа сегодня.


Тема 5 Структурный анализ и его особенности на современном этапе

Метод структурного анализа (этапы и операции): аксиоматизация (нахождение основания для деления текста на сегменты); диссоциация (деление текста на сегменты); ассоциация (нахождение связи между элементами структуры); идентификация (определение типа отношений между элементами структуры); интеграция (рассмотрение свей совокупности элементов структуры как единого целого). «Графические», «статистические», «математические» варианты современного структурного анализа. Понятие системного моделирования, его реализация в современном литературоведении.


Тема 6 Постстуктурализм: история и современное состояние

Постструктурализм как направление философской мысли, возникшее в конце 60-х – 70-е гг. XX в. во Франции и США. Работы Р. Барта, М. Фуко, Ж. Дерриды, Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, Ю. Кристевой и др. Философские категории постструктурализма: постмодернистская чувствительность, деконструкция, шизоанализ, ризома и др. Важнейший тезис постструктурализма - мир как текст. Эстетические приоритеты постструктурализма. Постструктурализм на современном этапе.


Тема 7 Деконструкция и специфика ее применения к объекту научного исследования

Метод деконструкции в исследовательской практике. Деконструкция как операция, применяемая к структуре для ее разложения на части «для транспортировки и сборки» в другом месте, что позволяет элементам освободившимся от диктата структуры проявить новые множественные значения. Работы Р. Барта, М. Фуко, Ж. Дерриды, Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, Ю. Кристевой и др. Проблема «недоверия» к результатам деконструкции со стороны классического литературоведения. «Метафорическая эссеистика» как одна из наиболее частотных исследовательских стратегий постструктурализма в современном литературоведении.


Тема 8 Специфика проявления постмодернистских тенденций в новейшей литературе и проблема их научного описания

Проблема квалификации постмодернизма в его современном состоянии (поздний постмодернизм, постпостмодернизм, новый постмодернизм и т.п.) Формирование новых тенденций в литературе постмодернизма: от тенденции к формированию филологического постмодернизма до тенденции возвращения к истокам. Современный постмодернизм и массовая культура. Новые горизонты деконструкции: «действующие модели», «метотексты» и т.п.


Тема 9 Специфика проявления миметических тенденций в новейшей литературе и проблема их научного описания

Место non fiction в пространстве современной литературы. Массовая культура и специфика мимесиса в данной сфере. Новые жанровые разновидности в формате миметического. Проблема выработки научного описания нового мимесиса и создание парадигмы миметического искусства на современном этапе.


Тема 10 Теория литературы как футурология искусства

Понятие футурологии в искусствоведении. Принципы создания футурологического прогноза относительно перспектив развития литературного процесса. Специфика исследования «запросов и вызовов времени». Учет внелитературных факторов при прогнозировании. Способы оценки состояния литературного процесса на современном этапе. Проблема анализа читательских приоритетов и предпочтений. Проблема использования метода поиска аналогий при создании футурологического прогноза.


Информационно-методическая часть



Рекомендуемые формы контроля знаний


  1. Исследовательские проекты

Рекомендуемые темы исследовательских проектов


1. Создание индивидуального алгоритма использования метода той школы или направления, с которым обучающийся в магистратуре соотносит свою исследовательскую деятельность, и демонстрация применения этого метода к анализу/интерпретации интересующей его научной проблемы.

2. Создание футурологического прогноза относительно перспектив развития литературного процесса.



Рекомендуемая литература



Основная

1 Гиршман, М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа / М. М. Гиршман. – М.: Высш. шк., 1991. – 159 с. – (Б-ка преподавателя).

2 Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и преподавателей филолог. фак., учителей-словесников / А. Б. Есин. – М.: Флинта; Наука, 1998. – 248 с.

3 Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.

4 Козлов А.С. Мифологическое направление в литературоведении США. - М., 1988.

5 Литературный энциклопедический словарь / [подгот. Е. И. Бонч-Бруевич и др.]; под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 750 с.

6 Литературная энциклопедия терминов и понятий / [под ред. А. Н. Николюкина; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по общ. наукам]. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1600 стб.

7 Нефедов Н.Т. История зарубежной критики и литературоведения. - М., 1984.

8 Новейший литературоведческий словарь-справочник для ученика и учителя / Н.В. Суслова, Т.Н. Усольцева. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 152 с.

9 Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник / [под ред. И. П. Ильина; Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. общ. наук]. – М.: Интрада, 1996. – 319 с.

10 Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений : В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

11 Тюпа, В. И. Художественный дискурс: Введение в теорию литературы / В. И. Тюпа. – Тверь: Изд-во ТвГУ, 2002. – 80 с.



Дополнительная

1 Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер с. франц., сост., общ. ред. и вступит. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 615 с.

2 Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М. М. Бахтин. – М.: Худож. литература, 1975. – 502 с.

3 Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; [примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. – М.: Искусство, 1986. – 444 с.

4 Бушмин, А. С. Методологические вопросы литературоведческих исследований / А. С. Бушмин; Ин-т рус. литературы АН СССР. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1969. – 228 с.

5 Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; [вступ. ст. П. К. Горского; коммент. В. В. Мочаловой ]. – М.: Высш. шк., 1989. – 404 с. – (Классика литературной науки).

6 Виноградов, В. В. Проблемы содержания и формы литературного произведения / В. В. Виноградов. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – 216 с.

7 Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов; АН СССР, Отд. лит. и яз. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 255 с.

8 Волков, И. Ф. Творческие методы и художественные системы. – 2-е изд., доп. / И. Ф. Волков. – М.: Искусство, 1989. – 253 с.

9 Гаспаров, М. Л. Избранные статьи / М. Л. Гаспаров. – М.: Новое литературное обозрение, 1995. – 477 с. – (Новое лит. обозр., Научн. прилож. Вып. II).

10 Жирмунский, В. М. Теория стиха / В. Жирмунский; [послесл. В. Е. Холшевникова]. – Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1975. – 664 с.

11 Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 384 с. – (Семиотические исследования по теории искусства).

12 Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю. М. Лотман; вступ. ст. М. Л. Гаспарова. – СПб.: Искусство-СПб., 1996. – 846 с.

13 Потебня, А. А. Теоретическая поэтика: / А. А. Потебня; [сост., авт. вступ. ст., коммент. А. Б. Муратов]. – М.: Высш. шк., 1990. – 342 с. – (Классика литературной науки).



14 Уэллек, Р., Уоррен, О. Теория литературы / Рене Уэллек, Остин Уоррен; вступ. ст. А. А. Аникста; [пер. с англ. Б. А. Гиленсона]. – М.: Прогресс, 1978. – 325 с.

15 Успенский, Б. Поэтика композиции / Б. Успенский. – СПб.: Азбука, 2000. – 352 с.


Смотрите также:
Учебная программа для специальности 1-21 80 11 Литературоведение 2010 Составитель
131.46kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-31 04 03 Физическая электроника 2010 Составитель
95.61kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1 03 04 02 02 Социальная педагогика. Практическая психология 2010 Составитель
196.72kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-24 01 01 Международное право 2011г. Составитель
144.71kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-53 01 02 Автоматизированные системы обработки информации 2010 Составитель
101.2kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-02 01 02-04 История. Английский язык. 2011 Составитель
1035.65kb.
5 стр.
Учебная программа для специальности 1 53 01 02 " Автоматизированные системы обработки информации" 2010 Составитель
142.38kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-31 03 01 Математика
156.39kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности: 1-40 01 01 Программное обеспечение информационных технологий 2010 г. Составитель
78.76kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности
194.15kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности
1691.31kb.
7 стр.
Учебная программа для специальности 1-02 03 06 Иностранные языки 1-02 03 06-02 Немецкий язык. Английский язык
114.3kb.
1 стр.