Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2ГЛАВА 2СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 7. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования Система высшего и послевузовского профессионального образования состоит из следующего: - государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; - учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений, имеющих лицензии соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм; - научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, учебно-испытательных хозяйств опытных станций, учебно-методических и информационно-аналитических центров, технопарков, производственных предприятий, научных, проектных, клинических, лечебно-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских организаций и учреждений, занимающихся научными исследованиями и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования; - органов управления высшим профессиональным и послевузовским образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций; - союзов и общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений). Статья 8. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования 1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоит из: - общих требований к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования; - требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по отдельным областям образования (специальности); - сроков освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и частных образовательных учреждениях; - максимального объема учебной нагрузки обучающихся и слушателей. 2. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: - качества высшего и послевузовского профессионального образования; - единства образовательного пространства; - признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании. 3. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования, а также классификатор направлений и специальностей высшего и послевузовского профессионального образования утверждаются Правительством Республики Таджикистан. Статья 9. Сроки и формы получения высшего профессионального образования 1. Основные образовательные программы учреждений высшего профессионального образования могут быть реализованы путем кредитной системы образования или традиционным путем в порядке установленном государственным органом управления образованием непрерывно и по ступеням. 2. В Республике Таджикистан устанавливаются следующие формы высшего профессионального образования: - многоуровневое образование а) высшее профессиональное образование, подтверждающееся присвоением лицу, успешно прошедшему государственную аттестацию, квалификации степени "бакалавр"; б) высшее профессиональное образование, подтверждающееся присвоением лицу, успешно прошедшему государственную аттестацию, квалификации степени «магистр». - традиционное образование; а) высшее профессиональное образование, подтверждающееся присвоением лицу, успешно прошедшему государственную аттестацию, квалификации (степени) "специалист". 3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших текущую аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и этим лицам выдается академический документ установленного образца. 4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования за исключением основных образовательных программ высшего медицинского образования, составляют: - для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее четырех лет; - для получения квалификаций "специалист" не менее пяти лет; - для получения квалификации (степени) "магистр" двух лет. 5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии со специальностью продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. 6. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей степени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является годичная последипломная подготовка ординатура (резидентура) и магистратура, подтверждаемая удостоверением установленного образца. 7. Квалификация степени "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. 8. Занятие должностей государственных служащих осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан. 9. Полученное впервые образование по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования. 10. Основные образовательные программы высшего профессионального образования студентами могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения по очной, вечерней, заочной (дистанционное обучения) формах обучения и в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. 11.Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в вечерней, заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Республики Таджикистан. Положение об экстернате утверждается государственным органом управления образованием. 12. Лица, обучающиеся в не имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната. Статья 10. Документы о высшем профессиональном и послевузовском образовании 1.Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального и послевузовского образования и прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании. 2. Учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной государственной символикой и нагрудной знак установленного образца. Форма документа государственного образца и нагрудного знака утверждается Правительством Республики Таджикистан. 3. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего и послевузовского профессионального образования различных ступеней: диплом бакалавра; диплом специалиста; диплом магистра; 4. По результатам защиты диссертаций в установленном порядке выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук. 5. Порядок выдачи документов о повышении квалификации путем прохождения различных курсов определяется органом государственного управления образованием. 6. Право выдачи документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании учреждение высшего профессионального образования получает после прохождения государственной аттестации и аккредитации. 7. Документы о высшем профессиональном образовании Республики Таджикистан действуют на всей территории Республики Таджикистан. Статья 11. Задачи и структура учреждений высшего и послевузовского профессионального образования 1. Основными задачами учреждения высшего профессионального образования являются; - удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии путем получения высшего профессионального и (или) послевузовском образования; - развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном и производственном процессе; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации; - развитие национального самосознания, патриотизма, чувства гражданского долга и способностей в работе и жизни в условиях современной глобализации; - сохранение и приумножение национальных, нравственных, культурных, научных и традиционных ценностей страны; - укрепление нравственных ценностей населения, повышение его образовательного и культурного уровня; - обеспечение благоприятных условий для организации и проведения производственной и педагогической практики. 2. Учреждения высшего профессионального образования самостоятельны в формировании своей структуры. 3. Учреждения высшего профессионального образования могут реализовывать образовательные программы учреждений общего образования, начального и среднего профессионального образования, если в его структуре имеются учреждения общего образования, начального и среднего профессионального образования и при наличии лицензии на ведение соответствующей образовательной деятельности. 4. Учреждения высшего профессионального образования, со статусом университета, с согласия собственника могут иметь в своей структуре институты, колледжи, филиалы, научно – методические учреждения, учебно-производственные хозяйства, технопарки и другие структурные подразделения. 5. Филиалы учреждений высшего профессионального образования проходят аттестацию и получают лицензию на ведение деятельности самостоятельно, а государственную аккредитацию в составе учреждений высшего профессионального образования. Статья 12. Порядок создания, реорганизации, ликвидации, лицензирования и аккредитации учреждений высшего профессионального образования 1. Учреждение высшего и послевузовского профессионального образования создается, реорганизуется и ликвидируется учредителем (учредителями) в заявительном порядке в соответствии с его решением или с условиями учредительного договора и подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. 2. Учреждение высшего послевузовского профессионального образования с момента его государственной регистрации считается учрежденным. Право на реализацию образовательных планов и программ высшего и послевузовского профессионального образования и на льготы, предусмотренные законодательством, возникает с момента выдачи ему лицензии. 3. Аттестация учреждения высшего и послевузовского профессионального образования проводится по заявлению учреждения высшего профессионального образования или по инициативе органа государственного управления образованием. Порядок получения лицензии устанавливается в соответствии с требованиями Закона Республики Таджикистан «О лицензировании отдельных видов деятельности». 4. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям). 5. Государственная аккредитация учреждения высшего профессионального образования осуществляется на основе результатов государственной аттестации в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан. 6. Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает статус учреждения высшего и послевузовского профессионального образования, перечень направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную аккредитацию и по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, а также ступени высшего профессионального образования и квалификации (степени). 7. Учредителем учреждений высшего профессионального образования, реализующих военные профессиональные образовательные программы (учреждения высшего военного профессионального образования) может быть только Правительство Республики Таджикистан. 8. Филиалы учреждений высшего профессионального образования иностранных государств в Республике Таджикистан создаются на основе межгосударственных соглашений, в соответствии с законодательными актами Республики Таджикистан и осуществляют деятельность после получения лицензии органов государственного управления образованием, в рамках учебных программ и государственных стандартов Республики Таджикистан. 9. Ликвидатции учреждений высшего профессионального образования осуществляется согласно Гражданскому кодексу Республики Таджикистан.
2. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области образования и содействовать зачислению граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ соответствующего уровня и (или) ступени. 3. Учреждение высшего профессионального образования вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии. Учреждение высшего профессионального образования обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании. Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства фиксируются в приемных документах и заверяются личной подписью абитуриента. 4. Направления подготовки (специальности) определяются на основании лицензией. Содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки (специальности), сроки освоения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования определяются учреждением высшего образования в соответствии с законодательством Республики Таджикистан об образовании и соответствующим государственным образовательным стандартом. 5. Лицам, имеющим среднее профессиональное образование соответствующей направленности, решением ученого совета учреждения высшего образования разрешается получение высшего профессионального образования по сокращенной или ускоренной образовательной программе учреждения высшего профессионального образования. 6. Общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств бюджета, и структура их приема устанавливаются ежегодно соответствующим государственным органом согласно нормам, установленным настоящим Законом. 7. Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения общего среднего образования имеющие государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательного учреждения начального профессионального образования, образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в учреждения высшего образования по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены учреждением высшего образования. 8. Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях. 9. При условии успешной сдачи вступительных
10. Прием абитуриентов на платное обучение производится только после сдачи вступительных экзаменов и внесения оплаты за учебу (согласно договора). Разрешается перевод студентов с платного обучения на бесплатное обучение и с бесплатного обучения на платное обучение. Порядок перевода определяет государственный орган управления образованием. 11. В аспирантуру учреждений высшего профессионального образования на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование специалиста или магистра. Срок очной формы обучения в аспирантуре – 3 года, заочной формы обучения – 4 года. 12. В докторантуру учреждения высшего профессионального образования, принимаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук. 13. Срок обучения в докторантуре учреждения высшего профессионального образования не может превышать трех лет. Также в Республике Таджикистан осуществляется альтернативная программа докторантуры с присуждением высшие академико-докторской степени (PhD), доктор по профилю после окончании профессиональных учебных программ магистратуры со сроком обучения не менее трех лет. 14. Прием иностранных граждан в аспирантуру и докторантуру учреждения высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с международными договорами и межправительственными соглашениями. Статья 14. Управление учреждением высшего и послевузовского профессионального образования 1. Управление учреждением высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом Республики Таджикистан. 2. С целью ведения текущих работ деятельности учреждения на основе методов согласованного единоначалия и коллегиальности учреждается исполнительный орган, подотчетный высшему органу учреждения, руководимый ректором. 3. Ректор государственного учреждения высшего профес-сионального образования назначается и освобождается от должности Правительством Республики Таджикистан и ректора негосударственного учреждения высшего профессионального образования назначается и освобождается от должности учредителем (учредителями). 4. Порядок назначения и освобождения от должности ректора, полномочия исполнительного органа высшего учебного заведения, порядок принятия решения и выступления от имени учреждения определяются законодательством Республики Таджикистан и Уставом соответствующего высшего профессионального учебного заведения. 5. Устав высшего профессионального учебного заведения утверждается учредителем (общим собранием учредителей) и Ученым советом. 6. К исключительным полномочиям высшего органа учреждения высшего профессионального образования отнесены: - утверждение и изменение Устава учреждения, изменение
- учреждение исполнительного органа, назначение его руко- водителя и его освобождение от должности; - утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса учреждения высшего профессионального образования; - принятие решения о реорганизации, преобразовании и ликвидации учреждения высшего профессионального образования. 7. В Уставе учреждения высшего профессионального образования, к исключительным полномочиям его высшего органа может быть отнесено также решение других вопросов. Вопросы, относящиеся к исключительным полномочиям высшего органа учреждения высшего профессионального образования, могут быть отнесены к полномочиям исполнительного органа учреждения. 8. Устав учреждения высшего профессионального образования после утверждения учредителем регистрируется согласно законодательство.
2. В случаях, когда решением присутствующих (участников) на ассоциацию возлагается осуществление предпринимательской деятельности, такие ассоциации должны в порядке, установленном законом, преобразовываться в общество или производственную фирму. С целью осуществления предпринимательской деятельности, ассоциации системы высшего и послевузовского профессионального образования вправе организовать хозяйствующие общества или принимать участие в их деятельности. 3. Ассоциации учреждения высшего и послевузовского профессионального образования являются юридическим лицом. 4. Члены ассоциаций системы высшего и послевузовского профессионального образования сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица. 5. Ассоциации системы высшего и послевузовского профессионального образования не несут ответственности по обязательствам своих членов. 6. Члены ассоциации системы высшего и послевузовского профессионального образования по обязательствам ассоциации несут субсидиарную ответственность в пределах и согласно правил, предусмотренных учредительными документами ассоциации. 7. Точное названия ассоциации высшего и послевузовского профессионального образования должно содержать указание на характер деятельности ассоциации, ее членов и включать слова "ассоциация" или "союз".
2. В системе высшего и послевузовского профессионального образования могут создаваться без образования юридических лиц общественные объединения типа учебно-методических объединений, учреждений высшего профессионального образования, научно-методических, научно-технических и других советов и комиссий. 3. Государственные органы управления образованием, ученые советы учреждений высшего профессионального образования рассматривают и учитывают в своей деятельности рекомендации общественных организаций и общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования. ГЛАВА 3 УЧЕБНАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 17. Язык обучения Язык обучения в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования определяется в соответствии с Законодательством Республики Таджикистан. Статья 18. Содержание обучения 1.Учебная деятельность учреждений высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с учебными планами и программами, разработанными на основе государственных стандартов высшего профессионального образования, утвержденными в установленном порядке законодательством в области образования. 2. Конкретизация содержания образования определяется учебными планами и программами, утвержденными учреждений высшего профессионального образования Статья 19. Организация учебной и методической работы 1. Учреждения высшего профессионального образования обеспечивают студентов, курсантов, слушателей, аспирантов средствами обучения, создают благоприятные здоровые и безопасные условия для обучения, труда и быта. 2. Учреждения высшего профессионального образования самостоятельны в выборе системы оценок, форм, порядка проведения занятий, аттестации студентов и слушателей. 3. Не допускается отвлечение студентов и слушателей от учебного процесса, если это не связано с учебной деятельностью. 4. Учебная и производственная практика, предусмотренными государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляется на основе договоров между учреждениями высшего профессионального образования и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны предоставлять места и создавать соответствующие условия для прохождения практики студентами государственных учреждений высшего профессионального образования и негосударственных, аккредитованных учреждений высшего профессионального образования. 5. Освоение учебного плана учреждений высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. 6. Учреждение высшего профессионального образования организует и проводит методическую работу. Координация методической работы в государственном учреждении высшего профессионального образования осуществляется учебно-методическими объединениями (центрами). 7. Воспитательные задачи учреждений высшего профессионального образования реализуются в совместной учебной, научной, творческой и производственной деятельности студентов и преподавателей.
- разработка теоретических и прикладных проблем; - создание учебников и учебных пособий; - выполнение исследовательских работ научно-методического характера. 2. Научные исследования, проводимые в учреждениях высшего профессионального образования, с учетом их приоритетности, финансируются за счет государственного бюджета, средств получаемых от выполнения работ хозяйственных договоров банковских кредитов, собственных средств, пожертвований и других источников. 3. Главным принципом науки в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования, является ее интеграция с учебным процессом, а также с академической и отраслевой науками. 4. Учреждение высшего профессионального образования проводит научные исследования и творческую работу по тематическому плану, утвержденному ученым советом, обеспечивает рациональное и эффективное использования своего научного потенциала, качество выполняемых работ и безопасные условия труда, широкое привлечение высококвалифицированных специалистов студентов, курсантов, слушателей к участию в научно-исследовательской и творческой работе.
2. Студенты учреждений высшего профессионального образования имеют вправе: - участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом учреждения высшего профессионального образования и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве; - выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой; - осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям), любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном учреждении высшего профессионального образования, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других учреждениях высшего профессионального образования; - получать образование по военной специальности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан; - переходить с платного обучения на бесплатное согласно случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Таджикистан; - участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности учреждений высшего профессионального образования, в том числе через общественные объединения и органы государственного управления образованием; - бесплатно пользоваться в учреждениях высшего профессионального образования библиотеками, электронными библиотеками, информационно-коммуникационной технологией, интернетом, информационными фондами, учреждений высшего профессионального образования услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений учреждений высшего профессионального образования в порядке, установленном Уставом высшего учебного заведения; - принимать участие и выступать во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, кружках и конкурсах; - представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях учреждений высшего профессионального образования; - обжаловать в соответствующие органы приказы и распоряжения администрации учреждений высшего профессионального образования в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке. 3. Студенты государственных учреждений высшего профессионального образования, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств государственного бюджета, обеспечиваются стипендиями в устанавливаемом Правительством Республики Таджикистан размере. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством Республики Таджикистан. 4. Студенты учреждений высшего профессионального образования вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение физическими или юридическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения 5. По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту учреждения высшего профессионального образования предоставляется академический отпуск в порядке, установленном государственным органом управления образованием. 6. Студентам очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в соответствии с законом. 7. Студентам учреждений высшего профессионального образования предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных музеев. 8. Для студентов очной и вечерней форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы. 9. Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, обеспечивается местом в общежитии (при условии наличия соответствующего жилищного фонда учреждения высшего профессионального образования). 10. За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты учреждений высшего профессионального образования получают моральным и (или) материальным поощрением в соответствии с Уставом учреждения высшего профессионального образования. 11. Студент может быть отчислен из учреждения высшего профессионального образования в следующих случаях: - по состоянию здоровья на основании справки врачебно-кон-сультационной комиссии; - в связи с переводом в другое учреждение высшего профессионального образования; - за недостаточную посещаемость; - за академическую задолженность; - за непосещение студентом занятий после академического отпуска; - в случае несвоевременной оплаты обучения согласно договора; - в случае несвоевременной сдачи трех и более зачетов и экзаменов; - за совершение преступления; - в связи со смертью студента; - за нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка и Устава учреждения высшего профессионального образования. 12. За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных Уставом учреждения высшего профессионального образования и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из учреждения высшего профессионального образования. 13. Студентам учреждения высшего профессионального образования запрещается пользоваться мобильными телефонами во время учебного процесса. 14. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. 15. Студентам учреждений высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое учреждение высшего профессионального образования в порядке, установленном государственным органом управления образованием. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данной ступени высшего профессионального образования. 16. Студент имеет право на восстановление в высшее учебное заведение после прекращения учебы по собственному желанию или по другой причине с сохранением той формы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до прекращения учебы. 17. Студенты учреждений высшего профессионального образования обязаны овладеть теоретическими знаниями, практическими навыками и современными методами исследований по избранной специальности, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебными планами и программами обучения, уважать национальные, общечеловеческие и духовно-нравственные ценности, соблюдать Устав высшего учебного заведения, правила общежития и другие требования, установленные законодательством Республики Таджикистан. 18. Другие права и обязанности студентов могут быть установлены законодательством и (или) уставом учреждения высшего профессионального образования. 19. Статус студента негосударственного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного учреждения высшего профессионального образования, за исключением права на получение государственной стипендии. 20. Статус студента негосударственного учреждения высшего профессионального образования, не имеющего государственной аккредитации, определяется уставом этого учреждения высшего профессионального образования. 21. Студенты учреждения высшего профессионального образования, использующего для реализации образовательной программы в полном объеме, дистанционные образовательные технологии, а также филиалов указанного учреждения высшего профессионального образования, при условии осуществления им учебного процесса (за исключением отдельных занятий) в филиалах и всех видов аттестации обучающихся в этих филиалах, обладают всеми правами и обязанностями обучающихся по соответствующей форме получения образования.
- сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно по 30 календарных дней, на последующих курсах соответственно по 40 календарных дней; - подготовки и защиты дипломного проекта (работы) с прохождением итоговой государственной аттестации -четыре месяца; - сдачи итоговой государственной аттестации - один месяц. 2. Дополнительный отпуска без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются: - лицам, допущенным к вступительным экзаменам в учреждение высшего профессионального образования - пятнадцать календарных дней; - студентам учреждений высшего профессионального образования очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов - пятнадцать календарных дней в учебном году; - для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей итоговых государственных экзаменов -четыре месяца; - для прохождения итоговой государственной аттестации -один месяц; - слушателям подготовительных отделений при учреждении высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов пятнадцать календарных дней. 3. Студентам, обучающимся по заочной форме в учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, один раз в учебном году организации - работодатель оплачивает проезд к месту нахождения учреждения высшего профессионального образования и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для прохождения государственной аттестации, подготовки и защиты дипломного проекта (работы). 4. Форма справки - вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в учреждении высшего профессионального образования, имеющеем государственную аккредитацию, утверждается государственным органом управления образованием. 5. Для работников предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, совмещающих учебу в учреждении высшего профессионального образования с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом) могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы и иные льготы.
- на подготовительных отделениях учреждений высшего профес-сионального образования, факультетах и учреждениях повышения квалификации и переподготовки работников; - в ординатуре учреждения высшего медицинского профессионального образования. 2. Правовой статус слушателей учреждений высшего и послевузовского профессионального образования после получения образования приравнивается к статусу студента учреждений высшего профессионального образования соответствующей формы обучения. 3. Лица, обучающиеся в ординатуре или проходящие последипломную специализацию в учреждениях высшего медицинского профессионального образования за счет средств бюджета, обеспечиваются государственной стипендией и пользуются ежегодными каникулами продолжительностью 24 дня.
2. Аспирантура и докторантура создают условия для беспрерывного образования, повышения научно-педагогической и научной квалификации граждан и получения научной степени кандидата или доктора наук. 3. Лицам, допущенным к экзаменам в аспирантуру, предоставляется отпуск продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы. 4. Лицам, обучающимся в аспирантуре по очной форме обучения выплачивается государственная стипендия за счет средств бюджета и ежегодно предоставляются каникулы продолжительностью два месяца. 5. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы. 6. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию, на четвертом году обучения, дополнительно, не более двух свободных от работы дней в неделю, без сохранения заработной платы. 7. Аспирантам, обучающимся, в. аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации (при условии наличия жилищного фонда учреждения высшего профессионального образования). 8. Докторантам выплачиваются государственные стипендии в размере не менее чем зарплата доцента и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца. За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (право на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежнее место работы. 9. Для приобретения научной литературы каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий. 10. Соискатели, работающие над диссертацией на соискание ученой степени доктора наук и имеющие значительные научные результаты по актуальным социально-экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, могут быть переведены на должности научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. За соискателями, переведенными на должности старших научных сотрудников, сохраняются получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежнее место работы. 11. Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются творческие отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев. 12. Положение о докторантах, аспирантах и соискателях утверждается в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан. Статья 26. Права и обязанности работников учреждений высшего и послевузовского профессионального образования 1. В учреждении высшего и послевузовского профессионального образования предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производ-ственного, учебно-вспомогательного и иного персонала. 2. К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, заведующего лабораторией, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. 3. Прием на работу научно-педагогических работников в учреждении высшего профессионального образования осуществляется по трудовому договору. До заключения трудового договора научно-педагогические работники проходят конкурсный отбор. 4.Заведующий кафедрой учреждении высшего и послевузовского профессионального образования избирается на конкурсной основе. Положение о порядке замещения должности заведующей кафедрой и прохождения конкурса разрабатывается и утверждается государственным органом управления образованием. 5. Научно-педагогические работники учреждения высшего профессионального образования имеют право: - в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет учреждения высшего профессионального образования; - участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности учреждения высшего профессионального образования; - бесплатно пользоваться услугами библиотек, электронных библиотек, информационно-коммуникационной технологией, интернета, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений учреждений высшего профессионального образования в соответствии с его Уставом и (или) коллективным договором; - определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования; - выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса; - обжаловать приказы и распоряжения администрации учреждения высшего профессионального образования в установленном законодательством порядке. 6. Научно-педагогические работники учреждения высшего профессионального образования обязаны: - обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов; - соблюдать требования Устава учреждения высшего профессионального образования; - развивать у обучающихся самостоятельность, инициативность, творческие способности; - уважать национальные, общечеловеческие, морально-нравственные ценности; - систематически заниматься над повышением своей квалификации; - не использовать мобильные телефоны во время учебного процесса. 7. Научные работники учреждения высшего профессионального образования имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающих мерам безопасности, наиболее полно соответствующих их индивидуальным особенностям и обеспечивающих высокое качество научного процесса. 8. Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала учреждений высшего профессионального образования определяются законодательством о труде, Уставом учреждения высшего профессионального образования, правилами внутреннего распорядка учреждения высшего профессионального образования и должностными инструкциями. Статья 27. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников 1. Подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре и докторантуре учреждений высшего профессионального образования, научных учреждений или организаций, а также путем прикрепления к указанным учреждениям или организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. 2. Учреждение высшего профессионального образования устанавливает также следующие формы повышения квалификации: - научная, педагогическая, творческая стажировка, в том числе на предприятиях, в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, в учреждениях высшего профессионального образования и организациях, в том числе зарубежных; - творческие отпуска для завершения работы над диссертацией; - повышение квалификации и переподготовка в институтах, на факультетах и в центрах повышения квалификации и переподготовки кадров; - переподготовка и обучение на специальных факультетах и курсах при учреждениях высшего профессионального образования. 3. Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и научно-педагогических работников государственных научных учреждений и организаций, действующих в системе высшего профессионального и послевузовского образования, не реже чем один раз в пять лет выделяя на эти цели необходимые средства за счет государственного бюджета. 4. Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с учреждениями высшего профессионального образования и научными организациями или учреждениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц. 5. Порядок, виды и формы повышения квалификации в части, не урегулированной законодательством Республики Таджикистан, устанавливаются Правительством Республики Таджикистан. Статья 28. Ученые звания 1. В Республике Таджикистан устанавливаются ученые звания профессора и доцента. 2. Ученое звание профессора может быть присвоено лицу, имеющему, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего профессионального и послевузовском образования. 3. Ученое звание доцента может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования. 4. Порядок присвоения ученых степеней и звания определяет государственный орган управления образованием. Статья 29. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях 1. Под признанием документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях понимается согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории Республики Таджикистан. 2. Установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях в настоящем Законе означает предоставление соответствующими органами государственной власти обладателям указанных документов тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям документов государственного образца Республики Таджикистан о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях. 3. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании обязывает обладателей указанных документов от соблюдения общих требований приема в образовательные учреждения или на работу которые установлены соответствующими положениями. 4. Вопросы признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях решаются в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Таджикистан. 5. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях подтверждаются свидетельствами, выдаваемыми республиканским государственным органом управления образованием. ГЛАВА 5 УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 30. Органы управления системой высшего и послеву-зовского профессионального образования 1Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан об образовании. 2. Орган государственного управления образованием осуществляет общее методическое руководство учреждениями высшего профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. 3 Устав негосударственного учреждения высшего профессио-нального образования утверждается учредителем (учредителями) и регистрируется в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке. 4.Учреждения высшего военного профессионального образования осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Статья 31. Компетенции Правительства Республики Таджикистан в области высшего и послевузовского профессионального образования К компетенции Правительства Республики Таджикистан в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся: - определение и осуществление государственной политики в указанной области; осуществление бюджетного финансирования высшего и послевузовского профессионального образования; - разработка законопроектов и принятие нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования; - установление порядка аттестации и государственной аккредитации высших учебных заведений; - создание, реорганизация и ликвидация государственных учреждений высшего профессионального образования; - заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования; - утверждение государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан; - установление определение направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования; - определение нормативных требований к кадрам в различных областях и регулирование на этой основе порядка подготовки специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием. Статья 32. Компетенции государственного органа управления образованием в области высшего и послевузовского профессиональ-ного образования К компетенциям государственного органа управления образованием в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся: - разработка и реализация совместно с другими заинтересованными отраслевыми органами, имеющими учреждения высшего профессионального образования, соответствующих разделов национальных и международных программ в области высшего и послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования; - разработка и внедрение государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан; - утверждение государственных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в государственных учреждениях высшего профессионального образования; - разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной литературы и подготовка учебно-наглядных пособий; - содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования; - государственная аккредитация учреждений высшего профессионального образования и государственных образовательных учреждений соответствующего дополнительного образования независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности; - установление формы документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании, определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях, выдача свидетельств об установлении эквивалентности указанных документов; - участие в изучении потребности в специалистах; - разработка прогнозов подготовки специалистов; - разработка предложений по объемам бюджетного финансирования учреждений высшего профессионального образования, других предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных организаций и структурных подразделений; - разработка предложений по объемам капитального строительства указанных предприятий, учреждений и организаций; - координация деятельности учреждений высшего профессионального образования, отраслевых и региональных систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области; - установление правил приема студентов, аспирантов и докторантов на обучение в учреждения высшего и послевузовского профессионального образования; - открытие аспирантуры и докторантуры в государственных учреждениях высшего профессионального образования, научных организациях независимо от их ведомственной принадлежности (за исключением учреждений, действующих в системе Академии наук Республики Таджикистан и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус), утверждение положения о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников; - прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования; - организация участия учреждений высшего профессионального образования и научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, в государственных научно-технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации; - разработка и реализация мер по социальной защите студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания с общественными объединениями; -финансирование деятельности подведомственных ему учреждений высшего профессионального образования, предприятий, учреждений и организаций; - утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала; - разработка и утверждение типового положения о филиалах учреждений высшего профессионального образования, подведомственных органам исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов; - издание в пределах своей компетенции нормативных актов; - заключение международных договоров межведомственного характера в соответствии с законодательством Республики Таджикистан; - контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию учреждениях высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм; - научно-методическое обеспечение итоговой аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня и ступени высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования; - рассмотрение представлений и принятие решений о направлении учреждению высшего профессионального образования рекламаций на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образователь-ного стандарта; - организация функционирования системы региональных служб по надзору в сфере образования и аттестация учреждений высшего профессионального образования. Статья 33. Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования 1. Государственный контроль качеств высшего и послевузовского профессионального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств бюджета, выделяемых на финансирование системы высшего и послевузовского профессионального образования. 2. Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется государственным органам управления образованием в соответствии с законодательством Республики Таджикистан об образовании. 3. Имеющее государственную аккредитацию учреждение высшего профессионального образования независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности не реже чем один раз в пять лет проходит аттестацию.
2. Учреждению высшего профессионального образования принадлежит право распоряжения денежными средствами, имуществом и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме, дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности учреждения высшего профессионального образования, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. 3. Учреждения высшего профессионального образования вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества согласно законодательство Республики Таджикистан. 4. Полномочия собственников по распоряжению государственным имуществом системы высшего и послевузовского профессионального образования в отношении объектов государственной собственности закрепляются за государственным органом управления образованием, осуществляющим эти полномочия совместно с органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения. Статья 35. Финансирование учреждений высшего и послевузовского профессионального образования 1.Финансирование образовательной деятельности государ-ственных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств бюджета осуществляется государственным органом управления образованием или органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с государственными заданиями на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, исходя из установленных государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования. 2. Деятельность негосударственных учреждений высшего профессионального образования финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем (учредителями) и учреждением высшего профессионального образования эта деятельность может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования. 3. Научные исследования, проводимые государственными учреждениями высшего профессионального образования, финансируются республиканским государственным органом управления образованием и (или) органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения высшего профессионального образования. 4. Государственные учреждения высшего профессионального образования самостоятельно определяют направления и порядок использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников согласно законодательству. Неиспользованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) средства не могут быть изъяты у государственных учреждений высшего профессионального образо-вания или зачтены в объем финансирования этих учреждений высшего профессионального образования на последующий период. 5. Учреждение высшего профессионального образования может иметь счета в банковских и других небанковских кредитных организациях для хранения денежных средств и финансируется из всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, в том числе валютных. 6. Деятельность учреждений высшего и послевузовского профессионального образования финансируется и за счет других источников, не запрещенных законодательством Республики Таджикистан Статья 36. Платная деятельность учреждений высшего профессионального образования 1. Учреждение высшего профессионального образования в соответствии со своим Уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности. 2. Платная образовательная деятельность учреждения высшего и послевузовского профессионального образования ведения не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, конфискуются в соответствии с законом. 3. Государственное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования вправе в пределах, приложения установленных лицензией выданной государственным органом управления образованием, осуществлять прием студентов подготовку специалистов по договорам с оплатой стоимости обучения с физическими и (или) юридическими лицами. сверх финансируемых за счет средств бюджета. 4. Вопросы заключения договоров об организации платной деятельности учреждений высшего и послевузовского профессионального образования решаются самим учреждением высшего профессионального образования на основе договоров, не противоречащих законодательству Республики Таджикистан и Уставу учреждения высшего профессионального образования. ГЛАВА 7 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 37. Международное сотрудничество 1. Международное сотрудничество учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляется, в рамках внешнеполитической деятельности государства, основывается на подлинном партнерстве, взаимном доверии и строится на основе межгосударственных договоров и соглашений. 2. Государственный орган управления образованием всех уровней, образовательные учреждения, предприятия и организации системы образования имеют право устанавливать прямые связи с зарубежными учреждениями, предприятиями и организациями, осуществлять международные образовательные, научные и научно-исследовательские программы, вступать в международные общественные образовательные объединения в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке. 3. Государства-участники проводят согласованную политику в международных организациях в области образования в рамках двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.
2. Валютные средства, полученные образовательным учреждением от внешнеэкономической деятельности, принадлежат ему на правах собственности, оно имеет право полностью распоряжаться ими и они не подлежат конфискации за исключением случаев, установленных законом. Эти средства направляются на развитие образования, оплату труда сотрудников и укрепление его материально-технической базы. ГЛАВА 8 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 39. Ответственность за нарушение настоящего Закона Физические и юридические лица, за нарушение настоящего Закона несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан. Статья 40. О признании утратившим силу Закона Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Признать утратившую силу Закон Республики Таджикистан О высшем и послевузовском профессиональном образовании (Ахбор Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2003 г., №12 ст. 676; 2009 г., №3, ст. 83). Статья 41. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон ввести в действие после его официального опубликования. ПрезидентРеспублики Таджикистан Эмомалї Рањмон г. Душанбе 19 мая 2009 года № 531
Смотрите также: Закон Республики Таджикистан о высшем и послевузовском профессиональном образовании
646.59kb.
2 стр.
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
26.2kb.
1 стр.
Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании
959.76kb.
4 стр.
Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании принят
969.35kb.
4 стр.
Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», №125-фз от 12. 08. 1996 г.
129.51kb.
1 стр.
Закон от 22 августа 1996 г. N 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
1063.84kb.
5 стр.
Закон от 22 августа 1996 г. N 125-фз "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
78.95kb.
1 стр.
Закон от 22. 08. 1996 n 125-фз (ред от 03. 12. 2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
953.8kb.
3 стр.
Правила приема для поступающих на основные образовательные программы послевузовского профессионального
182.85kb.
1 стр.
Законом от 22 августа 1996 года №125-фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
236.89kb.
1 стр.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 22. 08
160.87kb.
1 стр.
Правила приема в нгуэу разработаны в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 360.21kb.
3 стр.
|