Главная
страница 1
Тема урока: Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока

•  Образовательная: Дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве, о принципах организации внутренней и внешней памяти.

•  Развивающая: Развить интерес к информатике, мышление, память.

•  Воспитательная: Воспитать в учащихся качества коллективизма, взаимопомощи, умение работать в команде.



Задачи:

•  Познакомить учащихся с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти.

•  Заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера.

- Приобретаемые навыки детей

В результате данного урока учащиеся будут знать:

•  Из каких устройств состоит компьютер (ЭВМ);

•  Принцип программного управления компьютером;

•  Организацию информации во внутренней памяти;

•  Виды носителей и устройства внешней памяти.

 Формы организации работы

•  Лекция с элементами дискуссии;

•  Мастер-класс;

•  Самостоятельная работа;

•  Групповая работа.

 Технические средства обучения

•  Персональный компьютер;

•  Цифровая видеокамера;

•  Цифровая фотокамера;

•  Сканер;

•  Принтер

•  Дигитайзер

•  Проектор.

•  Модем



Средства обучения: Учебник: Семакин. Информатика. 8 класс. , ЦОР, раздаточные материалы

 План – конспект урока



Тема: Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока

  • Образовательная: Дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве, о принципах организации внутренней и внешней памяти.

  • Развивающая: Развить интерес к информатике, мышление, память.

  • Воспитательная: Воспитать в учащихся качества коллективизма, взаимопомощи, умение работать в команде..

Средства обучения: Учебник: Семакин. Информатика. 8 класс. , ЦОР, раздаточные материалы

Деятельность учителя

С этого урока мы начнем знакомство с компьютером, вы узнаете, что такое архитектура ЭВМ. Узнаете, из каких устройств состоит компьютер и как эти устройства взаимодействуют между собой.

В конце урока мы закрепим изученный материал.



Итак, откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Назначение и устройство компьютера».




В информатике существует понятие «архитектура ЭВМ».

Рассмотрите схему. Все, что изображено здесь входит в понятие архитектуры компьютера: устройства, программное обеспечение, прикладное обеспечение и системы программирования. Давайте вместе назовем основные элементы ЭВМ.

Теперь ответьте , что такое архитектура компьютера

Запишите определение: Под архитектурой ЭВМ понимают описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя и программиста.

Давайте выясним, что значат слова « пользователь» и «программист»?

Для чего нужен компьютер? С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компью тер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

Биологическим «аппаратом» интеллекта человека является мозг. Работая с информацией, мозг выполняет две основные функции: запоминание — функция памяти и умозаключе ние — функция мышления. Объектом запоминания являет ся информация, поступающая через органы чувств. Информация, выработанная в процессе мышления, может быть передана другим людям через речь или двигательную систему — записи, жесты.

Запишите в тетради:

Следовательно, имеются четыре основных компонента информационной функции человека:

•  прием (ввод) информации;

•  запоминание информации (память);

•  процесс мышления (обработка информации);

передача (вывод) информации.









Записывают:

Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека:

•  устройства ввода;

•  устройства запоминания — память;

•  устройство обработки — процессор;

•  устройства вывода.



Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией. А что же представляет собой сама информация в машине? Для ответа на этот вопрос «заглянем» внутрь машинной памяти.

В каждой клетке может храниться в данный момент только одно из двух значений: нуль или единица. Использование всего двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой.

Следовательно, данные и программы в памяти компьютера имеют вид двоичного кода.

Один символ из двухсимвольного алфавита несет 1 бит информации.

Ячейка памяти, хранящая один двоичный знак, называется «бит».

Бит — наименьшая частица памяти компьютера. Следовательно, у слова «бит» есть два значения: единица измерения количества информации и частица памяти компьютера. Оба эти понятия связаны между собой следующим образом: в одном бите памяти хранится один бит информации.

Битовая структура определяет первое свойство внутрен ней памяти компьютера — дискретность. Дискретные объекты составлены из частиц. Например, песок дискретен, так как состоит из песчинок. «Песчинками» компьютерной памяти являются биты.

Второе свойство внутренней памяти компьютера — адресуемость . Восемь расположенных подряд битов памяти образуют байт. Вы знаете, что это слово также обозначает единицу количества информации, равную восьми битам. Следовательно, в одном байте памяти хранится один байт информации.

Во внутренней памяти компьютера все байты пронумеро ваны. Нумерация начинается с нуля.

Порядковый номер байта называется его адресом. Принцип адресуемости означает, что занесение информации в память, а также извлечение ее из памяти, производится по адресам.

Память можно представить как многоквартирный дом, в котором каждая квартира — это байт, а номер квартиры — это адрес. Для того чтобы почта дошла по назначению, необ ходимо указать правильный адрес. Именно так, по адресам, обращается к внутренней памяти процессор компьютера.


Назовите виды внешней памяти. Какие устройства к ним относятся?

Заранее к этому уроку было дано задание 2-м ученикам подготовить мастер-класс и сообщение по теме Носители и устройства внешней памяти. Эти учащиеся рассказывают одноклассникам о устройствах внешней памяти и демонстрируют их применение.

Используя информацию на слайде, впишите устройства, относящиеся к видам памяти.

Запишите:

Информация на внешних носителях имеет файловую организацию. В переводе с английского слово «файл ( file )» означает «папка».



Файл — это информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем.

Файлы имеют свои названия, их называют именами файлов.

В каждом файле хранят какую-то однотипную информа цию, например статью или документ, числовой массив, текст программы. Эта информация становится активной, то есть может быть обработана только после того, как соответ ствующий файл будет загружен в оперативную память.


Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке? В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?

Домашнее задание: Учебник: п. 5, 6.

Выполнить задание в рабочей тетради, ответить на вопросы Домашнее задание N 5




Смотрите также:
Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти
61.62kb.
1 стр.
Назначение и устройство компьютера
67.07kb.
1 стр.
Граф учебной темы «Аппаратные и программные средства компьютера» дисциплины (Информатика и икт) обязательная траектория для «сильных учащихся» дополнительная траектория Модуль Основные компоненты компьютера и их функции
50.67kb.
1 стр.
1. Структурно-функциональная схема компьютера. 2 Принципы построения компьютера. 3 Архитектура и структура компьютера 5
834.99kb.
12 стр.
Структурная схема компьютера. Основные устройства компьютера и их назначение
75.72kb.
1 стр.
Приложения: Презентация "Устройство компьютера". (приложение 1) Презентация "Видеосистема компьютера". (приложение 2) Кроссворд "Устройство компьютера".
43.73kb.
1 стр.
«Волшебный компьютер» (35 часов)
148.31kb.
1 стр.
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине «Информатика и икт»
32.97kb.
1 стр.
Билет 11 Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы работы. Программный принцип работы компьютера
93.14kb.
1 стр.
Тема Управление памятью
269.41kb.
1 стр.
Билет Вопрос Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера
22.49kb.
1 стр.
Кроссворд по предмету "Информатика" По горизонтали
17.61kb.
1 стр.