Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 56страница 57![]() И. Г. Малкина-Пых — психолог, д-р физ. -мат. наук в области системного анализа и математического моделирования сложных биофизических систем Оформление художника С. Киселевой Малкина-Пых И. Г. М 18 Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 20.05. — 784 с., ISBN 5-699-05754-4 Книга представляет собой справочное пособие по методам и техни - кам индивидуального психологического консультирования и психоте - рапии. Она включает краткое изложение основ теории наиболее известных в нашей стране школ психотерапии, таких, как гештальт-те - рапия, когнитивная психотерапия, транзактный анализ, нейролингвис - тическое программирование и др. В книге также представлены общие стратегии психотерапевтического консультирования и Подходы к диа - гностике проблем клиента. Но в первую очередь этот справочник — сборник техник и упражнений, разработанных к настоящему времени различными психотерапевтическими школами. Это руководство, кото - рое психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе. Эта книга предназначена для психологов и консультантов, работа - ющих в различных учреждениях (государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах здоровья), для всех практиков, желающих повысить эффективность своей работы с нуждающи - мися в психологической помощи клиентами. ББК 88.4/53.57-Я2 ISBN 5-699-05754-4 © И. Г. Малкина-Пых, 2004 © ООО «Издательство «Эксмо», 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 1 ОТ АВТОРА 7 ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 8 ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 12 ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 21 ТЕХНИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 24 ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 27 ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА 39 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА 42 Книга с сайта www.e-puzzle.ru 47 ПСИХОДИАГНОСТИКА 47 ПСИХОТЕЛЕСНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ: ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР И АНАТОМИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 47 ТЕОРИЯ БАЗОВЫХ КОНФЛИКТОВ К.ХОРНИ 66 ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ТЕСТИРОВАНИЕ 83 КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ 88 ТЕОРИЯ 88 ТЕХНИКИ 104 ТРЕНИНГ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (ПО КРОЛЬ, ПУРАТОВА, 2000) 125 ТЕОРИЯ 134 ТЕХНИКИ 148 РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ 158 ТЕХНИКА 1. Встреча с самим собой 159 Список цитированной и рекомендуемой литературы 172 ТЕОРИЯ 173 ТЕХНИКИ 193 ТЕХНИКА 2. Концентрация внимания на чувствах 199 ТЕОРИЯ 228 ТЕХНИКИ1 МЕТОД 1. Формула ABC Техника /. 244 МЕТОД 2. Определение убеждений 246 МЕТОД 4. Жесткие техники опровержения 252 Метод 9. Перцептивный сдвиг: наведение мостов 273 ТЕОРИЯ 283 ТЕХНИКИ1 306 ТЕОРИЯ 335 ТЕХНИКИ1 345 ТЕОРИЯ 379 ТЕХНИКИ 407 Словарь терминологии НПП 438 ОГЛАВЛЕНИЕ 1 ОТ АВТОРА 7 ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 8 ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 12 ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ 21 ТЕХНИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 24 ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 27 ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА 39 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА 42 Книга с сайта www.e-puzzle.ru 47 ПСИХОДИАГНОСТИКА 47 ПСИХОТЕЛЕСНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ: ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР И АНАТОМИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 47 ТЕОРИЯ БАЗОВЫХ КОНФЛИКТОВ К.ХОРНИ 66 ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ТЕСТИРОВАНИЕ 83 КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ 88 ТЕОРИЯ 88 ТЕХНИКИ 104 ТРЕНИНГ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (ПО КРОЛЬ, ПУРАТОВА, 2000) 125 ТЕОРИЯ 134 ТЕХНИКИ 148 РЕОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ 158 ТЕХНИКА 1. Встреча с самим собой 159 Список цитированной и рекомендуемой литературы 172 ТЕОРИЯ 173 ТЕХНИКИ 193 ТЕХНИКА 2. Концентрация внимания на чувствах 199 ТЕОРИЯ 228 ТЕХНИКИ1 МЕТОД 1. Формула ABC Техника /. 244 МЕТОД 2. Определение убеждений 246 МЕТОД 4. Жесткие техники опровержения 252 Метод 9. Перцептивный сдвиг: наведение мостов 273 ТЕОРИЯ 283 ТЕХНИКИ1 306 ТЕОРИЯ 335 ТЕХНИКИ1 345 ТЕОРИЯ 379 ТЕХНИКИ 407 Словарь терминологии НПП 438 ОТ АВТОРА Эта книга представляет собой справочное пособие по эффективным техникам психологического консультирования и психотерапии, разработанным к настоящему времени в различных психотерапевтических направлениях и школах. Психологическое консультирование и психотерапия — это деятельность, в ходе которой мы поощряем человека изменить свои отношения с миром. Мы обнаруживаем, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяем это представление на лучшее для него. Подразумевается, что мы стремимся только к тем изменениям, которые полезны для человека и сохраняют целостность его личности. При работе с каждым новым клиентом необходимо решить, нуждается ли он в преодолении проблем или в более ясном понимании себя. Клиентам с хорошим образованием, успешным в жизни чаще всего не нужна помощь в преодолении проблем. Им нужно узнать, почему они ведут себя так, что возникают проблемы (обнаружение и прояснение проблемы). Если такой человек способен понять свою проблему, то он может и решить ее. Однако результаты метаанализа свидетельствуют о том, что большинству клиентов нужно не обнаружение скрытых мотивов их поведения, а помощь в преодолении их проблем (коррекция). Таким образом, психологическое консультирование и психотерапию можно разделить на три вида деятельности: «Обнаружение» — мы находим то, что есть, раскрываем представления личности о мире. Мы выясняем, чем личность на самом деле является и какие восприятия и знания ей доступны. «Прояснение» — мы выясняем и нейтрализуем чуждые, ненужные или неподходящие представления, находим в уме личности «неправильные» ответы, шаблоны, которые были установлены без полного согласования с намерениями личности. В основном это материал, используемый в отрыве от ситуаций. Решение состоит в том, чтобы вернуть его в соответствующие ситуации. «Коррекция» — мы прямо строим наилучшие для личности представления о мире. Мы усиливаем то, чего личность на самом деле желает, и воплощаем это в реальность, развиваем те черты и способности, которые личность желает иметь. Для достижения этих целей есть огромное количество процедур и техник из многих источников. В этом справочнике дается группа эффективно действующих техник, полезных для решения проблем людей, которые будут обращаться к вам за помощью. Справочник предназначен для практикующих психологов и психотерапевтов. Это не учебник по теории и не исследование. Нам хотелось предложить практикующему психологу такое руководство, которое можно было бы сразу использовать в работе. Что нужно знать психологу, консультанту, психотерапевту, чтобы опробовать одну из техник с новым клиентом? Какие он может испытывать сложности? Какие ловушки могут его подстерегать? Существуют ли какие-нибудь пособия или памятки, которые психолог может дать своему клиенту? Этот справочник — в первую очередь сборник техник, точнее сказать, упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе. Именно такой подход определил подбор и расстановку материала в справочнике. Безусловно, психологическое консультирование и психотерапия — это всегда творческий процесс, основанный на проникновении в суть проблемы. Тем не менее, исходя из своего собственного опыта психотерапевтического консультирования, нам показалось полезным создать банк методов и приемов, разнесенных по рубрикам, откуда психотерапевт может извлекать нужные упражнения. Все техники рассмотренных в справочнике направлений психотерапии создавались в уникальной ситуации взаимодействия терапевта и клиента. Позже они могли использоваться и при работе с другими клиентами, но никогда не переносились слепо с одного клиента на другого и тем более не фетишизировались. О какой бы школе мы ни говорили, всегда есть общий знаменатель, который определяет, что такое психологическое консультирование и психотерапия. Он может быть примерно таким: «Систематическое применение техник, которые без оценок направляют личность к прояснению не наилучших умственных, эмоциональных, или духовных сторон ее жизни, и таким образом к увеличению осознания, способностей и свободы». Книга состоит из трех частей: диагностика проблем клиента, методы и техники индивидуального психологического консультирования и психотерапии, методы и техники группового психологического консультирования и психотерапии. Кроме того, в первой главе мы даем введение в проблемы психотерапевтического консультирования, общие для всех психологических школ и направлений. Эта книга — руководство для психологов и консультантов, работающих в различных учреждениях (государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах здоровья). Она писалась для практиков, желающих повысить эффективность своей работы с нуждающимися в психологической помощи клиентами. Хотим особенно отметить, что предлагаемые в этой книге упражнения не предназначены для самостоятельного использования людьми, не имеющими психологического образования. Занятия проводятся под руководством терапевта, и только после того, как какие-либо техники будут освоены, их можно выполнять и самостоятельно, например в виде домашнего задания. ОБЩИЕ СТРАТЕГИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Буквальное значение термина «психотерапия» связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов psyche — душа и therapeia — забота, уход, лечение: «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX века. На сегодняшний день так и не сформулировано общепризнанное четкое определение психотерапии, способное охватить все ее виды и формы. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии. В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека. Используется такая психотерапия при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Но в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее (психотерапию) можно рассматривать как направление деятельности практического психолога. При этом под психотерапией следует понимать «оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни» (Психологический словарь, 1996). Поскольку мы придерживаемся именно психологической модели психотерапии, то в дальнейшем будем использовать термины «клиент» и «пациент» как равноправные. Практический психолог использует те же методы, что и клинический психотерапевт. Разница заключается прежде всего в их, нацеленности. Важнейшая задача психолога состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее развития. Всемирная организация здравоохранения прямо в преамбуле к своей Декларации указывает: «Здоровье — это не отсутствие болезни или физического недостатка, а состояние хорошего общего физического, умственного и социального самочувствия». В этом контексте можно говорить о том, что психотерапия направлена на поддержание «общей гармонии самочувствия» в широком смысле слова, а не «излечение», «исправление» или «коррекцию» каких-либо расстройств. Расширительное понимание области применения психотерапии закреплено в Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 году. В этой Декларации зафиксировано следующее:
Даже если рассматривать психотерапию в рамках медицинской модели, следует обратить внимание на ее отличие от других методов лечения. Речь идет прежде всего о том, что при психотерапии используются только психологические методы и средства, а не фармакологические, физические и т.п. Кроме того, в качестве пациентов выступают люди с теми или иными расстройствами психики, а в качестве специалистов — лица, имеющие среди прочего профессиональную подготовку в области основ психологии. В последние годы условно различают клинически-ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно-ориентированной психотерапии обнаруживается огромное разнообразие методов и приемов, основанных на концептуальных моделях множества школ и течений. Тем не менее можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в психотерапии подходы, — стремлении помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов и комплексов. В основе психотерапии лежит идея о возможности изменения, трансформации человеческого Я в динамично изменяющемся мире. Иными словами, речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания. Согласно современным взглядам (Александров, 1997; Год- фруа, 1992; Карвасарский, 1999; Рудестам, 1993), в немедицинской психотерапии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы:
Главная цель всякого психотерапевтического воздействия заключается в том, чтобы помочь пациентам внести в свою жизнь необходимые изменения. Каким образом это можно сделать? Ответ на поставленный вопрос каждое направление психотерапии дает в терминах собственных понятий. Успешность или эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения; оптимальными будут те психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект. Разумеется, всякая психотерапевтическая школа убеждена, что предлагаемый именно ею способ помогать пациентам является оптимальным, предоставляя сомневающимся проверить это на собственном опыте. В настоящее время известно и применяется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и примерно 200 — для детей и подростков (Kazdin, 1994). Нередко можно прочесть и услышать о том, что в результате психотерапии произошли существенные позитивные изменения в личности пациента. Тем самым как бы подразумевается то, что психотерапия изменяет личность, делает ее другой. Строго говоря, как в ходе терапии, так и в результате ее не происходит изменений личности в смысле формирования каких-либо новых ее качеств или исчезновения уже имеющихся. Каждое свойство или качество личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их комплекс и определяет личность как таковую. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигаются за счет того, что каждое качество имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного реально существующему. Психотерапевтическое воздействие, не создавая у личности новых качеств, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменившейся жизненной ситуацией. Такое «приведение в соответствие» и обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений (Бурлачук и др., 1999). Сегодня наблюдается тенденция сближения врачебной и психологической психотерапии. Это проявляется как в том, что врачи, так же как и психологи, проявляют интерес к западным школам и техникам, так и в «размывании» границ врачебной «территории», которая до недавнего времени строго охранялась, в проникновении на эту территорию психологов. - Высказывается мнение о том, что психотерапия — это система специально организованных методов лечебного воздействия на невротиков, а психокоррекция — воздействие на «еще не больных, но уже не здоровых», т.е. на людей с дезадаптированным поведением и формирующимся невротическим реагированием. Если исходить из этого определения, получается, что воздействие на больного — это психотерапия, а на здорового — психокоррекция; психотерапией занимаются врачи, а психокоррекцией — психологи; психотерапия является методом лечения, а психокоррекция — методом профилактики. Думается, что за таким разграничением областей воздействия на человека лежит желание психолога очертить и защитить «психологическую территорию». Мы полагаем, что о психотерапии следует говорить в случаях ориентации воздействия на излечение или личностный рост. Задача консультанта — помочь клиенту разобраться в ситуации, в проблеме: подсказать, дать совет, отразить чувства и поведение клиента, чтобы он увидел себя, просветить, поддержать, успокоить и т.п. Вместе с тем в ряде случаев затруднительно точно квалифицировать работу с клиентом как психотерапевтическую или консультационную. В зарубежной литературе термины «терапия» и «психотерапия» используются как синонимы. В связи с тем, что в данном справочнике рассматриваются основные направления зарубежной психотерапии, авторы сочли возможным сохранить эту традицию. Поэтому в дальнейшем в тексте термины «психотерапия» и «терапия», «психотерапевт» и «терапевт» взаимозаменяемы. Кроме того, в ряде случаев в том же значении мы используем термин «консультант». В настоящее время в психотерапевтической практике существуют сотни школ и направлений, которые можно классифицировать по разным признакам. Вместе с тем существуют основные психотерапевтические подходы, существенно различающиеся по своим концептуальным основам. Различия касаются описания личности, механизмов ее развития, патогенеза неврозов, механизмов терапии и оценки ее эффективности. Рассматриваемые в данном справочнике виды психотерапии имеют разные «мишени» психотерапевтического воздействия. Так, «мишень» в биоэнергетическом анализе — тело, а в клиент-центрированной терапии — переживания (не просто испытываемые эмоции, а переживаемый опыт), в когнитивной терапии — неадаптивные мысли и другие образы воображения и т.д. Психотерапевтические подходы можно условно разделить на: 1) ориентированные на проблему и 2) ориентированные на клиента. Подразумеваемой установкой психотерапии первого типа является установка на обязательное «погружение» пациента в проблему. Если пациент этого делать не желает («погружаться»), это, в рамках данного типа психотерапии, трактуется как сопротивление терапевтическому воздействию. «Ходить кругами» вокруг проблемы пациента, не входя, не углубляясь в нее, считается неэффективным. В психотерапии второго типа, напротив, клиент свободен в выборе того, о чем говорить с терапевтом и сколько времени уделять терапии. Если клиент не говорит о своей проблеме, это рассматривается не как сопротивление, а как законг ное право клиента говорить только о том, о чем он сам желает. Рассматриваемые виды терапии (директивная, ориентированная на проблему и недирективная, ориентированная на клиента) имеют значительные различия в процессуальном аспекте. Так, в недирективной терапии отсутствуют или слабо выражены процессы переноса клиентом на терапевта своих потребностей, типа отношений со значимыми фигурами детства. Это происходит потому, что, во-первых, клиент в процессе терапии независим от терапевта и, во-вторых, терапевт не является для клиента загадкой, «белым экраном». Эти виды терапии работают и с разным содержанием: «дьявольским» (человек в значительной степени игрушка в руках дьявола) и «человеческим» (человек свободен и ответственен перед самим собой). Различия между этими видами терапии можно было бы множить, но в этом нет необходимости, поскольку достаточно подробный анализ каждого направления читатель найдет в тексте. Несмотря на различия в «мишенях» психотерапевтического воздействия, в позициях психотерапевта и клиента в процессе терапии, ориентацию и теоретические основания различных школ психотерапии, психотерапевтическое консультирование, это процесс, имеющий ряд общих для всех школ и подходов стратегических и тактических моментов. К ним относятся:
Именно этим общим вопросам и посвящена данная глава. ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В литературе (Меновщиков, 2000) обычно приводится «пятишаговая» модель процесса консультативного интервью, которой в той или иной степени придерживаются все психотерапевты:
Смотрите также: Справочник практического психолога
11163.7kb.
57 стр.
Справочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия
8992.34kb.
46 стр.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Спб.: Питер, 2000. 752с
9.75kb.
1 стр.
План практического психолога на 2011-2012
75.77kb.
1 стр.
Роль эмпатии в работе практического психолога
60.21kb.
1 стр.
План-график мастер-классов конференции «Возможности гештальта и психодрамы в работе практического психолога»
101.22kb.
1 стр.
С. Ю. Головин. Словарь практического психолога
15246.8kb.
75 стр.
Справочник моя аптечка, Справочник лекарств, Зеленая аптека, Справочник Заболеваний
26.44kb.
1 стр.
“Шаманская психотерапия: взгляд практического психолога”
175.28kb.
1 стр.
Рекомендации по организации деятельности школьной психологической службы I общие положения должность педагога-психолога вводится на основании инструктивного письма моин республики Казахстан «О введении должности психолога в организациях
87.84kb.
1 стр.
Справочник яхтсмена. Перевод с английского. Ленинград, "Судостроение"
5395.76kb.
40 стр.
Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога 128.93kb.
1 стр.
|