Главная
страница 1


Материалы к выступлению

Министра экономики и

бюджетного планирования

Республики Казахстан

Келимбетова К.Н.

на заседании Правительства

по обсуждению итогов развития

экономики в 1 квартале 2004 года
В истекшем квартале Правительство смогло продвинуться по ряду важных направлений повышения эффективности казахстанской экономики. Это связано с началом практической реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, а также государственных и отраслевых программных документов, в первую очередь таких как Программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря; агропродовольственного обеспечения; развития сельских территорий; реформирования железнодорожного транспорта и сферы телекоммуникаций.

Одновременно с этим начался процесс интенсивного обсуждения и поиска возможных вариантов решения по таким важным направлениям социально-экономического развития как жилищная проблема, реформа науки, образования и здравоохранения, легализация теневой экономики, социальная реформа, создание электронного Правительства и ряд других мероприятий, важных для устойчивого развития экономики страны.

Все эти реформы были определены в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана в марте текущего года как основные приоритеты социально-экономического развития на период до 2007 года.

Успешная реализация многих решений, принятых Правительством, может быть обеспечена при наличии государственных финансовых ресурсов, которые, в свою очередь, зависят от стабильной макроэкономической ситуации и высоких темпов экономического роста.

В связи с этим, вопрос состояния экономики и продвижения экономической реформы всегда актуален и систематически рассматривается на заседаниях Правительства.

Именно на этих аспектах социально-экономического развития по итогам 1 квартал т.г. я построю свое выступление.


1. Об итогах социально-экономического развития за 1 квартал

Развитие производства товаров и услуг

Важнейшие экономические показатели за 1 квартал характеризуют продолжение тенденции высокой динамики производства товаров и услуг и роста благосостояния населения страны.

По нашей оценке экономический рост по итогам трех месяцев 2004 года, оцениваемый реальным увеличением ВВП по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, составил 9,1%.

В промышленности рост производства составил 9,3%, в том числе в горнодобывающей промышленности прирост производства составил 11,3%, в обрабатывающей – 8,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 4,4%.

В тоже время, снижение промышленного производства на полтора процента по сравнению с 1 кварталом прошлого года имеет место в Акмолинской и Южно-Казахстанской областях.

Необходимо отметить, что в отчетном квартале в обрабатывающей промышленности обеспечен прирост производства продукции (8,5%), который выше определенного в Стратегии индустриально-инновационного развития среднегодового темпа 7,2% .

Можно также констатировать, что в промышленности страны начался процесс качественного обновления номенклатуры промышленного производства.

В первую очередь это касается развития машиностроительной отрасли, где в 1 квартале производство машин и оборудования, транспортных средств возросло в 1,5 раза.

В 1 квартале по сравнению с соответствующим периодом прошлого года производство дизельных двигателей увеличилось в 3,6 раза, автомобилей легковых – в 9,6 раза, запасных частей к автомобилям – в 1,9 раза.

Продолжается высокими темпами развитие производства бытовой радио- и телеаппаратуры, кабельной продукции. Выпуск этих товаров увеличился по сравнению с 1 кварталом прошлого года от 2,5 до 7,7 раза.

Производство нефтегазового оборудования в отчетном периоде возросло в 3,3 раза.

Высокие темпы притока инвестиций обусловили развитие промышленности строительных материалов. Производство дверей, окон, жалюзи из пластмассы увеличилось в 1,6 раза, стекловолокна – в 3,6 раза, кирпичей - в 2 раза, радиаторов для отопления – в 2,8 раза.

Начался рост производства резиновых и пластмассовых изделий. Так, по сравнению с 1 кварталом прошлого года производство труб из пластмассы возросло в 4,1 раза, лент конвейерных - в 1,7 раза.

Выпуск азотных минеральных удобрений вырос в 3,7 раза.

Несмотря на то, что объемы производства названных видов продукции еще незначительны, но динамика их производства и потребления вселяет оптимизм и свидетельствует о том, что частная инициатива при умеренной государственной поддержке позволяет обеспечить достижение целей Стратегии индустриально-инновационного развития.



В сельском хозяйстве рост производства продукции в отчетном периоде составил 5,7%. По состоянию на 1 апреля т.г. в целом по стране по сравнению с соответствующей датой прошлого года рост поголовья всех видов скота увеличился на 5-9%, а птицы – на 1,4%.

Вместе с тем в текущем году возрос падеж крупного рогатого скота (101,4%) и свиней (116,3%).

Молочная продуктивность коров возросла на 5% (с 322 до 338 килограммов).

Инвестиции в основной капитал в 1 квартале т.г. увеличились на 16,4%. Это также является следствием политики, направленной на стимулирование притока прямых инвестиций в экономику нашей страны.

В связи с сезонностью проведения строительных работ их объем по сравнению с 1 кварталом прошлого года возрос только на 0,1%.

Рост объемов строительных работ в 1,6-3,3 раза произошел в Алматинской, Костанайской, Акмолинской, Южно-Казахстанской, Мангистауской, Атырауской и Жамбылской областях, а также в г.Астана.

В целом по стране в январе-марте построено более 2,7 тыс. жилых зданий общей площадью 539,6 тыс. кв. м. Очевидно, что по мере реализации Программы жилищного строительства объем строительства жилья будет расти более высокими темпами.

Рост производства товаров и инвестиций оказал положительное влияние на работу отраслей сферы услуг.

Розничный товарооборот в 1 квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 5,2%. Услуги по перевозке грузов всеми видами транспорта - на 7,2%, а услуги связи – на 37,7% (в январе-феврале т.г.)



Развитие внешней торговли

Внешнеторговый оборот без учета неорганизованной торговли за 1 квартал увеличился на 38%.

Сохраняется очень благоприятная для Казахстана ситуация на мировых товарных рынках. Индекс внешней конъюнктуры, характеризующий изменение мировых цен на основные экспортные товары Казахстана, в 1 квартале текущего года по сравнению с декабрем 2003 года улучшился на 8,6%, а по отношению к его среднему значению за 2003 год – на 16,6%.

Прирост экспорта на 23% произошел в основном за счет благоприятной внешней конъюнктуры. Вклад ценового фактора в прирост экспорта составил 17%, в то время как физические объемы экспорта увеличились только на 6%.

Выросли по сравнению с прошлым годом физические объемы экспорта нефти и нефтепродуктов, проката черных металлов, меди, золота, цинка и ферросплавов.

Импорт вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 74%. Такой большой рост импорта объясняется корректировкой отчетной базы за 2003 год и ростом объемов импорта нефти из России, поставляемой по схеме замещения. Если исключить данные факторы, то рост импорта составил бы за отчетный период около 30%, в основном за счет роста инвестиционных товаров и товаров промежуточного промышленного потребления.

Рост импорта товаров и услуг в Казахстан, в определенной степени является следствием укрепления курса тенге по отношению к доллару США. Это, прежде всего, касается импорта товаров, расчеты по которым осуществляются в долларах США.

Так, в отчетном квартале казахстанские импортеры на ту же сумму тенге, которой располагали в 1 квартале прошлого года, могли закупить товаров на внешних рынках в долларах США на 9% больше. Соответственно экспортеры, продающие свои товары за доллары, несут потери дохода от экспорта товаров в тенговом эквиваленте на эти же 9%.



Инфляция и монетарные показатели

В 1 квартале т.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года Национальный Банк несколько сократил покупки долларов США. Однако, несмотря на это, денежная масса в марте т.г. по сравнению с декабрем 2003 года увеличилась на 8,6%, против 3,7% за аналогичный период прошлого года. Вследствие этого инфляция в среднегодовом исчислении в 1 квартале т.г. составила 6,5%, что на 1,1% выше прогнозируемого ее уровня, принятого в расчетах индикативного плана на 2004 год.

Здесь необходимо отметить, что затраты госбюджета на 2004 год по индексации пенсий и социальных пособий рассчитаны с учетом среднегодовой инфляции в размере 5,4%. Очевидно, что в последующие месяцы Национальный Банк должен скорректировать свою денежно-кредитную политику, чтобы обеспечить запланированные параметры инфляции в целом за 2004 год.

Рост благосостояния населения

Показатели, характеризующие уровень благосостояния населения отражают ситуацию по итогам двух месяцев текущего года в сопоставлении с соответствующим периодом прошлого года. Это связано со спецификой их учета.

Реальный рост денежных доходов населения без учета предприятий сельского хозяйства и малого бизнеса за два месяца текущего года составил 13,6%, а реальный рост заработной платы – 13,2%. Этот прирост почти в полтора раза выше реального увеличения ВВП.

Опережающий рост доходов населения по сравнению с ВВП обусловлен увеличением с начала текущего года размеров минимальной заработной платы, а также должностных окладов работников бюджетной сферы и государственных служащих. То есть это разовая акция, которая носит структурный характер и направлена на совершенствование пропорций между конечным потреблением товаров и услуг и накоплением капитала в составе ВВП.



Эффективность производства и меры по улучшению финансового состояния отраслей экономики

Анализ финансового состояния предприятий по итогам оперативной отчетности не позволяет иметь полную картину деятельности отраслей экономики, однако, основываясь на динамике прошлых лет можно констатировать, что эффективность экономики имеет значительную амплитуду колебания между отраслями и видами деятельности.

В настоящее время высокий уровень рентабельности наблюдается в нефтегазовой промышленности (38-48%), а также на предприятиях, экспортирующих черные и цветные металлы (38-45%). Это связано с благоприятной конъюнктурой на продукцию этих отраслей. Одновременно с этим, значительное количество предприятия отраслей обрабатывающей промышленности имеют убыточное производство.

В последние годы доходы от реализации текстильной, швейной продукции и изделий из кожи были ниже, чем затраты на производство на 2-3%, продукции машиностроения – на 1-2%, производства электроэнергии и тепла - на 7-8%. То есть целые виды промышленной деятельности вместо дохода имеют убытки.

В целом по экономике рентабельность производства товаров и услуг по итогам за февраль т.г. составила 29,5%. Доход от основной деятельности за февраль т.г. по сравнению с февралем 2003 года возрос на 1,8%.

Из общего дохода, полученного предприятиями и организациями, 51% приходится на горнодобывающую промышленность (из которого 96,3% получено в нефтегазовой промышленности), на долю обрабатывающей промышленности приходится 24% дохода, транспорта и связи – 13,8%.

От общего количества крупных и средних предприятий, отчитавшихся в феврале т.г., убытки в сумме 8 млрд. тенге получили 39,1% предприятий. Наибольшая доля нерентабельных предприятий приходится на хозяйственные товарищества – 60%.

Однако, даже с учетом убытков, в обрабатывающей промышленности в феврале т.г. доходы от основной деятельности возросли по сравнению с февралем 2003 года на 44,7% (13,2 млрд. тенге).

Мы считаем, что одним из факторов, способствующих этому, является снижение налоговой нагрузки по социальному налогу и НДС, введенное с начала 2004 года.

Так, с введением с 1 января текущего года регрессивной шкалы ставок социального налога средний процент изъятия социального налога составит 15,7%, против 21% в 2003 году.

Одновременно с этим, ставка налога на добавленную стоимость снижена с 16 до 15 процентов. В результате этого, в 2004 году предприятия смогут пополнить оборотные средства или направить их на различные цели.

Для индивидуальных предпринимателей, работающих на основе упрощенной декларации, также, снижен процент изъятия налогов. Так, при доходе 4 млн. 400 тыс. тенге индивидуальный предприниматель с 2004 года будет уплачивать в бюджет налогов на 5 процентов меньше, чем в прошлом году, а по сравнению с 2002 годом - на 35%.

Юридическим лицам, работающим по упрощенной декларации, с доходами 4300 тыс. тенге с этого года налоговые выплаты снизились на 2,5% по сравнению с прошлым годом и на 34 процента по отношению к 2002 году.

В целом, вследствие снижения ставок социального налога, налога на добавленную стоимость и с учетом всех предусмотренных Налоговым Кодексом льгот и преференций предприятие с доходами 9100 тыс. тенге в настоящее время имеет налоговую нагрузку 15%, что на 2% ниже по сравнению с 2003 годом и на 4% с 2002 годом.

Необходимо также отметить, что в части стимулирования диверсификации производства созданы особые условия налогообложения при эксплуатации объектов нефтехимической промышленности на условиях внедрения высоких технологий.

Приняты меры по снижению налоговой нагрузки, предоставлению льгот по реализации инновационных проектов в пределах специальных экономических зон «Парк информационных технологий» и «Морской порт Актау».

Обобщая итоги развития производства товаров и услуг, внешнеторговой деятельности, роста благосостояния населения и укрепления финансов предприятий и организаций, можно констатировать, что по всем направлениям в отчетном периоде мы имеем улучшение основных показателей.

Однако задачи в области реформирования экономики, развития производства продукции и повышения благосостояния населения страны, требуют разработки новых подходов, позволяющих эффективно консолидировать потенциал частного сектора и государства для достижения поставленных целей.


2. О выполнении мероприятий по реализации Программы Правительства

В отчетном квартале деятельность центральных и местных государственных органов управления была сосредоточена над реализацией всех программных документов, которые были приняты Главой Государства, Правительством и акимами областей, городов Астана и Алматы.

Одновременно начата работа по обеспечению реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, с которым он обратился в марте т.г.

Глава Государства поставил перед Правительством конкретные цели на 2005-2007 годы. По всем направлениям Послания уже начата работа. В частности, завершена работа по разработке законопроект о внесении изменений в республиканский бюджет.

При разработке проекта государственного бюджета на период до 2007 года приоритетно будут определены ресурсы по реализации жилищной программы и снижению уровня бедности.

Меры, которые уже принимаются в текущем году и, которые будут реализованы в следующем году, позволяют решить задачу, поставленную Главой Государства по снижению доли населения, проживающего за чертой бедности в 2005 году по сравнению с 2003 годом в два раза.

В рамках Плана мероприятий по реализации Программы Правительства в I квартале 2004 года исполнено 46 мероприятий.

Парламентом принят Бюджетный кодекс. Подписан Президентом Закон «О регулировании торговой деятельности».

Правительством приняты важные решения по улучшению деятельности Фонда науки, совершенствованию государственных закупок зерна в 2004 году, по квоте на привлечение иностранной рабочей силы. Проект Государственной жилищной Программы одобрен Правительством и в ближайшее время будет внесен на подпись Главе Государства.

Утверждены правила осуществления выплаты средств из республиканского бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства, включая лизинг и кредитование через систему сельских кредитных товариществ.

Разработаны и внесены в Парламент законопроекты о: техническом регулировании; торгово-промышленных палатах; внесении изменений и дополнений в Закон «Об образовании».

В Правительстве завершается рассмотрение законопроектов по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений, конкуренции и ограничении монополистической деятельности; по вопросам лицензирования в части сокращения лицензируемых видов и подвидов деятельности.

Разработаны и внесены в Правительство проекты программ: демографической и миграционной политики, информатизации системы образования, борьбы с туберкулезом, борьбы с наркоманией и наркобизнесом на, а также программы «Леса Казахстана».

Утверждены планы развития двух национальных компаний: «ГНПФ» и «Продовольственная Контрактная Корпорация». Внесены в Правительство планы развития четырех: «Казахтелеком», «Национальные информационные технологии», «KEGOC», «Казатомпром». Из остальных трех дорабатываются по замечаниям республиканской бюджетной комиссии («Казпочта», «Международный аэропорт Астана», «Актауский морской торговый порт»). Планы развития пяти нацкомпаний подлежат повторному рассмотрению на РБК («Казинформ», «Казахстанинжиниринг», «Қазақстан Темір Жолы» и «КазМунайГаз»).

В соответствии с Планом Правительства на второй квартал 2004 года запланировано 17 мероприятий, в том числе, предстоит разработать законопроекты по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем; совершенствованию налогового режима в части стимулирования научных и инновационных исследований и работ, а также стимулированию внедрения в производство научных достижений и инновационных разработок.

3. О прогнозе развития экономики в 2004 году.

Анализ функционирования социально-экономического развития страны в 1 квартале т.г. показывает, что условия, которые складываются на мировом рынке нефти, газа и металлов, с одной стороны, благоприятны для казахстанской экономики, а, с другой стороны, они обусловили рост внутренних цен. Это оказывает определенное влияние на снижение доходов предприятий обрабатывающей промышленности и состояние конкурентоспособности их продукции.

В соответствии с исследованиями, проведенными Институтом экономических исследований на основе репрезентативного анкетного опроса, во II квартале т.г. предприятия всех отраслей промышленности намерены производить продукции больше, чем в прошлом квартале. Особенно надеются на улучшение своей производственной деятельности предприятия химической, пищевой, машиностроительной промышленности и стройиндустрии, где от 58 до 81% респондентов ожидают рост производства. Соответственно, предполагается улучшение платежеспособного спроса на продукцию этих отраслей.

В свою очередь, предприятия промышленности строительных материалов, в связи с предстоящим оживлением строительных и ремонтных работ, прогнозируют значительное увеличение спроса на строительные материалы.

По причине сезонности, угольная и электроэнергетическая промышленность прогнозируют сокращение производства по сравнению с 1 кварталом т.г.

В ближайшие месяцы численность производственного персонала, в целом по промышленности, останется без изменения, об этом сообщили почти 75% респондентов. Некоторое снижение численности, возможно, произойдет в машиностроении и промышленности строительных материалов. Это, в первую очередь, связано с ростом производительности труда.



Портфель заказов не полностью сформировался лишь в производстве пищевых продуктов. В этой отрасли 22% предприятий имеют заказы на продукцию ниже нормы и 8% - его вовсе не имеют. Это связано с сезонностью работы предприятий пищевой промышленности.

В остальных отраслях, не связанных с сезонностью, объем заказов у большинства предприятий в норме.

Согласно прогнозам руководителей опрашиваемых предприятий отпускные цены на продукцию промышленности у 80% участников опроса не изменятся. Среди отраслей некоторое повышение цен намечается в легкой, химической промышленности и электроэнергетике. Казахстанские потребители металлов и нефтепродуктов ожидают продолжение роста цен на продукцию.

В целом по промышленности 76% опрошенных предприятий во втором квартале прогнозируют увеличение или сохранение достигнутого в январе-марте уровня производства товаров, и только 24%, в основном энергетических предприятий, прогнозируют уменьшение производства.

Среди препятствий, тормозящих рост деловой активности предприятия, 30% предприятий легкой промышленности считают препятствием конкуренцию со стороны импорта, а деревообрабатывающие предприятия этот фактор оценивают в 38%, машиностроительные – на 26%, пищевые – на 22%. Очевидно, что этот фактор необходимо рассматривать через призму низкой конкурентоспособности продукции этих отраслей.

Недостаток в квалифицированных кадрах является препятствием по увеличению производства продукции для 63% предприятий мебельной промышленности, соответственно для машиностроения - 44%, легкой, химической и нефтехимической промышленности –24%.

Необходимо отметить, что высокий уровень таможенных тарифов в качестве препятствия для роста производства в целом по промышленности указало только 4% опрошенных предприятий.

По нашим оценкам, как и прошлые годы, развитие Казахстана происходит по сценарию высоких цен на продукцию казахстанского экспорта. Это означает, что внешние факторы создают стимулирующие условия для роста экспорта нефти и металлов, а также для поддержания высокого спроса со стороны предприятий этих отраслей на товары и услуги, приобретаемые на внутреннем рынке.

В 2004 году международные организации не прогнозируют резкого снижения мировых цен на нефть. Министерство экономики и бюджетного планирования при уточнении прогноза приняло к расчету прогноз мировой цены на нефть (марка брент) в размере 27,1 долл./баррель, против ранее прогнозировавшейся 22 долл./баррель. Это соответствует прогнозам Департамента энергетики США, МВФ и Мирового банка.

Прирост ВВП на 2004 год увеличен с 7% роста к уровню 2003 года до 8,1% по уточненному прогнозу.



В целом, номинальный размер ВВП на 2004 год увеличился по сравнению с прежним прогнозным его значением на 206 млрд. тенге.



Смотрите также:
Материалы к выступлению Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан
137.65kb.
1 стр.
Министерство экономики и бюджетного планирования республики казахстан
1056.35kb.
7 стр.
Министерство здравоохранения республики казахстан национальный центр проблем туберкулеза республики казахстан
3614.92kb.
16 стр.
В сфере архитектуры, проектных работ и сметных норм
104.37kb.
1 стр.
О концепции совершенствования и развития
137.63kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования
186.82kb.
1 стр.
Программа «30 корпоративных лидеров Казахстана»
335.75kb.
1 стр.
Законом Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан»
24.08kb.
1 стр.
Закон республики казахстан о государственных символах Республики Казахстан Глава Государственные символы Республики Казахстан Статья 1
221.75kb.
1 стр.
Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года №126-ii о страховой деятельности
1980.4kb.
9 стр.
Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года n 2155 о национальном Банке Республики Казахстан
506.76kb.
3 стр.
Правила въезда и пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан от 19 июня 1995 года n 2337
141.21kb.
1 стр.