Данная рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). В том числе 22 практические работы и 4 практикума (10 часов).
1. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям
2.Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области.
3.Информатика-8. Базовый уровень. Н.Угринович.
4.Практикум по информатике. Н.Угринович.
1.Методическое пособие 7-11 классы.
2. Плакаты 7-9 классы.
3. Журнал «Информатика в школе»
4. «Информатика», приложение к газете «1 сентября»
5. Сайт www.prosv.ru (рубрика «Информатика»)
6. Интернет - школа Просвещение.ru
7. Тексты тестов.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения. Проверка знаний учащихся осуществляется в виде тестов на уроках обобщения и применения знаний.
В соответствии с учебным планом в 8 классе 1 час ( 35 часов ).
В тему «Форматы графических файлов» включен дополнительный материал «Редакторы работы с фотографиями».
В темы «Компьютерные презентации» и «Звуки и видеоизображения» включены элементы дополнительного содержания «Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов».
Практические работы №1-22 проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала, а практикумы №I-IV вынесены на практические занятия с делением класса на подгруппы.
№
п/п
|
Наименова-
ние раздела
программы
|
Тема урока
(этап проектной или исследова-
тельской
деятель-
ности)
|
Ко-
ли-
чес
тво
ча-
сов
|
Тип урока
(форма и
вид
деятель-
ности
обучаю-
щихся,
форма
занятий)
|
Элементы
содер-
жания
|
Требова-
ния к
уровню
подго-
товки
обучаю-
щихся
(резуль-
тат)
|
Вид
конт-
роля.
Изме-
рите-
ли.
|
Элементы
дополни-
тельного
(необяза-
тельного)
содержа-
ния
|
Д/з
|
Дата
прове-
дения
|
|
|
|
|
|
|
план
|
факт
|
|
Информационные
процессы
|
Информация и
информационные
процессы
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1/1
|
Информационные
процессы
|
Информация.
Информационные
объекты различных
видов.
Инструкция по Т.Б.
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Информация.
Информационные
объекты различных
видов
|
Иметь представление об информации Знать виды
информации,
примеры
источников и
приемников
информации.
Уметь различать декаративные и процедурные знания, приводить примеры информационных и неинформационных сообщений
|
опрос
|
|
П.1.1
|
|
|
2/2
|
Информационные
процессы
|
Основные
информационные
процессы. Роль
информации в
жизни людей.
Практическая работа №1:Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относяшихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Информацион-
ные процессы: хранение, передача, обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.
П.Р.1
|
Знать виды
информацион-
ных
процессов, их характеристики,
примеры
источников и
приемников
информации.
Уметь перечислять свойства информации в форме сообщений, знаний, СМИ.
Приводить примеры информационных процессов из жизни человека, природы, техники.
|
П.Р.
|
|
П.1.1
|
|
|
3/3
|
Информационные
процессы
|
Понятие количества
информации.
Единицы измерения
информации
|
1
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Понятие количества информации. Единицы измерения
количества
информации.
|
Знать единицы измерения
количества и
скорости
передачи
информации.
Уметь переводить из одной единицы измерения количества информации в другую
|
опрос
|
|
П.1.3
|
20,
21.
09
|
|
4/4
|
Информационные
процессы
|
Понятие количества
информации.
Единицы измерения
информации
|
1
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Информационные объекты различных видов .Информационные
процессы. Единицы измерения
информации.
|
Знать единицы измерения
количества
информации,
виды информационных процессов.
Уметь приводить примеры информационных процессов, переводить одни единицы измерения информации в другие.
|
Тест
|
|
П.1.3
|
|
|
|
Информационные
процессы
|
Компьютер как
универсальное
устройство обработки
информации
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5/1
|
Информационные
процессы
|
Основные компоненты
компьютера и их функции.
Практическая работа №2: Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Основные компоненты
компьютера и их функции
П.Р. №2
|
Знать
основные
компоненты
компьютера и
их функции.
Уметь включать и выключать компьютер, получать информацию о характеристиках его компонентов.
|
П.Р.
|
|
П.2.2
|
|
|
6/2
|
Информационные
процессы
|
Программный
принцип работы
компьютера.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Основные компоненты
компьютера.
Программное
обеспечение,
программный принцип работы компьютера
|
Знать
программный
принцип
работы
компьютера.
Уметь перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки
|
опрос
|
|
П.2.1
|
|
|
7/3
|
Информационные
процессы
|
Файлы и файловая
система
Практическая работа №3: Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы)
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Файлы и файловая
система
п.р.№3
|
Уметь создавать
файлы и
пользоваться
файловой
системой
|
П.Р.
|
|
П.2.3
|
|
|
8/4
|
Информационные
процессы
|
Командное
взаимодействие
пользователя с
компьютером,
графический
пользовательский
интерфейс.
Практическая работа №4: Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Графический
пользовательский
интерфейс: рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню.
П.Р.№4
|
Уметь
оперировать
информацион-
ными объектами,
используя
графический
интерфейс
|
П.Р.
Тест.
|
|
П.2.4-
2.7
|
|
|
|
Информационные
технологии
|
Обработка текстовой
информации
|
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9/1
|
Информационные
технологии
|
Создание и
простейшее
редактирование
документов.
Практическая работа №5: Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Понятие текстового редактора.
Среда текстового редактора. П.Р.№5
|
Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь
создавать
информацион-
ные объекты, выполнять простейшее редактирование.
|
П.Р.
|
|
П.3.1-
3.5
|
|
|
10/2
|
Информационные
технологии
|
Проверка правописания.
Создание документов
с использованием
мастеров и шаблонов.
Практическая работа №6:Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Визитная карточка,
доклад,
реферат.
П.Р.№6
|
Уметь
создавать
информацион-
ные объекты,
выполнять редактирование
документов.
|
П.Р.
|
|
П.3.1-
3.5
|
|
|
11/3
|
Информационные
технологии
|
Параметры шрифта,
параметры абзаца.
Практическая работа №7: Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Параметры шрифта,
параметры абзаца
П.Р.№7
|
Иметь представление о параметрах шрифта Уметь
оценивать
числовые
параметры
информацион-
ных объектов
и процессов
|
П.Р.
|
|
П.3.1-
3.5
|
|
|
12/4
|
Информационные
технологии
|
Параметры шрифта,
параметры абзаца
Практическая работа №7: Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Параметры шрифта,
параметры абзаца
П.Р.№7
|
Уметь
оценивать
числовые
параметры
информацион-
ных объектов
и процессов
|
П.Р.
|
|
П.3.1-
3.5
|
|
|
13/5
|
Информационные
технологии
|
Включение в
текстовый документ
списков, таблиц,
диаграмм, формул и
графических объектов.
Практическая работа №8: Вставка в документ формул.
Практическая работа
№9: Создание и форматирование списков.
Практическая работа №10: Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Таблицы,
диаграммы,
формулы.
П.Р.№8,9,10
|
Иметь представление о вставке в документ графических объектов. Уметь включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы.
|
П.Р.
|
|
П.3.1-
3.5
|
|
|
14/6
|
Информационные
технологии
|
Включение в
текстовый документ
списков, таблиц,
диаграмм, формул и
графических объектов.
Практическая работа №8: Вставка в документ формул.
Практическая работа
№9: Создание и форматирование списков.
Практическая работа №10: Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Таблицы,
диаграммы,
формулы.
П.Р.№8,9,10
|
Уметь включать в
текстовый документ
списков, таблиц,
диаграмм, формул и
графических объектов.
|
П.Р.
|
|
П.3.1-
3.5
|
|
|
15/7
|
Информационные
технологии
|
Разработка и
использование стиля
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Абзацы,
заголовки.
|
Иметь представление о системе правописания.
Уметь выделять абзацы, заголовки.
|
опрос
|
|
П.3.1-
3.5
|
|
|
16/8
|
Информационные
технологии
|
Гипертекст.
Практическая работа №11: Создание гипертекстового документа.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Гипертекст. Создание закладок и ссылок
П.Р.№11
|
Иметь представление о гипертексте, гиперссылке.
Знать состав гиперссылки. Уметь
создавать закладки иссылки.
|
П.Р.
|
|
П.3.1-
3.5
|
|
|
17/9
|
Информационные
технологии
|
Запись и выделение
изменений
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Запись и выделение
изменений
|
Уметь
выделять изменения
|
опрос
|
|
Инди-
видуальные
задания
|
|
|
18/10
|
Информационные
технологии
|
Распознавание текста
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Распознавание текста
|
Уметь
распознавать
текст.
|
опрос
|
|
Инди-
видуальные
задания
|
|
|
19/11
|
Информационные
технологии
|
Компьютерные
словари и
системы перевода
текстов.
Практическая работа №12: Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Компьютерные
словари и
системы перевода
текстов
П.Р. №12
|
Иметь представление о возможностях компьютерных словарей.
Уметь
переводить текст с использованием системы машинного перевода.
|
П.Р.
|
|
Инди-
видуальные
задания
|
|
|
20/12
|
Информационные
технологии
|
Сохранение документа в различных текстовых
форматах. Печать
документа Сохранение документа.
Практическая работа №13: Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Сохранение документа Сохранение документа
П.Р. №13
|
Уметь сохранять документ в различных текстовых
форматах, печатать
документ, сохранять документ
|
П.Р.
Тест
|
|
Инди-
видуальные
задания
|
|
|
21/13
|
Информационные
технологии
| Практикум
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
|
1
|
Применение
знаний и
умений
|
РАБОТА 1
Планирование текста, поиск информации, ввод и форматирование текста, включение в документ таблиц, формул, графиков, использование ссылок, систем перевода текста, сканера.
|
Уметь
создавать и
обрабатывать
комплексный
информаци-
онный объект
в виде
учебной
публикации
|
П.Р.
|
|
Создать
отчет, реферат, доклад,
школьная газета
|
|
|
22/14
|
Информационные
технологии
| Практикум
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета)
|
1
|
Применение
знаний и
умений
|
РАБОТА 1
Планирование текста, поиск информации, ввод и форматирование текста, включение в документ таблиц, формул, графиков, использование ссылок, систем перевода текста, сканера.
|
Уметь
создавать и
обрабатывать
комплексный
информаци-
онный объект
в виде
учебной
публикации
|
П.Р.
|
|
Создать
отчет, реферат, доклад, школьная газета
|
|
|
|
Информационные
технологии
|
Обработка
графической
информации
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23/1
|
Информационные
технологии
|
Растровая и векторная
графика. Интерфейс
графических
редакторов.
Практическая работа №14: Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
Практическая работа №15: Создание изображения с помощью векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Растровая и векторная
графика. Интерфейс
графических
редакторов.
П.Р. 14,15.
|
Знать интерфейс
графических
редакторов.
Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint.
Уметь
использовать шаблоны и примитивы, конструировать объекты, производить геометрические преобразования
|
П.Р.
|
|
Инди-
видуальные
задания
|
|
|
24/2
|
Информационные
технологии
|
Форматы
графических
файлов.
Практическая работа №16: Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
Практическая работа №17: Сканирование графических объектов.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Форматы
графических
файлов
П.Р. 16,17.
|
Знать форматы
графических
файлов.
Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты.
|
П.Р.
|
Редакторы работы с фотографиями
|
Тест
|
|
|
25/3
|
Информационные
технологии
| Практикум
Создание графического объекта
|
1
|
Применение
знаний и
умений
|
РАБОТА II
Создание графического объекта с помощью инструментов графического редактора, графической панели, ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.
|
Уметь
создавать
графический
объект
|
П.Р.
|
|
|
|
|
26/4
|
Информационные
технологии
| Практикум
Создание графического объекта
|
1
|
Применение
знаний и
умений
|
РАБОТА II
Создание графического объекта с помощью инструментов графического редактора, графической панели, ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата
|
Уметь
создавать
графический
объект
|
П.Р.
|
|
|
|
|
|
Информационные
технологии
|
Мультимедийные
технологии
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27/1
|
Информационные
технологии
|
Компьютерные
Презентации.
Практическая работа №18: Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстрированного материала, создание текста слайдов.
Практическая работа №19 Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Компьютерные
презентации.
дизайн презентации,
макеты слайдов
П.Р.18,19
|
Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций,
основные
правила
создания
компьютерных
презентаций
уметь демонстрировать свою презентацию
|
П.Р.
|
|
Подготовить материал к личной презентации
|
|
|
28/2
|
Информационные
технологии
|
Звуки и
Видеоизображения.
Практическая работа №20: Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
Практическая работа №21: Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
Практическая работа №22: Обработка материала, монтаж информационного объекта.
|
1
|
Комбинирован-ный
|
Звуки и
видеоизображения
П.Р.20,21,22.
|
Знать
основные
правила
создания
компьютерных
презентаций, записи музыки, видеоизображений.
|
П.Р.
|
Композиция
и монтаж.
Использование
простых
анимационных
графических
объектов
|
Подготовить материал к личной презентации
|
|
|
29/3
|
Информационные
технологии
| Практикум
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
|
1
|
Применение
знаний и
умений
|
РАБОТА III
Планирование презентации и слайда, создание презентации, вставка изображений, настройка анимации, устное выступление, сопровождаемое презентацию.
|
Уметь
создавать и
обрабатывать
комплексный
информацион-
ный объект
в виде
презентации с
использованием
шаблонов
|
П.Р.
|
|
Подготовить материалы к практикуму
|
|
|
30/4
|
Информационные
технологии
| Практикум
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
|
1
|
Применение
знаний и
умений
|
РАБОТА III
Планирование презентации и слайда, создание презентации, вставка изображений, настройка анимации, устное выступление, сопровождаемое презентацию.
|
Уметь
создавать и
обрабатывать
комплексный
информацион-
ный объект
в виде
презентации с
использованием
шаблонов
|
П.Р.
|
|
Подготовить материалы к практикуму
|
|
|
31\5
|
Информационные
технологии
| Практикум
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
|
1
|
Применение
знаний и
умений
|
РАБОТА III
Планирование презентации и слайда, создание презентации, вставка изображений, настройка анимации, устное выступление, сопровождаемое презентацию.
|
Уметь
создавать и
обрабатывать
комплексный
информацион-
ный объект
в виде
презентации с
использованием
шаблонов
|
П.Р.
|
|
Подготовить материалы к практикуму
|
|
|
32\6
|
Информационные
технологии
| Практикум
Запись и обработка видеофильма
|
1
|
Применение
знаний и
умений
|
РАБОТА IV
Запись изображений и звука с использованием различных устройств, запись музыки, обработка материала, монтаж информационного объекта.
|
Уметь
создавать
и обрабатывать
видеофильм
|
П.Р.
|
|
Подготовить материалы к практикуму
|
|
|
33\7
|
Информационные
технологии
| Практикум
Запись и обработка видеофильма
|
1
|
Применение
знаний и
умений
|
РАБОТА IV
Запись изображений и звука с использованием различных устройств, запись музыки, обработка материала, монтаж информационного объекта.
|
Уметь
создавать
и обрабатывать
видеофильм
|
П.Р.
|
|
Подготовить материалы к практикуму
|
|
|
34\8
|
Информационные
технологии
| Практикум
Запись и обработка видеофильма
|
1
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
РАБОТА IV Запись изображений и звука с использованием различных устройств, запись музыки, обработка материала, монтаж информационного объекта.
|
Уметь
создавать
и обрабатывать
видеофильм
|
П.Р.
|
|
|
|
|
ВСЕГО 34 ЧАСА
|