Главная
страница 1
Урок по теме «Историческая тема в картинах художников XIX века»

(Творчество В.И.Сурикова)

(урок № 5)

Изобразительное искусство, 7 класс

Субботина Наталья Владимировна, учитель изобразительного искусства

МОУ средняя общеобразовательная школа № 45 г. Волгограда



Цели урока:

  • Развивать навыки наблюдательности

  • Обобщить знания о творчестве В.И.Сурикова

  • Воспитывать понимание богатого прошлого нашей страны и роли большой тематической картины в культуре России.

Ход урока

На первой странице тема «Историческая тема в картинах художников XIX века».

Учитель: У нашей страны богатое историческое прошлое. Многие значительные истории были осмыслены художниками разных времен и воплощены ими на полотнах так, как они представляли то, что их волновало.

С помощью инструмента «следующая страница» переходим к следующему слайду.



Рис. 1


- Давайте посмотрим на доску, кого мы видим на данном фрагменте? На доске представлен фрагмент картины «Утро стрелецкой казни» (рис. 1) и справа от него варианты ответов, что это за картина. Ответ: Петра Первого.

- Правильно. А фрагмент какой картины здесь представлен? Посмотрите на варианты ответов.

Если ученик отвечает верно, ему предлагается подойти к доске, и нажав электронным маркером на инструмент «выделенный элемент», убрать шторку, сместив ее вниз, скрывающую правильный ответ.

С помощью инструмента «следующая страница» мы переходим к 3-ей странице.



Рис. 2


На нем разбросаны части картины (рис.2), которые нужно собрать в единое целое, чтобы посмотреть, что это за картина. Так как на предыдущих уроках обучающиеся знакомились с творчеством художника и подробно останавливались на отдельных фрагментах этого произведения, они должны были зрительно запомнить какие персонажи, в какой части произведения изображены.

- Перед вами 15 частей известного исторического полотна, нужно собрать «мозаику», чтобы увидеть картину полностью.

К доске приглашается один ученик, который с помощью электронного маркера подтягивает один фрагмент картины к другому так, чтобы фрагменты составляли часть картины правильно. Работа для 3-х учеников, которые подтягивают по 5-ть фрагментов каждый.

Собрав «мозаику», все видят картину «Утро стрелецкой казни».

Учитель: Как вы думаете, кто главный герой картины? (народ)

- А кто помнит, где сейчас находится эта картина? (В ГТГ)

- Когда впервые это полотно было продемонстрировано в 1881 году на передвижной выставке, о нем был такой отзыв: «Картина делает впечатление неотразимое, глубокое для всех… это наша гордость на выставке» (И.Е.Репин в письме П.М.Третьякову).

- Переходим к 4-й странице при помощи инструмента «следующая страница». Представлена картина «Боярыня Морозова», прямоугольником закрыт некий объект (рис. 3).



Рис. 3


Под картиной варианты ответов:

1. Мужчина

2. Собака.

3. Мальчик

4. Ворона

Учитель: Кто скрыт от зрителя?

Если ученик отвечает неправильно, предлагается другому обучающемуся либо подтвердить этот ответ, либо опровергнуть.

Затем, одному из ребят предлагается с помощью электронного маркера сместить прямоугольник, который скрывает мальчика. Ответ очевиден.

Учитель: Давайте вспомним, с какой целью художник нарисовал мальчика?

При помощи электронного маркера переходим на следующую страницу. Представлена картина «Боярыня Морозова» и фрагмент из нее, на котором изображен человек, помещенный художником в правом нижнем углу (рис. 4).



Рис. 4 Рис. 5

Вопрос: Кто изображен в данном фрагменте?

1. Скоморох

2. Юродивый

3. Коробейник

Ответ скрыт шторкой. В случае правильного ответа шторка перемещается при помощи электронного маркера, для того, чтобы увидеть ответ.

Учитель: А кто же такой юродивый? (Не вполне здоровый психически человек, которого в прошлом считали ясновидящим, прорицателем)

С помощью инструмента «прожектор» высвечиваем лицо юродивого (рис. 5).

- Переходим к следующей странице, не выключая инструмент «прожектор».

На слайде картина «Степан Разин» (рис. 6), она затемнена, высвечено только лицо главного персонажа. «Окно» «прожектора» можно увеличить или при надобности переместить при помощи электронного маркера.

Рис. 6 Рис. 7

Учитель: Чей автопортрет перед зрителем?

- Кто был моделью для этого образа? (Суриков)

- Переходим к следующему слайду. На нем небольшой портрет художника, (рис. 7) электронным маркером выбираем значок гиперссылки (файл АвтоСуриков.pps), появляется увеличенный автопортрет мастера исторического жанра.

Рядом с изображением вопрос: Чей это автопортрет? Справа варианты ответов:

1. И.Е. Репин

2. В.М. Васнецов

3. В.И. Суриков

К доске вызывается обучающийся, который электронным маркером выбирает вариант ответа. Если он отвечает неправильно, то появляется слайд, который говорит ему о том, что он не прав, и следует еще подумать. Если он выбирает ответ верный, то, соответственно, следующий слайд ему об этом свидетельствует.

Переходим на следующую страницу. По периметру экрана 4 репродукции картин (рис. 8):

Рис. 8


- «Боярыня Морозова»

- «Степан Разин»

- «Переход Суворова через Альпы»

- «Меньшиков в Березове»

В центре экрана прямоугольник с названиями картин, ниже написано: «Попробуйте правильно расставить названия картин».

К интерактивной доске приглашается ученик, который пробует, при помощи электронного маркера, верно расставить ответы. Другому учащемуся предлагается подтвердить или опровергнуть и поправить.

Учитель: Какую роль играл в культуре такой большой мастер, как В.И. Суриков? (Роль летописца)

Переход на следующую страницу, на которой задание на дом.

В каких жанрах живописи, кроме исторического, еще работал художник XIX века Василий Иванович Суриков.

Подготовьте сообщение о других его картинах.



Переход на следующую страницу.

Открываем «шторку» при помощи маркера, за которой скрыто эмоциональное завершение урока в виде слов: «Любите живопись, друзья! ВСЕМ СПАСИБО!»


Смотрите также:
Урок по теме «Историческая тема в картинах художников XIX века» (Творчество В. И. Сурикова) (урок №5) Изобразительное искусство, 7 класс
47.88kb.
1 стр.
Пояснительная записка Урок немецкого языка в 11 классе «Изобразительное искусство в жизни молодежи» по теме «Досуг молодежи»
27.4kb.
1 стр.
Интегрированный урок «математика изобразительное искусство»
196.15kb.
1 стр.
Интегрированный урок /литература изобразительное искусство/ в 11 классе «Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
146.16kb.
1 стр.
Урок изобразительное искусство и русский язык ( чтение ), 3 класс
89.79kb.
1 стр.
Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11
2279.47kb.
7 стр.
Мой Пушкин. Урок устный журнал. 2 класс Тема Творчество А. С. Пушкина. Цель Обобщение знаний о творчестве А. С. Пушкина, расширение круга чтения
47.97kb.
1 стр.
Урок Игра- путешествие «Два флота» 2 класс заключительный урок 3 четверти (Тема года: «Ты и искусство») Тема: «Два флота» Тип урока: игра- путешествие
84.08kb.
1 стр.
Учебно-тематическое планирование по Искусству (изо) Класс
359.91kb.
1 стр.
Урок географии. Индийский океан. Класс: 7 Тема раздела : Океаны и материки. Урок 23 Тип урока: урок открытия нового знания
75.08kb.
1 стр.
Обобщающий урок в 7-м классе Урок-соревнование по теме «Отдел водоросли» 7 класс Тема урока: «Строение, жизнедеятельность и значение водорослей»
56.92kb.
1 стр.
Урок английского языка в 4 классе (2-й год обучения, 1 урок в неделю) Учитель : Доронина Т. А. Тема урока: «Цвета» (первый урок по теме) Тип урока : творческий проект «Изготовление Рождественской открытки»
48.04kb.
1 стр.