Главная
страница 1
Мурашова Светлана Николаевна

МОУ ДОД "Детская школа искусств им.А.В.Кузакова", г.Киренск, Иркутская область

Адаптированная программа «Фортепиано» для учащихся музыкального отделения ДШИ с пятилетним сроком обучения

Пояснительная записка

Данная программа создана на основе типовой государственной программы для ДШИ (музыкальных отделений школ искусств) 1988г.

Занятия в инструментальном классе фортепиано (5-ти летнее обучение) определяются действующими учебными планами, утверждёнными приказом Министерства культуры № 617 от 04. 09. 1995 г.

Особенностью данной программы является то, что по этой программе дети обучаются дифференцированно, то есть дети различные по возрасту, музыкальным данным., уровню музыкальной подготовки и другим индивидуальным, психологическим особенностям.

Дать учащемуся общее музыкальное развитие, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, формирование эстетических музыкальных вкусов на образцах классической русской и зарубежной музыки, произведений советских композиторов. Воспитать активных участников художественной самодеятельности, пропагандистов музыкально-эстетических знаний.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок проводимый в форме индивидуального занятия педагога си учеником.

Общее количество музыкальных произведений рекомендуемых для изучения в каждом классе дается в «годовых требованиях».

Учебный материал предлагаемой программы рассматривается в значительном расширении учебного репертуара по чтению нот с листа, игре в ансамбле, аккомпанементу несложных пьес.

В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершённости исполнения музыкальных произведений. Показ в классе, ознакомление, публичное исполнение – все обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Детям рекомендуется начинать обучение в подготовительных группах, они привыкают к музыке естественно, легко воспринимают её и стараются понять с таким же любопытством как и другие явления окружающего мира. По этому на занятиях музыкой учащегося необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является чтение нот с листа, игра в ансамбле учитель – ученик, умение аккомпанировать легкие пьесы. За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разбирать, разучивать небольшие по объему музыкальные произведения; грамотно и выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара детской музыкальной школы за 5 – 3 классы.

Материалом для занятий на фортепиано могут служить уже накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, радио и телепередачам. Особенно тесно все навыки по освоению фортепиано связаны с развитием так называемого «внутреннего слуха». Руководство педагога в обучении музицированию на фортепиано осуществляется путем подбора музыкального материала и практической помощи учащемуся в процессе работы. В практике работы музыкальное воспитание имеет разные формы: беседы о музыке на уроке, классные часы, совместное посещение концертов, выставок с последующим их обсуждением. Для учеников со «скромными» способностями к музыке необходимы другие методы и подходы в обучении музицированию. Необходимо отметить чтоб интерес к музыке во время занятий по классу фортепиано возрастал. Важно чтобы сам ученик проявлял инициативу, а педагог изыскивал способы активизации самостоятельности учащегося в решении художественных и технических задач. Следует подбирать учащимся материал постепенно возрастающей трудности; от легких тетрадей переходить к более сложным пьесам.



  • Цель адаптированной программы пяти летнего обучения («Музицирование»)

- работать над воспитанием эмоционального восприятия музыкальных произведений;

- стимуляция мышления, музыкальной памяти учащегося;

- активное чтение с листа (в ансамбле), «эскизное» изучение музыкальных произведений;

- активное публичное выступление по классу фортепиано;

- развивать, пробуждать интерес к музыке;

- воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

разработка организационно педагогических основ формирования музыкальных навыков игры на фортепиано

выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические (методические) условия формирования музыкально эстетических взглядов обучающихся

обосновать музыкальное педагогическое содержание, методы, формы, средства обучения игре на фортепиано

разработать методику формирования алгоритма обучения игре на фортепиано (экспериментальное музицирование, эстетическое направление)

определить и разработать теоретические модели обучения музыкальной игре на фортепиано (5ти летний курс)

разработать требования, критерии подхода и обучения




  • Задачами педагога в работе с детьми являются:

- научить учащихся понимать музыкальные произведения;

- разбудить его «творческие» способности;

- научить работать над музыкальным произведением;

- подготовить учащихся для самостоятельной работы в данном направлении.

конкретизировать меру достижения цели на каждом этапе работы

По содержанию программы: следует дать описание блоков или направлений работы и формы сотрудничества с другими музыкальными предметами в детской школе искусств.




  • Задачи воспитания ученика:

- развивать интерес к музыкальным занятиям;

- понимание высокой общественной роли искусства музыки;

- направлять общее музыкальное развитие учащегося;

- углублять музыкально-исторические знания учащегося;

- развивать чувство ответственности, сознательную дисциплину, волю и другие качества.

Требования к уровню подготовки выпускника по данной образовательной программе – овладение минимумом знаний, умения самостоятельно и грамотно, выразительно исполнять произведения; приобретение навыков практического любительского музицирования; владение навыками аккомпанирования подбор по слуху. Овладение основами муз. грамоты. Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве.

Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности; формирование навыков коллективной творческой деятельности, умение сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Ожидаемые результаты:



  • чтение с листа несложных мелодий

  • игра в ансамбле

  • аккомпанирование несложных музыкальных произведений

  • умение с пониманием характера, настроения, формы и стиля музыкальных произведений, играть на музыкальном инструменте

  • музицировать в соответствии с программой своего класса, уровню сложности (категории)

  • умение грамотно самостоятельно разбирать новые музыкальные произведения

  • Овладеть музыкальной грамотой, музыкальной терминологией (общеэстетическое развитие)

Краткие методические рекомендации

Особое внимание следует обратить на то, чтобы у учащегося не возникало ощущение своей неполноценности, так как это может привести к торможению развития ученика, вызвать антипатию к музыке.

Поэтому важно следить, что бы интерес к музыкальным занятиям по фортепиано во время урока возрастал.

Для воспитания учащегося важно общение с педагогом, обладающим высокой культурой, хорошо владеющим инструментом.

Необходимо приучать учащихся точно и внимательно прочитывать авторский текст, слушать свою игру, контролировать звукоизвлечение, не допускать механического проигрывания произведений.

Преподавателю необходимо обращать внимание на точное исполнение аппликатуры, наиболее удобной в позиционном плане.

Крайне необходимо знакомить учащихся с музыкальной формой, музыкальной терминологией, штрихами, поясняя их значение, развитие творческих навыков осуществляется в работе над гаммами, этюдами, упражнениями планомерно и систематически.

Необходим индивидуальный подход к каждому учащемуся, поэтому выбор программы составляется персонально, с учетом музыкальных способностей, возрастных категорий учащихся, с учетом индивидуально – психологических особенностей каждого, его темпов продвижений в программе.

Необходимо так же отметить, что качество исполнения любой программы должно оставаться по возможности на высоком музыкально - художественном уровне.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе фортепиано «Инструментальное музицирование» является урок, который проводится в форме индивидуального занятия. В процессе обучения следует использовать различные формы урока: (проверка выполнения домашнего задания, объяснение характера исполняемого произведения, указания относительно работ над заданиями и т.д.).

В большинстве случаев более целесообразен такой метод работы, при котором в начале прослушивается заданное произведение, а затем даются необходимые указания.

Сочетание исполнение педагогом конкретного произведения целиком или частично, со словесным объяснением – следует признать наилучшей формой классной работ, стимулирующей интерес, внимание и активность учащегося.

Способы прохождения учебного материала должны видоизменяться в соответствии с теми задачами, которые стоят перед учащимися на каждом этапе его музыкально- художественного и технического развития. Педагог должен всесторонне развивать музыкальный кругозор учащегося.

Помимо произведений, которые учащиеся изучают детально, они должны знакомиться с различной музыкальной литературой. При этом допустима различная степень завершенности в работе над музыкальными произведениями.

Преподаватель приучает учащегося к обобщению приобретаемых знаний и навыков, к умению практически применять их при получении новых.

Планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор репертуара являются важными факторами, способствующими правильной организации учебного процесса.

При составлении индивидуального плана учащегося, педагог должен стремится к всестороннему развитию исполнительских данных учащегося, к охвату всех разделов репертуара. В репертуар учащегося следует включать произведения разные по содержанию и форме, стилю и фактуре.

Учебный репертуар должен соответствовать индивидуальным способностям учащегося, уровню его общемузыкального развития и возникающим на каждой ступени этого развития новым педагогическим задачам.

Перечисленные ниже репертуарные списки являются примерными и не должны сковывать инициативы педагога.

Индивидуальные планы составляются педагогом для каждого учащегося к началу I и IIго полугодия. Они утверждаются заведующим музыкальным отделением. В конце учебного года педагог должен предоставить отчет об их выполнении с приложением характеристики работ учащегося.

При индивидуальном подходе сложность изучаемых произведений по данной программе может отличаться от общих требований, но качество обучения должно оставаться на высоком уровне.

Необходимо продуманно подбирать материал для разбора и изучения учитывая интересы ученика. Не следует давать произведения, которые не могут по своему содержанию и музыкальному языку доставить учащемуся удовлетворения в работе. Материал должен быть доступным, увлекательным и иметь воспитательное и познавательное значение. Важна систематичность работы над развитием навыков самостоятельного разбора произведений как в классе, так и дома.

Результатом обучения является умение учащегося слушать и понимать музыку: народную, классическую, современную, приобщение их к миру искусства.
Контроль и учёт успеваемости.

Большое значение для успешной деятельности фортепианного отделения (5 летнее обучение) имеет разумно организованный учет успеваемости учащихся.

«Исполнительские» успехи ученика учитываются на вечерах, зачетах, академических концертах и выпускных экзаменах.

Все ученики обязаны выступить три раза в год.



  • В первом полугодии;

  • В начале или в середине второго полугодия;

  • На переводном зачете или экзамене и на выпускном экзамене.

Программа выступлений в целом составляется так, чтобы выявить «сильные» стороны ученика и отразить работу над преодолением недостатков.

Учащийся в течении года должен сыграть произведения различных жанров и форм (начиная с 4класса – крупная форма или полифония, пьеса, этюд.).

Не следует точно регламентировать программу каждого выступления. В этом педагогу предоставляется право выбора. Впечатление от выступления учащегося окажется более ясным, если он играет хотя бы два контрастных произведения.

Переводная программа в младших классах должна включать не менее 2 - 3х произведений, программа выпускников 5го класса не менее 3 - 4х произведений.

Выпускные экзамены проводятся в 5ом классе. В течении учебного года учащиеся выпускного класса выступают на прослушиваниях (с последующими рецензиями и рекомендациями).


  • I прослушивание – декабрь месяц (1 - 2 произведения наизусть)

  • II прослушивание – февраль месяц (2 - 3 произведения наизусть)

  • III прослушивание – апрель месяц (вся программа наизусть)

  • В мае месяце проводится экзамен.

В течении года педагог должен подготовить учащегося для показа на концертах произведения различных жанров, пьесы (в том числе возможны ансамбли).

На технических зачетах, которые проводятся с 3 класса;

в I и II полугодии учащиеся исполняют гаммы (по требованиям к зачету) и по 1 этюду

(Требования к техническому зачету прилагаются)

Все выступления тщательно обсуждаются.

Всесторонне анализируется развитие учащихся.

Затрагиваются такие вопросы, как подбор репертуара, недостатки исполнения, пути их преодоления с учетом индивидуальных особенностей учащегося.

Программы фиксируются в классных журналах индивидуальных планах учащихся, дневниках, книгах отделения и т.д.

Итоговая оценка выпускника должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения выпускной программы, результаты контрольных уроков, успеваемость и активность учащегося в школе.
Годовые требования по классам.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, определить две степени сложности программ, исполняемых на академических концертах:



1 степень сложности (А).

2 степень сложности (Б).

Критерий контрольных требований.



1 степень сложности (А):

1 -3 класс:

- слуховое восприятие;

- волевое участие.

- свобода движений

- культура звука

4 класс:


- то же

- мышление

- техническое развитие

5 класс:


- то же

- эмоции

- увеличение объёмов произведений программы;

2 степень сложности (Б):

- владение основными навыками игры;

- наличие тенденции развития;

- выражение заинтересованности.

- культура исполнения;
5 класс – экзамен, свободный выбор программы из трех - четырёх произведений.

На академических концертах исполняются любые три произведения.



Первый класс

1. В течение года педагог должен проработать с учеником 15 – 18 муз. произведений:

пьесы песенного, танцевального жанра, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также чтение нот с листа.

2. Освоение нотной грамоты, простейшие упражнения в чтении нот с листа. Приобщение ученика к ансамблевому музицированию (исполнение с педагогом пьес в 4 руки).

3. Упражнения в виде различных последовательностей пальцев (non legato, legato) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещением по октавам.

4. Гаммы (см требования по гаммам, 1 класс)



Второй класс

1. В течение года педагог должен проработать с учеником 15 – 18 муз. произведений:

игра пьес, этюдов, пьесы с элементами полифонии.

2. Чтение с листа мелодий песенного характера с её несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу. Игра с учащимися в 4 руки простейших ансамблевых пьес разных жанров. Подбор по слуху песенных мелодий с простейшим сопровождением.

3. Работа над пальцевой техникой на упражнениях различного вида, а также над развитием навыком свободных кистевых движений путём игры интервалов.

4. Гаммы (см. Требования по гаммам, 2 класс)



Третий класс

1. В течение года педагог должен проработать с учеником 12 – 15 муз. произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 1 полифоническое произведение, произведение крупной формы (по выбору педагога), 5 пьес, 5 этюдов. Самостоятельно подготовить 1 – 2 пьесы (по трудности на 2 класса ниже)

2. Чтение с листа пьес различного характера (уровень трудности 1 класса); игра в ансамбле (по принципу музицирования), освоение навыка ритмических особенностей несложных пьес.

3. Упражнения в виде различных позиционных фигур.

4. Гаммы (см. Требования по гаммам, 3 класс)

Четвёртый класс

1. В течение года педагог должен проработать с учеником 12 – 15 муз. произведений. в том числе несколько в порядке ознакомления: 1 произведение крупной формы, 5 пьес, 5 этюдов (можно на класс ниже) или 1 полифоническое произведение.

Самостоятельно подготовить 1 – 2 пьесы (по трудности на 2 класса ниже)

2. Чтение с листа (уровень трудности на 2 класса ниже). Дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле.

3. Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений.

4. Гаммы (см. Требования по гаммам, 4 класс)



Пятый класс

1. В течение года педагог должен проработать с учеником 10 – 12 муз. произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы (учитывая индивидуальные особенности учащегося можно на 1 или 2 класса ниже! ), 4 пьесы, 2 этюда, игра ансамблей (по выбору педагога), 1 несложный аккомпанемент. Самостоятельно подготовить 1 -2 пьесы (по трудности за 2-3 класс).

2.Чение с листа (уровень трудности на 2 - 3 класса ниже). Дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле.

3. Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений.

4. Гаммы (см. Требования по гаммам, 5 класс).
Примерные программы для зачётных академических концертов, переводных и выпускных экзаменов.

1 класс

1 степень сложности (А):

I ,


1. Филиппенко А. «Калачи»

2. Лонгшамп – Дружкевичева К. «Полька»

3. Украинская народная песня «Ой, лис».

II

1. Тюрк Д. «Веселый Ганс».



2. Арман Ж. «Пьеса».

3. Курочкин В. «Вальс.

III

1. Щуровский Ю. «Мышонок».



2.Любарский И. «Колыбельная»

3. Абелев Ю. «Рассказ»

IV

1. Шитте Л. «Этюд».



2. Ливидова Д. «Песня».

3. Майкопар С. «В садике».


2 степень сложности (Б):

I

1. Гумберт Г. «Этюд» До-мажор.



2. Филиппенко И. «Колыбельная».

II

1. Сароян С. «Кукле»



2. Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч».

III


  1. Шитте Л. «Этюд №1» Соч. 160.

  2. Гедике А. «Ригодон» Соч 46.

IV

  1. Степаненко М. «Обидели».

  2. Гнесина Е. «Этюд №9» До-мажор.


2 класс

1 степень сложности (А):

I

1. Штебельдт Д. «Адажио» Соч. 33



2. Гедике А. «Этюд» Соль-мажор.(хрестоматия 1 класс. Музыка 1990г.)

3. Моцарт Л. «Менуэт»

II

1. Благой Д. «Шуточка»



2. Гнесина Е. «Маленький этюд №11»

3. Гаджибеков У. «Вечер настал».

III

1.Артюк Б. «Пьеса в форме этюда»



2. Майкапар С. « Сказочка».

3. Николаев А. «Вариации про лису»


2степень сложности (Б):

I

1. Степаненко М. «Обидели»



2. Русская народная песня «Заинька»

3. Филиппенко А. «На мосточке» «Анс.»

II

1. Розанов А. «Шутка



2. Кобалевский Д. «Песенка» Соч 27 №2

3. Ляховицкая С. «Солнышко заходит»

III

1. Сорокин К. «Пастухи играют на свирели»



2. Рубах А. «Воробей»

3. Николаев А. «Этюд»



3 класс

1степень сложности (А):

I

1. Гедике А. «Этюд №7» Соч 32.



2. Фогель М. «В цирке»

3. Корелли Ж. «Сарабанда»

II

1. Бах И.С. «Менуэт» (нотная тетрадь А.М. Бах)



2. Лемуан А. «Этюд №17» Соч 37.

3. Назарова – Метнер Г. «Золотой петушок»

III

1. Сорокин К. «Серьезный разговор» (канон)



2. Тюрк Д. «Рондо»

3. Люткевич С. «Старинная песня»

4. Александер Д. «Эхо вальс» (Анс.)
2 степень сложности (Б):

I

1. Бурштейн Г. «Колыбельная»



2. Новоселова Л. «О прошлом»

3. Раутио В. «Танец»

II

1. Галынин Г. «Медведь»



2. Чайковский П. «Болезнь куклы»

3. Александер Д. «Парад пингвинов» (Анс.)




4 класс

1степень сложности (А):

I

1. Гедике А. «Инвенция» Соч 60



2. Тамберг Э. «Кошка крадется»

3. Беркович И. «Игра в зайчика»

II

1. Скарлатти Д. «Ария»



2. Сорокин К. «Тема с вариациями»

3. Парцхаладзе М. «Этюд»

4. Балаев Г. «По нашей улице» (Анс.)

III


1. Гедике А. «Гроза»

2. Бах И.С. «Маленькая прелюдия» ре-минор

3. Клементий М. «Сонатина» До-мажор
2 степень сложности (Б):

I

1. Курочкин В. «Русская пляска»



2. Слонов Ю. «Вальс»

3. Гречанинов А. «Материнские ласки»

II

1. Жилинский С. «Латышская народная полька»



2. Слонов Ю. «На лужайке»

3. Свиридов Г. «Парень с гармошкой»

4. Черчил Ф. «Вальс из к/ф «Белоснежка и семь гномов»
5 класс

1 степень сложности (А):

I

1. Бах И.С. «Маленькая прелюдия» До-мажор



2. Дворионас Б. «Вальс»

3. Вебер К. «Сонатина» 1часть До-мажор


II

1. Моцарт В. «Ария» соль-минор

2. Клементи М. «Сонатина» №3 До-мажор

3. Пахульский Г. «В мечтах»

4. Ладов А. Вальс-шутка «Музыкальная табакерка»

III


1. Майкопар С. «Ариетта»

2. Карминский М. «Шествие игрушек»

3. Грин Б. «Время от времени» (Анс.) Аранжировка Д. Ширинга
2 степень сложности (Б):

I

1. Майкопар С. «Раздумье»



2. Райчич А. «Андантино»

3. Чайковский П. «Новая кукла»

II

1. Майкопар С. «Вальс»



2. Иванов А. «Родные поля»

3. Черни-Гермер «Этюд» №41

III

1. Неефе Х. «Ариоза»



2. Геллер А. «Этюд» ля-минор

3. Балаев Г. «Испанский танец» (Анс.)



Общие требования по гаммам.



3 класс «А"

Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Фа, си – в прямом движении двумя руками в 2 октавы; в противоположном движении – с симметричной аппликатурой.

Тонические трезвучия с обращениями – аккордами по три звука двумя руками.

Арпеджио короткие по 3 звука двумя руками.

Хроматические гаммы в прямом движении каждая рука отдельно.

минорные гаммы: ля, ми, ре (натуральные, гармонические, мелодические) в прямом движении двумя руками в 2 октавы. Далее как в мажоре.

Кадансы T – S – T; T – D –T.
,,Б"

Мажорные гаммы: До, Соль, Фа. – в прямом движении двумя руками в 2 октавы.

Тонические трезвучия с обращениями – аккордами по три звука каждой рукой отдельно.

Арпеджио короткие по 3 звука каждой рукой отдельно.

Хроматические гаммы каждой рукой отдельно.

Минорные гаммы: ля, ми, ре (натуральные, гармонические, мелодические) в прямом движении каждой рукой отдельно в две октавы. Далее как в мажоре.


4 класс «А»

Мажорные гаммы ДО, соль, ре, фа, си бемоль – в прямом движении в 4 октавы; в противоположном движении – с симметричной аппликатурой.

Тонические трезвучия с обращениями – аккордами по три звука двумя руками.

Арпеджио короткие по 4 звука каждой рукой отдельно.

Кадансы T – S – T; T – D –T; T – S – D – T.

Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками.

Минорные гаммы: ля, ми, си, ре, соль (натуральные, гармонические, мелодические) в прямом движении двумя руками в четыре октавы.

Далее как в мажоре.



«Б»

Мажорные гаммы До, соль, ре, фа – в прямом движении в 2 октавы.

Тонические трезвучия с обращениями – аккордами по три звука двумя руками.

Арпеджио по 3 звука двумя руками.

Кадансы T – S – T; T – D – T.

Хроматические гаммы на две октавы двумя руками.

Минорные гаммы: ля, ми, ре (натуральные, гармонические, мелодические) в прямом движении двумя руками в две октавы.

Далее как в мажоре.



5 класс «А»

Мажорные гаммы: До, Соль, ре, ля, ми, фа, си бемоль, ми бемоль в прямом движении в 4 октавы; в противоположном движении – с симметричной аппликатурой.

Тонические трезвучия с обращениями – аккордами по три звука.

Арпеджио короткие по 4 звука двумя руками.

Арпеджио длинные каждой рукой отдельно.

Кадансы T – S – D – T.

Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками; от нот «Ре» - в противоположном движении.

Минорные гаммы: Ля, ми, соль, ре (натуральные, гармонические, мелодические) в прямом движении, двумя руками в четыре октавы.

Далее как в мажоре.

«Б»

Мажорные гаммы: До, соль, ре, ля, фа, си бемоль в прямом движении в четыре октавы.

Тонические трезвучия с обращениями – по три звука двумя руками.

Арпеджио короткие по три звука двумя руками.

Кадансы T – S – D – T.

Хроматические гаммы по четыре октавы двумя руками.

Минорные гаммы: Ля, ми, ре, соль (натуральные, гармонические, мелодические) в прямом движении двумя руками в 4 октавы.

Далее как в мажоре.


Контрольные требования по гаммам.

I полугодие

На зачёте по гаммам ученик должен сыграть:

этюд или виртуозную пьесу, а так же;
3 класс

«А»

«Б»

1. G, а (три вида) двумя руками в

прямом движении в две октавы



1. С, а (три вида) двумя руками в

прямом движении в две октавы



2. Хроматическая гамма от звуков

«соль» двумя руками, от звука «ля» каждой рукой отдельно



2. Хроматическая гамма

каждой рукой отдельно.(в С, а)



3. T3 с обращениями по три арпеджио + аккорды

двумя руками



Т3 с обращениями по три звука

(в C-dur) каждой рукой отдельно



4. Чтение с листа.

(уровень трудности 1 класса)



4. чтение с листа.

(уровень трудности 1 класса)




4 класс

«А»

«Б»

1. Д – dur двумя руками в прямом и противоположном движении в четыре октавы
e – moll (три вида) двумя руками в прямом движении в четыре октавы.

1. G – dur двумя руками в прямом движении в четыре октавы.

е– moll (три вида) двумя руками в прямом движении в две октавы.



2. Хроматическая гамма от звуков

«ре» и «ля» в прямом движении двумя руками в 2 октавы.



2. Хроматическая гамма от звуков

«ми» и «соль» двумя руками в прямом движении в 2 октавы.



3. Арпеджио короткие по 4 звука

каждой рукой отдельно. Т3 по3 звука + обращения двумя руками



3. Арпеджио короткие по 3 звука двумя руками + аккорды по 3 звука

Арпеджио короткие каждой рукой отдельно на 2 октавы



4. Кадансы

(Т – S – Т, Т - D – Т).



4. Кадансы

(Т – S – Т, Т - D – Т).



5. Чтение с листа.

(уровень трудности 1 класса)



5. Чтение с листа

(уровень трудности 1 класса)




5 класс

«А»

«Б»

1. А – dur в прямом и противоположном движении на 4 октавы

1. D – dur в прямом и противоположном

движении



2. h – moll (три вида) в прямом движении.


2. е – moll (три вида) в прямом движении

3. Т3 с обращениями по 4 звука

3. Т3 с обращениями по 3 звука

(в D, е)


4. Арпеджио короткие двумя руками

4. арпеджио короткие каждой рукой отдельно по 4 звука

5. Длинные арпеджио каждой рукой отдельно

5. Хроматическая гамма в прямом движении от звука «Д».

6. Хроматическая гамма в прямом движении от звуков «А», «h».

6. Кадансы

(Т – S – D – T)



8. Кадансы с басом

(Т – S – D – T)





Контрольные требования по гаммам.



II полугодие

На зачёте по гаммам ученик должен сыграть:



3 класс

«А»

«Б»

1. F – dur, d – moll (три вида)

Играть двумя руками в прямом и противоположном движении в две октавы.



1. F – dur, d – moll (три вида) двумя руками, каждой рукой отдельно в две октавы.

2. Хроматическая гамма от звуков «фа» и «ре» каждой рукой отдельно.

2. Хроматическая гамма каждой рукой отдельно (в F,d).

3. Т3 с обращениями по 3 звука двумя руками, арпеджио по 3 звука.

3. Т3 с обращениями по 3 звука каждой рукой отдельно.

4. музыкальные термины (с1 по 2 класс)

4. Музыкальные термины (с 1 по 2 класс)


4 класс

«А»

«Б»

1. B – dur двумя руками в прямом движении в четыре октавы.

C – moll (три вида) двумя руками в прямом движении .



1. B – dur двумя руками в прямом движении в две октавы.

D – moll (три вида) двумя руками в прямом движении в две октавы.



2. Хроматическая гамма от звука «В», «С» каждой рукой отдельно в четыре октавы.

2. Хроматическая гамма от звука «d» «B» каждой рукой отдельно.

3. Арпеджио короткие (в c – moll) по 4 звука каждой рукой отдельно.

3. Арпеджио по 3 звука + Т3 с обращениями на 2 октавы.

4. Т3 (арпеджио по3 звука) с обращениями двумя руками в 4 октавы.

4. Кадансы

(Т – S – Т, Т - D – Т).



5. Кадансы

(Т – S – Т, Т - D – Т).



5. Музыкальные термины (с 1 по 3 класс)

6. Музыкальные термины (с 1 по 3 класс)





5 класс

«А»

«В»

1. Еs – dur в прямом движении на 4 октавы.

G – moll (три вида) в прямом движении на 4 октавы.



1. В – dur в прямом и противоположном движении.

G – moll (три вида) в прямом движении на 4 октавы.



2. Хроматическая гамма от звука «g» в прямом и противоположном движении.

2. хроматическая гамма от звука «соль» в прямом движении.

3. Арпеджио по 3 звука + T3 с обращениями двумя руками на 4 октавы Арпеджио короткие по 4 звука каждой рукой отдельно.

3. Т3 с обращениями аккордами по 3 звука



4. Кадансы

(Т – S – D – T)



4. Арпеджио короткие, по 4 звука каждой рукой отдельно

5. Музыкальные термины (с1 по 4 класс)

5. Кадансы

(Т – S – Т, Т – D – T)



6. Д7 Строить.

6. Музыкальные термины (с1 по 3 класс)

Музыкальные термины.



1 класс

Legato

Легато

Связно, певуче

Non legato

Нон легато

Не связно

Staccato

Стаккато

Отрывисто, коротко

Allegro

Аллегро

Скоро, весело

Moderato

Модерато

Умеренно

Ritenuto, rit

Ритенуто

Замедлить, задержать

(.


Фермато

Продлить, пропеть


2 класс

Lento

Ленто

Протяжно

Adagio

Адажио

Спокойно

Vivo

Виво

Живо

Con moto

Кон мото

С движением

Andante

Анданте

Не спеша, шагом

Cantabile

Кантабиле

Певуче


3 класс

Rallentando

Раллентандо

Замедляя

Dolce

Дольче

Нежно

Risoluto

Ризолюто

Решительно

Leggiero

Леджьеро

Легко

Marcato

Маркато

Ясно, отчётливо


4 класс

Pesante

Пезантэ

Тяжело, грузно

Gsazioso

Грациозо

Грациозно, изящно

Largo

Лярго

Широко

Presto

Прэсто

Быстро

Piu

Пиу

- более

Meno

Мэно

- менее










Prestissimo

Прэстиссимо

Предельно быстро

Agitato

Ажитато

Взволнованно, тревожно


5 класс

Maestoso

Маэстозо

Величественно, торжественно

Giocoso

Джокозо

Игриво, шутливо

Poso a poso

Поко е поко

Мало по малу

Espressivo

Эспрессиво

Выразительно

Trangvillo

Транкуило

Спокойно, безмятежно

Grave

Гравэ

Тяжело

Sostenuto

Состенуто

Сдержать, сдержанно

Tenuto

Тенуто

Держать, точно выдержать

Примерный репертуарный список.

Примерные репертуарные списки, приводимые в данной программе, не являются исчерпывающими, педагог может варьировать объём и сложность программы, пополняя репертуарные списки за счёт нового учебного материала выходящего из печати.
1 класс

«Калинка» (альбом начинающего пианиста). Москва «Советский композитор» 1989г.

«Первые шаги маленького пианиста». Москва «Музыка» 1989г. По выбору.

«Фортепиано» ред. Б.Милич «Маленькому пианисту».

«Пианист» (шаг за шагом) 1 часть ред. Рябов И., Рябов С.

«Маленький пианист». Санкт-Петербург 1998г.

«Первая встреча с музыкой».Артоболевская А. Москва «Советский композитор» 1992г.
Этюды

«Хрестоматия для фортепиано» (педагогический репертуар) ДШИ, по выбору.

«Калинка» (альбом начинающего пианиста 1-2 классы, по выбору).

«Фортепиано» ред. Б. Милич 1 класс (по выбору).

«Фортепианная азбука» ред. Е. Гнесина 1 часть (по выбору).

«Первые шаги маленького пианиста». Москва «Музыка» 1989г. (по выбору).

«Фортепианная игра» ред. А. Николаев 1 класс (по выбору).

«Юный пианист» выпуск 1. Москва «Советский композитор» 1991г.

«Малыш за роялем». Москва «Музыка» 1986г.

«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано» ред. Н. Любомудрова, К. Сорокин. Москва «Музыка» 1964г. (по выбору)


Пьесы

Красев М. «Детская песенка»

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

«Украинская народная песня»

Гольденвейзер А. «Песенка» Соч. 15 № 2.

Владыкина-Бачинская Н. «Селезень» р.н.п., «Сон – дрема»

Гедике А. «Песня» Соч. 36 № 3.

Крутицский М. «Зима»

Любарский Н. «Курочка»

Акимов К. «Кукла спит»

Гедике А. «Ригодон», «Веселая песня»

Гайдн Й. «Анданте»

Рубах А. «Лесные птицы»

Шевченко С. «Весенний день»

Гуммель И. «Легкая пьеса»

Караманов А. «Птички»

Любан «Колыбельная»

Ботяров Е. «Танец»

Слонов Ю. «Полька», «Веселая игра»

Кореневская Т. «Дождик»


Пьесы с элементами полифонии

Телеман Г.Ф. «Пьеса»

Пахмутова А. «Маленький дуэт»

Пирумов А. «Маленькая прелюдия»

Балтин А. «Маленький дуэт»

Агафонников «Смеркается»

Орф К. «Пьеса»

Шевченко С. «Канон»

Барток Б. «Менуэт»

Моцарт Л. «Менуэт»

Моцарт Л. «Бурре»
Ансамбли

Литовская народная песня «Матушка моя» обр. К. Сорокина

«Здравствуй, гостья зима» русская народная песня обр. Н. Римского-Корсакого

Украинская народная песня обр. К. Сорокина

«Там за речкой, там за перевалом» русская народная песня обр. К. Сорокина

«Как во поле, поле белый лен» русская народная песня обр. К. Сорокина

Кабалевский Д. «Наш край»

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»

Филиппенко «На мосточке»

Лазаренко А. «Зимняя забава»

Гречанинов А. «На зеленом лугу»

Жилинскис «Латышская народная полька»

Чешская народная песня обр. В. Неедлы

Гречанинов А. «Пьеса»

Русская народная песня «Из под дуба» обр. П. Чекалова

Русская народная песня «Дуня – тонкопряха» обр. А. Живцова

Витлин В. «Детская песенка»

Балакирев М. «Хороводная»

Сорокин К. «Украинская колыбельная»
2 класс

Этюды


Хрестоматия для фортепиано (педагогический репертуар 1-2 классы по выбору)

«Фортепианная игра» (1-2 классы по выбору)

«Калинка» (Альбом начинающего пианиста 1-2 классы по выбору)
Полифонические пьесы

Руднев Н. «Щебетала пташечка»

Бах И. «Волынка»

Бем Г. «Менуэт»

Юцевич Е. «Канон»

Любарский Н. Украинская песня

Персел Г. «Ария»

Гендель Г. «Менуэт»

Телеман Г. «Пьеса»

Моцарт Л. «Менуэт»

Големов С. «Пьеса»

Моцарт В. «Менуэт»


Пьесы

Чайковский П. «Болезнь куклы»

Майкопар С. «Сказочка»

Абелев Ю. «Рассказ»

Веккерлен Ж. «Детская песенка»

Гречанинов А. «Маленькая сказка»

Майкопар С. « Пастушок»

Литовко Ю. «Песня»

Гедике А. « Танец»

Кабалевский Д. «Труба и барабан»

Тамберг Э. «Танец клоуна»

Любарский Н. «Плясовая»

Майкопар С. «Легенда»

Гречанинов А. «Вальс»

Назарова-Метнер Т. «Осень»
Произведения крупной формы

Литкова И. «Вариации» («Савка и Гришка»)

Назарова Т. « Вариации» («Во саду ли в огороде»)

Чичков Ю. «Маленькая сонатина»


Ансамбли

Чайковский П. «Мой Лизочек так уж мал» обр. И. Зубченко

Бах И. «Менуэт» (из нотной тетради А.М. Бах)

Гайдн И. «Менуэт»

Моцарт В. «Менуэт»

Чайковский П. «Немецкая песенка»

Чайковский П. «Марш деревянных солдатиков» («Детский альбом»)

Чайковский П. «Утренние размышления» («Детский альбом»)

Руббах А. «Воробей»

Шейбельдт Д. «Адажио»

Грузинская народная песня «Сулеко»

Украинская народная песня «У соседа хата была» обр. Берковича

Моцарт В. «Отрывок из 1 части симфонии соль-минор»

Балаев Г. «Канон»


3 класс

Этюды


Черни К. ред. Гермер 1 часть №3, 7, 11, 17, 18, 21-23, 25, 26, 28, 30

Черни К. «Этюд» (подкладывание и перекладывание пальцев)

Гедике А. «Этюды» № 54-57, 66-68, (школа игры 2 класс)

Гречанинов А. « Этюд № 60»

Гардорф Ф. «Этюд № 61»

Лекуппэ Ф. «Этюд № 65»

Лешгорн А. « Этюд» Соч 65 № 40, Соч 65 № 37

Лемуан А. «Этюд» Соч.37 № 11

Гедике А. «Арабеска» Соч. 46 № 9

Шитте Л. «Этюд» Соч. 108 № 21

Хрестоматия 1-2 класс (по выбору)
Полифонические пьесы

Корелли Ж. «Сарабанда»

Свиридов Г. «Колыбельная песенка»

Фрескобальди «Канцона»

Юцевич Е. «Канон»

Арман Ж. «Фугетта»

Бах И.С. « Менуэт» Соль-мажор

Павлюченко С. «Фугетта» ля-минор

Гендель Г. «Фугетта»

Бах И.С. «Маленькие прелюдии» До-мажор, соль-минор, до-минор


Крупная форма

Беркович И. «Вариации на тему песни «Светлячок»

Беркович И. «Вариации на тему украинской народной песни»

Лукомский А. «Вариации»

Назарова-Метнер Т. «Игра в жмурки» (маленькая сонатина)

Хаслингер Г. «Сонатина»

Тюрк Д. «Сонатина № 1»

Шпиндлер Ф. «Сонатина № 2»


Пьесы

Гайрас О. «Маленькая фантазия»

Гречанинов А. «Колыбельная»

Майкапар С. «Маленький командир»

Мордасов Н. «Буги-вуги», «Смелее малыш»

Сорокин В. «Слон и собачка»

Гедике А. «Пьеса»

Чайковский П. «Новая кукла»

Майкопар С. «Педальные прелюдии № 1, 2»

Люткевич «Старинная песня»


Ансамбли

Бетховен Л. «Марш»

Питерсон О. «Джаз для юных пианистов» (по выбору)

Сегмейстер Э. «Детские пьесы для фортепиано» (по выбору)

Разоренов Ю. «Птичка»

Соснин С. «Марш мышей»

Глинка М. «Полька»

Бах И.С. «Маленькая прелюдия» ре-минор, обр. И. Зубченко


4 класс

Этюды


Ревуцкий Л. «Этюд»

Лемуан А. «Этюды» 8 – 15

Гедике Е. «Этюд» («Песня веретена»)

Черни-Гермер К. часть 1 № 32 – 46

Черни К. «Этюд» (аккорды и арпеджио)

Дювернуа Ж. «Этюд» (репетиции)

Парцхаладзе Г. «Этюд» («Дождь»)

Бертини А. «Этюд» До-мажор

Беренс Г. «Этюд»

Майкопар С. «У моря ночью» (Этюд)

Гнесина Е. «Волчок»

Шитте Л. «Этюд» Ля –мажор (арпеджио)


Полифонические произведения

Рамо Ж.Ф. «Полонез»

Лядов А. «Подблюдная»

Бах К.Ф. «Полонез»

Моцарт Л. «Буре» до-минор

Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги» Тетрадь 1

«Прелюдия» До –мажор, соль –минор Тетрадь 1 № 1, 3, 5, 6 – 8, 11

Циполи Д. «Фугетта» ми-минор, Фа-мажор

Щуровский Ю. «Степная песня»

Моцарт Л. «Ария»


Пьесы

Хачатурян А. «Андантино»

Жербин М. «Марш»

Моцарт В. «Пьеса»

Шуман Р. «Первая утрата»

Чайковский П. «Мазурка»

Роули А. «Волшебное озеро»

Амиров Ф. «Элегия» Ре-мажор

Гладковский А. «Маленькая танцовщица»

Гедике А. «Пьеса»

Майкопар С. «Педальные прелюдии» № 4-6 (по выбору)

Майкопар С. «Ариэтта» соч. 22


Произведения крупной формы

Беркович «Сонатина» 1ч.

Кабалевский Д. «Легкие вариации» Фа –мажор

Клементи «Сонатина» 1часть соч. 36 №2.

Сорокин К. «Тема с вариациями»

Кулац Ф. «Вариации» №14 ор. 8


Ансамбли

Бетховен Л. «3 немецких танца»

Соснин С. «Марш мышей»

Разоренов С. «Птичка»

Мусоргский М. «Гопак»

Бетховен Л. «К Элизе» обр. Зубченко Л.

Чайковский П. «Вальс» (из оперы «Евгений Онегин»)

Балаев Г. «Армянский танец»

Балаев Г. «Как по нашей улице»

Балаев Г. «Танго»

Холминов А. «Цыплята»

Балакирев М. «На волге»


Аккомпанемент

Романсы: Булахова П., Варламова А., Гурелева А., (по выбору).


5 класс

Этюды


Гнесина Е. «Волчок»

Бертини А. «Этюд» До-мажор

Черни К. «Этюд» Фа-мажор

Черни – Гермер часть 2 (выборочно)

Гонон Ш. «Упражнения» 1-7 выборочно

Шитте Л. «Этюд» Ля-мажор (арпеджио)

Кабалевский Д. «Этюд» ля-минор

Майкопар С. «Вроде жичи» №7 соч.30


Полифонические пьесы

Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги» тетрадь 2 1-3, 6-9

Циполи Д. «Фугетта» ми-минор

Глинка М. «Фуга» До-мажор

Бартон Б. «Канон»

Майкопар С. «Прелюдия и фугетта» до-минор

Бах Ф.Э. «Фантазия»

Бах И.С. «Двухголосные инвенции» До-мажор, ля-минор

Лядов А. «Канон» Соль-мажор

Бах И.С. «Прелюдия» Фа-мажор


Произведения крупной формы

Бетховен Л. «Сонатина» Фа-мажор, 2

Клементи М. «Сонатина №3» До-мажор, №5 Соль-мажор

Кулау Ф. «Сонатина» №1 До-мажор, соч. 55

Кабальский Д. «Легкие вариации на тему словацкой народной песни» соч.51

Вебер К. «Сонатина» До-мажор, 1 часть

Чимарозо Д. «Соната» Соль-мажор
Пьесы

Кюи Ц. «Испанские марионетки»

Свиридов Г. «Колдун»

Тамберг Э. «Баллада»

Пахульский Г. «В мечтах» соч.23

Дворионас Б. «Вальс» ля-минор

Григ Э. «Вальс» соч.12

Гречанинов А. «Ноктюрн» Ля-мажор

Беркович И. «Мазурка» Соль-минор

Парцхаладзе М. «Танец»

Шуман Р. «Охотничья песенка» соч.68
Ансамбли

Гендель Г. «Ария»

Парцхаладзе М. «Шествие»

Парцхаладзе М. «Белка непоседа»

Балаев Г. «На горной тропе»

Балаев Г. «В лодке»

Балаев Г. «Горный ручей»

Медведовский Е. «Вместо дикселенда» (фантазия – шутка)

Александер Д. «Сонатина»

Александер Д. «Испанское интермеццио»

Свиридов Г. «Вальс» (муз. к драме А.С. Пушкина «Метель»)

Баневич С. «Северное сияние»


Аккомпанемент

Романсы: Булахова П., Варламова А., Гурелева А. (выборочно, легкие)

Глинка М.И. «Признание»

Абаза А. «Утро туманное»


Методическая литература

1) Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано – М., 1978.

2) Андреева Е. Основы музыкальной грамоты. Киев, 1998.

3) Артоболевская А. Первая встреча с музыкой – М., 1985.

4) Баренбойм Л.А., Перунова Н.Н. Путь к музыке – Л., 1989.

5) Березовчук Л. Музыка и мы – СПб., 1995.

6) Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7 – М., 1986.

7) Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 1 – М., 1963.

8) Гаккель Л. Я не боюсь, я – музыкант. – СПб., 1993.

9.) Детский альбом П.И. Чайковского в пед. репертуаре ДМШ. – М., 1972.

10) Добровольский С.А. Основы аппликатурно – двигательной культуры пианиста Новосибирск, 1989.

11) Книга о музыке сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М., 1988.

12) Корыхалова Н.П. Играем гаммы. – М., 1995.

13) Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М., 2003.

14) Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. – М., 19988.

15) Методические указания (по организации учебно – воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ). – М., 1988.

16) Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. Киев, 1979.

17) Москаленко Л.Методика организации пианистического аппарата в первый год обучения. Новосибирск, 1989.

18) Музыкальный инструмент: программа для ДМШ ( муз. от. школ искусств.) - М., 1991.

19) Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982.

20) О.Н. Оборин – педагог – М., 1989.

21) О некоторых вопросах работы над полифонией в фортепианном классе ДМШ. - М., 1981.

22) О методической работе в ДМШ. – М., 1971.

23) Об опыте музыкально – просветительской деятельности ДМШ.

– М., 1971.

24) Перельман Н. В классе рояля (короткие рассуждения) изд. 3. – Л., 1981.

25) Попова Г.В. Пути к музыке. – М., 1978.

26) Развитие навыков чтения нотного текста и транспортирования.

– М., 1986.

27) Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 1994.

28) Рябов И.М., Мурзина Е.И. Фортепиано 1 класс. – Киев, 1988.

29) Смирнова Т. Фортепиано, интенсивный курс. – М., 1992.

30) Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. – М., 1990.

31) Теория и методика обучения игры на фортепиано. – М., 2001.

32) Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М., 1984.

33) Тургенева Э., Малюков А. Пианист – фантазёр часть 1, 2. – М.., 1990.

34) Фейгин М.Э. О профессии преподавателя ДМШ. - М., 1971.

35) Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. – М.., 2001.

36) Шмидт – Шкловская Т.О воспитании пианистических навыков.

– Л., 1985.

37) Шульпяков О.Ф. Музыкально – исполнительская техника и художественный образ. – Л., 1986.

38) Эстетическое воспитание в школах искусств. – М., 1988.

39) Юдовина – Гальперина Т. За роялем без слёз. – СПб, 1996.

40) Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. – М., 1968.

41) Крюкова В. «Музыкальная педагогика» - Ростов н /Д «Феникс» 2002 г.
Учебная литература.
1) «Этюды для фортепиано на разные виды техники» 1, 3, 4 классы

Киев «Музична Украина» 1974 г.

2) К. Черни «Избранные этюды» ред. Г. Гермера Москва «Музыка» 1981 г.

3) «Хрестоматия для фортепиано 5 классы» вып. 1, 2; Пьесы

4) «Хрестоматия для фортепиано5 классы» вып. 1, 2; Крупная форма.

5) «Хрестоматия для фортепиано 5 классы» вып.1, 2;

Полифонические пьесы.

6) «Пьесы радянских композиторов» вып. 1. 1 – 4 классы.

Киев «Музична Украина» 1989 г.

7) М. Парцхаладзе «Детские пьесы для фортепиано в 4 руки и для двух фортепиано» тетрадь 1, 2. Москва «Советский композитор» 1987 г.

8) Г. Балаев, А. Матевосян «Фортепианные ансамбли»

Ростов – на – Дону «Феникс» 2000 г.

9) «Ансамбли» вып. 9, 10. 11, 14. Москва «Советский композитор» 1990 г.

10) «Играем вдвоём» составитель: Д. Федосов Иркутск 1998 г.

11) «Хрестоматия для фортепиано в 4 руки» вып. 1, 2.

12) «Пьесы для фортепиано в 4 руки» вып. 3. Старшие классы.

Составитель: А. Бакулова.

13) «Ансамбли для фортепиано» вып.1.

Москва «Советский композитор»1990 г.

14) «Играем в 4 руки» изд. Катанский. Москва 2000 г.

15) М. Клементи «Сонатины» Баку 1963 г.

16) «Этюды для фортепиано на разные виды техники»1 – 7 классы .

Киев «Музична Украина» 1983 г.

17) «Этюды для фортепиано» 1 – 2 классы. вып. 1.

Киев «Музична Украина» 1989 г.

18) «Этюды для фортепиано» (координация рук в одновременном движении)

1, 2 части. Москва «Советский композитор» 1983 г.

19) Гаммы и арпеждио» Москва «Советский композитор» 1984 г.

20)«Популярные пьесы для фортепиано» вып. 2. Москва «Музыка» 1986 г.

21) «Альбом для домашнего музицирования» Москва «Музыка» 1989 г.

22) В. Агафонников «27 пьес для начинающего пианиста»

Москва «Советский композитор»1990 г.

23) «Калинка» (альбом начинающего пианиста) вып. 2. изд. 5. 6.

Москва «Советский композитор» 1990 г.

24) «Пьесы современных композиторов» 2 – 5 классы

Москва «Советский композитор» 1962 г.

25) «Лёгкие пьесы для фортепиано» 2 класс ДМШ . тетрадь 4.

Москва «Советский композитор» 1963 г.

26) С. Майкапар «Бирюльки» Москва «Советский композитор» 1989 г.

Москва «Советский композитор» 1962 г.

27) П. Чайковский «Детский альбом» Москва «Музыка» 1988 г.

28) «Хрестоматия для фортепиано» (1, 2, 3, 4 классы) ред. Любомудрова Н.



Москва «Музыка» 1988 г.

29) Б. Милич «Фортепиано» (1, 2, 3, 4, 5 классы) Москва «Кифара» 2002 г.


Смотрите также:
Программа в области музыкального искусства по. 01 «Фортепиано» Нормативный срок освоения программы 8(9) лет
984kb.
5 стр.
Темы дипломных работ ммк 2013 Фортепиано
145.03kb.
1 стр.
Программа «Фортепиано»
437.17kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Общий курс фортепиано»
218.95kb.
1 стр.
Вопрос исполнения клавесинных произведений на фортепиано
146.25kb.
1 стр.
Соната для скрипки и фортепиано (1963)
20.33kb.
1 стр.
Программа для индивидуального обучения по специальным предметам фортепиано, народные (баян, аккордеон), духовые инструменты; по групповым предметам
32.18kb.
1 стр.
Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано»
250.17kb.
1 стр.
В 2013/2014 учебном году школа осуществляет образовательную деятельность по следующим образовательным программам
273.43kb.
1 стр.
Программа дисциплины по специальности «Фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты»
62.4kb.
1 стр.
Образовательная программа по хореографии, Центр детского творчества пос. Дербышки, г. Казани I место Магина Л. П. «Изображение предметов геометральным методом»
59.09kb.
1 стр.
Конкурсная программа фортепиано Скрипка Изобразительное искусство
306.94kb.
1 стр.