Главная
страница 1


Развитие логистического бизнеса

на железнодорожном транспорте
А.И. Федоренко, д.э.н., профессор, Л.А. Борисова, к.э.н, доцент – кафедра управления логистической инфраструктурой НИУ «Высшая школа экономики»
ОАО «Российские железные дороги» заявила три стратегических направления развития логистического бизнеса в компании:

- формирование инфраструктурных возможностей для оказания комплекса логистических услуг высокого уровня качества, что потребует создания системы современных терминально-логистических комплексов по всей сети российских железных дорог;

- строительство новых и оптимизация существующих терминально-складских активов ОАО "РЖД", а также организация предоставления на их базе услуг, необходимых широкому кругу клиентов (развитие бизнеса в области терминального оперирования);

- создание дополнительного "интерфейса" с пользователями транспортных услуг посредством развития контрактной логистики и выхода ОАО "РЖД" на рынок комплексных клиентоориентированных логистических услуг.

Изменение экономических условий, конкуренция видов транспорта предъявляют новые требования к организации процессов доставки и хранения грузов, порождая новые технологии: торговые (такие как ритейл, магазин-склад), транспортные (тенденции контейнеризации) и индустриальные.

В этой связи Компании необходим современный формат грузового обустройства – мультимодальные терминально-логистические центры на всей сети российских железных дорог, и в первую очередь в крупных транспортных узлах. Поскольку именно в них осуществляется централизация грузовой работы, которая оказывает существенное влияние на структуру грузооборота и распределение нагрузки на прилегающую транспортную сеть.

В апреле 2009 года в аппарате управления ОАО "РЖД" создан Центр по развитию терминалов, на который возложена организация подготовки проектов по созданию и развитию терминально-логистических комплексов ОАО "РЖД" и контроль выполнения этих проектов, а также разработка и реализация единой политики в сфере развития терминально-логистической инфраструктуры на железных дорогах.

По заявлению руководства ОАО «РЖД» предусматривается организация курсирования между ключевыми терминально-логистическими объектами регулярных контейнерных поездов по пассажирскому принципу, т.е. по жестким ниткам графика. Данная технология позволяет не только существенно сократить время доставки грузов, но и осуществлять доставку фиксированными партиями регулярно и строго по расписанию. В перспективе ОАО РЖД планирует сформировать опорную сеть регулярных контейнерных маршрутов, охватывающую все узловые точки на карте Российских железных дорог.

Другими важными объединяющими факторами является применение унифицированной технологии переработки грузов, единой тарифной политики и единого информационного пространства. Всё это предполагает внедрение корпоративной информационной системы, которая будет своевременно предоставлять информацию о статусе каждой отправки груза, учитывать и контролировать состояние подвижного состава.

В рамках реализации этого проекта предусматривается:

- строительство более 50 крупных ТЛЦ (включая "сухие порты" на Дальнем Востоке, Балтике, Азово-Черноморском регионе и др.);

- комплексная реконструкция 60 крупных железнодорожных грузовых дворов;

- модернизацию широкого круга объектов технологического комплекса, подъемно-транспортного оборудования около 400 грузовых дворов;

- реконструкция путевого развития на подходах к терминалам, а также в транспортном узле в целом.

По данным ОАО «РЖД» в настоящее время ведется проработка проекта создания в Московской области терминально-логистического центра "Белый Раст", непосредственное участие в проработке которого принимает наш стратегический партнер – "Дойче Бан АГ".

Планируемый логистический центр будет занимать территорию более 100 Га, на которой разместятся контейнерный терминал мощностью 290 тыс. TEU (ДФЭ) в год, универсальный терминал для переработки грузов промышленного назначения, универсальный складской комплекс, центр таможенного оформления грузов, а также административно-деловой центр.

Специалистами Центра по развитию терминалов ОАО «РЖД» с привлечением немецкой консалтинговой компании "ДБ Интернациональ ГмбХ" подготовлено технико-экономическое обоснование указанного проекта и инвестиционные предложения потенциальным инвесторам. Проект, безусловно, недешевый (более 20 млрд. рублей), однако не имеющий аналогов в России по своей комплексности, и способный обеспечить инвесторам приемлемый уровень окупаемости вложенных средств.

Рассмотрим эффективность разных вариантов создания бизнес-зон в рамках данного проекта.

Терминально-логистический комплекс предусматривает создание следующих бизнес-зон:

1. Контейнерный терминал будет осуществлять следующие задачи:

- перевалка контейнеров со стандартными размерами 20 футов, 30‘, 40‘ и 45‘ в местном и транзитном сообщениях по схеме: автодорога/рельсы (Московское сообщение) и рельсы/рельсы (транзитное сообщение)

- склад кратковременного хранения (5дней) для контейнеров перевалки по схемам автодорога/рельсы, рельсы/рельсы

- склад долговременного хранения (15 дней) для контейнеров перегрузки по типу автодорога/рельсы.

2. Универсальный терминал (обработка крупногабаритных, тяжеловесных грузов и контейнеров 3/5 тонн)

- перевалка тяжеловесных грузов и контейнеров весом в 3/5 т. по типу автодорога/рельсы

- промежуточное хранение тяжеловесных грузов и контейнеров весом в 3/5-т.

Тяжеловесный груз представляет собой тяжелый или объемный повагонный груз, который в большинстве случаев транспортируется в открытых грузовых вагонах (трубы, древесина, строительные детали, машины и т.д.).

3. Хранение и распределение пакетированных грузов

Перевалочный пункт для внутреннего штучного груза» имеет следующие производственные задачи:

- перевалка внутреннего штучного груза по типу рельсы → склад → автодорога

- перевалка внутреннего штучного груза по типу автодорога/ склад/рельсы

- прямая перевалка внутреннего штучного груза по типу рельсы/автодорога

- перевалка внутреннего штучного груза по типу дорога/ склад

- промежуточное хранение внутреннего штучного груза

Хранение осуществляется в складских помещениях. Под штучным грузом следует понимать как обычный, так и скоропортящийся штучный груз на поддонах.

4. Зона таможенного оформления для обслуживания международных транспортных грузов.

5. Перевалочный пункт для сыпучих грузов (песок, гравий, щебенка, цемент, известь) имеет следующие производственные задачи:

Перегрузка сыпучих грузов по типу рельсы/автодорога

- хранение сыпучих грузов

- производство бетона.

6. Перевалочный пункт легковых и грузовых автомобилей по схеме – рельсы/ автодорога.

Возможны следующие варианты функционирования указанных бизнес-зон:

- управляющая компания строит материально-техническую базу бизнес-зон и предоставляет ее в аренду логистическим операторам;

- управляющая компания строит материально-техническую базу бизнес-зон и эксплуатирует их как объединенный логистический оператор;

- управляющая компания строит материально-техническую базу бизнес-зон и эксплуатирует их за счет создания дочерних логистических операторов, в том числе оказывая функции распределительного центра и 3-PL оператора, в первую очередь для обработки товарных потоков, поступающих на собственные нужды Московской железной дороги.

Предварительные расчеты по каждому из вариантов показали, что по первому варианту, в общем, позитивные результаты, для управляющей компании, так как инициаторы проекта заложили в расчеты ставки арендной платы за пользование логистической инфраструктурой для операторов в размере, обеспечивающем величину внутренней ставки доходности компаний на уровне 14%.

Однако инициаторы проекта не учитывают тот факт, что логистические операторы в этом варианте функционирования бизнес-зон выполняют только функции по перевалке и хранению грузов, рентабельность которых не превышает 8-12%.

Экспертная оценка финансовых возможностей логистических операторов, арендующих инфраструктуру указанных выше бизнес-зон, показала, что большинство из них не позволяют логистическому оператору, при установленных управляющей компанией ставках арендной платы, выйти на положительный уровень доходности.

Вариант функционирования бизнес-зон, когда управляющая компания строит их материально-техническую базу и эксплуатирует ее за счет создания дочерних логистических операторов, в том числе оказывая функции распределительного центра и 3-PL оператора, в первую очередь для обработки товарных потоков, поступающих на собственные нужды Московской железной дороги позволяет получить уровень ставки внутренней доходности компании до 60%.

При проектировании мультимодальных логистических центров необходимо проводить финансовый расчет эффективности бизнеса каждого логистического оператора, который будет работать в рамках комплекса. Это позволит повысить достоверность расчетов по инвестиционной привлекательности таких центров.



Литература:

Сергеев В.И., Прокофьева Т.А., Эльяшевич И.П. Выбор поставщиков и управление закупками В кн.: Логистика. Москва: Издательство РАГС, 2010

Борисова Л.А. Реформирование железнодорожного транспорта - важное условие развития логистики в России // Логистика и управление цепями поставок – антикризисные инструменты экономики: материалы Международного центра логистики Государственного университета – Высшей школы экономики (21 апреля 2010г.); Изд-во Эс-Си-Эм Консалтинг – Москва, 2010. C. 93—101

Федоренко А.И. Согласование планов развития транспортно-логистической инфраструктуры // Логистика и управление цепями поставок – антикризисные инструменты экономики: материалы МЦЛ ГУ-ВШЭ (21 апреля 2010г.); Изд-во Эс-Си-Эм Консалтинг – Москва, 2010. C. 184—189



Смотрите также:
Развитие логистического бизнеса на железнодорожном транспорте
68.69kb.
1 стр.
Развитие услуг питания на железнодорожном транспорте из опыта прошлого Мантрова Александра Вячеславовна
68.19kb.
1 стр.
Н. А. Коваленко Основы организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте
707.76kb.
5 стр.
О ведомственном пожарном надзоре на железнодорожном транспорте
137.08kb.
1 стр.
Медико санитарные последствия крупных производственных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте
72.66kb.
1 стр.
Инструкция о порядке расследования и учета нарушений безопасности движения на промышленном железнодорожном транспорте
462.16kb.
3 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Правила технической эксплуатации безопасность движения на железнодорожном транспорте» для специальности 190701. 65 «Организация перевозок и управление на транспорте железнодорожный»
170.11kb.
1 стр.
Инструкция по организации системы технического обслуживания устройств проводной связи на железнодорожном транспорте
4108.1kb.
10 стр.
Организация
53.86kb.
1 стр.
Создание регионального логистического центра в г. Южно Сахалинске на примере работы транспортно-логистического холдинга «Юнайтед Карго Системс»
56.29kb.
1 стр.
Управления качеством подвижного состава
42.58kb.
1 стр.
Правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте
69.6kb.
1 стр.