Главная
страница 1страница 2
Ќ О Н У Н И З А К О Н

ЉУМЊУРИИ РЕСПУБЛИКИ

ТОЉИКИСТОН ТАДЖИКИСТАН
Закон Республики Таджикистан

О высшем и послевузовском профессиональном образовании
Настоящий Закон определяя и регулируя государственную политику в области высшего профессионального и послевузовском образования, создаёт условия для реализации конституционных прав каждого на получение высшего профессионального образования.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Республики Таджикистан о высшем и послевузовском профессиональном образовании
Законодательство Республики Таджикистан о высшем и послевузовском профессиональном образовании основывается на Консти­туции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, и другие правовых актов Республики Таджикистан, а также международных право­вых актов, признанных Республикой Таджикистан
Статья 2. Основные понятия
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

аккредитация - порядок определения статуса образовательного учреждения для проведения образовательной деятельности, согласно стандартам высшего профессионального образования;

аспирант - специалист, имеющий высшее профессиональное обра­зование, степень магистра, который учится в аспирантуре учреждении высшего профессионального образования, научного учреждения или послевузовского профессионального образования для подготовки диссертации на получение научной степени кандидата наук;

аттестация - процедура установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников учреждения высшего профессионального образования, требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям под­готовки (специальностям);

итоговая государственная аттестация студентов - проце­дура, проводимая с целью определения степени усвоения студентами обя­зательного государственного стандарта соответствующего уровня образования, по результатам которой им выдается документ о соот­ветствующем образовании;

бакалавр - начальная (базовая) степень высшего профессио­нального образования, специалист этой степени осваивает знания, навыки и профессиональное мастерство по теории и практике нап­равлений своей специальности;

профессиональная переподготовка – получение, знаний, умений и навыков усовершенствование профессии с целью соответствия новым социально-экономическим условиям по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, различных практических технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности;

доктор PhD, доктор по профилю – высшая академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим профессиональные учебные программы докторантуру по соответствующим специальностям;

докторант - лицо, которое имеет ученую степень кандидата наук и зачислено в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук;

студент - лицо, которое в установленном порядке зачислено в учреждение высшего профессионального образования и учится на дневной, вечерней, заочной форме обучения или экстерном с целью получения определенного уровня образования и специальности;

специальность – комплекс опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности, подтверж­даемых соответствующими документами об образовании приобретенных путем целенаправленной подготовки;

лицензирование - процедура признания возможности учреждения высшего профессионального образования, определенного типа для начала образовательной деятельности, связанной с получением высшего образования и квалификации в соответствии с требованиями стандартов высшего образования, а также государственными требованиями относительно кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения;

профессия - основной род занятий и трудовой деятельности человека, подтверждаемый соответствующим документом об образовании;

курсант - лицо, зачисленное в установленном порядке в военное (либо специальное) учреждение высшего профессионального образования, обучающийся с целью получения определенного уровня образования и специ­альности;

магистр - степень высшего профессионального образования, присуждаемая выпускникам учреждения высшего профессионального образования после сдачи государственных экзаменов или защиты дипломного проекта магистра. Магистр, в основном, занят определенной областью науки, ведёт научно-исследовательскую работу и работает по специальности в образовательных, научных учреждениях и занимает должности, соответствующие уровню его образования;

содержание обучения - структура, содержание и объем учебной программы, усвоение которой обеспечивает лицу возможность получения высшего профессионального образования и опреде­ленной квалификации;

учреждение высшего профессионального образования -образовательное, образовательно-научное учреждение, которое реализует образо­вательно-профессиональные программы высшего образования по определенным стандартам и направлениям образования, и просве­тительно-квалификационным уровням, обеспечивает обучение, вос­питание и профессиональную подготовку граждан соответственно их призванию, интересам, способностям и нормативным требо­ваниям в области высшего образования, а также осуществляет науч­ную и научно-техническую деятельность;

государственное учреждение высшего профессионального образования - высшее учебное заведение, основанное государством, которое финансируется из государственного бюджета или из других источников и подчиняется уполномоченному органу Правительства Республики Таджикистан;

негосударственное учреждение высшего профессионального образования - высшее учебное заведение, основанное на негосу­дарственной и частной собственности и подчиненное учредителю (учредителям);

специалист - лицо, имеющее высшее профессиональное образо­вание, владеющий знаниями, навыками и профессиональным мастерством по теории и практике своей специальности и обладает способностями подготовки научной работы;

кредитная система образования - система количественной оценки содержания учебных программ и результатов их освоения. Кредит (или кредитный час) еженедельная норма времени затраченная на обучение учебной дисциплины в одном семестре и в случае успешной сдачи экзамена по этой дисциплине, студент получает данный кредит (или кредиты)»;

академическая свобода - свобода изложения содержания обучения по своему усмотрению, в рамках учебных программ, выбора темы для научных исследований и их производство своими методами, а также свобода обучающихся получать знания согласно своих нак­лонностей в рамках учебных программ;

стандарт высшего профессионального образования - сово-купность норм, определяющих содержание высшего профес­сионального образования, суть, сроки обучения и методы диаг­ностики качества высшего образования с учетом общечеловеческих достижений;

повышение профессиональной квали­фикация - образование, которое присваивается согласно уровню профессионального образования в целях повышения квалификации по той или иной профессии;

квалификация - вид и степень профессиональной подготовки выпускника для выполнения профессиональной деятельности или продолжения образования, подтверждаемые документом о соответствующем образовании;

образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, целью которого является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и профессиональной компетентности человека (личности);

дополнительное образование - процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей гражданина, общества и госу­дарства;

высшее профессиональное образование – уровень (степень) образования, которое приобретается лицом в учреждении высшего профессионального образования в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, которое базируется на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации;

послевузовское профессиональное образование - образование, предоставляющее каждому лицу, возможность повышения уровня образо­вания и квалификации на базе высшего профессионального обра­зования;

дистанционное обучение - одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств;

соискатель - лицо, имеющее высшее профессиональное обра­зование и прикрепленное к аспирантуре или докторантуре высшего учебного заведения или научного учреждения и, которое готовит диссертацию на получение научной степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, или лицо, которое имеет научную степень кандидата наук и готовит диссертацию на получение научной степени доктора наук без обучения в докторантуре;

образовательная деятельность - деятельность, связанная с пре­доставлением услуг для получения высшего профессио­нального образования с выдачей соответствующего документа;

автономия - высшая форма учебного процесса и ака­демических мероприятий, определяет государственную ответственность учреждений высшего профессионального образования пе­ред учредителем;

экстерн - лицо, самостоятельно, изучающее учебные дисциплины согласно основной образовательной программе высшего профес­сионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей текущей и итоговой аттестацией в высшем учебном заведении;

экстернат - самостоятельное изучение, дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профес­сионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.
Статья 3. Основные принципы в области высшего и послевузовского профессионального образования
Высший и послевузовское профессиональное образования основывается на следующих принципах:

- доступности высшего профессионального образования с учетом, способностей, таланта и потребностей каждого человека;

- определения приоритетных направлений развития науки, тех­ники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготов­ки и повышения квалификации работников;

- гражданского воспитания;

- сохранения и развития достижений и традиций учреждений высшего профессионального образования;

- интеграции системы высшего и послевузовского профессио­нального образования в мировое образо­вательное пространство;

- непрерывности и преемственности процесса образования;

- государственной поддержки подготовки специалистов, прио­ритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессио­нального образования.


Статья 4. Государственные гарантии в области высшего и послевузовского профессионального образования
Государство гарантирует приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования путём:

- финансирования за счет средств государственного бюджета или грантов, а также путем создания благоприятных условий для самофинансирования подготовки специалистов и научно-педагоги­ческих кадров согласно установленным нормам;

- бюджетного финансирования или частных грантовобеспечения доступности высшего и послевузовского профессионального образования согласно государственному заказу;

- обеспечения прав и социальных интересов студентов, аспирантов, докторантов и других учащихся в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

- создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

- выделения грантов и долгосрочных льготных кредитов негосударственным учреждениям высшего и послевузовского профессионального образования для приёма студентов по квоте на конкурсной основе;

- предоставления в пределах государст­венных образовательных стандартов, права получения в соответствии с социальными потребностями бесплат­ного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и негосударственных высших учебных заведениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые;

- свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессио­нального образования, образовательного учреждения и направления подготовки.


Статья 5. Автономия учреждений высшего и послевузовского профессионального образования и их академические свободы
1. Автономия учреждений высшего профессионального образовании определяет самостоятельность учреждений высшего профессионального образования в подборе и расстановке кадров, осу­ществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с положениями законодательства Республики Тадж­икистан и уставом учреждения.

2. Учреждение высшего профессионального образования может использовать дистанцион­ные образовательные технологии для реализации образовательной программы, частично или в полном объеме (за исключением неко­торых занятий) в порядке, установленном государственным органом управления образованием.

3. Контроль за соответствием деятельности учреждений высшего и послевузовского профессионального образования независимо от организационного-правовых форм, с учетом целей, предусмотренных в уставе, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) учреждений высшего профессионального образования и государственный орган управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности.

4. Профессорско-препода­вательскому составу, научным работникам и студентам учреждений высшего профессионального образования, в том числе преподавателям учреждения высшего профессионального образования, предоставляются академические свободы в изложении учебно­й программы, выборе новых методов обучения в пределах образовательной программы, в выборе темы научных исследований и удовлетворении нравственных потребностей каждого преподавателя.

5. Студентам в пределах образовательной програм­мы согласно их потребностям предоставляется академические свободы.
Статья 6. Правовой статус, виды и названия учреждения высшего профессионального образования
1.Учреждение высшего профессионального образования является юридическим лицом и относится к некоммерческому учреждению.

2. В Республике Таджикистан создаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

3.Университет это учреждение высшего профессионального образования, которое:

- реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру нап­равлений (специальностей);

- осуществляет подготовку высококвалифицированных, научных и научно-педагогических работников, совершенствует их знания и квалификацию;

- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследо­вания по широкому спектру наук;

- является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

4.Академия это учреждение высшего профессионального образования, которое:

- реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования в определенной сфере деятельности;

- осуществляет подготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации:

- выполняет фундаментальные и прикладные научные иссле­дования в одной из областей науки или культуры;

- является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

5.Институт это учреждение высшего профессионального образования, которое:

-реализует образовательные программы высшего профес­сионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования в одном или нескольких отдельных направлениях;

- осуществляет подготовку высококвции повышение квалификации работ­ников для определенной области профессиональной деятельности;

- ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследо­вания.

6. Правовой статус учреждения высшего профессионального образования выражается в его имени. Наименование учреждения высшего профессионального образования устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании учреждения высшего профессионального образования употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид учреждения высшего профессионального образования.


следующая страница >>
Смотрите также:
Закон Республики Таджикистан о высшем и послевузовском профессиональном образовании
646.59kb.
2 стр.
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
26.2kb.
1 стр.
Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании
959.76kb.
4 стр.
Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании принят
969.35kb.
4 стр.
Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», №125-фз от 12. 08. 1996 г.
129.51kb.
1 стр.
Закон от 22 августа 1996 г. N 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
1063.84kb.
5 стр.
Закон от 22 августа 1996 г. N 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
78.95kb.
1 стр.
Закон от 22. 08. 1996 n 125-фз (ред от 03. 12. 2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
953.8kb.
3 стр.
Правила приема для поступающих на основные образовательные программы послевузовского профессионального
182.85kb.
1 стр.
Законом от 22 августа 1996 года №125-фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
236.89kb.
1 стр.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 22. 08
160.87kb.
1 стр.
Правила приема в нгуэу разработаны в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
360.21kb.
3 стр.