Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 46.Формы контроля знаний студентовКонтроль знаний студентов осуществляется с учетом нескольких позиций, а именно:
6.1. Критерии оценки знаний, навыков
6.2. Порядок формирования оценок Итоговая оценка рассчитывается по формуле: Ои = Орб*0,2 + Оэкз*0,5 + Ос*0,2 + П*0,1 3 Где Ои – итоговая оценка по 10-балльной шкале, Орб – оценка за домашнее задание по 10-балльной шкале, Оэкз – оценка за устный зачет по 10-балльной шкале, Ос – оценка за работу на семинарах по 10-балльной шкале П – посещаемость занятий, подсчитываемая путем перевода на % посещенных занятий в 10-балльную шкалу. Итоговая оценка, выставляемая в ведомость, рассчитывается по формуле: Итоговая оценка знаний студентов выставляется в соответствии со следующей шкалой: 0 – 3 балла «неудовлетворительно» 4 – 5 баллов «удовлетворительно» 6 – 7 баллов «хорошо» 8 – 10 баллов «отлично» Указанная шкала формирования итоговой оценки применяется только при положительном результате на зачете (оценка не ниже 4 баллов). В противном случае независимо от итоговой суммы баллов работа студента оценивается «неудовлетворительно». 7.Содержание дисциплиныРаздел 1. Социальные контексты журналистики Тема 1.1. Доиндустриальная эпоха: развитие публичных коммуникаций и возникновение профессиональной журналистики. Информационная деятельность в древнем мире. Реформы общества, развитие капиталистических отношений как социально-политические предпосылки появления прессы. Технологические предпосылки. «Журналистская реформация». Специфика первых изданий в Европе, Америке, России. Журналистика XVII века: появление периодических изданий, тематическая дифференциация. Тема 1.2. Журналистика индустриальной эпохи Пресса XVIII века и свобода слова. Развитие качественной и массовой прессы в Европе и Америке в XIX в. Реклама в СМИ. Информационные агентства. Реформы 1861 года и развитие российской печати. Исторические типы журналистики: феодально-монархическая, буржуазная, религиозно-клерикальная, социалистической ориентации. Принципиальные отличия зарубежной и отечественной моделей медиа. Российская пресса начала XX века (до 1917 года). Советская модель журналистики. Периодизация. Особенности типологии. Творческие школы советской журналистки («Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Собеседник»). Тема 1.3. Журналистика постмодернистской эпохи. Характеристики современной эпохи: рост объема информации; рост производства и совершенствование средств вычислительной техники; появление и развитие глобальной информационной сети Интернет; развитие новых информационно-коммуникационных технологий; глобализация в том числе в информационной сфере; либерализация информационного рынка. История возникновения понятия «информационное общество»: технократический и гуманитарный подходы к информатизации общества; подходы к трактовке понятия «глобальное информационное общество» (общество нового типа, общество знания, глобальное общество). Отличительные черты информационного общества. Экономические, социальные, культурные и политические характеристики информационного общества. Модели развития информационного общества. Проблемы становления информационного общества в России: «цифровое неравенство», социальная и психологическая неготовность. Развитие журналистики в информационном обществе. Современные системы масс медиа зарубежных стран. Масс медиа России новейшего периода. Медиа как сдвоенный рынок информации и услуг. Медиаэкономика и приоритетная реализация экономической функции медиа. Журналистика как базовая сфера профессиональной медиадеятельности. Тенденции развития медиа. Медиатизация. Демассификация. Новые медиа. Медиа и мобильное общество. Особенности глобальной, транснациональной, национальной медиаинфраструктуры. Глобализация, глокализация и демассовизация, дигитализация, конвергенция, мультимедизация медиа. Интерактивность, персонализация доступа. Инфотейнмент. Политейнмент. Медиа как индустрия интерактивных развлечений. Концепция интерактивного общества. Журналистика «сиюминутности». Новые социальные акторы. Фрагментация аудиторий. Блип-культура потребления информации. Кросс-культурные коммуникации в медиа. Перспективы развития аудитории. Конгломерация: экономический, идеологический, технологический аспекты. Типология конгломерированных медиахолдингов. Типология угроз современного общества. Инфомания. Потеря идентичности. Тема 1.4. Журналистика и политика. Суверенитет народа в демократическом обществе и проблема характера журналистики при развитой демократической системе. Вопрос о журналистике как «четвертой власти». Отношения с институтами представительной демократии («первой», второй», «третьей» властями). СМИ как «сверхвласть» или «недовласть». Специфика, масштабы, ограничения, формы деятельности СМИ в демократическом и тоталитарном обществе. Деятельность СМИ как социального института в связи с особенностями учредителей (владельцев) и стоящих за ними социальных сил (СМИ – официальные органы и «официозы» различных социальных институтов, в том числе государственных; частные и независимые издания и программы). Государственная политика в области СМИ. СМИ как инструмент непосредственной демократии. Участие СМИ в формировании и реализации делиберативной партиципарной демократии. Информационное обеспечение демократии (представительной и непосредственной) через достижение информированности всех слоев общества. Плюрализм как обязательное условие демократизма. «Необходимое и достаточное» разнообразие СМИ в демократическом обществе. Толерантность (терпимость) к инакомыслию. Признание равенства социальных сил и позиций (исключая экстремизм). Диалог как способ движения к согласию и его достижения. Тема 1.5. Журналистика в системе информационно-коммуникационных процессов. Массовые информационные процессы в современном обществе. Понятие информации. Сущность информации. Виды информации. Общество и информация. Информационные процессы в обществах с различным экономическим укладом и политическим строем. Социальные подсистемы, обеспечивающие эффективное функционирование массовых информационных процессов. Массовая коммуникация: подходы к определению. Процесс коммуникации и его элементы. Коммуникация и некоммуникация. Информация как основа коммуникации. Информационно-коммуникационная природа журналистской деятельности. Место и роль журналистики в общественной жизни и организации процессов массовой информации и коммуникации. Тема 1.6. Журналистика в системе общественных (социальных) институтов Институциональная организация общества. Социальные (общественные) институты как система принципов, норм и правил. Многообразие видов социальных институтов и их юридических статусов. Коммуникационные социальные институты (журналистика; реклама; PR; неформальные коммуникационные институты). Виды коммуникационной деятельности (журналистика, реклама, PR). Характеристики журналистики как вида коммуникационной деятельности. Функциональный подход к журналистской деятельности. Место категории «функция» в системе знаний о журналистике. Взаимосвязь понятий «цель», «средства», «деятельность», «результат» Выявление сущности предмета или явления через его функции. Необходимость знания о функциях журналистики для оптимизации практической деятельности. Функции журналистики: объективное предназначение и субъективное целеполагание. Функции журналистики и многообразие общественных потребностей в массовой информации. Значение объективного знания о функциях в целях реализации объективного предназначения СМИ по достижению информированности аудитории. Функциональная роль СМИ в общественной системе. Представления о функциях различных субъектов системы («учредителя / владельца», «журналиста», «аудитории»). Объективные и субъективные причины неверной интерпретации и реализации функций. Функциональные, дисфункциональные, нефункциональные, афункциональные результаты. Система функций журналистики. Идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные. Институциональные модели журналистики. «Четыре теории прессы» Сиберта, Шрамма, Питерсона (авторитарная теория, либертарианская теория, советская тоталитарная теория, теория социальной ответственности). Существенные различия между теориями. Модели Дзялошинского: журналистика влияния, журналистика информирования журналистика соучастия.
Международное право в сфере журналистики Своеобразие юридической регламентации в разных странах. Правовое регулирование массово-информационной деятельности на международной арене. Формирование международного информационного права в сфере деятельности СМИ и сети Интернет (кибержурналистики). Документы ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, деятельность Европейского суда по правам человека. . Конституция РФ как правовая основа функционирования и регулирования деятельности социальных институтов и граждан России. Федеральные законы «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», «Об авторском праве и смежных правах», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О связи», «Об информации, информационных услугах и защите информации», «О рекламе», «Об участии в международном информационном обмене», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и др. Право журналистов на получение информации. Права социальных институтов относительно информации, которой они располагают. Взаимодействие с органами правоохраны и правосудия. Понятие правовой (юридической) ответственности. Ответственность журналистов за сохранение военной и государственных тайн. Охрана внутриведомственной информации, коммерческой тайны. Санкции за пропаганду войны, расовой исключительности, национальной розни. Регулирование отношений «учредитель (владелец) – главный редактор – журналист», «СМИ – действительность», «СМИ – социальные институты», «СМИ – аудитория». Авторское право в журналистике. Санкции за недостоверную информацию, плагиат. Государственные институты регулирования деятельности СМИ. обеспечение информационной безопасности. Государственная Доктрина информационной безопасности. Информированность как важнейшее условие безопасного состояния и развития. Сущность, условия, факторы, опасности и угрозы (внутренние и внешние). Участие различных общественных сил и институтов в поддержании массово-информационной безопасности. Административный контроль. Проблема цензуры (предварительной, последующей, консультативной, косвенной).
Внешняя и внутренняя ответственность: объективный характер и субъективное осознание. Общественный долг и социальная позиция. Формы ответственности (гражданская, юридическая, этическая, внутриредакционная) и характер их кодификации. Гражданская ответственность. Сознательность и убежденность в выборе своей социальной позиции. Толерантное и честное отношение к другим общественным силам и их представителям в сфере массовой информации. Ответственность за свои профессионализм, общую и частную компетентность, добросовестность поиска, обработки и представления информации. Ответственное отношение к СМИ иных позиций, открытость и готовность к диалогу и компромиссу. Внимание к аудитории, ее потребностям, интересам, запросам. Учет особенностей аудитории, ее состава и характера. Забота о ее развитии. Охрана от деструктивных, унижающих и развращающих воздействий. Проблема отношений к неразвитым запросам и вкусам. Этическая ответственность журналиста. Профессиональная этика. Принципы, нормы и правила этического поведения в различных сферах журналистской деятельности («журналист – аудитория», «журналист – источник информации», «журналист – персонаж произведения», «журналист – коллеги» и др.). Этические кодексы и кодексы поведения работников различных СМИ. Контроль за их соблюдением. Ответственность за нарушения. Журналистский этикет. Долг журналиста как члена коллектива. Внутриредакционная ответственность. Устав редакции, его содержание и необходимость выполнения его требований. Другие внутриредакционные документы (правила поведения персонала, коллективный договор, приказы по редакции, редакционные планы и т.д.). Структура редакции, подчинение и соподчинение сотрудников. Дисциплинарная ответственность. Журналист и информационная политика СМИ. Жесткая и мягкая формы следования ей. Разрешение творческих и трудовых споров. Пути решения конфликтов.
Действенность выступлений журналистики как мера результативности контрольной, непосредственно-организаторской деятельности. Определение (формула) действенности и ее использование в практике. Анализ ситуации и разработка рекомендаций. Требования обоснованности, конструктивности, реалистичности. Организаторские факторы повышения действенности. Проблема правового регулирования реакции социальных институтов на выступления СМИ. Значение публикаций типа «по следам наших выступлений» для повышения действенности и роста авторитета СМИ. Методы изучения действенности и использование их результатов. Эффективность – мера результативности влияния на массовую аудиторию при реализации ее потребностей в информации. Аудитория как субъект и объект. Закономерности информационного поведения аудитории. Определение (формула) эффективности и ее значение для практической ориентации журналиста на конечные результаты. Два варианта подхода к пониманию эффективности. Идея совокупного результата и концепция пофакторного (шагового) определения эффективности. Взаимодополняемость подходов. Дисфункциональные эффекты. Изучение эффективности в целях оптимизации деятельности журналистики. Аналитические службы и формы их деятельности. Критерии эффективности и методы ее изучения. Анализ реальной и потенциальной эффективности текстов. Способы изучения совокупного результата. Методы изучения эффективности различных шагов массово-информационной деятельности. Интерпретация данных и разработка рекомендаций по оптимизации и повышению эффективности деятельности СМИ. РАЗДЕЛ 2. МЕДИАПРОСТРАНСТВО РОССИИ КАК СФЕРА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 2.1. Медиапространство России: общая характеристика. Системные характеристики СМК. Типология современных печатных медиа. Актуальные модели медийной коммуникации в печатных СМИ. Взаимодействие субъектов и объектов. Общероссийская, региональная, местная пресса. Журналы: типология и «ниши». Специализированные, профилированные, сервисные, рекреационные издания. Деловая пресса. Корпоративная журналистика. Качественная и «желтая». «Глянцевая журналистика». Рекламные издания. Система СМИ. Печатные СМИ (газеты, журналы, бюллетени, альманахи, справочники). Электронные СМИ (телевидение, радио, Интернет). Классификация СМИ. Критерии классификации: учредитель (государственные структуры, партии, общественные движения, некоммерческие структуры, конфессиональные объединения, редакционные коллективы, корпорации, частные лица); аудитория (универсальное, для различных аудиторных групп); содержание (общего интереса, «деловые», специализированные); статус (качественные, массовые, бульварные); целевое назначение (научно-популярные, популярные, справочно-информационные, рекламно-информационные, развлекательные); позиция (ангажированные, независимые); периодичность (ежедневные, еженедельные, 2 раза в месяц, ежемесячные, 1 раз в квартал, 1 раз в полгода, 1 раз в год); территория распространения (общенациональные, региональные, местные); стоимость (платные, бесплатные); качество исполнения (элитные, стандартные, ширпотреб).
Школа советского телевещания и ее влияние на современное функционирование телесистемы. Пути становления российского телевещания. Важнейшие этапы трансформации системы телевещания в 90-е гг. ХХ столетия. Перестройка центрального вещания. Перестройка местного вещания. Характеристика программной политики современных российских телеканалов: снижение «негатива», уменьшение политической публицистики и острых дискуссий, снижение уровня международной журналистики; почти полное исчезновение образовательных программ; увеличение количества неполитических ток-шоу, развлекательных программ и сериалов. Ориентация телевидения на рекламу, зависимость от рейтинга. Ограничения и самоцензура на современном российском телевидении. Тема 2.3. Общественно-политическая роль телевидения. Осознание телевидением своей роли в демократическом обществе. Условия, помогающие наиболее полно реализовать коммуникационную природу телевещания. Общественное вещание как неотъемлемый атрибут демократии и прогресса: предназначено для общества, финансируется обществом, контролируется обществом. Характеристики общественного телевещания: общий географический доступ; соблюдение принципов национальной идентичности и культуры; независимость от государства и коммерческих интересов; непредвзятость программ; диапазон и разнообразие программ; значительное финансирование путем взимания сборов с пользователей. Зарубежный опыт организации общественного телевидения. Признаки общественной вещательной модели: специальное законодательство; коллегиальные органы, представляющие структуры гражданского общества и гарантирующие вещателю независимость от государства; исключение возможности подчинить канал коммерческим интересам; программная политика строится на основе объективной информации, стремится удовлетворить интересы самой широкой аудитории. Международные документы по общественному телевидению: Резолюция № 1 Европейской конференции министров «Будущее общественного телерадиовещания» (1994 г.); Типовой Закон об общественном вещании (март 1998 г.). Рекомендация №1641 (2004) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Общественное вещание»; Типовой закон об общественном вещании. (июнь 2005 г.). Разработан организацией «АРТИКЛЬ 19». Попытки создать общественное вещание в России. Актуальность создания общественного телевидения в современной России. Оптимальные для России способы создания общественного вещания. Сторонники и противники идеи общественного телевидения.
Продюсер: креативный (творческий); исполнительный (технический организатор съемок, монтажа); генеральный (руководитель, распорядитель финансов). Телерепортер (корреспондент): специализация «по горизонтали» (в разных сферах человеческой деятельности); специализация «по вертикали» (все новости одного региона); репортеры-универсалы (специальные корреспонденты). Функции репортера: планирование выезда на известное событие или оперативное реагирование на внезапно возникшее обстоятельство; выбор видеоряда; текстовое сопровождение. Комментатор. Задачи комментатора: разъяснение ситуации, прогнозирование решения проблемы и т.д. Обозреватель. Интервьюер. Шоумен. Модератор (ведущий). Режиссер. Оператор.
Гульельмо Маркони и Александр Степанович Попов – изобретатели радио. Компания «Маркони». Русско-английское радиотелеграфное общество. Использование возможностей радио в России для военных и государственных целей. Встраивание радио в партийно-государственный аппарат. Радио как коллективный пропагандист и агитатор масс. Радио как средство коммуникации, оперативного информирования, развлечения. Радио как индустрия. Взаимоотношения между печатной прессой и радио.
Основные черты государственного (советского) радиовещания: высокая интегрированность в жизнь государства, жесткая централизация системы, монопольная форма владения, отсутствие свободы слова. Характеристики государственной модели: государственная система управления; финансирование за счет государственных дотаций; формирование программной политики на базе доминирующей идеологии и идей высокой культуры; отношение к аудитории как к объекту влияния. Функции государственного радио: интегративная, агитации и пропаганды, организаторская, выражения и формирования общественного мнения, информирования, просвещения, воспитания, развлечения. Формирование системы советского радиовещания. Процессы, происходящие в системе государственного радиовещания в постперестроечный период. Перспективы развития государственного радиовещания. Структура управления государственным радиовещанием: центральные и региональные ведомства, отвечающие за функционирование государственных радиостанций. Основные особенности коммерческой (американской) вещательной модели: уважение к свободе слова и самовыражения, свобода предпринимательства, свободный доступ к техническим возможностям передачи сигнала, свобода в программировании (подборе радиопередач), свобода доступа к эфиру различных социальных групп и политических партий, рационализм, ограниченное влияние государства, ответственность перед обществом, право на информацию, мнение аудитории решающее при формировании программной политики. Характеристики коммерческой модели радиовещания: децентрализация вещательной системы, рыночные принципы финансирования, удовлетворение потребностей аудитории, ориентация на массовую культуру. Функции коммерческого радио: развлекать, информировать, разъяснять, образовывать, социализировать, формировать дух сообщества, рекламировать. Организационная, кадровая, и программная политика коммерческого радио в Америке до и после появления телевидения. Определение типов и форматов коммерческого радиовещания. Типы радиовещания: музыкальный, новостной, разговорный, смешанный. Форматы музыкального вещания: АС (Adult Contemporary), CHR (Contemporary Hit Radio), Rock, Classical, Oldies, NAC/Smooth Jazz, Alternative, Urban, R&B (Rhythm and Blues), Country, Folk, Christian, EZ (Easy Listening), Шансон. Становление рынка радио в России. Современное состояние коммерческого радио в России. Роль и место общественной (британской) модели в системе вещания. Основные черты общественного вещания: высокий уровень включенности в жизнь общества, уважительное отношение к аудитории, соблюдение принципов национальной идентичности и культуры, непредвзятость мнений, разнообразие программ, сбалансированность в подходе к информации. Характеристики общественной вещательной модели: двойственная природа взаимоотношений с государством, удовлетворение потребностей всех аудиторных групп, автономное финансирование, всеохватность и универсальность. Функции общественного радио: информирование на принципах беспристрастности; обучение; воспитание в духе толерантности; поддержание национальной культуры; содействие развитию всех форм творческой деятельности. Разновидности национальных моделей общественного вещания. Предпосылки создания в России общественного радио. Проблемы на пути формирования и развития в России общественного вещания. Тема 2.7. Технологии радиожурналистики. Специфика радиовещания: способ доставки сообщений, акустичность. Преимущества и ограничения акустичности радио. Радиоязык: речь (звучащее слово), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, имитирующие); звуковой образ. Выразительные средства радиожурналистики: акустический монтаж, коллаж; голосовой грим; звуковая мизансцена; технические способы звукообразования (эффект «эха», прием «буратино» и т.д.).
Особенности газетно-журнальной периодики как канала массовой коммуникации. Факторы, влияющие на функционирование печатных СМИ. Вариативность типологических структур в зависимости от положения прессы в обществе. Теории (авторитарности, свободы воли, социальной ответственности) и концепции печати. Тенденции и проблемы развития прессы в условиях реформирования общества. Основные компоненты системы печати. Фактор времени и пресса (утренние и вечерние газеты; степень оперативности ежедневных, еженедельных и ежемесячных изданий). Соотношение общенациональной и региональной прессы. Особенности системы печати в связи с делением прессы на качественную и массовую. Дифференциация изданий: в соответствии с характером аудитории; по целевому назначению; по ареалу распространения; по качественным параметрам. Разделение прессы на качественную и массовую, политизированную и «нейтральную», общей ориентации и специализированную, прессу «дела» и прессу развлечений, просветительские издания и прессу масс-культуры. Объем издания и вариативность структур периодических изданий. Формат издания. Основные форматы и их соответствие типологическим структурам. Периодичность выхода газеты, журнала, еженедельника как фактор развития типологической структуры. Аудиторный фактор. Газета как тип издания. Журнал как тип издания. Особенности типологии еженедельников. Группы изданий: общественно-политическая пресса; деловая пресса; литературно-художественная и культурологическая пресса; конфессиональная пресса; научно-публицистические и научно-популярные издания, специализированные издания; пресса для женщин, для молодежи, рекламно-информационная, сервисная и рекреативная пресса. Тема. 2.9. Типологические особенности периодических изданий Общенациональные, региональные и местные издания. Ведущие газеты России. Региональные газеты – районные и областные. Городские газеты и газеты округов мегаполисов (на примере изданий Москвы и Санкт-Петербурга). Корпоративная пресса. Особенности специализированных газет. Газетные листки и приложения. Характерные черты воскресных газетных приложений. Тематические вкладыши. «Газета в газете». Еженедельники-газеты и еженедельники-журналы. Специфические условия восприятия информации аудиторией, Особый характер оперативности еженедельников. Ведущие общественно-политические еженедельники России. «Тетрадки», тематические блоки и другие возможности использования расширенного (по сравнению с газетой) объема. Жанровая палитра еженедельников. Панорама новостей, принцип их фильтрации. Оперативный комментарий и обозрение как литературные формы, определяющие специфику издания. Возможности «расцвечивания новости» в репортажах и интервью по горячим следам событий. Художественные произведения, юмор и сатира на страницах еженедельников. Специализированные еженедельники. Система российской журнальной периодики. Основные характеристики журнала в сопоставлении с газетой и еженедельником. Исторически сложившиеся варианты первых журналов и дальнейшая трансформация этого типа издания. Журнальные приложения: тематические и литературные. Традиционное определение задач политического «партийного» журнала и их соотнесение с задачами журнального издания в целом. Ведущие группы журнальных изданий: общественно-политические (в том числе «иллюстрированный журнал новостей»), литературно-художественные, научные и научно-публицистические, специальные, популярные, отдыха и развлечений. Региональные журналы. Ежемесячный и еженедельный журнал: особенности работы. Варианты классификации современных журналов: по спросу и предложению, по функциональному признаку, по степени публицистичности.
Политизированная, партийная и независимая российская пресса. Общенациональные издания современной России; круг тем и проблем. Сопоставление задач и моделей общественно-политических журналов партийной и массовой ориентации. Системы политического информирования и печать. Пресс-службы партий, аналитические центры политических и социальных исследований в их взаимодействии с политическими и политизированными изданиями. Публицистические еженедельники. Иллюстрированный еженедельник новостей как наиболее перспективный вариант массового общественно-политического издания. Особенности общественно-политической периодики в связи с делением на прессу качественную и массовую. Тема 2.11. Деловая пресса. Деловая пресса России как результат новой политической, социально-экономической и правовой обстановки. Социальные задачи, на которые ориентирована деятельность бизнес-прессы: формирование рыночного мышления, предпринимательской цивилизованной этики, необходимость адаптации российского бизнеса к общественной среде. Система деловой прессы России: газеты, еженедельники, журналы. Бизнес-приложения к газетам и журналам. Типологические варианты: массовые издания с широким диапазоном информации, массовые специальные издания с узким диапазоном информации, специализированные издания. Международные издания бизнес-прессы и их российские аналоги. Общественно-политическая пресса: бизнес-вариант; массово-популярная деловая пресса (журнал «Деньги» и др.); реклама в деловом издании; рекреативные издания для бизнесменов; справочно-рекомендательные газеты, журналы, еженедельники. Тема 2.12. Научно-публицистические и научно-популярные издания Научные специальные журналы и научная журналистика. Ведущие научные журналисты российских газет. Современные российские научно-публицистические журналы по проблемам естественных и общественных наук. Система научно-популярной прессы. Научное просветительство. Научно-публицистические издания экологической тематики. Исторические журналы; роль популяризации истории в свете перспектив национального самосознания. Региональные историко-просветительские, краеведческие и историко-культурологические издания. Журналистика «профессий приключений» – популяризация проблем этнографии, географии, археологии и пр. Специализированные научно-популярные журналы. Популяризация как средство помощи в социальной адаптации: популярные издания на темы бизнеса, фермерства, банковского дела. Специфика работы научно-популярных изданий общего профиля.
Специализированные журналы и газеты «для всех» и «не для всех». Общность интересов, общность досуга как основа специализированных изданий «для всех» (здоровье, спорт, армия, кино, телевидение и пр.). Основания для специализации: профессиональные интересы, возраст, хобби, объекты воздействия со специфическими запросами (женская аудитория). Профессиональная пресса России.. Литературные журналы. Объединение задач литературного и общественно-политического издания. Региональная литературно-художественная пресса. Спортивная пресса. Типологические варианты прессы для женщин. Подсистема молодежной печати. Дифференциация по возрастным группам. Клубные молодежные журналы и хобби-периодика. Подростковая самодеятельная пресса. Студенческая пресса. Журналы общественных групп («Журнал московской интеллигенции», «Издание для малоземельных» и т.п.). Журналы землячеств. Конфессиональная периодика. Тема 2.14. Рекреативная периодика и сервисные издания Система газет, журналов и еженедельников рекреативного направления. Развлекательная юмористическая журналистика. Бульварная пресса сплетен, скандалов, сенсаций. Тема фантастики, приключений и путешествий. Эзотерическая пресса. Рекламно-рекомендательные газеты и журналы. Сервисные издания как отклик на необходимость адаптации населения к ситуации рыночных отношений. Газеты частных объявлений. Бесплатные газеты и еженедельники объявлений и рекламы. Еженедельники – обозрения товаров и услуг. Сервисная пресса – служба знакомств. Справочно-рекомендательные издания. Особенности рекламно-информационного и рекомендательного направления в современной российской прессе. Тема 2.15. Интернет и новые медиа Основные характеристики Интернета как специфической коммуникационной среды: существование контента в цифровой форме; мультимедийность; высокая емкость содержания; оперативность; интерактивность; неограниченный охват аудитории; таргетинг; новые возможности для проведения исследований. Функции Интернета как канала коммуникации: сервисно-информационные; разъяснительные; экспертные. Российская аудитория Интернета. Классификация интернет-ресурсов: сайты; порталы; блоги; социальные сети; сетевые СМИ. Характеристика интернет-ресурсов: структура веб-сайта; виды порталов; типология блогов; разновидности социальных сетей. Сетевые СМИ и их особенности: классификация сетевых СМИ; сетевая журналистика; законодательство о сетевых СМИ. Тема 2.16. Мобильная журналистика Глобальный рынок медиа и мобильная коммуникация. Характеристики и специфика мобильной коммуникации. Направления концептуализации. Мобильная журналистика. Мобильные СМК. Мобильная газета, радиостанция, телевидение, интернет. Инфраструктура и модели коммуникации. Новая модель для медиа и новые элементы. Производители и дистрибьюторы контента. Типология мобильного контента. Национальные особенности использования текстовых приложений. SMS-проекты как средство увеличения аудитории. Аудитория как субъект мобильной коммуникации. Охват и потенциал развития. 2.17. Информационные агентства как СМИ особого типа. Структурная характеристика информационных агентств – специализированных информационных предприятий. Особенности информационных продуктов, создаваемых агентствами. Система информационных агентств России: общероссийские (универсальные, специализированные), региональные, сетевые.Информационное агентство ИТАР-ТАСС: подразделения, специфика работы, способы распространения информации. Работа информационного агентства ИНТЕРФАКС.Информационно-аналитическое агентство РИА-ВЕСТИ – новостные ленты «Горячая линия» и др., «Вестники», журналы. Взаимодействие с другими СМИ («ТВ-новости», «РИА-радио» и др.). Ведущие специализированные агентства и их продукция. Информационные агентства, пресс-службы как источники информации для СМИ. Типология информагентств: национальные, специализированные, региональные, сетевые. Глобальные агентства. Потребители агентской информации: профессионалы и массовая аудитория. Специфика информационных продуктов. Тема 2.18. Корпоративные коммуникации: общая характеристика. Содержание и структура корпоративных коммуникаций. Элементы корпоративного коммуникационного комплекса. Цели и задачи корпоративных коммуникаций. Понятия «единое коммуникационное пространство» и «интегрированная система корпоративных коммуникаций». Принципы формирования информационно-коммуникационной стратегии организации. Детерминированность корпоративных коммуникаций бизнес-стратегией, реализуемой организацией. Внешние и внутренние корпоративные коммуникации. Аудитории внешних и внутренних корпоративных коммуникаций: типы и информационные интересы. Виды средств внутрикорпоративных коммуникаций: персональные средства, бумажные/печатные средства, технологические средства. Преимущества и ограничения различных средств внутрикорпоративных коммуникаций. Проблемы и препятствия эффективного функционирования средств внутрикорпоративных коммуникаций. Место корпоративных медиа в системе СМИ и в структуре корпоративных коммуникаций. Зарубежный опыт функционирования корпоративных медиа. Российские корпоративные медиа: от фабрично-заводских многотиражек к современным корпоративным изданиям, радио, телевидению, интранет/интернет-сайтам. Корпоративные медиа как эффективный инструмент менеджмента. Проблемы российских корпоративных медиа: идеологические, юридические, организационные. Тенденции развития корпоративных медиа: отказ от «универсальных» корпоративных изданий, создание внутрикорпоративных медиа-холдингов, привлечение коммерческой рекламы, подготовка и выпуск корпоративных медиа с помощью аутсорсинга.
Философы об информационной природе Вселенной. Мифологические и полумифологические медиаторы-вестники: Гермес, Меркурий, Тот; архангелы, ангелы, сирены; пророки, оракулы. Предшественники журналистов: вестовщики, устные информаторы, ораторы, проповедники. Квесторы – составители гипсовых газет Цезаря. Шпильманы – бродячие музыканты в Германии, глашатаи на Руси, кэдди – выкрикиватели новостей в Англии, новеллисты во Франции. Информационные бюро в Западной Европе. Посольские дьяки – составители рукописных «Курантов». Петр I – основатель и редактор газеты «Ведомости». Первые профессиональные русские журналисты: редактор «Ведомостей» Федор Поликарпов, репортер Яков Синявич, переводчик Борис Волков. Положение журналистов и литераторов при дворе. Специфика журналистской профессии в XVIII в. Персональный журнализм. Литераторы-журналисты. Моножурнализм XIX в. Массовый журнализм после отмены крепостного права. Правовое и материальное положение журналистов. Нравы пореформенной журналистики. Кризис газетных кадров после революции 1917 г. Процесс комплектования редакций профессиональными журналистами. Уровень образования, профессиональные и социально-демографические характеристики журналистов. Условия их труда и быта в 20–30 гг. Современный корпус журналистов. Состав и состояние кадров. Становление нового типа журналистов. Особенности современного журнализма. Усиление противоположных тенденций: универсализации и специализации профессии, информативности, объективности и яркой публицистичности, субъективности, соседство качественного и «желтого» журнализма и т.п. Новые формы политический и экономической зависимости журналистов. Прагматизация и коммерциализация журналистского дела. Новые журналистские специализации. Мастера журналистики. Ученые и политические деятели в роли публицистов. Повышение роли тележурналистов, ведущих передач, репортеров, шоуменов. Интренетжурнализм.
Журналистика как профессия, как род трудовой деятельности, требующей специфических качеств, знаний и умений. Профессиональные и непрофессиональные журналисты. Специфика профессии журналиста в ряду других информационно - творческих, социально - ориентирующих видов деятельности: писатель, работник культуры и искусства, лектор, оратор, педагог, общественный деятель, судья, защитник, исследователь, священник, проповедник. Журналист - «человек с тысячью лиц». Множественность ролей в зависимости от социальных потребностей. Типологические особенности журналистской деятельности. Тема 3.3. Специфика журналистской профессии Понятие профессии как рода трудовой деятельности, требующей специальных знаний, умений и качеств. Своеобразие журналисткой профессии в ряду других информационно-творческих, социально-ориентирующих профессий: писатель, работник культуры, педагог, ученый, политик, проповедник, судья, адвокат. Множественность профессиональных ролей, универсализм профессии. Тема 3.4. Журналистская профессия в обществе Место журналисткой профессии в обществе, роль в процессе функционирования информации в социуме. Особенности современных функций журнализма в условиях многоукладности экономики, разнообразия политических идей и структур, конкуренции на информационном рынке. Институциональное и аудиторное направления функционирования СМИ в обществе. Потребности общества и аудиторные интересы как пусковые механизмы различных направлений функционирования журнализма в обществе. Сложность и динамичность процесса функционирования журнализма. Журналист как субъект, средство и объект информационного взаимодействия. Социальные и профессиональные роли журналиста. Закон РФ о роли и месте журналиста в обществе, его статусе. Тема 3.5. Профессиограмма журналистской профессии Профессиограмма как модель профессии: функции, задачи, предмет отражения и объект воздействия или взаимодействия, основные виды деятельности, продукт, результат труда, специфика, характер деятельности, орудия и средства труда, условия деятельности, режим и ритм труда, виды профессиональных сложностей, психологические характеристики профессиональной деятельности, особенности умственных процессов (внимания, памяти, мышления творческих способностей и т.п.), требования к кадровому составу, уровню квалификации, типу образования, профессиональным и личностным качествам специалиста в области журналистики. Преобладающие виды деятельности: литературно-творческая и познавательная, редакторская, планирование и организация, участие в производственно-технологическом процессе выпуска изданий, телерадиопрограмм, сетевых СМИ, рекламных материалов и т.п., работа с ретранслируемой информацией, взаимодействие с общественными и государственными структурами, рекламная и коммерческая деятельность. Многообразие объектов отражения и источников информации. Тип деятельности: творческая литературно-информационная с большой долей редакторской и организаторской работы. Сочетание индивидуального творчества с коллективным характером редактирования и прохождения в эфир. Характеристики профессии: оперативность, динамизм, мобильность, ритмологичность, универсализм в сочетании со специализацией, многофункциональность, многообразие обязанностей, высокий уровень социальной ответственности, массовизм, злободневность, актуальность, высокая степень новизны, разнообразных, непредсказуемых, постоянно меняющихся ситуаций, эвристичность, парадоксальность, мозаичность, большие моральные, нервные и физические перегрузки, высокий темп работы, повышенная степень риска, стрессовость, открытость профессии. Парадоксы профессии. Индивидуализм творчества и публичность деятельности. Интровертность творческой личности и экстравертность профессии. Стремление к творческой независимости и экономическая, политическая зависимость. Производство духовных продуктов и прагматическая нацеленность текстов. Стремление к сосредоточенному творческому труду и необходимость работать оперативно. Аналитичность, стремление к глубинному познанию явлений и процессов и поверхностность, описательность. Оценочность, идеологизированность и необходимость отражать разные точки зрения, давать диалектическую, многообразную картину действительности. Большой потенциал информационной власти и зависимость от властных структур. Стремление запечатлеть сущностное, вечное и сиюминутность информации, гносеологическая раздвоенность. Условия деятельности, режим и ритм труда: ненормированный рабочий день, оперативность и интенсивность труда, командировки и работа в экстремальных условиях, ночные дежурства. Исследование конфликтных ситуаций, журналистские расследования. Специфика работы в творческих коллективах. Судебные процессы и преследования журналистов. Трудности и сложности профессии. Опасности для жизни и здоровья. Болезни профессии. Мартиролог журналистов. Виды журналистских специализаций и профилизаций: по средствам информации, по тематической и жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам, имиджу и т.п. Тема 3.6. Специализация журналистской профессии Специальности как определенные виды деятельности в рамках журналисткой профессии. Специализация по средствам информации: газетчик, тележурналист, радиожурналист. Тематическая специализация. Жанровая специализация (публицист, репортер, обозреватель, комментатор, интервьюер, очеркист, фельетонист и т.п.). Функциональная специализация: работник секретариата, служб выпуска, отдела писем, связей с общественностью, социолог, психолог, специалист по рекламе, менеджер, коммерческий директор и т.п. Журналистика данных.Что такое журналистика данных? Получение данных. Открытые порталы данных. Обработка данных. Понимание, осмысливание данных. Предоставление данных. Визуализация данных. Тема 3.7. Личность журналиста Структура личности. Черты творческой личности. Модель журналиста как совокупность социально-демографических, профессионально-творческих, личностно-психологических, нравственных и гражданских качеств, необходимых для высококвалифицированного выполнения профессиональных обязанностей. Социально-демографические качества: уровень и тип образования, опыт работы, пол, возраст. Журналистское и специальное образование. Модификация образования в зависимости от специализации. Женщина в журналистике. Психологические качества. Тип личности. Темперамент. Особенности характера. Свойства мышления, памяти, внимания, воображения. Тип способностей. Креативность личности журналиста. Философия имени и журналист. Морально-этические и социально-гражданские качества: высокая степень социальной ответственности, диалектизм и объективность, принципиальность, умение отстаивать истину, способность работать в условиях плюрализма, толерантность. Профессиональные качества: ярко выраженная творческая мотивация, любовь к профессии, оперативность, мобильность, способность к адаптации, умение ориентироваться в обстановке, способность работать в любых условиях при физических и нервных перегрузках, литературные способности, умение писать лаконично, ярко, доступно, компетентность, широта кругозора, способность к саморазвитию, объективность, коммуникабельность, эмпатия, находчивость, быстрота реакции, наблюдательность, любознательность работоспособность, выносливость, инициативность, стрессоустойчивость, помехоустойчивость, мужество, смелость. Модификация общей модели для различных специализаций (репортер, аналитик, публицист, ведущий ТВ-передач и т.п.). Социологические исследования журналистской профессии и личности журналиста. Тема 3.8. Социальная позиция журналиста Журналист – субъект профессиональной деятельности, осуществляемой на основании представления об объективном предназначении СМИ. «Жизнь» функций в представлениях журналиста в зависимости от его взглядов на общество. Социальная позиция журналиста как определенное культурно-идеологическое отношение к прошлому и настоящему, представление о желаемом будущем, действующих силах, путях и средствах его достижения. Журналистика и разнообразие позиций, ценностей и интересов социальных групп (классовых, национальных, региональных, конфессиональных, возрастных и др.). Связь групповых интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей: необходимость и трудности согласования подходов. Границы разнообразия в рамках гуманистической системы ориентиров открытого общества. Журналистика и права человека (политические, экономические, социальные, культурные и др.). СМИ и глобальные проблемы человечества. Геополитическое мышление журналиста и отношение к различным проявлениям глобализма и антиглобализма, необходимости решения глобальных проблем человечества при осознании требований устойчивого развития общества. Объективные и субъективные основания определения личной позиции журналиста. Журналист и партии, движения, союзы с их программами, отношение к действующим в их поддержку СМИ. Виды социально-политической позиции в традиционных представлениях: «левые», «левоцентристские», «центристские», «правоцентристские», «правые», по-разному проявляющиеся в названиях партий (социалистических, социал-демократических, либерально-демократических, народных, христианско-социальных, консервативных, национально-патриотических и т.д. и т.п.). Возможность и необходимость формирования социальных позиций в современных условиях на основе различных вариантов гуманистических идей и подходов. Проблема конвергенции различных позиций. Отношение к экстремизму в различных проявлениях («левому», правому», «национальному», «религиозному» и т.д.). Социальная позиция как система принципов деятельности. Сущность и механизм формирования принципов. Проблема принципа партийности как форма проявления ангажированности журналиста. Объективные основания партийности и ее субъективные интерпретации. Место и роль принципа партийности в формировании системы принципов и их содержательном наполнении. Проблема верности принципов. Причины различий в интерпретации принципов (объективности, народности, патриотизма и др.). Историческая динамика принципов. Принципы как основа социально-политического анализа явлений жизни. Роль принципа гуманизма как интегрального выражения принципов. Гуманистические критерии деятельности в СМИ. Опасные для общества формы «принципиальности» (догматическая – недостаток принципиальности – отступления от принципиальности – беспринципность). Принципиальность в условиях политического и идеологического плюрализма современного общества. Принципиальность и требования толерантности и гибкости в целях достижения социального согласия. Принципиальность и выбор способа дискуссии и полемики с представителями иных позиций и взглядов. Возможности трансформации принципов в результате борьбы мнений в целях более точного учета реальностей жизни. РАЗДЕЛ 4. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ТВОРЧЕСТВО Тема 4.1. Журналистика как область творческой деятельности Творческая деятельность как способ реализации функций СМИ на базе принятой социальной позиции. Разнообразие массово-информационных продуктов – результат творческой деятельности. Сущность творчества. Единство продуктивного и репродуктивного. Развитие журналистских способностей и овладение методологической культурой творчества. Виды творческой деятельности в журналистике. Журналист – руководитель СМИ и его подразделений (редактор, продюсер), журналист – организатор, журналист – автор при подготовке номера, программы, пресс-релиза и т.д. Формирование, принятие и проведение информационной политики – идейно-содержательная основа творчества. Сущность и структурные части информационной политики. Направление издания и программы как реальное проявление социальной позиции. Программная политика. Мягкие и жесткие формы реализации. Проблемно-тематические линии и формы их творческого воплощения. Факты и мнения. Взаимоотношения с другими СМИ. Отношения со своей аудиторией. Реализация информационной политики: пропаганда, агитация, контрпропаганда, организационные меры в условиях конфронтации или поиска «поля согласия». Редакция как творческий коллектив. Распределение обязанностей. Журналист как творческая личность. Взаимодополнение и взаимозаменяемость. Планирование. Индивидуальные и коллективные формы творчества. Номер (программа) как результат труда творческого коллектива. Качества массовой информации: достоверность, объективность, актуальность, оперативность, последовательность и т.д. Доказательность и убедительность. Опровержение и переубеждение. Творческие формы деятельности. Система рубрик, материалов колумнистов, крупные авторские («гвоздевые») материалы, рядовые публикации в системе номера (программы). Кампании. Выбор типов повествования (направленности): позитивно-утверждающая, критическая, сатирическая, полемическая, проблемная, дискуссионная. Организация социального диалога и формы его ведения. Области диалога: СМИ – социальные институты, СМИ – СМИ, СМИ – аудитория. Типы и методологические основы творчества в журналистике. Использование в СМИ научного, художественного, публицистического типов творчества. Роль и специфика публицистики в журналистике. Публицистика и общественное мнение. Движущаяся панорама современности через совокупность произведений номеров (программ). Отслеживание процессов современности в разных ее проявлениях. Публицистичность других произведений в СМИ. Методологическая культура журналиста (общесоциальная, общежурналистская, эмпирическая, интерпретационная). Произведение: содержание (тема, проблема, идея) и форма (жанр, композиция, стиль). Процесс создания произведения: замысел, подготовленность и подготовка к реализации, сбор и обработка данных, гипотезы (предполагаемые решения) и их разработка. Создание текста и включение его в структуру номера (программы). Уровни творчества: технологические навыки, искусство, мастерство. Творческая индивидуальность. Тема 4.2. Теория и методология журналисткой творческой деятельности Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Профессиональные обязанности журналиста. Направления реализации творческих усилий: производство социально значимой информации, организация коммуникаций внутренних и внешних для создания информационного продукта и информационных потоков, создание сообщений в различных медиаформатах, способ журналистского творчества как процесс работы и ее инструментарий. Новейшие тенденции: переход от производства продукта к производству контента, индивидуализация адресности. Типы творчества в журналистике. Синкретизм как принцип журналистского творчества. Способ журналистского творчества. Методологическая культура творчества: общая методология социального познания, общая журналистская методология, методы получения эмпирических данных, методы интерпретации данных. Процесс журналистского творчества. Система методов журналистского творчества. Технические возможности как условие повышения синергии креативности (печатные СМИ, РВ, ТВ, фото, инфографика). Мультимедийные особенности интернета как канала коммуникации. Новый субъект журналистской деятельности: аудитория. Гражданская журналистика, особенности формирования повестки дня, информационных потоков, взаимодействия с профессионалами. Принципы коллаборации с аудиторией.
Журналистское творчество как процесс. Основные этапы творческого процесса: познавательный (исследование действительности, изучение проблемы, сбор материала); проективный (формулирование цели журналистского произведения, осмысление и анализ материала, разработка программы разрешения проблемной ситуации); текстовый (объективация полученной информации и результатов анализа в текст). Познавательная деятельность журналиста: сущность и методы. Особенности познавательной деятельности журналиста. Основные этапы познавательного процесса. Виды источников информации (фактов, оценок, мнений) и особенности работы с ними. Методы сбора информации: наблюдение, общение, изучение документов. Методы анализа и обобщения в творчестве журналиста. Концепция произведения. Типичные познавательные ошибки, заблуждения и иллюзии. Средства и способы хранения информации. Организация личного архива. Применение оргтехники. Методы развития психологических качеств, необходимых для переработки больших информационных массивов. Проективная деятельность журналиста .Социальная роль критики. Требование к критике: объективность, актуальность, конструктивность. Элементы критики в публикациях различных типов. Полемика на страницах газет. Программа действий по разрешению социальных проблемных ситуаций - необходимый компонент журналистского произведения. Журналистский проект как предложение по преобразованию действительности. Формы привлечения аудитории к поиску решения сложных социальных проблем. Текстовая деятельность журналиста. Современные подходы к пониманию природы журналистского текста. Журналистский текст как знаковая система. Журналистский текст в системах массовой коммуникации. Журналистский текст как носитель социокультурных программ жизнедеятельности и жизнеотношения. Описание, оценка, объяснение действительности в структуре содержания журналистского текста. Элементы программирования и побуждения в структуре содержания журналистского текста. Виды описаний, оценок, объяснений и программ (проектов). Основные элементы программы: исполнители, которым она адресована; цели, выдвигаемые перед ними; средства для достижения целей; общественные структуры, выступающие гарантами возможности достижения целей. Способы представления в журналистском произведении программы деятельности и ее основных элементов. Виды журналистских программ. Формы предъявления структурных элементов содержания. Типы журналистских текстов. Семантическое, прагматическое и синтаксическое своеобразие журналистского текста. Методика профессионального анализа журналистского произведения и основные параметры его оценки. Журналистское произведение в ряду других видов продуктов духовного творчества. Особенности темы и идеи журналистского произведения. Своеобразие смысловой структуры журналистского произведения. Принципы организации журналистского произведения. Выразительные средства журналистики. Тема 4.4. Создание медиаконцепции как сфера творчества Сущность и назначение концепции издания. Составные части концепции издания: миссия издания; программа издания; комплекс моделей издания (содержательной, оформительской и организационной). Миссия издания: смысл и значение миссии; виды миссии (рыночная, социальная, смешанная). Программа издания: обязательный раздел (вид, язык(и), учредитель(и), характеристика содержания, территория распространения, периодичность, объем, формат, планируемый тираж, платность); факультативный раздел (форма собственности, аудитория, целевое назначение, статус, качество исполнения, позиция). Содержательная модель издания и ее элементы. Предметные области. Тематические направления. Модальность материалов (знак информации). Жанровая палитра материалов. Локальность материалов (география, территориальная принадлежность информации). Источники и авторы материалов. Лексико-стилистические особенности материалов. Композиционные особенности материалов. Оформительская модель издания и ее элементы. Подходы к оформительскому моделированию: технологичная модель; прогрессивная (передовая) модель; новаторская (экспериментальная) модель. Композиция и верстка издания. Пополосный принцип размещения материалов. Элементы оформительской модели: форматы полосы и набора; заглавие издания, логотип, «афиша» (для газет), содержание (для журналов); текстовые и заголовочные шрифты; размещение и оформление заголовочного комплекса; средства выделения; иллюстрации; служебные элементы; размещение и оформление подписи автора; использование цвета; размещение и оформление рекламы.
Финансово-экономическая деятельность редакции. Технологическая схема: процесс выпуска и распространения издания. Способы стимулирования сбыта: содействие, регулирование, продвижение. Принципы формирования концепции издания. Изучение маркетинговой среды издания и оценка конкурентного положения издания на рынке: состояние сегмента целевого рынка издания (его информационной ниши); издания-конкуренты; характеристики реальной и потенциальной читательской аудитории, в том числе информационные потребности аудитории и отношение ее к изданию; рынок полиграфических предприятий; рынок дистрибьюторских организаций; рынок рекламодателей. Анализ ресурсных возможностей издания: финансовых, материальных, кадровых, информационных, технико-технологических, отличительных преимуществ издания. Разработка программы совершенствования издания (корректировка концепции издания).
Коммуникативная матрица журналистики: событие – медиасобытие - медиатекст. Журналистское произведение как медиатекст. Медиатекст и специфика каналов трансляции. Медиасообщение. Журналистский текст как система. О чем говорится в тексте: о событии (явлении), о конфликте (проблеме), о персоне. Что предлагается: описание, оценка и/или объяснение, образ разумного действия. Как написан текст: язык, выразительные средства, композиция. Жанр как форма предъявления журналистского текста. Жанровые формы творчества: информационные, аналитические, художественно-публицистические и развлекательные. Деактуализация категории жанра. Новые жанровые образования. Факторы, влияющие на выбор жанра: позиция автора; характер объекта или явления, которые отображает журналист; конечная цель материала.
Особенности жанров, нацеленных на сообщение, предъявление факта. Драматургия факта и логика фактологического доказательства. Сенсация как психологический феномен. Факт как знак ситуации, как предмет оценки, как аргумент и основание вывода. Особенности жанров справки, заметки, нацеленных на сообщение, информирование. Создание эффекта самоочевидности факта, не нуждающегося в комментариях журналиста. Хроникальная заметка. Роль заметки как средства оперативного сообщения. Требования к содержанию и форме. Критерии отбора фактов. Иллюзия “чистой фиксации” события и возможности компоновки фактов, проявление их публицистического смысла. Работа над “лидом”. Своеобразие краткости сообщения. Хроникальные подборки. Короткая заметка. Информационные и оперативные поводы. Выявление и подчеркивание “новости”. Особенности композиции и рекомендации практиков ( построение по принципу убывающего интереса, “перевернутая пирамида” и пр.). заголовок короткой заметки. Преодоление смысловых и стилистических повторов в ходе редактирования. Расширенная заметка. Своеобразие объекта изображения. “Новость” как предлог для расширенного повествования, для сообщения дополнительных фактов и обстоятельств, проясняющих подоплеку и истинную суть события. Деталь и эпизод. Вопросы композиции (интригующий “заход”, кольцевое построение и т.д.). Примеры сюжетных расширенных заметок. Репортаж. Место репортажа в прессе, его возможности как жанра публицистики. Факт в динамике. Воссоздание характера события. Впечатление - эмоциональные оценки. От “эффекта присутствия” к “эффекту соучастия”. Репортер и его поиск. Особенности газетного репортажа на разных стадиях журналистской работы: стадии сбора материала, формирование и воплощение замысла. Репортажное наблюдение. Репортажное воссоздание. Деталь и подробность в репортаже. Приемы усиления эмоциональной окраски повествования. Образ ситуации. Ритмический рисунок репортажа. Язык и стиль. Композиционные варианты. Расширение рамок жанра в современной газете. Проблемный репортаж. Показ проблемной ситуации изнутри, подведение читателя к размышлению. Авторское “я” в репортаже. Сплетение репортажа с другими жанрами газеты. Метод репортажа в художественной литературе и газетный репортаж как жанр. Методы работы над репортажем. Специфика диалогической формы отражения. Ориентация на воспроизводство мира мнений. Усложнившийся в современной газете содержание диалогических форм (событийно - информационных по своим истокам): диалог как средство раскрытия психологии и как форма исследования. Привлечения читателя естественностью разговорных интонаций, динамикой развития мысли, обмена мнениями. Состоявшееся общение как факт. “эффект присутствия”. Разновидности диалогических жанров: интервью - зарисовка, публицистический диалог, круглый стол, анкета, “прямая линия” и др. Особенности этих форм и их возможности. Особенности жанра интервью. Логика интервьюирования. Средства воссоздания и сохранения индивидуальности собеседника в диалогических жанрах. Роли интервьюера и интервьюируемого. Образная инфраструктура диалогических жанров. Знаменитые интервьюеры мировой журналистики. Проблема подготовленных вопросов и импровизации в ходе беседы. Варианты вопросов, поддерживающих активную позицию интервьюера. Работа над композицией и слогом. Концовка интервью. Смотрите также: Программа дисциплины "Крупная корпорация как субъект публичной политики. Корпоративное гражданство" для направления
365.99kb.
4 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
202.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
169.34kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
362.03kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
805.63kb.
4 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
129.88kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
198.75kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
163.49kb.
1 стр.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62
386.12kb.
5 стр.
Программа дисциплины Китайский язык для направления подготовки 080100. 62
419.9kb.
5 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
156.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра 153.69kb.
1 стр.
|