Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1![]() ![]()
ЧАСТЬ IIМетодические рекомендации по введению системы тестированияучебных достижений студентов в вузеРазработано: М.В. Артамонова методист высшей категории УМУ ГУ-ВШЭ Научная редакция: И.Б. Назарова Канд. соц. наук, Начальник Отдела развития и контроля качества образовательных программ УМУ ГУ-ВШЭ
Предлагаемые методические рекомендации имеют цель помочь при создании вузовской системы тестирования избежать типичных ошибок процесса внедрения. Проект был разработан для внедрения в Государственном Университете - Высшей Школе Экономики и может быть использован для создания собственного Положения адаптированного для конкретных условий конкретного вуза. Процесс внедрения может быть успешным только при выполнении четырех минимальных требований:
В процессе эксперимента по «Внедрению системы тестирования в учебный процесс ГУ-ВШЭ», на основе результатов социологического исследования в ГУ-ВШЭ в 2004/2005г., уточнялось содержание мотиваций преподавателей включения в инновационную педагогическую деятельность, в частности, готовность применять и разрабатывать технологии тестирования и тестовые материалы для оценки учебных достижений студентов. Обоснование программы проведения эксперимента содержало следующие положения: В целях создания единого методического подхода к определению учебных достижений студентов в ГУ-ВШЭ предусматривается использование единой системы компьютерного тестирования. Необходимость внедрения системы компьютерного тестирования в ГУ-ВШЭ диктуется введением с 2004г. обязательной процедуры тестирования оценки качества подготовки студентов по дисциплинам федерального компонента при Аттестационной экспертизе вузов Министерством науки и образования РФ. Тестирование –– инструмент вузовского мониторинга и прогнозирования. Мониторинг как контролирующая и диагностическая система обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне усвоения студентами обязательного учебного материала, а администрацию об эффективности управления. Система компьютерного тестирования –– это универсальный инструмент для определения обученности студентов на всех уровнях образовательного процесса. Учебный процесс включает тестирование с дробными функциональными задачами как внутривузовский компонент системы. Можно выделить три уровня: тестирование для проведения оперативного и текущего контроля (темы семинаров, разделы и собственно тестирование по дисциплине); тестирование для проведения рубежного контроля (по дисциплинам любого содержательного или временного модуля, по блокам дисциплин ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, по дисциплинам специализации или совокупности дисциплин, выделенных по любому другому основанию); тестирование для проведения итогового контроля (междисциплинарный экзамен, предварительный этап госэкзаменов) результирующее тестирование в конце обучения - проверка уровня готовности специалиста, его соответствие требованиям ГОС. Единая система тестирования позволяет комбинировать тестовые задания разных дисциплин в рамках одного блока или дисциплин одной тематической направленности. Результаты текущего и рубежного тестирования –– это не только объективный показатель освоения студентами темы, раздела или дисциплины, но и, прежде всего, показатель качества работы преподавателя. Вузовская база тестов может включать контрольный тест по дисциплине, предлагаемый студентам каждого следующего набора для сравнения ежегодных результатов обучения (в том числе разными преподавателями). Создание тестов на высоком методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно-терминологической структуры курса, т.е. таблицы проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины. Такая разработка, наряду с программой, является самостоятельным методическим материалом обеспечения качества преподавания. Кроме того, дает возможность на макроуровне устранять дублирование тем в дисциплинах в образовательных профессиональных программах. Понятийно-терминологические структуры курсов – тезаурусы – основа для сопоставимости образовательных программ, образовательных уровней при разработке совместных образовательных программ с зарубежными вузами. Для студентов работа с компьютерными тестами способствует освоению компьютера как инструмента учебной деятельности, приучает к самоконтролю. Тестирование в самостоятельной работе студентов имеет не столько контролирующие, сколько обучающие функции (для отработки отдельных тем, типов задач, подготовки к зачетам и т. д.). Для самостоятельной работы студентов система тестирования представляет возможность использования электронных СD библиотек, а также интернет-тестирования (домашняя и самостоятельная работа). Электронные библиотеки CD методического обеспечения дисциплин могут содержать наряду с тестами тренинга, самоконтроля, различные учебные материалы. Выдача CD –компакт-дисков производится в компьютерном классе или в читальном зале учебной библиотеки. CD – компакт-диски с тестами по дисциплине могут выдаваться с учебными пособиями в начале учебного года, семестра или модуля. Система компьютерного тестирования является неотъемлемой составляющей для перспективного развития дистанционных форм обучения. Большое значение имеет система тестирования для определения качества образовательного процесса в филиалах вуза. Применение её дает возможность с наименьшими затратами отслеживать соответствие содержания образования головного вуза и филиалов. Проверка филиалов с помощью тестирования –– эффективный метод для последующей корреляции и унификации учебных программ, педагогических методик. В системе дополнительного образования и второго высшего образования тесты могут быть использованы не только как методическое обеспечение дисциплин, но в основном, для оценки и перезачета дисциплин по образовательным программам других вузов при поступлении на дополнительные ОПП. Тесты могут быть использованы Учебно–методическими Объединениями (УМО) при вузе, одной из функций которых является разработка методических материалов в целом по направлению/специальности. Контрольный пакет фондов контрольных заданий в форме тестов по дисциплинам ОПП является средством для оценки соответствия качества подготовки специалистов при самообследовании и аттестации вуза и при оказании УМО консультационных услуг юридическим и физическим лицам. Вуз имеет возможность реализовать через торговую сеть тестовые программы и базы тестов по учебным дисциплинам, что решает задачи: популяризация педагогического опыта вуза, подтверждение его высокого статуса на рынке труда, дополнительная реклама вуза среди потенциальных работодателей и т.д.
Цель: оптимизация образовательного процесса и контроль качества подготовки специалистов. Задача: Внедрение системы тестирования в учебный процесс. Средства решения: Создание Базы тестов вуза, разработка процедуры тестирования и схемы внедрения её в учебный процесс, мониторинг. Результат: Тестирование как вид учебной деятельности и инструмент контроля в учебном процессе вуза.
1. В рамках создания общеуниверситетской системы контроля качества образовательного процесса в ГУ-ВШЭ организовать систему тестирования для проверки учебных достижений студентов по дисциплинам федерального компонента Государственного образовательного стандарта ВПО по направлениям, реализуемым в ГУ-ВШЭ. 2. Организовать системную проверку (срезов) знаний студентов на основе тестирования. 3. Организовать общеуниверситетскую базу тестов. 4. Организовать базу тестов для самостоятельной работы студентов (интернет-тестирование, CD, медиатека). 5. Провести НИР по апробации тестов, выбору компьютерной оболочки, внедрению оптимальной процедуры тестирования. 6. Осуществить подготовку кадров из ППС и УВП - специалистов в области тестирования. 7. Подготовить материалы (тезаурусы курсов, контрольные тесты) для сопоставимости отдельных образовательных программ, реализуемых в ГУ-ВШЭ с образовательными программами зарубежных вузов. 8. Подготовить тесты для контроля качества и стандартизации образовательных программ, реализуемых филиалами ГУ-ВШЭ. 9. Подготовить комплекты тестов для УМО в области экономики и менеджмента. 10. Подготовить комплекты тестов по отдельным ОПП для структур Дополнительного образования и второго высшего образования. 11. Организовать подготовку к аттестации ОПП в части тестовой экспертизы ЦТВПО Минобрнауки в рамках самообследования факультетов. 12. Представлять руководству вуза и преподавателям объективную информацию об истинном уровне обученности студентов и качестве подготовки выпускников.
2. Анкетирование преподавателей с целью выяснения их мотивации применения или отказа от методов тестирования и потребности повышения уровня компетентности в технологии составления тестов по учебным дисциплинам. Исследование проводилось методом электронного опроса и анкетирования экспертов из числа преподавателей, а также в форме неформализованных интервью с преподавателями и представителями администрации вуза. Наиболее мотивированны оказались преподаватели, работающие на 1,2, курсах – на больших потоках, вынужденные принимать экзамены более чем у 100 студентов в один день экзамена. Большинство (82%) преподавателей возрастной группы 50 и более лет, из числа опрошенных, включенные во множественную занятость и имеющие большую педагогическую нагрузку, отрицательно относятся к введению тестирования. Эта же группа преподавателей считает, что; техническое оформление тестов, освоение новых компьютерных методик слишком трудоемко и не оправдано. В качестве основных причин отказа, нежелания, ограниченного применения технологии тестирования преподаватели называют:
На этапе проведения организационных изменений в вузе в период внедрения системы тестирования необходимо поддерживать постоянную систематическую обратную связь со всеми участниками процесса и проводить корректирующее управление. Рекомендации составлены с использованием идей и технических материалов В.А. Липова (Национальный институт бизнеса), СГА, Центра образовательных коммуникаций тестирования профессионального образования (АСТ-центр), МГУПа. Выражаем благодарность за содержательные замечания начальнику юридического отдела ГУ-ВШЭ Т.А. Ларьковой. Выражаем благодарность руководству ЦОКТПО и лично В.И. Васильеву и Т.Н. Тягуновой за поддержку и возможность публикации. После публикуемых материалов (на последних страницах) читателям предлагается заполнить Анкету, для получения информации о практической полезности данных материалов, а также для распространения среди преподавателей, сотрудников учебных и методических отделов и администрации вузов, которые заинтересованы в применении тестирования в образовательном процессе. Проект Государственный университет – Высшая школа экономики Положение о системе тестирования в образовательном процессе ГУ-ВШЭI. Общие положения Система тестирования внедряется в образовательный процесс Государственного университета – Высшей школы экономики (далее Университет) в соответствии с введением в 2004 году обязательной процедуры тестирования для оценки качества подготовки студентов по дисциплинам федерального компонента при проведении Аттестационной экспертизе вузов Министерством науки и образования Российской Федерации. Система тестирования внедряется в образовательный процесс с целью его оптимизации и повышения качества подготовки студентов, в соответствии с документом «Планирование мероприятий, разработка и утверждение документов, необходимых для внедрения системы тестирования» (Приложение №1). Тестирование может проводиться в разных формах (письменной и компьютерной), не исключая и не заменяя другие формы контроля качества знаний студентов. Создание и внедрение системы тестирования в учебный процесс Университета подразумевает решение следующих задач:
Тестирование – инструмент внутривузовского мониторинга контроля качества подготовки студентов. Педагогический мониторинг – форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывную оценку состояния и прогнозирование её развития. Мониторинг как контролирующая и диагностическая система обеспечивает регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, предоставляет преподавателю объективную и оперативную информацию об уровне усвоения студентами обязательного учебного материала. Методы тестирования, наряду с другими формами контроля, также могут использоваться:
Тестовые программы и базы тестов по учебным дисциплинам и методическое обеспечение к ним могут издаваться и распространяться с целью популяризации педагогического опыта вуза, подтверждения его статуса на рынке образовательных услуг. II. Виды тестового контроля Вид тестового контроля определяется целями тестирования – получение информации об уровне знаний студентов на определенном этапе обучения. В соответствие с целями определяются единые хронотопные (содержательно-временные) точки тестирования в учебном процессе. Виды тестирования:
Текущее и оперативное тестирование (диагностическое) проводится преподавателем на семинарах для выявления исходного уровня готовности студента к дальнейшему обучению, проверки качества усвоения знаний по определенным темам семинаров, разделов программы дисциплины. Рубежное тестирование проводится по окончании модуля, семестра, учебного года, для рубежного контроля: по дисциплине, по блокам дисциплин: гуманитарных социально-экономических дисциплин (ГСЭ), естественнонаучных дисциплин (ЕН), общепрофессиональных дисциплин (ОПД), специальных дисциплин (СД), по дисциплинам специализации или совокупности дисциплин, выделенных по любому другому основанию. Результаты тестирования используются преподавателем для формирования куммулятивной оценки по дисциплине. Целью рубежного тестирования является определение степени освоения студентами области знаний и умений (уровня компетентности) по части профессиональной образовательной программы. Итоговое тестирование проводится с целью контроля остаточных знаний студентов; проверки уровня готовности студента к аттестационным испытаниям. Тестирование проводится в соответствии с утвержденным графиком, но не позднее 6 месяцев с момента сдачи зачета/экзамена по тестируемой дисциплине. Результаты итогового тестирования документируются и являются необходимым условием допуска к государственным аттестационным испытаниям. Тренинговое тестирование является разновидностью самостоятельной работы студентов, используется преподавателем как обучающая технология для самостоятельной отработки студентами темы, типа задач и т.д. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов предполагает три блока материалов:
К методическим материалам (объектам, с которыми работает студент) относятся: учебник, сборник задач или ситуаций, дополнительные главы учебника, ридер, хрестоматия, пособие, обучающая программа, тесты). Методические рекомендации включают инструкции для студента по работе с методическими материалами (как студент должен работать и какой результат должен быть получен в итоге). Тесты по всему материалу курса используются в качестве контрольно-методического обеспечения и являются оценочными средствами, с помощью которых на этапе рубежного или итогового испытания оценивается усвоение студентом материала, его степень обученности определенным учебным действиям (например, решению задач, составлению анкеты, работе с компьютерными программами и т.д.). Результаты текущего и рубежного тестирования являются не только объективным показателем освоения студентами темы, раздела или дисциплины, но и показателем качества работы преподавателя. III. Организация Базы тестов Университета Внедрение системы тестирования подразумевает создание, пополнение и совершенствование общей Базы тестов ГУ-ВШЭ. Единая система тестирования позволяет комбинировать тестовые задания разных дисциплин в рамках одного блока или дисциплин одной тематической направленности для проведения различных видов тест-контроля. База тестовых заданий включает тесты открытого доступа для тренингового и текущего тестирования и комплекс закрытых тестов для проведения контрольных мероприятий. База тестов Университета складывается из баз тестов по образовательным программам, реализуемых факультетами. Каждая кафедра разрабатывает комплекс тестовых заданий по каждой из учебных дисциплин, закрепленных за кафедрой на текущий учебный год. Администрацией факультетов совместно с Учебно-методическим управлением ( далееУМУ) утверждаются календарные сроки представления тестов в УМУ. Контроль выполнения сроков ведет представитель администрации факультета (ответственный от факультета). Ответственность за общее руководство и соблюдение сроков несет декан факультета. Сданные в УМУ тесты методист проверяет на соответствие «Инструкции по составлению комплекта тестовых заданий по учебной дисциплине». При необходимости, тесты могут быть переданы методистом на редактирование и содержательную экспертизу рецензенту. В случае, отрицательной рецензии и/или несоответствия инструкции, тесты возвращаются автору на доработку. После доработки методист оформляет паспорт теста. Паспорт теста является документом, подтверждающим выполнение работы. Затем ответственный методист УМУ передает тесты в Управление информатизации для формирования общей базы тестов ГУ-ВШЭ. Организация отчетности и процедуры накопления тестов включает:
Учет тестов на кафедрах и факультетах, передача тестов в Учебно-методическое управление ГУ-ВШЭ, учет наличия тестов в УМУ ведется в электронном виде с занесением в специальные формы информации о тесте (форма № 1 – приложение №2). Схема взаимодействия структурных подразделений – приложение № 3). IV. Ответственность участников процесса и структурных подразделений Ответственость за разработку и предоставление преподавателям и руководству инструктивных документов несет методист Отдела развития и контроля качества ОПП УМУ. Ответственность за своевременную разработку теста по учебной дисциплине в соответствии с «Инструкцией» и календарным графиком, несет разработчик тестов. Ответственность за организацию базы тестов по дисциплинам кафедры несут заведующие кафедрами. Ответственность за организацию базы тестов по дисциплинам ОПП факультетов несут деканы факультетов. Ответственность за организацию, хранение и своевременную модификацию базы тестов по дисциплинам ОПП, реализуемых в ГУ-ВШЭ несут Отдел развития и контроля качества образовательных программ УМУ (содержательная часть) и Управление информатизации ГУ-ВШЭ (техническая часть). Ответственность за сохранность контрольных банков базы тестов ГУ-ВШЭ несет разработчик теста, УМУ в лице его представителя – методиста (в соответствии с приказом). Ответственность за программное и техническое обеспечение функционирования базы тестов ГУ-ВШЭ несет Управление информатизации в лице его представителя (в соответствии с приказом). V. Технологический цикл разработки комплекта тестовых заданий по учебной дисциплине Технологический цикл разработки теста по одной учебной дисциплине включает следующие этапы:
VI. Технология составления теста Тест по учебной дисциплине представляет собой сформированный в определенной последовательности перечень тестовых заданий, количество и состав, которых зависит от целей тестирования. Дидактическое содержание теста определяется целью тестирования и предметной областью дисциплины. Создание тестов на высоком методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно-терминологической структуры курса, проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины. (См. п. №3 «Инструкции по составлению комплекта тестовых заданий по учебной дисциплине»). Такая разработка, наряду с программой, является самостоятельным методическим материалом обеспечения качества преподавания и дает возможность на макроуровне устранять дублирование тем в дисциплинах. Понятийно-терминологические структуры курсов – тезаурусы2 являются основой для сопоставимости образовательных программ и образовательных уровней при разработке совместных образовательных программ с зарубежными вузами. Технология создания теста по учебной дисциплине предполагает несколько последовательных этапов:
VII. Организация системы компьютерного тестирования Система компьютерного тестирования – универсальный инструмент для определения обученности студентов на всех уровнях образовательного процесса. Компьютерное тестирование как инструмент контроля используется наряду с другими методами оценки знаний студентов. Работа студентов с компьютерными тестами способствует лучшему освоению компьютера как инструмента учебной деятельности, приучает к самостоятельной работе и самоконтролю. Тестирование в ходе самостоятельной работы студентов имеет как контролирующие, так и обучающие функции (для отработки отдельных тем, типов задач, подготовки к зачетам). Самостоятельная работа студентов возможна с использованием ресурсов электронных библиотек (CD – библиотек), а также интернет-тестирования (домашняя и самостоятельная работа). Электронные библиотеки методического обеспечения дисциплин могут содержать наряду с тестами тренинга, самоконтроля, различные учебные материалы. Выдача компакт-дисков (CD) производится в компьютерном классе или в читальном зале учебной библиотеки. Компакт-диски с тестами по дисциплине могут выдаваться вместе с учебными пособиями в начале учебного года, семестра или модуля. Создание системы компьютерного тестирования включает организацию и решение следующих задач:
4. Создание, пополнение и совершенствование базы тестов Университета. Приложение № 1 Этапы внедрения системы компьютерного тестирования в учебный процесс ГУ-ВШЭ Первый этап: 01.06.2005 г. – 01.07.2006 г. Второй этап: 01.09.2006 г. – 01.07.2010 г.
01.06.2005 г. – 01.07.2006 г. Планирование мероприятий, разработка и утверждение документов, необходимых для внедрения системы тестирования
Второй этап 01.09.2006 г. – 01.07.2010 г. Планирование мероприятий, разработка и утверждение документов, необходимых для введения системы компьютерного тестирования
1 Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуемые в сокращенные сроки. 2 Тезаурус – список понятий и утверждений по учебному курсу, проверяемых в тестах. Иерархически сформированная понятийная структура курса. 3 Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуемые в сокращенные сроки Смотрите также: Методические рекомендации по введению системы тестирования учебных достижений студентов в вузе Разработано: М. В. Артамонова
264.01kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов
570.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации для студентов-заочников технических специальностей зтб, зртб, зсб, затб
1380.15kb.
8 стр.
Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде
277.64kb.
1 стр.
Методические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц
707.47kb.
4 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
288.04kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации для подготовки к экзамену в форме компьютерного тестирования в адаптивной среде аст-тест Нижний Новгород 2009
678.11kb.
4 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов; 3 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта)
299.96kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22 547.12kb.
4 стр.
|