Главная
страница 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»

И.В. Столярова

«_____» ____________________ 2012 г.
Теория познания исторического процесса

Программа учебной дисциплины федерального компонента

для специальности 032600.00 «История»

(заочная форма обучения)


Составитель: Прокопенко С.А.,

доктор исторических наук, профессор

Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета исторического факультета

Протокол № ____ от «_____» ____________________ 2012 г.

Ульяновск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Теория познания исторического процесса» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032600.00 История (050401 по ОКСО) с дополнительной специальностью 032700 «Юриспруденция» от 14.04.2000 г., утвержденного Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. (номер государственной регистрации № 702 пед/сп), Положения об основной образовательной программе ВУЗа, Положения о рабочей программе учебной дисциплины ВУЗа.

Курс «Теория познания исторического процесса» относится к базовой дисциплине федерального компонента (дисциплине профессионального цикла). Предметом курса является теория познания и методология как специальное учение о ключевых проблемах и методах научного гуманитарного и исторического познания применительно к исследовательской практике. Содержание курса определяется современным состоянием историографии в области разработки как общей, так и конкретной теории и методологии истории представителями мирового исторического сообщества, различных национальных школ и направлений. Это определяет широкомасштабный подход к анализу тенденций развития теории и методологии истории, показ многообразия существующих трактовок основных проблем историософии и стилей исторического исследования, а также необходимость выявления определяющих на современном этапе развитие теории и методологии авторитетных и новых научных течений и школ. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения учебных курсов и дисциплин (модулей) по профилю «История» в предыдущих семестрах, а также в ходе освоения студентами дисциплин «История древнего времени», «История Средних веков», «Новая и новейшая история», «История Азии и Африки», «Историография всеобщей истории» и дисциплин социогуманитарного цикла. Дисциплина «Теория познания исторического процесса» является важной для изучения истории, для понимания соотношения общего и особенного в историческом процессе, формирования специальных исследовательских навыков.
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать:



- основные подходы в анализе общественных процессов современности и прошлого;

- специальные методы анализа поведенческих и гендерных особенностей;

уметь:

  • анализировать исторические и общественные проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;

  • выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

  • ориентироваться в специализированной литературе и ресурсах и реферировать информацию;

  • применять историко-сравнительный и диахронический методы для сопоставления однотипных и разнотипных культур и цивилизаций;

  • обобщать знания об историческом развитии России и стран Запада с учетом региональных особенностей и связей с общими закономерностями развития всемирной истории.


Цели и задачи дисциплины

– характеристика современных трактовок основных проблем теории и методологии гуманитарного знания и исторической науки, их места и роли в историческом исследовании, воздействия на историческую концепцию и историческое объяснение;

– формирование у студентов системного и целостного представления об основных проблемах методологии науки, о специфике их постановки и решения в исторических исследованиях;

– характеристика методов социогуманитарного знания;

– показ неразрывности связи теории и методов исторического познания, как в процессе генезиса, так и современного развития историографии и философии истории.

– сформировать представление об историческом процессе в общем и особенном;

– получить представление об основных и актуальных проблемах теории и методологии исторического познания;

– сформировать умение и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой.



Объём дисциплины и виды учебной работы


Курс «Теория познания исторического процесса» читается в XI семестре в объёме 1 зачётной единицы, что соответствует 10 аудиторным часам (8 лекций и 2 семинарские занятия). Форма отчётности – зачёт.

№ п\п

Дисциплина

Семестр

Всего часов

Аудиторн.

Лекции

Семинар. занятия

Самост. раб.

Форма отчётн.

1

Теория истор. познания

XI

40

10

8

2

30

зачёт


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Раздел, тема

Всего часов

Аудитор.

Лекции

Семинар. занятия

Самост.

раб.


1

Вводная.

8

2

2

-

6

2

Специфика исторического познания.

8

2

2

-

6

3

Проблемы теории исторического развития XIX-начала XX вв.

8

2

2

-

6

4

Влияние идей “постмодерна” и постмодернистских подходов на историческую науку.

8

2

2

-

6

5

Психоаналитическое направление в истории и социологии.

Внедрение методов фрейдизма в обществоведение (А. Адлер, В. Райх, Эрих Фромм). Неофрейдизм и его характерные черты. Ментальные структуры как коллективное бессознательное. Сексуальность и девиантное поведение. «Археология» власти.



8

2

-

2

6




ИТОГО

40

10

8

2

30


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекция № 1. Вводная (2 часа).

Предмет теории исторического познания. Связь с философией истории. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Проблема истинности исторического знания.



Лекция № 2. Специфика исторического познания (2 часа).

Дискуссии о природе исторического познания и месте истории в системе наук. Фрайбургская (Баденская) школа и развитие неокантианства в Германии. Дискуссия о соотношении истории и социологии.



Лекция № 3. Проблемы теории исторического развития XIX-начала XX вв.

Методологические проблемы этапа классической философии и социологии. Экономический, статистический и социологический анализ общественных явлений П. Сорокиным. Системный подход к социальным феноменам. “Аналитическая” теория и ее содержание.



Лекция № 4. Влияние идей “постмодерна” и постмодернистских подходов на историческую науку.

Идеи “постмодерна” и поиски новых парадигм социологического знания вне естественнонаучной и неокантианской модели гуманитарного знания. «Лингвистический поворот». Пьер Бурдье и его теория социального пространства. Понятия “поле” и “габитус”; “символический капитал”, “символическое насилие”; “незнание”; “классов”. Социальное пространство как способ реализации социальной дифференциации. Габитус как система приобретенных предрасположений.



Тематика семинарских занятий

Тема № 1. Психоаналитическое направление

в истории и социологии

(2 часа)


План

1. Внедрение методов фрейдизма в обществоведение (А. Адлер,).

2. Неофрейдизм и его характерные черты. Психоанализ в исторических исследованиях. В. Райх, Эрих Фромм.

3. Ментальные структуры как коллективное бессознательное. М. Фуко.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, проведение практических занятий, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения.

Для подготовки студентов к практическому занятию преподаватель на предшествующей лекции определяет основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендует дополнительную учебную и периодическую литературу, указывает порядок и методику его проведения.

Наиболее распространенными методами проведения практических занятий являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, работа с источниками разных типов.

Важное место занимает подведение итогов практического занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.

Методические рекомендации студенту

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина изучается студентами в XI семестре.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Практическое занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов с источниками, с научной, учебной литературой. Именно на практическом занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, научиться технике исторического анализа. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач.

Практические занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий.

Деятельность студентов на практических занятиях и в ходе самостоятельной деятельности тесно увязана с решением следующих задач:

– формирования логического мышления, навыков создания научных работ гуманитарного направления;

– развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

– осуществления эффективного поиска информации и критики источников;

– получение, обработка и сохранение источников информации;

– преобразование информации в знание, осмысления процессов происходивших и происходящих в историографии, гуманитарных дисциплинах в тесной связи с событиями и явлениями в России и мировом сообществе на основе принципов историзма, системности, с учётом диалектичного подхода;

– формирования и аргументированного отстаивания собственной позиций по различным проблемам истории и историографического процесса.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу научные тексты. Результаты работы с текстами обсуждаются на практических занятиях. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной социологической, исторической литературе, к источникам (в виде хрестоматий, интернет-ресурсов, статистических данных).

Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Методология и методы научного исследования» является зачёт в 1 семестре.
Проведение контроля учебной работы студентов

Форма контроля усвоения содержания курса: текущий опрос, рефераты, курсовые.



Примерный перечень вопросов к зачёту

1. Различия социологии и истории в предметной области и в области специальной методологии.

2. Место и роль теории и методологии науки на современном этапе исторического развития.

3. Предмет и задачи теории исторического познания.

4. Междисциплинарный подход в исторических исследованиях.

5. Основные черты методологии постмодернизма.

6. Классификация методов исторического исследования.

7. Роль понятий и категорий в историческом познании.

8. Вклад Фрайбургской школы в развитие методологии истории.

9. Общая характеристика научных взглядов П. Сорокина.

10. Характеристика «лингвистического поворота». Х. Уайт.

11. Проблема достоверности исторического познания в период post-postmodernismo.

12. П. Бурдье и его теория социального пространства.

13. Применение понятия «габитус» П. Бурдье в исторической науке.

14. Применение фрейдизма в обществоведение.

15. Неофрейдизм и его характерные черты (на примере творчества В. Райха, Э. Фромма).

16. Ментальные структуры как коллективное бессознательное.

17. Этапы развития гендерной истории.

18. П. Сорокин о социальной стратификации и мобильности.
Примерный перечень тем рефератов

1.Особенности эмпирического уровня исторического познания.

2. Научное познание и эмпиризм.

3.Научная теория – завершённая форма теоретического знания.

4.Роль историзма в интерпретации понятий и категорий.

5.Междисциплинарный характер исторического знания.

6.Проблема поиска общего научного языка в историческом сообществе.

7.Роль интуиции и воображения в процессе формирования исторического знания.

8. Дискуссии о критериях истинности исторического знания.

9.Способы верификации гипотез.

10.Аксиологическая проблема исторических знаний.

11. Функции логического метода в историческом исследовании.

12. Уровни и механизмы функционирования системы.

13. Историко-типологический метод: общая характеристика.

14.Каузальные и функциональные связи в общественно-историческом процессе.

15. Формационный подход в трудах К.Маркса и Ф. Энгельса.

16. Формационный подход в трудах В.И. Ленина.

17.Формационный подход в трудах В.П. Илюшечкина.

18.Формационный подход в трудах Ю.И. Семёнова.

19. Объяснительные модели в концепциях «тотальной» истории (М. Блок).

20. Объяснительные модели в концепциях «тотальной» истории (Ф. Бродель).

21.Объяснительные модели в концепциях «тотальной» истории (И. Валлерстайн).

22.Концепция цивилизационного подхода в работах О. Шпенглера.

23. Концепция цивилизационного подхода в работах А.Дж. Тойнби.

24.Возрождение нарратива в историографии. Постмодернизм о понимании и объяснении в истории.
Примерный перечень индивидуальных заданий

1. Классификация К. Риккертом наук.

2. Учение К. Риккерта о ценностях.

3. Вклад М. Вебера в развитие социологии.

4. К.Р. Поппер о соотношении социологии и истории.

5. Проблема моделирования в исторических исследованиях.

6.Эволюция представлений П. Сорокина о значении революции для общественного развития.

7. «Археология власти» М. Фуко.

8. Вклад Н. Элиаса в развитие исторической социологии.

9. Микроистория как методология истории.

10. Проблема достоверности исторического знания.
Перечень терминов

Теория исторического познания.

Философия истории.

Методология.

Прагматическая история.

Провиденциализм.

Специальная методология.

Сравнительно-исторический метод.

Историко-типологический метод.

Историко-генетический метод.

Синхронический метод.

Диахронический метод.

Просвещение.

Марксизм.

Позитивизм.

Неопозитивизм.

Неокантианство.

Постмодернизм.

Историзм.

Презентизм.

Формация.

Социор.


Раса.

Этнос.


Нация.

Класс.


Страта (социальная группа).

Исторический источник.


Критерии оценки знаний студентов по дисциплине

Отметка «зачтено» выставляется студенту, который:

- прочно усвоил предусмотренный программой материал;

- правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров;

- показал глубокие систематизированные знания, владение приемами рассуждения и сопоставления материала из разных источников: теория связывается с практикой, другими темами данного курса, другими изучаемыми предметами.

Обязательным условием выставления оценки «зачтено» является грамотная речь, уместность использования научных терминов и понятий.

Дополнительным условием получения оценки «зачтено» могут стать успешное выполнение заданий, вынесенных на самостоятельное изучение, систематическая и активная работа на практических занятиях.

Отметка «не зачтено» выставляется студенту, не справившемуся с 50 % заданий, в ответах на вопросы допустившему грубые неточности, существенные ошибки, не сумевшему ответить на дополнительные вопросы, заданные преподавателем на зачете, а также студенту, который не видит связи изучаемого предмета с другими историческими дисциплинами.

Преподаватель может снизить оценку на зачете по следующим причинам:

- ответ на поставленный вопрос неточный и недостаточно полный;

- отсутствуют примеры, подтверждающие умение связать теорию с практикой.

Типичные причины таких ошибок:

- студент путает конкретные понятия, порой подменяя один термин другим, имеющим совершенно иное значение;

- при подготовке к зачету используются устаревшие теории и оценки исторических событий;

- отсутствие записей хода обсуждения исторических проблем на практических занятиях;

- низкая культура речи, недостаточное владение исторической терминологией.

Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию на зачете, когда неизбежно возникает необходимость в дополнительных вопросах, студенты не должны повторять подобных ошибок. Ответы студентов должны строиться на принципах диалектики, объективности, сравнительного анализа, обеспечивающих комплексное, непредвзятое изложение исторических процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Только такой подход может гарантировать прочное и глубокое усвоение знаний и получение оценки «зачтено».


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература

1. Историческая наука в ХХ веке: Историография истории Нового и новейшего времени стран Европы и Америки. – М., 2002.

2. Афанасьев В.В. Западная социология XX века. – М., 2010.

3. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. – М., 2008.

4.Соколов А.Б. Введение в историографию Нового и новейшего времени стран западной Европы и США: Учебное пособие. – Ярославль, 2007.
Дополнительная литература

5. Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века / Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. – М., 2009.

6.Источниковедение. Учебник для ВУЗов. – М.: РГГУ, 1996.

7.Историография Новой и новейшей истории стран Европы и Америки / Под ред. И.С. Галкина. – М., 1977.

8.История теоретической социологии. Т. 1-4. – М., 2002.

9.История социологии / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 2004.

10.Количественные методы в исторических исследованиях: Учебное пособие / Под ред. И.Д. Ковальченко. – М., 1984.

11. Методы научного познания. Лекция для самостоятельного изучения КСЕ. Лекция 10. – Электронная библиотека Томского государственного университета. – Реж. доступа: http://www.if.tsu.ru/textbook.htm

12. Лекция "Сферы исторического познания" для самостоятельного освоения по теоретическому курсу "Методология истории". Курс 3. – Электронная библиотека Томского государственного университета. – Реж. доступа: http://www.if.tsu.ru/textbook.htm

13.Современные буржуазные теории общественного развития. – М., 1984.

14.Философия истории и отечественная историография / Под ред. Р.Г. Пихои. – М., 2006.

15.Человек в истории. 1991. – М., 1992.

16.Бородкин Л.И. Методологические проблемы исторической информатики и квантитивной истории // Новая и новейшая история. – 1997. – № 4-5.

17.Варгас Льоса М. Война конца света. – М., 1987.

18.Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. Т. 1. – М., 2005.

19.Громов А.И., Мацкевич А. Ю., Семенов В.А. Западная социология. – СПб., 2003.

20.Гуревич А.Я. История и психология // Психологический журнал. – М., 1991. – Т. 12. – № 4.

21.Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. – М., 1998.

22.Дерлугьян Г. Адепт Бурдье на Кавказе. Эскизы к биографии в миросистемной перспективе. – М., 2010.

23.Добреньков В.И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма. – М., 2006.

24.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15т. – М.: ИНФРА-М, 2006.

25. Дюби Ж. Развитие исторического исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. 1991. – М., 1991.

26. Зборовский Г.Е. История социология. – М., 2004.

27. Иванов В.В. Методология исторической науки. – М., 1985.

28. Кравченко А.И. История социологии. – М., 2006.

29. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ века. Вып. I. Кризис историзма. – Томск, 2001.

30. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ века. Вып. II. Становление «новой исторической науки». – М., 2003.

31.Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ века. Вып. III. Историографическая революция. – Томск, 2008.

32. Осипова Е.В. Социология Вильфредо Парето. – М., 1999.

33. Осипова Е.В. Социология Г.Спенсера. – М., 1995.

34. Полякова Н.Л., Афанасьев В.В. Немецкая социология. – М., 2010.

35. Репина Л.П. « Новая историческая наука» и социальная история. – М., 1998.

36. Соловьева И.М., Полетаев А.В. История в пространстве социальных наук // Новая и новейшая история. – 2007. – № 6.

37. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1985.

38.Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М., 2004.
Источники

39.Адам и Ева. Альманах [выходит в 2001 г].

40.Гендерная история Западной Европы. Хрестоматия Т. VIII; составители А.Ю. Серегина, А.В. Стогова. – М.: ИВИ РАН, 2009.

41.Серия Гендерные исследования в 5 томах (перевод с англ. яз. 1994 г.).

42.Диалог со временем. Альманах [выходит в 2001 г].

43.История женщины на Западе Т. 3. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения; ред. тома Н. Земон Дэвис и Арлетта Фарж. – СПб., 2008.

44.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

45.Бек У. Общество риска. – М., 2000.

46.Бек У. Что такое глобализация? – М., 2001.

47.Белл Д. Приход постиндустриального общества. – М., 2004.

48.Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. – М., 1986.

49.Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. – М., 2007.

50.Бурдье П. Практический смысл. – М., 2001.

51.Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб., 2001.

52.Вебер А. Избранное. – С.-Пб., 1999.

53.Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

54.Гелбрейт Д. Новое индустриальное общество. – М., 2004.

55.Гоулднер А.У. Наступающий кризис западной социологии. – СПб., 2003.

56.Дюркгейм Э. Социология. – М., 2006.

57.Зиммель Г. Избранное. Т. 1-2. – М., 1999.

58.Зиновьев А. Коммунизм как реальность. – М., 1994.

59.Зомбарт В. Собрание сочинений в 3-х томах. – СПб., 2008.

60.Козер Л. Мастера социологической мысли. – М., 2005.

61.Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. – М, 1980.

62.Кребер А. Избранное: Природа и культура. – М., 2004.

63.Луман Н. Введение в системную теорию. – М., 2007.

64.Мангейм К. Идеология и утопия. – М., 2001.

65.Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.

66.Парето В. Компендиум. – М., 2008.

67.Парсонс Т. О социальных системах. – М., 2002.

68.Парсонс Т. О структуре социального действия. – М., 2002.

69.Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1998.

70.Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. – М., 2004.

71.Поппер К. Р. Нищета историцизма // Вопросы философии. – 1992. – № 8.

72.Пушкарева Н.Л. Зачем он нужен, этот гендер? (новая проблематика, новые концепции, новые методы анализа прошлого) // Социальная история. Ежегодник. 1998/99. – М., 1999. – С. 155-177.

73.Пушкарева Н.Л. Гендерный подход в исторических исследованиях // Вопросы истории. – 1998. – № 6. – С. 76-86.

74.Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М., 2006.

75.Сорокин П.А. Социальная мобильность. – М., 2005.

76.Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 1992.

77.Репина Л.П. От «домашних дел» к «делам государства». Гендер и власть в историческом контексте // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. – Выпуск 19. – М., 2007.

78.Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. – М. 2002. – Хрестоматия.: С. 159-350.

79.Теннис Ф. Общность и общество. – М., 2002.

80.Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.

81.Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. – М., 1995.

82.Тоффлер Э. Третья волна. – М., 2004.

83.Турен А.Возвращение человека действующего. – М., 1998.

84.Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века. – Екатеринбург, 2002.

85.Уорд Л. Динамическая социология. – М., 1991.

86.Фрейд З. Основной инстинкт. – М., 1997.

87.Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1989.

88.Фуко М. Интеллектуалы и власть. – М., 2002.

89.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М., 2005.

90.Хабермас Й. Моральное сознание и коммуникативное действие. – М., 2006.

91.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.

92.Хоркхаймер М. Адорно Т. Динамика просвещения. – М., 1997.

93.Шпенглер О. Закат Европы. – М., 2002.

94.Шюц А. Мир, светящийся смыслом. – М., 2004.

95.Элиас Н. Общество индивидов. – М., 2001.


Информационные ресурсы

Философский портал. – Режим доступа: http://philosophy.ru/lib/soc/soc_745.html

Исторические источники на русском языке в Интернете. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html

Копосов Н.Е. Как думают историки. – М., 2001.Лаппо-Данилевский А. С.   Методология истории: [в 2 т.]. - М., 1923. – Режим доступа: http://abuss.narod.ru/Biblio/koposov.htm http://www.knigafund.ru/


Материально-техническое обеспечение

Аудитория.



Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория познания исторического процесса» (заочная форма обучения)

Составители: С.А. Прокопенко. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 11 с.

Программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032600.00 «История» с дополнительной специальностью 032700 «Юриспруденция» (заочная форма обучения)

Составитель ____________________ С.А. Прокопенко

(подпись
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры истории "___" __________ 20__г., протокол № ____
Заведующий кафедрой

__________________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата

Рабочая программа учебной дисциплины согласована с библиотекой

Сотрудник библиотеки

__________________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата
Программа утверждена на заседании ученого совета исторического факультета

"___" __________ 20__г., протокол № ____

Председатель ученого совета факультета

__________________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата
Программа согласована с учебным управлением

"___" __________ 20__г., протокол № ____

Начальник учебного управления.

__________________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата

Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.



Начальник УРИС __________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата


Смотрите также:
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032600. 00
236.88kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032600. 00 «История»
217.78kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»
261.86kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 История
286.28kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 030501. 65 Юриспруденция, специализация
196.31kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для направлений подготовки специальности 050720. 65 Физическая культура
755.43kb.
4 стр.
Пояснительная записка Учебная программа курса «История педагогики»
225.04kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности «Педагогика и психология» заочной формы обучения сроком 6 лет
295.2kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности География
405.57kb.
4 стр.
Примерная программа учебной дисциплины маркетинг для специальности 2015 "Почтовая связь"
198.61kb.
1 стр.
Программа дисциплины общая психодиагностика федерального компонента цикла сд гос по специальности Социальная работа
195.4kb.
1 стр.
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории»
263.23kb.
1 стр.