Главная
страница 1
Интегрированный урок география + информатика:

«Особенности ЭГП Ростовской области с использованием программы Microsoft Access ».

Составители:

учитель географии МБОУ СОШ №16 – Резникова Л. А. и учитель информатики – Булаева Е.В.


Цели урока географии:

- познакомить учащихся с ЭГП Ростовской области;

- вовлечь в активную практическую деятельность по изучению своего края;

- создавать объективную основу для воспитания патриотизма и любви к родной местности;


Цели урока информатики:

- закрепить понятие сортировки и создание запроса в базе данных с использованием программы MS Access.

-разработать двутабличную базу данных «Ростовская область»,

-заполнить таблицу через созданную учащимися форму, используя раздаточный материал,

-создать запрос «Города области»,

-создать отчет «Водные ресурсы»


Раздаточный материал:

  • Приложение №1 - текст «Особенности экономики Ростовской области»;

  • Приложение №2 материал для создания таблиц, запросов и отчетов «Города Ростовской области» и «Водные ресурсы Ростовской области»

  • Инструкция по ТБ


Оборудование: оборудованный кабинет географии или информатики с установленным программным обеспечением - СУБД Microsoft Access.
Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель географии: Добрый день ребята, гости!

Сегодня у нас не совсем обычный урок.




  1. Изучение нового материала.

А) объявление темы урока. Просмотр мультфильма «Ростовская область» Слайд 1.

Б) Слайд 2 с темой урока.

У. Г.: У каждого человека есть Родина. Одним при этих словах вспоминаются заросли камыша у тихой речки, другим – берег океана, третьим – непроходимые леса или вершины гор, покрытые ледяными шапками… Каждый при этих словах вспоминает только ему памятный уголок родного края. (во время рассказа слайды с 3 по 16 ).
Наш Тихий дон! Он не был сонным,

Он не был тихим никогда

Разящих стрел певучим звоном

Обагрена его вода.

Здесь скифов конница летала,

Вдруг исчезая среди трав, -

Само пространство воевало,

Заслоны частные создав.

Бездонность неба . Даль без края,

От тех степей тянулось ввысь,

Себя с богами сочетая,

Сын амазонки – Танаис.

Он Зевсом был за то наказан –

Не знал он горького конца!.

Реке – широкой и прекрасной –

Досталось имя гордеца…

Ушли в пространство амазонки,



Ушла легенда в мрак ночной.

Звенели жаворонки звонко

Над безымянною рекой.

Клонились ветлы низко-низко

К ней – безымянной. Шли года …

И всадник в бурке осетинской

Однажды крикнул: «Дон! – Вода!»

И тотчас волны отозвались

И повторили: «Дон! Дон! Дон!»

Седые ветлы закачались,

Пошел в ветвях веселый звон

И поддержали имя ветры,

И унесли, играя, вдаль….

Оно слилось с теченьем светлым,

Осталось имя навсегда.

Н. Образцова


Своё современное название Ростовская область получила в 1937 году 13 сентября. (Слайд 17) В настоящее время в области выделено 43 сельских административных района (Слайд 18)

Область располагается на юго-востоке Европы, в центре индустриального юга России, по форме напоминает разросшуюся кисть винограда. (Слайд 19)


Вопросы:

  1. Какова S? ( 100,8 тыс.км2) Бельгия, Нидерланды и Дания. (Слайд 19)

  2. Как изменилось ЭГП Ростовской области в конце 1991 г ., после распада СССР? (Слайд 20) (имеет приграничное положение – государственная Граница с Украиной протяженностью 600 км)

  3. Как изменилось ЭГП Ростовской области с мая 2000 года, когда по указу Президента РФ В.В. Путина в России были образованы семь Федеральных округов? (Слайд 21) ( Входила в состав ЮФУ г.Ростов-на-Дону – центр)

  4. Как изменилось ЭГП Ростовской области с января 2010 года, когда по указу Президента РФ Д.А. Медведева был создан в Федеральный округ? (Слайд 22) (Так же входит в состав ЮФО, но только с Краснодарским краем, Адыгеей, Республикой Калмыкией и Волгоградской областью, Республика Калмыкия).

  5. Перечислите субъекты РФ, с которыми Ростовская область имеет границу I порядка? (Слайд 23) ( на севере и северо-востоке – Воронежская и Волгоградская области, на востоке и юго-востоке – Республика Калмыкия, на юге – Ставропольский и Краснодарский края).

У.И.Физкультминутка

Инструктаж по ТБ

Практическая часть №1: (Слайд 24)

У.И.: Откройте файл «Карта Ростовской области». Запустите презентацию и отметьте на карте:

У.Г.:Красным цветом выделите государственную границу на Украине на западе (Луганская и Донецкая области).

-Закрасьте синим цветом и в текстовых конах на карте подпишите названия естественных и искусственных морей (Таганрогский залив Азовского моря, Цимлянское водохранилище)

_ В чем ещё особенность ГП Ростовской области? (Расположена в 2-х частях света)

- Где проходит граница? (по Кумо-Маныческой впадине). Выделите границу пунктиром зеленого цвета.

Вывод: Большинство границ сухопутные. Общая протяженность? (2280 км). Не имеют природных препятствий для развития экономических связей ближними и отдаленными регионами.

-Какие виды транспорта получили развитие в нашей области? (ЖД, авиа, речной, авто, трубопроводный). (Слайд 25)

Вывод (учитель):

Являясь «воротами» России в страны Черноморского, Средиземноморского и Прикаспийского бассейнов, Ростовская область обладает развитой транспортной инфраструктурой, представленной железнодорожной и автомобильной магистралями, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону.



У.И.Физкультминутка (Слайд 26)

Для улучшения мозгового кровообращения

  1. И.п.- сидя на стуле. 1-2 – плавно наклонить голову назад, на счёт 3-4 – голову наклонить вперёд и вернуть в и.п, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз, темп медленный.

Гимнастика для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. повторить 4-5 раз.

  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз.

У.Г.: Дон, земля донская, донские казаки… (Слайд 27) Произнесешь эти слова и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-Батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Чехова, Шолохова и сотен других людей, прославивших Дон и Россию своими деяниями.

(Слайд 28) Территория Ростовской области, расположена на стыке Русской платформы и Скифской плиты, имея равнинный рельеф, плодородные почвы, раскинулась в степной зоне с благоприятными климатическими условиями и мягкой зимой. С давних пор эта территория, называемая Диким полем, привлекала человека. Наш край никогда не был безлюдным. А какова демографическая ситуация на Дону сейчас?


Выступление Анастасии Ивановой (Данные переписи населения на 2010 год)

Изменения демографической ситуации с 2002г. по 2011г. в Ростовской области.

По результатам переписи население Ростовской области сократилось на 2,8%.

В Ростове и близлежащих городах наблюдается рост населения. А вот дальние районы продолжают пу­стеть.

Большой Ростов выкачивает из области человеческие ресурсы. Лю­ди перебираются в Ростов и Батайск, а районные центры пустеют. По численности населения Ро­стов не только подтвердил статус города-миллионника, но и улучшил показатели 2002 года на два про­цента. Сейчас в Ростове живет поч­ти 1 млн 90 тысяч человек.

А вот население области в целом сократилось на 2,8 %. На Дону живет 4 млн 280 тысяч че­ловек. Область занимает шестое место по России. Для сравнения: в Краснодарском живет 5 млн 226 тысяч человек.

Наша область вошла в число 63 субъектов РФ, в которых пере­пись отразила тенденцию сокраще­ния численности населения, вызван­ную превышением числа умерших над числом родившихся в год.

Мужчин в Ростовской области - 1 млн 986 тысяч. Женщин - 2 млн 296 тысяч. Так что тендерное соотно­шение с 2002 года не изменилось. При этом 498 тысяч 800 мужчин и 591 тысяча 100 женщин живут в Ростове.

Возросший приток населения в столи­цу области и города-спутники. Например, в Батайске жителей стало больше на 4,1 %, в Ростове — на 2 %. А вот Гуково, Та­ганрог, Новочеркасск за восемь лет потеряли от 8 до 9 % горо­жан. Возглавляет печальный список Зверево — там население сокра­тилось на 21,9 %. Наимень­шие потери в г. Шахты — 5,7 %.

Самым крупным городом после Ростова стал Таганрог. Его населе­ние — 257,5 тысячи человек. Сле­дом идут Шахты — более 240 тысяч жителей и Новочеркасск - бо­лее 169 тысяч человек.
Практическая работа в Microsoft Access: (Слайд 30)

Вопросы учителя информатики:


  • Что такое база данных?

  • Какие объекты включает в себя база данных?

  • Назовите классификацию баз данных?

  • Какие типы данных MS Access вы знаете?

  • С какими основными элементами программ MS Access мы работали на уроках при создании БД?

  • Что такое запрос? Что такое таблица? Что такое отчет?

План работы:

1) Открываем СУБД Microsoft Access.

2) Используя «Конструктор», создаем таблицы «Города Ростовской области» и «Водные ресурсы». Определяем количество и названия полей, фиксируем ключевое поле (см. комментарии в практической работе).

3) Используя «Мастер форм», создаем формы «Города» и «Водные ресурсы», для заполнения таблиц.

4) Используя «Мастер запросов», создаем запросы «Население» «Реки», для определения списка численности населения указанных в таблице городов и списка рек Ростовской области.

5) Используя «Мастер отчетов», создаем отчет «Суммарная численность жителей крупных городов Ростовской области ».


Практическая часть №2. (Слайд 31)

Используя приложение №2 - текст «Особенности экономики Ростовской области»

Прочитайте текст и подготовьтесь ответить на вопросы.
В радиусе 1,0 -1,5 тыс. км от границ Ростовской области размещены крупнейшие в стране угольные (Российские – Донбасс), нефтяные (Краснодарский край, Волго-Уральская нефтяная база), газовые (Астраханское газоконденсатное месторождение, Краснодарский край), металлургические (КМА), машиностроительные (Центральная Россия), химические, агропромышленные районы и центры (Ставрополье, Краснодарский край, Центрально-Черноземный район).

Основополагающее значение в хозяйственном комплексе Ростовской области принадлежит многоотраслевой промышленности. Наибольший удельный вес приходится на машиностроение, пищевую, топливно-энергетическую промышленность, черную и цветную металлургию. Многие предприятия области имеют общероссийское значение, являясь единственными или крупнейшими производителями отдельных видов продукции не только в России, но и среди стран СНГ.

На предприятиях области выпускается 100% производимых в стране магистральных электровозов и паровых котлов, 94% швейных машин, зерноуборочных комбайнов. На долю области приходится около 50% производственных мощностей по производству культиваторов, 15 % стальных труб, 16,5% производимых в России черных металлов. Ведущее место в России занимает тяжелое вертолетостроение и производство навигационных систем ( в г. Таганроге). Энергосистема «Ростовэнерго» - одна из крупнейших в регионе по мощности (4000 МВт) и уровню электропотребления. Базовой электростанцией является Новочеркасская ГРЭС – крупнейшая на юге России электростанция, которая вырабатывает 70% электроэнергии и потребляет 71 % топлива в регионе. Ростовская область является основной угольной сырьевой базой ЮФО. Большая часть запасов угля Ростовской области представлена антрацитами – лучшими в мире углями по калорийности. Его доля в общих запасах угля составляет более 90%. По многим качественным характеристикам Ростовские антрациты являются уникальными, и в Ростовской области осуществляется строительство новых шахт, осваиваются новые месторождения. Географическая близость сырья к потребителю делает этот бизнес потенциально выгодным.

Второе место в донской экономике принадлежит агропромышленному комплексу. Основные направления – производство зерна, семян подсолнечника, овощей, продукции животноводства, их переработка и доставка потребителям.
Вопросы к тексту: (Слайд 32)


  1. Как Ростовская область расположена по отношению к топливным , сырьевым, энергетическим базам?

  2. Какое значение оказывает на развитие экономики? (Расположение в Европейской части, близость к Центру РФ, крупнейшим аграрным регионом – обуславливает благоприятное положение Ростовской области относительно рынков сбыта готовой продукции)

  3. Определите отрасли специализации:

А)МАШИНОСТРОЕНИЕ;

Б)ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ;

В)ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ;

Г)ЧЕРНАЯ И ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ.


Проверка.

Итог: Сделайте вывод о выгодности (невыгодности ЭГП Ростовской области)

Подведение итогов урока, демонстрация правильно выполненной практической работы по образцу учителя и самопроверка учащихся. Выставление оценок. (Слайд 33)

(Слайд 34) Домашнее задание: Составьте генеалогическое древо своей семьи в программе MS Word. Проанализируйте его и сделайте вывод: совпадают ли в Вашей семье те генеалогические процессы, которые характерны для России?



Учителя МБОУ СОШ№16 Резникова Л.А. и Булаева Е.В.




Смотрите также:
Интегрированный урок география + информатика: «Особенности эгп ростовской области с использованием программы Microsoft Access»
83.65kb.
1 стр.
Интегрированный урок-путешествие ( география математика информатика), 2 урока, 5 класс «Путешествие по удивительным островам»
297.37kb.
1 стр.
Основные операции в Microsoft Access Часть Создание и редактирование запросов
113.56kb.
1 стр.
Интегрированный урок на тему «климат» география-информатика
128.41kb.
1 стр.
Работа с использованием Microsoft Internet Explorer. Начало работы Навигация Работа с использованием почтовой программы Microsoft Outlook. Настройка списка глобальных адресов (на примере Microsoft Outlook) Контактная информация
123.49kb.
1 стр.
Интегрированный урок в 6-м классе с использованием презентации по теме "Математическая география"
83.24kb.
1 стр.
Интегрированный урок география и английский язык Учителя: Галина Владимировна Шутова (география)
135.69kb.
1 стр.
Цель урока: познакомиться с основными понятиями ms access ms access это система управления базами данных под управлением Windows ms access входит в пакет Microsoft Office
67.03kb.
1 стр.
Урок по теме: «Закон и право» с использованием системы КонсультантПлюс. Цели урока Повторить, обобщить и закрепить материал блока
71.77kb.
1 стр.
Интегрированный урок Тема: "Welcome to Australia".
22.05kb.
1 стр.
Ростовской области государственное автономное учреждение ростовской области
5458.35kb.
30 стр.
Ростовской области государственное учреждение ростовской области
3655.64kb.
20 стр.