Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 УДК 658.06.81.12 Сегментация рынка спортивно-оздоровительных услуг Овчинников Илья Алексеевич, ассистент кафедры «Менеджмент», ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», imkit@mail.ru
Состояние здоровья нации непосредственным образом сказывается на экономике: с одной стороны, нарушения в общественном здоровье ведут к колоссальным хозяйственным потерям, с другой стороны, неэффективная экономика придает кумулятивные импульсы негативным явлениям – вначале развиваются первичные признаки деградации – пьянство, преступность, наркомания, а затем в процесс включаются вторичные факторы – растет количество психических и сердечно-сосудистых заболеваний, самоубийств, происходит нарастание количества инвалидов по здоровью и инвалидов с детства. Растет число невыходов на работу. Проявляется и целый ряд других негативных факторов. Сегодня установлено, что здоровье человека зависит не только от его физического состояния, но и от целого ряда внешних и внутренних факторов, к которым можно отнести нервно-эмоциональную нагрузку, стрессы, питание, экологическую обстановку, образ жизни, социальное положение и др. Возникает необходимость организации отдыха, что и призваны обеспечивать спортивно-оздоровительные услуги. Значительную часть спортивно-оздоровительных услуг составляют услуги физической культуры и спорта, другую – косметические (SPA, массаж и пр.) (услуги этого рода определяют возможность рассмотрение услуг данной сферы как культурной деятельности). Кроме того, деятельность в сфере спортивно-оздоровительных услуг связана с такими сферами деятельности как административная, хозяйственная, медицинская, научная, в том числе психология, педагогика, социология, биофизика, биохимия и др. Все это требует определения роли и места спортивно-оздоровительных услуг в социальной рыночной экономике. Одной из самых важных и решающих причин быстрого развития спортивно-оздоровительных услуг как области культуры современного общества было введение физического воспитания в программы школьного образования. Пионерская заслуга в этом принадлежит ректору колледжа г. Регби в Англии Томасу Арнольду (1755–1842). Суть его реформы школьного воспитания состояла в том, чтобы старшие и более сильные подростки были не глумливыми тиранами младших и слабых, а их покровителями и наставниками. Арнольд считал, что этого возможно достичь посредством спортивных состязаний, исходя из того, что лучшие в играх и состязаниях, как правило, являются лидерами молодежных групп, внутри которых обычно соблюдаются дисциплина и определенные правила чести. Отсюда и его педагогический принцип: через игру и спортивные состязания – к воспитанию и учебе. Развитие спортивно-оздоровительных услуг в первую очередь связано с развитием спорта. Рождение элитных клубов как сфер общения в 30-х годах ХIХ века привлекает внимание прессы, спортивные события начинают систематически отражаться на страницах газет в культурной хронике наряду с театральными премьерами и т.п. Невозможность попасть в элитные клубы способствовало возникновению другой формы спорта – профессионального, который по сей день оказывает значительное влияние на спортивно-оздоровительных сферу. Для выделения экономических функций спортивно-оздоровительной деятельности, необходимо обосновать наличие в ней рыночных отношений. Рыночные отношения оказывают влияние на все стороны жизни современного общества, обусловливая реализацию шести основных функций рынка: посреднической; ценообразующей; информационной; регулирующей; стимулирующей; санирующей. Посредническая функция рынка спортивно-оздоровительных услуг соединяет их производителей (предприятий и организаций этой сферы) и потребителей (занимающихся спортом, физической культурой и пользующимися оздоровительными процедурами граждан, как индивидуально, так и в группе), которые общаются между собой посредством цен с помощью процесса купли-продажи, формируя предложение и спрос на спортивно-оздоровительные услуги. Ценообразующая функция рынка спортивно-оздоровительных услуг реализуется в процессе удовлетворения спроса на товары и услуги, предлагаемые предприятиями и организациями спортивно-оздоровительного бизнеса, конкурирующих между собой. Результатом этого процесса являются цены, удовлетворяющие требованиям и возможностям потребителей при их приобретении (большее качество при как можно меньшей стоимости) и желаниям производителей при их оказании (получение как можно большей прибыли). Установленные конъюнктурой рынка цены способствуют реализации информирующей и стимулирующей функций. Рост или падение рыночной цены информирует участников рынка о состоянии и тенденциях его развития, т.е. реализуется информирующая функция. Снижение цены свидетельствует о насыщенности рынка определенными видами услуг и товаров, внимание предпринимателей при этом обращается на перспективные направления спортивно-оздоровительной деятельности, развитие которых обеспечивает быстрый возврат вложенных средств и приносит большую прибыль. Таким образом, реализуется регулирующая функция рынка спортивно-оздоровительных услуг. Однако рассматриваемая сфера является социально-значимой, следовательно, в процессе ее регулирования, кроме непосредственных участников рынка, активное участие принимает (или должно принимать) государство, способное изменять приоритеты отдельных направлений спортивно-оздоровительной деятельности, удовлетворяя государственные (общественные) потребности. Изменение рыночной цены на услуги и продукты, конкуренция между их производителями регулируют рынок и стимулируют производителей использовать новые технологии, технику, методы и приемы производства продуктов (услуг) и осуществления деятельности. Используя инновации, производители стремятся улучшить качество продуктов и услуг и снизить издержки на их производство. Это позволяет им эффективнее осуществлять свою деятельность, получая дополнительную прибыль либо за счет увеличения цены (при улучшении качества и/или внедрения новых услуг, продукции), либо за счет снижения затрат при неизменной цене, либо получая мультипликативный эффект от использования обоих факторов. Стимулирующая функция проявляется через ориентирование производителей на востребованные потребителями товары и услуги. Таким образом, реализация стимулирующей функции рынка спортивно-оздоровительных услуг позволяет повышать эффективность этой индустрии и экономики в целом. Санирующая функция является обратной стимулирующей, ее реализация позволяет выводить из экономики невостребованную потребителями деятельность и недобросовестных производителей, не умеющих или нежелающих удовлетворять требования потребителей, повышать технико-технологический уровень, использовать прогрессивные способы производства продуктов (оказание услуг, выполнение работ). В спортивно-оздоровительной индустрии научно-техническому прогрессу следует уделять особое внимание, т.к. спорт, медицина, биология, химия, физиология – это те научные сферы, в рамках которых научные разработки никогда не прекращаются. В современных условиях развития спортивно-оздоровительной индустрии и экономики в целом в качестве объекта купли-продажи на данном рынке, кроме товаров и услуг, выступает информация о спортивных мероприятиях, событиях, оборудовании, одежде и т.п., освещаемая средствами массовой информации. Экономические отношения в спортивно-оздоровительной сфере разносторонни и многогранны, в них участвует множество организаций, спортивных и оздоровительных предприятий, тренеров, спортсменов, болельщиков, управленцев, государственных служащих и людей, являющихся потребителями продуктов спортивно-оздоровительной деятельности. Указанное разнообразие требует упорядочения и классификации участников, явлений и процессов на данном рынке. Традиционно в спортивно-оздоровительной индустрии рассматриваются три группы участников экономических отношений: 1) болельщики (зрители), являющиеся потребителями спортивных товаров, услуг, информации, которых условно можно разделять на регулярных болельщиков, любителей многих видов спорта и разовых (случайных) болельщиков; 2) предприятия-производители спортивных товаров, услуг информации, к которым относят промышленные предприятия, спортсооружения, средства массовой информации и т.п.; 3) спортсмены, физкультурники, тренеры, где рассматриваются как отдельные спортсмены и тренеры, так и спортивные федерации и клубы. Первая группа определена как исключительно потребители, вторая – производители, а третья – потребители и производители. Обязательным участником спортивной индустрии и рынка спортивно-оздоровительных услуг считают государство, что оправдано, поскольку, с одной стороны, оно является лицом заинтересованным, с другой – выступает координатором и регулятором экономических отношений, возникающих в этой сфере. Выделим объекты рынка спортивно-оздоровительных услуг:
У каждого из перечисленных продуктов рынка спортивно-оздоровительных услуг есть потребители, которые как существенно отличаются друг от друга, так и имеют общие черты. Потребителями услуг являются лица, занимающиеся спортом, клиенты фитнес-центров, spa-салонов и т.п. Спортивно-зрелищные мероприятия носят массовый характер и потребляются зрителями и спортивными болельщиками. Особым объектом рынка спортивно-оздоровительных услуг является интеллектуальный продукт, потребителями которого будут: тренеры, преподаватели, инструкторы, работники оздоровительной сферы и индустрии красоты, а также лица, самостоятельно занимающиеся физкультурой и спортом. Потребителями товара – объекта рынка спортивно-оздоровительных услуг являются: юридические лица (спортивные школы, секции, клубы, фитнес-центры, spa-салоны, спортивно-оздоровительные комплексы и т.п.); физические лица (занимающиеся самостоятельно, тренеры, инструкторы, преподаватели, спортсмены и др.). Особыми объектами являются информация и деньги. Потребителями этого продукта рынка спортивно-оздоровительных услуг будут все его участники, независимо от степени их вовлечения. Рассмотрим производителей продуктов рынка спортивно-оздоровительных услуг. 1 группа – это тренеры, преподаватели, инструкторы, работники оздоровительной сферы и индустрии красоты, результатом деятельности которых является услуга. 2 группа производителей охватывает как спортсменов, тренеров и т.п., так и организаторов шоу-бизнеса и средств массовой информации, т.к. производимый ими продукт – спортивно-зрелищные мероприятия – массовый, направлен на широкий круг потребителей. 3 группа – это работники научной и образовательной сфер, целью деятельности которых является производство методик занятий, технологий тренировок, новых косметических и оздоровительных средств и т.п., т.е. производимый ими продукт – интеллектуальный. 4 группа – производители спортивного оборудования, производители инвентаря, производители одежды и обуви и т.д., деятельность которых направлена на юридичских так и на физических лиц. 5 группа – это те участники рынка спортивно-оздоровительных услуг, которые формируют, преобразуют, хранят, представляют информацию о рынке. 6 группа – особая, т.к. продуктом являются деньги, полученные из денег, потраченных в виде инвестиций, спонсорских взносов или образовавшихся в игорном бизнесе из ставок различных лотерей и тотализаторов. Перечисленные объекты – продукты, субъекты – производители и потребители позволяют подойти к группировке участников рынка спортивно-оздоровительных услуг с точки зрения субъектно-объектного признака. При этом выделяются две группы объектов: 1) основная (традиционные продукты); 2) дополнительная (интеллектуальный продукт, информация и деньги). Объединение объектов, субъектов и потребителей в одну схему позволяет увидеть особенности функционирования рынка спортивно-оздоровительных услуг. Приведенная группировка не является исчерпывающей и точной. Например, при оказании фитнес-услуг производителем является тренер, а потребителем – человек, занимающийся фитнесом. В этом случае потребитель покупает, в первую очередь, труд тренера, а оборудование, здание, инвентарь относят на стоимость этой услуги косвенно, поэтому производители оборудования и инвентаря, клуб (государство, федерация и т.п.), владеющие сооружением будут не прямыми участниками рынка, а его инфраструктурой. С другой стороны, человек, занимающийся самостоятельно, приобретает оборудование, инвентарь, одежду, обувь, методики тренировок и прочее, и использует эти товары в месячных целях. В этом случае производителями спортивно-оздоровительных услуг становятся предприятия-производители спортивных товаров и лица (организации), разработавшие методики тренировок, а тренер может быть средством доведения продукта до потребителя (например, записанные на видео носитель упражнения, демонстрируемые тренером-профессионалом). Следовательно, в различных ситуациях и условиях одни и те же производители спортивно-оздоровительных услуг по-разному участвуют в рыночных отношениях. Указанная особенность оказывает значительное влияние на построение эффективных систем управления и регулирования рынка спортивно-оздоровительных услуг. Смотрите также: Сегментация рынка спортивно-оздоровительных услуг Овчинников Илья Алексеевич, ассистент кафедры «Менеджмент»
98.11kb.
1 стр.
Учебное пособие для студентов, интернов, клинических ординаторов и врачей г. Барнаул, 1997г.. 2 Печатается по решению координационного методического Совета
942.92kb.
6 стр.
Программа курса (Программное и аппаратное обеспечение пк)
41.53kb.
1 стр.
Обзор рынка аудиторских услуг Сибирского Федерального округа Емкость и структура рынка
376.76kb.
1 стр.
Период исследования 2010 г
282.84kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине аграрное право Для направления/специальности 021100 / 030501
876.88kb.
4 стр.
Номинация: история организаций, учреждений, предприятий История детско-юношеского объединения «Юный геолог» Татаревская Таисия Георгиевна, педагог дополнительного образования, Савиных Илья Алексеевич
118.71kb.
1 стр.
Образ психотерапии зависимостей в рекламе и сми а. А. Александров Ассистент кафедры психиатрии и наркологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, к м. н
78.07kb.
1 стр.
Анализ динамики основных статистических показателей развития рынка туристских услуг Чхиквадзе Нелли Автандиловна, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение»
180.1kb.
1 стр.
План наиболее значимых спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий
414.76kb.
1 стр.
Кадровые агентства в Минске и в Республике Беларусь в минске 16 марта 2012 г прошел II форум специалистов по персоналу «Кадровый менеджмент в Беларуси»
37.82kb.
1 стр.
1. цели проекта 256.74kb.
1 стр.
|