Главная
страница 1
План-конспект урока технологии в 5 классе по теме:

«Русский народный костюм»

Цель урока:

  • подготовить учащихся к изучению раздела «Изготовление одежды»,

  • ознакомить с русской национальной одеждой,

- развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество обучающихся.

Задачи урока:

- ознакомить учащихся с историей русского (в т.ч.белгородского) костюма; его конструктивными элементами, декоративным оформлением;



  • воспитывать интерес к истории родного края, традициям русского народа;

  • развивать умения учебного труда (наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе).

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: раздаточный материал «Народный костюм» приложение 1 , доска, цветные карандаши у учащихся.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Проверить готовность к уроку.


II. Объяснение нового материала.

Сегодня мы начинаем изучение нового для вас вида деятельности – изготовления одежды. На уроках технологии с 5-го по 8-й класс вы научитесь конструировать и шить одежду. Это пригодится вам в будущем. Запишите тему раздела: «Изготовление одежды».

Теперь давайте подумаем, как можно сформулировать, что такое «одежда»? (Ученицы дают возможные варианты ответов).

Одежда – это изделие (или несколько изделий), надеваемое человеком и несущее определённые функции.


Одежда в её современном виде появилась не сразу, у каждого народа есть свой национальный костюм. Сегодня вы узнаете, каким был русский народный костюм. Запишите тему урока: «Русский народный костюм». По ходу моего рассказа вы будете записывать в тетради в столбик новые для вас понятия.

Сведения из истории русского народного костюма.

В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к климатическим условиям, а также служили для передачи определённой информации об их обладателях. Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва. Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды.

На Белгородчине, относящейся к южным областям России, можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и понёва – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.

Прежде чем говорить об особенностях костюма, необходимо упомянуть некоторые качества народной одежды, общие для всех славянских комплексов. В первую очередь, это само понятие комплексности. Использовалась не просто одежда, а костюмный ансамбль, все детали которого были нерасторжимы.

Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма. Один - нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой – повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность.

Простой крой и свободные формы одежды позволяли носить одни и те же вещи разным членам семьи, что в скромном крестьянском быту было немаловажным качеством.

Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов – вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.

Основой костюмного комплекса славян была рубаха, которая шилась из 4-х полотнищ домотканого льняного холста. Красно-чёрная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Дома она заменяла платье. Если женщина выходила «на люди», то рубаха дополнялась понёвой и кушаком (поясом).

Понёву шили из клетчатой шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная.

В нарядном костюме очень важную роль играл передник. Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину. Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача.

Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным «позатыльником»), «кичка», «сорока».

Из бисера и стекляруса делались и нагрудные украшения – мониста, ожерелья. Украшений носили так много, что они подчас полностью закрывали верхнюю часть рубахи и запона.

Рассматривая отдельные вещи, нужно помнить, что только вместе, в ансамбле, они создают тот образ, которому стремились соответствовать русские крестьянки. И подчас маленькая деталь, например, манера завязывать платок, или использование иной цветовой гаммы делали костюм неповторимым и оригинальным.



III. Закрепление нового материала.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия и характерные особенности частей русского костюма. (Учащимся предлагается посмотреть раздаточный материал «Народный костюм» и по ходу указывать те составные части одежды, о которых только что говорилось).


IV. Практическая часть урока.

Выполнить эскизы : русского народного костюма и современного с использованием элементов народного костюма.

Физкультминутка.
V. Подведение итогов урока.

Что нового для себя вы сегодня узнали?

Из каких частей состоит русский народный женский костюм ?

Какую роль играет в современной жизни изучение народных традиций?

Оценить работу класса.

Использованная литература:



  1. Семёнова Мария «Мы славяне»,С.-Пербург, Азбука-классика,2006.

  2. Интернетресурсы.


Приложение 1.

Коллекция - Белгородская область

Костюм праздничный женский.

Белгородская область, Алексеевский район, с. Подсереднее,

(Воронежская губерния), конец XIX - начало XX века.

Праздничный головной убор - "сорока"

Праздничная "кохта". Белгородская область, Алексеевский район,

село Подсереднее (Воронежская губерния), конец XIX - начало XX века

Белгородская область, Борисовский район,село Никитское (Курская губерния). Середина XIX века.


Cлева - вариант костюма с понёвой, справа - вариант костюма с сарафаном





Смотрите также:
Конспект урока технологии в 5 классе по теме: «Русский народный костюм» Цель урока: подготовить учащихся к изучению раздела «Изготовление одежды»
53.65kb.
1 стр.
Разработка урока по технологии в 8 классе «Цветы из бисера»
106.62kb.
1 стр.
Урок-путешествие в 9 классе по теме: «Русский народный костюм»
58.76kb.
1 стр.
Урок по обж в 11 классе Тема урока: Военная форма одежды военнослужащих, воинские звания и знаки различия
47.2kb.
1 стр.
Конспект урока по географии в 6 классе
94.21kb.
1 стр.
Конспект урока по географии в 5 классе Тема урока «Первые кругосветные путешествия» Учитель гбоу сош №852 Бровко С. Н
134.3kb.
1 стр.
План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год
27.97kb.
1 стр.
Конспект урока русского языка в 6 «Б» классе по теме «Космическое путешествие по Галактике Имя существительное»
100.5kb.
1 стр.
План-конспект урока по теме: «Логарифмы» в 10 классе Учителя математики Прощаловой Т. В. Тема урока
29.28kb.
1 стр.
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Хоровая музыка в храме»
81.82kb.
1 стр.
Конспект урока в 8а классе по теме: «Свойство степени с целым показателем»
35.5kb.
1 стр.
Конспект открытого урока в 2 классе по теме: «Путешествие в Лондон»
36.82kb.
1 стр.