Московский архитектурный институт
Кафедра истории архитектуры и градостроительства.
Курс «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ»
III курс (V-VI семестры) дневного отделения
2011 – 2012 учебный год
Курсовая работа по архитектурному анализу Методические указания
-
Содержание курсовой работы должно соответствовать утвержденной на кафедре теме. Изменение темы допускается в исключительных случаях после согласования с преподавателями и только при наличии у студента достаточных материалов, необходимых для работы по измененной теме.
-
Требования к оформлению работы:
-
курсовая работа является по характеру графической и выполняется в ручной графике привлечением фотоматериалов, зарисовок, схем и т.д., при этом возможно частичное использование компьютерной техники, преимущественно для обработки собранных материалов по теме. Выполнение курсовой работы целиком в компьютерной графике возможно только в случае создания трехмерных цифровых моделей. В отдельных случаях (только по согласованию с педагогами) допускается макетирование из бумаги и картона, при этом создание макета должно в себе нести конкретную научную цель (например, макет несохранившегося здания или сооружения с элементами реконструкции; макет-реконструкция существующего памятника, утратившего свой первоначальный облик; сравнение двух (или нескольких) сооружений в макете с выявлением их конструктивных особенностей и т.д.).
-
графические работы, как правило, выполняются на формате А1: 60х80 (55х75 см). Не принимаются работы, выполненные на подрамниках 100х100 см, на гофрированном или пенокартоне. При выполнении компьютерного моделирования (построение аксонометрий, перспектив и т.д.) допускается сдавать работы на цифровых носителях (СD, DVD) .
-
законченная работа должна содержать: название темы; перечень источников графических материалов, использованных в работе; библиографию; краткие выводы, отражающие суть проведенного анализа; все чертежи должны быть снабжены линейными масштабами.
-
Этапы и сроки выполнения.
Работа выполняется в течение всего учебного года в три этапа:
-
ВЫБОР ТЕМЫ И СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:
Выбрать и утвердить на кафедре одну из предложенных тем (список см. ниже) после предварительного знакомства с литературой (необходимо иметь представление, достаточна ли литература по выбранной теме, имеются ли необходимые чертежи и изображения памятников и т.д.). Выбрать метод архитектурного анализа, варианты которого приведены в брошюре: Герасимов Ю.Н. Методика архитектурного анализа. М., 1977 (имеется в библиотеке института). Подобрать необходимые материалы: сделать копии чертежей и фотографий, снять кальки, выполнить зарисовки и т.д. Составить список литературы
1.
Контрольный просмотр и аттестация: представление списка литературы по выбранной теме (до 28 октября 2011 г.).
-
СБОР МАТЕРИАЛОВ, ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА И ВЫПОЛНЕНИЕ ЭСКИЗА КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
Опираясь на подобранный материал, представить эскиз курсовой работы (формат А4), выполнить необходимые построения, отражающие суть анализа по избранной теме.
Контрольный просмотр материалов и эскиза графической работы с пояснительной запиской (1,5 - 2 стр.) до 20 декабря 2011 г., по результатам которого студенты допускаются к экзамену в осеннем семестре.
-
ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ:
Выполняется в 6-м (весеннем семестре).
Сдача курсовой работы и аттестация ( с оценкой) до 15 апреля 2012 г., по результатам которых студенты допускаются к экзамену в весеннем семестре.
После указанной даты работы считаются сданными не в срок и не оцениваются (ставится только "ЗАЧЕТ").
В течение всего учебного года на кафедре проводятся консультации по избранной теме (согласно расписанию, вывешенному на доске объявлений кафедры).
Преподаватели по предмету История русской архитектуры:
Профессор Седов Владимир Валентинович
Доцент Клименко Сергей Васильевич
Доцент Клименко Юлия Гаврииловна
Ст. преподаватель Чекмарев Андрей Викторович
Т е м ы к у р с о в ы х р а б о т
1. Византийские и древнерусские конструкции и строительные приемы.
-
Сравнение Софийского собора в Киеве с византийскими храмами.
-
Софийский собор в Киеве. Сравнение вариантов реконструкций.
-
Старейшие постройки Киева. Типология, архитектурные и конструктивные особенности
-
Софийский собор в Новгороде. Графическая реконструкция первоначального облика.
-
Постройки Киева конца XI – начала XII вв. Построение типологического ряда.
-
Оборонительные сооружения Древней Руси X – XIII вв.
-
Графическая реконструкция Софийского собора в Полоцке.
-
Анализ Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке (макет или трехмерная графическая реконструкция).
-
Шестистолпные храмы XI – XII вв. Построение типологического ряда.
-
Башнеобразные храмы XII – начала XIII вв. Сопоставление композиционных и конструктивных особенностей.
-
Варианты графической реконструкции церкви Михаила Архангела (Свирской) в Смоленске.
-
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Сравнение с ранними храмами Владимиро-Суздальского княжества.
-
Успенский собор во Владимире. Сравнение храма 1158-1160 гг. с храмом 1185-1189 гг.
-
Сравнение Боголюбовского замка (на основе графической реконструкции) с гражданскими постройками Византии и Западной Европы.
-
Церковь Покрова на Нерли. Сравнение вариантов графической реконструкции.
-
Дмитриевский собор во Владимире. Графическая реконструкция.
-
Сравнение церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора во Владимире (на основе реконструкций).
-
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сравнение вариантов графической реконструкции.
-
Храмы Владимиро-Суздальской школы зодчества. Принципы скульптурной обработки.
-
Памятники Владимиро-Суздальской архитектуры XII – XIII вв. Построение типологического ряда.
-
Рождественский собор в Суздале и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сопоставление на основе графических реконструкций.
-
Церкви Николы на Липне и Рождества на Перыни в Новгороде. Сравнение.
-
Новгородские церкви середины-второй половины XV в. Типологические и стилистические особенности.
-
Церкви Федора Стратилата на Ручье и Спаса-Преображения на Ильине улице в Новгороде. Сравнение.
-
Собор Мирожского монастыря в Пскове и новгородская архитектура XII в.
-
Псковские храмы. Построение типологического ряда.
-
Церкви Николы Каменноградского в Пскове и Успения в Гдове. Сравнение объемно-пространственных композиций и конструктивных схем.
-
Бесстолпные храмы Пскова и Москвы XIV – XVI вв. Сравнение объемно-пространственных композиций и конструктивных приемов.
-
Храмы Московского княжества XIV – XV вв. Построение типологического ряда.
-
Пятницкая церковь в Чернигове и Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. Сравнение композиции и конструктивной схемы завершения.
-
Каменные крепости XIV – XV вв.
-
Графическая реконструкция одной из башен Московского Кремля и сравнение с существующим обликом.
-
Ренессансные черты в архитектуре Успенского собора Московского Кремля.
-
Графическая реконструкция Архангельского собора Московского Кремля на начало XVI в.
-
Постройки Алевиза Нового в Венеции и Москве.
-
Сравнение Архангельского собора в Московском Кремле, Скуола ди сан Марко и церкви Санта Мария деи Мираколи в Венеции.
-
Благовещенский собор Московского Кремля. Этапы развития.
-
Сравнительный анализ церкви Ризположения, Благовещенского собора в Московском Кремле и Духовской церкви в Троице-Сергиевой лавре.
-
Грановитая палата в Московском Кремле и одностолпные трапезные палаты XV – XVI в.
-
Графическая реконструкция Грановитой палаты Московского Кремля на конец XV в.
-
Ренессансные черты в архитектуре церкви Вознесения в Коломенском.
-
Графическая реконструкция первоначального облика собора Покрова на Рву на Красной площади в Москве.
-
Типология шатровых храмов XVI – XVII вв. Выявление композиционной и конструктивной роли шатра.
-
Сравнение пятиглавых храмов XVI в. с Успенским собором Московского Кремля.
-
Композиционная роль колоколен и звонниц в архитектуре ярославских храмов.
-
Особенности ярославской школы зодчества XVII в.
-
Графическая реконструкция первоначального облика Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря в Истре.
-
Типология жилых домов XVII в. в Пскове.
-
Типология жилых домов XVII в. в Гороховце, Курске, Калуге и др. городах.
-
Композиционная роль ордера в храмах конца XVII в.
-
Западноевропейские источники архитектуры церкви Знамения в Дубровицах.
-
Строгановские постройки. Сравнительный анализ.
-
Жилые палаты XVII в. в Москве.
-
Крепости XVI – XVII вв.
-
Московские храмы с крещатым сводом. Анализ конструкций и путей их развития.
-
Сравнение старого собора Донского монастыря и церкви Покрова в Рубцове.
-
Оборонительные сооружения монастырей XVII в.
-
Московские церкви середины XVII в. Сравнение пятиглавых и шатровых вариантов храмов.
-
Усадьба Аверкия Кириллова в Москве. Сравнение фасадов середины XVII с главным фасадом начала XVIII в.
-
Типология храмов в ярославской архитектуре XVII в.
-
Анализ композиции храмов Верхней Волги XVII в.
-
Типы наличников в московской, ярославской и других школах зодчества XVII в.
-
Изразцы в русской архитектуре XVII в.
-
Сравнение московских и ярославских храмов середины XVII в.
-
Типы деревянных храмов XV – XVIII в.
-
Местные особенности русского деревянного зодчества XVI – XVIII в. на Северной Двине, Онеге, Мезени и др. местах.
-
Многоглавые деревянные храмы XVII – XVIII вв. Сопоставление композиций.
-
Типы деревянных колоколен. Анализ их конструктивных схем и композиционной роли в архитектуре храмов.
-
Типы деревянных хозяйственных построек Русского Севера.
-
Анализ изменений цветового решения фасадов Сухаревой башни в Москве.
-
Анализ объемно-пространственной композиции церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башни) в Москве (на основании одного из вариантов реконструкции).
-
Сравнение вариантов графической реконструкции церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башни) в Москве.
-
Композиционная роль ордера в постройках первой четверти XVIII в. в Москве.
-
Новые черты в церковных сооружениях Москвы петровского времени.
-
Графическая реконструкция здания Главной аптеки в Москве на первоначальный период.
-
Графическая реконструкция здания Главной аптеки (Московского университета, Городской думы и магистрата) на конец XVIII – начало XIX вв.
-
Сравнение фасадов палат Аверкия Кириллова (центральный объем) и здания Суконного двора в Москве.
-
Сравнение вариантов графической реконструкция центрального корпуса Лефортовского дворца в Москве.
-
Сравнение центрального и «меншиковского» корпусов Лефортовского дворца в Москве.
-
Типология центрических храмов петровского времени.
-
Здание Арсенала в Московском Кремле. Графическая реконструкция первоначального облика.
-
Система укреплений Петропавловской крепости в Петербурге в контексте европейской фортификации XVII – начала XVIII в.
-
Крепости конца XVII – первой половины XVIII в. Композиционный анализ.
-
Собор Петропавловской крепости в Петербурге. Источники архитектурных форм.
-
Собор Петропавловской крепости в Петербурге. Графическая реконструкция замысла Д.Трезини.
-
Анализ композиции петербургских храмов 1720-1730-х годов.
-
Работы Ж.-Б.А.Леблона в Петербурге.
-
Жилая застройка Петербурга первой половины XVIII в. Анализ развития.
-
Петербургский жилой дом середины XVIII в. Типологический анализ.
-
Здание Кунсткамеры в Петербурге. Сравнение центральной башни с европейскими высотными сооружениями XVII – начала XVIII в.
-
Адмиралтейство в Петербурге по проекту И.К.Коробова. Сопоставление с западноевропейскими аналогами.
-
Сравнение Зимнего дворца в Петербурге по проекту Ф.Б.Растрелли с европейскими королевскими резиденциями.
-
Трехмерная графическая реконструкция комплекса зданий Зимнего дворца XVIII-XIX вв. (группа студентов до 6человек).
-
Императорский дворец в Петергофе. Анализ композиционного развития.
-
Анализ развития пространственной структуры Екатерининского дворца в Царском Селе в первой половине XVIII в.
-
Смольный монастырь в Петербурге. Сравнение существующего силуэта и силуэта с колокольней.
-
Сравнение колокольни Смольного монастыря с колокольнями XVII – первой половины XVIII в.
-
Анализ декоративного убранства в проектах и постройках Ф.Б.Растрелли.
-
Выявление особенностей московского барокко середины XVIII в.
-
Выявление стилистических особенностей произведений Д.В.Ухтомского.
-
Сравнение Красных ворот в Москве по проекту Д.В.Ухтомского с предшествующими воротами 1742 г.
-
Неосуществленный проект Воскресенских ворот Китай-города Д.В.Ухтомского. Графическая реконструкция ансамбля.
-
Триумфальные сооружения эпохи барокко.
-
Театральные здание в архитектуре барокко.
-
Типология церковных сооружений в архитектуре Москвы 1730-1750-х годов.
-
Колокольня Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Анализ проектов.
-
Пятиглавые храмы середины XVIII в. Анализ композиционной роли пятиглавия.
-
Научная (графическая) реконструкция дворца в Кусково на середину XVIII в.
-
Научная (графическая) реконструкция Исаакиевского собора по проекту А.Ринальди.
-
Анализ объемно-пространственной композиции усадебного дома в архитектуре классицизма. Построение трехмерной реконструкции (группа до 5 студентов).
-
Городская и загородная усадьба в архитектуре классицизма. Построение трехмерных схем объемно-пространственной композиции (на примере двух усадеб) (группа студентов).
-
Госпитальные и больничные здания в русском классицизме.
-
Театральные здания в русском классицизме.
-
Библиотеки и музеи в русском классицизме.
-
Здания учебных заведений в русском классицизме.
-
Комплексы военных зданий в архитектуре русского классицизма.
-
Типология иконостасов в храмах русского классицизма.
-
Английская тема в архитектуре русского классицизма.
-
Французская тема в архитектуре русского классицизма.
-
Городские жилые дома в творчестве Ж.Б.Валлен-Деламота.
-
Загородные усадьбы в творчестве И.Е.Старова.
-
Трехмерная графическая реконструкция ансамбля Таврического дворца в Петербурге (группа студентов).
-
Трехмерная графическая реконструкция Троицкого собора Александро-Невской лавры (группа студентов).
-
Интерьеры в творчестве Ч.Камерона.
-
Сравнение дворца Завадовского в Ляличах архитектора Д.Кваренги и Павловского дворца под Петербургом архитектора Ч.Камерона.
-
Императорский дворец в Павловске. Трехмерная графическая реконструкция замысла Ч.Камерона (группа студентов).
-
Михайловский замок в Санкт-Петербурге. Архитектурный анализ проектных вариантов.
-
Творчество архитектора Луиджи Руска.
-
Жилая застройка Твери после пожара 1763 г. Сравнение проектов и осуществленных зданий.
-
Романтическая тема в архитектуре русского классицизма последней трети XVIII в.
-
Архитектура иконостасов в творчестве М.Ф.Казакова.
-
Конструктивные приемы в проектах и постройках М.Ф.Казакова.
-
Интерьеры в творчестве М.Ф.Казакова.
-
Творчество архитектора Е.С.Назарова.
-
Научная (графическая) реконструкция здания Московского университета по проекту М.Ф.Казакова.
-
Графическая реконструкция церкви Успения на Могильцах в Москве на XIX в. (группа до 3-х студентов).
-
Здание Адмиралтейства в Петербурге. Развитие объемно-пространственной композиции в XVIII – начале XIX в.
-
Казанский проект в Петербурге по проекту А.Н.Воронихина. Анализ истоков объемно-пространственной композиции.
-
Здание Биржи в Петербурге. Сравнение вариантов Д. Кваренги и Т. де Томона: построение архитектурных картин.
-
Научная (графическая) реконструкция здания Московского университета по проекту Д.Жилярди.
-
Архитектура иконостасов в русском ампире.
-
Научная (графическая) реконструкция здания Опекунского совета в Москве по проекту Д.Жилярди.
-
Научная (графическая) реконструкция архитектурного ансамбля усадьбы Кузьминки на нач. XIX в.
-
Научная (графическая) реконструкция Верхних торговых рядов на Красной площади по проекту О.Бове. Сравнение с реализованным вариантом.
-
Научная (графическая) реконструкция здания московского Манежа (Экзерциргауза) с выявлением конструкций перекрытия.
-
Научная (графическая) реконструкция здания Петровского театра в Москве по проектам О.Бове и А.Михайлова.
-
Петровский театр О.И.Бове и архитектура западноевропейских театральных зданий.
-
Научная (графическая) реконструкция ансамбля театральной площади в Москве по проекту О.Бове.
-
Трехмерная графическая реконструкция здания Манежа в Москве по проекту О.Бове с выявлением конструкций здания (группа студентов).
-
Рядовая жилая застройка Москвы после пожара 1812 г. Графическая реконструкция на примере одной из улиц.
-
Романтическая тема в русской архитектуре 1800-х годов (творчество И.В.Еготова, В.А.Бакарева, И.Л.Мироновского).
-
Творчество Е.Д.Тюрина.
-
Принципы организации жилого пространства в жилых домах московского ампира.
-
Тема городской усадьбы в творчестве А.Г. Григорьева.
-
Усадьба Усачевых-Найденовых в Москве. Графическая реконструкция.
-
Сравнение Десятинной церкви по проекту В.П.Стасова и Храма Христа Спасителя К.А.Тона.
-
Проекты образцовых церквей К.А.Тона. Построение типологического ряда.
-
Проекты Храма Христа Спасителя архитекторов А.Л.Витберга и К.А.Тона. Источники форм.
-
Конкурсные проекты Храма Христа Спасителя в Москве. Сравнение.
-
Творчество архитектора М.П.Коринфского.
-
Барочные тенденции в творчестве А.И.Штакеншнейдера.
-
Собор Ивановского монастыря в Москве по проекту М.Д.Быковского. Архитектурный анализ.
-
Неоготические постройки 1820 – 1840-х годов и их источники.
-
Влияние металлических конструкций на формообразование в русской архитектуре второй половины XIX – начала XX в.
-
Принципы формообразования в псевдорусских сооружениях второй половины XIX в.
-
Рационалистическое направление в архитектуре модерна.
-
Пластические средства создания выразительности фасадов в архитектуре русского модерна.
-
Сопоставление сооружений интернационального направления модерна в России с европейскими постройками стиля.
-
Неорусский стиль в творчестве Ф.О.Шехтеля.
-
Общественные и промышленные постройки Ф.О.Шехтеля.
-
Принципы формообразования в проектах особняков архитектора Ф.О.Шехтеля.
-
Тема доходных домов в творчестве Л.Н.Кекушева.
-
Московские особняки Л.Н.Кекушева.
-
Интерьеры особняков в архитектуре модерна.
-
Основные направления в творчестве архитектора А.фон Гогена.
-
«Северный модерн» в архитектуре Петербурга конца XIX – начала XX в.
-
Особенности стиля модерн в творчестве архитекторов Н.В.Васильева и А.Ф.Бубыря.
-
Неоклассическое направление в творчестве В.А.Щуко и И.А.Фомина.
-
Неоклассические тенденции в творчестве Ф.И.Лидваля.
-
Дом Тарасова в Москве по проекту И.В.Жолтовского и палаццо Тьене в Виченце. Сравнение пропорций.
-
Неоклассическое направление в творчестве архитекторов В.Д.Адамовича и В.М.Маята.
-
Творчество Р.И.Клейна.
-
Музей изящных искусств Р.И.Клейна в Москве и его античные источники.
-
Неорусский стиль начала ХХ в.
-
Неорусский стиль в творчестве А.В.Щусева.