Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Тема : ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО – КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ОТЕЧЕСТВА. Автор: Мирзаянова Ирина Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербург 2012 г.
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО – КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ОТЕЧЕСТВА.
«Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Заставить любить Отечество невозможно. Любовь надо воспитать». В. М. Песков. Воспитание патриотизма – одно из приорететных направлений современного общества. Долгие годы в нашей стране существовало засилие низкопробной культуры. Поэтому сейчас молодое поколение не всегда осознает подлинные нравственные ценности. Русский философ И.А.Ильин подчеркнул роль учителя, говоря, что «Судьба России лежит в руках русского учителя…». В каком направлении должен действовать учитель, чтобы достичь поставленной цели? Мое мнение: основа основ воспитания – воспитание Гражданина с большой буквы, любящего свою Родину. Наша великая страна переживала и переживает разные времена. Но в каком бы положении она не находилась, как ребенок любит свою мать и кидается на ее защиту, не думая об опасности, так и каждый из нас должен любить, беречь, заботиться о процветании родного Отечества и прийти на его защиту в трудную минуту.
Я считаю, что для начальной школы можно эффективно организовать работу по следующим направлениям. Направления методической работы:
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Большинство моих учеников родились здесь, в Гатчине. Значит, моя задача – помочь им в познании своего родного края, привить любовь к своей родине, уважение к ее культуре, чтобы повзрослев, они стали активно участвовать в преобразовании и обновлении своей « малой родины». Начинаю работу в этом направлении с представления ребятам вот такой цепочки:
На чем держится и дом, и счастье человека? На матери. Ее забота всегда охраняет детей, сопутствует в их добрых и справедливых делах. Семья – фундамент жизни человека.
МОЯ ШКОЛА Что, как и семья, имеет такое же сильное влияние на становление личности ребенка, его характера и мировоззрения? Конечно, это школа. Привить любовь к своей школе помогают:
Вот как говорит об этом в сочинении Клементьев Андрей, ученик 3 класса: «Незабываемы встречи с Б. И. Куликовым. Он рассказал нам о жизни – подвиге своего брата – писателя Леонида Куликова. Их мама была в предвоенные годы директором нашей школы. С интересом слушали мы воспоминания о послевоенном городе Татьяны Соломоновны Званской. Гатчинцы по кирпичику восстанавливали разрушенный город, голодные выходили на субботники». Такие встречи учат любить свою страну, помогать ей в трудную минуту и словом, и делом, а также дарят детям необыкновенный заряд бодрости духа и оптимизма. МОЯ УЛИЦА В своей учебно-воспитательной работе я соблюдаю принцип преемственности поколений. Что мы оставим после себя, какое наследие?» - такой вопрос я задаю ученикам. Гатчина – особый город, где каждая улица дышит историей. Чтобы раскрыть частичку прекрасного облика нашего города, я провожу:
МОЙ ГОРОД Помогают воспитать любовь к родному городу, развить интерес и внимание к его истории и архитектуре следующие виды работ:
Имя: Гатчина Возраст: 216 лет Внешность: голубые глаза озер в пышном зеленом обрамлении Характер: творческий Достоинства: духовные и материальные богатства Память: гатчинцы – наследники традиций
Каждый лепесток – одна из сторон богатства нашего города. 1) Заводы и фабрики, вокзалы, милиция, суд, больницы, почта, рынки и т.д. необходимы нам для нормальной жизни. 2) Школы, учебные заведения. Чтобы хорошо работать, необходимо быть Мастером своего дела, а для этого надо учиться. 3) Библиотеки – хранилища мудрости, без которых невозможно обучение, освоение знаний, накопленных предыдущими поколениями. 4) Музыкальные, художественные школы, ДК, кинотеатр «Победа»,
5) Укрепляют здоровье занятия спортом, танцами. 6) Наши прекрасные парки – места отдыха для горожан. 7) Памятники архитектуры – наша гордость, напоминание о событиях прошлого. Вывод: все богатства необходимы. Стоит оборвать у цветка хоть один лепесток и он потеряет красоту. Так и город утратит свою неповторимость. Но самое главное богатство города – человек (сердцевина цветка) – создатель этого богатства и его потребитель. «Настоящий гатчинец» это тот, кто создает и сохраняет богатства города. Работа по « Цветику – семицветику» может вестись в разных формах и многократно. Например:
Клементьев Андрей, ученик 3 класса: «Гатчина – это моя малая родина. Здесь живут мои друзья, мои любимые учителя. Я счастлив, что родился в этом «особом городе - открытом музее».
МОЙ КРАЙ - ЗЕМЛЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ Из красочного сборника Т.А.Кудрявцевой «Бабочка над заливом» мы узнаем об истории, культуре, природе, народном хозяйстве Ленинградской области. В интеграции с уроками развития речи ребята пишут сочинения «Что дает наш край стране», с уроками изобразительного искусства – рисуют дворцы, храмы, крепости нашей области. Историю земли Ленинградской можно изучать и на уроках ритмики. У нас прошел открытый интегрированный урок краеведения и ритмики «Путешествие в историю родного края».
МОЕ ОТЕЧЕСТВО Родина, Отчизна – самое драгоценное и святое, что есть в жизни человека. С проникновенных слов К. Д. Ушинского в «Русской азбуке»: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия…» мы начинаем разговор о своей стране, а на дальнейших уроках пытаемся обратиться к истокам нашего Отечества и понять, откуда черпается сила и крепость любви к своей Родине для каждого из нас. «В самом раннем детстве должны быть уже заложены геройские чувства, настраивающие душу на подвиги любви и благородства. И разве история представляет мало примеров героев?» - писал русский философ и педагог Н.В.Щелгунов. Я знакомлю детей с наиболее значимыми событиями доблестной истории Отечества, его героями – от былинных чудо – богатырей до солдат и полководцев Великой Отечественной войны. Дети узнают, что не только оружием можно защищать Отечество, но молитвой за страну и крепкой православной верой. На уроках, во время краеведческих и паломнических поездок звучат имена святых покровителей Российской земли: • св. благ. князь Александр Невский • св. прав. И. Кронштадтский
МИР Берегите Землю!Берегите жаворонков в голубом зените. Бабочку на листьях повелики, На тропинке солнечные блики… М. Дудин Так постепенно происходит плавный переход в осознании ребенком себя как частицы большой Родины – России. И в тоже время, все мы – дети планеты Земля, которую надо любить и беречь.Такой подход содействует осознанию ребенком своего места в окружающем мире. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.
Особое место на уроках литературного и внеклассного чтения я уделяю изучению лучших произведений русской классической и советской литературы. В учебниках М. Головановой (УМК «Школа России»1-4 класс) по литературному чтению предложенный материал помогает учителю воспитывать у детей любовь к родному языку и родной стране:
Знать имена классиковрусской поэзии, их знаменитые произведения – дело чести каждого гражданина Отечества. Мною разработана дидактическая игра «Литературное лото». Это разрезные карточки, где по – отдельности написаны: 1) фамилия; 2) имя и отчество; 3) названия стихотворений; 4) отрывки из них. Ученики сами готовят карточки по творчеству одного из поэтов, а потом опрашивают друг друга, или я провожу опрос - викторину в занимательной форме. Также ко многим произведениям отечественной классики ребята выполняют рисунки и выписывают соответствующий отрывок из текста. Такие виды работ прививают любовь к чтению и родному языку, развивают память, пополняют «литературный» запас знаний. Силами родителей собрана большая красочная библиотечка книг русской классики.Больщое воспитательное значение имеют литературно-музыкальные композиции по лучшим отечественным произведениям. Воспитанию патриотизма у школьников помогают темы уроков внеклассоного чтения: 2 класс
3 класс
4 класс
Работа в этом направлении также проходит в интеграции с уроками краеведения и окружающего мира. На уроках развития речи ребята пишут сочинения на темы, связанные с историей, культурой, природными богатствами родного города и земли Ленинградской:
Через эти работы ученики еще больше проникаются любовью к своей «малой родине», становятся наблюдательнее и ответственнее. Ежегодно проводятся классные и школьные конкурсы чтецов «О земле, что зовется Россией!». Большую помощь оказывают родители, помогая детям подбирать тексты высокодуховные, нравственные. Но и сами мамы пишут стихи для нас. Так в 1 классе на школьном конкурсе выступил Иванов Никита со стихотворением, написанным его мамой, Натальей Викторовной, у которой 9 ребятишек! А в дальнейшем, она порадовала нас стихотворениями ко Дню Учителя и ко Дню Матери «Берегите своих матерей!»
Большое воспитательное значение и расширение кругозора несут тематические экскурсии во дворцы – музеи жемчужного ожерелья Петербурга, по Пушкинским местам, в музеи боевой славы, а также во Псков, Новгород, Изборск, Кронштадт, Тихвин. По темам экскурсий и поездок я организовываю выставки научно- популярной и художественной литературы. В поездках ученики приобретают литературу о каком – либо городе, музее или известном человеке. Также покупается 1 экземпляр на класс. Постепенно накапливается и классная, и домашняя библиотечка на определенную тему:
Как нельзя лучше межпредметные связи устанавливаются при организации поездок по святым местам нашего края, где ребята узнают и о восстановленных монастырях, и об истории, географии, культуре родного края.
Принцип внеклассной работы – участвуют все дети, даже самые неспособные, а также все родители. Каждый родитель, если не режиссер, то оформитель или костюмер, а также помощник в подготовке зала к празднику, фотокорреспондент или организатор игр, а иногда мастер по выпечке пирогов. К. Д. Ушинский говорил: «В школьной скуке скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов, отвращения от учения, хитрости, лицемерия, обманов и тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку, и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой». Поэтому жизнь в нашем классе проходит увлекательно и радостно. Я использую самые разнообразные формы внеклассной работы:
Особое место во внеклассной работе я отдаю проведению праздников. Каждый праздник стараюсь провести так, чтобы он воспитывал душу, имел нравственное значение, согревал и радовал сердце. Поэтому на праздник приходят всей семьей! Ученики готовят спектакли, где режиссеры и оформители – наши мамы и папы, а другие родители пекут вкусные пироги для большого общего стола. Заряд бодрости, оптимизма, интереса к культуре и традициям своего народа дают русские народные игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Это: «Лапта», « Городки», «Пряничная доска», «Казаки – разбойники» и хороводные игры – «Золотые ворота», «Колечко», «Катись, катись яичко». К праздникам патриотического содержания, таким как День Победы, День Защитников Отечества, я провожу совместно с родителями военно-спортивные игры: «А ну-ка, мальчики!», «Богатырская наша сила!», «Зарница». Большое значение в воспитании детей я отвожу песне. Трудно рассказать о величии и красоте родной страны, о любви к ней обыкновенными словами. Не потому ли так много песен посвящено ей. Они окружают ребенка первых шагов в школе. Готовясь к каким – либо праздникам, мы разучиваем песни военных лет и на тему «Родина»: Любимое дело учеников и родителей – оформление фото-летописи. В 1 классе мы оставляем короткие подписи под фотографиями. Со 2 по 4 класс ученики пишут небольшие сочинения, соответствующие определенным снимкам или я компоную фотографии по материалам творческих работ детей. Это очень интересное и полезное дело! Вся жизнь класса остается в памяти на долгие годы! На выпускном вечере в 9- 11 классах есть, что вспомнить и детям, и учителям, и родителям.
Все мероприятия, которые я провожу в классе, проходят при большом понимании и поддержке родителей. Участвуют все: бабушки и дедушки, папы и мамы, сестренки и братишки. Младшее поколение берет пример со старшего, учится у него житейской мудрости и любви к своей прекрасной стране. Так, на открытом внеклассном мероприятии во 2 классе «Давайте Гатчину любить!» свои замечательные очерки предоставили бабушка Анны Букиной и мама Полякова Ивана. У людей разных поколений защемило сердце и появились слезы . Каждый вспомнил свою Гатчину : «Гатчина, старая милая Гатчина 60 – х годов, вспоминается мне как светлое прошлое. Была она почти вся деревянная, двухэтажная. У каждого дома было свое лицо: резные наличники, гербы и особое украшение – палисадники. В них с ранней весны и до поздней осени не прекращалось цветение… Теперь Гатчина становится вся каменная, асфальтированная. Дома со всеми удобствами… И я по-прежнему люблю эту милую Гатчину. Так любите же и берегите ее наши потомки!» С. Г. Букина. «…Гатчина начала 70 – х годов – небольшой, уютный, до блеска вычищенный городок… Во дворце еще находился « Электронстандарт», не было музея и многочисленных туристов, но зато чист и ухожен был парк, цел и невредим Горбатый мостик и львы на пристани у дворца, прозрачна и чиста вода у водопада; огромная деревянная санная горка от Березового домика в самую середину Белого озера, карусели с оленями, медведями, верблюдами…Волшебный ускользающий мир детства, мир выходного дня, где ты неотделим от улиц и парков родного города…» Е. М.Полякова. Вот так, изо дня в день мои ученики делают маленькие открытия и начинают понимать, откуда черпается сила и крепость любви к своей Родине каждого из нас. Какими будут наши дети, все зависит от воспитания. Труд учителя сразу не заметен, но главное, на какую землю он бросает зерна. Мне видится, что мои ученики будут любить и гордиться историей своей страны, ее духовным, культурным и трудовым наследием, а также будут сохранять и оберегать это наследие сейчас, приумножать и передавать потомкам в будущем. Список использованной литературы
Использованные источники и Интернет-ресурсы
. Фото-приложение к концепции «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ОТЕЧЕСТВА»
ЭКСКУРСИИ ПО ГАТЧИНЕ ПОХОДЫ ПО РОДНОМУ КРАЮ
ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
II. ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ ЭКСКУРСИИ
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ
V. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
![]() ![]() Смотрите также: Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения историко культурного наследия отечества
160.94kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения историко культурного наследия отечества
192.04kb.
1 стр.
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в процессе литературного образования
88kb.
1 стр.
М. В. Ломоносов первый российский академик
230.01kb.
1 стр.
Проект Стратегия сохранения историко-культурного наследия Республики Татарстан
373.56kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание школьников: цели и задачи
129.05kb.
1 стр.
Менеджмент в сфере охраны и использования историко-культурного наследия
102.88kb.
1 стр.
Отчет о работе Управления культуры и историко-культурного наследия
212.75kb.
1 стр.
Гу «Центр по охране и использованию историко-культурного наследия»
66.29kb.
1 стр.
Воспитание гуманистических ценностей младших школьников на основе татарского народного фольклора
85.81kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики об охране и использовании историко-культурного наследия принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 29 июня 1999 года
272.13kb.
1 стр.
Семинаре «Охрана историко-культурного и природного наследия Соловецкого архипелага» 108.72kb.
1 стр.
|