Главная
страница 1
c:\documents and settings\директор\рабочий стол\на сайт\зож.jpg

РАЗДЕЛ 7. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Основная образовательная программа образовательного учреждения;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», вводится в действие с 1 сентября 2011 года.

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.

В содержании курса несколько составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, коммуникационная.


Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:

  • физическое и психическое здоровье;

  • здоровый жизненный стиль;

  • культура безопасности жизнедеятельности;

  • правильное, рациональное питание;

  • профилактика вредных привычек.

В основе курса лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов.

Программа построена на основе принципов:



  • Раскрой себя в каждом деле.

  • Помни, что твоя сила, ценность для тебя и окружающих – это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.

  • Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

  • Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.

  • Оказывая помощь, обучая, не унижай достоинства человека.

Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе.

Цель курса: Формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:


  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика состояния здоровья младших школьников, снижение заболеваемости;

  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;

  • валеологическая просвещенность учащихся;

  • увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • повышение приоритета здорового образа жизни.

Средства достижения цели:

  • Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.

  • Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, защита проекта, комбинированный урок, памятки, театрализованные представления.

Систематически проводится диагностика в начале учебного года с целью определения:



  1. - Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.

  2. - Состояния здоровья.

  3. - Выбора оптимальных физических нагрузок с учетом индивидуального уровня развития детей

  4. класса.

  5. - Планирования оздоровительной работы с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.

-. Выявление интересов детей и родителей.

В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью:



  • Определения динамики роста и развития всех показателей.

  • Определения индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности.

  • Изучения влияния на ребенка факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.

  • Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

  • На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-воспитательному процессу.


План работы программы


Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима  учебных   кабинетов,   рекреаций   и спальных помещений.


август

администрация

Гигиеническая оценка учебных занятий и мероприятий.

в течение года


Зам.по УВР


Анализ, корректировка и изменение некоторых положений программы при необходимости




Администрация

Осуществление контроля выполнения СанПиНа:

 - световой, питьевой, воздушный режим кабинетов, спортивного зала, мастерских;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, рассаживание обучающихся согласно рекомендациям;

- анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий.



В течение    учебного года


Зам.по УВР,

Зам.по АХЧ, классные руководители




Осуществление взаимодействия с медицинской службой , врачами – консультантами по конкретным вопросам

В течение учебного года

Администрация

Организация массовых акций в целях привлечения к проблеме, например, «День здоровья», соревнования на самый чистый класс и другие.

в течение года

Руководитель спортивного клуба

классные руководители



Родительский всеобуч:

- родительские собрания

- беседа с медицинским работником,

-консультации психологов из ПМС-центра



2 раза в год

Классные руководители

Осуществление психолого-педагогического сопровождения

в течение учебного года

ПМС-центр

Оптимизация школьного питания

В течение учебного года

Ответственный за организации школьного питания



1. Создание здоровье сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе организовано горячее питание в урочное и внеурочное время.

В школе работает оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка, частично оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

Эффективное функционирование созданной здоровье сберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учитель физической культуры, педагог организатор ОБЖ, педагоги дополнительного образования.

2. Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Начальная школа XXI века».



Система учебников УМК «Начальная школа XXI века» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» представлены следующие ведущие содержательные линии.

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс), «Кто живет рядом с тобой» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество» (4 класс).

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс), «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс), «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение и др. в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы второго класса, а также специальными историческими темами: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)», «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс)

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).


В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.



3. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:



  • проведение бесед, лекций, семинаров, круглых столов, консультаций по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; и т. п.;

  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий, дней здоровья, спортивных соревнований, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.


Организация всеобуча для родителей


Классы

Тематика родительских собраний

Работа классных руководителей с родителями

1 класс

«Режим дня – это серьезно»

  • Индивидуальные беседы с родителями

  • Анкетирование родителей по проблемам здоровья

  • Дни здоровья

  • Решение проблем

  • Лекции

  • Семинары

  • Консультации с привлечением мед. работников

2 класс

«Дети и компьютер»

3 класс

«Секреты здоровья ребенка»

4 класс

«Разговор на «трудную тему» (профилактика вредных привычек у младших подростков)»








Тематика консультативных встреч

  • Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.

  • Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.

  • От чего зависит работоспособность младших школьников.

  • Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.

  • Профилактика близорукости.

  • Профилактика нарушения осанки.

  • Упражнения на развития внимания.

  • Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.

  • Упражнения на развитие логического мышления.

  • Предупреждение неврозов.



Предполагаемый результат реализации программы:

  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

  • активизация интереса детей к занятиям физической культурой;

  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;

  • высокий уровень сплочения детского коллектива;

  • активное участие родителей в делах класса;

  • способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы


Воспитательная работа


Спортивные и другие мероприятия

Мероприятия по безопасности жизни

Пожарная безопасность

Дорожно-транспортная безопасность

1 класс




День здоровья




Первый раз в первый класс

Всекубанская спартакиада по игровым видам спорта «Спортивные надежды Кубани»

Пять правил пожарной безопасности




Спортивно-оздоровительные соревнования «Президентские состязания»




Зеленый, желтый, красный

Борьба с гиподинамией: Подвижные игры

Огонь-друг и враг человека

Памятка юного пешехода

«Веселые старты»







Борьба с гиподинамией: физкультминутки







Занятия по программе «Уроки здоровья»

Действия при пожаре в лесу

Дорожные знаки

Программа «Подвижные игры»
















Минутки безопасности ДД

2 класс




День здоровья

Безопасное обращение с электричеством в доме

Повторение темы «Дорожные ловушки»

Борьба с гиподинамией: физкультминутки

Что делать, если пожар только начался

Повторение устава «Зеленого креста»

Всекубанская спартакиада по игровым видам спорта «Спортивные надежды Кубани»




Правила юного пешехода

Спортивно-оздоровительные соревнования «Президентские состязания»

Правила выхода из задымленной квартиры

Правила перехода регулируемого перекрестка

Спортивные соревнования «Вместе мы победим»




Действия пешеходов по сигналам регулировщика

Подвижные игры на свежем воздухе

Как правильно позвонить в пожарную охрану

Правила перехода нерегулируемого перекрестка

Весёлые старты

Первоочередные действия при пожаре в квартире

Дорожные знаки

Кубок Победы

Летний отдых и пожарная безопасность

Обязанности пассажиров

Занятия по программе «Уроки здоровья»




Итоговое занятие

3 класс




День здоровья

От чего происходят пожары

Влияние климатических условий на дорожную обстановку

Соревнования «Вместе мы победим»

История создания пожарной охраны

Опасные ситуации на дорогах

Борьба с гиподинамией: физкультминутки




Основные причины травм младших школьников на дорогах и улицах

Всекубанская спартакиада по игровым видам спорта «Спортивные надежды Кубани»

Безопасное использование бытовой техники

Предупредительные сигналы водителей

Спортивно-оздоровительные соревнования «Президентские состязания»

Оказание помощи при ожогах

Перекрестки и их виды

Кубок Победы




Дорожные «ловушки» на перекрестках

Правильные действия во время грозы

Дорожные знаки

Спортивные соревнования «Игры без побеждённых»»




Действия пешеходов и водителей по сигналам светофора с дополнительными секциями

Занятия по программе «Уроки здоровья»




Итоговое занятие

4 класс




День здоровья




Где и как переходить дорогу

Борьба с гиподинамией: физкультминутки

План пожарной эвакуации в школе, дома

Остановочный путь автомобиля

Соревнования «Вместе мы победим»

Противопожарный режим в школе

Сигналы регулировщика для водителей

Всекубанская спартакиада по игровым видам спорта «Спортивные надежды Кубани»

Назначение и оборудование пожарного щита

Движение в темное время суток

Спортивно-оздоровительные соревнования «Президентские состязания»

Первичные средства пожаротушения

Дорожно-транспортные происшествия

Тропа туриста

Что делать, если квартиру покинуть нельзя

Дорожные знаки

Кубок Победы

Причины возгорания телевизора и способы его тушения

Назначение разметки проезжей части улиц и дорог

Занятия по программе «Уроки здоровья»

Действия при пожаре в доме

Проезд в общественном транспорте







Конкурс на лучшего эрудита по ПДД


Смотрите также:
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни
180.31kb.
1 стр.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
160.75kb.
1 стр.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
130.64kb.
1 стр.
Муниципального общеобразовательного учреждения
540.32kb.
3 стр.
Программа деятельности по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни красноярск 2010
310.03kb.
1 стр.
Формирование здорового образа жизни
60.68kb.
1 стр.
Ственная медицинская академия последипломного образования методологии профилактической медицины и формирования здорового образа жизни сборник научных статей десятой межрегиональной научно-практической конференции
1414.79kb.
5 стр.
Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ноо. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо. Содержательный раздел
3569.6kb.
18 стр.
Орви и орз, проводит разьяснительную работу с родителями. Также в школе проводится акетирование учащихся и родителей по вопросам удовлетворенности обучающихся школьным питанием и исследование дозировки домашнего задания
643.88kb.
4 стр.
Лекция «организация работы по гигиеническому воспитанию, пропаганде формирования здорового образа жизни во врачебно-физкультурных диспансерах»
433.44kb.
3 стр.
Конкурс «вуз здорового образа жизни»
184.47kb.
1 стр.
Программа по биологии
294.1kb.
1 стр.