Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1I. Решение логических задач средствами алгебры логикиОбычно используется следующая схема решения:
Пример 1. Трое друзей, болельщиков автогонок "Формула-1", спорили о результатах предстоящего этапа гонок. — Вот увидишь, Шумахер не придет первым, — сказал Джон. Первым будет Хилл. — Да нет же, победителем будет, как всегда, Шумахер, — воскликнул Ник. — А об Алези и говорить нечего, ему не быть первым. Питер, к которому обратился Ник, возмутился: — Хиллу не видать первого места, а вот Алези пилотирует самую мощную машину. По завершении этапа гонок оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл этап гонки? Решение. Введем обозначения для логических высказываний: Ш — победит Шумахер; Х — победит Хилл; А — победит Алези. Реплика Ника "Алези пилотирует самую мощную машину" не содержит никакого утверждения о месте, которое займёт этот гонщик, поэтому в дальнейших рассуждениях не учитывается. Зафиксируем высказывания каждого из друзей:
Учитывая то, что предположения двух друзей подтвердились, а предположения третьего неверны, запишем и упростим истинное высказывание ![]() Высказывание Ответ. Победителем этапа гонок стал Шумахер. Пример N2 В одной стране жили рыцари, которые всегда говорили правду, только правду и ничего кроме правды, и лжецы, которые всегда лгали. Однажды в страну проник шпион по имени Мердок, который, как и всякий шпион, иногда говорил правду, иногда лгал, в зависимости от того, что ему было выгодно. Шпион поселился с двумя жителями страны - рыцарем и лжецом. Всех троих арестовали в один день и привели на допрос. Никто не знал, кто из них кто. Они сделали следующие заявления: А сказал: Я - Мердок. В сказал: А говорит правду. С сказал: Я не Мердок. Кто же из них шпион - А, В или С ? Решение: Введем следующие переменные: Пусть Аш =А-шпион, тогда ¯Aш =А - не шпион. Пусть Вш =В-шпион, тогда ¯Bш = В- не шпион. Пусть Cш =С-шпион, тогда ¯Cш = C- не шпион. В наших обозначениях высказывания А, В, С записываются так: А= Аш ;В= Аш ;С=¯Cш . По условиям задачи ясно, что из трёх высказываний истинным может быть либо одно (если шпион лжет), либо два ( если шпион говорит правду). Следовательно, возможны следующие варианты распределения истинных (И) и ложных (Л) высказываний: ИИЛ V ИЛИ V ЛИИ V ЛЛИ V ЛИЛ V ИЛЛ=1.(*) Посмотрим, что означает ИИЛ для введенных нами обозначений. Высказывание пленника А истинно, следовательно, Аш =1; высказывание пленника В истинно, следовательно, Аш =1; высказывание пленника С ложно, следовательно, Сш=1. То есть Аш &Аш &Сш =1. Но А и С не могут одновременно быть шпионами, следовательно, это неверно и данная конъюнкция ложна. Аналогично вариант ИЛИ "переводится" в наши обозначения так: Аш &¯Аш &¯Сш =1. Эта конъюнкция тоже ложна, поскольку А не может одновременно быть шпионом и не быть им. Интерпретируем полностью формулу (*), опуская для кратности знак конъюнкции: Аш Аш Сш U Аш ¯Аш ¯Cш U ¯Аш Аш ¯Cш U ¯Аш ¯Аш ¯Cш U ¯Аш Аш Cш U Аш ¯Аш Cш = 0 U 0 U 0 U ¯Аш ¯Cш U 0 U 0= ¯Аш ¯Cш =1. То есть ни А ни С не шпионы, следовательно, шпион v В. далее уже просто сделать вывод, что А - лжец, С - рыцарь. Таблицы Пример №1 Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби. Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия. Решение. Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя — профессия — увлечение). Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист.
Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач — Тимур. В его имени есть буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", следовательно второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени — Юра. Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержатся буквы "ю" и "р". Следовательно, окончательно имеем:
Ответ. Влад — юрист и регбист, Тимур — врач и турист, Юра — физик и бегун. Пример №2 Три подруги вышли в белом, зеленом и синем платьях. Их туфли тоже были белого, зеленого и синего цветов. Известно, что только у Ани цвет платья и туфель совпадали. Ни платье, ни туфли Вали не были белыми, Наташа была в зеленых туфлях.
Решение: можно решать, составляя две таблицы, а можно таблицы объединить в одно целое.
Рассуждения Пример 6. Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей? Решение. Имеется три утверждения:
Если верно первое утверждение, то верно и второе, так как юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение ложно. Если верно второе утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно. Остается считать верным третье утверждение, а первое и второе — ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей.
Этот метод даёт ещё более наглядное представление о возможном способе изображения условий, зависимости, отношений в логических задачах. Один из величайших математиков петербургский академик Леонард Эйлер за свою долгую жизнь (он родился в 1707 г., а умер в 1783 г.) написал более 850 научных работ. В одной из них и появились эти круги. Эйлер писал тогда, что «они очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». Наряду с кругами в подобных задачах применяют прямоугольники и другие фигуры.
У ? Р
85% 75% В кружке под буквой «У» обозначим жителей, говорящих по-узбекски, под буквой «Р» - по-русски. В общей части кружков обозначим жителей, говорящих на обоих языках. Теперь от всех жителей (100%) отнимем кружок «У» (85%), получим жителей, говорящих только по-русски (15%). А теперь от всех, говорящих по-русски (75%), отнимем эти 15%. Получим говорящих на обоих языках (60%). Пример N2 Из сотрудников фирмы 16 побывали во Франции,10-в Италии,6-в Англии; в Англии и Италии-5; в Англии и Франции -6; во всех трех странах - 5 сотрудников. Сколько человек посетили и Италию, и Францию, если всего в фирме работают 19 человек, и каждый из них побывал хотя бы в одной из названных стран? Решение: Нам известно, что во всех трех странах было 5 сотрудников. В Англии и Италии тоже 5, значит эти же сотрудники были и во Франции и поэтому в пересечении кругов А и И ставим 0. В Франции и Италии нам неизвестно поэтому пишем х-5 в пересечении кругов А и Ф. Т.к. в Англии было 6 человек, то 6-5-1=0 пишем 0,во Франции 16-х+5-6 и Италии 10-х+5-5 и всего в фирме 19 сотрудников, то остается составить и решить уравнение: 1+16-х+5-6+5+х-5+10-х+5-5=19, отсюда х=7, значит в Италии и Франции побывало 7-5=2 сотрудника фирмы. ![]() Пртимер №3 В классе всего 36 человек. Учащиеся посещают математический, физический и химический кружки, причем, математический кружок посещают 18 человек, физический - 14 человек, химический - 10 человек. Кроме того, известно, что все три кружка посещают 2 человека, математический и физический - 8, математический и химический - 5, физический и химический - 3. Сколько учеников класса не посещают никаких кружков? Р На рисунке большой круг изображает множество всех учеников класса. Внутри этого круга расположены три пересекающихся круга меньшего диаметра: эти круги изображают соответственно множества членов математического, физического и химического кружков. Для ясности эти круги обозначены буквами М, Ф, Х. Общей части всех трех кругов соответствует множество ребят, посещающих все три кружка, поэтому она обозначена МФХ. Через МФХ_ обозначено множество ребят, посещающих математический и физический кружки, но не посещающих химический кружок. Аналогичным образом обозначены и все остальные области. Здесь для удобства обозначений мы будем отрицание отмечать чертой над символом. Теперь обратимся к числовым данным. В область МФХ впишем число 2, т.к. все три кружка посещают 2 ученика. Далее известно, что ребят, посещающих математический и физический кружки, было 8. Значит, в область МФ надо вписать число 8. Но область МФ состоит из двух частей: МФХ и МФХ, причем в МФХ входят 2 человека. Значит, на долю МФХ остается 6 человек. Здесь мы используем очевидные соображения о том, что количество элементов в двух непересекающихся множеств равно сумме количеств элементов в каждом из них. Это утверждение будет неверным для пересекающихся множеств, отсюда и возникает некоторая непривычная с точки зрения школьной арифметики сложность данной задачи. Теперь рассмотрим множество МХ, на которое приходится 5 человек. Эта область также состоит из двух частей. На МФХ приходится 2 человека, значит, на МФХ приходится 3. Рассмотрим теперь множество М, в которое входят 18 учеников. Оно состоит из 4 частей. Количественный состав трех подмножеств мы уже нашли: это 2, 6 и 3. Значит, в четвертое подмножество МФХ входит 18 - (2+3+6) = 7 человек. Таким образом, в классе 8 ребят, не посещающих никаких кружков.
Графом называют схему, в которой обозначаются только наличие объектов (элементов системы) и наличие и вид связи между объектами. Объекты представляются в графе вершинами (на схеме они обозначаются кружочками, прямоугольниками и т.п.). Связи между объектами представляются, если связь однонаправленная (обозначается на схеме линиями со стрелками) или ребрами, если связь между объектами двусторонняя ( обозначается на схеме линиями без стрелок). Например, если нужно представить в графе, что из состояния А в состояние В возможен переход под воздействием V, то это можно изобразить так:
Если нужно представить, что к-тый участник соревнования занял n-е место ( или, что то же самое, n-е место занял к-тым участником), это можно изобразить так: ![]() Пример №1 1. В первенстве класса по теннису 6 участников: Андрей, Борис, Виктор, Галина, Дмитрий и Елена. Первенство проводилось по круговой системе: каждый из участников играет с каждым из остальных один раз. Некоторые игры уже проведены: Андрей сыграл с Борисом, Галиной и Еленой, Борис с Галиной, Виктор с Галиной, Дмитрием и Еленой. Сколько пар проведено и сколько ещё осталось? Решение. Изобразим данные задачи в виде схемы. Участников будем изображать точками, Андрея – А, Бориса – Б и т.д.. Если двое участников уже сыграли между собой, то будем соединять их точки отрезками. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Е Д
Число игр, уже проведённых, равно числу рёбер, т.е.7. Чтобы найти число игр, которые осталось провести, построим ещё один граф с теми же вершинами, но рёбрами будем соединять тех участников, которые ещё не играли друг с другом. (Если точки из одного множества соответствуют точкам из другого, будем соединять их сплошной линией, а если не соответствуют – пунктирной). ![]() ![]() ![]() ![]() А ![]() ![]() ![]() Е Д
Рёбер у этого графа оказалось 8, значит, осталось провести 8 игр. Пример №2. Марина, Лариса, Жанна и Катя умеют играть на разных инструментах( пианино, виолончели, гитаре, скрипке), но каждая только на одном. Они же знают иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), но каждая только один. Известно:
Кто на каком инструменте играет и какой иностранный язык знает? Решение: ![]() Из пятого условия, что Жанна знает французский язык, рисуем стрелку. Из третьего условия, что Марина не знает ни немецкого, ни английского, а французский знает Жанна, то Марина знает испанский и рассматривая первое условие она играет на гитаре. Из условия N2 видим, что Лариса играет на пианино, т.к. Марина играет на гитаре, а на других инструментах она играть не умеет, и значит, она говорит по-немецки. ![]() Т.к. Жанна не играет на скрипке, то остается один инструмент, на котором она может играть это виолончель. Тогда Катя играет на скрипке, и знает английский язык. Смотрите также: Решение логических задач средствами алгебры логики Обычно используется следующая схема решения: изучается условие задачи; вводится система обозначений для логических высказываний
137.11kb.
1 стр.
Программа для решения логических уравнений 18
263.8kb.
3 стр.
Решение логических задач при помощи таблиц
183.04kb.
1 стр.
Время занятия: 2 урока Вид кейса: обучающий Тип кейса: аналитический Тема урока: Решение логических задач
289.44kb.
1 стр.
Решение логических задач
120.26kb.
1 стр.
Методическая разработка занятия математического кружка в 5 классе по теме «Решение логических задач»
50.08kb.
1 стр.
Разработка урока «Решение логических задач из курса кибернетики»
60.27kb.
1 стр.
Формы мышления: понятие, высказывание, умо
282.81kb.
1 стр.
Алгоритм решения задач по физике
120.12kb.
1 стр.
Лабораторная работа №4 Исследование логических микросхем серии 74хх
57.46kb.
1 стр.
«Пленительные образы России!»
96.54kb.
1 стр.
Графический редактор программируемых логических контроллеров 27.07kb.
1 стр.
|