Главная
страница 1
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика в гуманитарных науках»

(Computer science in the humanities)


основных образовательных программ высшего профессионального образования подготовки по направлениям:
030100 – «Философия»

031800 – «Религиоведение»

031400 – «Культурология»

032200 – «Прикладная этика

040300 – «Конфликтология»

073200 – «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»


Язык обучения русский

Трудоёмкость 2 зачётные единицы


Регистрационный номер рабочей программы:



код года утверждения




код факультета или иного

структурного подраздел.






Порядковый

номер или шифр



2011

/




/




Санкт-Петербург – 2011

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание

учебных занятий


    1. Цели и результаты учебных занятий.

Основной целью освоения дисциплины «Информатика в гуманитарных науках» является формирование у студентов практических умений использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, в дальнейшей научно-исследовательской деятельности с целью повышения их эффективности.


Задачи курса:

  1. расширить знания студентов в области современных информационно-коммуникационных технологий;

  2. ознакомить студентов с основами применения информационно-коммуникационных технологий в своей дальнейшей профессиональной деятельности;

  3. дать основы информационно-библиографического поиска;

  4. сформировать основы использования средств информационно-коммуникационных технологий для научной коммуникации;

  5. повышение активности участия будущих специалистов в решении задач информатизации своей предметной области;

  6. формирование элементов информационной культуры как профессиональной компоненты будущего специалиста;

  7. формирование основ информационной безопасности.




    1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты).

Для освоения данной дисциплины необходимо знание школьного курса информатики в объеме федерального образовательного стандарта, контролируемым ЕГЭ. Бакалавры должны уметь: пользоваться оконным интерфейсом операционной системы; пользоваться офисным ПО на уровне уверенного пользователя; работать в интернет-обозревателе. Данная дисциплина является обязательной, рассчитана на изучение на первом курсе бакалавриата в первом семестре. Формой отчетности является зачет.




    1. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:


способен понимать сущность и значение информации в развитии общества, готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

способен аргументированно и обоснованно представлять результаты научных исследований (доклады, публикации, презентации и т.д.);

способен применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки и представления информации для решения профессиональных и социально значимых задач, в т.ч. с использованием современных информационных технологий и средств коммуникаций;

готов применять методы поиска, анализа научной информации, владеет навыками ее изложения, реферирования и аннотирования;

владеет основами использования средств информационно-коммуникационных технологий для научной коммуникации.


    1. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся.

В результате освоения курса студенты должны


знать:

возможности применения ИКТ в своей профессиональной деятельности, в научных исследованиях;

основы функционирования глобальных компьютерных сетей и средства обеспечения информационной безопасности;

современные мультимедиа технологии подготовки публикаций и презентаций;

типологии и основные характеристики источников информации и информационных систем, принципы и методы рационального использования научной информации в зависимости от поставленных научно-практических задач.
уметь:

использовать средства ИКТ на всех этапах научно-исследовательской деятельности;

ориентироваться в системе информационных центров, отбирать и использовать источники, вести целенаправленный и рациональный поиск информации в различных информационно-поисковых системах, создавать, фиксировать и оптимально использовать в соответствии с современными требованиями библиографическую информацию;

оценить качество информации;

составлять списки библиографии на электронные ресурсы в соответствии с существующими ГОСТами;

обеспечить защиту и восстановление информации.




владеть:

теоретически обоснованными знаниями применения средств и методов ИКТ в своей предметной деятельности;

основами профессионального информационного поиска.


    1. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий.

В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, традиционные семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на активизацию познавательной деятельности и развитие навыков самостоятельной работы.


В рамках данного курса используются такие активные формы работы, как:
Активные формы обучения:

  • выполнение самостоятельных заданий в компьютерном классе с доступом к электронным библиотечным ресурсам;

  • выполнение внеаудиторных заданий по информационному поиску;

  • сравнительный анализ поисковых ответов, полученных в разных информационно-поисковых системах и разными способами;

  • анализ полученной из Интернет информации на качество и определение ее на релевантность.

При подготовке индивидуального задания студент может при необходимости обратиться к преподавателю за консультацией.
Интерактивные формы обучения:

  • участие в обсуждении темы «Оформление ссылочного аппарата и библиографической записи на различные источники» на коллоквиуме;

  • тестирование в электронной форме;

  • электронные консультации.

При изучении части тем на аудиторных занятиях применяется мультимедийный проектор для проведения презентаций и демонстрации других материалов занятий. При самостоятельной работе для выполнения заданий обучающиеся пользуются интернет-обозревателями для проведения информационно-поисковой деятельности, а для оформления выполненных заданий текстовыми редакторами и средствами подготовки презентаций.


    1. Организация учебных занятий.

1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость



групп обучающихся


Код модуля в составе дисцип-лины

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

объём активных и интерактивных форм учебных занятий

трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием метод. материалов

текущий контроль

промежуточная аттестация







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

по формам обучения

Б.2.1

12




4

12




4

2













34







56

2

180




40

40




40

40













40







Итого:

12




4

12




4

2













34







56

2

1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации




Код модуля в составе дисциплины

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

Б.2.1 

 


Контрольная работа

Последняя неделя занятий по дисциплине 

Обсуждение созданных презентации по теме своей курсовой работы на коллоквиуме

Предпоследняя неделя занятий по дисциплине

 Зачет

Неделя, следующая за последней неделей занятий по дисциплине

Оценка выполнения домашних заданий

По мере сдачи, но до зачета 




    1. Структура и содержание учебных занятий


Тема 1. Общие методы использования ИТ в научных исследованиях.

Обработка различных видов информации. Использование средств телекоммуникаций в научном общении. Организация совместных проектов на основе использования средств телекоммуникаций. ИТ в подготовке и презентации научных докладов, статей, выступлений.


Тема 2. Сетевые ИТ в научных исследованиях.

Основы поиска информации в поисковых системах Интернет. Качество информации в сети Интернет. Специализированные сетевые ресурсы научных исследований.


Тема 3. Основы информационной безопасности.

Информационная безопасность. Факторы, влияющие на безопасность информации. Методы и средства обеспечения безопасности информации: защита данных на носителях информации, защита данных при передачи по компьютерным сетям, защита каналов связи и сетевых соединений. Восстановление информации.


Тема 4. Научные электронные сетевые ресурсы.

Принципы работы со справочно-ссылочным и научно-справочным аппаратами научных изданий. Полнотекстовые библиотеки в сети Интернет. Электронные картотеки библиотек. Базы научных данных, базы знаний в глобальных сетях. Периодические электронные рецензируемые научные издания. Основы цитирования сетевых ресурсов. Индекс научного цитирования.


Календарно-тематический план практических занятий:
Тема 1. Общие методы использования ИТ в научных исследованиях.

Лекции - 2 ч.; практические занятия – 4 ч.; самостоятельная работа - 4 ч.

Занятие 1. Обработка различных видов информации. Использование средств телекоммуникаций в научном общении. Организация совместных проектов на основе использования средств телекоммуникаций. (2 часа)

Занятие 2. ИТ в подготовке и презентации научных докладов, статей, выступлений. (2 часа)


Тема 2. Сетевые ИТ в научных исследованиях.

Лекции - 4 ч.; практические занятия – 2 ч.; самостоятельная работа - 10 ч.

Занятие 1. Основы поиска информации в поисковых системах Интернет. Качество информации в сети Интернет. Специализированные сетевые ресурсы научных исследований. (2 часа)
Тема 3. Основы информационной безопасности.

Лекции - 2 ч.; практические занятия – 2 ч.; самостоятельная работа - 6 ч.

Занятие 1. Информационная безопасность. Факторы, влияющие на безопасность информации. Методы и средства обеспечения безопасности информации: защита данных на носителях информации, защита данных при передачи по компьютерным сетям, защита каналов связи и сетевых соединений. Восстановление информации. (2 часа)
Тема 4. Научные электронные сетевые ресурсы.

Лекции - 4 ч.; практические занятия – 4 ч.; самостоятельная работа - 14 ч.

Занятие 1. Принципы работы со справочно-ссылочным и научно-справочным аппаратами научных изданий. Полнотекстовые библиотеки в сети Интернет. Электронные картотеки библиотек. Базы научных данных, базы знаний в глобальных сетях. (2 часа)

Занятие 2. Периодические электронные рецензируемые научные издания. Основы цитирования сетевых ресурсов. Индекс научного цитирования. (2 часа)


Контрольная работа. Отбор содержания и разработка электронной презентации по теме курсовой работы. (4 часа)
Коллоквиум. Оформление ссылочного аппарата. Библиографическая запись на различные источники. Оформление списка литературы и электронных источников. (2 часа)
Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение
2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

В методическое обеспечение аудиторной работы включены: материалы к практическим занятиям; электронные презентации и показ на экране через мультмедиа проектор электронных сетевых ресурсов.


2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

В конце изучения темы студентам выдаются задания для самостоятельной работы. Задания также доступны в электронной форме на портале дистанционного обучения. Выполненные и оформленные задания студенты до коллоквиума должны прислать на адрес электронной почты преподавателя.


2.1.3. Методика проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и критерия оценивания

На первом занятии преподаватель доводит до сведения слушателей график (сроки) текущего контроля их самостоятельной работы и критерии оценки знаний по формам контроля и учебным процедурам, а также сроки и условия заключительной (промежуточной) аттестации.

Методические материалы для текущего контроля и промежуточной аттестации включают:

• перечень заданий для выполнения во время самостоятельной работы;

• перечень заданий для выполнения во время аудиторной работы;

• тест и ключ выполнения теста;

• условия промежуточной (заключительной) аттестации по дисциплине Б.2.1.

Для получения зачета необходимо выполнить все групповые задания, которые выдаются на каждом практическом практическом занятии в соответствии с темой; выполнить индивидуальные задания, выдаваемые для самостоятельной работы; подготовить электронную презентацию по теме; принять участие в коллоквиуме и успешно пройти тестирование.


2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы)
Задания для аудиторного выполнения:


  1. Настроить на компьютере штатными средствами резервное копирование файлов из своего рабочего каталога и произвести архивирование резервных копий.

  2. Настроить удаленную систему архивирования и произвести резервное копирование файлов из своего рабочего каталога.

  3. Используя несколько разных ИПС произвести поиск по своей тематике. Поиск произвести по одинаковым запросам и дать анализ первых 10-и полученных ссылок.

  4. Используя язык запросов в элементах одной из ИПС произвести поиск по своей тематике по различным элементам: заголовкам, текстам ссылок, ключевым словам, документам данного типа. На каждый элемент дать не менее трех релевантных ссылок.

  5. Произвести поиск по своей тематике с помощью одной из ИПС и ранжировать первые 15 ссылок по степени релевантности с краткой аннотацией.

  6. Произвести библиографический поиск по своей тематике в электронных картотеках зарубежных библиотек с помощью программы EndNote и составить библиографический список.

Задания для самостоятельной работы:




  1. Произвести поиск источников по своей тематике в электронных он-лайн картотеках классических библиотек и составить библиографический список.

  2. Произвести поиск в нескольких полнотекстовых базах данных публикаций по своей тематике и составить библиографический список.

  3. Произвести поиск электронных научных рецензируемых изданий по своей тематике и составить список изданий с указанием интернет-ссылок на них.

  4. Произвести поиск в найденных электронных научных рецензируемых изданиях статьи по своей тематике и составить их библиографический список.

  5. Произвести поиск различных интернет-ресурсов по своей тематике и привести их аннотированный список:

- сайты учебных, научных и иных организаций;

- личные страницы ученых;

- сайты издательств.
Тест:
1. Если Вы знаете Автора или Название издания, Вы будете искать его в:

А) систематическом каталоге

Б) алфавитном каталоге

В) предметном каталоге

С) в тематическом библиографическом пособии
2. В РЖ ИНИОН РАН Вы сможете найти сведения:

А) обо всем массиве публикаций, библиографируемых в указателе

Б) только об изданиях издательства «Наука»

В) о важнейших публикациях по указанной тематике с расширенными рефератами

Г) о наиболее значимых переводных изданиях за последний год
3. Журнал «Вопросы философии» является:

А) специализированным научным журналом

Б) смежноотраслевым, узкотематическим периодическим изданием

В) непериодическим изданием

Г) изданием общегуманитарной и непрофильной для философов тематики
4. Если издание имеет трех авторов, то чья фамилия будет указана в заголовке библиографической записи:

А)фамилия автора, указанного в издании первым

Б) первого из списка авторов, расположенных в алфавитном порядке

В) автора, имеющего наибольшие заслуги перед наукой

Г) первого из списка авторов, расположенных по старшинству
5. Если издание имеет индекс УДК 1/14 и ББК 87, то можно уверенно сказать, что оно:

А) посвящено философским проблемам

Б) издано в 1987 году

В) содержит сведения о публикациях по гуманитарным специальностям за 1987 год

Г) ничего определенного
6. Выберете правильный вариант оформления внутренней ссылки:

А) Об этом, в частности, пишет М. Бас (см.: Бас М. Иван Федоров. М., 1940, с. 118).

Б) Об этом, в частности, пишет М. Бас (Иван Федоров. М., 1940, с. 118).

В) Об этом, в частности, пишет М. Бас (см.: Иван Федоров. М., 1940, с. 118).

Г) Об этом, в частности, пишет М. Бас (Бас М. Иван Федоров. М., 1940, с. 118).
7. Если Вам нужно подобрать книги, в которых рассматривается антропный принцип, то искать их Вы будете:

А) в систематическом каталоге

Б) в предметном каталоге

В) в алфавитном каталоге

Г) в тематическом библиографическом пособии
8. Если Вам необходимо подобрать книги по истории математики, с индексами ББК 22.1г и Вы будете искать их в рубрике:

А) Естественные науки

Б) Математика

В) История

Г) Гуманитарные науки
9. Выберете правильную библиографическую запись на электронный журнал:

А) Петрова Л. Е. Философские проблемы современной социологической теории: [Электронный документ] // Экономическая социология.- 2001.- Т. 2, N 1.- С.26-43. (http://www.ecsoc.msses.ru/pdf/ecsoc003.pdf). Проверено 11.03.2003.

Б) Петрова Л. Е. Философские проблемы современной социологической теории: [Электронный документ] // http://www.ecsoc.msses.ru.- (http://www.ecsoc.msses.ru /pdf/ecsoc003.pdf). Проверено 11.03.2003.

В) http://www.ecsoc.msses.ru/pdf/ecsoc003.pdf//Экономическая социология - [Электронный документ]. - Петрова Л. Е. Философские проблемы современной социологической теории.

Г) Петрова Л. Е. Философские проблемы современной социологической теории// http://www.ecsoc.msses.ru. Проверено 11.03.2003.
10. В настоящее время для обозначения цифровых источников принято употреблять термин:

А) Машиночитаемый документ

Б) Электронный документ

В) Компьютерный файл


11. Главная задача ГОСТ 7.83-2001 "Электронные издания. Основные виды и выходные сведения":

А) Упорядочение учета электронных изданий, поступающих в "Информрегистр"

Б) Упорядочение предоставления выходных данных в электронных изданиях

В) Регламентирование библиографического описания электронных документов


12. Описание каких видов электронных документов Интернет регламентировано

ГОСТ 7.82-2001 "Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления":

А) Электронные письма

Б) Целые web-сайты и целостные ресурсы (базы данных, электронные журналы)

В) Отдельные web-страницы
13. Для любой web-страницы ее главным идентификатором является:

А) Указание автора и названия документа

Б) Полный электронный адрес (URL)

В) Регистрационный номер web-страницы


14. Для документа из полнотекстовой базы данных главным идентификатором является:

А) Точный электронный адрес (URL)

Б) Электронный адрес самой базы данных

В) Регистрационный номер в базе данных


15. Справочники (рубрикаторы, каталоги) ресурсов Интернет предназначены для:

А) Разыскания сайтов крупных объектов

Б) Получения готового перечня ресурсов, относящихся к определенной области деятельности

В) И того и другого в равной степени


16. При поиске иллюстраций поисковая система опирается на:

А) Имя файла

Б) Подпись под иллюстрациями

В) И то и другое

17. Какой из перечисленных недостатков является основным для российских корпоративных каталогов, реализованных на базе Z39.50:

А) Невысокое качество записей

Б) Медленная скорость работы

В) Низкая надежность выдаваемых результатов, по сравнению с реальным наполнением каталогов


18. Библиографические базы данных отличаются от электронных каталогов библиотек тем, что они:

А) Имеют гораздо большую ретроспективную глубину

Б) Отражают в основном аналитические материалы

В) Содержат записи, выполненные с серьезными отступлениями от стандартов


19. Какой принцип комплектования заложен в основу Библиотеки Мошкова:

А) Только лучшее

Б) Все, что удается достать

В) Только художественная литература


20. Основным форматом предоставления текстов в бесплатных электронных библиотеках является:

А) TXT


Б) HTML

В) PDF
21. Оптимальным форматом предоставления текстов в коммерческих полнотекстовых базах данных является:

А) TXT

Б) HTML

В) PDF

2.2. Кадровое обеспечение


2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины

Согласно стандартным требованиям


2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Учебно-вспомогательный и инженерно-технический персонал должен иметь соответствующее стандартным требованиям образование и навыки.


2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Не предусмотрены.


2.3. Материально-техническое обеспечение

2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Компьютерный класс с доступом к Интернет и локальным библиотечным ресурсам, библиотека, компьютеры общего доступа в библиотеке философского факультета, мультимедиа лаборатория, стандартно оборудованные лекционные аудитории.
2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

Компьютеры, подключенные к сети СПбГУ с доступом к полнотекстовым базам данных, на которые имеется подписка. Операционная система с графическим интерфейсом; Интернет-обозреватель; текстовый редактор; средство подготовки презентаций.


2.3.3. Требования к специализированному оборудованию

Мультимедиа проектор с экраном и подключенным к нему компьютером, имеющим выход в сеть Интернет; доступ к порталу дистанционного обучения; система интерактивного тестирования.


2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению

Специализированное программное обеспечение: программа доступа к библиотечным каталогам библиотек по протоколу Z39.50 EndNote.


2.3.5. Требования к перечню и объёму расходных материалов

Фломастеры цветные для белой доски, губки, писчая бумага.


2.4. Информационное обеспечение
2.4.1. Список обязательной литературы
1. Прокудин Д.Е. Элементы новых информационных технологий в образовании и науке. Серия «Образование в гражданском обществе (научно-методическое обеспечение)». Выпуск 4. – Под ред. Ю.Н.Солонина. –СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -42 с.

2. Прокудин Д.Е. Основы информационного и библиографического поиска (для студентов гуманитарных специальностей): Учебно-методическое пособие. -СПб: Изд. Санкт-Петербургского университета. 2006, -44 с.

3. Романенко В.Н., Никитина Г.В. Сетевой информационный поиск: Практическое пособие. -Профессия,2005, 285 с.

3. 4. Официальный учебный курс Microsoft. Microsoft Office PowerPoint 2003. –М.: Эком, 2006. – 392 с.

4. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Войскунского. М.: «Можайск-Терра», 2000.
2.4.2. Список дополнительной литературы
1. Рудикова Л. Microsoft Office для студента. БХВ-Петербург, 2005. – 592 с.

2. Microsoft Office PowerPoint 2003. Русская версия. Шаг за шагом. –М.: Эком, 2004. – 384 с.

3. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание: Межгос. стандарт. – Введ. 01.07.2004 г. // Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу / Разработчики Б.В. Ленский, А.А. Джиго и др. – Москва: ИПК Издательство стандартов, 2004. С. 59.

4. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: Нац. стандарт Российской Федерации. – Введ. 01.01.2009 г. // Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу / Разработан ФГУ «Российская книжная палата». – Москва: «Стандартинформ», 2008. С. 23.

5. ГОСТ 7.83-2001.  Электронные издания. Основные виды и выходные сведения: Межгос. стандарт. – Введ. 01.07.2002 г. // Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу / Разработан НТЦ «Информрегистр» и МТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело». – Москва: «Стандартинформ», 2005. С. 16.

2.4.3. Перечень иных информационных источников


http://lib.pu.ru – сайт научной библиотеки СПбГУ

http://protect.gost.ru – сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

http://inforeg.ru/ - сайт ФГУП «Научно-технический центр «Информрегистр»

http://ojs.philosophy.pu.ru - сайт электронных научных журналов философского факультета СПбГУ

http://elibrary.ru - научная электронная библиотека
Раздел 3. Процедура разработки и утверждение

рабочей программы учебной дисциплины

Разработчик(и) рабочей программы учебной дисциплины



Фамилия, имя, отчество

Учёная
степень

Учёное
звание

Должность

Контактная информация
(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Прокудин Дмитрий Евгеньевич

кандидат пед. наук 

доцент

доцент 

 

hogben@philosophy.pu.ru


В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:

первый уровень
(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)

Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

логики

16.06.2011

5










второй уровень
(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

должностное лицо

дата приказа

приказа

Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 Методическая комиссия

 

 

Иные документы об оценке качества рабочей программы

учебной дисциплины

Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа



















Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа











Внесение изменений в рабочую программу

учебной дисциплины

 Уполномоченный орган
(должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа






















Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика в гуманитарных науках»
262.78kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины операционные системы ооп: 230100. 62 Информатика и вычислительная техника
268.65kb.
1 стр.
«Сравнительные методы в гуманитарных науках» 3 – 8 декабря 2012 г
14.87kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette
276.36kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины сравнительное правоведение Comparative Jurisprudence Язык обучения: русский
288.6kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «История развития прокуратуры в России. Прокуратура зарубежных государств»
222.87kb.
1 стр.