Главная
страница 1
Методические советы

по работе с электронными материалами

к учебнику для 3 класса (ч. 1)
Данные электронные материалы предназначены для фронтального применения.

Приступая к использованию электронно-дидактического сопровождения по литературному чтению, целесообразно ознакомиться с расположенными на данном сайте в разделе «Электронные сопровождения» методическими рекомендациями относительно использования ИКТ в процессе обучения математике при работе с ТПО. (См. «Электронные дидактические материалы для работы с тетрадью на печатной основе (ТПО) по математике для 1 класса (часть 1) с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)».)


Раздел 1. «Труд человека кормит, а лень портит»


  1. Е. Карганова «Лекарство без рецепта».

Слайд 1 позволяет оптимизировать фронтальное выполнение подготовительных упражнений.

Слайды 2 и 3 направлены на обучение составлению картинного плана. Слайд 2 позволяет организовать коллективное составление картинного плана, слайд 3 используется для проверки правильности составления детьми (в школе или дома) картинного плана.




  1. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

Слайды 1-15 представляют изображение обложки и страниц книги К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Их можно использовать как для знакомства с произведением, так и для его перечитывания. Обилие иллюстраций позволяет детям качественно воспринять текст.

Слайды 16 и 17 можно использовать для организации выборочного чтения: учащиеся находят в тексте фрагменты, соответствующие иллюстрациям.

Слайды 18 и 19, содержащие репродукции картин А. Венецианова, относятся к вопросу № 5 учебника. Дети обосновывают общность деревенской тематики рассказа Ушинского и картин Венецианова, однако отмечают, что на картине «Жатва» изображен не лен, а, очевидно, пшеница или рожь. При сравнении кадров 6 и 19 тематическое сходство ставится очевидным – на обоих изображениях женщины вяжут снопы. Дополнительно можно предложить учащимся найти и прочитать в тексте фрагмент, описывающий жатву льна (с. 11-12 – «Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть»). Обдумывая вопрос о том, чем отличается жатва льна (в рассказе) и зерновых (на картине), дети обращают внимание на серп, изображенный на картине, и делают вывод о том, что в те времена, о которых идет речь, лен выдергивали руками, а зерновые срезали серпом.

Слайды 20 и 21 направлены на обучение составлению картинного плана. Слайд 20 позволяет организовать коллективное составление картинного плана, слайд 21 используется для проверки правильности составления детьми (в школе или дома) картинного плана.





  1. Стихи о трудолюбивых и ленивых.

Слайды 1 и 2 дополняют выставку книг по теме урока. К слайду 1 задаются вопросы: «Как называются книги? Какова их тематика (о ком, о чем они)? О трудолюбивых или о ленивых каждая из этих книг?». Уточняется значение слова «лоботряс» (бездельник, лентяй). Те же вопросы можно адресовать первой обложке со слайда 2, уточнив значение слова ремёсла (профессии, занятия). По слайду 2 можно провести упражнение по ориентировке в книгах: «Сейчас мы прочитаем произведение, которое входит в одну из этих книг. Отгадайте, в какую именно: эта книга написана автором, со стихотворением которого мы встречались во 2-ом классе; этот автор не создавал сказочных историй. (Дети догадываются о том, что речь идет о книге А. Барто.)

На слайде 3 размещено стихотворение А. Барто. Учащиеся определяют, соответствует ли оно теме «Стихи о трудолюбивых и о ленивых», и делают характеристику образа докладчика.

Слайд 4 знакомит детей с обложкой книги, в которую входит стихотворение, представленное на слайде 5. К стихотворению польского поэта Юлиана Тувима, переведенному русской поэтессой Еленой Александровной Благининой, учитель может дать задания:

1. Найди и прочитай главную мысль этого стихотворения.

2. Продолжи рассуждение на тему: почему нужно «трудиться честно, усердно и дружно».

Слайд 6 продолжает работу над стихотворением Тувима. Завершить работу над этим произведением можно его выразительным чтением.

К слайду 7 задается вопрос о том, соответствует ли стихотворение теме «Стихи о трудолюбивых и о ленивых».

К слайду 8 задается вопрос о том, можно ли эти книги поставить на выставку книг «Стихи о трудолюбивых и о ленивых». Обращается внимание на то, что автор этих книг – Е. Благинина, которая перевела уже прочитанное на уроке стихотворение Ю. Тувима «Всё для всех». Данный слайд служит логичным переходом к работе над стихотворением Е. Благининой, помещенным в учебник.



  1. Русская народная сказка «Кому горшок мыть».

Все слайды используются перед знакомством со сказкой. Слайды 1-2 дублируют подготовительные задания тетради; их целесообразно использовать в том случае, если оборудование позволяет подчеркивать, исправлять ошибки, ставить ударение. Слайд 3 позволяет оптимизировать фронтальную работу с упражнениями учебника.

Слайд 4, содержащий изображение обложки книги с изучаемым произведением, служит переходом к чтению сказки. Прочитав заглавие сказки, учащиеся находят на иллюстрации горшок, упомянутый в названии, а также делают предположения о характере произведения, предназначенного для чтения.




  1. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Слайд 1 используется в том случае, если оборудование позволяет исправлять ошибки, зачеркивая и надписывая буквы.

Слайд 2 можно продемонстрировать в связи с толкованием слова «ходики», данным в виде сноски в задании тетради, представленном на предыдущем слайде. Детям предлагается найти и показать на обложке книги ходики. Затем спрашивается, кого они еще видят. (Взрослых и детей.)

Слайды 3-11 представляют собой кадры диафильма. К кадрам 4, 6, 8, 10 учащиеся находят соответствующие фрагменты текста; кадры 5, 7, 9¸11 служат для проверки правильности выборочного чтения.

Слайд 12 содержит две иллюстрации разных художников к одному эпизоду сказки. Учащимся предлагается найти соответствующий фрагмент текста, а также сопоставить иллюстрации и выбрать ту, которая больше нравится, обосновав свой выбор.

К слайду 13 задается вопрос о том, может ли находиться прочитанная сказка в книге с такой обложкой. (Может, поскольку фамилия автора «Сказки о потерянном времени» написана на обложке, заглавие книги - «Сказки» - не противоречит прочитанному произведению, которое является сказкой, а кроме того на рисунке изображены часы и мальчик, что также указывает на прочитанную сказку.)


  1. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Слайды 1-3 знакомят детей с портретом писателя и обложками его нескольких книг. Все они используются при работе с выставкой книг. На обложках книг, показанных на слайде 2, учащиеся находят персонажей уже известных и неизвестных им басен и, по возможности, называют знакомые басни. Чаще всего они узнают басни «Ворона и Лисица» и «Слон и Моська». Обложки книг на слайде 3 содержат названия этих и других басен Крылова. Обращается внимание на год издания книги «Слон и Моська» (1955, то есть, книга (но не басня!) «появилась на свет» около 60-ти лет назад). Учитель предлагает познакомиться с басней, название которой находится на первой обложке, посмотрев диафильм.

Слайды 4-21 содержат дополнительный материал в виде диафильма с двумя баснями Крылова – «Мартышка и очки» и «Зеркало и обезьяна».

Слайд 22 демонстрируется в конце работы над басней «Стрекоза и Муравей». К обложкам задается вопрос: «Может ли прочитанная басня находиться в изображенных книгах? Как это можно определить?». (Да, безусловно изученная басня находится во всех этих книгах, о чем можно судить по фамилии автора, иллюстрациям, а также заглавию одной из книг.)



  1. Африканская сказка «Лентяйка».

Слайды 1 и 2 используются при подготовке к восприятию. Слайд 1, демонстрирующий обложки книг, воспроизводит образ знойной Африки. Слайд 2, дублирующий материал тетради, целесообразно использовать в том случае, если оборудование позволяет исправлять ошибки.

К слайдам 3 и 4 задается вопрос о том, могли ли представленные здесь рисунки быть иллюстрациями к прочитанной сказке, и если да – то кто и в какой ситуации на них изображен.

К обложкам книг, расположенным на слайде 5, задается вопрос о том, может ли прочитанная сказка находиться в какой-либо из изображенных книг. (В первой из них не может, поскольку в ней авторские сказки, а на уроке была прочитана народная; во второй книге может быть, но если она там есть, то на английском языке.)
Раздел 2. «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»


  1. Русская народная сказка «Дочь-семилетка».

Слайд 1 можно использовать как на этапе подготовки к восприятию, рассмотрев рисунок на обложке («Кого вы видите на обложке книги?», «Что здесь происходит?», «Что кажется вам удивительным?»), так и после чтения для организации выборочного чтения (соотнесения иллюстрации с текстом).

Слайды 2 и 3 используются для организации выборочного чтения. («Кого вы здесь видите?», «Что здесь происходит?», «Может ли данный рисунок являться иллюстрацией к прочитанной сказке? Почему?», «Найдите фрагмент сказки, соответствующий данному рисунку».)




  1. Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».

Слайд 1 используется в том случае, если оборудование позволяет исправлять ошибки, зачеркивая и надписывая буквы.

Слайд 2 можно использовать как на этапе подготовки к восприятию, рассмотрев рисунки на обложках («Кого вы видите на обложке книги?», «Что кажется вам необычным?»), так и после чтения для организации выборочного чтения (соотнесения иллюстраций с текстом).

Слайды 3-5 используются для организации выборочного чтения («Кого вы здесь видите?», «Что здесь происходит?», «Найдите фрагмент сказки, соответствующий данному рисунку».)


  1. Армянская сказка «Золотое яблоко».

Слайды 1-3 используются при подготовке к восприятию, создавая способствующие адекватному восприятию образы и дублируя упражнения тетради. Слайд 3 используется в том случае, если оборудование позволяет подчеркивать, а также исправлять ошибки, зачеркивая и надписывая буквы.

Слайд 4 предназначен для проверки правильности составления детьми в тетрадях картинного плана.




  1. Кир Булычёв «Авгиева лаборатория».

Слайды 1-8 используются при подготовке к восприятию. Слайд 1 актуализирует читательский опыт детей и знакомит их с портретом писателя.

Слайды 2 и 3 содержат подготовительные упражнения, не представленные ни в учебнике, ни в тетради, а также материал для лексической работы в виде сносок, одна из которых отсутствует в учебнике.

Слайды 4-6 помогают пояснить переносный смысл заглавия произведения и раскрыть значения нескольких терминов.
К слайду 7 (до чтения) можно задать вопрос о том, может ли предназначенное для чтения произведение находиться в изображенных книгах. (Может, если иметь в виду подзаголовок.)

Слайд 8 можно использовать как до чтения – для того, чтобы дети увидели необычного персонажа – питекантропа по кличке Геракл, – так и после чтения для соотнесения данной иллюстрации с текстом. («Кого вы здесь видите?», «Что здесь происходит?», «Найдите фрагмент сказки, соответствующий данному рисунку».)


12. Книги об умных и о глупых персонажах.

Слайды 1-6 дополняют выставку книг по заданной теме и расширяют читательский кругозор учащихся. На слайде 1 дети видят книгу, на обложке которой изображена героиня русской народной сказки «Дочь-семилетка». Учитель поясняет, что в книгу, автором которой является писатель Андрей Платонович Платонов, действительно, входит не так давно прочитанная народная сказка, однако здесь, в пересказе Платонова, она называется «Умная внучка».

Слайд 6 представляет обложку детского журнала, выпущенного в январе 1957 года, в котором находится стихотворная сказка Самуила Яковлевича Маршака «Не так», соответствующая теме урока. Эта же сказка входит в сборник С. Маршака, изображенный на предыдущем слайде. На слайде 7 находится начало названной сказки с иллюстрациями известного художника А. Кокорина. Изображение страницы журнала «Мурзилка» с началом этой сказки не предназначено для чтения со слайда. Текст всей сказки и вопросы к ней расположены на слайдах 8-11.

Слайды 12-13 представляют итальянскую сказку «Новая юбка», соответствующую теме урока.

Слайд 14 дублирует задание учебника. Он может использоваться в качестве опоры для детей, делающих отзывы о прочитанных книгах, и при обсуждении этих отзывов.
Раздел 3. «Унылая пора! Очей очарованье!..»


  1. К. Бальмонт «Осень».

Слайд 1 служит иллюстрацией к новой теме.

На слайде 2 изображена брусника, о которой упоминается в первой строке стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта.

Слайды 3 и 4 предназначены для работы над заданиями тетради 3 и 4. Слайд 3 позволяет оптимизировать фронтальную работу над мелодикой голоса (выбирается второй вариант партитуры, отличающийся монотоном), слайд 4 используется для проверки правильности выполнения задания тетради № 4.


  1. И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Все слайды используются при подготовке к восприятию сказки. Они позволяют детям адекватно представить образы персонажей. Кроме того, на слайде 3 изображена последняя – четвертая – страница обложки, на которой, в частности, находится фамилия иллюстратора книги «Листопадничек» Евгения Ивановича Чарушина, художника и писателя. Кроме того, учащиеся могут, как обычно, найти на последней странице обложки не только фамилию, но также имя и отчество автора книги.

  1. Ф. Тютчев «Листья».

Слайды 1-3 используются перед чтением. Слайд 1 позволяет увидеть портрет Федора Ивановича Тютчева и обложку книги, в которую входит стихотворение, подлежащее изучению на уроке. На слайде 2 находится содержание данной книги, в котором учащиеся могут обнаружить стихотворение «Листья», чтобы определить, на какой странице книги оно находится. Слайд 3 демонстрирует страницу всё той же книги Тютчева, на которой начинается изучаемое стихотворение, и служит переходом к восприятию стихотворения в исполнении учителя.

Остальные слайды используются после чтения стихотворения. К слайдам 4-8 задаются вопросы: «Может ли это изображение быть иллюстрацией стихотворения Тютчева «Листья»? Почему? Какой части стихотворения подходит этот рисунок?». Слайд 4 соответствует первой строфе, слайд 5 – второй, слайд 6 – третьей, слайды 7 и 8 – четвертой, слайд 9 не подходит данному стихотворению, поскольку на нем изображена поздняя осень, когда на деревьях уже отсутствуют листья.

Слайды 10 и 11 предназначены для работы над заданиями тетради, их использование позволяет оптимизировать фронтальную работу. (На слайде 10 выбирается второй вариант партитуры, на слайде 11 – первый.)


  1. А. Фет «Ласточки пропали...».

Слайды 1-2 используются перед чтением. Слайд 1 позволяет увидеть портрет Афанасия Афанасьевича Фета и обложку книги, в которую входит стихотворение, подлежащее изучению на уроке. На слайде 2 - изображение растения перекати-поле, которое упоминается в стихотворении, предназначенном для чтения на уроке.

Слайды 3 и 4 используются после чтения для организации фронтальной работы по заданиям учебника и тетради.

К слайдам 5 и 6 задаются вопросы: «Как называется книга? Может ли в ней быть стихотворение Фета «Ласточки пропали…» или стихотворение Тютчева «Листья»? Почему вы так думаете?». (В первой книге могут быть названные стихотворения, во второй - нет.)


  1. К. Паустовский «Барсучий нос».

Слайды 1-2 используются перед чтением. Слайд 1 позволяет увидеть портрет Константина Георгиевича Паустовского, слайд 2 - обложку книги, в которую входит то произведение, которое будет читаться на уроке.

К слайду 3 задаются вопросы: «Как называется книга? Может ли в ней быть произведение Паустовского «Барсучий нос»? Почему вы так думаете?». (Может, о чем говорит фамилия писателя на обложке книги и иллюстрация, изображающая барсука.)



  1. Стихи об осени.

Слайды 1-5 дополняют работу с выставкой книг. Здесь изображены как уже известные, так и новые для детей книги. К каждой из обложек задаются вопросы: «Как называется книга? Могут ли в ней быть стихотворения об осени? Почему вы так думаете?». Поскольку некоторые сомнения вызывает книга «Стихи и рассказы о природе», изображенная на слайде 4, слайд 5 демонстрирует разворот данной книги, где можно увидеть стихи об осени.

Слайды 6-9 содержат дополнительные материалы по теме «Стихи об осени». К слайду 7 дается задание расставить паузы. Слайд 8 помогает проверить правильность выполнения этого задания.

Слайды 10 и 11 позволяют оптимизировать фронтальную работу по материалам тетради. Слайд 10 используется для проверки правильности выполнения задания. На слайде 11 выбирается первый вариант партитуры.
19. Картины осени.

Слайды используются в связи с выполнением заданий учебника № 8 и № 9 (с. 108-109). При этом слайды 1 и 2 дублируют репродукции учебника, а слайды 3-5 - дополняют.

Слайд 6 можно использовать в качестве опоры при составлении рассказа по картине.
Раздел 4. «Много хватать — свое потерять»
20. Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке».

Слайды 1 и 2 используются перед чтением. Работа со слайдом 1 проводится в том случае, если оборудование позволяет подчеркивать буквы, а также исправлять ошибки, зачеркивая и надписывая буквы. Слайд 2, воссоздающий образ английской провинции, можно продемонстрировать в связи с чтением начала первого абзаца сказки.

К слайду 3 задается вопрос о том, какими словами текста можно подписать данный рисунок. (С. 110-111: «Бутылка была большой и крепкой, и поэтому никто не удивился, когда старушка поселилась в ней. Она держала в кустах лестницу и всякий раз, когда ей надо было забраться в бутылку или вылезти, довольно ловко это проделывала», а также «Однажды маленькая старая женщина вылезла из своей бутылки…».)

К слайду 4 задаются вопросы: «Может ли быть прочитанная сказка в изображенных здесь книгах или в аудиокниге (см. третье изображение)? Почему вы так думаете?» Чтобы ответить на вопросы, детям следует обратиться к содержанию учебника, где указан переводчик английской сказки детский писатель Святослав Владимирович Сахарнов, имя которого находится на обложке одной из книг и на диске. Кроме того, на обложке первой книги изображен один из персонажей прочитанной на уроке сказки – водяной.


21. Книги о щедрых и жадных.

Слайды 1-3 дополняют выставку книг, составленную детьми.

Слайды 4-8 содержат текст и иллюстрации из изображенной на слайде 3 книги братьев Гримм «Горшок каши» и могут быть использованы для дополнительного чтения по теме урока.

Слайды 9-12 также содержат дополнительный материал к уроку в виде обложек книг, текстов басен, вопросов к басням.


Раздел 5. «Тайное всегда становится явным»
22. B. Драгунский «Тайное становится явным».

Слайды 1-2 используются перед чтением. По обложкам, изображенным на слайде 1, дети могут догадаться, с каким произведением они познакомятся на уроке, и настроиться на чтение забавного рассказа о мальчике. Слайд 2 используется в том случае, если оборудование позволяет исправлять ошибки, зачеркивая и надписывая буквы.

Слайды 3-7 предназначены для проведения выборочного чтения фрагментов рассказа, соответствующих иллюстрациям. В данном случае задание усложнено за счет того, что порядок следования иллюстраций не соответствуют последовательности событий, изложенных в рассказе.

Слайды 8 и 9 оптимизируют выполнение одного из заданий тетради, при этом слайд 9 используется для проверки правильности его выполнения.

К обложкам книг, изображенным на слайде 10, задаются вопросы: «Может ли прочитанный рассказ находиться в этих книгах? Как вы определили?»
23. Н. Носов «Огурцы».

Слайды 1-2 используются перед чтением. По обложкам, изображенным на слайдах, дети могут догадаться о характере произведения, с которым они познакомятся на уроке, определив, о ком (о мальчиках) и о чем (об огурцах) пойдет речь.

Со слайда 2 начинается работа после чтения рассказа. Детям предлагается виртуально открыть нарисованную обложку и познакомиться с титульным листом (слайд 3) и с иллюстрациями этой книги (слайды 4-10). Рассматривая слайд 3, дети определяют, какие сведения они могут найти на титульном листе еще до чтения книги. «Можно ли узнать по этому титульному листу о том, является ли книга сборником? Как?» - спрашивается учитель. (Подзаголовок указывает на то, что в книге один рассказ.)

Слайды 4-10 – полностью или частично – используются для организации выборочного чтения (соотнесения иллюстраций с текстом или их «подписи» словами текста) и (или) для озаглавливания.

К обложке, изображенной на слайде 11, задается вопрос о том, может ли прочитанный рассказ находиться в такой книге. Поскольку определенный вывод сделать нельзя, предлагается обратиться к содержанию книги, расположенному на слайде 12. Убедившись в том, что прочитанный рассказ имеется в данной книге, которая является сборником, дети определяют, что в этой книге также находятся рассказы Н. Носова «На горке» и «Затейники», прочитанные во 2-ом классе.

Слайды 13 и 14 демонстрируют иллюстрации из книги, с обложкой и с содержанием которой дети только что познакомились. Возможно соотнесение данных иллюстраций с текстом и (или) их озаглавливание.

Слайды 15 и 16 оптимизируют фронтальную работу над заданием № 1 тетради (второй из них предназначен для проверки правильности его выполнения).

Слайд 17 дублирует цитатный план, имеющийся в учебнике, с целью оптимизации фронтального выполнения задания учебника № 5.

К слайду 18 задаются вопросы: «Как вы думаете, в книге с такой обложкой находится одно произведение или эта книга – сборник? Как определили? Какой еще известный вам рассказ можно найти в данной книге?». (Судя по названию, в книге находится только что прочитанный рассказ Н. Носова «Огурцы», а судя по иллюстрации - рассказ «Находчивость», прочитанный во 2-ом классе.)
24. В. Осеева «Почему?».

Слайды 1-2 используются перед чтением. По обложке, изображенной на слайде 1, дети могут догадаться о характере произведения, с которым они познакомятся на уроке, определив, о ком (о мальчике) и о чем (о разбитой чашке) пойдет речь. Слайд 2 позволит познакомиться с фотографией автора и с предисловием к книге, написанным самой писательницей.

Слайды 3-7 – все или их часть – используются для организации выборочного чтения (соотнесения иллюстраций с текстом или их «подписи» словами текста) и (или) для озаглавливания.

Слайд 8, дополняя задание № 1 учебника, позволяет оптимизировать его выполнение.

Слайд 9 содержит дополнительное задание, которое выполняется сразу после работы со слайдом 8. Сначала детям предлагается сформулировать вопрос к тем вариантам ответов, которые представлены на данном слайде («Почему мальчик признался?»), затем они выполняют задание, выбирая два первых ответа.

Слайды 10-13 содержат материалы для обучения ориентировке в книгах. К слайду 10 задаются вопросы: «Как вы думаете, в книге с такой обложкой может находиться прочитанное произведение? Как определили?» (Судя по фамилии автора, может.) Слайд 11, демонстрирующий разворот книги с титульным листом, в некоторой степени подтверждает тот факт, что рассказ «Почему?» может быть в этой книге, так как выясняется, что она является сборником. Содержание книги, расположенное на слайде 12, окончательно убеждает в том, что предположения оказались верными. Кроме того, учащиеся определяют, какие произведения, вошедшие в данную книгу, они уже читали во 2-ом классе. Слайд 13 содержит разворот книги с только что изученным рассказом. Можно предложить детям озаглавить иллюстрацию.


25. Шведская сказка «Принцесса-лгунья».

Слайды 1 и 2 используются перед чтением.

Слайд 1 дублирует подготовительные задания тетради и может быть использован при наличии оборудования, позволяющего зачеркивать и надписывать буквы, а также ставить знак ударения.

Слайд 2, демонстрирующий изображение компакт-диска с изучаемой сказкой, помогает детям представить образы персонажей шведской сказки. Наличие на диске фамилии Чистяковой-Вэр объясняется с помощью содержания учебника, из которого следует, что это фамилия переводчицы.

К слайду 3 задаются вопросы: «Как вы думаете, в книгах с такими обложками может находиться прочитанное произведение? Как определили?». (Может быть, поскольку в обеих книгах имеются шведские сказки, но с определенностью по этим обложкам (переплетам) книг утверждать это нельзя.)
26. Л. Пантелеев «Честное слово».

Слайды 1-6 демонстрируются перед чтением. Слайд 1 позволяет оптимизировать фронтальную подготовку к чтению. Слайд 2 позволяет увидеть фотографию писателя и прочитать его обращение к читателям. Слайды 3-5 используются для актуализации и обогащения читательского опыта. Рассмотрев обложки книг, изображенных на слайде 3, дети узнают о том, что Леонид Пантелеев создавал сказки, рассказы, повести; многие его произведения написаны о детях и для детей. На слайде 4 учащиеся видят персонажей, знакомых им по учебникам для 1 и 2 классов, и называют произведения с этими литературными героями: «Как поросенок говорить научился», «Ау», «Две лягушки». Обложку книги с последним из названных произведений («Две лягушки») дети находят на следующем слайде, как и обложку книги, в которой находится произведение, предназначенное для чтения на текущем уроке. Учащиеся рассматривают иллюстрацию на обложке второй книги и говорят о том, что на ней изображено.

Слайд 6 является переходным от подготовительного этапа урока к чтению рассказа.

Слайд 7 с иллюстрацией из книги, обложка которой представлена на предыдущем слайде, можно использовать в качестве фона для первичного восприятия первой части произведения.

Слайд 8 используется для выборочного чтения. Дети находят и читают фрагмент, соответствующий иллюстрации: «И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал: — Есть, товарищ майор! Приказано оставить пост» (с. 170-171).

Слайд 9 дублирует задание 4 тетради с целью оптимизации его фронтального обсуждения.


Раздел 6. «Ежели вы вежливы...»
27. C. Маршак «Урок вежливости».

Слайды 1 и 2 используются перед чтением изучаемого стихотворения С. Маршака. Рассматривая их, дети знакомятся с фотографиями, на которых запечатлен писатель, а также с обложками его нескольких книг. По обложкам делается заключение о том, что Маршак писал для детей сказки, стихи, песенки, азбуки. Вспоминаются произведения этого автора, уже известные детям по учебникам для 1, 2 и 3 классов.

Слайд 2 является переходным от подготовительного этапа урока к чтению стихотворения С. Маршака.

Слайд 3 содержит дополнительный материал для чтения – еще одно стихотворение С. Маршака, соответствующее теме урока.


28. В. Осеева «Волшебное слово».

Слайд 1, демонстрирующий обложку книги с

изучаемым произведением, является переходом к

чтению произведения.

Слайды 2-7 позволяют организовать выборочное чтение (подбор фрагментов текста к иллюстрациям известного художника А. Пахомова из изображенной на предыдущем слайде книги). После каждой иллюстрации (на следующем за ней слайде) находится фрагмент текста, соответствующий рисунку. Это позволяет организовать проверку правильности выборочного чтения учащихся.

На слайдах 8-9 – обложка и иллюстрация из другой книги с изучаемым рассказом. К иллюстрации на слайде 9 можно задать вопросы: «Соответствует ли этот рисунок фрагменту текста (слайд 5), который вы подобрали к похожему рисунку, расположенному на слайде 4? А какому отрывку рассказа соответствует данная иллюстрация?». (С. 180-181: со слов «Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал…», заканчивая, примерно, словами «Я скоро совсем убегу из дому».)



К слайду 10 задаются вопросы: «Может ли в этой книге находиться прочитанный рассказ? В каком случае?» (Может, так как автор этой книги Осеева, при условии, что эта книга - сборник.) Виртуально открыв изображенную книгу, дети видят иллюстрацию к рассказу В. Осеевой «Волшебное слово», подтверждающую тот факт, что в данной книге есть изучаемое произведение. Возможно выборочное чтение и (или) озаглавливание иллюстрации.

Слайды 12-14 демонстрируют обложку и иллюстрации другой книги с обсуждаемым рассказом. Это позволяет продолжить работу по выборочному чтению и (или) озаглавливанию иллюстраций, расположенных на слайдах 13 и 14. Можно также отметить художественные особенности этих своеобразных иллюстраций - забавных, эмоциональных, ироничных.


Смотрите также:
Методические советы по работе с электронными материалами
193.01kb.
1 стр.
Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога
128.93kb.
1 стр.
Вокальный букварь
1358.06kb.
13 стр.
Политическая психология
110.57kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по специальностям «Сварщик», «Мастер по то и ремонту мтп»
777.31kb.
6 стр.
Закон о выборах в местные советы народных депутатов рсфср с изм и доп., внесенными Указами Президиума вс рсфср
443.58kb.
1 стр.
План подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 класса гбоу сош №665 на 2012/2013 учебный год
105.55kb.
1 стр.
План подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся 11 класса гбоу сош №665 на 2012/2013 учебный год
105.85kb.
1 стр.
Методические указания по самостоятельной работе студента Киров 2013
106.02kb.
1 стр.
Методические указания к лабораторной работе по курсу «Механизация и технология животноводства»
189.46kb.
1 стр.
Методические рекомендации Советы обучающимся Основная часть Работа с лексико-грамматическим материалом Работа с текстами
263.34kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.