Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2![]() ЉУМЊУРИИ РЕСПУБЛИКИ ТОЉИКИСТОН ТАДЖИКИСТАН Закон Республики Таджикистан О высшем и послевузовском профессиональном образовании Настоящий Закон определяя и регулируя государственную политику в области высшего профессионального и послевузовском образования, создаёт условия для реализации конституционных прав каждого на получение высшего профессионального образования. ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство Республики Таджикистан о высшем и послевузовском профессиональном образовании Законодательство Республики Таджикистан о высшем и послевузовском профессиональном образовании основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, и другие правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан Статья 2. Основные понятия Основные понятия, используемые в настоящем Законе: аккредитация - порядок определения статуса образовательного учреждения для проведения образовательной деятельности, согласно стандартам высшего профессионального образования; аспирант - специалист, имеющий высшее профессиональное образование, степень магистра, который учится в аспирантуре учреждении высшего профессионального образования, научного учреждения или послевузовского профессионального образования для подготовки диссертации на получение научной степени кандидата наук; аттестация - процедура установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников учреждения высшего профессионального образования, требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям); итоговая государственная аттестация студентов - процедура, проводимая с целью определения степени усвоения студентами обязательного государственного стандарта соответствующего уровня образования, по результатам которой им выдается документ о соответствующем образовании; бакалавр - начальная (базовая) степень высшего профессионального образования, специалист этой степени осваивает знания, навыки и профессиональное мастерство по теории и практике направлений своей специальности; профессиональная переподготовка – получение, знаний, умений и навыков усовершенствование профессии с целью соответствия новым социально-экономическим условиям по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, различных практических технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности; доктор PhD, доктор по профилю – высшая академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим профессиональные учебные программы докторантуру по соответствующим специальностям; докторант - лицо, которое имеет ученую степень кандидата наук и зачислено в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук; студент - лицо, которое в установленном порядке зачислено в учреждение высшего профессионального образования и учится на дневной, вечерней, заочной форме обучения или экстерном с целью получения определенного уровня образования и специальности; специальность – комплекс опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности, подтверждаемых соответствующими документами об образовании приобретенных путем целенаправленной подготовки; лицензирование - процедура признания возможности учреждения высшего профессионального образования, определенного типа для начала образовательной деятельности, связанной с получением высшего образования и квалификации в соответствии с требованиями стандартов высшего образования, а также государственными требованиями относительно кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения; профессия - основной род занятий и трудовой деятельности человека, подтверждаемый соответствующим документом об образовании; курсант - лицо, зачисленное в установленном порядке в военное (либо специальное) учреждение высшего профессионального образования, обучающийся с целью получения определенного уровня образования и специальности; магистр - степень высшего профессионального образования, присуждаемая выпускникам учреждения высшего профессионального образования после сдачи государственных экзаменов или защиты дипломного проекта магистра. Магистр, в основном, занят определенной областью науки, ведёт научно-исследовательскую работу и работает по специальности в образовательных, научных учреждениях и занимает должности, соответствующие уровню его образования; содержание обучения - структура, содержание и объем учебной программы, усвоение которой обеспечивает лицу возможность получения высшего профессионального образования и определенной квалификации; учреждение высшего профессионального образования -образовательное, образовательно-научное учреждение, которое реализует образовательно-профессиональные программы высшего образования по определенным стандартам и направлениям образования, и просветительно-квалификационным уровням, обеспечивает обучение, воспитание и профессиональную подготовку граждан соответственно их призванию, интересам, способностям и нормативным требованиям в области высшего образования, а также осуществляет научную и научно-техническую деятельность; государственное учреждение высшего профессионального образования - высшее учебное заведение, основанное государством, которое финансируется из государственного бюджета или из других источников и подчиняется уполномоченному органу Правительства Республики Таджикистан; негосударственное учреждение высшего профессионального образования - высшее учебное заведение, основанное на негосударственной и частной собственности и подчиненное учредителю (учредителям); специалист - лицо, имеющее высшее профессиональное образование, владеющий знаниями, навыками и профессиональным мастерством по теории и практике своей специальности и обладает способностями подготовки научной работы; кредитная система образования - система количественной оценки содержания учебных программ и результатов их освоения. Кредит (или кредитный час) еженедельная норма времени затраченная на обучение учебной дисциплины в одном семестре и в случае успешной сдачи экзамена по этой дисциплине, студент получает данный кредит (или кредиты)»; академическая свобода - свобода изложения содержания обучения по своему усмотрению, в рамках учебных программ, выбора темы для научных исследований и их производство своими методами, а также свобода обучающихся получать знания согласно своих наклонностей в рамках учебных программ; стандарт высшего профессионального образования - сово-купность норм, определяющих содержание высшего профессионального образования, суть, сроки обучения и методы диагностики качества высшего образования с учетом общечеловеческих достижений; повышение профессиональной квалификация - образование, которое присваивается согласно уровню профессионального образования в целях повышения квалификации по той или иной профессии; квалификация - вид и степень профессиональной подготовки выпускника для выполнения профессиональной деятельности или продолжения образования, подтверждаемые документом о соответствующем образовании; образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, целью которого является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и профессиональной компетентности человека (личности); дополнительное образование - процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей гражданина, общества и государства; высшее профессиональное образование – уровень (степень) образования, которое приобретается лицом в учреждении высшего профессионального образования в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, которое базируется на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации; послевузовское профессиональное образование - образование, предоставляющее каждому лицу, возможность повышения уровня образования и квалификации на базе высшего профессионального образования; дистанционное обучение - одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств; соискатель - лицо, имеющее высшее профессиональное образование и прикрепленное к аспирантуре или докторантуре высшего учебного заведения или научного учреждения и, которое готовит диссертацию на получение научной степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, или лицо, которое имеет научную степень кандидата наук и готовит диссертацию на получение научной степени доктора наук без обучения в докторантуре; образовательная деятельность - деятельность, связанная с предоставлением услуг для получения высшего профессионального образования с выдачей соответствующего документа; автономия - высшая форма учебного процесса и академических мероприятий, определяет государственную ответственность учреждений высшего профессионального образования перед учредителем; экстерн - лицо, самостоятельно, изучающее учебные дисциплины согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей текущей и итоговой аттестацией в высшем учебном заведении; экстернат - самостоятельное изучение, дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении. Статья 3. Основные принципы в области высшего и послевузовского профессионального образования Высший и послевузовское профессиональное образования основывается на следующих принципах: - доступности высшего профессионального образования с учетом, способностей, таланта и потребностей каждого человека; - определения приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников; - гражданского воспитания; - сохранения и развития достижений и традиций учреждений высшего профессионального образования; - интеграции системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировое образовательное пространство; - непрерывности и преемственности процесса образования; - государственной поддержки подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования. Статья 4. Государственные гарантии в области высшего и послевузовского профессионального образования Государство гарантирует приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования путём: - финансирования за счет средств государственного бюджета или грантов, а также путем создания благоприятных условий для самофинансирования подготовки специалистов и научно-педагогических кадров согласно установленным нормам; - бюджетного финансирования или частных грантовобеспечения доступности высшего и послевузовского профессионального образования согласно государственному заказу; - обеспечения прав и социальных интересов студентов, аспирантов, докторантов и других учащихся в системе высшего и послевузовского профессионального образования; - создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования; - выделения грантов и долгосрочных льготных кредитов негосударственным учреждениям высшего и послевузовского профессионального образования для приёма студентов по квоте на конкурсной основе; - предоставления в пределах государственных образовательных стандартов, права получения в соответствии с социальными потребностями бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и негосударственных высших учебных заведениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые; - свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки. Статья 5. Автономия учреждений высшего и послевузовского профессионального образования и их академические свободы 1. Автономия учреждений высшего профессионального образовании определяет самостоятельность учреждений высшего профессионального образования в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с положениями законодательства Республики Таджикистан и уставом учреждения. 2. Учреждение высшего профессионального образования может использовать дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы, частично или в полном объеме (за исключением некоторых занятий) в порядке, установленном государственным органом управления образованием. 3. Контроль за соответствием деятельности учреждений высшего и послевузовского профессионального образования независимо от организационного-правовых форм, с учетом целей, предусмотренных в уставе, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) учреждений высшего профессионального образования и государственный орган управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности. 4. Профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам учреждений высшего профессионального образования, в том числе преподавателям учреждения высшего профессионального образования, предоставляются академические свободы в изложении учебной программы, выборе новых методов обучения в пределах образовательной программы, в выборе темы научных исследований и удовлетворении нравственных потребностей каждого преподавателя. 5. Студентам в пределах образовательной программы согласно их потребностям предоставляется академические свободы.
2. В Республике Таджикистан создаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 3.Университет это учреждение высшего профессионального образования, которое: - реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений (специальностей); - осуществляет подготовку высококвалифицированных, научных и научно-педагогических работников, совершенствует их знания и квалификацию; - выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; - является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. 4.Академия это учреждение высшего профессионального образования, которое: - реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования в определенной сфере деятельности; - осуществляет подготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации: - выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в одной из областей науки или культуры; - является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. 5.Институт это учреждение высшего профессионального образования, которое: -реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования в одном или нескольких отдельных направлениях; - осуществляет подготовку высококвции повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; - ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования. 6. Правовой статус учреждения высшего профессионального образования выражается в его имени. Наименование учреждения высшего профессионального образования устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании учреждения высшего профессионального образования употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид учреждения высшего профессионального образования.
Смотрите также: Закон Республики Таджикистан о высшем и послевузовском профессиональном образовании
646.59kb.
2 стр.
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
26.2kb.
1 стр.
Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании
959.76kb.
4 стр.
Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании принят
969.35kb.
4 стр.
Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», №125-фз от 12. 08. 1996 г.
129.51kb.
1 стр.
Закон от 22 августа 1996 г. N 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
1063.84kb.
5 стр.
Закон от 22 августа 1996 г. N 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
78.95kb.
1 стр.
Закон от 22. 08. 1996 n 125-фз (ред от 03. 12. 2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
953.8kb.
3 стр.
Правила приема для поступающих на основные образовательные программы послевузовского профессионального
182.85kb.
1 стр.
Законом от 22 августа 1996 года №125-фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
236.89kb.
1 стр.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 22. 08
160.87kb.
1 стр.
Правила приема в нгуэу разработаны в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 360.21kb.
3 стр.
|