Главная
страница 1
Работниками МУ Гуковской МГ ЦБС было проведено анкетирование на тему «Классическая литература в чтении современной молодежи». Цель данного исследования является изучение значения и места классической литературы в круге чтения современной молодежи.

В ходе анкетирования мы изучили мнение 41 человека, из которых – 31 школьник и 10 студентов. В результате анализа было сделано интересное наблюдение – классическая литература занимает более значимое место в чтении студентов, нежели у школьников. Например, 70% студентов заставляет обращаться к чтению классической литературы не только требование учебных программ, но и личный интерес; у школьников этот процент гораздо ниже – всего 16%. 25% школьники не читаю классическую литературу вообще. При этом только у 14% опрашиваемых нет произведений классиков русской и зарубежной литературы в домашней библиотеке.

Регулярно читают классическую литературу 14,6% респондентов, иногда – 58,5%. 5% школьников ответили, что читать классику их ничто не может заставить.

Радует, что у 66% опрошенных есть любимый писатель-классик. Чаще всего назывался А.С. Пушкин – 21,9%; Л.Н. Толстой и Н.В. Гоголь по 9,7%. Также респонденты называли Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова; М.Ю, Лермонтова, М. Горького, А.П. Чехова, А.И. Куприна. Из зарубежных классиков названы В. Шекспир, Т. Драйзер, В. Скотт, Ф. Купер. Ответили, что у них нет любимых писателей 34%, в основном, это школьники.

Не смогли назвать запомнившиеся произведения литературы 29% опрошенных. Учащиеся старших классов называли в основном, произведения в рамках школьной программы: «Евгений Онегин» (14%), «Война и мир» (12%), «Герои нашего времени» (9,7%), «Мертвые души» (4,8%). Студенты отметили такие произведения, как «Мастер и Маргарита» (7,3%), «Айвенго», «Гамлет», «Олеся», «Последний из могикан», «Идиот», «Юность».

Печально, что в последнее годы классическая литература оказывает все меньше влияния на формирование мировоззрения подрастающего поколения. На пятый вопрос ответили «Нет» - 68% респондентов. Так отвечали даже некоторые их тех, кто читает классическую литературу ради личного интереса. Среди произведений оказывавших влияние на формирование личностного мировоззрения, назывались «Война и мир», «Гранатовый браслет», «Мастер и Маргарита», «отцы и дети», «Евгений Онегин», «Хождение по мукам». Был такой ответ – «может и оказала, но я этого пока не заметил». Мы думаем, что эта мысль реально оценивает ситуацию. Школьники еще не способны осознать и признать влияние литературы на личность.

Вопрос «Поэтический или прозаический слог способен глубже раскрыть суть произведения» не вызвал затруднения у опрашиваемых. 48,7% считают, что и тот, и другой; поэзию отметили - 29,2%, прозу – 21,9%. Скорее всего, поэзию выбрали больше респонденты в связи с тем, что поэтический слог более легок для прочтения.

На вопрос «Кого из классиков литературы Вы считаете достоянием национальной или мировой культуры?» не ответили 29,2%. Назывались имена А.С. Пушкина (26,8%), Л.Н. Толстого (19,5%), М.А. Шолохова и Н.В. Гоголя (по7,3%), М.Ю. Лермонтова (14,6%). Кроме того, были названы А.П. Чехов, Д. Байрон, Ч. Диккенс, М.А. Булгаков, Ф.М. Достоевский, И.П. Тургенев.



Ответы на вопросы №9 и №10 вызвали легкое недоумение. Среди 31 школьника не собираются перечитывать классические произведения в более зрелом возрасте – 55%, при этом большинство школьников (71%) считают, что чтение классики необходимо современному человеку. Среди студентов собираются перечитать классику 70%, видят необходимость в чтении классики - 90%. Большинство опрашиваемых считают, что чтение классики необходимо для расширения кругозора, развития речи и мышления, знания русской и мировой культуры, всестороннего развития личности.

В целом, можно сделать вывод, что классическую литературу молодежь начинает понимать, становясь старше, нежели в школьном возрасте. Совершенно очевидно, что уровень культуры чтения у студентов на порядок выше. Они дают более развернутые ответы на вопросы, лучше знают писателей – классиков и их произведения. Школьники знакомы с классической литературой очень поверхностно. В сложившейся ситуации задачей библиотеки является популяризация произведений классической литературы среди учащихся средних школ. Мы предлагаем сотрудникам ЦБ разработать в 2007г. комплексно-целевую программу приобщения к чтению юношеством мировой классической литературы «Ее величество классика».


Смотрите также:
«Классическая литература в чтении современной молодежи». Цель данного исследования является изучение значения и места классической литературы в круге чтения современной молодежи
26.72kb.
1 стр.
Эмоции древних греков
347.15kb.
2 стр.
Социокультурные исследования
756.58kb.
6 стр.
Жанрово-стилистические особенности современной массовой литературы
101.39kb.
1 стр.
Национально-культурная идентичность современной российской молодежи в условиях глобализации: методология социологического анализа
282.36kb.
1 стр.
«Краснодарский край прошлое и настоящее»
63.62kb.
1 стр.
Тема: Н. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
287.66kb.
1 стр.
Д. Алимова, Д. Гуломова Об изучении исторического сознания студенческой молодежи на современном этапе
123.11kb.
1 стр.
Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи
293.42kb.
1 стр.
Сущность и особенности политической социализации молодежи в современной россии
447.29kb.
2 стр.
Использование экзотизмов и варваризмов в современной разговорной лексике молодежи
615.61kb.
2 стр.
Конкурсе «Ценности Православия детям и молодежи: духовное наследие подвижников Глинской пустыни в современной педагогике»
140.07kb.
1 стр.