Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4Тема 4.7. Журналистика комментарийная и аналитическаяОбзор. Задачи жанра. Своеобразие предмета - интерпретация документальных источников, их “вторичное обсуждение”. Системность суждений. Профессиональная работа с документом как основной метод. Комментарий. Идейная позиция как предмет журналистского осмысления актуальных политических проблем. Оценочное суждение как номинация, как предмет анализа, как аргумент и как обобщающий вывод. Личность журналиста и тип комментария. Особенности рабочей идеи полемического произведения. Методы работы комментатора. Способы отображения авторской позиции. Язык и стиль комментария. “Колонки комментатора” в центральной, местной и отраслевой газете. Истолкование, доказательная версия как основа комментария. Разные поводы и разные формы: разъяснения события “по горячим следам”, возвращение к нему на новом уровне после того, как событие “отстоялось”, необходимость пересмотреть сложившиеся мнения и пр. Работа над комментарием. Совокупность приемов жанра. Проблемы мастерства. Возрастание требований к личностному потенциалу автора. Язык и стиль. Варианты композиции. Тематическое разнообразие комментария. Обозрение Рассмотрение и интерпретация фактов как элементов целого, в их связях, взаимовлияниях. Исследование развития событий. Выделение тенденций. Работа обозревателя. Сочетание многоплановости и точной “фокусировки” в представлении фактов. Широкий диапазон приемов, достаточная свобода в обращении с материалом. Своеобразие обобщений и своеобразие представления тенденции: метод “панорамирования”. Сопоставления и ассоциации. Прогнозирование. Композиция обозрений. Корреспонденция. Особенности жанров, нацеленных на разъяснение, интерпретацию фактов. Разработки темы на локальном примере (корреспонденция - “кусочек жизни”). Представление ситуации в деталях, подробностях и ее исследование как две равнозначимые задачи автора корреспонденции. Расширение границ факта за счет предыстории, сопоставлений. Выявление скрытого, сущностного в факте. Деталь как аргумент. Образные средства, язык и стиль. Вопросы композиции. Фрагменты зарисовки и интервью в корреспонденции. Разновидности жанра. Своеобразие работы над критической корреспонденцией. Статья. Особенности жанров, нацеленных на публицистическое убеждение, доказательное изложение идеи автора, его позиции. Этапы работы над статьей. Система положений. Обобщение данных с точки зрения поставленной проблемы. Варианты композиции. Особенности стиля. Роль образных средств, “эмоциональных аргументов” в современной статье. Постановочная, проблемная статья в дискуссиях и долговременных выступлениях редакции по проблеме. Полемическая статья.
Жанр рецензии в прессе. Предмет рецензии. Характер интерпретации фактов. Задачи “вторичного отображения”, критического переосмысления факта художественной жизни, его сопоставления с жизненными реалиями. Зарисовка. Функции жанра. Предмет изображения. Особенности метода наблюдения применительно к задачам жанра - зафиксировать впечатление, которое производит явление природы, либо событие, либо характер человека. Проблемы мастерства. Колорит факта. Образная ткань повествования. Работа над слогом. Фрагменты эссе в современной газетной зарисовке. Зарисовка в экологической публицистике (рубрика “окно в природу”) Варианты объединения фотографии и текста. Фрагменты зарисовки в других газетных жанрах.
Целевая установка жанра - формирование идеала личности и образа жизни, создание эталонов оценки и образцов поведения, практически пригодных для ориентации в любой проблемной ситуации данного типа. Своеобразие художественно - публицистического метода исследования. Особенности типизации. Роль автора. Факт и домысел в очерке.
Аналитические жанры: комментарий; обозрение (общее, тематическое); беседа, дискуссия; ток-шоу; корреспонденция (размышления, расследования). Художественно-публицистические жанры: очерк; зарисовка; эссе. Сатирические жанры: фельетон; памфлет. Составные формы: телевизионный журнал, шоу (музыкально-развлекательные передачи, телевизионные игры).
Аналитические (информационно-публицистические) жанры: корреспонденция; комментарий (событийный, проблемный); реплика; беседа; обозрение. Документально-художественные (художественно-публицистические) жанры: радиоочерк (путевой, проблемный, портретный); радиорассказ; документальная драма радиокомпозиция (литературная, литературно-музыкальная, документальная). Универсальные (развлекательные) жанры - радио-шоу (утренние, дневные, вечерние; музыкальное шоу, разговорно-музыкальное шоу). Тема 4.10. Жанры визуальной журналистики. Фотожурналистика в системе СМК. Документальная и художественная фотография в печатных медиа. Фотожанры. Рекламная фотожурналистика. Новейшие технические тенденции. Инфографическая журналистика. Описательная инфографика. Статическая и динамическая модели инфографики. Тема 4.11. Творческая индивидуальность журналиста. Профессиональное мастерство журналиста как овладение закономерностями и способами познавательной, проективной и коммуникативной деятельности. Критерии профессионального мастерства журналиста. Взаимосвязь индивидуального мастерства и профессиональной культуры журналистского сообщества. Традиции в журналистике. Индивидуализация журналистской деятельности. Индивидуальный стиль деятельности журналиста как отражение общественного способа журналистского творчества. Структура индивидуального стиля деятельности. Типы индивидуальных стилей деятельности в журналистике. Объективные и субъективные факторы и предпосылки, определяющие состав и структуру индивидуального стиля деятельности журналиста. Влияние личностных (природных, психических, социальных) качеств журналиста на состав и структуру индивидуального стиля деятельности. Мировоззренческие предпосылки журналистского творчества. Профессиональное сознание журналиста. Мотивационная сфера журналиста. Потребности, интересы, жизненные цели в системе побудительных сил журналистского творчества. Профессиональные установки и ценностные ориентации журналистов. Общие и специальные способности журналиста. Проблема таланта в журналистике. Формирование творческой индивидуальности журналиста. Сущность и основные закономерности процесса формирования творческой индивидуальности журналиста. Структурные элементы и этапы процесса формирования творческой индивидуальности. Объективные и субъективные факторы. Проблема самовоспитания и поиска собственного профессионального лица в журналистике.
8.Образовательные технологииПреподавание дисциплины организовано в формате лекций, презентаций, семинаров, тренингов, практических занятий и самостоятельной работы студентов над созданием журналистских материалов по различной тематике различных объемов в различных форматах.
8.1.Методические рекомендации преподавателюНет. 8.2.Методические указания студентамОсновное внимание следует уделять изучению разделов, посвященных теоретическим основаниям формирования и развития современных медиасистем, а также концептуализации новых медиа.. Итоговая оценка выставляется на экзамене, на котором учитываются умение студента ориентироваться в основных концепциях теории медиа, понимание методологических парадигм, аналитико-критический подход к базовому материалу, творческая интеграция новейшей информации в темы курса, а также устные ответы по пройденным темам, выполненные письменные работы по теории и практике СМК, результаты оценки студийных заданий. От студентов требуется посещение лекций, семинарских занятий, выполнение всех заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на занятиях (умение поддержать дискуссию, пояснить мысль ярким примером, поставить интересный вопрос, привести веский аргумент), а также качество (творческий подход, аналитическая стройность) контрольных работ и эссе.
9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1.Тематика заданий для эссеГражданская ответственность журналиста и ее проявления. Журналистика в системе социальных институтов тоталитарных и демократических обществ. Журналистика и общество: современные аспекты взаимодействия. Журналистика как область творческой деятельности и ее формы. Журналистика как предмет научных исследований. Журналистская профессия в ряду других профессий. Журналисты и аудитория: характеристика отношений. Законодательные основы деятельности журналиста. История журналистской профессии. Кибержурналистика. Медиа и СМИ: сходства и различия. Место и роль журналистской профессии в обществе. Методы сбора информации в журналистике. Модель личности журналиста. Морально-этические качества журналиста. Основные типы журналистской профессии. Основы политической культуры журналиста. Понятия СМИ и медиа Права и обязанности журналиста. Правовые основы журналистики. Проблема плюрализма в обществе и журналистика. Проблема цензуры: история и современность. Проблемы журналистской этики. Профессиональные качества журналиста. Психологические особенности личности журналиста. Свобода, необходимость, ответственность журналиста. Система функций журналистики. Социальная позиция журналиста. Социальная роль журналистики. Социально-гражданские качества журналиста. Социальное предназначение журналистики. Специализации в журналистике. Творческая индивидуальность журналиста. Типы и методологические основы журналистского творчества. Трансформация теоретических представлений о современной журналистике. Три типа журналистики: цели, средства, способы профессиональной деятельности. Функции журналистики. Экономические условия свободы журналистики. Этические основы деятельности журналистов. Эффективность журналистики: подходы к пониманию и методы определения. 10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1.Базовый учебник
10.2.Основная литература
Дополнительная учебная литература
11.Материально-техническое обеспечение дисциплиныКомпьютер и мультимедийный проектор. Смотрите также: Программа дисциплины "Крупная корпорация как субъект публичной политики. Корпоративное гражданство" для направления
365.99kb.
4 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
202.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
169.34kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
362.03kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
805.63kb.
4 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
129.88kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
198.75kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
163.49kb.
1 стр.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62
386.12kb.
5 стр.
Программа дисциплины Китайский язык для направления подготовки 080100. 62
419.9kb.
5 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
156.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра 153.69kb.
1 стр.
|