Главная
страница 1
Принято Согласовано Согласовано Утверждаю

на педагогическом учредитель управляющий совет Директор школы_______

совете №6

от «24» мая 2011 г. ____ С.Н. Гречушников Т.С. Шадрина

«____» _________ 2011 г. от «12» августа 2011 г. от «12» августа 2011 г.

Основная общеобразовательная программа

начального общего образования

Усть-Коксинской начальной общеобразовательной школы №1

структурное подразделение муниципального общеобразовательного учреждения

«Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа»

с. Усть-Кокса, 2011 г.

I. Раздел ЦЕЛЕВОЙ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования Усть-Коксинской начальной общеобразовательной школы №1 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.

Основная образовательная программа Усть-Коксинской начальной общеобразовательной школы №1 содержит следующие разделы: целевой, содержательный и организационный. Сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Цель: обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования.

Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих задач образования.



Задачи:

- обеспечение и достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечение целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно - технического творчества и проектно - исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (Усть-Коксинского района, Республики Алтай, России) для приобретения опыта
реального управления и действия.

С учетом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения, школа работает по системе учебников «Начальная школа XXI века».

Поставленные цели образовательным учреждением, отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?».

Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Эта цель реализуется двумя путями:

1) дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальная школа XXI века»;

2) организацией внеклассной деятельности, представленная системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

- сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

- умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче;

- осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

- изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

- сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.

Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программ внеклассной деятельности школьников «Я гражданин - России», «Планета загадок», «Декоративное творчество», хранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России. Особое внимание уделяется формированию интереса к различным языкам народов, проживающих в данном регионе, воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности.

Это обеспечивается в процессе изучения русского и родного языка, литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов России.

Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни. Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; уроки двигательной активности, проходящие на улице; организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления (проведение игр, физминуток)

В рамках внеклассной деятельности предусмотрен факультативный курс «Ритмика» и «Турист – краевед».

Формирование учебной деятельности школьника. Эта цель образовательного процесса в данном образовательном учреждении достигается использованием средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Ее сформированность предполагает: умения учиться

(«умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование

самоконтроля и самооценки ученика.

Процесс перестройки образовательного процесса в образовательном учреждении подчиняется следующим принципам:

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:

- сохранность и поддержку индивидуальности ребенка;

- предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе;

создание условий для обязательной успешной деятельности;

обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому

ребенку при возникновении трудностей обучения;

создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении;

- создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального

психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском»

мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия в урочной и во внеурочной деятельности.

Принцип педоцентризма обоснован в концепции системы учебников «Начальная школа XXI века». См.: Н.Ф. Виноградова. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2003.

Учитываются также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить обучающемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся;

предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования.

В учреждении осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать.

В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной

образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Общая характеристика основной образовательной программы начального общего образования.

В основной части образовательной программы начального общего образования раскрываются следующие направления деятельности образовательного учреждения.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Формирование универсальных учебных действий.

Дается характеристика разных видов универсальных учебных

действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Приводятся конкретные примеры вклада каждого учебного предмета в развитие УУД. Выделяются различия между предметными и метапредметными универсальными действиями.

Раскрывается специфика художественно-эстетической среды данной школы и ближайшего ее окружения, которые используются в учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения.

Раскрываются особенности организации подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста в данном образовательном учреждении по программе «Я первоклассник».

2. Предметные результаты обучения.

С учетом авторских программ системы учебников «Начальная школа XXI века» раскрываются результаты, которые должен достичь младший школьник за годы изучения данного учебного предмета.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ достижения планируемых результатов освоения

основной общеобразовательной программы начального общего образования.

ПРОГРАММА формирования универсальных учебных действий.

В данной программе раскрывается содержание универсальных учебных действий разного вида (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), как метапредметных УД, которыми должен овладеть ребенок, закончивший обучение в начальной школе.



ПРОГРАММЫ отдельных учебных предметов, курсов.

Программы учебных предметов представляются в авторском варианте системы учебников «Начальная школа XXI века».



  1. ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

Программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики.

Цели и задачи обучения математике.

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- обеспечение интеллектуального развития младших школьников:

- формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать

удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, их использование.


  1. ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания

родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой

единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы.


  1. ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и

письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.



Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текс т произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и

выражать свою точку зрения (позицию читателя);

- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

- включать обучающихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике

«Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Место литературного чтения в учебном плане. На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо — 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет

раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».


  1. ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила

взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании обучающимся самого себя, своего «Я».

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю (1,2,3,4-е классы).


  1. ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для

самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной

культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-

ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности,

изобретательности, гибкости мышления.

Курс может быть реализован в рамках как одного, так и двух часов в неделю с 1 по 4 класс начальной школы с использованием дополнительных возможностей внеучебного времени (за счет часов, отведенных на художественно-эстетическую, общественно-полезную и проектную деятельность). Примерное тематическое планирование учебного материала

для каждого класса представлено в программе. Главная особенность внеурочных занятий — соблюдение преемственности в использовании усвоенного на уроках технологии теоретического материала и приобретённых практических умений.


  1. ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.

Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования

«Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.

Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России,

появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих

полихудожественное развитие школьников.

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание

эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

На данный курс отводится 1 час в неделю.



  1. ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данная авторская программа создана на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учетом планируемых результатов начального общего образования. Она полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в основной и старшей школе. Программа соответствует стратегической линии развития общего образования в России и имеет все основания для широкого использования в преподавании иностранных языков в школе.

УМК серии «Forward», созданный на основе данной авторской программы, обеспечивает преемственность изучения английского языка в рамках начальной школы со 2 класса по 4 класс (и далее по 11 класс) общеобразовательных учреждений. УМК для 2–4 классов рассчитаны на обязательное изучение предмета «Иностранный язык» в школах, работающих

по базисному учебному плану — 2 часа в неделю.



  1. ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Искусство. Музыка».

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.

Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у обучающихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца.

2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.

5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

6. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе. Предмет музыка изучается в начальной школе 135 часов, из расчета 1 час в неделю в каждом классе, а именно: в 1 классе 33 часа, во 2,3,4 классах по 34 часа в каждом.


  1. ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Программа начального общего образования учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она рассчитана на четыре года обучения, что определяет содержание образования и организацию образовательного

процесса учебного предмета «Физическая культура» на ступени начального общего образования.

Особенностью программы учебного предмета «Физическая культура», согласно установленным Стандартом образовательных направлений (личностные, метапредметные и предметные), является выделение основных образовательных направлений для каждой ступени обучения.

Основными направлениями начального общего образования являются:

- формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание основ умений учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах развития индивидуальной личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, а также в области саморегуляции своего организма (телесных, интеллектаульных и психофизических особенностей) для повышения качества жизни.

Программа и учебники для обучающихся 1–2-х и 3–4-х классов (4 года) подготовлены в соответствии с материалами стандарта и концепцией физического воспитания, что позволяет реализовать все заложенные в них требования.

В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений на изучение обязательного учебного предмета отводится 2 часа в неделю, 1 час дополнительного обучения для учащихся по интересам и по индивидуальному плану (состоянию здоровья).

Программа ориентирована на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В учебниках учтены гигиенические требования СанПиН Минздравсоцразвития РФ, требования ст.3 ФЗ «О благополучии населения Российской Федерации» в сфере образования и Конституции РФ, гарантирующие право каждого на образование «общедоступность, бесплатность и качество основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях».

Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование

целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.

Общая цель обучения учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.

Кроме указанных программ в документе раскрывается содержание программ по внеурочной деятельности образования младших школьников:





  1. ПРОГРАММА духовно-нравственного развития и воспитания.

Система работы по духовно-нравственному воспитанию обучащихся Усть – Коксинской начальной школы №1 представляет собой совокупность субъектов и объектов воспитания, отношений и взаимосвязей между ними, функционирующую в пределах имеющихся ресурсов с целью формирования у каждого человека духовной культуры, морально-нравственных качеств.

Основными элементами системы работы по духовно-нравственному воспитанию являются :

Комитет социальной защиты населения муниципального образования

«Усть-Коксинский район» с. Усть-Коксы.

Территориальная комиссия по с. Усть-Коксе комитета Усть-Коксинского района по семейной, демографической политике, опеке и попечительству;

Музеи - «Старообрядческий», «Имени Н.Рериха с. Верх - Уймон

Музей «Алтайской культуры» с. Усть-Кан.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования призвана создать условия для духовно-нравственного воспитания, физкультурно-спортивной, военно-патриотической, художественно-эстетической, культурно-просветительской, туристско-краеведческой, социально-педагогической, досуговой, социально-реабилитационной, информационной работы.

Цели программы духовно-нравственного развития и воспитания:

- организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребёнка;

- создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребёнка.


  1. ПРОГРАММА формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в

соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их

знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных

составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка,

достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы

начального общего образования.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни

является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом,

взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной

социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать

своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и

двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Программа предусматривает разные формы организации занятий:

• введение в учебную деятельность третьего часа физической культуры «Ритмика»

• проведение часов здоровья;

• проведение классных часов, спортивных праздников, весёлых стартов совместно с родителями (законными представителями).



  1. ПРОГРАММА коррекционной работы.

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Поэтому, в образовательном учреждении созданы оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка, раскрывающие его внутренние возможности и резервы, организовать коррекционно-развиваюшую, реабилитационную и здоровьесберегаюшую среду, обеспечивающую частичное восстановление и сохранение физического и психического здоровья, необходимого для продолжения обучения.

Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществляет индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом особенностей психического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

- даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную


программу;

- обеспечивает и интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.


Базовыми документами для создания программы коррекционной работы являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1ред. от 27.12.2009);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в редакции Постановлений Правительства РФ от 18.08.2008г. №617);

Образовательная программа учреждения.

Цель программы: обеспечить доступ к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательного учреждения.

В учебном плане отражается учебная номенклатура изучаемых предметов, число часов на их изучение в неделю, нагрузка обучающегося в неделю (общая часть), а также основные направления внеурочной деятельности (вторая половина дня).

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Усть-Коксинская начальная общеобразовательная школа №1, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательной школы.





Смотрите также:
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
10602.18kb.
41 стр.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования
310.37kb.
1 стр.
Образовательная программа начального общего образования Принята педагогическим советом
3799.02kb.
16 стр.
Характеристика реализуемых образовательных программ № п/п Наименование
702.4kb.
3 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
989.34kb.
7 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы
2583kb.
12 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения Прогимназия №1644 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы
2647.55kb.
12 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании»
1086.8kb.
7 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2010-2014 годы
9994.18kb.
54 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования бухарест 2012 Содержание
2745.25kb.
17 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
3805.67kb.
17 стр.
Приказ №31 а от 28. 08. 2011 Основная образовательная программа начального общего образования
1269.99kb.
7 стр.