Главная
страница 1






United Nations

CRC/C/OPSC/BLR/Q/1/Add.1



Convention on the
Rights of the Child


Distr.: General

5 January 2011


Advance Unedited Version

Original: Russian


Committee on the Rights of the Child

Fifty-sixth session

17 January - 4 February 2011


Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка,

касающийся торговли детьми, детской проституции

и детской порнографии

Список вопросов относительно дополнительной и новой информации, в связи с рассмотрением первоначального доклада Республики Беларусь (CRC/C/OPAC/BLR/1)
1.Пожалуйста, предоставьте дезагрегированные данные (пол, возраст, проживающих в городе/селе) за 2007, 2008 и 2009 годы:

а) о количестве судебных дел, касающихся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии;

количестве дел, по которым осуществлялось уголовное преследование, результаты рассмотрения, включая отзыв дел;

мерах, предпринятых для расследования этих дел; вынесенных приговорах нарушителям;

б) о количестве детей-жертв, которым была обеспечена реабилитация, а также компенсация, как указано в параграфах 3 и 4 статьи 9 Протокола.
По уголовным делам о преступлениях в сфере торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, рассмотренным судами в 2007-2009 годах, в качестве потерпевших признаны 74 несовершеннолетних (2007 год – 19, 2008 – 30, 2009 – 25). Подробная информация представлена в таблице.



Название статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь

2007 год

2008 год

2009 год

Всего

потер-певших

Понуждение к действиям сексуального характера

(ст. 170 УК)



2

-

1

3


Использование для занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией (ст. 171 УК)

4

14

8

26


Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией (ст. 171-1 УК)

5

12

3

20

Торговля людьми (ст. 181 УК)

6

5

8

17

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера (ст.343 УК)

2

1

3

6


Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего (ст.343-1 УК)







2

2


Всего несовершеннолетних потерпевших

19

30

25

74

В 2007 году правоохранительными органами установлено 23* несовершеннолетних жертв торговли людьми, в том числе вовлечено в сексуальную эксплуатацию 22 несовершеннолетних, в трудовую – 1 несовершеннолетний.

В 2008 году установлено 103* несовершеннолетних жертв торговли людьми – вовлечено в сексуальную эксплуатацию. Из всего количества жертв несовершеннолетних 42 – женского пола, 61 – мужского.

В 2009 году установлено 35* несовершеннолетних жертв торговли людьми – вовлечено в сексуальную эксплуатацию. Из всего количества жертв несовершеннолетних 35 – женского пола, 0 – мужского.

*) на момент совершения преступления были несовершеннолетними
2. Пожалуйста, укажите какой объем средств выделен на осуществление положений Факультативного протокола, в частности, на программы помощи детям-жертвам.

В Республике Беларусь реализуется Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ним противоправным деяниям на 2008-2010 годы. На 2011-2013 годы разработана новая программа.

Финансирование программ помощи детям-жертвам осуществляется по общей статье расходов по социальной защите, а также из средств местных бюджетов.

В проекте Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» предусмотрена выплата адресной помощи жертвам торговли людьми.



3. Пожалуйста, предоставьте информацию о распространении информации и повышении квалификации соответствующих профессиональных групп, включая представителей миграционной службы, судей, социальных работников, учителей, юристов с учетом требований Протокола.

Информационная и просветительская работа по предотвращению современной работорговли осуществляется средствами массовой информации, учреждениями образования, труда и социальной защиты, общественными организациями.

Повышение квалификации профессиональных групп осуществляется на базе Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции, государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» Министерства образования, Академии Министерства внутренних дел.

Одной из форм повышение квалификации является участие профессиональных групп в работе семинаров и конференций.

Данная работа проводилась в соответствии с Государственной программой противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ним противоправным деяниям на 2008-2010 годы.

При координирующей роли Министерства внутренних дел реализуются проекты международной технической помощи по тематике противодействия торговле людьми:

«Борьба с торговлей людьми: Республика Беларусь» совместно с МОМ;

«Предупреждение, борьба и минимизация социальных последствий в области торговли людьми в Республике Беларусь» совместно с ЕС, ПРООН, ЮНИСЕФ.

Проектами предусмотрены мероприятия по повышению профессиональной квалификации сотрудников правоохранительных, судебных органов, органов и учреждений образования и социальной защиты в сфере борьбы с торговлей людьми; обеспечению безопасности жертв торговли людьми, их социальной защиты и реабилитации.

В рамках проектов на базе Международного учебного центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми (далее – МУЦ) Академии МВД в период 2007-2009 годов было проведено 9 образовательных курсов по тематике «Противодействие торговле людьми: системный анализ, международное сотрудничество и пути совершенствования правоприменительной практики» для специалистов по противодействию торговле людьми правоохранительных органов государств-участников СНГ и ряда зарубежных государств.

В 2009 году на базе МУЦ при содействии ЮНИСЕФ проводились курсы для социальных работников по теме оказания помощи детям – жертвам торговли людьми.

4. Пожалуйста, укажите, планирует ли государство-участник предпринять шаги по криминализации правонарушений, обозначенных в Факультативном протоколе, в том числе торговли детьми как преступления, отличного от торговли людьми в целом, торговли с целью сексуальной эксплуатации, торговли детскими органами, использования детского труда.

В настоящее время разработан проект Закона Республики Беларусь


«О противодействии торговле людьми». В данном проекте в качестве одного из принципов противодействия торговле людьми закреплен принцип защиты прав детей-жертв торговли людьми.

В законопроекте закреплены нормы об ответственности граждан и организаций за осуществление торговли людьми. В частности, в законопроекте указано на обязательность привлечения к ответственности лиц, участвующих в организации и осуществлении торговли людьми. Важной гарантией неотвратимости наказания виновных является положение о том, что поведение жертвы торговли людьми, выраженное в нежелании (невозможности) изменить свое антиобщественное поведение, не может исключать ответственность торговцев людьми, а также рассматриваться как обстоятельство, смягчающее их ответственность. Деятельность организаций, связанных с торговлей людьми, запрещается. Также предусмотрено наложение запрета на деятельность иностранных и международных организаций, связанных с торговлей людьми.

Случаев торговли детскими органами и использования принудительного детского труда в Республике Беларусь не выявлялось.

5. Пожалуйста, уточните, может ли государство-участник установить экстерриториальную юрисдикцию для всех преступлений, относящихся к Факультативному протоколу. Просило ли государство-участник с момента вступления в действие Протокола экстрадицию какого-либо лица, обвиняемого в преступлениях, обозначенных в Протоколе, и, если да, была ли удовлетворена просьба государством, к которому она была обращена.

Статьей 6 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) установлено, что гражданин Республики Беларусь или постоянно проживающее в республике лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по данному Кодексу, если совершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве.

При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи названного Кодекса, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление.

Иностранный гражданин или не проживающее постоянно в Республике Беларусь лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности в случаях совершения особо тяжких преступлений, направленных против интересов Республики Беларусь.

Уголовный кодекс Республики Беларусь применяется независимо от уголовного права места совершения деяния в отношении ряда преступлений, в том числе торговля людьми (статья 181).

Лица, совершившие преступления, подлежат ответственности по названному Кодексу, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь.

Согласно статье 7 УК гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь и находящиеся на территории Республики Беларусь, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Республики Беларусь.

При отсутствии такого международного договора они могут быть выданы иностранному государству на основе принципа взаимности при условии соблюдения требований законодательства Республики Беларусь.

В период времени с 2007 года по ноябрь 2010 года выдача (экстрадиция) лиц, находящихся в розыске по линии Интерпола за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, как в Республики Беларусь, так и за ее пределы не осуществлялась.



6. Пожалуйста, прокомментируйте правовые обязательства Интернет-провайдеров в отношении детской порнографии.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 60 от 1 февраля 2010 г. «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» в целях обеспечения безопасности граждан и государства с 1 июля 2010 г. поставщики интернет-услуг осуществляют идентификацию абонентских устройств пользователей интернет-услуг, ведут учет и хранят сведения о таких устройствах и оказанных интернет-услугах

Указом впервые регламентирован механизм ограничения доступа к информации по требованию пользователя интернет-услуг. Например, по запросу пользователя интернет-услуг поставщик обязан ограничить доступ принадлежащего этому пользователю абонентского устройства к информации, содержание которой направлено на распространение порнографических материалов, пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.

7. Укажите, создан ли государством-участником механизм по оказанию детям-жертвам соответствующей помощи по реабилитации.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 352 «О предотвращении последствий торговли людьми» социальная защита и реабилитация жертв торговли людьми оказываются отделениями социальной адаптации и реабилитации территориальных центров социального обслуживания населения, социально-педагогическими учреждениями образования.

В системе Министерства труда и социальной защиты функционируют 156 территориальных центров социального обслуживания населения, располагающие 144 отделениями социальной адаптации и реабилитации, которые оказывают помощь жертвам торговли людьми, в том числе посредством телефонов «горячей линии».

Социальная защита и реабилитация жертв торговли людьми осуществляются безвозмездно и включают предоставление временного места пребывания на срок до 30 дней в кризисных комнатах (по аналогии с приютами/шелторами), которые создаются в территориальных центрах социального обслуживания населения; правовую и психологическую помощь; содействие в трудоустройстве на постоянную работу.

В настоящее время открыто 30 кризисных комнат (в городе Минске – 1, Брестской области – 5, Витебской области – 2, Гомельской – 3, Минской – 3, Могилевской – 16).

Реабилитация и социальная реинтеграция детей в возрасте от трех до пятнадцати лет, жертв торговли людьми, осуществляется в 141 социально-педагогическом учреждении системы Министерства образования безвозмездно и включает предоставление временного места пребывания в детских социальных приютах. Несовершеннолетние, проживающие в социально-педагогическом учреждении (детском социальном приюте), обеспечиваются бесплатно питанием, одеждой, обувью, другими предметами первой необходимости в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.

В 2009 году в учреждения системы Министерства образования за помощью обратилось 4 жертвы торговли людьми (Брестская область – 3, Витебская – 1).

Министерство образования с целью предотвращения возможной сексуальной эксплуатации несовершеннолетних осуществляет контроль за направлением учащихся системы образования на учебу за границу, усыновлением детей и деятельностью модельных агентств.

Функции по реабилитации жертв торговли людьми – детей младше трех лет возложены на Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

Для детей в возрасте до трех лет предусмотрена реабилитация в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста не выявлено).

К работе активно привлекаются общественные объединения. Так, при поддержке международного общественного объединения «Понимание» в г. Минске открыта комната опроса. Специально подготовленные психологи оказывают комплексную помощь детям, ставшим жертвами сексуального, физического и других форм насилия, а также торговли людьми. Программа общества предусматривает оказание следующих бесплатных услуг для ребенка, потерпевшего от преступления, или ребенка – свидетеля: психологическая подготовка к производству опроса; психологическая и психотерапевтическая реабилитация; реинтеграция, при необходимости – услуги для родителей и других членов семьи.

8. Пожалуйста, предоставьте информацию о мерах, обеспечивающих защиту детей-жертв и свидетелей, а также о мерах, обеспечивающих выплату финансовой компенсации.

Меры, обеспечивающие защиту детей-жертв и свидетелей, а также обеспечивающие выплату финансовой компенсации, регламентированы в Указе Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 352 «О предотвращении последствий торговли людьми» и, кроме того, нашли свое отражение в Концепции защиты жертв преступной деятельности, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2006 г. № 74, а также в Государственной программе противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008-2010.

В соответствии с пунктом 9 Указа Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 352 средства, затраченные на осуществление мер защиты жертв торговли людьми, взыскиваются с лица (лиц), совершившего преступление, связанное с торговлей людьми, в судебном порядке по искам местных исполнительных и распорядительных органов, территориальных центров социального обслуживания населения, детских социальных приютов или прокурора.

В соответствии с новым Законом Республики Беларусь


«О противодействии торговле людьми» жертвам торговли людьми будет выплачиваться адресная социальная помощь (компенсация).

9. Укажите, каким образом государство-участник гарантирует, чтобы жертвы преступлений, обозначенные в Факультативном протоколе, не привлекались к ответственности.

В случае если несовершеннолетний является потерпевшим от преступления, в отношении него при необходимости могут быть приняты меры безопасности, предусмотренные главой 8 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 8.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях физическое лицо, совершившее административное правонарушение в силу обстоятельств, вызванных совершением в отношении его деяний, влекущих ответственность по статье 181 УК (Торговля людьми), либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями 171 УК (Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией), 1711 УК (Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией), 181 1 УК (Использование рабского труда), 182 УК (Похищение человека), 187 УК (Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей), освобождается от административной ответственности.

Действующим законодательством привлечение к ответственности несовершеннолетних-жертв преступлений, касающихся торговли людьми, детской проституции и порнографии, не предусмотрено.





GE.


Смотрите также:
1. Пожалуйста, предоставьте дезагрегированные данные (пол, возраст, проживающих в городе/селе) за 2007, 2008 и 2009 годы: а) о количестве судебных дел, касающихся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии
124.15kb.
1 стр.
Докладчика по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии г-жи Офелии Кальсетас -сантос, Поездка в Российскую Федерацию, E/CN. 4/2001/78/Ad
332.9kb.
1 стр.
Несовершеннолетними
76.09kb.
1 стр.
45 заседании городской Думы 5
837.41kb.
7 стр.
Методика расчёта контингента доу на период с 2010 по 2015 гг
58.67kb.
1 стр.
Современные исследования детской игры
186.07kb.
1 стр.
Методическое пособие «Диагностика детской одаренности»
368.89kb.
3 стр.
Михаил Садовский
96.91kb.
1 стр.
Рекомендации 2-й школы по детской урологии-андрологии «Мегауретер у детей». 24-25. 10. 2007г в рамках Конгресса «Новые технологии в педиатрии и детской хирургии»
47.42kb.
1 стр.
Районная Неделя детской и юношеской книги
58.33kb.
1 стр.
Программа «Противостояние торговли людьми и бытовому насилию»
132.83kb.
1 стр.
План введение Часть I. История проституции Часть II. Законодательное урегулирование вопросов проституции Выводы
419.59kb.
2 стр.