Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Старокакерлинская средняя общеобразовательная школа"
Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Использование музыкальных игр на уроках

физической культуры. Из опыта работы учителя

физической культуры.

Учитель физической культуры


первой квалификационной категории

Халилов Рестям Исламшинович

2010 год

Танцевальные движения и игры с музыкальным сопровождением являются не только эффективным оздоровительным средством, которое помогает избежать излишней стандартизации на уроках, но и создает на занятиях положительный эмоциональный настрой. Использование подвижных игр под музыкальное сопровождение на уроках физической культуры содействует формированию у обучаемых правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений. Игра под музыкальное сопровождение является прекрасным средством формирования правильной осанки и спортивной походки. В их поведении исчезают напряженность и скованность, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными. В процессе учебных занятий под влиянием утомления, работоспособность учащихся заметно ухудшается, нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга, увеличивается возбудимость учащихся, ухудшается внимательность. Восстановлению всех неблагоприятных функциональных сдвигов способствует двигательная активность, т.е. проведение музыкальных подвижных игр. Они являются мощным оздоровительным и воспитательным фактором в период становления личности. Трудно переоценить значение игры в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки и изобретательности. К тому же многие игры, повышая двигательную сноровку занимающихся, приобретают непосредственную прикладность: в быту, в труде, в профессиональной подготовке. Наши игры – не просто забава, веселое развлечение, но еще и своеобразная подготовка к жизни, помогающая воспитать волю, упорство, находчивость, навыки общения.

Юмористические игры мы используем как один из наиболее действенных методов стимуляции здоровья – юмор, как способ лечения создания лечащей ситуации. Ведь юмор облегчает жизнь человеку. Юмористические игры дают открытость, доброжелательность, способность не унывать даже в сложных ситуациях. Это те качества, которые напрямую определяют здоровье человека, особенно духовное и психическое.

Музыкально – подвижные игры требуют максимума дисциплины, ума, энергии, самостоятельности, превращаясь иногда в напряженный труд, в усилие, преодолев которое, учащийся получает массу радости и удовольствия.

Приведем небольшое число доступных для учащихся музыкально – танцевальных игр, обеспечивающих системное и последовательное обучение учащихся основам музыкальной двигательной культуры. Игры с музыкальным сопровождением используются для закрепления и совершенствования танцевальных движений, развития двигательных способностей учащихся в усложненных ( соревновательных) условиях. Игры могут проводиться как без предметов, так и с различными предметами ( гимнастические палки, скакалки, булавы, флажки, обручи, мячи, гимнастические ленты).

ИГРЫ С фитбол - МЯЧОМ

Перебрасывание мяча друг другу.

Игру проводят под музыкальное произведение на 3/4 (вальс). Играющие выстраиваются в круг на интервалах 1 – 2 шага друг от друга. В первой части музыкального произведения, определенной учителем, игрок перебрасывает мяч соседу справа или слева. Бросок выполняется на счет 1, а ловля мяча на счет 2 каждому музыкального такта. Во второй части музыкального произведения участники игры перебрасывают мяч друг другу через игрока, стоящего в центре круга. Выполняют бросок на счет 1 одного такта, а ловят на счет 2 следующего такта. При возобновлении первой части музыкального произведения мяч снова перебрасывается вправо ил влево.

Круговая пляска.

Играющие становятся в несколько кругов лицом к центру. У направляющего в руках мяч. Он ударяет мячом о пол. Все игроки делают шаг вправо по кругу, а участник игры, стоящий рядом снаправляющим, ловит мяч. Игра продолжается до тех пор, пока мяч вновь не окажется у направляющего. Игрок, не поймавший мяч, входит в центр круга и выполняет под музыку задание учителя.

Передача мяча по кругу.

Играющие образуют 2 – 3 круга лицом к центру. У каждого из них в руках резиновый мяч. Музыкальное произведение исполняется в медленном, среднем и быстром темпе. При медленном темпе мяч перебрасывается соседу вправо, при среднем – передается влево, а при быстром – перекатывается по полу вправо. Игрок, допустивший ошибку, получает штрафное очко и продолжает игру. Победителем считается участник игры, получивший наименьшее количество штрафных очков.

Эстафета.

Ученики выстраиваются в 2 – 4 колонны (команды). В каждой колонне направляющий держит мяч и под музыку продвигается шагом польки до установленной черты. Там он берет другой мя и возвращается шагом галопа к своей команде. Передает мяч следующему участнику, а сам становится сзади своей команды. Выигрывает команда, которая выполнила задание первой и с меньшим количеством ошибок.

«Рывок за мячом»

Подготовка. Играющие делятся на две равные команды, которые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадке. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая черта. Руководитель с мячом в руках встает между командами.

Содержание игры. Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки, имеющие это номер бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, вызывая новый номер, и т.д. Играют установленное время.

Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.

Правила игры: 1. Начинать бег можно с высокого или низкого старта (по договоренности). 2. Если два игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку.

«Наперегонки с мячом»

Подготовка. Игроки строятся в шеренги у боковых границ площадки лицом к середине. Одна команда стоит справа, другая слева от щита. Расстояние между игроками 3 – 4 шага. Игроки рассчитываются по порядку.

Содержание игры. Руководитель бросает мяч в щит и называет любой номер. Оба игрока под этим номером выбегают вперед и пытаются завладеть мячом. Тот, кому это удалось, делает передачу последнему игроку своей команды, который передает его по шеренге дальше (из рук в руки или ударом о землю). Игрок, не сумевший завладеть мячом, обегает игроков соей шеренги с левой стороны, пытаясь обогнать мяч, который передают игроки другой команды. Если бегущий игрок финиширует в конце шеренги раньше мяча, то очко начисляется его команде. Другая команда тоже получает очко за то, что ее игрок овладел мячом после броска по щиту. Если же финиш первым пересек мяч, то команде зачитывается два очка. Затем руководитель вызывает другие номера. Игроки, принявшие участие в борьбе за мяч, снова становятся на свои места.

Побеждает команда набравшая больше очков.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Игрок, потерявший мяч, должен вернуться на место и продолжать передачи. 3. Передавать мяч игроку своей команды можно только указанным способом.

Двумя мячами через сетку

Подготовка. Игра проводится на волейбольной площадке. Вместо волейбольной сетки может быть натянута веревка с прикрепленными ленточками. Играющие делятся на две равные по числу участвующих команды, которые становятся на двух половинах площадки в два – три ряда. Каждая команда получает волейбольный мяч.

Содержание игры. По свистку судьи команды перебрасывают мячи через сетку на сторону противника. Переброска мячей продолжается до тех пор, пока на одной стороне не окажутся одновременно два мяча. Дается свисток, игра останавливается, и команда, на стороне которой оказалось два мяча, проигрывает другой команде одно очко. Мячи возвращаются в команды и снова (по сигналу) начинается их переброска. Игра идет под современную быструю музыку.

Побеждает команда, которая первой наберет 10 очков.

Правила игры: 1. Мяч не должен пролетать под сеткой. 2. Мяч не должен падать за границу площадки противника. 3. Оба мяча не должны оказываться одновременно на стороне противника. 4. Если мячи столкнулись в воздухе при подаче, игроки повторяют подачу мячей. 5. Если игрок бросил мяч через сетку до свистка, его команда проигрывает очко. 6. За каждое нарушение правил команде засчитываются штрафные очки.

Мяч среднему

Подготовка. Для проведения игры требуются два баскетбольных или волейбольных мяча. Играющие делятся на две равные команды, и каждая из них выстраивается по кругу на расстоянии вытянутых рук. Играющие в обоих кругах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера становятся в середину своих кругов с мячом в руках.

Содержание игры. По сигналу руководителя центральные игроки, находящиеся в кругах, бросают мяч вторым номерам, получают от них обратно, бросают третьим, также получают обратно и т.д. Когда центральный игрок получит мяч от последнего (по нумерации) игрока, он передает его второму игроку и меняется с ним местом. Второй игрок становится в середину круга и также начинает игру: перебрасывает мяч третьему игроку, получает от него, передает четвертому и т.д. Игра заканчивается, когда все побывают в роли центрового игрока. Игра идет под музыкальное сопровождение.

Побеждает команда, первой закончившая переброску мяча.

Правила игры: 1. Передать мяч можно любым заранее установленным способом: одной или двумя руками, снизу, от груди, из – за головы, с ударом мяча о землю, волейбольным пасом, передачей мяча ногой по земле. 2. Мяч перебрасывается всем игрокам в строгой последовательности. 3. Тот, кто уронит мяч или не поймает его, должен сам его поднять и продолжить игру. 4. Очередной центровой игрок может начинать передачу мяча, как только поймает его от предыдущего центрового.

Игры с обручем

Ритмическая эстафета (по Т.Т. Ротерс). Играющие строятся в две колонны, расстояние между которыми 2 – 3м. Перед каждой колонной кладут 7 обручей. Возле них на полу пишется счет: 1-й обруч – счет 1-«И» - 2 – «И»; 2-й – 3 – «И»; 3-й – 4 – «И»; 4-й обруч – 1; 5-й – «И», 6-й – 2 – «И» 7-й – 3 – «И» - 4 – «И».По команде учителя первые игроки под музыку марша или под счет заходят в первый обруч и находятся в нем столько, сколько указано, а затем перемещаются в следующий. Таким образом они проходят все 7 обручей. Игра заканчивается, когда все игроки команд пройдут через обручи. Играющий, не совершивший ни одной ошибки, приносит команде очко. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество очков.

Серебряные воротца

Для игры необходимо по одному обучу на каждую команду. Играющие каждой команды строятся в колонну. Интервал между колоннами 2 – 3м. Перед командами проводится линия, а на расстоянии 5 – 6м от нее – другая. Первые игроки держат в согнутых руках вертикально перед собой обручи. По сигналу учителя они, вращая обруч как скакалку, прыгают и через него, продвигаясь вперед. Доходят до второй линии и затем таким же образом возвращаются обратно. Вернувшись к своей колонне, игроки поворачиваются кругом и ставят обруч вертикально вдоль первой линии, придерживая его правой рукой. Все игроки команды быстро пролезают в обруч и возвращаются на свои места. Как только последний игрок займет свое место, первый подхватывает обруч двумя руками и, встав во главе колонны, поднимает его вверх. Команда, игрок который раньше всех поднял обруч, получает очко. В том случае, если несколько играющих подняли обручи одновременно, их командам начисляется по очку.Затем первые игроки передают обруч вторым, а сами становятся последними в своей колонне. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят прыжки с обручем. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Эстафета с гимнастическими палками и прыжками

Подготовка. Играющие делятся на две – три равные команды, которые выстраиваются в колонны по одному в трех – четырех шагах друг от друга. Они стоят параллельно перед чертой, в руках у головного игрока гимнастическая палка.

Содержание игры. По сигналу учителя первые номера бегут до установленной в 12 – 15м булавы (набивного мяча), обегают ее и, вернувшись к своим колоннам, передают палку одним из концов вторым номерам. Держась за концы палки, оба игрока проводят ее под ногами играющих, двигаясь к концу колонны. Все перепрыгивают палку, толкаясь двумя ногами. Первый игрок остается в конце своей колонны, а второй бежит к стойке, огибает ее и проносит палку под ногами играющих с третьим номером и т.д. Игра заканчивается, как только все участники пробегут с палкой. Когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первым и ему принесут палку, он поднимает ее вверх.

Побеждает команда, игроки которой раньше выполнили задание, не допустив ошибок.

Правила игры: 1. Запрещается отпускать концы палки, когда ее проносят под ногами. 2. Запрещается ронять палку. 3. Все игроки обязаны перепрыгнуть через палку.

ИГРЫ С ЛЕНТОЙ

Смена мест.

Каждая из команд строится в колонну по одному. Дистанция между игроками – 1,5м. Играющие применяют исходное положение – ноги вместе, руки в стороны, лента в правой руке. С началом музыки (или по команде) игроки выполняют несколько раз комбинацию на 16 тактов вальса. С окончанием музыки или по сигналу учителя колонны меняются местами. Стоя в колонне (особенно после смены мест командами), следует строго соблюдать дистанцию, не укорачивая, не удлиняя ее. Игра повторяется 4 – 5 раз. Команда, игроки которой первыми построились и приняли исходное положение, получают очко. Штрафные очки даются: за нарушение ритмичности движений; за выполнение маха назад вместо змейки лентой; за столкновение во время игры. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков и получившая меньше штрафов. В зависимости от физической и технической подготовленности играющих условия игры могут быть усложнены. В комбинацию могут быть введены нетрудные танцевальные движения, например, вальсовые шаги в стороны или вперед, повороты переступанием на носках на 360о и другие элементы.

Веселый кружок

Играющие садятся в круг, скрестив ноги. Снаружи круга находится водящий с лентой. По команде учителя водящий под музыкальное сопровождение выполняет шаги галопа и одновременно вертикальную змейку лентой по воздуху. Остальные игроки равномерно хлопают в ладоши темпе шага галопа. Обойдя круг, водящий подходит к любому из сидящих, встает за его спиной и легко ударяет по плечу (предварительно положив ленту на пол). Игрок быстро поднимается, оба встают спиной друг к другу и продолжают выполнять шаги галопа в противоположные стороны по кругу. При этом они не должны задевать сидящих, а сидящие не мешать их продвижению. Тот, кто первым сядет на освободившееся место, считается победителем. Проигравший берет ленту и становится водящим. Игра повторяется несколько раз. По окончании игры учитель отмечает игроков, лучше других выполнивших задание.

Игры без предмета

Встань правильно

Играющие становятся в две шеренги по 6-8 человек. Каждая шеренга - отдельная команда. По сигналу учителя под музыкальное сопровождение играющие выполняют танцевальную комбинацию. На счет 1-2- приставной шаг вправо; на счет 3 полу-присед и возвращение в исходное положение. Повторить 8 раз. Затем 3- третья позиция рук; на счет 4 руки опускаются вниз. Повторить 4 раза. После окончания танцевальной комбинации играющие принимают заранее указанное положение, например стойку на носках, руки в стороны.

Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок. Ошибками считаются выполнение движений не под музыку и потеря равновесия в ходе игры.

Воротца

Играющие выстраиваются парами по кругу, держась за руки. Пары рассчитываются на первые и вторые. С началом музыкального сопровождения пары начинают движение по кругу, сохраняя интервалы. На счет 1 8-го такта учитель подает команду: «Первые!» или «Вторые1». Пары, номера которых были названы, останавливаются и, повернувшись лицом друг к другу, взявшись за руки и подняв их вверх, образуют «воротца». Неназванные «вторые» или «первые» пробегают в образовавшиеся «воротца», причем правый партнер бежит впереди своего товарища. К концу музыкальной фразы они должны добежать до своего места. После этого пары снова идут по кругу и игра продолжается.



Если пар много, можно образовать два или три круга, так как важно, чтобы играющие успевали на четыре музыкальных такта обежать свой круг и начать игру снова.

Тихо – громко

Играющие строятся в два круга. Внутренний круг – первая команда, наружный – вторая. Под музыку, звучащую негромко, играющие идут неслышно (мягко) на носках, под громкую – строевым шагом. Во время музыкальной паузы после негромкого звучания, наоборот. Чтобы не быть осаленным, нужно быстро присесть (убегать не разрешается). Осаленный игрок должен поднять руки. Если он этого не сделал, то считается осаленным дважды. Салить игроков раньше остановки музыки нельзя.

Круг и кружочки

Группа или класс делится на четыре команды. Игроки каждой из команд, взявшись за руки, строятся в углах зала плотными кружочками лицом к их центру. По команде учителя или музыкальному сигналу все играющие выстраиваются в середине зала в общий круг и под музыку вальса выполняют простые танцевальные шаги, продвигаясь по кругу Когда мелодия звучит громче, игроки разбегаются по своим местам и, взявшись за руки, строятся в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше других.

Змейка


Группа или класс делится на три команды, каждая из которых выстраивается в колонну в указанном месте зала. Учитель выбирает две мелодии, например польку и вальс. Под польку все играющие передвигаются в зале «змейкой», под вальс выполняют прыжки на месте или стоят и дирижируют. Как только музыка прекращается, игроки бегут и становятся на свои места. Выигрывает команда, которая раньше построилась.

Запомни мелодию

Группа или класс делится на команды по 5 – 6 человек и выстраивается в колонны. Перед каждой командой на расстоянии 8 – 10м устанавливается предмет (мяч, булава, кегля). Все команды рассчитываются по порядку, а каждому порядковому номеру назначается мелодия.

Например: 1 1 1 1 1 1 – полька,

2 2 2 2 2 2 – вальс, 3 3 3 3 3 3 галоп, 4 4 4 4 4 4 марш, 5 5 5 5 5 –русский танец.

Играющие, услышав свою мелодию, продвигаются вперед танцевальными движениями или выполняют другие действия, указанные учителем. Игрок, выполнивший правильно задание, приносит команде очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Танцуй, да не зевай.

Команды выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3 – 4м. Перед каждой шеренгой проводится линия. По сигналу руководителя начинает звучать музыкальное произведение. Одна шеренга, взявшись за руки, выполняет шаги галопа влево по кругу, а другая выполняет подскоки с продвижением вперед. Как только звучание музыки прекращается, команды бегом возвращаются на свои места. Команда, построившаяся последней, получает штрафные очки. Игра повторяется, но командам меняется задание. Та шеренга, которая выполняла подскоки, будет делать шаги галопа, а другая, наоборот подскоки.

Выигрывает команда, которая набрала наименьшее количество штрафных очков. Штрафные очки даются: 1) за нечеткое выполнение шагов галопа, подскоков; 2) за нарушение строя в шеренгах при движении и возвращении в первоначальное построение.

Кто быстрее

Для игры требуются булавы (мячи). В средней части зала чертится коридор шириной 1м. По обе стороны от него на расстоянии 4 – 5м лицом друг к другу двумя шеренгами (командами) стоятся играющие. Перед каждой командой проводится линия. Посередине коридора в одну линию на расстоянии 0,5 – 1м друг от друга ставится 8 булав (из расчета на 16 играющих). По сигналу руководителя играющие, взявшись за руки, выполняют 4 шага польки вперед и 8 шагов спиной назад. Движения повторяются до следующего сигнала. Услышав его, каждый, побежав к булаве, хватает ее и убегает за линию к своей команде. Команда, собравшая больше булав, получает 1 очко. После этого булавы ставятся на место, и игра повторяется. Команда – победительница определяется по наибольшему количеству набранных очков. В ходе игры нельзя отталкивать друг друга и брать булавы до сигнала руководителя.

Приглашение

Все, кроме водящего, становятся в круги, начерченные на полу, или занимают указанные учителем места (садятся на стулья или гимнастические скамейки). Включается магнитофон с музыкальными произведениями: марш, русская пляска, полька, галоп и т.т. Водящий приглашает выполнять танцевальные движения, соответствующие музыкальному сопровождению, то одного, то другого партнера. Вызванные игроки следуют за водящим хороводом соответствующим шагом. Когда все играющие будут вызваны водящим, музыка прекращается. Игроки, в том числе м водящий, занимают любые свободные круги или места. Тот, кто остался без места, становится водящим, и игра продолжается. Пара за парой. Играющие, кроме двух водящих, располагаются в указанных учителем местах. Танцуя вальс или водящих, танцуя, приглашают следовать за ними то одного, то другого из играющих. Вызванный игрок берет себе в партнеры участника игры, находящегося справа или слава, и танцует с ним. Так продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все играющие. Пары танцуют по кругу. Когда музыка прекращается, играющие, в том числе и водящие, сразу же разбегаются и стремятся занять любое свободное место. Двое игроков, оставшихся без мест, становятся водящими, и игра продолжается.

Музыкальная змейка

Играющие строятся в несколько колонн по одному. Колонны располагаются с интервалом 2 – 3 шага друг от друга. Каждой колонне присваивается название, например «выразительные», «смелые», «стремительные», «благородные» и т.д. В соответствии с названием для каждой колонны определяется музыкальное произведение, например, «сиртаки», «яблочко», марш, полька и т.д. Включается магнитофон (магнитола) с записью этих музыкальных произведений. Каждая колонна, услышав свою музыку, начинает выполнять согласованные действия. Со сменой мотива колонна останавливается, а движение начинает другая команда. Колонны передвигаются в любом направлении. Через определенное время руководитель выключает магнитофон. Играющие бегом возвращаются на свои места и выстраиваются в колоннах. Проигравшей считается команда, игроки которой позже всех построились в колонну.

Игры с музыкальным сопровождением следует систематически использовать на уроках физической культуры, внеклассных занятиях и соревнованиях, только тогда приобретенные умения и навыки выполнения упражнений и танцевальных движений будут постоянно закрепляться и совершенствоваться.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. АшмаринБ.А.Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.-М:Физкультура и спорт , 1978.-223

2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. –М., 1990

3. БеспутчикВ.Г.Круговая аэробика//Физическая культура в школе .- 1996.-№1.-С.26-28.

4. Богден М. М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт,1985.-193с.

5. Виру А. А., Юрисмяэ Т.А., Смирнова Т. А., Аэробные упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988. –

6. Гусак Ш. З., Кондратьев А. И., Лурье Б. Я.Музыка на уроке гимнастики. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 149.

7. Колодницкий Г.А. Ритмические упражнения: Метод. Пособие.- Дрофа, 2003.



8. КоджаспировЮ.Г.Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом //Теория и практика физической культуры.-1994.-.№ 5 -6.с. 34-37.

9. Лисицкая Т. С. Ритм+пластика. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 160 с.


Смотрите также:
Использование музыкальных игр на уроках физической культуры. Из опыта работы учителя физической культуры
150.75kb.
1 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Нормативно-правовая база адаптивной физической культуры
105.59kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие Специальность 050141 «Физическая культура»
201.97kb.
1 стр.
Легкой атлетике, фитнесу, аэробике
34.17kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по физической культуре
655.95kb.
4 стр.
Тестовые задания по основам знаний для районной олимпиады по «Физической культуре»
112.17kb.
1 стр.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 9 класс Тест Спорт – это
60.93kb.
1 стр.
Информация об итогах развития физической культуры и спорта в Алтайском крае в 2011 году и задачах на 2012 год
227.03kb.
1 стр.
Домашнее задание по физической культуре
227.23kb.
1 стр.
Цель: Школьная спартакиада «Юный Олимпиец» проводится с целью привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом повышения уровня их физической подготовленности и спортивного мастерства. Основные задачи
50.24kb.
1 стр.
Методическое пособие в помощь учителям физической культуры Игровая рационализация урока
323.26kb.
1 стр.