Главная
страница 1


g:\программы\проверенные умо\img450.jpg

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Социология массовой коммуникации».

Программа разработана в соответствии с:


  • ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология» http://www.hse.ru/data/2012/07/26/1257346946/standart-040100-62.pdf ;

  • Образовательной программой НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Социология массовой коммуникации» является:

- ознакомление с основными направлениями развития и исследования массовой коммуникации и массовой культуры в современном мире,

-освоение навыков применения теорий, методов и данных для исследовательских и экспертных задач.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


наиболее важные теории в сфере исследований массовой коммуникации и массовой культуры

Уметь


критически анализировать исследования в данной области, оценивать корректность их методики, обоснованность выводов, правильность применения теорий.

Иметь навыки (приобрести опыт)

собственного небольшого исследования в данной области в рамках учебного исследовательского проекта
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

умение работать самостоятельно и в коллективе, навыки руководства коллективом

ОК-5

Умеет вычленять основной смысл при чтении научных текстов и формулировать вопросы к нему.

Умеет в отведенные сроки договориться с участниками о тактике выполнения задания и довести его до конца

Умеет вести коллективную дискуссию


Самостоятельное чтение сложных текстов, работа в мини-группах на семинарах и в рамках учебных исследовательских проектов

способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам

ОК-8

Умеет найти, отобрать и обобщить данные о той или иной социальной сфере в общедоступных интернет-источниках

Умеет найти, отобрать и проанализировать статистические данные из специализированных баз данных



обзор развития медиа индустрии по материалам Интернета, знакомство с базами данных Pew Research Center, ООН, Юнеско

способность и умение самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения

ПК-1

Умеет поставить под сомнение аргументы и факты из научного текста

Умеет сформулировать гипотезы из чтения научного текста

Умеет выбрать адекватные методы исходя из прочитанной литературы и задачи исследования


Использование изученной литературы и методик в учебных исследовательских проектах, в дискуссиях на семинарах

Способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования

ПК-3

Применяет выбранные методы к своим данным

Адаптирует методы к целям и данным учебного исследования



Учебные исследовательские проекты

Способность использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры

ПК-11

Корректно применяет изученные теории к интерпретации данных из общих источников и данных, получаемых в учебно-научном проекте

Переводит с языка исследования на язык экспертного заключения



Коллективный характер учебных исследовательских проектов, побуждающий к организации и взаимодействию

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Современные методы сбора социологической информации;

Современные методы обработки данных и моделирования в социологических исследованиях;

Современные направления развития социологической теории.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знание основ социологической теории и методологии, ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-4.


5Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Предмет социологии массовой коммуникации и массовой культуры

10

4







6

2

История и современное состояние СМК и культур-индустрии в России и в мире

18

2

4




12

3

Классические теории массовой коммуникации и массовой культуры

16

2

2




12

4

Современные теории массовой коммуникации

16

2

2




12

5

Массовая коммуникация и массовая культура: производство, содержание, потребление

14

2

2




10

6

Медиа, массовая культура и глобализация

16

2

2




12

7

Новые медиа

18

2

4




12




Всего

108

16

16




76



  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4




Текущий

Домашнее задание







**




2 страницы текста

Итоговый

Зачет







*




В устной форме 80 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков

В качестве основной формы текущего контроля является оценка участия студентов (их активность) в работе на семинарских занятиях и в выполнении домашнего задания.


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: . Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: . Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная = 0,4· Од\з + 0,3·Осам.р. + 0,3·Оаудиторная, где
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Орезультирующая = 0,4·Озачет +0,6 Онакопленная
Способ округления оценки: арифметический

  1. Содержание дисциплины


  1. Предмет социологии массовой коммуникации и массовой культуры

Лекция (4 часа)

Понятия коммуникации и массовой коммуникации и их соотношение. Основные школы и модели коммуникации. Понятие средств массовой коммуникации и его границы. Предмет и метод теории массовой коммуникации: теория МК как междисциплинарная область. Проблематика исследований МК. Культура. Традиционная и массовая культура. Популярная и массовая культура. Массовая коммуникация и массовая культура. Культуриндустрия.


Самостоятельная работа: чтение к лекции:

McQuail, Denis (2000). McQuail’s Mass Communication Theory. London: Sage. Chapters 2,3.

А. На основании гл. 2 суммировать «вклад» в развитие СМК одного из средства массовой коммуникации:


    • Книга и библиотека

    • Газеты

    • Фильм

    • Широковещание (радио, ТВ)

    • Звукозаписывающая индустрия

    • Новые электронные медиа

Б. На основании гл. 3 проанализировать содержание одной из моделей коммуникации:

  • Трансмиссионная модель

  • Ритуальная или экспрессивная модель

  • Модель паблисити

  • Рецепционная модель

Вопросы для дискуссии:

Чья позиция представляется более аргументированной: сторонников сильного или слабого влияния СМК?

Чему скорее способствуют СМК – социальной интеграции или дезинтеграции?

Какое понятие более продуктивно (если такое различие есть) – массовая культура или популярная культура?

Как можно продолжить описание основных тенденций развития СМК?



  1. История и современное состояние СМК и культур-индустрии в России и в мире


Лекция (2 часа)

Становление СМК как социального института в мире и в России и связь этого процесса с индустриализацией, урбанизацией и зарождением массовой культуры. Медиа-система России к 1917 году; зарождение массовой культуры и культуриндустрии. Основные реформы большевиков в области СМК: огосударствление СМК, учреждение официальных органов цензуры, создание разветвленной системы печати, проводного радио и кампания по ликвидации безграмотности. Становление поздней советской медиа-системы: создание всесоюзного телевидения на основе системы спутников, внедрение магнитной записи и тотальной предварительной цензуры, зарождение советской поп-культуры и системы телезвезд. Трансформация медиа-системы в 1990-е годы: принятие первого закона о печати, отмена цензуры и установление права граждан на создание СМК. Утрата старых рычагов государственного контроля и распад государственной медиа-системы. Взрывной рост политической прессы. Либерализация цен и раздел СМК между финансово-промышленными группами. «Информационные войны» в политическом секторе СМК, интенсивный импорт медиа-продукции в развлекательном секторе, зарождение рынка коммерческой рекламы. После 1999 года: реконсолидация государства, ренационализация общероссийского ТВ и других СМК, централизация контроля над СМК, «деполитизация» СМК и рост развлекательного сектора и рекламного рынка. Рост отечественного производства развлекательной продукции, собственного шоу-бизнеса, глокализация. Переход аудитории от ориентации на чтение к телесмотрению, а затем –частичный отток в Интернет.


Семинар (4 часа)

Самостоятельная работа: домашнее задание к семинару:

Подготовить домашнее задание следующего характера - обзор развития одной из отраслей медиа-индустрии в современной России, на основе анализа Интернет-данных, объем 2 стр.:


  • Радио

  • Телевидение

  • Газеты

  • Журналы

  • Блоги и форумы

  • Интернет-СМИ

  • Реклама

  • Медиавладение

  • Звукозаписывающая и концертная деятельность

  • Шоу-бизнес

  • «не-индустрия»: стрит арт, домашнее видео, «народное творчество»

Форма работы на семинаре: презентация и обсуждение обзоров


  1. Классические исследования массовой коммуникации и массовой культуры

Лекция (2 часа)

Ранний период исследований МК: наличие ярко выраженного мейнстрима в исследованиях 1950-х годов (структурный функционализм, преобладание интереса к медиа-эффектам, ориентация методологии на естественные науки, количественные методы и прикладные исследования, имплицитный нормативизм). Важнейшие тексты: Гарольд Лассуэл «Структура и функции коммуникации в обществе»; Лазарсфельд, Берельсон, Годэ «Выбор людей». Хоркхаймер, Адорно. «Культуриндустрия. Просвещение как обман масс». Подходы к аудитории как к легко манипулируемой массе. Разделение культуры на «высокую» и «массовую», с нормативными коннотациями. Небольшое количество сравнительных исследований.


Семинар (2 часа)

Самостоятельная работа: чтение к семинару:

Lazarsfeld P.F. (1944). The Election is Over. The Public Opinion Quarterly, Vol. 8, No. 3, Pp. 317-330.
Работа на семинаре: подробный разбор методики исследования, обоснованности приведенных выводов, работа с таблицами и обсуждение предложенных индексов.



  1. Современные исследования массовой коммуникации


Лекция (2 часа)

Второй период исследований СМК: интерпретативный поворот 1970-х годов. Распад мейнстрима и обращение к широкому спектру социальных теорий и гуманитарного знания, выход за пределы социологии. Всплеск интереса к медиа-производству и медиа-контенту, к качественнм методам и общей методологии гуманитарных наук. Важнейшие тексты: Гэй Такман «Делать новости: исследование по конструированию реальности» (конструктивизм), Джеймс Кэйри «Культурный подход к коммуникации» и др.


Современное состояние: набор рядоположенных теорий. Наиболее популярные подходы: пост-модернизм (Бодрийяр, Фиск и др.), концепции информационного общества (МакЛюэн, Кастельс и др.), новые исследования аудитории (Кац-Либс, Лалл и др.). Развитие «незападных» и сравнительных исследований.
Семинар (2 часа)

Самостоятельная работа: чтение к семинару:

Liebes, T., Katz. E. (1990) The export of meaning: Cross-cultural reading of Dallas. NY&Oxford: Oxford university press. Chapters 3, 5.
Работа на семинаре: подробный разбор методологии исследования, обоснованности выделенных категорий, чтение и анализ фрагментов расшифровки фокус-группы (гл. 4) и дискуссия о кодировании.



  1. Массовая коммуникация и массовая культура: производство, содержание, потребление


Лекция (2 часа)

Возможные типологии исследований производства медиа-продукции: схемы Шумейкер-Риза и МакКуэйла. Индивидуальный уровень анализа производства: влияние вкусов, эмоций, политических предпочтений и профессиональных идентичностей. Типология профессиональных ролей А.Кустарева. Уровень профессиональных практик: влияние структуры жанра (Гэй Такман) и организации производства (Мюриэл Кантор). Уровень организации и медиа-индустрии (Дж. Дэвис и типология управленческих стратегий, Дж. Туров и типология агентов внутри медиа-индустрии). Уровень экстра-медийных влияний: политэкономические подходы (Тансталл и Палмер и др.), типология экстра-медийных агентов (Кольцова), роль источников в произодстве новостей (Эриксон и соавт.) Уровень идеологии и господствующих ценностей (Герман и Чомски «Производство согласия», Ноэль-Нойман «Рождение спирали молчания», работы Стюарта Холла и Бирмингемской школы).

Возможности и ограничения количественного и качественного анализа медиа-контента. Источники современных подходов к анализу контента. 1. Семиотика и дискурс-анализ. Ф.Соссюр и зарождение структурного анализа речи. Ч.С.Пирс и его типология знаков. Роль русской семиотической школы и работ В.Проппа. К.Леви-Стросс и применение семиотики для анализа мифов. Позднейшая экстраполяция семитоических методов для анализа массовой культуры и медиа-контента. Ролан Барт и его влияние на теории массовой коммуникации. 2. Фрэйм-анализ И.Гоффмана и анализ повседневного диалога Г.Гарфинкеля. 3. Аналитическая философия языка и теории коммуникативного действия.

Применение указанных теорий для анализа СМК. Уровень лексем: Низамова и освещение конгресса татар в татарстанской прессе. Уровень предложений: Т.ванДейк и его анализ репрезетации этнических меньшинств в СМК. Уровень макро-структур текста. У.Эко и его анализ структуры романов о Джеймсе Бонде. Обзор исследований репрезентации меньшинств в США на уровне макро-структур; Карпенко и репрезетнация кавказцев в петербургской прессе. Комплексные исследования: Медиа-группа университета Глазго «Плохие новости» (о структурных механизмах появления искажения в освещении забастовок в Великобритании); Герман и Чомски (об искажении в освещении выборов в Латинской Америке прессой США). Альтернативные подходы: от разоблачения скрытой пропаганды к анализу полисемии меджиа-текста и открывающихся возможностей для интерпретации его аудиторией (Дж. Фиск и применение категорий Барта для анализа телевизионного контента).

Контент-анализ в медиа-исследованиях. Общие принципы. Составление кодировальных листов. Обучение кодировщиков и проверка надежности интеркодирования. Разбор материалов исследования с применением контент-анализа (на примере исследования освещения бездомности – Кольцова, 2006).

Типология исследований потребления медиа-продукции (МакКуэйл).

Ранние измерения эффектов, бихевиоризм. Лазарсфельд и соавт., концепция двуступенчатого потока информации и понятие лидера мнения. Кац и Лазарсфельд: понятие «вмешивающихся переменных» в процессе МК. Концепции, корректирующие ранние теории о влиянии СМК на общество. 1. Джозеф Клаппер и понятие селективности. 2. Подход Uses and Gratifications (как основа для будущих «новых исследований аудитории»). 3. Комбс, Шоу и концепция установления повестки дня. Соотнесение с типологией прочтений Стюарта Холла.

Новые исследования аудитории. Джон Фиск и идея активной аудитории. Джеймс Лалл и этнография аудиторий. Дэвид Морлей (Бирмингемская школа). Тамар Либс и Элью Кац «Кросс-культурное чтение «Далласа» и его значение для теории СМК. Аннабель Среберни-Мохаммади и зарождение интереса к малым медиа.


Самостоятельная работа: чтение к лекции:

Грам М., Нисс Х. Разные родители, разные мечты: сравнительный анализ культурных ценностей, используемых в рекламе продуктов для детей в Дании, Германии и Великобритании // Рубеж: Альманах социальных исследований. - Сыктывкар, 1999. - № 13/14. - С. 126-141.




  1. Медиа, массовая культура и глобализация


Лекция (2 часа)

Взаимосвязь теорий информационного общества и изучения глобализации в области СМК. Ранние подходы к глобализации: девелопментализм (Джордж Гербнер). Второй этап: теории культурного империализма (Герберт Шиллер и др. марксисты). Третий этап: слияние с концепциями информационного общества и более ранними футурологическими подходами. Их истоки: Альвин Тоффлер и футурошок. Маршалл МакЛюэн и Галактика Гуттенберга. Современные интерпретации: Мануэль Кастельс и информационная эпоха, Дж.Б.Томпсон и медиатизация социальной жизни. Параллельное новое нарастание интереса к антиглобализму, альтернативным, радикальным и малым медиа. Среберни-Мохаммади и роль малых медиа в «анти-демократической революции снизу» в Иране. Интернет, мобильные коммуникативные технологии и арабская весна 2011 г. Медиа-активизм, Интернет и слияние производства и потребления СМК.


Семинар (2 часа)

Самостоятельная работа: чтение к семинару:

Gatherer D. Comparison of Eurovision Song Contest Simulation with Actual Results Reveals Shifting Patterns of Collusive Voting Alliances // Journal of Artificial Societies and Social Simulation vol. 9, no. 2, 2006.
Работа на семинаре: разбор методики исследования, изучение статистики по Eurovision.


  1. Новые медиа


Лекция (4 часа)

Понятие новых медиа. Интернет как новое СМК и как новая среда для популярной культуры. Слияние разных видов массовой коммуникации. Слияние производителей и потребителей массовой коммуникации и массовой культуры. Слияние массовой и немассовой коммуникации. Переопределение границ публичного и приватного. Влияние на конструирование идентичностей. Интернет и понятие «сообщества»: блоги, социальные сети. Интернет и информационное общество. Интернет и глобализация. Мобильная телефония и изменение социальной коммуникации. Мобильный Интернет и его влияние на социальную организацию.


Самостоятельная работа: чтение к лекции:

Этлинг Б., Алексанян К., Келли Дж., Фарис Р., Палфри Дж., Гассер У. Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете // Ис с л едования Цент ра Беркм ана No. 2010-11, 19 октября 2010. http://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Public_Discourse_in_the_Russian_Blogosphere-RUSSIAN.pdf



  1. Образовательные технологии


Работа в малых группах над заданиями к классе и над домашними проектами, разбор кейсов исследований, с он-лайн базой социологических данных Pew Research Center, со статистическими данными ООН и Юнеско.
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля (домашнего задания)


  • См. раздел 7 «Содержание дисциплины».




    1. Приблизительный перечень вопросов для проведения итогового контроля (зачета)




  1. Понятия коммуникации и массовой коммуникации и их соотношение.

  2. Основные школы и модели коммуникации.

  3. Понятие средств массовой коммуникации и его границы

  4. Подходы к аудитории как к легко манипулируемой массе.

  5. Возможные типологии исследований производства медиа-продукции: схемы Шумейкер-Риза и МакКуэйла.

  6. Индивидуальный уровень анализа производства: влияние вкусов, эмоций, политических предпочтений и профессиональных идентичностей.

  7. Типология профессиональных ролей А.Кустарева.

  8. Взаимосвязь теорий информационного общества и изучения глобализации в области СМК.

  9. Понятие новых медиа. Интернет как новое СМК и как новая среда для популярной культуры.

  10. Слияние производителей и потребителей массовой коммуникации и массовой культуры. Слияние массовой и немассовой коммуникации.

  11. Переопределение границ публичного и приватного.

  12. Влияние на конструирование идентичностей.

  13. Интернет и понятие «сообщества»: блоги, социальные сети.

  14. Интернет и информационное общество.

  15. Интернет и глобализация.

  16. Мобильная телефония и изменение социальной коммуникации. Мобильный Интернет и его влияние на социальную организацию.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


Ридер по курсу. Доступен в электронном виде.

Содержание:



    1. McQuail, Denis (2000). McQuail’s Mass Communication Theory. London: Sage. Chapters 2,3.

    2. Lazarsfeld P.F. (1944). The Election is Over. The Public Opinion Quarterly, Vol. 8, No. 3, Pp. 317-330.

    3. Liebes, T., Katz. E. (1990) The export of meaning: Cross-cultural reading of Dallas. NY&Oxford: Oxford university press. Chapters 3, 5.

    4. Грам М., Нисс Х. Разные родители, разные мечты: сравнительный анализ культурных ценностей, используемых в рекламе продуктов для детей в Дании, Германии и Великобритании // Рубеж: Альманах социальных исследований. - Сыктывкар, 1999. - № 13/14. - С. 126-141.

    5. Gatherer D. Comparison of Eurovision Song Contest Simulation with Actual Results Reveals Shifting Patterns of Collusive Voting Alliances // Journal of Artificial Societies and Social Simulation vol. 9, no. 2, 2006.

    6. Этлинг Б., Алексанян К., Келли Дж., Фарис Р., Палфри Дж., Гассер У. Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете // Ис с л едования Цент ра Беркм ана No. 2010-11, 19 октября 2010. http://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Public_Discourse_in_the_Russian_Blogosphere-RUSSIAN.pdf
    1. Основная литература


См. п. 11.1., а также:

    1. Кольцова О. Производство новостей: типы влияний на работу журналистов / В.Воронков, О.Паченков, Е.Чикадзе (ред.) Невидимые грани социальной реальности. Труды ЦНСИ, вып. 9, Санкт-Петербург, 2001, c. 109-123. http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik9/9_kolts.htm

    2. Papacharissi, Zizi (2007). Audiences as Media Producers: Content Analysis of 260 blogs. In: Tremayne, Mark (ed). Blogging, Citizenship and the Future of Media. NY&London: Routledge.

    3. Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость // Российское общество: становление демократических ценностей? Ред.: М.Макфолл, А.В.Рябов Москва : Гендальф, 1999.  http://pubs.carnegie.ru/books/1999/09ar/9909ar-05.pdf

    4. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М. Мысль, 1980. С. 208-215 (http://psyfactor.org/shiller2.htm); 224-244, 317-320.

    5. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во МГУ, 2000. С.13-32, 290-293. http://www.medialaw.ru/publications/books/mp/1.html

    6. Bruns, Axel; Adams, Debra (2009). Mapping the Australian Political Blogosphere. In: Russel, Adrienne; Echchaibi, Nabil (eds) International Blogging: Identity, Politics and Networked Publics. NY: Peter Lang Publishin. P. 85-110



    1. Дополнительная литература

Barthes R. (1975). The Pleasure of Text. New York: Hill & Wang.

Baudrillard J. (1983) Simulations. New York: Semiotext.

Boyd-Barrett, O.; Newbold, C.(1995) (eds). Approaches to Media. A Reader. London: Arnold.

Castells, M. (2001). The Internet Galaxy, Reflections on the Internet, Business and Society. Oxford, Oxford University Press.

Castells, Manuel (2009). Communication power. Oxford/New York: Oxford University Press.

Castells, M., Fernandez-Ardevol, M., Linchuan Qiu, J. Sey, A. (2006) Mobile Communication and Society: A Global Perspective. Cambridge, MA, MIT Press.

Carey J.W. (1989). Communication as Culture. Essays on Media and Society. Boston: Unwin Hyman.

Crowley D., Mitchell D. (1994). Communication Theory Today. Cambridge: Polity Press.

Dickinson, R.; Linne, O. (1998) (eds). Approaches to Audiences. London: Arnold.

Ericson R., Baranek P., Chan J. (1989). Negotiating Control: A Study of News Sources. Toronto: University of Toronto Press.

Fiske J. (1987). Television Culture. London & New York: Routledge.

Fiske J. (1989). Reading the Popular. Boston MA: Unwin & Hyman.

Fox E. (1997). Latin American Broadcasting. From Tango to Telenovela. Luton, UK: University of Luton Press.

Gans H.J. (1979). Deciding What’s News. New York: Pantheon.

Glasgow University Media Group (1976). Bad News. London: Routledge and Kegan Paul.

Golding P., Murdock G. (1991). Culture, Communication and Political Economy / J. Curran, M.Gurevitch (eds). Mass Media and Society. London etc.: Edward Arnold, p. 15-31.

Grossberg, L.; Wartella, E.; Whitney, D. C. (2006) MediaMaking: Mass Media in a Popular Culture. Thousand Oaks, London, New Delhi: Sage. 2nd ed-n

Habermas J. (1989/1962). The Structural Transformation of the Public Sphere. Cambridge MA:MIT Press.

Hall S. (1977). Culture, the Media, and the Ideological Effect / J. Curran et al. (eds). Culture, Media, Language. London: Edward Arnold, p. 315-348.

Hall S. (1980). Encoding and Decoding in Television Discourse. In S.Hall, D.Hobson., A. Lowe & P.Willis (eds) Culture, Media, Language. London: Hutchinson.

Herman E., Chomsky N. (1988). Manufacturing Consent. The Political Economy of the Mass Media. New York, Toronto: Random House.

Jensen K.B., Jankowski N. (eds) (1991). A Handbook of Qualitative Methodologies for Mass Communication Research. London: Routledge.

Katz E., Lazarsfeld P. (1955). Personal Influence. Glencoe, IL: Free Press.

Klapper J. (1960). The Effects of Mass Communication. New York: Free Press.

Koltsova, O. (2006). News Media and Power in Russia. Routledge.

Lasswell H. (1948). The Structure and Function of Communication in Society. In L.Bryson (ed) The Communication of Ideas (pp. 32-51). New York: Harper.

Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. (1948). The People’s Choice3. New York: Columbia University Press.

Liebes T., Katz E. (1988). The Export of Meaning. Cross-Cultural Reading of Dallas. Cambridge, Oxford: Polity Press.

Lull J. (1990). Inside Family Viewing: Ethnographic Research on Television’s Audience. London, New York: Routledge.

Lull J. (1995). Media, Communication, Culture. NY: Columbia University Press.

Martín-Barbero J. (1993). Communication, Culture and Hegemony. From Media to Mediations. London, Newbury Park, New Delhi: Sage.

McQuail, D. McQuail’s Mass Communication Theory. 4th edition. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage, 2000.

Morley D. (1980). The “Nationwide” Audience. London: BFI.

Russel, Adrienne; Echchaibi, Nabil (eds) (2009) International Blogging: Identity, Politics and Networked Publics. NY: Peter Lang Publishin.

Schlesinger P. (1987). Putting ‘Reality’ Together: BBC News. London: Routledge, 2nd edition.

Schramm W. (1964). Mass Media and National Development. Stanford, Paris; Stanford University Press.

Schudson M. (1991). The Sociology of News Production Revisited / J. Curran, M. Gurevitch (eds.). Mass Media and Society. London, New York, Melbourne, Auckland: Edward Arnold.

Sreberny-Mohammadi A., Mohammadi A. (1994). Small Media, Big Revolution: Communication, Culture and the Iranian Revolution. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Sreberny-Mohammadi, A.; Winsek, D.; McKenna, J.; Boyd-Barrett, O. (1997) (eds). Media in Global Context. A Reader. London: Arnold.

Stevenson, N. (1995) Understanding Media Cultures: Social Theory and Mass Communication. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage.

Strinati, D. (2004). An Introduction to Theories of Popular Culture. 2nd ed-n. Routledge.

Thompson J.B. (1995). The Media and Modernity. Cambridge: Polity Press.

Tremayne, Mark (ed) (2007). Blogging, Citizenship and the Future of Media. NY&London: Routledge.

Tuchman G. (1978). Making News: A Study in the Construction of Reality. New York: Free Press.

Tunstall J., Palmer M. (1991). Media Moguls. London: Routledge.

Turow J. (1992). Media Systems in Society. New York & London: Longman.

Zhao Y. (1998). Media, Market and Democracy in China. Between the Party Line and the Bottom Line. Urbana & Chicago: University of Illinois Press.

Барт, Ролан, Мифологии, ,Издательство им. Сабашниковых, 2004.

Бодрийяр Ж. Реквием по масс медиа / S/Λ’98. Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. ¾ М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. ¾ С. 193-226 // http://sociologos.narod.ru/textes/baudrillard.htm

Бриггз Адам, Колби Поль. Медиа: введение. М.: Юнити 2005.

Грушин Б.А., Оников Л.А. Массовая информация в советском промышленном городе. Москва: Издательство политической литературы,1980.

Задорин И. (сост.) СМИ и политика в России. Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях.  М.: Socio-Logos, 2000.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура: Пер. с англ.- М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

Кому принадлежит культура? (ред. Ерофеев С.А.) Казань: Центр социологии культуры КГУ, 1999.

Маклюэн, Маршалл, Галактика Гутенберга, Киев, Ника-центр, 2003 (оригинал 1962).

Маклюэн, Маршалл, Понимание медиа: внешние расширения человека, Москва, Жуковский, Канон-пресс-Ц, Кучково поле,2 003 (оригинал 1964).

Постсоветская культурная трансформация: медиа и этничность в Татарстане 1990-х гг. С.А.Ерофеев, Л.Н.Низамова (ред.). Казань: КГУ, 2001.

Прайс, Монро. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. Москва: Издательство Московского университета, 2000, http://www.medialaw.ru/publications/books/mp/index.html (полный текст книги)

Сиберт, Фред С.; Шрамм, Уильбур; Питерсон, Теодор. Четыре теории прессы. Москва: Национальный институт прессы, издательство "Вагриус", 1998.

Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб., 1997. С. 149-209 (Раздел «Культуриндустрия. Просвещение как обман масс»).

    1. Справочники, словари, энциклопедии


Не предусмотрены.
    1. Программные средства


Не предусмотрены
    1. Дистанционная поддержка дисциплины


Базы данных Pew Research Center. http://www.pewinternet.org
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для практических занятий или других занятий используется видео аппаратура и проектор (для лекций или семинаров), другие вспомогательные материалы.

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя также наличие доступного для самостоятельной работы студента выхода в Интернет и в LMS в компьютерном классе, методическом кабинете факультета, а также (по возможности) по месту проживания.



Компьютерный класс.


Смотрите также:
1Область применения и нормативные ссылки
1703.06kb.
10 стр.
1Область применения и нормативные ссылки
192.66kb.
1 стр.
Область применения и нормативные ссылки
134.29kb.
1 стр.
Утверждена Ученым Советом Факультета 2012 г. Председатель Санкт-Петербург 2012 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа
1236.57kb.
9 стр.
Инструкция г. Челябинск По ведению и заполнению индивидуального плана-отчета преподавателя Нормативные ссылки
163.04kb.
1 стр.
Нормативные ссылки закон
265.53kb.
1 стр.
Свод правил по проектированию и строительству
816.45kb.
4 стр.
Практическая работа n 2 Microsoft Excel 2010. Вычисление по формулам
52.57kb.
1 стр.
1. Нормативные технические документы Межгосударственные стандарты
170.33kb.
1 стр.
Информация о продукте
47.35kb.
1 стр.
Действующие нормативные правовые акты (без федеральных законов) по направлению
5075.97kb.
30 стр.
Л. Н. Мазур край ссылки: особенности формирования и развития системы расселения на урале в 1930—1950-е г
656.68kb.
7 стр.