Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5




Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Шатовская СОШ






2011 г.


Утверждаю принята на педсовете № от

Директор школы:

________ /Е.Н. Верхова

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Пояснительная записка


    1. Миссия школы и средства ее реализации.

    2. Описание модели выпускника начальной школы МОУ Шатовская СОШ

Раздел 2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Раздел 3. Основные образовательные программы для начальной ступени

3.1. Учебный план МОУ Шатовская СОШ

3.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Раздел 4. Особенности организации образовательного процесса и

применяемые в нём технологии.

Раздел 5. Показатели (измерители) реализации основной образовательной программы

Раздел 6. Программа формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни.

Раздел 7. Программа коррекционной работы

Раздел 8. Программно-методическое обеспечение основной

образовательной программы



Раздел 1

Пояснительная записка

Современная школа призвана ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося. Начальная школа, как базовое звено образования, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Назначение основной образовательной программы МОУ Шатовская средняя общеобразовательная школа в том, чтоб создать условия для раскрытия возможностей у каждого ученика, учитывая его склонности, чтобы он мог адаптироваться в условиях сегодняшней реальности.

Концепция и программа развития разработана коллективом школы на 2011-2015г.г. Программа отражает потребности личности в получении образования, в ней отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов.

 Назначение данной программы определяет цель ее разработки, т.е. создание такой модели школы, которая:

- обеспечивает формирование оптимального образовательного пространства через развитие обучаюшей деятельности с позиции доступности, качества и эффективности;

- воспитывает детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами;

- решает проблемы здорового образа жизни учащихся и их здоровья;

- создает психологически комфортную образовательную среду для развития личности, способствующую раскрытию учебных ресурсов учащихся и их реализации независимо от стартовых возможностей.

Данная основная образовательная программа опирается на миссию школы, которая заключается в следующем:



создание системы обучения и воспитания, обеспечивающей выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности.

 Главный акцент в своей деятельности Шатовская средняя общеобразовательная школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это означает, что технологии обучения подбираются так, чтобы каждый ученик в силу своих возможностей был вовлечен в активную учебную деятельность, чтобы чувствовал себя в школе комфортно.





  1. Описание модели выпускника начальной школы МОУ Шатовская СОШ

  2. Модель выпускника нами понимается как образ ожидаемого результата образовательной деятельности. Рассмотрим образ по ступеням обучения:

Модель выпускника начальной школы (4-й класс)

I. Уровень обученности:

  1. Освоил общеобразовательные программы по предметам учебного плана на достаточном уровне для продолжения образования на ступени основного общего образования по категориям ключевой предметной компетенции (знать/понимать - необходимые для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знания; уметь – владение конкретными умениями – навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение деятельности (например: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки); использовать – приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  1. Освоил общеобразовательные программы по отдельным предметам школьного учебного плана (указать предметы) на уровне достаточном для продолжения образования в школе с углубленным изучением названных предметов (например: информатика, иностранный язык и т.д.)

  2. Овладел соответственно возрасту основными общеучебными умениями и навыками, необходимыми для получения основного общего образования:

  учебно-интеллектуальными умениями и навыками:

а) умение внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания;

б) логически осмысливать учебный материал, выделять главное, составлять простой план деятельности;

в) осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, конкретизировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, подводить под понятие, доказывать, рационально запоминать);

г) знать особенности своей когнитивной сферы (восприятие, внимание, памяти, мышления, воображения);

д) обладать умением постановки учебной задачи (осознание и принятие учебно-познавательной задачи, плана её разрешения; практического разрешения задачи, контролем за стрессом разрешения задачи, оценка результата в соответствии с эталоном):

- обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем)

- основными компонентами языкового и речевого развития (овладение основными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом, осознанием текста, адекватного восприятия).

Звучащей речи, работы со словарем, соблюдение орфоэпических норм, создание в устной и письменной форме несложных текстов.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

- умение правильно и быстро ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания, уметь находить адекватные средства для передачи задуманного смысла.

- учебно-информационными умениями:

а) умение правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником;

б) осуществлять поиск необходимой информации, обращаться к справочным пособиям, научно-популярной литературе, делать различного рода записи по ходу чтения;

в) работать с индивидуальными источниками информации, в том числе на электронных носителях, осуществлять наблюдение;

г) различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), определять тему и главную мысль произведения.

- учебно-организационными умениями:

а) владеть гигиеной учебного труда;

б) уметь готовить рабочее место к занятиям, заранее готовить необходимое оборудование, пользоваться учебными принадлежностями;

в) руководствоваться режимом дня, определять временные промежутки занятий, чередование труда и отдыха;

г) рационально осуществлять домашнюю работу;

д) осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с учителем, в парах, группах).



II. Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:

- начальные технико-технические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий);

- начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:

а) умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила уборки помещений;

б) правила управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;

в) знания и умения связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землей.

- уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.



    1. Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья.

Овладел на уровне возраста знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знаниями и умениями соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта, гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами и т.д.);

б) правилами, нормами употребления воды, овощей, фруктов, грибов, ягод, других дикорастущих растений;

в) правилами, нормами предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма, поведение на водоемах, лесах, горных массивах;

г) элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях;

д) знаниями опасности курения, токсикомании, алкоголизма, наркомании, СПИДа;

е) знание роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека;

ж) знание правил и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастике;

з) знание элементов, приемов, способствующих психическому здоровью младшего школьника (снятию психического напряжения, повышенной тревожности, утомления, использование приемов для оптимизации психического состояния ученика, поднятия его настроения.


    1. Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира:

  1. Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими.

  1. Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, конструктивно разрешать конфликты, кооперироваться, сотрудничать).

  2. Уровень освоения поведенческого компонента (освоение детьми этически ценных форм и способов поведение, доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению, отсутствие асоциальных поступков, негативных реакций.

  3. уровень сформированности эмоционально-волевой компетенции (адекватность эмоциональной реакции, эмоциональная стабильность, отсутствие тревожных и/или депрессивных состояний, преобладающее позитивное настроение, умение контролировать свое поведение.

  4. Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.

    1. Уровень сформированности культуры личности:

- культуры внешнего вида, одежды, общее представление о культуре оформления рабочего места, интерьера дома, украшения дома;

- первоначальные знания и умения основ экологической культуры (правила поведения в природе, охрана растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу, зависимость жизни человека от природы и её состояние и т.д.);

- восприятие и осознание ценностей музыки, изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства), народного творчества;

- уровень реализации творческого потенциала детей через продукты детской деятельности: творчество, художественное конструирование, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный труд.



Раздел 2.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России концепции УМК «Начальная школа XXI в».

Основным  назначением  воспитательной работы  школы является формирование личности, которая  приобрела бы  в процессе  развития способность  самостоятельно строить свой  вариант жизни,  стать достойным человеком ХХI века,  дать возможность и  создать условия для индивидуализации  выбора образа жизни, научить ее делать это выбор и находить способы его реализации.

Вся воспитательная работа МОУ Шатовская СОШ реализуется по следующим направлениям:



1.Аналитико-диагностическая деятельность;

2. Интеллектуально-познавательная деятельность;

3. Ценностно – ориентированная деятельность;

4. Спортивно – оздоровительная деятельность;

5. Работа с родителями;

6. Индивидуальная работа с учащимися;

7. Самоуправление. Система школьной внеурочной воспитательной работы базируется на таких традиционных мероприятиях, как: 

  1. Торжественная линейка «Здравствуй школа!»;

  2. Общешкольный праздник «День учителя»;

  3. Осенние праздники (последняя неделя октября);

  4. День Матери;

  5. Правовая декада (первая декада декабря);

  6. Новогодние праздники;

  7. Месячник патриотического воспитания (февраль);

  8. Традиционный праздничный концерт, посвящённый 8 Марта;

  9. Мероприятия, посвящённые Дню Победы;

  10. Торжественная линейка «Последний звонок»;

  11. Выпускные вечера.

Анализ результативности воспитательной деятельности МОУ Шатовская СОШ показывает, что прослеживается позитивная динамика личностного развития и позитивная динамика в качестве организации воспитательного процесса. От года к году увеличивается уровень воспитанности учащихся школы:

Результаты диагностики

на уровень воспитанности учащихся МОУ Шатовская СОШ за последние года:

Год

Высокий уровень

Хороший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010

12,9%

48,2%

34%

4,7%

2009

12%

39%

38%

11%

Результативность образовательных программ творческих объединений дополнительного образования.

Название объединения

Цель

Результативность

Художественно-эстетическая направленность

Творческое объединение «Рукодельница» 11человек

Обучение учащихся приёмам выполнения осваиваемых видов художественных работ, эстетическое воспитание, развитие творческой активности

Участники и призёры районных конкурсов

Творческое объединение

«Оч. ручки».

11 человек


Воспитание творческой, активной личности, проявляющий интерес к художественному творчеству.

Организация регулярных выставок творческих работ в школе.

Творческое объединение «Вокал», 13 человек

Познакомить учащихся с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально – творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Участники и лауреаты районного конкурса «Парус Надежды»

Физкультурно-спортивная направленность

Детское объединение «Юный стрелок», 17 человек

Обучение навыкам стрельбы из пневматической винтовки.

Участники и призёры районных соревнований

Детское объединение «Волейбол»

Мальчики – 14 человек,

Девочки – 20 человек.


Воспитание волевых качеств, устойчивых мотивов и потребности в бережном отношении к своему здоровью, обучение навыкам игры в волейбол.

Чемпионы района

Детское объединение «Корригирующая гимнастика»,

10 челове



Укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливания организма у детей, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата.

Отсутствие отрицательной динамики заболеваний.

Военно-патриотическая направленность

ВПК «ЮГ»

11человек



Воспитание патриотизма и гордости за Отечество, осознине учащимися долга по защите России

Победители и призёры районных, зональных конкурсов и соревнований.

Эколого-биологическая направленность

Творческое объединение «Школа здоровья» 10 человек

Помочь подросткам осознать, что главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он отвечает сам, и ориентировать детей за здоровый образ жизни

Победители и призёры районных олимпиад, конкурсов исследовательских работ, участники областных конкурсов.

Социально – педагогическая направленность

Творческое объединение «Буковка»

16 человек



Учение чтению детей дошкольного возраста

Все первоклассники, посещавшие кружок, на начало года умеют читать.

Анализ достижений дополнительного образования показывает, что ежегодно учащиеся коллективов становятся призерами районных конкурсов художественно-эстетической, спортивной, военно – патриотической и эколого – биологической направленностей. Число достижений от года к году имеет позитивную динамику:
















Уч.год

Районный уровень




кол-во участников

кол-во победителей




2007/2008

87

56




2008/2009

91

62




2009/2010

161

153



Уч.год

Областной, зональный уровень

 

кол-во участников

кол-во победителей

2008/2009

48

40

2009/2010

66

27

В числе наиболее значимых достижений: учащиеся школы успешно участвуют в районных и областных мероприятиях (1-е место в районном конкурсе ЮИД «Мы выбираем жизнь», 1 место в районном и зональном конкурсе «Мальчишник - 6», ежегодное 1место в районной правовой игре, и

2 и 3 командные места, личные первенства в районном соревновании по стрельбе из ПВ, 2 места в районном первенстве по футзалу, 1 и 2 командные места в районном соревновании по волейболу среди юношей и девушек, победы в районных соревнованиях по детскому четырёхборью, призовые места в зональном соревновании «Нижегородская школа безопасности - Зарница», призовые 3 места в зональных соревнованиях по лыжным гонкам, призовые места в районных соревнованих «Старты надежд», призовые места в районном конкурсе ученических проектов (химия, история), исследовательских работ (математика, физика, экология) и мн. др.



Анализ удовлетворенности учащихся и родителей показал, что:

  • содержанием деятельности на занятиях удовлетворены 82,8% учащихся и 91,8% родителей;

  • взаимоотношениями с педагогом (педагогами) удовлетворены 85,3% учащихся и 95,9% родителей;

  • атмосферой на занятиях, в коллективе удовлетворены 78,8% учащихся и 91,3% родителей;

  • режимом занятий – соответственно 70,4% учащихся и 86,3% родителей;

  • возможностью проявить свои способности в школе детей 74,3% учащихся (родители по этой позиции не опрашивались);

  • позитивными изменениями в характере учащегося удовлетворены 64,1% учащихся и 78,6% родителей;

  • успешностью, отмеченной разными формами поощрений – 61,6% учащихся и 63,6% родителей;

  • возможностью обсудить свои проблемы, удовлетворены 52% учащихся.

Таким образом, в числе сильных сторон школы можно выделить содержание занятий и характер взаимоотношений с педагогом, что обеспечивает соответствующую атмосферу на занятиях. Вместе с тем можно выделить такие проблемы, как недостаточное внимание педагога к поддержке успешности ребенка, так и помощи в преодолении проблем. Выделяется также недостаточный уровень информирования родителей о личностном развитии ребенка. Выявляется противоречие между высоким уровнем удовлетворенности содержанием занятий и не соответствующим ему уровнем возможности проявить себя, причины опять же следует искать в недостаточной индивидуализации дополнительного образования, его обращенности к конкретному учащемуся.

Деятельность образовательного учреждения с семьей.

В числе традиционных дел по данному направлению находятся такие:

1.Родительские собрания;

2. День матери;

3. Родительский лекторий;

4. Классные часы;

5. Праздничный вечер, посвящённый 8 Марта;

6. Индивидуальные и групповые консультации.

7.Работа родительского комитета.

Опыт проведения массовых мероприятий показывает позитивную динамику количества участников (от 50 в 2009, до 80 участников в 2010 году).



Мониторинг семей учащихся

Годы

Образование родителей

Социальное положение родителей

высшее

ср/проф

среднее

рабочие

служ-е

предпр.

пенсион.

безраб.

2009

23

100

79

98

54

14

7

51

2010

24

110

80

97

56

16

5

59

Основную долю родителей учащихся составляют родители со средним профессиональным образованием, рабочие, и их доля растёт. Соответственно школа направляет свою работу на данную категорию граждан.

Имея огромный опыт воспитательной работы, МОУ Шатовская СОШ создаёт все необходимые условия для реализации программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя воспитательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно – историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социального поведения в обществе и семье.



Целью программы духовно – нравственного развития образовательного учреждения на ступени начального общего образования является:  формирование полноценной психически и физически  здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, творчески развитой, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Данная цель охватывает  весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя  учебные занятия и внеурочную жизнь школьников,  разнообразные виды деятельности, общения,  традиции, всю  общешкольную  среду через выполнение  следующих задач воспитания:



  1. Создание и поддержание условий для формирования  личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем.

  2. Вовлечение  учащихся  в систему  дополнительного  образования  с целью обеспечения самореализации личности.

  3. Воспитание  учащихся  в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения  прав  человека, гражданственности, патриотизма.

  4. Формирование отношения к семье как к основе российского общества, уважительного отношения к родителям, осознанного заботливого отношения к старшим и младшим.

Деятельность, общение и отношения в школе строятся на следующих принципах:

1.  Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.

2.  Принцип следования нравственному примеру. Пример – возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.



3. Принцип идентификации. Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

4.Принцип диалогического общения. Диалоговое общение со сверстниками, родителями, учителями играет большую роль в формировании ценностных отношений.

5. Принцип полисубъектности воспитания. Различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в которые включён школьник должны быть согласованы с целями и задачами школы.

6. Принцип системно – деятельной организации воспитания. Интеграция различных видов учебной и внеучебной деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе нравственных идеалов и ценностей.

Воспитательная система школы  предполагает  следующие функции:


  1. развивающую, направленную на изменение  мотивации  учебной деятельности, развитие творческой личности, способной  к самовыражению, самореализации;

  2. интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и  внешкольных связей;

  3. защитную, способствующую  изменению  типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;

  4. корректирующую, направленную на  коррекцию поведения и общения  ребенка, с целью предупреждения негативного  влияния на формирование личности;

  5. компенсирующую,  предполагающую создание  в школе  условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие  коммуникабельности, обеспечивающей успешность  совместной деятельности детей и  взрослых;

  6. управленческую, ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие  всех участников  воспитательной системы.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В  качестве системообразующих  определены  следующие  виды деятельности:



  1. воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

  2. воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  3. воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  4. воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание);

  5. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

Формы работы с обучающимися в процессе реализации программы:

  • Дополнительные, внеурочные занятия, беседы, классные часы    духовно-нравственного содержания.

  • Творческая художественная деятельность детей.

  • Проведение совместных праздников.

  • Просмотр видеофильмов, использование  аудиозаписей и мультимедийной продуции.

  • Тематические вечера эстетической направленности.

  • Организация выставок.

Формы работы с педагогами в процессе реализации программы

  • Заседания педагогического и методического совета.

  • Консультации по вопросам воспитания.

  • Заседания методического объединения классных руководителей.

Работа с родителями обучающихся в процессе реализации программы.

Для реализации целей воспитательной программы необходима взаимосвязь школы и семьи. Семья закладывает нравственные и духовные начала личности, первые понятия об отношениях в обществе. Каждый классный руководитель должен глубоко знать семьи своих воспитанников, традиции семей, окружение ребенка вне школы. А семья, в свою очередь, нуждается в методической, педагогической помощи школы. Вовлечение родителей  в воспитательный  процесс прослеживает одну большую цель: создание благоприятных условий  формирования личности  школьника.  Вытекающие из цели задачи:



  1. единство  требований педагога и родителей  к учебно-воспитательному процессу;

  2. согласованность и скоординированность действий педагогов и родителей;

  3. единодушие  в представление конечного результата (т.е. родители знают, каким хотят видеть своего ребенка, и их  предполагаемый образ должен совпадать с  образом, спроектированным педагогами);

  4. распределение ответственности за  конечный результат  совместного педагогического воздействия; поддержание атмосферы  добродушия, взаимоуважения, сочувствия в классе:

  5. интересы личности не должны вредить интересам  коллектива, интересы коллектива  всегда должны  учитывать  интересы личности.

Все эти задачи  в школе реализуются через различные формы работы:

  • Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье, анкетирование детей и родителей на изучение климата семей;

  • ведение дневников;

  • родительские лектории;

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы:

1.«Как влияют на детей взаимоотношения в семье»,

2.«Вечные истины в семье»,

3.«Влияние средств массовой информации на развитие личности»,

4.«Формирование лучших человеческих качеств у детей с помощью произведений литературы и искусства»,

5.«Семья в современном обществе»,


  • Проведение совместных учебных и внеурочных мероприятий (выставки, конкурсы, игры, классные часы, КТД);

  • Работа родительского комитета;

  • Индивидуальные консультации;

  • День открытых дверей;

  • Наглядные средства: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ;

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: детская организация «Надежда», МУК «КСК «Молодёжный» Арзамасского района», ОПДН ОВД по Арзамасскому району, МОУ ДОД «РДЮСШ», участковый инспектор, ФАП села, сельская администрация, сельская библиотека, городской выставочный зал, драматический театр г. Арзамаса.

Система дополнительного образования

На базе школы создана широкая сеть развивающих творческих объединений дополнительного образования (кружков, секций по интересам). Это дает возможность выявить и развить способности и таланты каждого ребенка. В школе обеспечена возможность выбора и возможность смены кружка или секции. Особый акцент в сети дополнительного образования в нашей школе сделан на  развитие и реализацию двигательной активности ребенка и его потребности в творчестве. Школа через кружки и секции стремится сформировать потребность ребенка в дополнительных знаниях, пробудить любознательность, сформировать умение что-то делать своими руками, умение слушать, видеть. Данная форма работы с детьми способствует развитию коммуникативности, умению работать коллективно, воспитанию культуры. В дополнение ко всему учащиеся МОУ Шатовская СОШ могут воспользоваться возможностями других учреждений дополнительного образования: МУК «КСК «Молодёжный» Арзамасского района», МОУ ДОД «РДЮСШ». В период летних каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности школьного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства». В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно - оздоровительное. С сентября 2011 года в МОУ Шатовская СОШ для учащихся 1-4 классов начнут реализовываться новые программы дополнительного образования:



Направленность

Название объединения

Цель объединения

Художественная

«Театральная мастерская»

Знакомить учащихся с театральными профессиями, формировать знания детей о видах кукольных театров; приобщать к сокровищнице театрального искусства, драматургии; пополнять словарный запас детей театральной терминологией, её жанровыми особенностями.

Физкультурно - спортивная

«Ловкие, быстрые, смелые»

Формирование у учащихся понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Военно-патриотическая

«Я гражданин России»


Развитие учащихся нравственно-патриотических качеств патриот России, приобщение к традициям о богатейшей культуре Родины.




«С чего начинается Родина»

Участие учащихся в проектной деятельности, организация совместной деятельности учащихся и родителей, повышение возможности максимальной самореализации каждого ученика.

Естественно - научная

«Математика для любознательных»

Развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков; формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе.




«Вот такая занимательная грамматика»

На занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Социально-педагогическая

«Я в мире, мир во мне»

Формирование целостно-ориентированной личности, нравственного поведения и деятельности.

Учащиеся имеют возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие их личности.

Предполагаемые результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

1 уровень результатов– приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению;

  • представление об институтах гражданского общества, государственном устройстве и т.д.;

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • ценностное отношение к труду и творчеству;

  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • элементарные представления о профессиях.

2 уровень результатов – получение обучающимися опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом:

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к проблемам других людей, сочуствие;

  • первоначальный опыт участия в общественно – полезной и лично значимой деятельности.

3 уровень результатов – получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирования у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения:

  • первоначальный опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества с детьми, взрослыми;

  • первоначальный опыт участия в природоохранительной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • уважительное отношение к родителям, законным представителям;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной, практической, общественно-полезной деятельности.

Раздел 3

Основные образовательные программы для начальной ступени

 Ведущие направления  образовательного   процесса МОУ Шатовская СОШ- это следующие:

1. Создание системы обучения, обеспечивающуей развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами, возможностями.

2. Информатизация образования.

3.Освоение всем педагогическим коллективом  школы  инновационных педагогических  технологии  обучения  и  воспитания, обеспечивающих ученику развитие  его  мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умения осуществлять самоуправление учебно-воспитательной деятельностью.

4. Создание условий для мягкой адаптации в переводе учебного  процесса  в учебно-исследовательский, обеспечение логической взаимосвязи между исследовательским компонентом базовых учебных дисциплин, дополнительным образованием  и  системой развивающих знаний.

5. Участие школы во внедрении ФГОС второго поколения.
3.1. Учебный план МОУ Шатовская СОШ

МОУ Шатовская СОШ работает по графику шестидневной учебной недели, 1 класс- по пятидневной рабочей неделе. Продолжительность учебного года в 1  классе - 33 недели, во 2 - 11 классах - 34 недели. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом -не менее - 90 календарных дней. Для обучающихся 1 классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы( в конце февраля).Продолжительность уроков в 1 классах - 35 минут,2 - 11 классах - 45 минут. Режим учебной деятельности определяется расписанием.



Пояснительная записка

к учебному плану МОУ Шатовская СОШ на 2011/2012 учебный год

Учебный план  школы  разрабатывается на основе государственных  образовательных  стандартов. При формировании вариативной части учебного плана педколлектив  школы  пытается максимально учесть  образовательные  потребности учащихся  и  их родителей.

БУП для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения  образовательных  программ  начального  общего образования, для V-IX классов - на 5-летний нормативный срок освоения  образовательных  программ основного общего образовании, для X-XI классов - ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения программ среднего (полного) общего образования.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений является:

• нормативным документом по введению ФГОС в действие;

• основой для разработки учебных планов школы.

В реализации нового образовательного стандарта школа будет осуществлять следующие подходы:деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный и здоровьесберегающий.
Перечень программ начального общего образования:

I ступень













Предмет

Наименование

программы



Автор

Год и место издания

Программа обеспечивает







М.З. Биболетова.







Русский язык

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХ1 века»

Л. Е. Журова (1 кл.)

С. В. Иванова (2-4 кл.)



М:Вентана -Граф, 2009

Федеральный компонент

Литературное чтение

Сборник программ к комплекту учебников «Начальн

Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова

М:Вентана -Граф, 2009

Федеральный компонент

Математика

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХ1 века»

В. Н. Рудницкая

М:Вентана -Граф, 2009

Федеральный компонент

Английский

язык


Английский язык: программа для 2-4 кл./ // Новые Государственные стандарты школьного образования по иностранному языку

В. П. Кузовлев

М: Астрель,2006

Федеральный компонент

Окружающий мир

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХ1 века»

Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова

М:Вентана -Граф, 2007

Федеральный компонент

Музыкальное искусство

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХ1 века»

В. о. Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр

М:Вентана -Граф, 2007

Федеральный компонент

Технология. Ступеньки к мастерству.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХ1 века»

Е. А. Лутцева Е. А.

М:Вентана -Граф, 2007

Федеральный компонент

История

Программа курса "Родная история"4 кл.

Э. С. Иткин

Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2005

Национально-региональный компонент

Гражданское образование

Программа курса"Гражданское образование в нач. школе"2-3 кл.

С. К.Тивикова

Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2005

Национально-региональный компонент

Физическая культура

Федеральная программа для ОУ 1-11 кл.

Матвеев

М: Просвещение,2008

Федеральный компонент

При составлении учебного плана школа учитывала следующие требования:

- максимально допустимый в неделю объем учебной нагрузки младшего школьника;

- минимальное число часов, необходимых для изучения программы конкретного ученого предмета;

- отражение в номенклатуре учебных предметов принципа интеграции знаний в начальном обучении;

- соответствие номенклатуры образовательных областей и общего число часов на их изучение базисному учебному плану;

- наличие резерва часов, составляющих школьный компонент учебного плана.

Учебный план ориентирован на образовательные области, которые выделены в базисном учебном плане: Филология; Математика и информатика; Обществознание и естествознание; Основы духовно-нравственной культуры народов России; Искусство ;Технология; Физическая культура.

В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.


С этой точки зрения особенно важен адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса ("Грамота", "Окружающий мир"), которые наряду с образовательными функциями обеспечивали бы реализацию функции "мягкой" адаптации детей к новой деятельности.
Интеграция, позволяющая учесть целостность восприятия ребенком этого возраста окружающего мира, постепенно заменяется дифференцированными курсами, (они начинаются во втором полугодии первого года обучения). Функция целостного восприятия окружающей действительности остается приоритетным направлением построения в последующих классах "Окружающего мира".

Следующая особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.


Идея построения обучения младших школьников на основе учебной деятельности принадлежит теоретикам развивающего обучения. Вместе с тем, авторы "Начальной школы ХХI века" поставили своей задачей разработать методику такого типа обучения для массовых школ России, независимо от местонахождения, условий работы, подготовленности учителя и т.п. Исходя из этого, в методике обучения особое внимание уделяется, во-первых, целенаправленному использованию моделирующей деятельности., во-вторых, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. И, в третьих, в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).

Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. В УМК это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор" ("смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю"), а "исследователь". Роль исследователя заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи свое мнение"). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание.

Авторы УМК поставили перед собой еще одну задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по "Окружающему миру" особенно в 1 и 2 классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, - "Путешествие в прошлое "УМК "Начальной школы ХХI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.).
Это определило авторскую позицию в создании новых подходов к дифференциации обучения: целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях разноуровневого класса.
Разработанные по основным предметам учебного плана коррекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на "среднего" ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника. В УМК представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных предметов. Для этого представлены как контрольные работы, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамику развития ребенка.

Особое внимание авторы УМК уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения (Рубрика "Проверь себя", рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников).


Каждый предмет УМК вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.

 УМК "Начальная школа XXI века" стал победителем "Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы", проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ. Выражением общественного признания УМК стали отраслевые и правительственные награды комплекта. В 2001 г. комплект стал победителем в номинации "Учебник XXI века" и обладателем книжного "Оскара" на XIV Московской международной книжной ярмарке. В 2002 г. комплект удостоен Премии Президента РФ в области образования.

Итак, учебный план четырехлетней начальной школы при пятидневной (в 1 классе) и шестидневной учебной неделе выглядит следующим образом:

 


следующая страница >>
Смотрите также:
Образовательная программа начального общего образования моу шатовская сош
1670.39kb.
5 стр.
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования мбоу сош №54 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
94.6kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения
989.34kb.
7 стр.
Совета моу сош №3 п. Чернянка Директор моу сош №3 п. Чернянка
1134.89kb.
6 стр.
Образовательная программа начального общего образования Разработчики: администрация моу «Ферзиковская сош»
3752.7kb.
18 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
1211.09kb.
7 стр.
Образовательная программа начального общего образования Принята педагогическим советом
3799.02kb.
16 стр.
Образовательная программа начального общего образования моу «сош№3 Ойсхарского сельского поселения» Гудермесского муниципального района
1391.22kb.
7 стр.
Образовательная программа начального общего образования
4460.79kb.
24 стр.
Образовательная программа начального общего образования моу «гимназия г. Троицка»
1694.68kb.
10 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
10602.18kb.
41 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании»
1086.8kb.
7 стр.