Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4
Тема 4.7. Журналистика комментарийная и аналитическая


Обзор. Задачи жанра. Своеобразие предмета - интерпретация документальных источников, их “вторичное обсуждение”. Системность суждений. Профессиональная работа с документом как основной метод.

Комментарий. Идейная позиция как предмет журналистского осмысления актуальных политических проблем. Оценочное суждение как номинация, как предмет анализа, как аргумент и как обобщающий вывод. Личность журналиста и тип комментария. Особенности рабочей идеи полемического произведения. Методы работы комментатора. Способы отображения авторской позиции. Язык и стиль комментария. “Колонки комментатора” в центральной, местной и отраслевой газете.

Истолкование, доказательная версия как основа комментария. Разные поводы и разные формы: разъяснения события “по горячим следам”, возвращение к нему на новом уровне после того, как событие “отстоялось”, необходимость пересмотреть сложившиеся мнения и пр.

Работа над комментарием. Совокупность приемов жанра. Проблемы мастерства. Возрастание требований к личностному потенциалу автора. Язык и стиль. Варианты композиции. Тематическое разнообразие комментария.

Обозрение

Рассмотрение и интерпретация фактов как элементов целого, в их связях, взаимовлияниях. Исследование развития событий. Выделение тенденций.

Работа обозревателя. Сочетание многоплановости и точной “фокусировки” в представлении фактов. Широкий диапазон приемов, достаточная свобода в обращении с материалом. Своеобразие обобщений и своеобразие представления тенденции: метод “панорамирования”. Сопоставления и ассоциации. Прогнозирование. Композиция обозрений.


Корреспонденция. Особенности жанров, нацеленных на разъяснение, интерпретацию фактов.

Разработки темы на локальном примере (корреспонденция - “кусочек жизни”). Представление ситуации в деталях, подробностях и ее исследование как две равнозначимые задачи автора корреспонденции. Расширение границ факта за счет предыстории, сопоставлений. Выявление скрытого, сущностного в факте.

Деталь как аргумент. Образные средства, язык и стиль. Вопросы композиции. Фрагменты зарисовки и интервью в корреспонденции.

Разновидности жанра. Своеобразие работы над критической корреспонденцией.


Статья. Особенности жанров, нацеленных на публицистическое убеждение, доказательное изложение идеи автора, его позиции. Этапы работы над статьей. Система положений. Обобщение данных с точки зрения поставленной проблемы. Варианты композиции. Особенности стиля. Роль образных средств, “эмоциональных аргументов” в современной статье.

Постановочная, проблемная статья в дискуссиях и долговременных выступлениях редакции по проблеме.

Полемическая статья.

Рецензия. Достижения и ценности культуры как предмет журналистского отображения и стадии практического осмысления актуальных феноменов духовной жизни общества. Реклама, пропаганда, литературная критика как механизмы социального контроля в сфере культуры. Возможности и пределы регуляции и саморегуляции творческого процесса. Самоценное, актуализированное и конъюнктурное в конкретном произведении искусства, научном открытии, техническом изобретении.

Жанр рецензии в прессе. Предмет рецензии. Характер интерпретации фактов. Задачи “вторичного отображения”, критического переосмысления факта художественной жизни, его сопоставления с жизненными реалиями.



Зарисовка. Функции жанра. Предмет изображения. Особенности метода наблюдения применительно к задачам жанра - зафиксировать впечатление, которое производит явление природы, либо событие, либо характер человека.

Проблемы мастерства. Колорит факта. Образная ткань повествования. Работа над слогом. Фрагменты эссе в современной газетной зарисовке.

Зарисовка в экологической публицистике (рубрика “окно в природу”) Варианты объединения фотографии и текста. Фрагменты зарисовки в других газетных жанрах.

Очерк. Назначение и возможности очерка как предельно развернутого журналистского текста, освещающего опыт решения проблемных ситуаций социально-политической практики и воссоздающего образы реальных людей в свете идеальных представлений общества.

Целевая установка жанра - формирование идеала личности и образа жизни, создание эталонов оценки и образцов поведения, практически пригодных для ориентации в любой проблемной ситуации данного типа.

Своеобразие художественно - публицистического метода исследования. Особенности типизации. Роль автора. Факт и домысел в очерке.
Тема. 4.8. Жанры телевизионной журналистики.
Информационные жанры: заметка (устное сообщение, видеозаметка); отчет; выступление (монолог в кадре), интервью (протокольное, интервью-мнение, интервью-факт, интервью-анкета, интервью-портрет, проблемное интервью); репортаж (синхронный, или некомментированный, немой, или комментированный; событийный, тематический, постановочный).

Аналитические жанры: комментарий; обозрение (общее, тематическое); беседа, дискуссия; ток-шоу; корреспонденция (размышления, расследования).

Художественно-публицистические жанры: очерк; зарисовка; эссе.

Сатирические жанры: фельетон; памфлет.

Составные формы: телевизионный журнал, шоу (музыкально-развлекательные передачи, телевизионные игры).
Тема 4.9. Жанры радиожурналистики.
Информационные жанры: радиосообщение (хроникальное, развернутое, озвученное); интервью (протокольное, интервью-анкета, интервью-портрет, проблемное интервью); репортаж (событийный, проблемный, познавательный); радиоотчет; обзор печати.

Аналитические (информационно-публицистические) жанры: корреспонденция; комментарий (событийный, проблемный); реплика; беседа; обозрение.

Документально-художественные (художественно-публицистические) жанры: радиоочерк (путевой, проблемный, портретный); радиорассказ; документальная драма радиокомпозиция (литературная, литературно-музыкальная, документальная).

Универсальные (развлекательные) жанры - радио-шоу (утренние, дневные, вечерние; музыкальное шоу, разговорно-музыкальное шоу).



Тема 4.10. Жанры визуальной журналистики.

Фотожурналистика в системе СМК. Документальная и художественная фотография в печатных медиа. Фотожанры. Рекламная фотожурналистика. Новейшие технические тенденции. Инфографическая журналистика. Описательная инфографика. Статическая и динамическая модели инфографики.


Тема 4.11. Творческая индивидуальность журналиста.
Профессиональное мастерство журналиста как овладение закономерностями и способами познавательной, проективной и коммуникативной деятельности. Критерии профессионального мастерства журналиста. Взаимосвязь индивидуального мастерства и профессиональной культуры журналистского сообщества. Традиции в журналистике.

Индивидуализация журналистской деятельности. Индивидуальный стиль деятельности журналиста как отражение общественного способа журналистского творчества. Структура индивидуального стиля деятельности. Типы индивидуальных стилей деятельности в журналистике. Объективные и субъективные факторы и предпосылки, определяющие состав и структуру индивидуального стиля деятельности журналиста. Влияние личностных (природных, психических, социальных) качеств журналиста на состав и структуру индивидуального стиля деятельности. Мировоззренческие предпосылки журналистского творчества. Профессиональное сознание журналиста. Мотивационная сфера журналиста. Потребности, интересы, жизненные цели в системе побудительных сил журналистского творчества. Профессиональные установки и ценностные ориентации журналистов. Общие и специальные способности журналиста. Проблема таланта в журналистике.

Формирование творческой индивидуальности журналиста. Сущность и основные закономерности процесса формирования творческой индивидуальности журналиста. Структурные элементы и этапы процесса формирования творческой индивидуальности. Объективные и субъективные факторы. Проблема самовоспитания и поиска собственного профессионального лица в журналистике.


8.Образовательные технологии


Преподавание дисциплины организовано в формате лекций, презентаций, семинаров, тренингов, практических занятий и самостоятельной работы студентов над созданием журналистских материалов по различной тематике различных объемов в различных форматах.

  • Анализ и решение практических ситуаций (кейсов)

  • Наполнение базы источников информации по профессиональным темам

  • Участие в коллективных проектах в составе малых и больших групп по созданию медиапроектов

  • Подготовка журналистских материалов в различных форматах, в том числе и на иностранном языке

  • Проведение интервью с ньюсмейкерами, в том числе и говорящими на иностранном языке

  • Работа с пользовательским контентом, в том числе и на иностранном языке

  • Тренинг по поиску и проверке информации

  • Тренинг по инфографике

  • Тренинг по работе с открытыми сетевыми базами данных

  • Тренинг по работе с системами мониторинга информации в интернете и социальных медиа

  • Тренинг визуальной журналистики



8.1.Методические рекомендации преподавателю


Нет.

8.2.Методические указания студентам


Основное внимание следует уделять изучению разделов, посвященных теоретическим основаниям формирования и развития современных медиасистем, а также концептуализации новых медиа..

Итоговая оценка выставляется на экзамене, на котором учитываются умение студента ориентироваться в основных концепциях теории медиа, понимание методологических парадигм, аналитико-критический подход к базовому материалу, творческая интеграция новейшей информации в темы курса, а также устные ответы по пройденным темам, выполненные письменные работы по теории и практике СМК, результаты оценки студийных заданий.

От студентов требуется посещение лекций, семинарских занятий, выполнение всех заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на занятиях (умение поддержать дискуссию, пояснить мысль ярким примером, поставить интересный вопрос, привести веский аргумент), а также качество (творческий подход, аналитическая стройность) контрольных работ и эссе.

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1.Тематика заданий для эссе

Гражданская ответственность журналиста и ее проявления.

Журналистика в системе социальных институтов тоталитарных и демократических обществ.

Журналистика и общество: современные аспекты взаимодействия.

Журналистика как область творческой деятельности и ее формы.

Журналистика как предмет научных исследований.

Журналистская профессия в ряду других профессий.

Журналисты и аудитория: характеристика отношений.

Законодательные основы деятельности журналиста.

История журналистской профессии.

Кибержурналистика.

Медиа и СМИ: сходства и различия.

Место и роль журналистской профессии в обществе.

Методы сбора информации в журналистике.

Модель личности журналиста.

Морально-этические качества журналиста.

Основные типы журналистской профессии.

Основы политической культуры журналиста.

Понятия СМИ и медиа

Права и обязанности журналиста.

Правовые основы журналистики.

Проблема плюрализма в обществе и журналистика.

Проблема цензуры: история и современность.

Проблемы журналистской этики.

Профессиональные качества журналиста.

Психологические особенности личности журналиста.

Свобода, необходимость, ответственность журналиста.

Система функций журналистики.

Социальная позиция журналиста.

Социальная роль журналистики.

Социально-гражданские качества журналиста.

Социальное предназначение журналистики.

Специализации в журналистике.

Творческая индивидуальность журналиста.

Типы и методологические основы журналистского творчества.

Трансформация теоретических представлений о современной журналистике.

Три типа журналистики: цели, средства, способы профессиональной деятельности.

Функции журналистики.

Экономические условия свободы журналистики.

Этические основы деятельности журналистов.



Эффективность журналистики: подходы к пониманию и методы определения.

10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



10.1.Базовый учебник


  1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2007.

  2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. для вузов. – М., 2010.

  3. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009.



10.2.Основная литература





  1. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. - М., 2006.

  2. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.

  3. Интернет-СМИ: теория и практика. – М., 2010

  4. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2006.

  5. Правовые и этические нормы в журналистике. – М., 2007.

  6. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня. – М., 2008.

  7. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М., 2006.

  8. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики: Учебник. – М., 2009.

  9. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Учеб. пос. – М., 2007.

  10. Социология журналистики. / Под ред. С.Г. Корконосенко. – М., 2004.

  11. Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2005.

  12. Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской. – М., 2007.

  13. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. – М., 2009.

  14. Фомичева И.Д. Социология СМИ. – М., 2007.


Дополнительная учебная литература


  1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000.

  2. Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. – М., 1999.

  3. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. - М., 2005.

  4. Бакштановский В., Согомонов Ю. Моральный выбор журналиста. - Тюмень. 2002.

  5. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М., 2003.

  6. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 1997.

  7. Бодрияр Ж. Реквием по масс-медиа. В кн.: Поэтика и политика. - С. Петербург, 1998.

  8. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. - М., СПб., Киев, 2004.

  9. Буданцев Ю.П. Массовые коммуникации: системные особенности. - М., 2000.

  10. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М., 2002.

  11. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. – Харьков, 2007.

  12. Ворошилов В.В. Техника и технология СМИ. Конспект лекций. - СПб., 2000.

  13. Горчева А.Ю. Корпоративная журналистика. – М.: Вест-Консалтинг, 2008.

  14. Гражданские коммуникации и гражданское общество: опыт и перспективы взаимодействия. – М., 2009.

  15. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. - М.,1997.

  16. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. - М., 2008.

  17. Деннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. - М., 1997.

  18. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. - М.: 2006.

  19. Дзялошинский И.М. Коммуникативное воздействие: мишени, стратегии, технологии. - М.: 2012.

  20. Дзялошинский И.М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты. - М.: 2012.

  21. Дзялошинский И.М. Медиапротранство России: пробуждение Соляриса. - М.: 2012.

  22. Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Концепция современного периодического издания : учебно-методическое пособие. - М.: 2012.

  23. Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Российские СМИ: как создается образ врага. – М.: 2007.

  24. Дзялошинский И.М., Пильгун М.А. Медиатекст: особенности создания и функционирования. - M.: 2011.

  25. Дзялошинский И.М., Тюруканова Е.В. Торговля людьми: СМИ как ресурс общественного противодействия современному рабству. – М.: 2008.

  26. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. - М., 1999.

  27. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 2000.

  28. Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется «повестка дня»? - Екатеринбург, 2001.

  29. Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.

  30. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - М., 1999.

  31. Засурский И.И. Реконструкция России. Mass-media и политика в 90-е. - М., 2001.

  32. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика. 1990 – 2004. – М., 2004.

  33. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. – М., 1995.

  34. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб., 2000.

  35. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. – Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. – М., 2002.

  36. Казаков Ю.В. На пути к профессионально-правильному. Российский медиа-этос как территория поиска. – М., 2001.

  37. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - М.: Юнити-Дана, 2005.

  38. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб, 2001.

  39. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997.

  40. Корконосенко С.Г. Теория и практика средств массовой коммуникации. - СПб., 1999.

  41. Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики. – Ростов н/Д, 2000.

  42. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2003.

  43. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. - Киев, 2003.

  44. Маклюэн М. Понимание медиа. - М., 2003.

  45. Мельник Г.С. Mass-media - психологические процессы и аффекты. - СПб., 1996.

  46. Мурзин Д.А. Феномен корпоративной прессы. – М., 2005.

  47. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М., 2002.

  48. Общественное телерадиовещание. Документы, комментарии, реклама. – СПб., 2000.

  49. Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. - Ек., 2000.

  50. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. для вузов. – СПб, 2000.

  51. Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах: Учеб. пособие: В 2 ч. – 2-е изд. – М., 2001.

  52. Прайс М. Национальное государство и глобальные СМИ - М., 2000.

  53. Прайс М., Круг П. Благоприятная среда для свободных и независимых средств массовой информации. –М., 2001.

  54. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. – М., 2004.

  55. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М., 2005.

  56. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.

  57. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики: Хрестоматия. – М., 2004.

  58. Роль прессы в формировании в России гражданского общества. - М., 1999.

  59. Роль прессы в формировании в России гражданского общества. День сегодняшний. - М., 2000.

  60. Российская журналистика: свобода доступа к информации. – М., 1996.

  61. Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. - М., 2002.

  62. Российское телевидение: между спросом и предложением. [В 2 томах]. / Под ред. А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия. - М., 2007.

  63. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – СПб, 1999.

  64. Свитич Л.Г. Профессия журналист: Учеб. пос. Изд. 2-е. – М., 2007.

  65. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М., 1998.

  66. СМИ и структуры гражданского общества: проблемы взаимодействия. - М., 1999.

  67. Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации. – СПб, 2000.

  68. Соколов А.В. Общая теория коммуникации. - М., 2002.

  69. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Хрестоматия. - Казань. 2000.

  70. Телевизионная журналистика: Учебник / Редкол. Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М., 2005.

  71. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. – М., 1998.

  72. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: Учеб. пос. – М., 2002.

  73. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. – М., 2004.

  74. Фролова Т.И. Муниципальная пресса Москвы. – М., 2002.

  75. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб; М., 2003.

  76. Цифровизация телерадиовещания: опыт перехода в России и в мире. – М., 2008.

  77. Чемякин Ю.В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. – Екатеринбург: Изд. Дом «Дискурс-ПИ», 2006.

  78. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. - М., 1997.

  79. Этика журналиста: учеб. / П.Н. Киричёк, О.В. Федотова. - Саранск, 2004.


11.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Компьютер и мультимедийный проектор.



<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Программа дисциплины "Крупная корпорация как субъект публичной политики. Корпоративное гражданство"  для направления
365.99kb.
4 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
202.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
169.34kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
362.03kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
805.63kb.
4 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
129.88kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
198.75kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
163.49kb.
1 стр.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62
386.12kb.
5 стр.
Программа дисциплины Китайский язык для направления подготовки 080100. 62
419.9kb.
5 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
156.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
153.69kb.
1 стр.