Главная
страница 1


Содержание



Введение 2

1. История психологии: предмет и этапы становления 4

1.1. Предмет истории психологии 4

1.2. Этапы становления истории психологии 6

2. Концептуальные подходы и методы исследования в истории психологии 13

2.1. Методы исследования в истории психологии 13

2.2. Концептуальные подходы 20

Заключение 28

Список использованной литературы 29

1.Анохина Н.В. История психологии. - М.: изд-во "Окей-книга", 2008 г. - 358 с. 29

2.Векилова С.А. История психологии. - М. : ACT; СПб.: Сова, 2009 г. - 156 с. 29

3.Гальперин П.Я., Ждан А.И. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.).- 2-е изд. - М: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 364 с.  29

8.Левченко Е.В. К истокам психологии. - Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (24 апреля 2012 г.). - Перьмь. ПГНИУ. 2012. – 190 с. 29

9.Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2009 г. - 576 с. 29

11.Кольцова В.А, Олейник Ю.Н. Учебное пособие по истории психологии. - М.: 2009 г. - 220 с. 30

12.Константинов В.В. История психологии. Учебное пособие. - Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010. - 144 с. 30

13.Кочеткова Т.Н. Взгляд К.Д. Кавелина на развитие психологии. - Социально-гуманитарный вестник Юга России. - № 11(19). - 2011. - С. 85-93. 30

14.Лихи Т. История современной психологии. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008 г. - 448 с. 30

15.Лучинин А.С. История психологии: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с. 30

16.Малашкина М. Популярная история психологии. - М.: Вече, 2012. — 480 с. 30

17.Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 544 с. 30

19.Морозов А.В. История психологии. Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект: Фонд «мир», 2010. - 288 с.  30

21.Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - 590 с. 30

25.Хант Мортон. История психологии. Пер. с англ. А.В. Александровой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 863 с. 31

26.Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. - Издательство "Евразия", Санкт-Петербург, 2012 - 533 с. 31

27.Якунин В.А. История психологии. - С.- П.: 2008. - 376с. 31




Введение



Актуальность темы исследования. В современной познавательной ситуации приметой времени становятся междисциплинарные исследования, совершающиеся на стыке наук, например психологии и истории. Однако взаимный интерес этих дисциплин имеет давнюю традицию. Психология и история пересекаются в различных познавательных плоскостях. Как история психологии: как и всякая наука, психология имеет собственную историю и для продвижения вперед должна время от времени осмысливать пройденный путь.

И психология, и история относятся к сфере наук о человеке. Проблема изучения человека в мире, личности в истории выступает основанием, сближающим между собой психологию и исторические науки.

История психологии как наука имеет свои этапы развития, свои методы изучения. В последние годы наблюдается явное оживление интереса к методологическим вопросам психологической науки и практики. Выходят многочисленные научные публикации, посвященные анализу методологических проблем психологии, издаются учебные пособия по методологической проблематике.

История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека.

Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Объектом настоящей работы является понятие и предмет истории психологии.

Предметом - методы исследования, применяемые в истории психологии.

Цель исследования - изучить методы и концептуальные подходы истории психологии.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить предмет истории психологии;

- описать этапы становления истории психологии;

- изучить методы исследования в истории психологии;

- описать концептуальные подходы в истории психологии.

Структура настоящего исследования соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

1. История психологии: предмет и этапы становления




1.1. Предмет истории психологии

Истории психологии присуще все существующие в настоящее время признаки науки.

Объектом данной науки является психологическое знание.

Предметом являются тенденции и закономерности процесса развития психологического знания.

Истории психологии присущ отличный от иных наук язык, который выражается в системе понятий и категорий, к примеру, становление, генезис психологических идей, эволюция, становление и пр.

Робинсон Д.Н. отмечал, что категории и понятия самой психологии и истории психологии во многом пересекаются, невозможно их существование друг без друга. Это является свидетельством их прочной связи, поскольку изучение сознания и психики невозможно без исторического анализа данной проблематики. 1

Задачей рассматриваемой науки является описание и воссоздание истории развития научной мысли, анализ появления и развития науки о психике человека, что дает связную и полную картину их развития.

По мнению Лихи Т. история психологии - специальная область исследования, изучающая движение психологии на протяжении всего пути ее исторического развития. В данную область входит:

- понимание существующих направлений и теорий психологии, современной ситуации в науке;

- определение новых теорий и точек зрения на основе традиционных мнений и прошлых достижений.2

История психологии изучает не саму психическую реальность, а представления о таковой. Ее задача, как отмечалось, - воссоздание истории развития психологической мысли, появления и развития науки о психике.

По мнению Ждана А.Н. предмет истории психологии - это изучение становления конкретных представлений о психике на разных этапах развития научного знания. История психологии является отдельной, особой и независимой областью знаний, поэтому она, как и любая наука, имеет свой предмет. История психологии существовала и развивалась в разных странах в разные времена. Она описывает законы и факты, которые были открыты человеком.3

Векилова С.А. отмечала, что любая научная деятельность имеет свою систему, которая состоит из трех аспектов:

1. Изучение и рассмотрение души. В рассматриваемом случае душа является тем основным принципом, который объясняет все происходящее с людьми;

2. Изучение и рассмотрение сознания человека. Сознанию в данном контексте присущи две функции: оно является объектом изучения и выступает так же как объяснительный принцип;

3. Изучение и рассмотрение поведения человека. Поведение называют новым, последним предметов всей психологической науки. Современная наука определяет тесную связь поведения и сознания человека, а так же с его деятельностью.4

Согласно мнению Кольцова В.А, Олейник Ю.Н. в предмет истории психологии входит:

- анализ появления и развития научного знания о психике с точки зрения научного подхода изучения представлений о психике живых существ на всех этапах эволюции;

- анализ междисциплинарных связей между историей психологии и иными существующими науками;

- появление знаний о социальных, культурных и идеологический влияниях;

- анализ, изучение и развитие роли личности в процессе становления науки.5

Таким образом, предмет истории психологии – это непосредственная деятельность людей, занимающихся познанием и развитием психического мира. Данная деятельность осуществляется в системе следующих координат: социальной, когнитивной и личностной.



1.2. Этапы становления истории психологии

В качестве научных признаков науки у истории психологии можно выделить общие, особенные и частные закономерности. К общим закономерностям, присущим всему процессу развития психологического знания, следует отнести: дифференциацию психологического знания и его поступательное развитие; противодействие материалистических и идеалистических направлений в рамках психологических учений; зависимость эволюции психологического знания от экономических факторов, социально-политических условий, уровня и образа жизни народов и наций, состояния их культуры, естественнонаучных открытий, развитости рациональных и эмпирических средств познания психических явлений и сознания, личностного фактора и т.д.

Малашкина М. выделяла особенные закономерности истории психологии, то ест закономерности, которые присущи отдельным регионам или эпохам. Они являются характеристикой развития научной мысли в определенных странах и периодах, например, в Германии или Франции в 20 веке.

История психологии берет свое начало далеко в древности. Первые научные представления возникли еще в шестом веке до нашей эры. 6

Вся история психологии делится на два больших периода.

Первый период предполагал развитие психологического знания в рамках науки философии и иных наук. Во втором периоде психология развивается как самостоятельная наука. По времени первый период охватывает почти 2,5 тысячи лет, второй период - немногим больше столетия.

Марцинковская Т.Д. отмечала, что согласно временному фактору можно различать историю психологии 17 века, 18 века и так далее. Можно так же выделить этапы развития мировой и отечественной психологии. При этом историю развития российской психологической мысли рассматривают как составляющее мировой истории развития психологии.

Само определении психологии как науки о душе существует уже более 20 веков. В 20 веке происходило очень быстрое изменение взглядов и мнений относительно предмета психологии. Некоторые из них существовали совеем недолго, не более 20 лет. 7

Психология прошла несколько этапов развития.

1. Донаучный период, который оканчивается в 7-6 в. до н.э., то есть еще до начала объективных исследований в области психологии, изучения психики, ее функций и содержания. В указанный период все представления о психике и о душе были основаны на легендах и мифах, религиозных верованиях, сказках, которые связывали душу человека с определенными животными - тотемами.

2. Второй период развития психологической науки начинается на рубеже 7-6 веков до н.э. В этот период психология развивается в рамках философии, поэтому данный период называют философским. Его длительность определяется довольно условно. Предполагают, что данный период длится до появления самой первой психологической школы - ассоцианизма, и появления психологической терминологии, которая отличалась от существующей философской и терминологии естествознания.

При этом иногда появление психологии как самостоятельной науки связывается с началом развития экспериментальной психологии, основателем которой является В. Вундт.

По мнению Х. Мортона психология как самостоятельная наука выделилась намного раньше, после осознания независимости ее предмета и положения в системе иных наук. Она являлась и естественной и гуманитарной наукой одновременно, изучала внешние и внутренние проявления психики человека. 8

Самостоятельный характер психологии как науки был отмечен с появлением ее в институтах как изучаемой дисциплины в 18-19 веках. Поэтому правильным является утверждение о том, что психология как наука появилась именно в этот период.

По мнению Шульц Д. и Шульц С. период существования науки психологии как самостоятельной дисциплины значительно короче, чем ее существование в рамках иных наук, в том числе и философии. 9

В процессе своего развития психология претерпевала множественные изменения, многие из них являются существенными.

Изменениям подвергался и ее предмет, и содержание психологических исследований, а так же ее взаимоотношения с иными науками. Длительное время предмет психологии как науки составляла душа человека, но на протяжении периодов ее развития в понятие души вкладывались различные содержания.

Как отмечает Лучинин А.С., в античные времена душа считалась первоосновой тела, основой мира, являлась составляющим всего сущего. Главным назначением души считалось придание материальному телу активности, поскольку в те времена ученые-психологи считали, что тело само по себе является инертной массой, которой движет именно душа.10

Считалось, что душа так же руководит активностью человека, то есть определяет его поступки. Со временем функцией души стало называться познание, а к исследованиям активности прибавились и исследования этапов познания. Со временем исследования познания стали одной из важнейших проблем психологии как науки.

По мнению Кочетковой Т.Н. в средневековье душа изучалась в первую очередь богословием, что в значительной степени снижало возможность ее познания с научной точки зрения. Формально предмет психологии как науки не изменился, но фактически в область изучения психологии входило изучение особенностей различной активности тела, изучение особенностей процесса познания, в первую очередь, чувственного познания. 11

Волевые моменты в поведении, его регулятивная функция, логическое мышление считались прерогативой воли божьей, а не самой материальной души человека.

В последующем психология как наука была избавлена от влияния богословия. Наука становилась более объективной, не сакральной, рациональной, то есть стала основываться на доказательствах и разуме, а не на верованиях.

По мнению Климова Е. А. и Носковой О. Г. Проблема определения предмета психологии снова становится актуальной. В этот период еще невозможно было отказаться от божественного подхода к определению души. Поэтому психология как наука поменяла свой предмет и стала наукой о сознании человека, о его содержании и особенностях его формирования. Это и стало причинной отделения предмета психологии от предмета богословия при исследовании понятия и функций человеческой души. 12

По мнению Левченко Е.В. этот переход стал причиной того, что к 18 веку предметом психологии как науки стали процессы познания, а эмоциональные процессы, поведение человека, личность и ее развитие в предмет данной науки не вошли. такой поворот в начале произвел положительный эффект, поскольку психология получила возможность избавиться от влияния на нее богословия, стать объективной а в последующем и экспериментальной наукой. Этот факт так же стал причиной выделения психологии как самостоятельной науки, отграничения ее предмета от предмета философии. Но, рассматриваемый подход был так же препятствием к дальнейшему развитию психологии, поэтому в последующем он был пересмотрен. 13

С развитием биологии, психология окончательно отделилась от философии, идентифицировала себя как естественная наука, а так же расширила свой предмет. Теперь в предмет психологии так же стало входить и поведение человека, и эмоциональные процессы.

Гальперин П.Я., Ждан А.И. отмечают, что важным этапом развития психологической науки явилось время создания экспериментальной лаборатории В. Вундтом. Именно этот ученый сделан психологию самостоятельной экспериментальной наукой. Но подходы, которые использовал в своей работе этот ученый для построения модели психологии, со временем не мог объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть применен для изучения личностной структуры, эмоций и переживаний, творческой активности людей.14

Ограниченно могли применяться и те тесты и эксперименты, которые существовали в начале 20 века.

Это стало причиной начала поисков учеными нового предмета психологии, новых методов исследований психики человека. В это время появились первые школы: функционализм, структурализм, Вюрцбургская школа, но просуществовали они недолго.

Тем не менее они показали, что среди ученых-психологов уже нет однородного мнения о том, как и что должна изучать психология как наука. Так было положено начало нового периода развития психологии - периода методологического кризиса.

Тот факт, что в этот период отсутствовала возможность прийти к единой точке зрения, стал причинно разделения психологии в 10-30-х годах 20 века на несколько самостоятельных отраслей, каждая из которых получила свой предмет и методы исследования. При этом все направления исследовали психику, но с различных ракурсов. Так, в психологии появляются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая, или понимающая, психология.

Кочеткова Т.Н. Взгляд К.Д. пишут, что во второй половине XX в. возникают новые школы и направления - гуманистическая психология, генетическая психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е годы. 15

Таким образом видим, что в середине 20 века начался новый, современный этап развития психологии, которому характерна тенденция к объединению существующих школ.



2. Концептуальные подходы и методы исследования в истории психологии




2.1. Методы исследования в истории психологии

Методом называют способ решения исследовательских задач, совокупность теоретических положений.

По мнению Ждана А.Н. в истории психологии, как и в любой другой науке существуют собственные методы исследования.

1. Синхроничные методы исследования. Таковыми являются:

- дескриптивный метод, который предполагает описание определенных периодов развития психологии в целом либо отдельных ее направлений на конкретном историческом периоде.

- сопоставительный метод предполагает проведение анализа научных подходов, направлений, проблем, которые существуют параллельно в одном и том же временном промежутке.

- метод логико-научного анализа в русле определенного теоретического подхода. Данный метод заключается в осмыслении исторических фактов в терминах и понятиях, которые присущи конкретному научному направлению, выделении и рассмотрении вопросов и проблем, которые могут исследоваться в каждом конкретном направлении. 16

Диахноничные методы. Морозов А.В. к ним относит:

- историко-генетический метод. данный метод заключается в проведении обзора развития понятия, проблемы, вопроса от его появления до определенной даты, которая фиксируется исследователем.

- сравнительно-исторический метод заключается в сравнении различных периодов развития определенной проблемы, понятия, категории и пр.17

Бихроничные методы, к которым Марцинковская Т.Д. относит:

- биографический метод. Этот метод становится синхроничным в том случае, когда проводится исследование конкретного этапа научной деятельности определенного ученого. Если проводится анализ всего исторического пути развития определенной проблемы, то данный метод является диахроничным.

- кросскультурный метод. Он может использоваться в качестве синхроничного и диахроничного.

- метод психолого-исторической реконструкции. Этот метод заключается в получении данных о психике людей прошлых эпох, изучение психологических и социальных характеристик общества, которые существовали в определенные временные периоды. В зависимости от поставленных перед исследователем задач он может быть как синхроничным, так и диахроничным.

- социокультурный метод - рассмотрение определенного вопроса в социальном и культурном контекстах. Применяется как вспомогательный. Может иметь как синхроничный, так и диахроничный характер.18

Во вторую группу методов истории психологии входят организационные методы, которые предполагают стратегическую направленность всего исследования либо предполагают систематизацию всего материала.

По мнению Робинсона Д.Н. к ним относятся структурный, комплексный, системный методы.

1. Структурный метод предполагает выявление структуры изучаемого явления, объекта. Структура представляет собой совокупность определенных устойчивых связей всех его составляющих компонентов, которые обеспечивают целостность объекта и его отличие от прочих объектов.

Структурный метод может основываться на структурно-интегративной методологии, ориентированной на выявление сути целостности психологического феномена, исходя из принципа субаддитивности ("целое меньше своих частей"), дополняющего принцип супераддитивности ("целое больше своих частей"). Использование принципа субаддитивности позволяет подчеркнуть важность специального исследования структурного уровня, означая, что целое в той или иной мере является зависимым от природы частей, а также от характера их взаимосвязи.

При всем этом должны учитываться те условия, при которых совокупность всех компонентов предшествует целому, а сами компоненты имеют некоторые особенности, которые обуславливают ограничения проявления и функционирования свойств всего целого. Таким образом, при использовании структурного метода на первый план выдвигается анализ особенностей внутренней структуры объекта, которые определяют его свойства.

2. Комплексный метод. Он применяется в истории психологии для междисциплинарного исследования определенного объекта, явления. Комплексные исследования необходимы в том случае, когда имеется общность объекта исследования, которым является человек. Теоретическая основа современной психологической науки наиболее приспособлена для накопления и обобщения знаний о человеке, поскольку кроме решения своих задач она включает связи с иными областями наук о человеке. 19

Ждан А.Н. в комплексном методе выделяет три части:

- основные условия и факторы, определяющие развитие человека: политические, социальные, экономические, правовые педагогические, абиотические и биотические факторы среды обитания.

- основные характеристики человеческого развития.

- основные составляющие целостной человеческой структуры, которые складываются в процессе его развития, а так же связи между этими компонентами, реакции человека на различные внешние воздействия.20

Хант Мортон считает, что для историко-психологического исследования, которое относится к классу междисциплинарных, комплексный подход является базовым, поскольку отражает всю суть такого исследования.21

3. Системный метод. Этот метод вытекает из системного подхода, который распространен в психологии. В системном подходе существуют свои принципы:

1. многоаспектность изучения психологического феномена, рассмотрения определенного явления или предмета:

- как целостной системы, которая имеет свои закономерности;

- как части определенной системы, законам которой подчиняется изучаемое явление;

- как части микросистем, законам которых изучаемое явление так же подчиняется;

- в разрезе его внешних взаимодействий, то есть в совокупности с условиями его существования в рамках жизни человека.

По мнению Ждана А.Н., те данные, которые получаются в результате изучения каждого из указанных выше направлений, дополняют друг друга, а их сочетание создает объективную картину психики и ее интеграции.

2. Многоплановость психических явлений, то есть отсутствие возможности понять изучаемое явление, рассматривая его только в одной плоскости, только с одной стороны.

3. Многоуровневость и иерархичность системы психических явлений, включающей подсистемы, которые обладают различными функциональными качествами. Выделяются три основные взаимосвязанные подсистемы: когнитивная, реализующая функцию познания; регулятивная, направленная на регуляцию деятельности и поведения; коммуникативная, формирующаяся и реализующаяся в процессе общения. В данных подсистемах также вычленяются различные уровни и т. д. Подобный принцип не только касается системы психических явлений, но и распространяется на отдельные психические процессы и состояния.

4. Разнопорядковость психических свойств человека. Подчеркивается необходимость разработки единой концепции, раскрывающей систему психологических свойств различного порядка, основания каждого из них и их соотношения.

5. Детерминистское понимание психических явлений, предполагающее изучение развития явлений, в процессе которого возникают качественно новые свойства. При этом учитываются и детерминация развития, и развитие детерминации.22

По мнению Шульц Д., Шульц С., системный взгляд на детерминацию психики и поведения человека заключается в следующем:

- возможность возникновения и существования любого психического явления определяется различными обстоятельствами, которые могут выполнять функции причины, следствия, внешних и внутренних факторов, условий предпосылок и опосредствующих звеньев;

- указанные типы детерминант тесно взаимосвязаны, образуя систему;

- соотношение между детерминантами подвижно; то, что в одних случаях выступает в роли предпосылки, в других - может оказаться причиной, фактором или опосредствующим звеном; конкретный состав и структура системной детерминации зависят от текущих обстоятельств жизни человека;

- движение или смена детерминант носят закономерный характер и являются необходимым условием развития субъекта;

- включаясь в систему объективных связей и отношений действительности, то или иное психическое явление само выступает в роли важнейшей детерминанты жизненных процессов, как природных, так и социальных.23

6. Рассмотрение явлений в их развитии. Ни целостность, ни дифференцированность системы не могут быть поняты вне анализа ее развития. Психическое возникает, существует и изменяется в процессе реального развития той системы, свойством которой оно является.

Векилова С.А. считает, что развитие представлено диалектически как преемственность и появление нового, тождество и различие, стабильность и изменчивость, прерывность и непрерывность, количественные и качественные изменения. Развитие системы рассматривается включенным в необходимые взаимосвязи с другими системами и выступает как полисистемный процесс. Итак, процесс развития человека и его психики как системных образований детерминируется многими факторами, причинами и условиями, отражающими взаимосвязь с другими системами. Поэтому, с одной стороны, необходимо установление стабилизирующей детерминации - выявление комбинации внешних и внутренних детерминант, обусловливающей устойчивость и определенную автономность развивающейся системы. С другой стороны, важно учитывать, что в процессе развития происходит смена детерминант, и те из них, которые играли второстепенную роль на одних стадиях развития, могут стать ведущими на других его этапах. Это означает, что процесс психического развития не может определяться одной- единственной детерминантой.24

Главное, что несет системный подход психологии, - это максимально широкий и, вместе с тем, дифференцированный взгляд на изучаемые явления, возможность разработки конкретной логики взаимопереходов и взаимовключений, а также конструирование интегративного знания, которое не только глубоко отражает сущность изучаемых явлений, но и наиболее приспособлено для решения практических задач.

По мнению Морозова А.В. для исследований в области истории психологии применение системного метода означает включение изучаемого объекта во множество связей и отношений, представляющих системные образования, обладающие сложной разноуровневой организацией, сохраняющие целостность в процессе их развертывания во времени. 25

По мнению Ждана А.Н. возможны следующие пути реализации системного подхода в конкретном психологическом исследовании.

1. Исходное применение в исследовании принципа системности, т.е. рассмотрение изучаемого объекта в качестве развивающегося системного образования. Здесь системная методология развертывается как бы изнутри, постепенно обрастая эмпирическим материалом и формируя соответствующую системную теорию.

2. Использование принципов системного подхода на завершающей стадии научной работы в целях создания прочной основы для интерпретации собранных данных. Системная шкала здесь как бы накладывается на конкретный материал, организуя и упорядочивая его извне. Подобная процедура позволяет дать классификацию изучаемых явлений и структурировать первично получаемые знания.26

Особенность историко-психологического анализа состоит в неизбежном синтезе методов исследования для получения объективной картины научного знания.

2.2. Концептуальные подходы

Одним из важнейших вопросов, определяющих развитие психологической науки, является ее методологический фундамент.

Согласно мнению Ждана А.Н. выделяются подходы: бихевиористский, когнитивный, психоаналитический, гуманистический и др. При этом как в зарубежной, так и отечественной психологии подчеркивается существование строго научного метода, заимствованного у естественных наук и получившего методологическое обоснование в середине XIX века у О. Конта в его концепции развития человеческого знания. 27

Ряд профессиональных историков (представители "исторической школы"), поддавшись влиянию позитивизма, попытались превратить "эмпирическую историю" в истинную "позитивную" науку, считая, что их задачей является описание событий именно так, "как они происходили". Исторические источники играли для них роль опытных данных по аналогии с позитивистской моделью исследований в естествознании. Констатируя своеобразие разных культур и исторических эпох, они заняли позиции исторического релятивизма.

Релятивистская линия получила обоснование в развиваемом этими исследователями ваританте методологического принципа историзма, применение которого ставит под сомнение общезначимость результатов исследования и саму научность подхода, выдвигаемого ими в качестве главной цели историко-гуманитарного знания.

Представителям "исторической школы" противостояли адепты неокантианского философского направления В. Виндельбанд , Г. Риккерт и др., которые стремились превратить историю в теоретическую науку, свободную от излишнего эмпиризма и релятивизма, приступив к разработке вопросов методологии исторической науки. Она должна была отражать, с одной стороны, специфику, присущую истории, с другой - учитывать важность фактологии, что является общим требованием научного познания и роднит историю с другими науками.

Так, Виндельбанд, анализируя особенности естественнонаучного подхода, отмечал, что в его основе лежит генерализирующий (обобщающий) метод. Для естествознания единичный случай не представляет интереса, значение приобретает лишь обобщенное описание природы. Любой отдельный случай может быть выведен из теории и подчинен закону, представ как его частное проявление, не имеющее самостоятельной ценности. Виндельбанд называл такой подход номотетическим. Историческая же наука руководствуется другим подходом, который он определял как идиографический, опирающийся на метод анализа индивидуальных случаев.

По мнению Марцинковской Т.Д. специфика метода гуманитарных наук заключается в выдвижении на первый план индивидуального явления: единичного и особенного.28

Сущность индивидуализирующего метода Риккерта сконцентрирована в руководящем принципе образования понятий, содержание которых - индивидуальное и особенное. И таковым для него является принцип ценности. Понятие культуры дает историческому образованию понятий такой же принцип выбора существенного, какой в естественных науках дается понятием природы как действительности, рассмотренной с точки зрения общего. Лишь на основе обнаруживающихся в культуре ценностей становится возможным образовать понятие доступной изображению исторической индивидуальности. 29

В. Дильтей подчеркивал специфику метода наук о духе, отделяя его от метода естественных наук. Во главе наук о духе он ставил описательную психологию, которая, с его точки зрения, образует их фундамент, выдвигая на авансцену метод понимания. Этому методу присущ целостный подход, направленный на выявление и анализ структурной связи составляющих душевной жизни человека: интеллекта, побуждения и чувства, волевых действий. Метод понимания предполагает проникновение в смысловое содержание душевной жизни, связанное с ценностными ориентациями личности. Развитие личности обусловлено качественным изменением ценностей. 30

Описательной психологии как науке о духе Дильтей противопоставлял объяснительную психологию, опирающуюся на естественнонаучный метод. Последнюю он подвергал критике за элементаризм, атомистический анализ психических явлений, неспособность представить целостную и адекватную картину душевной жизни31. Таким образом, Дильтей, утверждая в своем учении приоритет метода понимания, закладывал основы герменевтического метода в психологии.

Ценным для историко-психологического исследования представляется концепция С. Л. Рубинштейна. Проанализировав объективную позитивную направленность естественнонаучного знания, он сделал вывод о неприменимости естественнонаучного метода к гуманитарному знанию. В то же время Рубинштейн подвергал критике за телеологизм и субъективизм определение сути метода гуманитарных наук, предлагаемое представителями неокантианского направления (Марбургская школа)32.

В качестве методологического основания гуманитарного знания он выдвинул идею субъекта. Именно субъектность, а не субъективность, по его мнению, должна вскрыть специфику гуманитарной методологии, имеющей дело со своим типом детерминации, связанным с ценностностью этих знаний. Рубинштейн полагал, что методологически ключевой для гуманитарных наук является также идея онтологии, и представлял систему онтологической структуры бытия, в которой субъект рассматривался как центр перестройки бытия. Субъект своим познанием и действием конструирует бытие. Взаимосвязи бытия характеризуются понятием «причинение», которое ставит акцент на активное воздействие явлений друг на друга и позволяет сблизить понимание причинности материального мира с пониманием причинения как активности субъекта. Действительность воссоздается ее реконструированием в познании как следствие присущей субъекту активности33.

Рубинштейн считал, что главную роль в психологии должны играть индивидуализация исследований и одновременно раскрытие реальных закономерностей. Подчеркивая важность принципа индивидуализации исследования и противопоставляя свою позицию концепциям, ориентированным на стандартизацию и получение среднестатистических величин, он в то же время отмечал, что задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида, его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них.34 Подобная логика исследования, по нашему мнению, оказывается одной из наиболее продуктивных для осуществления исторического развития познания.

К. Герген, представляя социальную историю психологии, считал, что люди, занимающиеся исследованием человеческого взаимодействия, оказываются в специфически двойственном положении. С одной стороны, они понимают необходимость интеллектуальной бесстрастности в научных вопросах, осознавая искажающее влияние приверженности тем или иным ценностям. С другой, будучи социализированными, они реально являются носителями многочисленных ценностей, связанных с природой социальных отношений. 35

Таким образом, представители профессии, ориентированной на объективное развитие знаний, используют свою позицию, пропагандируя среди ничего не подозревающих реципиентов необходимую информацию. Герген подчеркивал, что понятия в этой области редко бывают свободными от ценностной нагрузки.

М. Хайдеггер также отмечал субъективность мнения ученого при работе с историческим материалом, констатируя, что истолкование текстов небеспристрастно, оно строится на основе "предструктуры" понимания, сложившихся "предмнений" исследователя, которые искажают суть изучаемого предмета. Он подчеркивал важность осмысления исторического прошлого, исходя из системы понятий и ценностей исследуемой эпохи, цивилизации, не навязывая мировоззренческих позиций истолкователя. Хайдеггер подает пример глубокого анализа античного источника: изучая изречение Анаксимандра, он акцентирует внимание на том, чтобы переводимые слова "мы понимали так, как они мыслятся по- гречески", так, как они мыслились в отдаленную эпоху, а не в соответствии с представлениями последующих времен, изменяющих их значение36.

В трудах Б. М. Теплова, М. Г. Ярошевского, А. В. Петровского, Е. А. Будиловой подчеркивается важность соблюдения принципа единства логического и исторического, необходимость установления взаимосвязи теории и истории психологии, т.е. логико-научного и конкретно исторического развития. Так, по мнению Будиловой, историко психологические исследования должны проводиться с учетом конкретных исторических условий, позволяющих науке проникать в жизнь социума, а также исходя из тех логических и теоретических отношений, которые составляют основу психологического знания каждого исторического этапа и их связи с современным развитием психологии. Теплов считал, что "не изучив хода развития науки, нельзя строить систему этой науки.

Утверждая исторический подход к психологическим исследованиям, Б.М. Теплов писал: История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы исследования. Последняя должна органически вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части является в настоящее время в психологической науке одним из необходимейших условий, определяющих научную ценность данной работы37.

Ярошевский также подчеркивал, что теория психологического познания должна развертываться и как его история38. Большое место в его трудах занимает обоснование научно-категориального анализа как метода историко-психологического исследования.

Е. А. Климов, О. Г. Носкова описывают применение метода логической реконструкции в истории психологии труда39.

А. Н. Ждан в качестве основного метода истории психологии выделяет теоретическую реконструкцию, описание и критический анализ научных концепций прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологических знаний40.

Т. Д. Марцинковская упоминает такие методы истории психологии, как историко-генетический, историко-функциональный, биографический, а также метод категориального анализа и систематизации психологических высказываний41.

Наиболее полный перечень методов историко- психологического исследования приводят В. А. Кольцова и Ю. Н. Олейник: методы планирования историко-психологического исследования - структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, генетический; методы сбора и интерпретации фактологического материала - категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности, метод исторической реконструкции, проблемологический анализ, метод библиометрического анализа, тематический анализ, метод источниковедческого анализа, биографический метод и метод интервью.



Заключение

История психологии - специальная область исследования, изучающая движение психологии на протяжении всего пути ее исторического развития.

Предмет истории психологии - это изучение становления конкретных представлений о психике на разных этапах развития научного знания. Предмет истории психологии – это непосредственная деятельность людей, занимающихся познанием и развитием психического мира. Данная деятельность осуществляется в системе следующих координат: социальной, когнитивной и личностной.

История психологии берет свое начало далеко в древности. Первые научные представления возникли еще в шестом веке до нашей эры. Со временем наука развивалась, подвергалась значительным изменениям. Менялся предмет психологии, ее методология. и только в 20 веке психология отделилась и стада самостоятельной наукой, имеющей различные направления. В истории психологии, как и в любой другой науке существуют собственные методы исследования. таковыми являются: синхроничные, диахроничные, бихроничные методы. Среди организационных методов выделяют структурный, комплексный, системный методы. Но, как отмечалось, для полноценного историко-психологического исследования должна применяться вся совокупность существующих методов исследования. Только в этом случае исследование психического явления или объекта будет полным и всесторонним.



В работе так же были изучены концептуальные подходы к изучению истории психологии. Был рассмотрен ряд мнений различных авторов на подходы и методы изучения истории психологии.

Список использованной литературы


  1. Анохина Н.В. История психологии. - М.: изд-во "Окей-книга", 2008 г. - 358 с.

  2. Векилова С.А. История психологии. - М. : ACT; СПб.: Сова, 2009 г. - 156 с.

  3. Гальперин П.Я., Ждан А.И. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.).- 2-е изд. - М: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 364 с. 


  4. Герген К. Социальная психология как история. - М.: 1998.

  5. [WWW-документ] URL http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/gergen11.htm

  6. Дильтей В. Описательная психология // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

  7. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М: Педагогическое общество России, 1999.
  8. Левченко Е.В. К истокам психологии. - Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (24 апреля 2012 г.). - Перьмь. ПГНИУ. 2012. – 190 с.

  9. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2009 г. - 576 с.


  10. Климов Е. А., Носкова О. Г. Метод логической реконструкции в истории психологии // Современная психология: состояние и перспективы исследования: методологические проблемы историко-психологического исследования. - М.: ИП РАН, 2002.
  11. Кольцова В.А, Олейник Ю.Н. Учебное пособие по истории психологии. - М.: 2009 г. - 220 с.

  12. Константинов В.В. История психологии. Учебное пособие. - Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010. - 144 с.

  13. Кочеткова Т.Н. Взгляд К.Д. Кавелина на развитие психологии. - Социально-гуманитарный вестник Юга России. - № 11(19). - 2011. - С. 85-93.

  14. Лихи Т. История современной психологии. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008 г. - 448 с.

  15. Лучинин А.С. История психологии: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

  16. Малашкина М. Популярная история психологии. - М.: Вече, 2012. — 480 с.

  17. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 544 с.


  18. Марцинковская Т. Д. История психологии. - М.: Академия, 2002.
  19. Морозов А.В. История психологии. Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект: Фонд «мир», 2010. - 288 с. 


  20. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.: Республика, 1998.
  21. Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - 590 с.


  22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

  23. Теплов Б. М. О культуре научного исследования // Избранные труды. М., 1985.

  24. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991.
  25. Хант Мортон. История психологии. Пер. с англ. А.В. Александровой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 863 с.

  26. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. - Издательство "Евразия", Санкт-Петербург, 2012 - 533 с.

  27. Якунин В.А. История психологии. - С.- П.: 2008. - 376с.


  28. Ярошевский М. Г. История психологии. - М.: Мысль, 1985.




1 Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - 590 с.

2 Лихи Т. История современной психологии. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008 г. - 448 с.

3 Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2009 г. - 576 с.

4 Векилова С.А. История психологии. - М. : ACT; СПб.: Сова, 2009 г. - 156 с.

5 Кольцова В.А, Олейник Ю.Н. Учебное пособие по истории психологии. - М.: 2009 г. - 220 с.

6 Малашкина М. Популярная история психологии. - М.: Вече, 2012. — 480 с.

7 Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 544 с.

8 Хант Мортон. История психологии. Пер. с англ. А.В. Александровой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 863 с.

9 Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. - Издательство "Евразия", Санкт-Петербург, 2012 - 533 с.

10 Лучинин А.С. История психологии: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

11 Кочеткова Т.Н. Взгляд К.Д. Кавелина на развитие психологии. - Социально-гуманитарный вестник Юга России. - № 11(19). - 2011. - С. 85-93.

12 Климов Е. А., Носкова О. Г. Метод логической реконструкции в истории психологии // Современная психология: состояние и перспективы исследования: методологические проблемы историко-психологического исследования. - М.: ИП РАН, 2002.

13 Левченко Е.В. К истокам психологии. - Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (24 апреля 2012 г.). - Перьмь. ПГНИУ. 2012. – 190 с.

14 Гальперин П.Я., Ждан А.И. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.).- 2-е изд. - М: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 364 с.

15 Кочеткова Т.Н. Взгляд К.Д. Кавелина на развитие психологии. - Социально-гуманитарный вестник Юга России. - № 11(19). - 2011. - С. 85-93.

16 Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2009 г. - 576 с.

17 Морозов А.В. История психологии. Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект: Фонд «мир», 2010. - 288 с.

18 Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 544 с.

19 Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - 590 с.

20 Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2009 г. - 576 с.

21 Хант Мортон. История психологии. Пер. с англ. А.В. Александровой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 863 с.

22 Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2009 г. - 576 с.

23 Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. - Издательство "Евразия", Санкт-Петербург, 2012 - 533 с.

24 Векилова С.А. История психологии. - М. : ACT; СПб.: Сова, 2009 г. - 156 с.

25 Морозов А.В. История психологии. Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект: Фонд «мир», 2010. - 288 с.

26 Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2009 г. - 576 с.

27 Векилова С.А. История психологии. - М. : ACT; СПб.: Сова, 2009 г. - 156 с.

28 Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 544 с.

29 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.: Республика, 1998. - с. 83.

30 Дильтей В. Описательная психология // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

31 Дильтей В. Описательная психология // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

32 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

33 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

34 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

35 Герген К. Социальная психология как история. 1998.

[WWW-документ] URL http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/gergen11.htm



36 Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991. - с. 44.

37 Теплов Б. М. О культуре научного исследования // Избранные труды. М., 1985. - с. 313.

38 Ярошевский М. Г. История психологии. - М.: Мысль, 1985.

39 Климов Е. А., Носкова О. Г. Метод логической реконструкции в истории психологии // Современная психология: состояние и перспективы исследования: методологические проблемы историко-психологического исследования. - М.: ИП РАН, 2002.

40 Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М: Педагогическое общество России, 1999.

41 Марцинковская Т. Д. История психологии. - М.: Академия, 2002.



Смотрите также:
Учебное пособие по истории психологии. М.: 2009 г. 220 с. 30 12. Константинов В. В. История психологии. Учебное пособие. Пенза: пгпу им. В. Г. Белинского, 2010. 144
338.36kb.
1 стр.
Г. И. Невельского Кафедра психофизиологии и психологии труда в особых условиях нейрофармакология: систематика психотропных средств, основные клинические и побочные эффекты учебное пособие
358.93kb.
1 стр.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии
8512.61kb.
34 стр.
Учебное пособие Пенза Издательство пгу 2010 ббк 65. 050 Ф34 Рецензент ы
1036.59kb.
11 стр.
Учебное пособие для студентов факультетов психоло­гии высших учебных заведений по специальностям
2796.45kb.
11 стр.
Учебное пособие Санкт-Петербург 2012
3455.98kb.
18 стр.
Учебное пособие Чебоксары 2009
1032.83kb.
6 стр.
С. И. Шуртакова за I полугодие 2010 г. 20 Естественные науки. 20гя73 Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие
616.73kb.
4 стр.
История психологии. Ответы на вопросы к экзамену 2010
791.47kb.
12 стр.
Учебно-методическое пособие по грамматике английского языка для студентов 1 2 курсов неязыковых факультетов. Пенза: пгпу, 2012. 35 с
63.25kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История психологии»
123.13kb.
1 стр.
Учебное пособие для вузов /В. М. Мишин. М.: Юнити-дана, 2000. 303 с
24.19kb.
1 стр.