Главная
страница 1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ № 2025 ____________________

И.А. Малахова

«____» ________2012 г.




СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

____________________

Т.В. Пискунова

«____» ________2012 г.


РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

протокол № _______

«____» ________2012 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Классы: 4 В

Учитель: Чиж Е.В.

Количество часов – 34 ч (1 час в неделю)

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

МОСКВА

2012/13 учебный год



Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

 Особенности курса:

 1.      Для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально используется имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объясняется  смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводятся по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2.       Основной способ получения знаний — деятельностный подход. Важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

3.       Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность  дает возможность учащимся  использовать полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, плакаты и панно для оформления класса. Решение творческих продуктивных задач — главный способ осмысления мира.

4.      Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся или всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

 Основные цели курса:

 1.Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2.Воспитание в детях эстетического чувства.

3.Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4.Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5.Развитие воображения и зрительной памяти.

6.Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7.Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8.Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

 Основные задачи курса:

 1.      Расширение художественно-эстетического кругозора - знакомство с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией;

2.      Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;

3.      Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и              инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;

4.      Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики.

 Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. 

2.Личностные,  предметные и метапредметные результаты освоения курса изобразительного искусства в 4 классе.

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б)  воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в)  развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г)  формирование духовных и эстетических потребностей;

д)  овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е)  отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)  ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

г)  первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

д) получение представлений о некоторых формах художественной деятельности.



Метапредметные результаты.

     Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 4 классе является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

 - учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

         Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации;

  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

 - сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства;

          Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках изобразительного искусства в 4 классе:

- умение  пользоваться языком изобразительного искусства;

- умение слушать и понимать высказывания собеседников;

- умение договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им.

- умение  согласованно работать в группе: планировать, распределять, понимать общую цель проекта и выполнять свою роль в группе.

 3.Основное содержание курса.

 

В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения. Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.



Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. 

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Учебно-тематическое планирование курса делится на 4 темы по четвертям: «Искусство нашего народа» - 8 ч., «Искусство разных народов» - 8 ч., «Каждый народ – художник» - 10 ч., «Представление народа о духовной красоте человека» - 8 ч.

        Основной формой проведения занятий является урок: урок-творчество, урок-беседа, урок-путешествие. Данная рабочая программа, основанная на авторской программе Неменского Б.М., также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой. Художественная деятельность школьников на уроках имеет разные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме, декоративная и конструктивная работа, обсуждение работ товарищей, коллективное творчество и индивидуальная работа, изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).



4.Планируемые результаты обучения.

В результате изучения изобразительного искусства  в 4 классе ученик должен знать (понимать):

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

• известные центры народных художественных ремесел России;

• ведущие художественные музеи России.

 

В результате изучения изобразительного искусства в 4 классе  ученик должен уметь:



• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;

      • рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

      • разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

     •  работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

• дать оценку произведениям искусства (выражать собственное мнение) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

     • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

•узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах;

• приобретать навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой  художественной деятельности;

• анализировать произведения искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

    • взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.



5.Материально-техническое обеспечение.

Литература:

           1. Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас»

           2. Б. М. Неменский «Методическое пособие по изобразительному искусству» 4 класс.

           3. Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» 4 класс.

 

Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы по цветоведению, с изображением поэтапного рисунка орнамента и примерами основных элементов различных видов росписей художественных промыслов России; схемы изображения растений, деревьев, животных, птиц, фигуры человека в русском орнаменте.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, текстовый редактор, редактор создания презентаций, видеофильмы по видам декоративно - прикладного искусства и художественных промыслов  и архитектуры.

Модели и натурный фонд: вышитые полотенца, глиняные игрушки, предметы современных народных промыслов.

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По курсу «Изобразительное искусство» для 4 ого класса. Составлено на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации, начальные классы (1 – 4).



Учебник: «Изобразительное искусство» 4 класс, Автор Б.М.Неменский. Просвещение 2011 год.

урока

Дата

Тема урока

Цель урока

Результат

1 четверть (9 часов)

1.




Осенний вернисаж

Познакомить детей с красотой осеннего пейзажа; учить рисовать по памяти и представлению; развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус.

Уч-ся должны учиться умению работать с гуашью и акварелью.

2.




Пейзаж родной земли

Познакомить детей с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; учить передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки.

Уч-ся должны учиться определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве, рисовать по памяти.

3.




Гармония жилья с природой

Познакомить уч-ся с образом традиционного русского дома – избы; рассмотреть конструкцию избы и назначение ее частей, ее украшения; воспитывать у детей интерес к искусству.

Уч-ся должны раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой.

4.




Деревня - деревянный мир

Познакомить уч-ся с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.

Уч-ся должны учиться определять средства художественной выразительности, используемые в своих работах.

5.




Образ русского человека (женский образ)

Познакомить уч-ся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин; показать роль искусствам в понимании красоты русской женщины; учиться определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве.

Уч-ся должны учиться показать отражение пропорций и мимики лица в портрете, творческую фантазию.

6.




Образ русского человека (мужской образ)

Познакомить уч-ся с изображением образа русского богатыря в живописи; дать представление о вооружении древнерусского воина; развивать умения определять средства художественной выразительности; воспитывать у детей интерес к живописи.

Уч-ся должны совершенствовать навыки работы с гуашью, последовательность операций при выполнении работы.

7.




Воспевание труда в искусстве

Познакомить уч-ся с изображением красоты труда в произведениях ИЗО и народного фольклора; дать представление о труде крестьян в Древней Руси и об орудиях труда; учить определять средства выразительности в живописи.

Уч-ся должны совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности.

8.




Народные праздники

Дать представление о языческих богах древних славян; познакомить с народными праздниками, обычаями; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к традициям русского народа.

Продолжать совершенствовать навыки изображения людей в движении.

9.




Ярмарка. Обобщение по теме «историки родного искусства»

Дать представления о проведении ярмарки; познакомить с обычаями в проведении ярмарки; обобщить знания уч-ся по теме: «Историки родного искусства»; укреплять меж предметные связи.

Уч-ся должны учиться подбирать художественные приемы для изображения задуманного.
















10.




Древнерусский город крепость

Рассказать Уч-ся об архитектуре города-крепости; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать любовь к родному краю.

Уч-ся рисуя должны учиться определять пропорции крепостной башни.

11.




Древние соборы

Познакомить уч-ся с историей создания соборов Москвы; дать представление об особенностях архитектуры древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим.

Уч-ся должны освоить особенности архитектуры, учиться рисовать по памяти.

12.




Древний город и его жители

Познакомить уч-ся с организацией внутреннего пространства города; рассмотреть характер жилых построек; учить выделять средства художественной выразительности в произведениях живописи; развивать композиционное мышление.

Совершенствовать навык рисовать по памяти и представлению.

13.




Древнерусские воины – защитники

Дать представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); повторить знания о вооружении древнерусских воинов-защитников воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

Уч-ся должны развивать навыки изображения человека, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие.

14.




Города русской земли

Дать представление об исторической архитектуре и памятниках древне русских городов; познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей; воспитывать художественный вкус.

Уч-ся должны развивать навыки графики, композиционного мышления.

15.




Узорочье теремов

Познакомить уч-ся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); развивать творчество, композиционное мышление.

Уч-ся должны учиться выражать настроение в живописи.

16.




Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение

Обобщить знания уч-ся о роли постройки, украшения и изображения в создании образа древне русского города; познакомить уч-ся с праздничными одеждами бояр, купцов; показать стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.

Развивать у уч-ся изобразительные навыки, творчество, композиционное мышление.

3 четверть ( 10 часов)

17.




Образ японских построек

Дать представление о характере архитектуры в Японии; познакомить с традиционным японским праздником «Цветение вишни-сакуры»; воспитывать интерес к культуре, искусству других народов.

Уч-ся должны развивать воображение, творчество; совершенствовать изобразительные навыки.

18.




Отношение к красоте природы в японской культуре

Дать представление о характере образа японской природы; показать различия образов японского и русского пейзажей; развивать воображение, творчество, навыки работы с акварелью; воспитывать трудолюбие.

Уч-ся должны усвоить классическую пейзажную живопись Японии, которая выражает величие природы.

19.




Образ человека, характер одежды в японской культуре

Познакомить с изображением японской женщины, с японским национальным костюмом; учить выделять средства художественной выразительности в живописи; развивать композиционное мышление, творчество, воображение.

Уч-ся должны развивать умения работы с акварелью, воспитывать уважение к культуре другого народа.

20.




Искусство народов степей

Показать разнообразие природу нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях; дать представление о поселениях в горах; развивать творчество и графические навыки; воспитывать уважение к культуре других народов.

Уч-ся должны учиться соблюдать пропорции в изображении человека, животных и жилья.

21.




Образ художественной культуры средней Азии

Дать представление о памятниках архитектуры Средней Азии; познакомить с декором старинных мечетей, минаретов; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности.

Уч-ся должны продолжать учиться рисовать по памяти и воображению.

22.




Образ красоты древнегреческого человека

Дать представление о древнегреческом образе прекрасного человека; познакомить уч-ся с древнегреческими скульптурами и искусством греческой вазописи; развивать художественно эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры.

Уч-ся должны учиться развивать навыки изображения человека в движении.

23




Древнегреческая архитектура

Дать представление о характере древнегреческой архитектуры; познакомить с понятием «ордер» в архитектуре; рассмотреть виды древнегреческих ордеров; развивать эстетическое, эмоциональное воображение; воспитывать интерес к культуре Древней Греции.

Уч-ся должны совершенствовать конструктивный и изобразительный навык.

24




Олимпийские игры в древней Греции

Дать представление о Олимпийских игр в Древней Греции; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Уч-ся должны совершенствовать изобразительный навык и глазомер.

25.




Средневековая архитектура Европы

Дать представление об образе готических городов средневековой Европы; познакомить уч-ся с образом готического храма и его декором; воспитывать интерес к архитектуре.

Уч-ся должны учиться изображать постройки, соблюдая их пропорции.

26.




Средневековые готические костюмы

Дать представление о сословных разделениях людей, о ремесленных цехах; познакомить с образом средневекового готического костюма; показать стилистическое единств: средневековой архитектуры и средневекового костюма; развивать композиционное мышлени.

Уч-ся должны совершенствовать навыки изображения людей;

4 четверть ( 8 часов)

27.




Обобщение по теме каждый народ художник

Обобщить знания по теме четверти; показать стилистическое единство образа природы, образа архитектуры и образа человека в каждой культуре; развивать эстетическое, эмоциональное воображение, творчество; прививать интерес к культуре разных народов.

Уч-ся должны сделать общие выводы по предыдущей теме.

28.




Все народы воспевают материнство

Дать представление, о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствовать навыки и умение в изображении человека; воспитывать уважение к женщине, к матери.

Уч-ся должны развивать навык рисования по представлению.

29.




Все народы воспевают мудрость старости

Дать представление о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни; учить выделять средства художественной выразительности; развивать воображение, творчество и композиционное мышление; воспитывать любовь и уважение к пожилым людям.


Уч-ся должны совершенствовать навыки рисования по представлению, навыки изображения человека.

30.




Сопереживание великая тема искусства

Показать учащимся, как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю; познакомить учащихся с работами В. Перова и Рембрандта; совершенствовать изобразительные навыки; развивать композиционное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому.

Уч-ся должны учиться определять средства художественной выразительности.

31.





Герои борцы и защитники

Расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; осуществлять меж предметные связи; воспитывать патриотизм.

Уч-ся должны совершенствовать графические навыки.

32.







Познакомить с творчеством Микеланд-жело; раскрыть роль искусства в воспевании мужества и героизма; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру; воспитывать любовь к Родине.

Развивать у уч-ся умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое.

33.




Юность и надежды

Дать представление об изображении в искусстве разных народов радости детства; познакомить с творчеством некоторых художников и их произведениях о детях; развивать композиционное мышление, творчество и воображение; укреплять меж предметные связи; прививать аккуратность.

Продолжить формирование у уч-ся навыков изображения людей.

34.




Искусство народов мира. Обобщение

Подвести итоги учебно-воспитательной работы за год; создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний детей; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства.

Уч-ся должны развивать познавательные потребности, творчество и воображение.


Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования
199.14kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 1-4 классе на 2011 2015 учебный год
1087.35kb.
5 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-9 классы
1327.41kb.
6 стр.
Примерная программа по литературе Разработана учителем русского языка и литературы Приваловой Т. Н. Рабочая программа по литературе, 5 класс
168.08kb.
1 стр.
Рабочая программа по английскому языку начальное общее образование классы: 3 А,б учитель : Понамаренко Н. И
409.63kb.
1 стр.
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету
1817.42kb.
7 стр.
Рабочая программа «Начальная школа ХХI века»
2438.2kb.
9 стр.
Рабочая программа по немецкомуя зыку (II-IV классы) создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
171.32kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В
312.58kb.
4 стр.
Рабочая программа по мхк основного общего образования 8 класс Количество часов: 35(1ч в неделю) Уровень: базовый
203.02kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» (Азбука) для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Обучение ведётся
339.19kb.
2 стр.
Рабочая программа по литературе 6, 7, 8,9 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Разработчик : Чуркина Г. М
846.83kb.
5 стр.