Главная
страница 1





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии

Программа дисциплины

«Социальная символика материальной культуры»

(факультатив)

для направления 040100.62 Социология подготовки бакалавров

Автор программы:

Иконникова Н.К., к.социол.н., доцент, nikonnikova@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры общей социологии «___»____________ 2013 г.

Зав. кафедрой Н.Е. Покровский
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 2013 г.

Председатель


Утверждена УС факультета социологии «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 040100.62 Социология подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Социальная символика материальной культуры».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом ГОБУ ВПО «Государственный университет – высшая школа экономики» в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» по направлению подготовки 040100.62 «Социология». Уровень подготовки: Бакалавр». Москва, 2010. Утвержден Ученым советом ГУ-ВШЭ, Протокол № 15 от 02.07.2010.;

Образовательной программой 040100.62 Социология.

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 040100.62 Социология, утвержденным в 2011 г.



2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Социальная символика материальной культуры» являются: формирование представлений о социологических аспектах изучения явлений материальной культуры и хозяйства как предмета исследования и как маркера открытых действий на основе углубления знаний студентов в области теоретической социологии, расширение их знания методологии, развиваемой в различных теоретико-методологических подходах,.

Основными учебными задачами курса являются:



  • уметь обсуждать актуальные социальные проблемы функционирования материальной культуры как системы и ее отдельных компонентов в обществе;

  • изучить тексты классических теоретических исследований по темам курса, отражающие различные теоретические традиции в социологии;

  • познакомиться с результатами эмпирических социологических исследований по темам курса;

  • иметь представление о концептуальных различиях и специфике содержания учебных пособий и справочников по социологии и смежным дисциплинам в части изучения материальной культуры и хозяйства;

  • демонстрировать понимание различий в способах постановки и интерпретации социологических проблем в рамках различных теоретико-методологических подходов;

  • получить общие навыки выполнения практических заданий (наблюдение, анализ, подготовка презентаций).

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  • ключевые понятия социологической теории, основные социологические и подходы, в том числе в области социологии вещей, исследования различных аспектов материальной культуры, а также социально-антропологических исследований;

  • историю, возможности и ограничения изучения отдельных аспектов материальной культуры в различных теоретических направлениях;

  • базовые характеристики различных методов социологии, применяемых при изучении материальной культуры.

Уметь:

  • сформулировать социологическую проблему, демонстрирующую специфику функционирования материальной культуры в обществе;

  • соотнести наблюдаемые предметы материальной культуры и практики их использования с социологическими понятиями, теориями, объяснительными моделями;

  • демонстрировать, как социальные отношения, статусы, практики связаны с наблюдаемыми открытыми действиями и артефактами.

Иметь навыки (приобрести опыт):

  • работы с различными источниками социологической информации о материальной культуре, использовать различные социологические методы сбора данных о материальной культуре;

  • представлять результаты сбора данных и их анализа в форме презентаций, эссе.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (формируется частично)

ОК-1

- демонстрирует возможности обращения к материальной культуре в социологических исследованиях

- соотносит данные о материальной культуре с другими видами данных

- фиксирует социальные практики, связанные с созданием, использованием объектов материальной культуры


лекции, семинарские занятия, изучение обязательной и дополнительной литературы, выполнение практических заданий, обсуждения результатов практических занятий, подготовка и написание эссе

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (формируется частично)

ОК-2

- умеет аргументированно и структурированно ответить на вопросы (семинарского занятия, дополнительные)

- ведет дискуссию, высказывать аргументы и критику

- умеет сделать доклад, подготовить презентацию

- выполняет письменную работу в соответствии с предъявляемыми формальными и содержательными требованиями (отраженными в критериях оценивания)



семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам, выполнение, презентация, обсуждение практических заданий, подготовка и написание эссе

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (формируется частично)

ОК- 8

- знает прикладные аспекты исследований материальной культуры

- отмечает в устных самоотчетах и письменных работах социальное значение фиксации социальных практик, связанных с использованием вещей и техники



лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам, выполнение и обсуждение результатов практических заданий, подготовка и написание эссе

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (формируется частично)

ОК-10

- выделяет социально значимые проблемы

- связывает социально значимые проблемы с социологическими понятиями, категориями, теоретическими подходами



лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам, выполнение, презентация и обсуждение практических заданий, подготовка и написание эссе

способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (формируется частично)

ПК-1

- дает определения ключевых социологических понятий социологии материальной культуры, категорий, методов

- называет основные социологические теории, модели, подходы социологии материальной культуры

- объясняет содержание ключевых социологических понятий, категорий, методов

- интерпретирует социальные явления с точки зрения различных социологических теорий, моделей, подходов

- анализирует социальные явления в терминах теорий материальной культуры


лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам, выполнение практических заданий, обсуждения результатов практических заданий, подготовка и написание эссе

способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (формируется частично)

ПК-2

- формулирует тему и задачи собственного исследования явлений материальной культуры и ее социального, символического содержания

- осуществляет отбор и реферирование новейших отечественных и зарубежных источников по конкретной проблеме

- раскрывает символическое содержание явлений материальной культуры аналитическими и описательными средствами


лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам, выполнение практических заданий, обсуждения результатов практических заданий, подготовка и написание эссе

способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (формируется частично)

ПК-3

- готовит практические работы, доклады, итоговую письменную работу в соответствии с требованиям к студенческим работам и ГОСТ оформления библиографических данных

лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам, выполнение практических заданий, обсуждения результатов практических заданий, подготовка и написание эссе

умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (формируется частично)

ПК-5

- связывает собственный исследовательский интерес с социальными проблемами, потребностями и интересами социальных групп

- делает выводы о социальных причинах проблем социальных групп, источниках их потребностей и интересов



лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа по подготовке к семинарам, выполнение практических заданий, обсуждения результатов практических заданий, подготовка и написание эссе



4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин «Профессиональный цикл», Вариативная часть.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Социологическая теория, раздел «Общая социология»

Желательным является освоение учебной дисциплины вариативной части:

Визуальная социология – социологическое воображение (практикум)

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знать, уметь объяснять и иллюстрировать основные понятия, категории социологии, основные социологические теории

Иметь навыки подготовки презентаций, докладов

Владеть основами социологических методов наблюдения, интервью

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Социология культуры

Экономическая социология



5.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Материальная культура как предмет социологического и социально-антропологического анализа, категории, источники и методы изучения

18

2

2




14

2

«Тело в облачении одежд»: социально-знаковые функции одежды. Функциональный анализ. Культурный материализм. Практикум 1

19

3

2




14

3

Система питания и стереотипы поведения. Структуралистский подход. Теория фреймов. Практикум 2

19

3

2




14

4

Жилище и социальные взаимодействия в пространстве жилища. Экологический подход и Чикагская школа. Концепция П. Бурдье. Практикум 3

19

3

2




14

5

«Система вещей» и техника в контексте культуры. Концепция Ж. Бодрийяра. Акторно-сетевая теория.

19

3

2




14

6

Защита практических работ

14




4




10




Всего

108

14

14




80



6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1




Текущий

(неделя)


Практикумы

1

Презентации по темам курса в соответствии с учебным планам. Проекты сдаются в LMS. Предусмотрено выполнение 3 работ. Неделя определяется в соответствии с расписанием. Одна из работ представляется в форме устного аудиторного доклада.

Текущий

(неделя)


Итоговое эссе

1

Письменная внеаудиторная работа (эссе) на одну из предложенных тем, 2,5-3 тыс. слов . 7-я неделя 1-го модуля. Срок проверки и выставления оценки 5 дней.

Итоговый

Зачет

1

Письменное аудиторное тестирование


5.1 Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль включает:

1) Проверку самостоятельной работы студентов по освоению теоретического материала (устный и письменный опрос), оценку участия в дискуссии в ходе аудиторных занятий, проверку знания содержания основной и дополнительной литературы, оценку участия в обсуждении.

Оценка выставляются по 10-ти балльной шкале по итогам семестра.

На основании выполненных практических заданий студент сдает проекты в форме презентаций и защищает одну из них в форме доклада.



Требования к выполнению практикумов:

- объем работы 10-15 слайдов. Титульный слайд должен содержать указание фамилии и имени автора, группы, возможно - уточнение рассматриваемой темы / проблемы.

- должна быть поставлена проблема, релевантная возможностям заданного темой теоретико-методологического подхода;

- слайды должны содержать как иллюстрации, так и основные тезисы, раскрывающие ход и результаты анализа; 

- необходимо явным образом использовать основные идеи заданного темой теоретико-методологического подхода;

- оценивается использование дополнительной исследовательской литературы;

- обобщения и типологии должны быть социологически корректны и обоснованы (методически и теоретически).

Оценки выставляются по 10-ти балльной шкале.

2) письменную внеаудиторную работу (эссе) объемом 2,5-3 тыс. слов. Время оценки результатов (проверки) 5 дней, срок сдачи 7-я неделя 1-го модуля.

Критерии оценивания эссе: эссе является авторской работой, изложением собственных мыслей автора, его позиций и оценок, собственных аргументов к приводимым точкам зрения, собственных критических замечаний к делаемым другими авторами выводам и т.д. Работа должна быть написана научным языком, с корректным использованием социологических терминов и понятий. Оценки, аргументы и примеры должны быть научно обоснованы, а не основываться только на обыденном здравом смысле и личном восприятии.

а) оценивается постановка проблемы, ее социологическое содержание;

б) должны быть выделены и раскрыты ключевые социологические понятия, относящиеся к теме и поставленной проблеме;

в) должны быть приведены и адекватно использованы соответствующие теме источники. Рекомендованные к теме обязательные источники задают общий методологический подход к проблеме. Цитирование и пересказ источников (в том числе обязательных) могут занимать не более 1/4 объема работы. Использованные в работе источники должны включать не только учебные пособия и словари, но и научные статьи и монографии. Желательно использование работ классиков социологии, материалов исследований. Оценивается самостоятельный подбор источников;

г) должны быть приведены ваши авторские аргументы и выводы, одни должны составлять основную часть текста (не перегружайте текст цитатами и реферированием источников);
д) в работе может быть использован иллюстративный материал (рисунки, фотографии; воспроизведенный и авторский).

Требования к оформлению: работа должна иметь титульный лист, ссылочный аппарат, понятные указания на рассматриваемые фотографии в тексте.

Работа оформляется шрифтом Times New Roman, 12 pt, 1 интервал. В тексте эссе обязательно соблюдать правила корректного использования источников, как текстовых, так и изобразительных. Сноски и ссылки на текстовые и электронные источники оформляются согласно ГОСТ 7.1-2003., воспроизведение любых иллюстраций также оформляется ссылками.

Работа не должна содержать не оформленные ссылочным аппаратом заимствования из любых источников (плагиат).

Работа должна быть сдана в срок, присланные после срока работы не оцениваются.

Оценка выставляется по десятибалльной шкале.
Для организации самостоятельной работы студентов используется страница учебного курса на портале НИУ ВШЭ http://soc.hse.ru/gsoc/symbols и LMS.
Зачет проводится в форме письменного аудиторного тестирования.

7.Содержание дисциплины


8.Материальная культура как предмет социологического и социально-антропологического анализа, категории, источники и методы изучения. Лекция 2 ауд.ч. Семинар 2 ауд.ч.

Понятие материальной культуры в социологических, социально-антропологических, культурологических исследованиях. Аспекты и тенденции динамики материальной культуры. Социальное бытование материальной культуры. Объекты и предметная среда. Символизм материальной культуры: обозначение социальных отношений, позиций, действий. Методы исследования материальной культуры. Концепция культурно-хозяйственных типов. Понятие историко-этнографической области.

Общий объем самостоятельной работы 7 ч. : выполнение заданий по текущему контролю (освоение дополнительной литературы), подготовка к семинарскому занятию.

Литература по теме 1:


  1. Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М. 2004. С. 95-118.

  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 27 – 33.

  3. Харре Р. Материальные объекты в социальных мирах // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 118-133.

Дополнительная литература по теме 1:

  1. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // Советская этнография. 1955. № 4.

  2. Токарев С.А. К методике этнографического изучения культуры // Советская этнография. 1970. № 4.

  3. Чеснов Я.В. Историческая этнология. М., 1998. С. 187-208.

9.«Тело в облачении одежд»: социально-знаковые функции одежды. Функциональный анализ. Культурный материализм. Практикум 1. Лекция. 4 ауд.ч. Семинар 2 ауд.ч.

Интерес к одежде как социальному маркеру в классической социологии. «Тело в облачении одежд» в работах М. Мосса и его последователей. Классификации одежды. Социальная мифология разных типов одежды и элементов костюма. Социальные, знаковые функции костюма. Социальные нормы и политика одежды. Униформа. Демонстрация статуса. Основные положения функционального анализа одежды. Явные и скрытые функции костюма, дисфункции, нонфункциональность в одежде. Концепция культурного материализма, ее особенности по сравнению с другими версиями материализма в социологических теориях. Постановка проблем исследования костюма с позиций культурного материализма.

Общий объем самостоятельной работы 13 ч. : выполнение заданий по текущему контролю (освоение дополнительной литературы), подготовка к семинарскому занятию, выполнение практикума 1.



Литература по теме 2:

  1. Гурова О.Ю. «Выглядеть по-русски». Российские мигранты в Финляндии: социальные характеристики и потребление одежды // Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 2. 
С. 17–41.

  2. Гурова О.Ю. Нижнее белье в советской культуре // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 99-114.

  3. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004. С. 26-33, 37-43. 

  4. Рэдклифф-Браун А. Метод в социальной антропологии. М. 2001. С. 63-66. 

  5. Спенсер Г. Обычаи и приличия // Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998. С. 930-976.

Дополнительная литература по теме 2:

  1. Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М. 2004. С. 129-150.

  2. Чеснов Я.В. Историческая этнология. М., 1998. С. 209-232.

10.Система питания и стереотипы поведения. Структуралистский подход. Теория фреймов. Практикум 2. Лекция 4 ауд.ч. Семинар 2 ауд.ч.

Социокультурный подход к исследованию систем питания. Понятие модели питания. Символический и ритуальный аспект пищи. Пища и другие «удовольствия, связанные со ртом» как способы невербальной коммуникации. Структуралистский анализ пищи и ритуала К. Леви-Стросом. Развитие идей К. Леви-Стросса в работах Э. Лича. Бинарные оппозиции с точки зрения структуры социальных взаимодействий. Применение драматургического подхода И. Гоффмана к анализу взаимодействий, связанным с питанием. Трапеза: сценарий и исполнение, передний и задний план, коммуникативные функции трапезы. Фреймы и «скобки».

Общий объем самостоятельной работы 13 ауд.ч.: выполнение заданий по текущему контролю (освоение дополнительной литературы), подготовка к семинарскому занятию, выполнение практикума 2.



Литература по теме 3:

  1. Вовк Е. Хлеб // Социальная реальность. 2007. № 1. С. 107.

  2. Гоффман И. Закрепление форм деятельности // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 54-117.

  3. ДеСоусей М. Экономика и культура: с грядки на стол // ЭСФорум. 2013 № 1 (32). С.6-8.

  4. Иванова М. Практика заготовок на зиму // Социальная реальность. 2007. № 6. С. 40-43.

  5. Лич Э. Культура и коммуникация. М.: Наука, 2001. С. 67-74.

  6. Манкевич И.А. Костюмная коммуникация как игра смыслов // Игровое пространство культуры. СПб., 2002. С. 359–362.

  7. Шмерлина И. Продукты питания: отечественные и импортные // Социальная реальность. 2007. № 2. С. 23.

Дополнительная литература по теме 3:

  1. Воронина Т.А. Традиции в пище русских на рубеже XX – XXI веков // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М.: Наука, 2001. С. 41-72.

  2. Леви-Строс К. Мифологики. Том 2. От меда к пеплу. М.-СПб., 2000. С. 15-42, 47-61, 357-399.

  3. Сохань И. Кормовые функции власти http://www.hse.spb.ru/ choice/ material.php?id = 1326808807

  4. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001. С. 191-216.

  5. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1997. C. 182-186, 278-286.

11.Жилище и социальные взаимодействия в пространстве жилища. Экологический подход и Чикагская школа. Концепция П. Бурдье. Практикум 3. Лекция 2 ауд.ч. Семинар 2 ауд.ч.

Понятие, типология, эволюция жилища. Кросскультурный анализ жилища. Жилище как среда социализации. Основные черты русского сельского и городского жилища с н. ХХ в. до н. XXI в. Жилище как «зеркало» аккультурации. Гендерные исследования структуры и функций современного жилища. Поколения и семьи в современном жилище. «Бездомность» в современных обществах. Жилище и поселение в исследованиях Чикагской школы. Применение экологического подхода к исследованию жилища в контексте среды поселения. Жилище как социальное пространство. Социальные взаимодействия в пространстве жилища: центр и периферия, зонирование, маргинальные пространства. Исследование подхода П. Бурдье в исследованиях жилища.

Общий объем самостоятельной работы 13 ауд.ч.: выполнение заданий по текущему контролю (освоение дополнительной литературы), подготовка к семинарскому занятию, выполение практикума 3.



Литература по теме 4:

  1. Бурдье П. Физическое и социальное пространства /пер. Н.А.Шматко // доступно в источниках: Бурдье П. Социология социального пространства. М., СПб., 2007; Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

  2. Васильева Е. "Квартирный ответ" на "квартирный вопрос": представления россиян об идеальном жилье // Социальная реальность. 2007. № 10. С. 26-34.

  3. Линд Р. и Х. Средний город // Хрестоматия по истории социологии (кафедра общей социологии НИУ ВШЭ)

  4. Томас У. Поведенческий паттерн и ситуация // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины ХХ века. М., 2010. С. 185-198.

  5. Щеглова С.Н. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социс. 2003. № 3. С. 119-122

Дополнительная литература по теме 4:

  1. Бойцова О. Изображения в домашнем интерьере // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. Спецвыпуск. С. 87-95.

  2. Гутов Р., Никифоров А. Бездомность в России: взгляд на проблему // Народонаселение. 2001. №4. С. 117-121.

  3. де Серто М. Сотворение места // Cегодня. 1996. № 165.

  4. Жилище в России: век XX. Архитектура и социальная история. М., 2001.

  5. Зиммель Г. Рама картины. Эстетический опыт // Социология вещей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 48-53.

  6. Коваленко Е.А., Федорец А.В. Бездомность в России: проблематика и методология изучения. М.: Фонд "Институт экономики города", 2006.

  7. Поморов С. Второе жилище горожан, или дом на природе. Урбоэкологические аспекты эволюции городского жилища. Новосибирск, 2004.

  8. Утехин И. Очерки коммунального быта. М., 2001.

  9. Флоренский П.А. Органопроекция // Декоративное искусство. 1969. № 12.

  10. Чеснов Я.В. Историческая этнология. М., 1998. С. 177-182, 287-296.

  11. Шёнбург А. фон Искусство стильной бедности. М.: «Текст», 2008. С. 76-86.

12.«Система вещей» и техника в контексте культуры. Концепция Ж. Бодрийара. Акторно-сетевая теория. Лекция 2 ауд.ч. Семинар 2 ауд.ч.

Вещь в традиционных и современных культурах. От вещей к технике. Технологии и их влияние на культуру как целостность и отдельные сферы социальной жизни: специалистские техники, повседневные техники. Социальный, символический смысл техники. Технические медиа. Ж. Бодрийяр о современной системе вещей, эстетизм, стиль, функциональность. Репрезентации вещей в визуальной среде, понятие симулякра. Интерпретация понятий вещь, актор, «нечеловеческий актор», техника, сеть в акторно-сетевой теории. Соотношение технической и социокультурной детерминации. Описание трансформации специалистских (Б. Латур) и повседневных (Г. Киен) практик в контексте АСТ.

Общий объем самостоятельной работы 7 ауд.ч.: выполнение заданий по текущему контролю (освоение дополнительной литературы), подготовка к семинарскому занятию.



Литература по теме 5:

  1. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 2001. С. 18-54.

  2. Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006.

  3. Киен Г. Введение. Мобильность, Бытие, Глобальная сеть Глава 2. Сеть и сила. Глобальный ландшафт // Kien G. Global Technography. Ethnography in the age of Mobility NY: Peter Lang 2009. Перевод Е.А. Горячевой, Н.К. Иконниковой [Электронный документ] доступен на странице курса на портале ВШЭ http://soc.hse.ru/gsoc/symbols

Дополнительная литература по теме 5:

  1. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. 2002. № 5–6 (35). 211-242.

  2. Латур Б. Об интеробъективности // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 169-198.

  3. Ло Дж. Объекты и пространства // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 223-243.

  4. Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 134-166.

  5. Маклюен М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003. С. 50-57, 87-100, 339-388.

  6. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К., 2003. С. 58-79, 306-316.

  7. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001. С. 9-23, 307-355, 369-381.

  8. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 298-340.



13.Образовательные технологии


Используются образовательные технологии, способствующие интерактивному включению студентов в аудиторные занятия и применению теоретических знаний для анализа социальных процессов. Разбираются кейсы из практики исследований материальной культуры, в том числе в рамках проектов автора курса.

14.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1 Тематика заданий текущего контроля


8.1.1 Практикумы и их защита (доклад)

Требования к практикумам изложены в п. 5.1 настоящей Программы.



Практикум 1. «Одежда как компонент материальной культуры. Использования функционального подхода»

- должна быть поставлена проблема, релевантная возможностям функционального анализа и объекту исследования;

- возможно выделение какого-то костюмного комплекса или социальной группы, костюм которой будет предметом анализа. В любом случае надо не только отразить возможности наблюдения, но и провести анализ;

- необходимо явным образом использовать основные идеи функционального анализа (целостность и функциональность культуры / социальных институтов, институционализация костюма, выделить функциональные, дисфункциональные и др. аспекты). 



Практикум 2. «Система питания - структуралистский анализ»

- можно описывать повседневную или праздничную трапезу;

- описание может включать: состав блюд, традиции и изменения, приписываемое значение, контекст, коннотации, состав участников, порядок трапезы, правила поведения;

- выделить бинарные оппозиции. Как они влияют на воспроизводимые этой практикой социальные связи и социальную организацию?

- необходимо явным образом использовать основные идеи структуралистского анализа, выделение бинарных оппозиций, контекста, знаковых элементов – маркеров. Можно использовать интерпретацию маркеров-границ ситуации И. Гоффмана.

Практикум 3. «Жилище - символическое пространство»

- опишите свою квартиру / комнату в квартире или общежитии (используйте фото, наблюдения, интервью);

- используйте интеракционистский, экологический подход (работы Чикагской школы) или концепцию символического пространства П. Бурдье;

- выделите основные ценностные ориентации, социальные нормы, представление о социальном порядке, разделяемые проживающими, опираясь на маркеры наблюдаемой предметной среды. Какие именно элементы материальной среды символизируют выделенные вами ценности и представления? Являются ли эти элементы материальной среды явно, преднамеренно созданным сообщением или набор предметов-символов складывается не неявно ("испускаемые сообщения");

- как среда описываемого вами жилища отражает / формирует взаимодействия проживающих?

- насколько (в чем именно) данная предметная среда является социально-типичной, а насколько (и в чем именно) - выражает групповую идентичность и индивидуальности?


За каждый практикум выставляется оценка по 10-балльной школе.

Один из практикумов по выбору преподавателя представляется студентом в форме доклада на семинарском занятии. Доклад оценивается коэффициентом от 0,75 до 1,5, умножаемым на среднюю оценку за практикумы. Коэффициент учитывает устную презентацию, доработку содержания на основе ранее сделанных к практикуму замечаний, активную работу в качестве дискутанта в ходе обсуждения докладов.


8.1.2 Эссе

Примерная тематика эссе:

1. Практики использования персонального компьютера и ноутбука в повседневной жизни (возможности технографического описания и анализа Г. Киена)

2. Пространство дворов и палисадников: трансформации традиции в среде малого города и мегаполиса с точки зрения ANT (акторно-сетевой теории в версии Дж. Ло)

3. Диффузия спортивной инфраструктуры и предметов, связанных со спортом в обществе потребления (по Ж. Бодрийяру)

4. Парк, лес, пляж...: экология публичного пространства (на основе концепции экосистемы О.Н. Яницкого)

5. Социальное пространство метро: зеркало ценностно-нормативной системы и трансформация норм и ценностей социальных взаимодействий (сравнительный анализ подходов Чикагской школы и П. Бурдье)

6. Понимание механизмов объективации и овеществления социальных значений в социологической традиции (от К. Маркса к Б. Латуру)

7. Корпоративные нормы в материальной культуре (униформа, предметы, фиксирующие корпоративный стиль): социально-организующее и/или репрессивное воздействие? (критический подход)

8. «Радио в машине» как социокультурный феномен (сравнительный анализ подходов Ж. Бодрийяра и Дж. Урри)



9. Виртуальные копии материальной культуры: символические и социальные аспекты идеализации и репрезентации (на основе работ Ж. Бодрийяра и теории репрезентации С. Холла)
Требования к эссе изложены в п. 5.1 настоящей Программы.

8.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Понятие материальной культуры

  2. Аспекты и тенденции динамики материальной культуры

  3. Историография: концепции истории материальной культуры и хозяйства

  4. Методы исследования материальной культуры

  5. Основные проблемы, рассматриваемые при изучении объектов материальной культуры

  6. Концепция культурно-хозяйственных типов

  7. Техника и технология как категории социальной антропологии

  8. Вещь в культуре

  9. Знаковые и символические аспекты функционирования вещей в социуме

  10. Одежда и костюм как предмет социологического анализа

  11. Функциональность костюма, социальные и знаковые функции

  12. Применение функционального подхода к исследованию одежды и материальной культуры

  13. Культурные материализм, его возможности и ограничения, в том числе в контексте анализа костюма

  14. Социологический и социально-антропологический (этнографический) подходы к пище и системе питания

  15. Ритуальный аспект пищи

  16. Понятие модели питания, ее социально-экономический и культурно-символический аспекты

  17. Модели питания и системы хозяйства: типология и географическое распространение
  18. Структуралистский анализ пищи и ритуала К. Леви-Стросом


  19. Приготовление пищи и трапеза как социальное взаимодействие

  20. Драматургический подход И. Гоффмана и возможности его использования для анализа трапезы

  21. Понятие и эволюция жилища

  22. Основные типологии жилищ в связи с их социальными функциональностью и символизмом

  23. Соотношение природно-климатических и социальных условий в формировании типа сельского жилища

  24. Специфика городского жилища и тенденции его эволюции в XIX – XX вв. в контексте социальных изменений этого периода

  25. Кросскультурный анализ жилища: примеры этнографических и социологических исследований (социальный заказ, предмет, методы, выводы)

  26. Современное российское жилище

  27. Понятие культурного ландшафта

  28. Поселение: определение и факторы формирования

  29. Классификации поселений: социальные основания

  30. Использование экологического подхода Чикагской школы для анализа жилища в контексте поселения

  31. Концепция социального пространства П. Бурдье и ее применение для исследования жилища

  32. М.Вебер о городе как явлении культуры

  33. Свойства вещей в современной культуре в интерпретации Ж. Бодрийара

  34. Современные коммуникативные технологии и их влияние на культуру как целостность (М. Маклюэн)

  35. Акторно-сетевая теория и возможности ее применения для анализа техники в специалистских практиках: исследование лаборатории Б. Латуром и методологические выводы

  36. Технография повседневных практик – трансформация акторно-сетевой теории



8.3 Задания итогового контроля


Задания итогового контроля проверяют освоение основного материала курса и обязательной литературы. Итоговый контроль проводится в форме аудиторного письменного тестирования. В тесте 20 заданий, в том числе: 15 заданий с выбором одного правильного ответа, 4 задания с кратким регламентированным ответом, 1 задание на установление соответствия. Время выполнения теста 40 минут.

15.Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и семинарских занятиях: Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полнота освоения обязательной и дополнительной литературы, качество выполнения практикумов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,4·Оэссе+ 0,6·k·1/3 (Опрактикум1+ Опрактикум2+ Опрактикум3),

где k - коэффициент за презентацию доклада (см. раздел 8.1.1)

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

итоговый = 0,4·Озачет + 0,4·Отекущий +0,1·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная)

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета арифметический.



На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль в случае сдачи не сданных ранее практикумов и эссе. При этом используется коэффициент k = 0,5. При пересдаче тестирования студент выполняет еще один вариант теста.

16.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Базовый учебник


1. Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006.

10.2 Основная литература


Все источники, включенные в список обязательной литературы, предоставляются студентам в виде электронного ридера и доступны на странице курса на портале ВШЭ http://soc.hse.ru/gsoc/symbols.


  1. Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М. 2004. С. 95-118.

  2. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 2001. С. 18-54.

  3. Бурдье П. Физическое и социальное пространства /пер. Н.А.Шматко // доступно в источниках: Бурдье П. Социология социального пространства. М., СПб., 2007; Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

  4. Васильева Е. "Квартирный ответ" на "квартирный вопрос": представления россиян об идеальном жилье // Социальная реальность. 2007. № 10. С. 26-34.

  5. Вовк Е. Хлеб // Социальная реальность. 2007. № 1. С. 107.

  6. Гоффман И. Закрепление форм деятельности // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 54-117.

  7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 27 – 33.

  8. Гурова О.Ю. «Выглядеть по-русски». Российские мигранты в Финляндии: социальные характеристики и потребление одежды // Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 2. 
С. 17–41.

  9. Гурова О.Ю. Нижнее белье в советской культуре // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 99-114.

  10. ДеСоусей М. Экономика и культура: с грядки на стол // ЭСФорум. 2013 № 1 (32)

  11. Иванова М. Практика заготовок на зиму // Социальная реальность. 2007. № 6. С. 40-43.

  12. Киен Г. Введение. Мобильность, Бытие, Глобальная сеть Глава 2. Сеть и сила. Глобальный ландшафт // Kien G. Global Technography. Ethnography in the age of Mobility NY: Peter Lang 2009. Перевод Е.А. Горячевой, Н.К. Иконниковой [Электронный документ] доступен на странице курса на портале ВШЭ http://soc.hse.ru/gsoc/symbols.

  13. Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006..

  14. Линд Р. и Х. Средний город // Хрестоматия по истории социологии (кафедра общей социологии НИУ ВШЭ)

  15. Лич Э. Культура и коммуникация. М.: Наука, 2001. С. 67-74.

  16. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004. С. 26-33, 37-43. 

  17. Манкевич И.А. Костюмная коммуникация как игра смыслов // Игровое пространство культуры. СПб., 2002. С. 359–362.

  18. Рэдклифф-Браун А. Метод в социальной антропологии. М. 2001. С. 63-66. 

  19. Спенсер Г. Обычаи и приличия // Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998. С. 930-976.

  20. Томас У. Поведенческий паттерн и ситуация // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины ХХ века. М., 2010. С. 185-198.

  21. Харре Р. Материальные объекты в социальных мирах // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006.. С. 118-133.

  22. Шмерлина И. Продукты питания: отечественные и импортные // Социальная реальность. 2007. № 2. С. 23.

  23. Щеглова С.Н. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социс. 2003. № 3. С. 119-122

10.3 Дополнительная литература


  1. Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М. 2004. С. 129-150.

  2. Бойцова О. Изображения в домашнем интерьере // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. Спецвыпуск. С. 87-95.

  3. Воронина Т.А. Традиции в пище русских на рубеже XX – XXI веков // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М.: Наука, 2001. С. 41-72.

  4. Гутов Р., Никифоров А. Бездомность в России: взгляд на проблему // Народонаселение. 2001. № 4. С. 117-121.

  5. де Серто М. Сотворение места // Cегодня. 1996. № 165.

  6. Жилище в России: век XX. Архитектура и социальная история. М., 2001.

  7. Зиммель Г. Рама картины. Эстетический опыт // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006.. С. 48-53.

  8. Коваленко Е.А., Федорец А.В. Бездомность в России: проблематика и методология изучения. М.: Фонд "Институт экономики города", 2006.

  9. Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006.. С. 134-166.

  10. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. 2002. № 5–6 (35). 211-242.

  11. Латур Б. Об интеробъективности // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 169-198.

  12. Леви-Строс К. Мифологики. Том 2. От меда к пеплу. М.-СПб., 2000. С. 15-42, 47-61, 357-399.

  13. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // Советская этнография. 1955. № 4.

  14. Ло Дж. Объекты и пространства // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 223-243.

  15. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К., 2003. С. 58-79, 306-316.

  16. Маклюен М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003. С. 50-57, 87-100, 339-388.

  17. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001. С. 9-23, 191-216, 307-355, 369-381.

  18. Поморов С. Второе жилище горожан, или дом на природе. Урбоэкологические аспекты эволюции городского жилища. Новосибирск, 2004.

  19. Сохань И. Кормовые функции власти http://www.hse.spb.ru/ choice/ material.php?id = 1326808807

  20. Токарев С.А. К методике этнографического изучения культуры // Советская этнография. 1970. № 4.

  21. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 298-340.

  22. Утехин И. Очерки коммунального быта. М., 2001.

  23. Флоренский П.А. Органопроекция // Декоративное искусство. 1969. № 12.

  24. Чеснов Я.В. Историческая этнология. М., 1998.

  25. Шёнбург А. фон Искусство стильной бедности. М.: «Текст», 2008. С. 76-86.



17.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекций и семинаров, представления работ (докладов) студентов используется мультимедийное оборудование. Для организации текущего контроля используются средства LMS. Для организации самостоятельной работы используется страница курса на портале НИУ ВШЭ и LMS.


Смотрите также:
Программа дисциплины «Социальная символика материальной культуры»
311.93kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
437.46kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Социальная психиатрия»
599.49kb.
3 стр.
Программа дисциплины «современная социальная политика»
239.22kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины: Социальная психология (наименование дисциплины) Специальность
1297.15kb.
5 стр.
Программа дисциплины Корпоративная социальная политика для направления 080100. 62 подготовки бакалавра
313.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины этнология и социальная антропология направление подготовки: 030600. 62 История
1080.08kb.
6 стр.
Программа дисциплины этнология и социальная антропология направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование
1080.17kb.
5 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
603.2kb.
5 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
411.4kb.
4 стр.
Рабочая программа по дисциплине «общественные организации и социальная работа» Для специальности 040101 «Социальная работа»
105.44kb.
1 стр.
Программа государственного экзамена
210.71kb.
1 стр.