Главная
страница 1страница 2страница 3

Воздействие глобального кризиса на переселенческие потоки

Массовая безработица стимулирует усиление оттока из Ис­пании и уменьшение притока сюда иммигрантов. Возвращение части переселенцев на родину или переезд в другую страну, харак­терные вообще для переселенческих процессов во всем мире, были распространены в докризисные годы и в Испании. Часть имми­грантов приезжала сюда с намерением улучшить жизненные усло­вия, а затем либо вернуться на родину, либо переехать в другую страну.

В условиях кризиса отток иммигрантов заметно возрос. Большинство их уезжают, полагаясь только на собственные средства. Но есть и переселенцы, которые мигрируют, получив поддерж­ку со стороны испанского государства или общественных органи­заций. Подсчитать число уезжающих «при поддержке» не представляет большого труда, поскольку существует официальная статистика. Например, в Испании с 2003 г. действует Программа добровольного возвращения соотечественников, появившаяся в 1 результате заключения соглашения между Министерством труда и социальных вопросов и Международной организацией по мигра­циям. Благодаря программе с 2003 г. по март 2009 г. на родину вер­нулся 6671 иммигрант, причем больше всего в 2008 г. - 1821 [Pajares, р. 117].

В случае же с покидающими Испанию «самостоятельно» дос­товерная статистика отсутствует. Дело в том, что лишь немногие из них сообщают о своем отъезде в соответствующие муниципальные службы. Правда, в 2006 г. в испанское иммиграционное законода­тельство было внесено положение, по которому переселенцы, не являющиеся выходцами из стран ЕС, не имеющие права на посто­янное проживание в Испании и испанское гражданство, должны проходить перерегистрацию. Если они этого не делают, то преж­ние данные считаются «устаревшими» с соответствующими по­следствиями для иммигрантов. Однако статистические данные яв­но запаздывают, так как перерегистрация проводится раз в два года. К тому же она не касается выходцев из стран ЕС (например, румын, болгар), а также многих марокканцев и латиноамерикан­цев, которые имеют постоянную прописку в Испании. Статистика пополняется и в тех весьма распространенных случаях, когда в му­ниципалитет приходит сообщение о том, что лица, проживавшие в определенном месте, больше там не живут, а прописаться на их месте хотят другие. Выбывшие, в том случае если они не зарегист­рированы в других муниципалитетах Испании, считаются уехав­шими из страны. Однако сведения по этой категории лиц также зачастую приходят с опозданием. В свете сказанного очевидно, что анализировать возвратный переселенческий поток можно, полага­ясь не столько на статистику, сколько на факты и наблюдения, предоставляемые иммигрантскими организациями.

Из Испании уезжают прежде всего потерявшие работу. Вме­сте с тем покидают ее и те, кто сохраняет рабочее место: для этих переселенцев открываются возможности трудоустройства или от­крытия собственного дела на родине. Основная масса стремящихся вернуться домой - иммигранты, не адаптировавшиеся в Испании, ощущающие себя здесь «чужаками».

Факты неопровержимо свидетельствуют: при всех невзгодах, которые принес переселенцам экономический кризис, большинст­во их остаются в Испании. Эту особенность подтверждает и опыт других стран в период экономических кризисов середины 1970-х и начала 1990-х годов: нище отток переселенцев не приобретал мас­сового характера.

Показательный факт. В октябре 2008 г. Конгресс депутатов (нижняя палата Кортесов) одобрила План добровольного возвра­щения иммигрантов, предложенный правительством Испанской социалистической рабочей партии. План предполагает выплату пособия по безработице тем иммигрантам, которые захотят вер­нуться на родину. Выплата пособия производится в два приема: 40% в Испании и 60% по возвращении домой. При этом согласив­шиеся уехать теряют право на проживание и работу в Испании и не могут возвращаться сюда в течение трех лет. В сферу действия Плана по добровольному возвращению попадают только те стра­ны, с которыми Испания имеет соглашения по социальному обес­печению. Таких стран - 19 (это многие страны Латинской Америки, Марокко, Тунис, Филиппины, Россия, Украина, США, Канада, Ав­стралия).

На следующий день после принятия Конгрессом депутатов предложения правительства газета «Эль Пайс» писала: «Имми­гранты без энтузиазма встретили план правительства, предусмат­ривающий возвращение на родину. Они отказываются рисковать своим правом на проживание в Испании, опасаясь оказаться в худ­шей ситуации в своей стране» [Сеа D'Ancona, Valles Martinez, p. 95- 96]. Было подсчитано, что те, кто примет предложение правитель­ства, получат примерно 7 тыс. евро - сумму, «даже отдаленно не покрывающую потребности семьи, которая в большинстве случаев продала все, чтобы переехать» в Испанию. Неудивительно поэто­му, что в первый месяц действия Плана по добровольному возвра­щению было принято только 767 заявлений от желающих вернуть­ся на родину [Сеа D'Ancona, Valles Martinez, p. 96, 95].

Основная масса иммигрантов остается в Испании по ряду причин. Даже задумываясь об отъезде, они сознают, что, хотя си­туация в Испании плохая, у них дома, в странах менее развитых, она еще хуже. Приведем характерное высказывание общественного деятеля из Колумбии: «Возвращение - это всегда последняя из имеющихся альтернатив. Если здесь иммигранты зарабатывают 800 евро, то в Колумбии они будут иметь не больше 400. К этому следует добавить безработных, которых там намного больше, ин­фляцию, проблемы безопасности» [Сеа D'Ancona, Valles Martinez, p. 95].

Препятствует отъезду и другое обстоятельство - дети, вы­росшие и получившие образование в Испании, которые отказыва­ются возвращаться на родину предков. Случается, что не хотят уезжать домой также молодые люди, прожившие в Испании совсем немного времени. Вот признание румынки, прожившей в Испании с сыном два года. «Мой сын работает. У него есть друзья среди ру­мын и испанцев. Он интегрировался и не хочет возвращаться на родину, даже просто поехать в гости... У сына 2-3-недельный от­пуск, и он проведет его здесь». Да и сами родители порой призна­ются, что чем больше проходит времени после их отъезда с родины, тем меньше остается того, что с ней связывает. По свидетельству марокканки, живущей в Испании с семьей с 1982 г., «там не оста­лось ничего, нет друзей, нет соседей» [Сеа D'Ancona, Valles Martinez, p. 97, 98]. Есть немало и тех, кто видит в возвращении до­мой крах своих жизненных планов, особенно если там живут род­ственники, нуждающиеся в денежных переводах из Испании.

Типичный пример нежелающих уезжать из Испании - имми­гранты из Черной Африки. Будучи в сильной степени затронуты кризисом (многие работают в строительстве), они стойко переносят трудности. Среди этих переселенцев очень развито чувство соли­дарности. Они объединяются в небольшие коллективы для совме­стного проживания, не потерявшие работу помогают лишившимся ее и т.д.

Количество марокканцев (вторая по численности группа пе­реселенцев в Испании), покидающих Испанию, невелико, но больше, чем в докризисные годы. Нередко уезжают жена с детьми, а муж остается работать в Испании. Учащаются и случаи, когда ос­таются оба супруга, а детей они отправляют в Марокко. Для этих мальчиков и девочек переезд на родину предков становится дра­мой из-за того, что в марокканских школах они сталкиваются с не­знакомым им на письменном уровне арабским языком. По сущест­ву, их образование на этом и заканчивается.

Важно отметить, что отъезд марокканцев домой чаще всего не рассматривается как «возвращение навсегда». Скорее речь идет о том, чтобы «провести здесь какое-то время». Семьи не отказыва­ются от имеющихся у них прав на проживание в Испании. Вместе с тем встречаются и семьи, которые возвращаются в Марокко «окон­чательно», причем их мотивация не связана с ситуацией экономи­ческого кризиса. Они уезжают на родину, чтобы открыть там соб­ственное дело. Многие при этом думают о детях, сохранении ими марокканской идентичности. В ряду марокканцев, покидающих Испанию, есть и такие, кто возвращается не на родину, а переезжа­ет в другую европейскую страну (Бельгию, Германию и др.). В этой стране, не имея права работать легально, они пополняют ряды за­нятых в теневом секторе, причем, как правило, получают поддерж­ку родственников, проживающих здесь [Pajares, р. 183].

Свою специфику имеет возвратный поток латиноамерикан­цев из Испании. Среди переселенцев из Латинской Америке тра­диционно преобладали женщины, что объясняется потребностью испанского социума в дешевой рабочей силе в таких специфически женских сферах приложения труда, как домашнее хозяйство и уход за стариками. Немало их живут в Испании без семей, которые оста­лись на родине. В условиях кризиса многие женщины, потеряв ра­боту или работая меньше часов, чем раньше, предпочитают вер­нуться домой. Вообще же латиноамериканцы покидают Испанию по совершенно разным причинам: одни (преимущественно неле­галы) потому, что их надежды здесь не осуществились, другие уез­жают «на время», будучи не в состоянии выдержать бремя безрабо­тицы, третьи - просто потому, что их планы реализовались. Распространены случаи, когда уезжают не все члены семей (на­пример, остаются взрослые дети, а родители уезжают). Значитель­ная часть латиноамериканцев, возвращающихся домой, имеет ис­панское гражданство. Они не отказываются от мысли вернуться в будущем в Испанию, если возникнет такая необходимость и если ситуация здесь улучшится. Есть много латиноамериканцев, кото­рые затягивают отъезд на родину, ожидая решения вопроса о пре­доставлении им испанского гражданства.

Особый случай - боливийцы. Как уже отмечалось, в массовом порядке они начали перебираться в Испанию совсем недавно, по­этому среди них высок уровень нелегалов. Многие боливийцы, не успев обжиться здесь, вынуждены из-за кризиса целыми семьями возвращаться домой. Распространен и другой вариант: муж, поте­рявший работу в строительной отрасли, уезжает, а жена, работаю­щая домашней прислугой, остается. Есть примеры боливийцев, которые не хотят возвращаться на родину. Часть их переехала в Испанию не из Боливии, а из Аргентины -кризис, разразившийся в этой стране в 2001 г., побудил их эмигрировать в Испанию. Теперь они планируют возвращаться не в Боливию, а выбирают для себя другой маршрут (нередко это Швейцария). На решение боливий­цев уехать или остаться в Испании влияет, в числе прочего, важное положение национального законодательства Боливии: их дети, ро­жденные в Испании, становятся испанцами - обстоятельство, соз­дающее определенные трудности для обустройства на родине.

Иная ситуация у эквадорцев. Подавляющее большинство иммигрантов из этой страны имеют легальный статус, многие по­лучили испанское гражданство. Тем не менее часть эквадорцев уе­хала из Испании на родину, ще, по оценке представителей имми­грантских организаций, качество их жизни заметно снизилось. Поэтому немало эквадорцев из этого числа хотят вновь переехать в Испанию. В то же время среди эквадорцев, так же как среди других латиноамериканцев, есть люди, которые прошли в Испании курсы профессионального обучения и возвращаются на родину с наме­рением осуществить определенный проект, воплотив в жизнь по­лученные знания [Pajares, р. 185].

Самая многочисленная группа покидающих Испанию имми­грантов - румыны, которые превратились также в самое многочис­ленное национальное сообщество иммигрантов, в 2008 г. они обо­гнали марокканцев. Резкое увеличение доли румын произошло тихо и незаметно для коренных жителей, которые ассоциируют их с румынскими цыганами, составляющими всего 3% от общей чис­ленности румынского населения в Испании. В обстановке кризиса румыны так же тихо и незаметно уезжают из Испании, как и прие­хали сюда. Согласно данным социологического обследования, если в начале 2007 г. о намерении уехать из Испании заявляли 8% оп­рошенных румын, то в конце 2008 г. - уже 39% [Pajares, р. 188].

Заметный отток румынских переселенцев начался в сентябре 2008 г. и был связан с быстрым развитием в то время румынской экономики, сопровождавшейся ростом потребности в новых рабо­чих руках и повышением заработков в ряде отраслей. Правда, ши­рокомасштабный отъезд переселенцев продолжался недолго, по­скольку в конце 2008 г. в Румынии во всю дал знать о себе экономический кризис, затормозивший производственную актив­ность. Тем не менее возвращение румын из Испании продолжается, причем значительную долю их составляют квалифицированные работники, в которых нуждается экономика Румынии, несмотря на кризис. Однако теперь румыны уезжают из Испании менее опти­мистично настроенными. Многие едут посмотреть, как идут дела дома, часть их возвращается недели и месяцы спустя. Те, кто воз­вращается, говорят, что уровень материального благосостояния и социальной защищенности в их стране намного ниже, чем в Испа­нии. Тем не менее немало возвращающихся из Испании остается на родине.

Следует заметить, что на решение иммигрантов разных на­циональностей уехать из Испании влияет жилищная проблема, в одних случаях затрудняя отъезд, в других - ускоряя его. Некоторые переселенцы, ставшие собственниками жилья, стремятся до отъезда продать его. Однако ситуация на рынке недвижимости затрудняет его продажу и, следовательно, отъезд. Есть и другие иммигранты, которых жилищная проблема побуждает к отъезду из-за отсутствия средств по оплате квартиры или комнаты. Люди купили квартиру, взяв ипотеку, и теперь не могут ее выплачивать. Видя безнадеж­ность ситуации, они пытаются договориться с банками о прекра­щении этих выплат и возвращении жилья, но банки отказываются пойти им навстречу, так как жилье подешевело и теперь цена его не покрывает сумму ипотечного кредита. В этой ситуации некото­рые переселенцы оставляют жилье и, не выплатив банкам долг, возвращаются на родину. Однако «похоронить» долг им не удается. Дело в том, что испанские банки охотно продают долги иммигран­тов (к примеру, за четверть их стоимости) финансовым корпораци­ям соответствующей страны, которая взыскивает с возвратившегося домой весь его долг.

Принципиально важное значение имеет вопрос о том, как влияет отъезд иммигрантов на состояние и развитие испанской экономики. Безусловно, в условиях экономического кризиса отток переселенцев, в первую очередь потерявших работу, несколько смягчает положение на рынке труда Испании. Но все же ситуация улучшилась не столь существенно. Необходимо отметить, что даже значительно больший отток переселенцев по сравнению с нынеш­ним способен повлиять на нынешний очень высокий уровень без­работицы в Испании лишь в малой степени. К тому же уезжают не только безработные, но и те, перед кем открылись новые перспек­тивы на родине или в других странах. Испанские предпринимате­ли сетуют на отъезд квалифицированных работников, которых не так-то легко заменить. Особенно огорчителен отъезд детей имми­грантов, которые получили образование в Испании и могли бы принести пользу стране как квалифицированные специалисты. Проблемы создает также утечка неквалифицированных или мало­квалифицированных кадров, поскольку найти замену им среди коренных жителей, не желающих заниматься непрестижным и ма­лооплачиваемым трудом, очень непросто.

Иммигранты нужны испанской экономике по целому ряду причин, в числе которых и низкая рождаемость, постоянный рост числа пенсионеров (Испания превращается в одну из самых «ста­рых» стран Западной Европы), и непрекращающийся рост сферы услуг, и стоящая на повестке дня необходимость смены производ­ственной модели - переход к экономике знаний. Нужны новые ра­бочие места в сфере информатики, телекоммуникаций, консульта­ционных услуг, образования, здравоохранения, в гостиничном хозяйстве и т.д. При этом наиболее востребованы работники высо­кой квалификации, за привлечение которых в национальные эко­номики развертывается острая международная конкуренция. Осо­бая потребность в иммигрантах появится тогда, когда Испания справится с нынешним экономическим кризисом и ее экономика перейдет в фазу подъема. Тогда, по оценкам экспертов, их потре­буется больше, чем есть сейчас.

Между тем глобальный экономический кризис, и прежде все­го ситуация с занятостью, не благоприятствуют иммиграции в Ис­панию. Переселенческий поток резко сократился, хотя и не исчез полностью: в страну перебираются и работники, необходимые экономике и в период кризиса, и иммигранты, переезжающие по линии воссоединения семей.

По оценке государственного секретаря по вопросам имми­грации и эмиграции Испании К.Руми, в целом с января 2007 г. по сентябрь 2009 г. число переселенцев сократилось на 93% - со 183,6 тыс. до 13,1 тыс. «Мы находимся в конце цикла, который длился десяти­летие и характеризовался переездом в Испанию большого числа иммигрантов. Теперь начинается новый цикл, когда прибывает меньше переселенцев, но они более квалифицированные», - под­черкивает Руми [Las llegadas de Inmigrantes, p. 6].

Партии и проблемы иммиграции в условиях кризиса

Глобальный экономический кризис закрепил, а порой и сме­стил акценты в тенденциях, наметившихся в иммиграционной по­литике политических партий Испании еще в докризисные времена. Испанская социалистическая рабочая партия в своем отношении к переселенцам традиционно руководствовалась либеральными принципами защиты прав человека, равенства всех граждан перед законом. В 2005 г. правительство ИСРП предприняло попытку раз­решить проблему нелегальной иммиграции, сделать иммиграцию легальной и упорядоченной. Правительство осуществило широко­масштабную легализацию переселенцев, проживавших в Испании без права гражданства. 647 тыс. их (число большее, чем во всех пре­дыдущих кампаниях, вместе взятых) получили легальный статус. Однако сделать иммиграцию упорядоченной не удалось: в 2006- 2007 гг. в Испанию продолжалось массовое проникновение нелега­лов из разных частей света. В сложившейся обстановке ИСРП нача­ла ужесточать свою политику в отношении нелегальной иммигра­ции (патрулирование африканского побережья Атлантического океана совместно с другими странами ЕС, заключение соглашений с рядом стран о высылке туда выходцев из этих стран, нелегально оказавшихся в Испании).

В годы кризиса правительство социалистов корректирует свою иммиграционную политику. Не порывая с либеральными принципами, власти стремятся строить ее, сообразуясь с экономи­ческими возможностями Испании и потребностями рынка труда. Отсюда - и появление в сентябре 2008 г. Плана добровольного воз­вращения иммигрантов (о нем говорилось выше). Одновременно ИСРП продолжает линию на противодействие нелегальной иммиграции. К примеру, в январе 2009 г. в рамках Министерства внутренних дел была создана специальная Бригада по депортации преступников-иностранцев (Бедекс). Ее задача состоит в выявлении иностранцев, совершивших преступления и не имеющих разреше­ния на проживание в Испании, и последующей их депортации на основе судебных постановлений. В 2009 г. из страны таким образом был депортирован 7591 нелегал (на 2027 больше, чем в 2008 г.) [Interior incrementa la expulsion, p. 18].

В октябре 2009 г. в Испании был принят новый Закон об ино­странцах, четвертый за последнее десятилетие. Целый ряд его положений ограничивает права иммигрантов. Так, продлевается с 40 до 60 суток срок содержания под стражей нелегальных иммигран­тов, задержанных полицией. Это принципиально важное новшество, позволяющее полиции депортировать на родину большее чис­ло нелегалов, поскольку прежде властям зачастую не хватало времени для оформления депортации через суд в соответствии с законодательством. Другое новшество: отныне лишь иммигранты, прожившие в Испании более одного года легально, имеют право перевезти сюда супругу или супруга, а также несовершеннолетних детей. Перевезти родителей иммигрант может лишь в том случае, если он прожил в Испании легально не менее пяти лет.

Вместе с тем в новом законе есть положения, расширяющие права нелегальных иммигрантов. Так, они получают право на уча­стие в объединениях, профсоюзах, ассоциациях, забастовках и ма­нифестациях, на бесплатную юридическую помощь, которая пре­жде оказывалась только легальным переселенцам [Ayllon],

В целом нынешняя иммиграционная политика ИСРП выгля­дит весьма противоречиво. К тому же ее деятели нередко уклоняются от оценки острых проблем, порождаемых иммиграцией, не дают должной отповеди сторонникам радикального национализ­ма, опасаясь потерять ту часть своих сторонников, которая видит проблемы иммиграции только в негативном свете.

Более жесткую позицию по иммиграционным вопросам за­нимает консервативная правоцентристская Народная партия (НП) - ведущая оппозиционная партия Испании. Консерваторы, безус­ловно, осознают необходимость иммиграции для развития испан­ской экономики. Вместе с тем их отношение к переселенцам явно неоднозначное. Политики из НП насаждают в массовом сознании представление об иммигрантах из слаборазвитых стран как разру­шителях национальной идентичности и преступниках. Накануне парламентских выборов 2008 г. председатель Народной партии М. Рахой заявил, что в случае победы на выборах обяжет пересе­ленцев, которые хотят обновить разрешение на проживание в Ис­пании, подписать «контракт об интеграции». Важный пункт этого документа - обязанность иммигрантов покинуть Испанию, если они не найдут работу через год после подписания данного кон­тракта.

Во время экономического кризиса антииммиграционная ри­торика консерваторов, сдобренная немалой дозой демагогии и по­пулизма, еще более ужесточилась. Деятели НП высказываются за привилегированное отношение к коренным жителям при решении социальных вопросов, за реформирование существующего имми­грационного законодательства, установление жесткого контроля над иммиграционными потоками.

Один из основных постулатов консерваторов по иммиграци­онной проблеме состоит в том, что чужестранцам «в Испании не хватает места». Рахой призывает развернуть общественную дискус­сию вокруг того, насколько велика способность Испании к приня­тию переселенцев как с точки зрения потребностей рынка труда, так и возможностей автономных областей и муниципалитетов. По замечанию еженедельника «Камбио-16», «такая дискуссия ин­тересна в том случае, если будет проводиться под углом зрения ин­теграции иммигрантов, а не их исключения» [Landaburu, р. 7].

Между тем ориентация на «исключение чужеземцев» прояв­ляется в политической жизни Испании все более отчетливо. Харак­терный пример - скандал вокруг каталонского городка Вик, мэр которого Жозеп Мария Вила д'Абадаль (деятель влиятельной пра­воцентристской националистической коалиции «Конвергенция и Союз Каталонии», позиции которой по вопросам иммиграции близки позиции Народной партии) в декабре 2009 г. отказал неле­гальным иммигрантам в регистрации. Тем самым последние лиша­лись фундаментальных прав на медицинское обслуживание и обу­чение в школах, поскольку, согласно испанскому законодательству, регистрация иностранцев автоматически влечет за собой предос­тавление этих прав. По существу, мэр и правительство муниципали­тета встали в оппозицию к центральной власти. Конфликт возник не случайно: четверть жителей городка составляют иммигранты, здесь сильны настроения ксенофобии.

Конфликт вызвал широкий резонанс в Испании, обществен­ное мнение разделилось. Одни увидели в позиции мэра Вика про­явление ксенофобии, отрицание права нелегалов на поддержку государства в фундаментальных вопросах. Другие, напротив, рас­ценили эту позицию как «реалистическую», продиктованную не­обходимостью сокращения расходов в условиях экономического кризиса. Коллегия адвокатов Испании квалифицировала решение мэра Вика как «незаконное», противоречащее существующему ис­панскому законодательству. В результате мэр отказался от своего решения, заявив, что «уважает решение адвокатуры, хотя и не раз­деляет его» [Landaburu, р. 7].

Мэрия Вика оказалась не одинока в стремлении ограничить права переселенцев. Подобную позицию, используя различную аргументацию, заняли мэрии ряда небольших испанских городов. Так, в январе 2010 г. нелегалов отказался регистрировать (если они не имеют близких родственников и проживают на площади менее 20 квадратных метров) мэр города Торрехона де Ардоса в автоном­ной провинции Мадрид которого поддержал ряд деятелей НП [El gobierno de Aguirre defiende.., p. 15].

А за мэра Вика вступилась партия «Платформа за Катало­нию», пожалуй, самое заметное праворадикальное объединение в современной Испании. Лидер этой партии Жозеп Англада, начав­ший свою политическую карьеру в неофранкистских организаци­ях, ныне выступает за независимость Каталонии и винит во всех ее бедах иммигрантов. В своих публичных выступлениях Англада ут­верждает, что «арабы - враги Каталонии, Испании и Запада», предвещая конец западной цивилизации «от рук палача по имени ислам» [Noguer, р. 18].

На муниципальных выборах 2007 г. «Платформа за Катало­нию» укрепила свои позиции, завоевав 17 мест в муниципальных советах автономной области, в том числе 4 - в муниципалитете Ви­ка. Мэр Вика, первоначально отказавший нелегалам в регистрации, реализовал один из пунктов программы радикальных национали­стов, рассчитывая снизить их влияние и укрепить позиции своей коалиции «Конвергенция и Союз Каталонии». Проблема нелегаль­ной иммиграции, таким образом, в очередной раз превратилась в карту, разыгрываемую в межпартийной борьбе. Весьма проблема­тично, однако, что политикам консервативного толка удастся оста­новить рост влияния радикально-националистических сил, пере­хватывая их лозунги.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Иммигранты и принимающие общества в условиях глобального экономического кризиса: Опыт Испании Хенкин С. М
415.57kb.
3 стр.
Оценка кризисоустойчивости экономических систем сша, кнр и РФ в условиях возможной "второй волны" глобального экономического кризиса
216.67kb.
1 стр.
Денисенко Н. П. д э. н., профессор Киевского национального университета технологий и дизайна
147.42kb.
1 стр.
«Малый бизнес Испании в условиях экономического кризиса»
464.92kb.
3 стр.
Базовые инновации технологического прорыва в энергетике
139.18kb.
1 стр.
Андрей Ильин Школа выживания в условиях экономического кризиса
4357.16kb.
24 стр.
Кредитование реального сектора экономики Азербайджана в условиях глобального финансово-экономического кризиса
71.73kb.
1 стр.
Исследование состояния и перспектив развития аграрного сектора экономики с использование экономико-математического моделирования
96.62kb.
1 стр.
С. М. Хенкин Демократические транзиты: Россия и опыт Испании
174.87kb.
1 стр.
Будущее тнк: сценарии для мировой политики Сергей Афонцев
90.03kb.
1 стр.
В статье рассматриваются проблема адаптации молодежи на рынке труда в условиях экономического кризиса, ситуация на рынке труда в связи с переходом российского общества к рыночным отношениям
151.44kb.
1 стр.
Деятельность строительных комплексов в условиях глобального финансового кризиса
270.58kb.
1 стр.