Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОЕКТ


примерной программы по учебному предмету В.01.УП.02.ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС

Москва 2012



1

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка


  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебной нагрузки и ее распределение




  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Методические рекомендации преподавателям

  3. Рекомендуемая нотная литература

  4. Примерный репертуарный список




  • Произведения для струнного оркестра;

  • Произведения для струнного оркестра с духовыми инструментами;

  • Произведения для малого симфонического оркестра;

  • Произведения для солиста в сопровождении струнного оркестра;

  • Произведения для хора и оркестра;

VI. Рекомендуемая методическая литература


2

2




I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Оркестровый класс» составлена на основании федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и «Духовые и ударные инструменты», а также на основе Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) «Оркестровый класс», рекомендованной к использованию Министерством культуры СССР в 1990 году.

Оркестровый класс - учебный предмет, который может входить в вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства при условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов, участвующих в коллективном музицировании.

Создание оркестровых коллективов должно быть первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических и других условиях реализации предпрофессиональных программ.

В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся, обучающихся на различных оркестровых инструментах (струнных, ударных, духовых).

Распределение учащихся по группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп

определяется в зависимости от состава оркестровых коллективов в школе.

3


Сроки реализации учебного предмета

По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 5-8 классов, наиболее подготовленные учащиеся 4 класса.

По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3-5 классов, наиболее подготовленные учащиеся 2 класса.

Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения программы «Оркестровый класс» может быть увеличен на 1 год.



Объем учебной нагрузки и ее распределение

Предлагаемая недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» -2-3 часа в неделю, в соответствии с учебным планом детской школы искусств.

Детская школа искусств определяет время, необходимое для планомерной и целенаправленной работы оркестрового класса. Эти часы могут быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или групповой форме), так и на сводные занятия (консультации). Кроме того, на сводные занятия оркестра учебные планы могут предусматривать дополнительно 1-2 часа в месяц (из количества часов, предусмотренных ФГТ на консультации).

II. Требования к уровню подготовки обучающихся

За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть сформирован комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования, а именно:

исполнение партии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера; чтение нот с листа;

понимание музыки, исполняемой оркестром в целом и отдельными группами; умение слышать тему, подголоски, сопровождение;

аккомпанирование хору, солистам;

4

умение грамотно проанализировать исполняемое оркестровое произведение.



Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе, необходимы выпускникам впоследствии для участия в различных непрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных учебных заведений.

Выступление оркестра рассматривается как вид промежуточной аттестации.

В конце первого и второго полугодия учебного года руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины.

III. Методические рекомендации преподавателям

Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с оркестром (в частности, подготовка партий), проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.

Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров и форм. Большое воспитательное значение имеет работа над полифонией (обработка народных песен, оригинальные сочинения полифонического склада). В национальных республиках необходимо большее внимание




5

5




уделять пополнению репертуара из произведений народной музыки и национальных композиторов.

Представленные в репертуарном списке произведения для оркестра (оригинальные и переложения) делятся на три группы: I, II и III ступени трудности, что отмечено в специальной графе.

Репертуарный список включает в себя следующие разделы:


  • произведения для струнного оркестра; произведения для струнного
    оркестра с духовыми инструментами;

  • произведения для малого симфонического оркестра; произведения для
    солиста в сопровождении струнного оркестра;

  • произведения для хора и оркестра.

Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкально-исполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в школе.

Целесообразно участие в детском оркестре педагогов оркестрового отдела - это способствует более успешной работе. Пример совместного музицирования педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников.

В школьном оркестре желательно участие пианиста-концертмейстера, особенно в тех оркестрах, где отсутствует контрабасовая группа. Фортепиано уплотняет звучность оркестра, создает интонационно чистую основу произ­ведения, помогая учащимся в овладении интонацией.

По усмотрению педагога могут использоваться клавишные электронные инструменты. В зависимости от качества инструмента им можно заменять группу духовых, а также дополнять группу струнных для более полного глубокого звучания.

В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить с коллективом 4-6 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется



6

6




исполнять в различных концертах. В целях более продуктивной работы и подготовки большего количества произведений целесообразна организация разучивания оркестровых партий с помощью педагогов оркестрового отдела.

IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеенко Б. Симфониэтта «Пионерская».— Киев, 1983

  2. Аливердибеков Н. Октябрьские песни школьников: Кантата для детского

хора, унисона скрипачей и симфонического оркестра/ Переложение для хора, унисона скрипачей и фортепиано.- Баку, 1973

  1. Ансамбли юных скрипачей. Вып. 4-8.- М., 1979, 1981, 1985, 1987, 1988

  2. Волшебная свирель: Детские и юношеские хоры в сопровождении

ансамбля скрипок / Ред. В. Попов,— М., 1978

5. Восемь (8) пьес в легкой обработке для струнного оркестра / Ред. С.

Асламазяна, - М., 1946


  1. Габуния Н. Элегия: для камерного оркестра.- Тбилиси, 1981

  2. Гендель Г. Увертюра к опере «Родриго»: Для камерного оркестра / Под

ред. А. Готлиба и Г. Талаляна. - М., 1961

8. Глинка М. И. Отрывки из опер «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин» /

Переложение Н. А. Римского-Корсакова для струнного оркестра. - М., 1952

9. Глодяну Л. Сюита для камерного оркестра и детского хора.- М., 1971

10. Григ Э. Сюиты №№ 1 и 2 из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».- М.,
1980


  1. Девять пьес / Переложения для детского струнного оркестра Д.
    Лепилова.-М., 1951

  2. Калнынь А. 10 латышских народных песен для симфонического
    оркестра.-Л., 1980




  1. Кангро Раймо. Простая симфония для камерного оркестра. - Л., 1982

  1. Кленицкис А. Летний день: Сюита для детского хора и симфонического
    оркестра. - Л.-М., 1965


7

7






  1. Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров
    ДМШ. Вып. 1 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1968

  2. Легкие пьесы для струнного и малого симфонического оркестров
    ДМШ. Вып. 2 / Сост. Д. Румшевич.- Л., 1969

  3. Легкие пьесы для струнного оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1978

  4. Медынь Я. Легенда для струнного оркестра.- Рига, 1981

  5. Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 1 / Ред. Л.М.Гозмана.
    - Л., 1974

  6. Музыка XVII—XVIII веков: Для струнного оркестра. Вып. 2 / Ред. Л, М,
    Гозмана.-Л., 1975

  7. Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 3 / Ред. А. Г.
    Асламазова.-Л., 1973

  8. Одиннадцать пьес русских композиторов / Переложения для струнного
    оркестра /Под ред. С. Асламазяна.-М., 1951

  9. Педагогический репертуар ДМШ: Пьесы русских композиторов / Обр.
    для струнного оркестра 3. Финкельштейна. - М., 1962




  1. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник
    инструментальных пьес и концертов в сопровождении струнного орке­
    стра / Под ред. С. Асламазяна. - М., 1954

  2. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Избранные
    инструментальные концерты / Ред. Ю. Уткин. - М., 1956

  3. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник
    классических пьес (Бах—Гендель) / Ред. С. Асламазян. - М., 1956

  4. Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник пьес
    советских композиторов / Ред. Ю. Уткин. - М., 1958

  5. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 1 / Ред. Ю.
    Алиев.-Л., 1982

  6. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 2 / Ред. Ю.
    Алиев.-Л., 1983

  7. Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 3 / Ред. Ю.

Алиев.- Л., 1984. Вып. 4- Л., 1985. Вып. 5- Л., 1987

8


  1. Произведения для камерного оркестра / Ред. С, Разоренов.- М., 1979

  2. Произведения для камерного оркестра.- Вып. 2 / Ред. О. Кузина.- М.,
    1983

  3. Произведения для хора в сопровождении струнного оркестра / Сост. и
    обр. 3. Финкельштейна. - М., 1963

  4. Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып. 1
    / Ред. В. Кирпань.-М., 1983

  5. Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып. 3
    / Сост. Н. Адлер. - М., 1983

  6. Пьесы для струнного оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1979

37. Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Ре­
пертуар симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып.
1. - М., 1971

38. Пьесы советских композиторов для симфонических оркестров ДМШ и


музыкальных училищ. Вып. 2 / Ред. Б. Аронович.- М., 1974

39. Пьесы советских композиторов для симфонического оркестра. Ре­


пертуар симфонических оркестров ДМШ и музыкальных училищ. Вып.
3 / Ред. Б. Аронович. - М., 1979

  1. Пьесы советских композиторов для школьного струнного оркестра.
    Вып. 1 / Переложения С. Асламазяна. - М,, 1968

  2. Раков Н. Произведения для камерного оркестра. - М., 1984

  3. Раксз Н. Пьесы для двух скрипок в сопровождении струнного оркестра.
    - М,, 1965

  4. Репертуар оркестровых классов ДМШ / Переложения пьес советских
    композиторов Ю. Александрова. - М., 1959

  5. Ряэтс Я. Школьная кантата для детского хора и детского симфо­
    нического оркестра.-Л..-М., 1971

  6. Сборник "Мы любим ..." Репертуар симфонических оркестров для детей
    и юношества / Ред. Ю.Блинов. - М., 1964

  7. Сборник пьес в переложении для струнного оркестра ДМШ. - М., 1956

  8. Сборник пьес для камерного оркестра. Вып. 2.- М., 1967


9

9






  1. Сборник пьес для струнного оркестра / Ред. В. Блок, В. Доброхотов.-
    М., 1964

  2. Сборник пьес для струнного оркестра. Вып. 4 / Ред. Е. Баркан.- М.,
    1793

  3. Сироткин С. Детская спортивная сюита для симфонического оркестра -
    М., 1980

  4. Таранса Г. Кончерто гроссо для флейты, английского рожка, фагота,
    струнных. -Киев, 1983

V. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Произведения для струнного оркестра

Автор

Название пьесы

Степень трудности

№ сборника*

1

2

3

4

Александров А. Альбиони Т. Айвазян А. Аракишбили Д. Аренский А. Армянская народная песня Артемов В. Бакланова Н.

Бальцони Дж. Барток Б.



Менуэт Адажио Песня Два кавказских танца Фуга на тему «Журавель» Праздничная

Пьеса Мазурка Менуэт Менуэт Детям (9 пьес)



I II III II II

III


II I I I I -II

27 23 16 46

22

40



38

5 5 28


3

Бах И. С.

Фуга № 22

Рондо Бурре



III

II II


46

46

17



10




Сюита № 1: Гавот

II

17




Сюита № 1: Паспье

II

17




Сюита № 3: Ария

III

17




Сюита № 3: Гавот

II

26, 17




Сюита № 4: Менуэт

II

26




Фуга

II

26




Кантата № 142: 4 части

III

26




Бурре

II

26

* Номер сборника см. в списке рекомендуемой нотной литературы.

1

2

3

4

Бетховен Л.

Боккерини Л. Бонпорти Ф,

Бородин А. Бортнянский Д.


Гавот Сюита № 2: Менуэт Сюита № 2: Шутка Романс Соль мажор Немецкий танец Аллегретто Менуэт Концерт для струнного оркестра и клавесина Грезы Интермеццо Вариации на тему песни «Чем тебя я огорчила» Полька «Елена» Концерт № 3

II I I III II II I

II

II III



III

II III


26 29 29 29 36 36 28

21

23 23



М., 1952

22 17





Концертная симфония: Ларгетто

III

17

Бузовкин А. Вайнштейн Л.

Интермеццо

Партита: Прелюдия Токката



III

I II


37

35 35


11


* Произведения, отмеченные звездочкой здесь и далее, опубликованы как отдельные издания.






Сарабанда

I

35




Жига

III

35

Вивальди А.

Маленькая симфония Соль мажор

II

36,29




Симфония До мажор

II

30

Волков К.

Наигрыш

III

38

Габичзадзе Р.

Спиккато

II

37

Габуния Н.

Элегия

I

6

Гайдн И.

Детская симфония в 3-х частях*

П-Ш

M., 1974




Квартет № 1: Престо

II

36




Менуэт быка

II

36



1

2

3

4

Гедике А.

Миниатюра

I

22

Гендель Г.

Концерт № 12: Аллегро

III

17




Опера «Родриго»: Увертюра

II

7,17




Жига

II

7,17




Сарабанда

I

7,17




Матлот

I

7,17




Менуэт

I

7,17




Бурре

III

7,17




Менуэт

I

7




Фугетта

I

26




Менуэт ре минор

I

26




Бурре

I

26




Сарабанда

I

26




Гавот

I

26




Менуэт до минор

II

26

следующая страница >>
Смотрите также:
Общеобразовательные программы в области музыкального искусства «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты»
729.66kb.
4 стр.
Образовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты»
571.39kb.
4 стр.
"Спивограй" Место проведения: Украина, республика Крым, г. Феодосия Дата проведения
77.68kb.
1 стр.
Средние учебные заведения – медные духовые и ударные инструменты
42.02kb.
1 стр.
Инструменты симфонического оркестра
67.3kb.
1 стр.
Все виды старинного музыкального инструмента гусли
40.98kb.
1 стр.
Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства Струнные инструменты
255.39kb.
1 стр.
Справка о материально-техническом, учебно-методическом, информационно-техническом обеспечении образовательного процесса фгос (третьего поколения) специальность 073101 Инструментальное исполнительство «Оркестровые струнные инструменты»
1156.44kb.
5 стр.
2013 – 2014 учебный год. Образовательные программы, инструменты и направления. «Музыкальное исполнительство» Народные инструменты баян, аккордеон
23.59kb.
1 стр.
Инструменты рисования и редактирования. Ретушь изображений
140.13kb.
1 стр.
Конкурс проводится в г. Краснодаре на базе Краснодарского музыкального колледжа им Н. А. Римского-Корсакова по специальностям: флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон-альт, труба, валторна, баритон, тромбон, туба, ударные инструменты
68.45kb.
1 стр.
Brush (кисть) позволяет создавать линии с гладкими или размытыми краями, жесткие линии различных форм. Pencil (карандаш)
139.41kb.
1 стр.