Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 Воздействие глобального кризиса на переселенческие потоки Массовая безработица стимулирует усиление оттока из Испании и уменьшение притока сюда иммигрантов. Возвращение части переселенцев на родину или переезд в другую страну, характерные вообще для переселенческих процессов во всем мире, были распространены в докризисные годы и в Испании. Часть иммигрантов приезжала сюда с намерением улучшить жизненные условия, а затем либо вернуться на родину, либо переехать в другую страну. В условиях кризиса отток иммигрантов заметно возрос. Большинство их уезжают, полагаясь только на собственные средства. Но есть и переселенцы, которые мигрируют, получив поддержку со стороны испанского государства или общественных организаций. Подсчитать число уезжающих «при поддержке» не представляет большого труда, поскольку существует официальная статистика. Например, в Испании с 2003 г. действует Программа добровольного возвращения соотечественников, появившаяся в 1 результате заключения соглашения между Министерством труда и социальных вопросов и Международной организацией по миграциям. Благодаря программе с 2003 г. по март 2009 г. на родину вернулся 6671 иммигрант, причем больше всего в 2008 г. - 1821 [Pajares, р. 117]. В случае же с покидающими Испанию «самостоятельно» достоверная статистика отсутствует. Дело в том, что лишь немногие из них сообщают о своем отъезде в соответствующие муниципальные службы. Правда, в 2006 г. в испанское иммиграционное законодательство было внесено положение, по которому переселенцы, не являющиеся выходцами из стран ЕС, не имеющие права на постоянное проживание в Испании и испанское гражданство, должны проходить перерегистрацию. Если они этого не делают, то прежние данные считаются «устаревшими» с соответствующими последствиями для иммигрантов. Однако статистические данные явно запаздывают, так как перерегистрация проводится раз в два года. К тому же она не касается выходцев из стран ЕС (например, румын, болгар), а также многих марокканцев и латиноамериканцев, которые имеют постоянную прописку в Испании. Статистика пополняется и в тех весьма распространенных случаях, когда в муниципалитет приходит сообщение о том, что лица, проживавшие в определенном месте, больше там не живут, а прописаться на их месте хотят другие. Выбывшие, в том случае если они не зарегистрированы в других муниципалитетах Испании, считаются уехавшими из страны. Однако сведения по этой категории лиц также зачастую приходят с опозданием. В свете сказанного очевидно, что анализировать возвратный переселенческий поток можно, полагаясь не столько на статистику, сколько на факты и наблюдения, предоставляемые иммигрантскими организациями. Из Испании уезжают прежде всего потерявшие работу. Вместе с тем покидают ее и те, кто сохраняет рабочее место: для этих переселенцев открываются возможности трудоустройства или открытия собственного дела на родине. Основная масса стремящихся вернуться домой - иммигранты, не адаптировавшиеся в Испании, ощущающие себя здесь «чужаками». Факты неопровержимо свидетельствуют: при всех невзгодах, которые принес переселенцам экономический кризис, большинство их остаются в Испании. Эту особенность подтверждает и опыт других стран в период экономических кризисов середины 1970-х и начала 1990-х годов: нище отток переселенцев не приобретал массового характера. Показательный факт. В октябре 2008 г. Конгресс депутатов (нижняя палата Кортесов) одобрила План добровольного возвращения иммигрантов, предложенный правительством Испанской социалистической рабочей партии. План предполагает выплату пособия по безработице тем иммигрантам, которые захотят вернуться на родину. Выплата пособия производится в два приема: 40% в Испании и 60% по возвращении домой. При этом согласившиеся уехать теряют право на проживание и работу в Испании и не могут возвращаться сюда в течение трех лет. В сферу действия Плана по добровольному возвращению попадают только те страны, с которыми Испания имеет соглашения по социальному обеспечению. Таких стран - 19 (это многие страны Латинской Америки, Марокко, Тунис, Филиппины, Россия, Украина, США, Канада, Австралия). На следующий день после принятия Конгрессом депутатов предложения правительства газета «Эль Пайс» писала: «Иммигранты без энтузиазма встретили план правительства, предусматривающий возвращение на родину. Они отказываются рисковать своим правом на проживание в Испании, опасаясь оказаться в худшей ситуации в своей стране» [Сеа D'Ancona, Valles Martinez, p. 95- 96]. Было подсчитано, что те, кто примет предложение правительства, получат примерно 7 тыс. евро - сумму, «даже отдаленно не покрывающую потребности семьи, которая в большинстве случаев продала все, чтобы переехать» в Испанию. Неудивительно поэтому, что в первый месяц действия Плана по добровольному возвращению было принято только 767 заявлений от желающих вернуться на родину [Сеа D'Ancona, Valles Martinez, p. 96, 95]. Основная масса иммигрантов остается в Испании по ряду причин. Даже задумываясь об отъезде, они сознают, что, хотя ситуация в Испании плохая, у них дома, в странах менее развитых, она еще хуже. Приведем характерное высказывание общественного деятеля из Колумбии: «Возвращение - это всегда последняя из имеющихся альтернатив. Если здесь иммигранты зарабатывают 800 евро, то в Колумбии они будут иметь не больше 400. К этому следует добавить безработных, которых там намного больше, инфляцию, проблемы безопасности» [Сеа D'Ancona, Valles Martinez, p. 95]. Препятствует отъезду и другое обстоятельство - дети, выросшие и получившие образование в Испании, которые отказываются возвращаться на родину предков. Случается, что не хотят уезжать домой также молодые люди, прожившие в Испании совсем немного времени. Вот признание румынки, прожившей в Испании с сыном два года. «Мой сын работает. У него есть друзья среди румын и испанцев. Он интегрировался и не хочет возвращаться на родину, даже просто поехать в гости... У сына 2-3-недельный отпуск, и он проведет его здесь». Да и сами родители порой признаются, что чем больше проходит времени после их отъезда с родины, тем меньше остается того, что с ней связывает. По свидетельству марокканки, живущей в Испании с семьей с 1982 г., «там не осталось ничего, нет друзей, нет соседей» [Сеа D'Ancona, Valles Martinez, p. 97, 98]. Есть немало и тех, кто видит в возвращении домой крах своих жизненных планов, особенно если там живут родственники, нуждающиеся в денежных переводах из Испании. Типичный пример нежелающих уезжать из Испании - иммигранты из Черной Африки. Будучи в сильной степени затронуты кризисом (многие работают в строительстве), они стойко переносят трудности. Среди этих переселенцев очень развито чувство солидарности. Они объединяются в небольшие коллективы для совместного проживания, не потерявшие работу помогают лишившимся ее и т.д. Количество марокканцев (вторая по численности группа переселенцев в Испании), покидающих Испанию, невелико, но больше, чем в докризисные годы. Нередко уезжают жена с детьми, а муж остается работать в Испании. Учащаются и случаи, когда остаются оба супруга, а детей они отправляют в Марокко. Для этих мальчиков и девочек переезд на родину предков становится драмой из-за того, что в марокканских школах они сталкиваются с незнакомым им на письменном уровне арабским языком. По существу, их образование на этом и заканчивается. Важно отметить, что отъезд марокканцев домой чаще всего не рассматривается как «возвращение навсегда». Скорее речь идет о том, чтобы «провести здесь какое-то время». Семьи не отказываются от имеющихся у них прав на проживание в Испании. Вместе с тем встречаются и семьи, которые возвращаются в Марокко «окончательно», причем их мотивация не связана с ситуацией экономического кризиса. Они уезжают на родину, чтобы открыть там собственное дело. Многие при этом думают о детях, сохранении ими марокканской идентичности. В ряду марокканцев, покидающих Испанию, есть и такие, кто возвращается не на родину, а переезжает в другую европейскую страну (Бельгию, Германию и др.). В этой стране, не имея права работать легально, они пополняют ряды занятых в теневом секторе, причем, как правило, получают поддержку родственников, проживающих здесь [Pajares, р. 183]. Свою специфику имеет возвратный поток латиноамериканцев из Испании. Среди переселенцев из Латинской Америке традиционно преобладали женщины, что объясняется потребностью испанского социума в дешевой рабочей силе в таких специфически женских сферах приложения труда, как домашнее хозяйство и уход за стариками. Немало их живут в Испании без семей, которые остались на родине. В условиях кризиса многие женщины, потеряв работу или работая меньше часов, чем раньше, предпочитают вернуться домой. Вообще же латиноамериканцы покидают Испанию по совершенно разным причинам: одни (преимущественно нелегалы) потому, что их надежды здесь не осуществились, другие уезжают «на время», будучи не в состоянии выдержать бремя безработицы, третьи - просто потому, что их планы реализовались. Распространены случаи, когда уезжают не все члены семей (например, остаются взрослые дети, а родители уезжают). Значительная часть латиноамериканцев, возвращающихся домой, имеет испанское гражданство. Они не отказываются от мысли вернуться в будущем в Испанию, если возникнет такая необходимость и если ситуация здесь улучшится. Есть много латиноамериканцев, которые затягивают отъезд на родину, ожидая решения вопроса о предоставлении им испанского гражданства. Особый случай - боливийцы. Как уже отмечалось, в массовом порядке они начали перебираться в Испанию совсем недавно, поэтому среди них высок уровень нелегалов. Многие боливийцы, не успев обжиться здесь, вынуждены из-за кризиса целыми семьями возвращаться домой. Распространен и другой вариант: муж, потерявший работу в строительной отрасли, уезжает, а жена, работающая домашней прислугой, остается. Есть примеры боливийцев, которые не хотят возвращаться на родину. Часть их переехала в Испанию не из Боливии, а из Аргентины -кризис, разразившийся в этой стране в 2001 г., побудил их эмигрировать в Испанию. Теперь они планируют возвращаться не в Боливию, а выбирают для себя другой маршрут (нередко это Швейцария). На решение боливийцев уехать или остаться в Испании влияет, в числе прочего, важное положение национального законодательства Боливии: их дети, рожденные в Испании, становятся испанцами - обстоятельство, создающее определенные трудности для обустройства на родине. Иная ситуация у эквадорцев. Подавляющее большинство иммигрантов из этой страны имеют легальный статус, многие получили испанское гражданство. Тем не менее часть эквадорцев уехала из Испании на родину, ще, по оценке представителей иммигрантских организаций, качество их жизни заметно снизилось. Поэтому немало эквадорцев из этого числа хотят вновь переехать в Испанию. В то же время среди эквадорцев, так же как среди других латиноамериканцев, есть люди, которые прошли в Испании курсы профессионального обучения и возвращаются на родину с намерением осуществить определенный проект, воплотив в жизнь полученные знания [Pajares, р. 185]. Самая многочисленная группа покидающих Испанию иммигрантов - румыны, которые превратились также в самое многочисленное национальное сообщество иммигрантов, в 2008 г. они обогнали марокканцев. Резкое увеличение доли румын произошло тихо и незаметно для коренных жителей, которые ассоциируют их с румынскими цыганами, составляющими всего 3% от общей численности румынского населения в Испании. В обстановке кризиса румыны так же тихо и незаметно уезжают из Испании, как и приехали сюда. Согласно данным социологического обследования, если в начале 2007 г. о намерении уехать из Испании заявляли 8% опрошенных румын, то в конце 2008 г. - уже 39% [Pajares, р. 188]. Заметный отток румынских переселенцев начался в сентябре 2008 г. и был связан с быстрым развитием в то время румынской экономики, сопровождавшейся ростом потребности в новых рабочих руках и повышением заработков в ряде отраслей. Правда, широкомасштабный отъезд переселенцев продолжался недолго, поскольку в конце 2008 г. в Румынии во всю дал знать о себе экономический кризис, затормозивший производственную активность. Тем не менее возвращение румын из Испании продолжается, причем значительную долю их составляют квалифицированные работники, в которых нуждается экономика Румынии, несмотря на кризис. Однако теперь румыны уезжают из Испании менее оптимистично настроенными. Многие едут посмотреть, как идут дела дома, часть их возвращается недели и месяцы спустя. Те, кто возвращается, говорят, что уровень материального благосостояния и социальной защищенности в их стране намного ниже, чем в Испании. Тем не менее немало возвращающихся из Испании остается на родине. Следует заметить, что на решение иммигрантов разных национальностей уехать из Испании влияет жилищная проблема, в одних случаях затрудняя отъезд, в других - ускоряя его. Некоторые переселенцы, ставшие собственниками жилья, стремятся до отъезда продать его. Однако ситуация на рынке недвижимости затрудняет его продажу и, следовательно, отъезд. Есть и другие иммигранты, которых жилищная проблема побуждает к отъезду из-за отсутствия средств по оплате квартиры или комнаты. Люди купили квартиру, взяв ипотеку, и теперь не могут ее выплачивать. Видя безнадежность ситуации, они пытаются договориться с банками о прекращении этих выплат и возвращении жилья, но банки отказываются пойти им навстречу, так как жилье подешевело и теперь цена его не покрывает сумму ипотечного кредита. В этой ситуации некоторые переселенцы оставляют жилье и, не выплатив банкам долг, возвращаются на родину. Однако «похоронить» долг им не удается. Дело в том, что испанские банки охотно продают долги иммигрантов (к примеру, за четверть их стоимости) финансовым корпорациям соответствующей страны, которая взыскивает с возвратившегося домой весь его долг. Принципиально важное значение имеет вопрос о том, как влияет отъезд иммигрантов на состояние и развитие испанской экономики. Безусловно, в условиях экономического кризиса отток переселенцев, в первую очередь потерявших работу, несколько смягчает положение на рынке труда Испании. Но все же ситуация улучшилась не столь существенно. Необходимо отметить, что даже значительно больший отток переселенцев по сравнению с нынешним способен повлиять на нынешний очень высокий уровень безработицы в Испании лишь в малой степени. К тому же уезжают не только безработные, но и те, перед кем открылись новые перспективы на родине или в других странах. Испанские предприниматели сетуют на отъезд квалифицированных работников, которых не так-то легко заменить. Особенно огорчителен отъезд детей иммигрантов, которые получили образование в Испании и могли бы принести пользу стране как квалифицированные специалисты. Проблемы создает также утечка неквалифицированных или малоквалифицированных кадров, поскольку найти замену им среди коренных жителей, не желающих заниматься непрестижным и малооплачиваемым трудом, очень непросто. Иммигранты нужны испанской экономике по целому ряду причин, в числе которых и низкая рождаемость, постоянный рост числа пенсионеров (Испания превращается в одну из самых «старых» стран Западной Европы), и непрекращающийся рост сферы услуг, и стоящая на повестке дня необходимость смены производственной модели - переход к экономике знаний. Нужны новые рабочие места в сфере информатики, телекоммуникаций, консультационных услуг, образования, здравоохранения, в гостиничном хозяйстве и т.д. При этом наиболее востребованы работники высокой квалификации, за привлечение которых в национальные экономики развертывается острая международная конкуренция. Особая потребность в иммигрантах появится тогда, когда Испания справится с нынешним экономическим кризисом и ее экономика перейдет в фазу подъема. Тогда, по оценкам экспертов, их потребуется больше, чем есть сейчас. Между тем глобальный экономический кризис, и прежде всего ситуация с занятостью, не благоприятствуют иммиграции в Испанию. Переселенческий поток резко сократился, хотя и не исчез полностью: в страну перебираются и работники, необходимые экономике и в период кризиса, и иммигранты, переезжающие по линии воссоединения семей. По оценке государственного секретаря по вопросам иммиграции и эмиграции Испании К.Руми, в целом с января 2007 г. по сентябрь 2009 г. число переселенцев сократилось на 93% - со 183,6 тыс. до 13,1 тыс. «Мы находимся в конце цикла, который длился десятилетие и характеризовался переездом в Испанию большого числа иммигрантов. Теперь начинается новый цикл, когда прибывает меньше переселенцев, но они более квалифицированные», - подчеркивает Руми [Las llegadas de Inmigrantes, p. 6].
Глобальный экономический кризис закрепил, а порой и сместил акценты в тенденциях, наметившихся в иммиграционной политике политических партий Испании еще в докризисные времена. Испанская социалистическая рабочая партия в своем отношении к переселенцам традиционно руководствовалась либеральными принципами защиты прав человека, равенства всех граждан перед законом. В 2005 г. правительство ИСРП предприняло попытку разрешить проблему нелегальной иммиграции, сделать иммиграцию легальной и упорядоченной. Правительство осуществило широкомасштабную легализацию переселенцев, проживавших в Испании без права гражданства. 647 тыс. их (число большее, чем во всех предыдущих кампаниях, вместе взятых) получили легальный статус. Однако сделать иммиграцию упорядоченной не удалось: в 2006- 2007 гг. в Испанию продолжалось массовое проникновение нелегалов из разных частей света. В сложившейся обстановке ИСРП начала ужесточать свою политику в отношении нелегальной иммиграции (патрулирование африканского побережья Атлантического океана совместно с другими странами ЕС, заключение соглашений с рядом стран о высылке туда выходцев из этих стран, нелегально оказавшихся в Испании). В годы кризиса правительство социалистов корректирует свою иммиграционную политику. Не порывая с либеральными принципами, власти стремятся строить ее, сообразуясь с экономическими возможностями Испании и потребностями рынка труда. Отсюда - и появление в сентябре 2008 г. Плана добровольного возвращения иммигрантов (о нем говорилось выше). Одновременно ИСРП продолжает линию на противодействие нелегальной иммиграции. К примеру, в январе 2009 г. в рамках Министерства внутренних дел была создана специальная Бригада по депортации преступников-иностранцев (Бедекс). Ее задача состоит в выявлении иностранцев, совершивших преступления и не имеющих разрешения на проживание в Испании, и последующей их депортации на основе судебных постановлений. В 2009 г. из страны таким образом был депортирован 7591 нелегал (на 2027 больше, чем в 2008 г.) [Interior incrementa la expulsion, p. 18]. В октябре 2009 г. в Испании был принят новый Закон об иностранцах, четвертый за последнее десятилетие. Целый ряд его положений ограничивает права иммигрантов. Так, продлевается с 40 до 60 суток срок содержания под стражей нелегальных иммигрантов, задержанных полицией. Это принципиально важное новшество, позволяющее полиции депортировать на родину большее число нелегалов, поскольку прежде властям зачастую не хватало времени для оформления депортации через суд в соответствии с законодательством. Другое новшество: отныне лишь иммигранты, прожившие в Испании более одного года легально, имеют право перевезти сюда супругу или супруга, а также несовершеннолетних детей. Перевезти родителей иммигрант может лишь в том случае, если он прожил в Испании легально не менее пяти лет. Вместе с тем в новом законе есть положения, расширяющие права нелегальных иммигрантов. Так, они получают право на участие в объединениях, профсоюзах, ассоциациях, забастовках и манифестациях, на бесплатную юридическую помощь, которая прежде оказывалась только легальным переселенцам [Ayllon], В целом нынешняя иммиграционная политика ИСРП выглядит весьма противоречиво. К тому же ее деятели нередко уклоняются от оценки острых проблем, порождаемых иммиграцией, не дают должной отповеди сторонникам радикального национализма, опасаясь потерять ту часть своих сторонников, которая видит проблемы иммиграции только в негативном свете. Более жесткую позицию по иммиграционным вопросам занимает консервативная правоцентристская Народная партия (НП) - ведущая оппозиционная партия Испании. Консерваторы, безусловно, осознают необходимость иммиграции для развития испанской экономики. Вместе с тем их отношение к переселенцам явно неоднозначное. Политики из НП насаждают в массовом сознании представление об иммигрантах из слаборазвитых стран как разрушителях национальной идентичности и преступниках. Накануне парламентских выборов 2008 г. председатель Народной партии М. Рахой заявил, что в случае победы на выборах обяжет переселенцев, которые хотят обновить разрешение на проживание в Испании, подписать «контракт об интеграции». Важный пункт этого документа - обязанность иммигрантов покинуть Испанию, если они не найдут работу через год после подписания данного контракта. Во время экономического кризиса антииммиграционная риторика консерваторов, сдобренная немалой дозой демагогии и популизма, еще более ужесточилась. Деятели НП высказываются за привилегированное отношение к коренным жителям при решении социальных вопросов, за реформирование существующего иммиграционного законодательства, установление жесткого контроля над иммиграционными потоками. Один из основных постулатов консерваторов по иммиграционной проблеме состоит в том, что чужестранцам «в Испании не хватает места». Рахой призывает развернуть общественную дискуссию вокруг того, насколько велика способность Испании к принятию переселенцев как с точки зрения потребностей рынка труда, так и возможностей автономных областей и муниципалитетов. По замечанию еженедельника «Камбио-16», «такая дискуссия интересна в том случае, если будет проводиться под углом зрения интеграции иммигрантов, а не их исключения» [Landaburu, р. 7]. Между тем ориентация на «исключение чужеземцев» проявляется в политической жизни Испании все более отчетливо. Характерный пример - скандал вокруг каталонского городка Вик, мэр которого Жозеп Мария Вила д'Абадаль (деятель влиятельной правоцентристской националистической коалиции «Конвергенция и Союз Каталонии», позиции которой по вопросам иммиграции близки позиции Народной партии) в декабре 2009 г. отказал нелегальным иммигрантам в регистрации. Тем самым последние лишались фундаментальных прав на медицинское обслуживание и обучение в школах, поскольку, согласно испанскому законодательству, регистрация иностранцев автоматически влечет за собой предоставление этих прав. По существу, мэр и правительство муниципалитета встали в оппозицию к центральной власти. Конфликт возник не случайно: четверть жителей городка составляют иммигранты, здесь сильны настроения ксенофобии. Конфликт вызвал широкий резонанс в Испании, общественное мнение разделилось. Одни увидели в позиции мэра Вика проявление ксенофобии, отрицание права нелегалов на поддержку государства в фундаментальных вопросах. Другие, напротив, расценили эту позицию как «реалистическую», продиктованную необходимостью сокращения расходов в условиях экономического кризиса. Коллегия адвокатов Испании квалифицировала решение мэра Вика как «незаконное», противоречащее существующему испанскому законодательству. В результате мэр отказался от своего решения, заявив, что «уважает решение адвокатуры, хотя и не разделяет его» [Landaburu, р. 7]. Мэрия Вика оказалась не одинока в стремлении ограничить права переселенцев. Подобную позицию, используя различную аргументацию, заняли мэрии ряда небольших испанских городов. Так, в январе 2010 г. нелегалов отказался регистрировать (если они не имеют близких родственников и проживают на площади менее 20 квадратных метров) мэр города Торрехона де Ардоса в автономной провинции Мадрид которого поддержал ряд деятелей НП [El gobierno de Aguirre defiende.., p. 15]. А за мэра Вика вступилась партия «Платформа за Каталонию», пожалуй, самое заметное праворадикальное объединение в современной Испании. Лидер этой партии Жозеп Англада, начавший свою политическую карьеру в неофранкистских организациях, ныне выступает за независимость Каталонии и винит во всех ее бедах иммигрантов. В своих публичных выступлениях Англада утверждает, что «арабы - враги Каталонии, Испании и Запада», предвещая конец западной цивилизации «от рук палача по имени ислам» [Noguer, р. 18]. На муниципальных выборах 2007 г. «Платформа за Каталонию» укрепила свои позиции, завоевав 17 мест в муниципальных советах автономной области, в том числе 4 - в муниципалитете Вика. Мэр Вика, первоначально отказавший нелегалам в регистрации, реализовал один из пунктов программы радикальных националистов, рассчитывая снизить их влияние и укрепить позиции своей коалиции «Конвергенция и Союз Каталонии». Проблема нелегальной иммиграции, таким образом, в очередной раз превратилась в карту, разыгрываемую в межпартийной борьбе. Весьма проблематично, однако, что политикам консервативного толка удастся остановить рост влияния радикально-националистических сил, перехватывая их лозунги. Смотрите также: Иммигранты и принимающие общества в условиях глобального экономического кризиса: Опыт Испании Хенкин С. М
415.57kb.
3 стр.
Оценка кризисоустойчивости экономических систем сша, кнр и РФ в условиях возможной "второй волны" глобального экономического кризиса
216.67kb.
1 стр.
Денисенко Н. П. д э. н., профессор Киевского национального университета технологий и дизайна
147.42kb.
1 стр.
«Малый бизнес Испании в условиях экономического кризиса»
464.92kb.
3 стр.
Базовые инновации технологического прорыва в энергетике
139.18kb.
1 стр.
Андрей Ильин Школа выживания в условиях экономического кризиса
4357.16kb.
24 стр.
Кредитование реального сектора экономики Азербайджана в условиях глобального финансово-экономического кризиса
71.73kb.
1 стр.
Исследование состояния и перспектив развития аграрного сектора экономики с использование экономико-математического моделирования
96.62kb.
1 стр.
С. М. Хенкин Демократические транзиты: Россия и опыт Испании
174.87kb.
1 стр.
Будущее тнк: сценарии для мировой политики Сергей Афонцев
90.03kb.
1 стр.
В статье рассматриваются проблема адаптации молодежи на рынке труда в условиях экономического кризиса, ситуация на рынке труда в связи с переходом российского общества к рыночным отношениям
151.44kb.
1 стр.
Деятельность строительных комплексов в условиях глобального финансового кризиса 270.58kb.
1 стр.
|